УДК: 37.01, 371.68; 004.9
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Полякова Т.Н., Фадеева Е. Ю., Ладынина О.А. Физико-математический лицей №239, г. Санкт-Петербург, СОШ № 93, г.о. Тольятти, Федеральный институт развития образования. Россия. Email:[email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Приведен анализ опыта использования электронных учебников в учебном процессе
Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников, апробация электронных учебников
PROS AND CONS OF INTERACTIVE MULTIMEDIA ELECTRONIC TEXTBOOKS. EXPERIENCE OF USING
Polyakov T.N., Fadeev E.Y., Ladynina O.A. Physics and Mathematics Lyceum № 239 g St. Petersburg, Russian Federation. Secondary school № 93, Togliatti, Samara region., The Federal Institute for Educational Development. Russia, Email: [email protected], [email protected], olga.lado @ gmail.com
Abstract. Is discussed the analysis of the experience of using e-books in the learning process Keywords: electronic book, the introduction of e-books, testing electronic textbooks
Основной задачей учителей в проекте апробации электронных учебников в школе является определение учебно-методических и дидактических преимуществ их использования в учебном процессе, в сравнении с классическими школьными учебниками.
Начнем с положительных моментов.
Несомненно, очевидный плюс перехода на ИМЭУ состоит в том, что электронный учебник легкий, заменяет тяжелые бумажные учебники, что значительно снижает физическую нагрузку на позвоночник школьника: вместо комплекта тяжелых учебников дети обходятся рабочими тетрадями по предмету.
Опытом использования ИМЭУ на уроках русского языка в рамках проекта апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников делится Полякова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Физико-математического лицея №239 г. Санкт-Петербург. В лицее использовались электронные учебники на базе ридера Ectaco® jetBook® Color.
В течение первого месяца работы с электронным учебником выяснилось, что он дает возможность ученикам и учителю использовать при подготовке к занятиям и во время уроков дополнительные источники информации. Например, наличие в устройстве двух учебников русского языка для 6 класса, причем разной степени сложности, позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать аналитические формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать задания разного уровня сложности.
Электронный учебник позволяет значительно увеличить объем информации, с которой может работать ученик, как на уроке, так и дома. Помещенные учителем в устройство справочные материалы «Русский язык в алгоритмах» предоставляют возможность повторения изученного в прошлом году (в ИМЭУ для этого необходимо поместить тексты учебника предыдущего класса). Для уроков английского языка в ИМЭУ включен «Разговорник», предоставляющий возможности знакомства с фонетикой.
Электронный учебник позволяет передавать информацию по разным каналам восприятия (текст, изображение и звуковое сообщение), что способствует лучшему усвоению материала.
Однако в процессе эксплуатации электронного учебника были обнаружены, как технические недоработки, так и проблемы содержательного характера.
Проблемы содержания связаны, прежде всего с тем, что электронный контент идентичен по содержанию учебникам на печатной основе, очевидно, что при этом проявляется только одно его положительное качество - малый вес.
Для того чтобы электронный учебник реализовал свои потенциальные возможности необходимо пересмотреть именно содержание и способы подачи учебного материала. Мы можем предложить следующее:
• ученик должен иметь возможность обращаться за информацией не только к учебникам, по которым он учится в этом году, но и ко всем учебникам за прошлые годы;
• в содержание электронных учебников необходимо включить справочную литературу, списки дополнительной литературы и адреса Интернет-сайтов, на которых школьники найдут необходимую им дополнительную информацию;
• в учебники необходимо включать аудиоматериалы: образцы правильного произношения не только иностранной речи, но и русской, терминов, заимствованных слов, актерское исполнение литературных произведений, музыкальные произведения, художественные и анимационные фильмы, театральные постановки и т.п.;
• в учебнике должны быть представлены все литературные произведения, включенные в школьную программу, и произведения для самостоятельного чтения, рекомендованные программой;
• в учебники следует включить и контрольно-измерительные материалы (тесты, проверочные задания и т.п.), причем как с самопроверкой, так и без нее - для итогового контроля;
• в учебники необходимо включить качественные ЭОР;
• учебники по всем предметам необходимо снабдить богатым иллюстративным материалом, сопроводив его вопросами и заданиями;
• все дидактические материалы должны быть дифференцированными.
Очевидно, что эти проблемы должны решаться авторами учебников и
издательствами.
В первые же дни апробации проявился ряд технических недоработок:
• Для открытия нужных текстов требуется очень много времени.
• Устройство не позволяет отмечать необходимые фрагменты текста и делать пометки на полях.
• Нет возможности работать сразу с двумя-тремя страницами. Некоторые упражнения предполагают работу со справочными материалами в конце учебника, что становится нереальным в работе с учебником электронным. Если текст задания расположен на одной странице, а текст упражнения - на другой, задание выполнять сложно.
• К сожалению, цветопередача иллюстраций в электронном учебнике еще хуже, чем в бумажном.
• устройства, заряженные дома, могли в любой момент начать перезагружаться или вообще отключиться. За первый месяц работы из-за технических неполадок пришлось поменять 8 учебников. Это, естественно, не способствовало улучшению качества образовательного процесса, и, по нашему мнению, могло отрицательно влиять на нервную систему ребенка.
Наряду с электронными учебниками ученики иногда, когда это было удобнее, использовали бумажные учебники.
Два месяца апробации позволяют сказать, что электронные учебники предоставляют большие возможности, чем бумажные. Они
• повышают интерес к процессу обучения;
• предоставляют больший объем информации, возможность скачивать из интернета ресурсы учебного назначения;
• дают возможность использования материалов для контроля и самопроверки;
• осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.
Попробуем сравнить указанные плюсы и минусы с теми, на которые обращает
наше внимание методист экспериментальной площадки проекта «Апробация интерактивных мультимедийных электронных устройств в образовательных учреждениях» МБУ СОШ № 93 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Тольятти Самарской области Е.Ю. Фадеева, которая выразила коллективное мнение о ходе апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) на основе устройства PocketBook pro 912.
По мнению учащихся, родителей и административно-педагогического коллектива МБУ СОШ № 93 г.о. Тольятти, высказанному в процессе анкетирования участников проекта, замена классических бумажных учебников электронными учебниками на базе устройства PocketBook pro 912 имеет ряд преимуществ и недостатков:
1. Преимущества:
• сравнительно малый вес (непосредственно сам ридер);
• сочетание компактности и удобного размера (А4 гораздо лучше, чем А5 или меньше);
• простое подключение к компьютеру (порт micro USB)
• возможность установки дополнительного объема памяти (micro sd);
• возможность выхода в интернет (wi-fi);
• наличие Bluetooth;
• возможность воспроизведения звука;
• возможность использования графического редактора;
• возможность работы с устройством как стилусом, так и кнопками управления;
• наличие всех учебников предусмотренных школьной программой (здесь и
сейчас);
• большой объем литературы (литературные произведения: стихи, рассказы, поэмы);
• наличие большого спектра словарей;
• возможность наличия учебников за несколько лет школьной программы;
• поддержка документов формата doc (word) и как следствие возможность закачивания текстовых документов;
• возможность делать закладки, заметки;
• возможность увеличения шрифта текста.
2. Недостатки:
• достаточно тяжелая обложка (по сравнению с самим ридером);
• отсутствие цветности;
• некорректная работа функции «озвучивание текста»;
• замедленная работа и частое отключение или зависание;
• невозможность загрузки и работы некоторых учебников;
• отсутствие поддержки контрольно-тестовых материалов;
• отсутствие поддержки гиперссылок, гипертекста;
• длительный переход (переключения между учебниками, книгами);
• отсутствие возможности делать закладки и заметки в учебниках и книгах определенных форматов (т.е. не во всех);
• отсутствие возможности открытия нескольких страниц или учебников (книг), например использование таблиц или формул из другого параграфа или другого учебника;
• широкий диапазон реагирования стилуса часто вызывает некорректную работу (загрузка другого документа).
Пусть еще не большой, но непосредственный опыт использования ИМЭУ на платформе устройства PocketBook pro 912 и на базе ридера Ectaco® jetBook® Color в образовательном процессе показывает, что замечания и пожелания учителей во многом схожи и можно выделить основные направления развития и совершенствования как технических устройств, которые планируется использовать в качестве платформы для электронных учебников, так и образовательного контента:
• наличие цветного дисплея с хорошей цветопередачей;
• увеличение объема оперативной памяти (скорости открытия файлов, книг, учебников);
• расширение спектра поддерживаемых форматов или возможность установки программного обеспечения для поддержки необходимых форматов;
• возможность одновременной работы с несколькими страницами одного учебника или разными учебниками;
• возможность изменения масштаба иллюстраций;
• возможность использования контента с гиперссылками;
• возможность использования контрольно-тестовых материалов (желательно с автоматической оценкой результативности выполнения, например на основе программы MyTest);
• возможность использования электронной рабочей тетради (с возможностью записи, внесения заметок, вставки скопированного текста из учебника, вписывание частей недостающего текста или пропущенных символов, чисел, формул);
• возможность передачи материалов (работ, тестов, рисунков) на компьютер учителя (ученика) (например посредством использования wi-fi).
На основе обсуждение выявленных преимуществ и недостатков использования интерактивных мультимедийных электронных учебников было высказано предположение, что переход на электронные учебники возможен, но для массового внедрения ИМЭУ в образовательный процесс необходимо совершенствование не только внутреннего содержания (контента), но и самого устройства на котором планируется использование образовательного контента.