ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ
Карабашев О.З.
Карабашев Ойбек Закирович — ассистент, кафедра информационно-коммуникационной технологии,
факультет менеджмента в сельском хозяйстве, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: представлены рекомендации разработчикам образовательного контента, рекомендации по представлению образовательного контента с учетом специфики предметной области и ступени обучения; рекомендации по выбору технологической основы для создания электронного учебника; рекомендации по выбору дизайн-эргономических решений электронного учебника.
Ключевые слова: учебно-методический комплект, мультимедийный и интерактивный образовательный контент, медиаэлемент, масштабирование контента.
УДК 378.168:004
Тенденции развития средств ИКТ позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты планшетных компьютеров, устройств для чтения электронных книг, устройств мобильной связи и т.д. Спектр принципиально новых возможностей, открываемых использованием подобных устройств в сфере образования, чрезвычайно широк. Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к электронному учебнику нового поколения на базе современных мобильных электронных устройств.
Электронный учебник (ЭУ) может быть определен как учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся основным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания. ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику и быть основным компонентом информационно-образовательной среды (ИОС), ориентированной на осуществление образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий и на применение современных форм и методов обучения. ЭУ является центральным компонентом современного учебно-методического комплекта (УМК) - открытой системы печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов [1].
ЭУ на базе современного мобильного устройства способен:
1) выполнять все функции, присущие бумажному учебнику;
2) обеспечивать широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации;
3) служить основой создания активно-деятельностной познавательной среды для учащегося за счет возможности осуществления информационно-поисковой деятельности, моделирования, тренировочной учебной деятельности и контроля знаний, поддержки творческой деятельности с элементами контента;
4) выполнять функцию навигатора по электронным материалам УМК;
5) поддерживать возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
6) обеспечивать комфортные, интуитивно понятные учащемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом, как во время аудиторных занятиях, так и при самостоятельной работе. Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС как система управления обучением и управления образовательным контентом способно обеспечивать:
1) возможность управления учебным процессом за счет взаимодействия персональных мобильных устройств учащихся, компьютера или мобильного устройства преподавателя и других средств обучения на базе ИКТ в едином информационном пространстве класса;
2) возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;
3) возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и учеников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности. ЭУ может поддерживать технологию загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи [2].
Рассмотрим основные требования к формам представления образовательного контента ЭУ.
ЭУ содержит мультимедийный и интерактивный образовательный контент. Типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУ являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический реалистический и синтезированный визуальный ряд (фотографии, 2D-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видео опыты, видео-экскурсии, 3D-фотопанорама с приближением/удалением, 2D-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по 3D-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.); звуковой ряд (аудио фрагменты). Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике, целесообразно иллюстрировать динамическим видеорядом. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей и иных объектов виртуальной реальности. При изучении сложных связей между явлениями и процессами (например, в предметах естественнонаучной области содержания образования) целесообразно использовать интерактивные параметрические модели, изменяемые параметры которых отражаются в результатах работы модели, обеспечивая визуализацию явления или процесса. Звуковой ряд может включаться в ЭУ для: представления звуковых объектов (звуки природы, технических устройств; музыка, речь и проч.); дублирования текстовых описаний; подачи специальных сигналов, комментирующих действия пользователя и т.п. Образовательный контент ЭУ может включать как все представленные выше компоненты, так и их часть. Выбор конкретных решений для представления образовательного контента должен осуществляться с учетом специфики ступени образования и предметной области (предмета) и быть педагогически целесообразным: каждый используемый компонент должен вносить новое качество в изложение материала; в противном случае рекомендуется воздержаться от его использования. Уровень интерактивности тех или иных компонент контента ЭУ должен определяться возрастными особенностями обучающихся и спецификой предметной области, быть педагогически целесообразным.
Представим основные требования к эргономике ЭУ. Структурирование контента. Текст ЭУ разделяется на параграфы, соответствующие темам изучаемого содержания предмета, одному или нескольким урокам в соответствии с программой обучения. Текст параграфов структурируется с помощью заголовков, подзаголовков, списков, таблиц. Медиаэлементы могут как полностью воспроизводиться на странице ЭУ, так и открываться в отдельном окне по клику на соответствующую миниатюру (превью) или пиктограмму (иконку) на странице ЭУ. Пояснительные тексты могут быть реализованы в форме всплывающих подсказок, появляющихся при активизации соответствующего слова
10
(словосочетания) или изображения (фрагмента изображения). Оптимальное использование экранного пространства может достигаться за счет: использования всплывающих подсказок над словами, фрагментами изображений и формулами; масштабирования иллюстраций, слайд-шоу; использования всплывающих окон; возможности декомпозиции блок-схем, схем строения (устройства) природных и техногенных объектов и пр.; миниатюризации элементов навигации. Навигационный компонент интерфейса. Ключевым компонентом интерфейса ЭУ, воспроизводимого на мобильном устройстве, являются навигационные элементы и элементы управления контентом, взаимодействие с которыми учащийся осуществляет не манипулятором («мышь», «трекбол» и др.), а пальцем. В связи с этим размеры элементов управления должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностях учащихся [3].
В ЭУ должны быть реализованы возможности навигации по пользовательским закладкам и пользовательским заметкам.
При разработке электронных учебников рекомендуется опираться на его типовую модель, учитывать специфику предметной области и ступени обучения, в том числе количественные характеристики контента типового параграфа электронного учебника.
Список литературы
1. Босова Л.Л. и др. Типовая модель электронного учебника / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2012. № 2 (46).
2. Владимирова Л.П. Электронный учебник: проблемы и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА В2В РЫНКЕ В РОССИИ Хавтаси Н.В.
Хавтаси Нино Владимировна - магистрант, факультет технологического менеджмента и инноваций, Государственный университет информационных технологий, механики и оптики,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье проанализирован рынок электротранспорта индивидуального пользования на зарубежном и российском рынках с целью определения потенциального развития в В2В сегменте. Были проведены кабинетные исследования, а также экспертные интервью с представителями индустрии и потенциальными потребителями В2В рынка.
Ключевые слова: анализ, маркетинг, развитие, тенденции, В2В рынок, потребители, электротранспорт.
Рынок электротранспорта на сегодняшний день активно развивается под воздействием таких основных факторов как: мировая экологическая проблема, проблема «последней мили» больших городов с высокоразвитой и загруженной транспортной инфраструктурой, а также проблема оптимизации дорожного движения и потребность в оптимизации работы компаний.
Особенно развит Китайский, Европейский и Американский рынки электротранспорта. Российский рынок является молодым по отношению к зарубежному. Как отмечают эксперты индустрии, на данный момент рынок электротранспорта в России
11