Научная статья на тему 'Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов'

Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / сценарии использования электронного учебника / структура электронного учебника / конструирование электронного учебника / границы применения ИКТ в учебном процессе / Learning management system / information and communication technologies (ICT) / scenarios of use of the learning management system / structure of the learning manage- ment system / creation of the electronic textbook / boundaries of use of ICT in the educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я. Г. Мартюшова

Введение. Многообразие программных средств создания электронных учебников, принятый государством курс на информатизацию общества и введение инноваций во все сферы общественной жизни, включая образование, повсеместное активное использование в университетах информационных технологий в учебном процессе влечет необходимость формулирования общих принципов построения вузовских электронных учебников, основанных на закономерностях дидактики. Цель статьи — выявление особенностей процесса создания электронного учебника для студентов технических университетов, анализ каждого этапа этого процесса, анализ и сравнение результатов научных исследований в области современного электронного учебника для общего образования, обоснование возможности переноса их в область конструирования вузовского учебника при соответствующем расширении и конкретизации, разработка теоретических оснований конструирования электронного учебника для студентов университетов. Методология и методы исследования. В статье использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, моделирования процесса конструирования электронного учебника. Результаты исследования. Процесс создания электронного учебника можно разделить на несколько этапов: определение цели и сценариев его использования, определение структурных компонентов учебника, отбор учебного материала и его структурирование, и, в последнюю очередь, создание программного продукта непосредственно. В статье дается обоснование выбора дидактического подхода к процессу обучения в вузе, предлагается сценарный подход к структурированию учебного материала, основанный на моделировании использования электронного учебника разными субъектами учебного процесса, обосновывается необходимость классификации учебных предметов по ведущему компоненту содержания образования, описываются границы применения электронного учебника, поясняется возможность использования потенциала математических методов обработки и структурирования информации при решении дидактических задач. В заключении статьи формулируются теоретические положения, нормирующие процесс конструирования электронного учебника для студентов университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF CREATION OF LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Introduction. The variety of software of creation of learning management systems, the course towards informatization of society accepted by the state and introduction of innovations to all spheres of public life, including education, universal active use at the universities of information technologies in educational process, attracts need of formulation of the general principles of creation of the high school learning management systems learning management systems based on regularities ofdidactics. Purpose of the article identification of features of process of creation of learning management systems for students of the technical universities, the analysis of each stage of this process, the analysis and comparison of results of scientific research in the field of the modern learning management systems for the general education, justification of a possibility of their transfer in the field of designing of the high school textbook at the corresponding expansion and a specification, development of the theoretical bases of creation of the electronic textbook for students of the universities. Research Methods. In the article the methods of the comparative and comparative analysis of scientific literature, modeling of process of designing of learning management systems are used. Results. The process of creation of learning management systems can be divided into several stages: definition of the purpose and scenarios of use, definition of structural components of the textbook, selection of a training material and its structuring, and, in the last turn, creation of the software product directly. In article justification of the choice of didactic approach to process of training in higher education institution is given, the scenario approach to structuring a training material based on modeling of use of the electronic textbook from various subjects of educational process is offered, need of classification of subjects by the leading component of content of education is proved, borders of application of the electronic textbook are described, the possibility of use of potential of mathematical methods of processing and structuring information at the solution of didactic tasks is explained. Conclusions. In the conclusion of the article the theoretical provisions normalizing process of creation of learning management systems for students of the universities are formulated.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 DOI 10.24411/2224-0772-2018-10010

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Я. Г. Мартюшова

Старший преподаватель кафедры теории

«Московский авиц™

ный институт» цесса E-mail: ma1554@mail.ru

Yanina G. Martyushova

Введение. Многообразие программных средств создания электронных учебников, принятый государством курс на информатизацию общества и введение инноваций во все сферы общественной жизни, включая образование, повсеместное активное использование в университетах информационных технологий вучебном процессе влечет необходимость формулирования общих принци- вероятностей и мте-пов построения вузовских электронных учебни-ма ков, основанных на закономерностях дидактики.

Цель статьи— выявление особенностей про-создания электронного учебника длястуден-тов технических университетов, анализ каждого этапа этого процесса, анализ и сравнение результатов научных исследований в области совре- Theory mit менного электронного учебника для общего обра- Modelmg'Moscow

Г J ' ' Aviation Institute

зования, обоснование возможности переноса их (Nati°ial Research в область конструирования вузовского учебника

при соответствующем расширении и конкретизации, разработкатеоретических оснований конструирования электронного учебника для студентов университетов.

Методология и методы исследования. В статье использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, моделирования процесса конструирования электронного учебника.

Результаты исследования. Процесс создания электронного учебника можно разделить на

University), Russia

E-mail: ma1554@mail.ru

Как цитировать статью: Мартюшова Я. Г. Теоретические основания конструирования электронных учебников для студентов технических университетов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1,

№ 5 (54). С. 151-165. Б01 10.24411/2224-0772-2018-10010

несколько этапов: определение цели и сценариев его использования, определение структурных компонентов учебника, отбор учебного материала и его структурирование, и, в последнюю очередь, создание программного продукта непосредственно. В статье дается обоснование выбора дидактического подхода к процессу обучения в вузе, предлагается сценарный подход к структурированию учебного материала, основанный на моделировании использования электронного учебника разными субъектами учебного процесса, обосновывается необходимость классификации учебных предметов по ведущему компоненту содержания образования, описываются границы применения электронного учебника, поясняется возможность использования потенциала математических методов обработки и структурирования информации при решении дидактических задач.

В заключении статьи формулируются теоретические положения, нормирующие процесс конструирования электронного учебника для студентов университетов.

Ключевые слова: электронный учебник, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), сценарии использования электронного учебника, структура электронного учебника, конструирование электронного учебника, границы применения ИКТ в учебном процессе.

Введение. Принятый государством курс на информатизацию общества и введение инноваций во все сферы общественной жизни, включая образование, многообразие программных средств создания электронных учебников, наличие в вузах специалистов, занимающихся цифровыми технологиями в связи со своими прямыми обязанностями, влечет необходимость формулирования общих принципов построения вузовских электронных учебников, основанных, в первую очередь, на закономерностях дидактики, а не только на технических возможностях программирования.

В педагогической литературе конструирование электронных учебников часто рассматривается в связи сизучением общей проблемы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, а также вопросов создания различного рода программных продуктов, предназначенных для повышения эффективности учебного процесса. Информатизация образованияявляется предметом исследования многих современных ученых, среди которых С. А. Бешенков, Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Е. О. Иванова, В. П. Кулагин, В. В. Нейханов, Б. Б. Овезов, И. М. Осмоловская, И. В. Роберт и др. В работах указанных авторов

отмечено, что большая эффективность ИКТ может быть достигнута в сочетании с преимуществами индивидуализации и дифференциации, чему способствует наличие целого спектра программных средств, которые можно классифицировать по методическому назначению, как это сделано в работах И. В. Роберт: обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые или информационно-справочные, имитационные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые, досуговые [9]. Л. Х. Зайнутдиновой в процессе исследования построения дидактических интерактивных программных систем (ДИПС) для студентов технических университетов эта типология была расширена добавлением многоцелевых ДИПС, в число которых входят электронные учебникииобучающиесистемы различныхтипов: автоматизированные, экспертные, интеллектуальные [3].

Тенденция информатизации общества в целом и области образования в частности полностью поддерживается со стороны государства. Примером может служить Программа «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [10], ее частью является проект «Цифровая школа», рассчитанный на периодс 2018 по 2025 год, врамках этого проекта предлагается к декабрю 2020 года частично избавиться от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы, уучениковбудут«сертифицированныевустановленном порядке устройства персонального доступа». Традиционные издания на бумаге планируется заменить на электронные, речь идет об электронной форме учебника, которая функционально отличается от электронного учебника.

Основное отличие электронного учебника от электронной формы учебника — его интерактивность, а также отмеченные выше возможности индивидуализации и дифференциации обучения, при его создании появляются дополнительные задачи, в то время как электронная форма учебника полностью соответствует печатному изданию по набору дидактических задач, отличаясь, как правило, только наличием гиперссылок для облегчения поиска нужной страницы или раздела. Современный электронный учебник (ЭУ) — «учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды» [1, стр. 8]. Электронный учебник может задавать

траекторию учебного процесса для каждого обучающегося.

Цель статьи — выявление особенностей процесса создания электронного учебника для студентов университетов, анализ каждого этапа этого процесса, анализ и сравнение результатов научных исследований в области современногоэлектронного учебника для общего образования, обоснование возможности переноса их в область конструирования вузовского учебника при соответствующем расширении и конкретизации, разработка теоретических оснований конструирования электронного учебника для студентов технических университетов.

Результаты исследования. Процесс создания электронных учебников, адресованных студентам технических вузов, имеет некоторые особенности, лежащие в плоскости как целей обучения, так и психологии. Высшие учебные заведения, в отличие от общеобразовательных, не имеют столь жесткую регламентацию со стороны государства по выбору средств обучения, поскольку дают узкое профессиональное образование. С последним связаны цели образования — подготовка компетентных профессиональных кадров для той или иной отрасли общественной жизни, способных к дальнейшему повышению своей квалификации, непрерывному образованию в процессе трудовой деятельности. Специфика технического образования определяется принадлежностью изучаемых дисциплин к определенному типу, связанному с получаемой специальностью (это либо конструктор, создающий технические устройства или сооружения, или эксплуатационник, занятый их применением, эксплуатацией). В университеты проводится отбор абитуриентов, таким образом, студентом становится человек, сделавший уже свой выбор в пользу определенной специальности, в большинстве случаев мотивированный к учению. Кроме того, надо учесть возраст обучающихся. Для многих период обучения в университете, с 17-18 до 23-24 лет,— это период перехода от психологии подростка к психологии взрослого человека [14]. Все указанные выше особенности необходимо учитывать при разработке электронных средств обучения.

Процесс создания электронного учебника можно разделить на несколько этапов: определение цели и сценариев использования, определение структурных компонентов учебника, отбор учебного материала и его структурирование и, в последнюю очередь, создание программного продукта непосредственно. Это деление условно, поскольку все этапы взаимосвязаны.

Цели обучения в школе и вузенесколько отличаются. Если выпускник школы в идеале— гармоничноразвитая личность, обладающая неким интеллектуальным потенциалом, то выпускник высшего учебного заведения является преждевсегоспециалистом, обладающим профессиональными и коммуникативными компетенциями, имеющим соответствующие моральные принципы. Отсюда следует необходимость использования компетентностного подхода к процессу обучения, согласно которому конечная цель образования формулируется в виде профессиональных компетенций. В понятие «компетенция» входит способность специалиста решать задачи, связанные с его трудовой деятельностью, а также способность к самосовершенствованию, приобретению новых знаний, умение эффективно работать в коллективе. Например, в компетенции инженера со степенью бакалавра входит умение моделировать тот или иной производственный процесс с помощью математического и физического аппарата. Цель обучения отдельным предметам, математике и физике в рассматриваемом случае, не может быть сформулирована таким образом, так как любая профессиональная компетенция формируется поэтапно. Цель обучения применительно к определенной учебной дисциплине конкретизируется на предметном уровне, складывается из компетенций, связанных с конкретной учебной дисциплиной. Например, в умение моделировать входит и умение записать существующие зависимости величин в виде функций, описать динамический процесс на языке дифференциальных уравнений, используя знания физических законов, и такие общие компетенции, как способность к анализу, синтезу, сравнению и др.

Конечной целью учебной деятельности, организуемой с помощью электронного учебника, является не полное формирование той или иной профессиональной компетенции, а формирование иных учебных компетенций, связанных с данным предметом. Отбор содержания электронного учебника, выбор сценариев его использования проводятся в соответствии с целью, поставленной таким образом.

Для создания активно-деятельностной образовательной среды, реализации всех возможных вариантов использования электронного учебника в учебном процессе отобранный согласнонормирующимдидактическим основаниям [4, с. 93] учебный материал необходимо структурировать, предусмотреть заранее, еще на этапе проектирования, каким образом он будет включен в учебную деятельность, определив функциональное

назначение каждой структурной единицы.

За основу можно взять структурные единицы электронного учебника, предложенные коллективом авторов Федерального института развития образования в составе Л. Л. Босовой, С. М. Авдеевой, А. Н. Лейбович, Н. В. Тарасовой, К. В. Тарасовой, В. В. Волкова и др. В их работах в струк-туруэлектронного учебника входят следующих компоненты:

«1) основной материал, обеспечивающий изложение содержания учебного предмета;

2) дополнительный материал, расширяющий и углубляющий основную часть;

3) пояснительные тексты;

4) аппарат организации усвоения учебного материала, возможно, дополненный инструментарием для сбора и хранения статистической информации о результатах прохождения учебного материала;

5) навигационный аппарат, обеспечивающий поиск информации и переход от одного элемента к другому» [1, с. 10-11].

Это деление на структурные единицы универсально, проведено без учета специфики учебного предмета, для которого предназначен электронный учебник, но как содержание, так и организация усвоения учебного материала во многом зависят от типа учебного предмета. В процессе конструирования функциональная структура ЭУ нуждается в дополнении и конкретизации.

Возникает необходимость классификации учебных предметов с целью выявления общих подходов к построению электронного учебника, максимально эффективно использующего возможности ИКТ, так как каждомутипу предмета соответствует своясистемасредств организации передачи и усвоения его содержания, определяющая набор возможных сценариев использования ЭУ на практике.

Типологию учебных предметов целесообразно проводить в соответствии с ведущим компонентом содержания образования, в качестве которого могут выступать предметные научные знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценност-ныеотношения. Этаклассификацияоснована накультурологической концепции содержания образования, разработанной под руководством И. Я. Лернера, В. В. Краевского, М. Н. Скаткина в восьмидесятых годах XX века. Согласно культурологической концепции, источником содержания образования является накопленный обществом социальный

опыт, состоящий из четырех указанных выше элементов, каждый из которых представляет собой особый вид содержания. При этом «все четыре компонента не только необходимы, но также и достаточны» [12, с. 151] для полноты содержания учебного предмета и учебника как средства, его фиксирующего. Разделив учебные предметы на группы по ведущему компоненту, получим четыре типа учебных предметов, имеющих общие цели, принципы конструирования содержания и организации учебного процесса.

Мы рассматриваем процесс построения электронного учебника на примере технического университета, выпускник которого приобретает квалификацию «Инженер», снабженную определенной конкретной специализацией, большинство осваиваемых студентом в годы обучения учебных предметов, таких как математика, инженерная графика, электротехника и многие другие, имеют ведущий компонент — «способы деятельности», что определяет как структуру учебного процесса, так и функциональные компоненты структуры электронного учебника.

При том что электронный учебник адресован прежде всего студенту, в современное информационное образовательное пространство вуза входят и другие субъекты процесса образования — преподаватели, администрация. Электронный учебник вместе с активно развивающимися электронными управляющими оболочками — многофункциональная система, нацеленная на решение множества задач, стоящих перед всеми субъектами образовательного процесса, которые по отношению к ЭУ являются его пользователями. Для каждого субъекта процесса обучения, то есть для каждой категории пользователей электронного учебника, на этапе его создания необходимо заранее прописать возможность различных сценариев использования.

Электронный учебникможнорассматривать каксредство организации самостоятельной работы студентов с индивидуальной дозированной педагогической помощью, обеспечить которую, используя только печатное издание, затруднительно. Если рассматривать ЭУ по предметам с основным компонентом содержания «способы деятельности», то к основному материалу относятся не только основы наук, но и типовые задачи, используемые в процессе усвоения способов деятельности как элемент ориентировки. Сценарийпроцесса усвоения студентом учебного материала может включать в себя, в общем случае, изучение теоретической части и последовательное выполнение практических заданий трех

типов: тестирующие, задания для самообучения и контролирующие задания. Задания первого типа нужны для оценки готовности пользователя к усвоению очередного отрезка учебного материала, понимания основныхположений теоретической части. Спомощью обучающих задач происходит формирование умений и навыков, педагогическая помощь в решении этих задач может включать наводящие вопросы, ссылки на теоретические положения, обращения к типовым примерам и, наконец, подробное решение задачи. Задачи, предназначенные для контроля и самоконтроля, никаких «подсказок» не имеют. Систему задач можно дополнить задачами творческими, к которым студент обращается по своему выбору.

С помощью современного электронного учебника преподаватель может проводить очный и заочный контроль знаний студентов, динамически анализировать статистику их работы. К сценариям использования ЭУ преподавателем также относится процесс автоматизированного составления контрольных и тестовых заданий с учетом уровня сложности и лимита времени на их выполнение.

Возможно использование электронного учебника студентом и преподавателем в качестве справочника, так как поиск информации в электронном виде требует минимума времени. Этот сценарий использования ЭУ наиболее очевиден и требует только наличия интерактивного оглавления с гиперссылками.

С точки зрения администрации разного уровня, от куратора до декана, возникает необходимость мониторинга учебного процесса в течение семестра, когда можно еще принять меры, позволяющие уменьшить количество неуспевающих студентов.

В большинстве сценариев используется блок статистической информации, к которой относятся оценки и время выполнения заданий студентами, активность их в течение семестра, результаты контрольных мероприятий и посещаемость (для студентов дневной формы обучения).

Успешнойреализации указанныхвышесценариевспособствуетнали-чие блока оценочных средств. В его функции входит оценка сложности каждого задания на основе статистической информации о количестве студентов, которые выполнили его правильно, и времени, затраченном на решение; оценка уровня знаний пользователя, исходя из тех же параметров; получение предварительной рейтинговой оценки, соответствующей предусмотренной ФГОС рейтинговой форме контроля.

Использование статистических методов обработки информации о работе пользователей позволяет организовать обратную связь и придать электронному учебнику адаптивные свойства, то есть дать возможность автоматического изменения набора контента и корректировки сценария его использования в зависимости от выявленного уровня знаний и способностей обучающегося.

Сценарный подход к определению структуры электронного учебника заключается в следующем: тип учебного предмета обусловливает сценарии использования электронного учебника различными субъектами процесса обучения, что определяет функциональные элементы структуры электронного учебника. Например, для электронного учебника, ориентированного на формирование способов деятельности, к функциональным структурным единицам относятся:

«1) основной материал, снабженный пояснительными текстами и интерактивными иллюстрациями, включающий теоретические положения и комплекс типовых задач;

2) дополнительные материалы в виде аудио- и видеофрагментов, познавательных материалов, раскрывающих историю научной мысли, способы научного познания и др.;

3) практическая часть, состоящая из блоков тестирующих, обучающих и контролирующих уровень усвоения учебного материала задач, творческих задач по выбору студента;

4) блок статистической информации о результатах использования студентами электронного учебника;

5) блок средств оценки сложности задач, уровня усвоения учебного материала студентами» [7].

В процесс конструирования учебника вовлекаются не только специалисты в узкой предметной научной сфере, электронный учебник должен быть продуктом совместной работы специалистов в области дидактики, психологов и, что немаловажно, команды программистов, отвечающих за конечную реализацию проекта.

Природа электронного учебника двойственна изначально, возможно, также и по этой причинесуществует множество определений, зависящих от того, специалистом в какой области знаний оно сформулировано. По назначению, цели использования электронный учебник является средством обучения и, как любой учебник, носителем содержания образования; по своей форме, физическому представлению—это программный

продукт. То есть электронный учебник со времени своего изобретения является и предметом исследования дидактики, и результатом исследований в области информационных технологий.

В настоящий момент исследования, связанные с процессом создания электронного учебника, полидисциплинарны [8], так как электронный учебник, а также процесс его конструирования и использования на практике изучаются одновременно несколькими научными дисциплинами: дидактикой, психологией, информатикой, вычислительной математикой. При этом существуют предпосылки для проведения междисциплинарных исследований и проектов, объединяющих усилия не только педагогов и психологов, психофизиологов, но и специалистов по информационным технологиям и прикладной математике, достижения которых в настоящее время используются в целях дидактики [13].

Междисциплинарные проекты в сфере образования осуществляются в западных странах при поддержке научных фондов с начала 2000-х годов, обзор основных принципов их организации и осуществления был сделан И. А. Тагуновой [11]. В России таким примером может быть упомянутый выше проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

На уровне университета предметом междисциплинарного исследования может служить электронный учебник, от проблемы его проектирования до использования. Форма и последовательность подачи учебного материала подчинена дидактическим и психологическим закономерностям, представление информации на экране определяется закономерностями восприятия, создание программной оболочки происходит с использованием информационных технологий, что требует построения различного рода математических моделей.

В частности, для облегчения программной реализации, придания учебнику адаптивных свойств и обеспечения возможности генерирования индивидуальных образовательных траекторий необходимо структурировать учебный материал более детально, чем при разбиении на функциональные единицы.

Графоориентированный подход к структурированию учебного материала позволяет построить индивидуальные траектории обучения, использовать личностно-ориентированный подход к обучению, то есть учитывать личностные особенности обучающихся, их уровень учебной подготовки и особенности психологии.

Суть графоориентированного подхода[5] заключается ввозможности представления различных учебных сценариев и траекторий прохождения курса в виде ориентированного взвешенного графа. В вершинах графа находятся элементы контента (задачи, разного рода тесты, теоретические положения, творческие задания и др.), направленность дуг определяет последовательность прохождения этих элементов, а точки ветвления адаптируют процесс обучения под личностные особенности обучающегося.

Используя математическую теорию графов, мы решаем следующие дидактические задачи: 1) построение индивидуальных наборов заданий требуемого уровня сложности для контроля сформированности учебных компетенций пользователей (в этом случае в качестве весов дуг графа используется сложность заданий); 2) построение индивидуальных учебных траекторий пользователей, позволяющих обеспечить наиболее эффективное усвоение учебного материала (выбор дуги графа осуществляется интерактивно, в зависимости от ответа обучающегося); 3) адаптация контента электронного учебника для конкретной аудитории пользователей (осуществляется пересчет весов сложности заданий, вводятся веса, связанные с учебными компетенциями, временем прохождения теста и др.). Возможны и другие аспекты использования теории графов, связанные в числе прочего с технической реализацией проекта.

При всех положительных моментах применения ИКТ существуют и ограничения в использовании электронных устройств, зафиксированные прежде всего в санитарных правилах и нормативах [2], поскольку электромагнитное поле широкополосного спектра частот ПЭВМ отрицательно влияет на здоровье человека, неограниченная по времени работа за компьютером в некомфортных условиях может способствовать дегенеративно-дистрофическим заболеваниям сетчатки глаз, вызвать расстройства вегетативной нервной системы. Но стоит заметить, что разного рода цифровые технические устройства постоянно совершенствуются, зачастую нормативные документы не успевают привести в полное соответствие с реальной ситуацией.

Для предотвращения негативных последствий возникает необходимость определения границ использования в учебном процессе ИКТ вообще и электронного учебника в частности. Прежде всего, ЭУ применяется в педагогически обоснованном случае, при возникновении таких задач, решение которых невозможно или затруднительно осуществить

с помощью печатного издания. Использование ИКТ оправдано, если этот процесс проходит в сочетании с преимуществами индивидуализации и дифференциации [9].

Но в реальности может сложиться ситуация, в которой применение электронных средств обучения просто невозможно — все носители электронной информации связаны с наличием электрической энергии, печатное издание от нее не зависит.

Выше была отмечена мобильность и легкость изменения контента электронного учебника, что затрудняет процесс его рецензирования. Традиционная строгая система, регламентирующая издание учебников и учебных пособий, предполагающая контроль соответствия их государственным стандартам, позволяет отслеживать качество учебных материалов. Если рассматривать печатное издание как основной источник контента электронного учебника, то таким образом можно заранее определить качество его содержания.

Единство печатной и электронной версий влечет появление дополнительных взаимосогласованных требований к тому и другому средству обучения [6]. Традиционное печатное издание как источник образовательного контента электронного учебника имеет некоторые особенности структурирования содержания: блочная структура материала, сквозная нумерация теоретических положений, задач разного назначения, упражнений, возможность разбиения системы задач на подсистемы, полный глоссарий терминов и др.

Чтобысочетать всеположительныесторонытрадиционногопечатного издания и электронного учебника, для создания активно-деятельност-ной образовательной среды целесообразно использовать полноценный учебно-методический комплекс (УМК), который может включать в себя и другие компоненты: хрестоматии, сборники упражнений, справочные издания, при этом как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Использование в составе УМК вуза комплекта печатного издания и электронного учебника, особенно в сетевом доступе, позволит строить учебный процесс более эффективно, создавать обучающимся более комфортные условия, варьировать способы получения информации, использовать средства современных ИКТ, только если это педагогически оправдано, избежать негативного влияния ИКТ на здоровье учащихся.

Заключение. Таким образом, теоретическими основаниями, нормирующими процесс конструирования электронных учебников для

студентов технических университетов, являются:

1. системно-деятельностный / компетентностный подход к процессу обучения студентов технического университета;

2. классификация учебных предметов согласно культурологической концепции, по ведущему компоненту содержания образования;

3. наличие в каждом предмете, а значит и в учебнике, всех четырех компонентов содержания образования: знаний о мире, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности;

4. сценарный подход к определению функциональных элементов структуры электронного учебника;

5. графоориентированный подход к структуризации учебного материала и построению индивидуальных траекторий обучения с учетом личностных особенностей студента;

6. наличиекомплекта средств обучения, состоящего изэлектронного учебника и печатного издания, которые отвечают согласованным требованиям;

7. наличие в структуре электронного учебника функционального блока, в котором реализуются статистические методы обработки информации о работе пользователей.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-07-00617А.

Литература

1. Босова Л. Л., Авдеева С. М., Лейбович А. Н. и др. Электронные учебники. Вопросы разработки, внедрения и использования интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. 88 с.

2. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901865498 (дата обращения: 10.07.2018).

3. ЗайнутдиноваЛ. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 363 с.

4. ИвановаЕ. О., Осмоловская И. М., ШабалинЮ.Е. Конструирование учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде: монография. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. 188 с.

5. Мартюшова Я. Г. Применение графоориентированного подхода к конструированию электронного учебника: материалы XII международной конференции по прикладной математике и механике в аэрокосмической отрасли, Крым, Алушта, 24-31 мая 2018 г. С. 734-736.

6. Мартюшова Я. Г. Согласование требований к печатному изданию и электронному учебнику на его основе как составным частям современного УМК // Инновации в образовании. 2017.

№ 7. С. 10-20.

7. Мартюшова Я. Г. Сценарный подход к разработке и использованию электронного учебника в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, N° 6. С. 45-55.

8. Осмоловская И. М. Развитие дидактического знания в междисциплинарных исследованиях // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9, N° 1. С. 89-96.

9. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140с.

10. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-образова-тельная-среда (дата обращения: 18.06.2018).

11. Тагунова И. А. Некоторые аспекты междисциплинарных исследований в сфере образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 6 (45). С. 27-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

13. Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 199p.

14. Sawyer Susan M., Azzopardi Peter S., Wickremarathne Dakshitha, et al. The age ofadolescence // The Lancet Child & Adolescent Health. 2018. Vol.2, Issue 3. P. 223-228.

THEORETICALBASES OF CREATION OF LEARNINGMANAGEMENTSYSTEMS FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Introduction. The variety of software of creation of learning management systems, the course towards informatization of society accepted by the state and introduction of innovations to all spheres of public life, including education, universal active use at the universities of information technologies in educational process, attracts need of formulation of the general principles of creation of the high school learning management systems learning management systems based on regularities ofdidactics.

Purpose of the article - identification of features of process of creation of learning management systems for students of the technical universities, the analysis of each stage of this process, the analysis and comparison of results of scientific research in the field of the modern learning management systems for the general education, justification of a possibility of their transfer in the field of designing of the high school textbook at the corresponding expansion and a specification, development of the theoretical bases of creation of the electronic textbook for students of the universities.

Research Methods. In the article the methods of the comparative and comparative analysis of scientific literature, modeling of process of designing of learning management systems are used.

Results. The process of creation of learning management systems can be divided into several stages: definition of the purpose and scenarios of use, definition of structural components of the textbook, selection of a training material and its structuring, and, in the last turn, creation of the software product directly. In article justification of the choice of didactic approach to process of training in higher education institution is given, the scenario approach to structuring a training material based on modeling of use of the electronic textbook from various subjects of educational process is offered, need of classification of subjects by the leading component of content of education is proved, borders of application of the electronic textbook are described, the possibility of use of potential of mathematical methods of processing and structuring information at the solution of didactic tasks is explained.

Conclusions. In the conclusion of the article the theoretical provisions normalizing process of creation of learning management systems for students of the universities are formulated.

Keywords: Learning management system, information and communication technologies (ICT), scenarios of use of the learning management system, structure of the learning management system, creation of the electronic textbook, boundaries of use of ICT in the educational process.

References

• BosovaL. L., AvdeevaS. M., LejbovichA.N. i dr. Elektronnye uchebniki. Voprosyrazrabotki, vnedreniya i ispol'zovaniya interaktivnyh mul'timedijnyh elektronnyh uchebnikov novogo pokoleniya dlya obshchego obrazovaniya na baze mobil'nyh ehlektronnyh ustrojstv. M.: Federal'nyj institut razvitiya obrazovaniya, 2013. 88 s. [In Rus].

• Gigienicheskie trebovaniya k personal'nym elektronno-vychislitel'nym mashinam i organizacii raboty: SanPiN2.2.2/2.4.1340-03 [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (data obrashcheniya: 10.07.2018). [In Rus].

• IvanovaE.O., OsmolovskayaI. M., Shabalin Yu.E. Konstruirovanie uchebnikov dlya realizacii processa obucheniya v informacionno-obrazovatel'noj srede: monografiya. M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2017. 188 s. [In Rus].

• Martyushova Ya. G. Primenenie grafoorientirovannogo podhoda k konstruirovaniyu elektronnogo uchebnika: materialy XII mezhdunarodnoj konferencii po prikladnoj matematike i mekhanike v aehrokosmicheskoj otrasli, Krym, Alushta, 24-31 maya 2018 g. S. 734-736. [In Rus].

• Martyushova Ya.G. Scenarnyj podhod k razrabotke i ispol'zovaniyu elektronnogo uchebnika v vuze // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T.22, № 6. S. 45-55. [In Rus].

• Martyushova Ya.G. Soglasovanie trebovanij k pechatnomu izdaniyu i elektronnomu uchebniku na ego osnove kak sostavnym chastyam sovremennogo UMK // Innovacii v obrazovanii. 2017. № 7. S. 10-20. [In Rus].

• Osmolovskaya I. M. Razvitie didakticheskogo znaniya v mezhdisciplinarnyh issledovaniyah // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. T.9, № 1. S. 89-96. [In Rus].

• Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 199 p.

• Robert I. V. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. M.: IIO RAO, 2010. 140 s. [In Rus].

• Sawyer Susan M., Azzopardi Peter S., Wickremarathne Dakshitha, et al. The age of adolescence // The Lancet Child & Adolescent Health. 2018. Vol.2, Issue 3. P. 223-228.

• Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii: proekt [Elektronnyj resurs]. URL: https://minobmauki.rf/proekty/sovremennaya-cifrovaya-obrazovaternaya-sreda (data obrashcheniya: 18.06.2018). [In Rus].

• Tagunova I. A. Nekotorye aspekty mezhdisciplinarnyh issledovanij v sfere obrazovaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 6 (45). S. 27-41. [In Rus].

• Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya / pod red. V. V.Kraevskogo, I. Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1983. 352 s. [In Rus].

• Zajnutdinova L. H. Sozdanie i primenenie elektronnyh uchebnikov (na primere obshchetekhnicheskih disciplin). Astrahan': Izd-vo CNTEP, 1999. 363 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.