Научная статья на тему 'Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования'

Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SUPPLY / EDUCATIONAL PRODUCTS / ELECTRONIC PUBLICATIONS / AUDIOVISUAL TECHNOLOGY / AUDIOVISUAL PRESENTATIONS / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION COMPETENCE / VISUAL AIDS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Галина Алексеевна, Петрова Нина Петровна

В статье изложены вопросы насыщения образовательного процесса в вузе информационными и коммуникационными технологиями в современный период информатизации образования, а также его особенности. Обоснованна необходимость разработки электронных учебных изданий современного уровня и требования, которые к ним предъявляются. Рассмотрены также аудиовизуальные технологии и дана оценка эффективности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information saturation of the educational process at the university in the modern period of informatization of education

In the article the questions of saturation of the educational process in higher education institution information and communication technologies in the modern period of education Informatization, as well as its features. Justified the need for the development of electronic educational editions for the modern level of requirements that they imposed. Also considered audiovisual technology and evaluate the effectiveness of their application.

Текст научной работы на тему «Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования»

•х.

>

< X

14-1

S

1С Q

<

C[ LU

a

24

Изучение всех аспектов национальной культуры в поликультурном регионе будет эффективнее, если провести работу по следующим направлениям: отношение и значимость семейного древа; народное искусство; отношения с другими народами; этноэтикет.

Личность человека формирует этнопедаго-гическая среда и в то же время данная среда закладываету человека способность усваивать язык, культуру, традиции других народов. От того, на сколько будет развита у подрастающего поколения способность, понимать другого представителя этнической культуры, зависит отношение последующих поколений с пониманием решать задачи совершенствования общества. Анализ этнопедагогической среды позволяет выделить такие функции, как формирование личности человека - именно носителя своей национальной культуры; формирование человека, способного усваивать, язык, культуру, традиции других наций.

Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений в современной педагогике является обучение и воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям, терпимость к чужим культурам, пробуждение интереса и уважения к ним, формирование этнокультурных ценностей. Также требуется осмысленная работа настоящей ситуации и прогнозирования развития межнациональных отношений у подрастающего поколения, в первую очередь

тех качеств, которые будут им необходимы в процессе социализации и во взрослой жизни в обществе.

Становление личности формируется под воздествием природных задатков, воспитательной среды, наследственности, педагогического воздействия, национальных и социальных ценностей. Подобная система ценностей позволяет человеку реализовать себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями. Компонент национальной среды отражен в национальных ценностях. По мнению В.И. Баймурзиной, проблему присвоения национальных ценностей надо решать целой системой педагогических мер, среди которых будет - создание культурной среды как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бескультурной среде [2,16].

Литература:

1. Белинская Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: МПСИ, 2000. - С. 83-87.

2. Баймурзина В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т.Н. Петрова. - Чебоксары, 1999. - С. 30-33.

3. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. - М.Хабаровск, 2001. - С. 38-39.

INFORMA TION SA TURA TION OF THE EDUCA TIONAL PROCESS A T THE UNIVERSITY IN THE MODERN PERIOD OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Bondareva Galina Alexeevna, Senior Professor, Chair of Information technologies and electronics, Don State Technical University (Stavropol branch), Stavropol E-mail: gaiin7@maii.ru

Petrova Nina Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Chair of Technology and Professional-Pedagogical Education, Southern Federal University, Rostov-on-Don E-mail: petrovaninapetrovna@rambier.ru

in the article the questions of saturation of the educational process in higher education institution information and communication technologies in the modern period of education Informatization, as well as its features. Justified the need for the development of electronic educational editions for the modern level of requirements that they imposed. Also considered audiovisual technology and evaluate the effectiveness of their application. Keywords: information supply; educational products; electronic publications; audiovisual technology; audiovisual presentations; information system; information resources; information competence; visual AIDS; information and communication technologies.

УДК 378 ИНФОРМАЦИОННАЯ НА СЫЩЕННОСТЬ

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ИНФОРМА ТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изложены вопросы насыщения образовательного процесса в вузе информационными и коммуникационными технологиями в современный

ВАК РФ 13.00.08

© Бондарева Г.А., 2016 © Петрова Н.П., 2016

период информатизации образования, а также его особенности. Обоснованна необходимость разработки электронных учебных изданий современного уровня и требования, которые к ним предъявляются. Рассмотрены также аудиовизуальные технологии и дана оценка эффективности их применения. Ключевые слова: информационная насыщенность; педагогическая продукция; электронные издания; аудиовизуальные технологии; аудиовизуальные презентации; информационная система; информационные ресурсы; информационная компетентность; визуальные средства; информационные и коммуникационные технологии.

В современный период информатизации общества, когда доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование, формализация информации, реализация современных средств информационно-сетевого взаимодействия, появляется необходимость на более высоком уровне осуществлять представление и использование учебной информации. Это обусловлено необходимостью активного использования постоянно расширяющихся информационных ресурсов современного информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации, представленных в электронном виде. При этом электронное представление результатов образовательной, научной, производственной и других видов деятельности членов современного общества основано на интеграции информационных технологий с научными и производственными, что инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности, высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации.

В этой связи современный период модернизации отечественного образования предполагает насыщение образовательного процесса в вузе педагогической продукцией, представленной в электронном виде, реализации сетевой коммуникации между субъектами образовательного процесса, а также применение обучающимися аудиовизуальных технологий.

Состояние разработки и использования педагогической продукции, представленной в электронном виде, в том числе популярных электронных изданий, которые повсеместно используются в процессе преподавания учебных дисциплин, характеризуется их высокой востребованностью. Следует также констатировать, что качество педагогической продукции, представленной в электронном виде, и прежде всего электронных изданий, не обеспечивает педагогическую целесообразность их применения, интеллектуализацию интерактивного взаимодействия обучающегося и обучающего со средствами информационных и коммуникационных технологий, эргономичность их аудиовизуальной реализации. Кроме того, ряд авторов отмечают необеспеченность использования электронных изданий условиями безопасного, педагогически целесообразного применения в образовательном процессе. Особенно опасны, с их точки зрения, возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучающегося информационно-емким и эмоционально насыщенным электронным средством обучения, не имеющего аналога в прошлом [1,2].

Современными специалистами в области педагогики, психологии,эргономики,технических наук электронные издания [3] рассмат-

со

1-й

о си

БОНДАРЕВА Галина Алексеевна, старший преподаватель, кафедра Информационных технологий и электроники, Донской государственный технический университет (Ставропольский филиал), Ставрополь galin7@mail.ru

Ё

25

ПЕТРОВА Нина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра Технологии и профессионально-педагогического образования, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону petrovaninapetrovna@rambler.ru

ривается как информационная система (программная реализация)комплексного назначения, которая обеспечивает реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий во всех звеньях процесса обучения: постановку познавательной задачи, предъявление содержания учебного материала, организацию применения первично полученных знаний, организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний, обратную связь, контроль за деятельностью обучающихся, организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности, задание ориентиров для самообразования, для поиска дополнительной учебной информации. При этом электронные издания, обеспечивая непрерывность и полноту процесса обучения, должны представлять теоретический материал, внутренними средствами организовывать тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, а также выполнять сервисные функции.

Вместе с тем использование педагогической продукции, представленное в электронном виде, влечет за собой и негативные последствия, связанные с:

- использованием недопустимой учебной информации, представленной на экране, информационно-емкой и эмоционально насыщенной, напрягающей психику обучающегося;

- несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству) индивидуальным возможностям личности;

- необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами "виртуальных экранных миров";

- несоответствием визуальной среды, цветовых и звуковых характеристик, пространственного размещения информации, представленной на экране, разборчивости текста и изображений санитарно-технологическим характеристикам.

Следует констатировать, что в настоящее время весьма незначительное количество разработанных электронных изданий можно назвать электронными, так как их большинство, претендующих на это звание, ограничено в дидактических возможностях [1,13].

В этой связи для предотвращения возможных негативных последствий использования

некачественной педагогической продукции, представленной в электронном виде, применение которой может принести серьезный вред физическому и психическому здоровью подрастающего поколения, для обеспечения условий безопасности обучающегося, использующего электронные издания, необходимо проведение многофункциональной экспертизы электронного издания на основе специально разработанной научно-педагогической, медико-психологической, нормативно-правовой и технологической базы оценки педагоги-ко-эргономического качества электронного издания. Представим основные позиции экспертизы:

- реализация дидактических возможностей применения информационных технологий с точки зрения педагогической целесообразности;

- соответствие содержания обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- соответствие электронных изданий учебно-методическому назначению, а также методической состоятельности представляемого в электронном издании содержания обучения;

- организации интерактивного обучения и контроля уровня усвоения учебного материала;

- соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований при размещении информации, визуальной среды, цветовых характеристик, разборчивость изображения на экране, формата текста, параметров знаков, звуковых характеристик, художественного изображения, возможностям технологии мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;

- возможности вариативного образования с использованием электронных изданий;

- соответствие процесса инсталляции и деинсталляции, надежности функционирования электронных изданий техническим характеристикам.

В связи с вышеизложенным определена необходимость разработки электронных изданий совершенно иного уровня, на базе которых можно будет имитировать решения человеком достаточно сложных задач в процессе его деятельности, используя такие программно-аппаратные средства, которые позволяют осуществлять решения неформализованныхтворческих задач, в том числе моделировать некоторые аспекты человеческой деятельности, используя интерактивные модели изучаемых объектов или процессов, обеспечивая интерактивный диалог на языке, близком к естественному (для человека) [12].

В соответствии с вышеизложенным определены основные направления разработки и использования электронных изданий современного периода информатизации образования:

1. Совершенствование законодательства в области оценки качества электронных изданий, касающейся образовательной деятельности, а также защиты интеллектуальной собственности и информационной безопасности пользователя.

2. Приведение понятийного аппарата законодательства в области использования электронных изданий в соответствии отечественным и международным стандартам.

3. Проектирование электронного издания согласно инструктивно-методической базе, используемой в информационно-образовательной среде университета.

4. Предоставление консультативных услуг разработчикам электронных изданий в виде методических рекомендаций по доработке содержания и структуры издания до требуемого уровня.

5. Подготовка научно-педагогических кадров в области экспертизы электронных изданий.

6. Включение в программы дополнительного образования системы методического сопровождения применения электронных изданий в учебно-воспитательном процессе учреждений среднего и общего образования и экспертизы качества электронных изданий.

7. Совершенствование информационной компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (для педагогов предметников).

8. Совершенствование уровня владения информационными и коммуникационными технологиями (для студентов).

Основываясь на зарубежном и отечественном опыте насыщения учебного процесса информационными образовательными технологиями, рассмотрим аудиовизуальные технологии, позволяющие сохранять, передавать и воспринимать звук, текст, графику, видео.

Аудиовизуальные технологии представляют собой мощное и эффективное средство полисенсорного воздействия на человека, способное с помощью аудио и визуальных образов формировать различного рода психические образования и побуждать человека к активной мыслительной деятельности.

Преимущества визуальных средств состоят в том, что можно доходчиво изобразить то, что невозможно передать словами, активизиро-

вать работу аудитории, способствовать прочному запоминанию информации. Образная информация, объемна и несет в себе больше знания, чем плоскостное отображение предмета, процесса или явления. Благодаря информационным технологиям сегодняшний мир -это визуально-ориентированный мир. Это не может не влиять на процесс мышления человека, который основан не на выстраивании линейно-логических цепочек причинно-следственных связей, а на видение феноменов во всей полноте их содержания и связей с другими феноменами. Это должны учитывать педагоги и психологи [11].

Применение аудиовизуальных технологий в обучении основано на одновременном воздействии на слух и зрение обучающегося, что должно обеспечивать хорошее восприятие и запоминание. Однако на практике многие преподаватели, использующие аудиовизуальную подачу материала, обнаружили неглубокое усвоение студентами изучаемого материала. Это во многом определяется предметной направленностью в работе с визуализированным и озвученным материалом и при этом недостаточно высокой степенью активности учебно-познавательной деятельности студента. Преподаватель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы все студенты оказались вовлеченными в процесс познания. На занятиях важно не просто организовать просмотр материала как иллюстрации к изучаемой теме, а обеспечить выполнение заданий на основе аудиовизуально представленной информацией и интерактивного взаимодействия в процессе обучения.

Технология аудиовизуальных презентаций реализует в обучении один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности [15].

В процессе обучения студент выступает субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия, что соответствует современной образовательной парадигме.

Решение данных задач происходит успешно если педагог владеет спецификой применения аудиовизуальных технологий и психологией восприятия информации, представленной на экране компьютера.

При использовании аудиовизуальных технологий особое значение имеет максимально возможное применение методов активного обучения.

В настоящее время большинство преподавателей вузов умело используют главные свойства аудиовизуальных технологий - вырази-

со

1-й

о си

-О 0-ш СК

к X ш и

о си

со

Ё

27

тельность и художественную привлекательность цветовой палитры, шрифтов, композиционного решения кадров. Сочетание текстовой и графической составляющих, применение анимации и звуковых эффектов.

Аудиовизуальная презентация - это набор слайдов объединенных общей темой и хранящихся в одном файле. В одной презентации может быть несколько слайдов различного формата, где слайд - это автономная информационная структура.

Приступая к созданию презентации следует обратить внимание, для кого она предназначена и с какой целью будет использоваться и применяться, чтобы результат оказал необходимое влияние на аудиторию.

По характеру использования презентация определяется типом занятий:

- вводно-мотивирующая (для введения в раздел учебного курса);

- информационная - предъявляющая новую информацию;

- развивающая - для формирования соответствующих теме занятий компетенций;

- обобщающая - для обобщения и систематизации изученного материала [8];

- квалиметрическая - для проверки и коррекции модуля содержания образования.

Характер презентации зависит также и от методов обучения, детерминирующих вид учебно-познавательной деятельности обучающегося:

- объяснительно-иллюстративная - обеспечивающая логику изложения и наглядность;

- репродуктивная - студентам представляются образцы правильно выполненных заданий, а далее предлагается решение аналогичных заданий;

- проблемная - создается проблемная ситуация, формулируется проблема и определяется развертывание процесса решения этой проблемы;

- исследовательская - представление ориентировочной основы научно-исследовательской деятельности студентов.

Для успешного усвоения материала презентации, необходимо учитывать следующие условия, способствующие осознанной переработке информации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в изучаемом материале должны быть выделены наиболее существенные аспекты;

- учебный материал должен интегрироваться с имеющимися у учащихся знаниями;

- необходимо выбрать такую форму предъявления учебного материала, чтобы она ориентировала учащихся на формирование представлений соответствующих теме.

Алгоритмичность представления информации посредством презентации обеспечивает логику учебного познания и позволяет сформировать междисциплинарные связи, что соответствует современной образовательной парадигме [14].

Различают следующие типы междисциплинарных связей: учебно-междисциплинарные, ментально-опосредованные, исследовательс-ко-междисциплинарные и опосредованно-прикладные.

На основе аудиовизуальной презентации формируются более осмысленные и прочные междисциплинарные связи [10].

Для формирования таких связей при использовании аудиовизуальныхтехнологий целесообразно не просто представить некие сведения из других учебных предметов, а использовать именно те кадры об этом, которые ранее уже использовал другой преподаватель.

В видео или видеозвуковой ряд могут быть включены одни и те же идеи, общие для двух или нескольких дисциплин, понятия и категории, представленные в дисциплинах одного предмета, законы и закономерности, которые могут находить подтверждение в форме фактов и событий из дисциплин другого вида.

Кроме того, отдельные категории и понятия в изучаемой предметной области могут уточняться, конкретизироваться, доказываться с иной точки зрения, рассматриваться в более узком или широком значении на основе использования содержания других учебных предметов. Обращение к уже виденым ранее образам, с одной стороны, укрепляет знания о ранее осваиваемом в другой предметной области, с другой стороны - порождает прямые учебно-междисциплинарные связи.

Информационная насыщенность, реализуемая в предметной деятельности в виде уни-версальныхучебных действий, в рассматриваемом контексте может развиваться как при работе с готовыми аудиовизуальными продуктами, так и при творческой деятельности обучающихся по созданию последних.

Основные направления применения аудиовизуальных технологий формируют и развивают пространственное воображение, образно-интуитивное и логическое мышление, способность к рефлексии, анализу, обобщению и умозаключениям.

Таким образом технические возможности новых информационных технологий и их развитие определяют новые аспекты комплексного подхода к процессу насыщения учебного процесса в вузе информационными техноло-

гиями, способствующими формированию информационно-насыщенной образовательной среды вуза.

Литература:

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

2. Роберт И.В. От Электронного учебника до Информационной системы образовательного назначения с элементами искусственного интеллекта //Ученые записки ИИО РАО. - 2014. - №53. - С. 5-20.

3. Рягин С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений: моногр. - М.: Наука, 2009. - 245 с.

4. Мухаметзянов И.Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с.

5. Граб В.П. Рекомендации по созданию систем менеджмента качеств в образовательных учреждениях. - М.: ИИО РАО, 2011. - 102 с.

6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с. (Информатизация образования).

7. Шихнабиева Т.Ш. Проектирование логической структуры учебного материала на основе семантических моделей (методическое пособие для учителей математики и информатики). - М. : ИИО РАО, 2011.-52 с.

8. Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войс-кунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.

9. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Форми-

рование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. - М. : Школьная библиотека, 2003.

10. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психол. журн. - 1992. - Т.11. - №2. -С. 3-13.

11. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. Информационные технологии в педагогике и психологии : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер, 2015. - 304 е.: ил. -(Серия "Учебник для вузов").

12. Рягин С.Н., Роберт И.В. Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования: Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО // Человек и образование. - СПб.: ИУО РАО, 2015. - №4 (45).

13 Бондарева Г.А. Использование электронного обучения в организации учебного процесса // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: научно-практическая конференция, посвященная 85-летию ДГТУ / под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2015. - С. 153-156.

14. Бондарева Г.А. Инновационные технологии как инструмент интенсификации образовательного процесса в системе высшего образования // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. статей. - В 2-х частях / под общей научной редакцией В.Е.Жидкова. - Ставрополь, 2016.- С. 274-278.

15. Бондарева Г.А. Критерии эффективности проведения лекционных занятий по графическим дисциплинам в техническом вузе при использовании ПЭВМ // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 2. - С. 175-180.

СО

1-Н

О си

-О Q-LQ СК

ь-X ш

о о

CU

со

ANTHROPOLOGICAL APPROACH ТО THE PROBLEM OF THE CHILDREN ENDOWMENT: PSYCHOEDUCATIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS

Katilevskaya Julia Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Socialization and Development of the Personality, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: za_yuliaigimail.ru

Tinkova Elena Lvovna, DSc of Biological sciences, Professor, Chair of Biology and Ecology, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: tinkovae@mail.ru

The gifted children have a lot of features. They have a high level of perception, aptitude for observation and estimation of some processes at the same time, perception of the connection between appearances and objects. These children demonstrate the forwardness language development and gift for systematics and categorizing. However, there are some difficulties, which can lead to loos of the natural abilities. The goal of the psycho educational support to keep and to maintain and to help children to develop their natural abilities. Keywords: gifted child; the disadaptation; the suicidal behavior; the psychoeducational support.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Одарённые дети имеют целый ряд характеристик, отличающих их от других детей. В частности это высокий уровень восприятия, способность к наблюде-

УДК 376.5 ВАК РФ 13.00.01

© Катилевская Ю.А., 2016 © Тинькова ЕЛ, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.