Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
В.М. Глушань, А.А. Иваньшина, Т.П. Кондратьева
ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ
ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования технических и аудиовизуальных технологий обучения в процессе преподавания истории, а также приводятся некоторые фактографические материалы, подтверждающие эффективность и перспективы внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. В условиях современного мира мы имеем возможность использовать множество технических средств, которые визуализируют процесс обучения и тем самым существенно облегчают усвоение материала по изучаемому предмету.
Ключевые слова: технические и аудиовизуальные средства обучения, информационные технологии, эффективность, оптимизация учебно-воспитательного процесса.
V.M. Glushan, A.A. Ivanshina, T.P. Kondratyeva TECHNICAL AND AUDIOVISUAL MEDIA IN TEACHING OF HISTORICAL SCIENCES
Abstract. This article discusses the use of technical and audiovisual technologies of training in the teaching of history, as well as provide some factual materials confirming the effectiveness and prospects for the introduction of new information technologies in the educational process. In today's world we are able to use a variety of means, that visualize the learning process and thus greatly facilitate the absorption of the material on the subject studied.
Keywords: technical and audiovisual training, information technology, efficiency, optimization of the educational process.
Еще недавно во всех педагогических вузах на протяжении многих десятилетий студентам всех специальностей (теперь говорят - профилей) преподавалась дисциплина «Технические средства обучения» - ТСО. Но в настоящее время возможности новых информационных технологий, вошедших практически во все сферы деятельности человека, не только повлияли на содержание этой учебной дисциплины, но изменили и само ее название. Теперь вместо ТСО студентам преподают дисциплину, которая в разных вариациях называется: «Аудиовизуальные технологии обучения» (АТО), «Технические и аудиовизуальные технологии обучения» (ТАТО), «Комплекс технических средств обучения» (КТСО). Несмотря на некоторые различия в этих названиях дисциплины, ее содержание, по существу, остается одним и тем же. А самым значимым во всех этих названиях является слово «технологии».Казалось бы, какое отношение это слово имеет к процессу обучения? Действительно, этимологически слово «технология» - греческое (techne - мастерство, logos - учение) и означает мастерство или искусство делать вещи. И к такой интерпретации этого слова мы давно привыкли: под технологией всегда понималась совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов, при которых происходит качественное изменение материальных объектов.
В информационный век слово «технология» приобрело более широкий смысл и под информационными технологиями стали понимать совокупность методов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации. С физической точки зрения материя существует в двух формах - в форме вещества и поля.С другой стороны, информация в технических системах распространяется с помощью электромагнитного поля, т.е. материи. Исходя из этого, словосочетание «информационные техноло-гии»,можно считать легализованным.
В статье освещаются вопросы использования дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения»в учебно-воспитательном процессе. Поводом для написания данной статьи послужили проблемы с усвоением обучающимися учебного материала по предмету «История».
На сегодняшний день существует множество технических и аудиовизуальных средств обучения, используемых в преподавании различных школьных предметов. Но, прежде чем анализировать специфические возможности технических средств обучения в преподавании истории на уроках в школе, отметим, что же на сегодняшний день понимается под аудиовизуальными технологиями обучения. В самом общем виде - это совокупность программно-аппаратных средств с дидактическим и методическим обеспечениями, применяемых в учебно-воспитательном процессе (технические и аппаратные средства в данном контексте являются понятиями синонимичными).
Технические средства обучения предъявляют и обрабатывают информацию, оптимизируя тем самым учебно-воспитательный процесс. К современным техническим средствам передачи информации можно отнести следующие: мультимедиа проектор, интерактивная доска, дистанционный пульт управления (в простом варианте - лазерная указка), мультимедийный проигрыватель, телевизор, микрофон, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера и др. Основным назначением всех этих устройств является повышение эффективности процесса обучения.
Самыми существенными достоинствами таких средств является то, что они позволяют:
• значительно быстрее доносить обучаемым необходимый учебный материал;
• создавать, как для обучаемых, так и для обучающих более комфортные условия, когда учебный материал необходимо конспектировать;
• налаживать устойчивую обратную связь обучаемых с обучаемыми;
• сделать учебный материал более привлекательным для обучаемых;
• повысить мотивационную составляющую учебно-воспитательного процесса относительно традиционной формы обучения;
• с меньшими экономическими затратами оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Эффективность использования ТАТО в учебно-воспитательном процессе В настоящее время технические и аудиовизуальные технологии обучения прочно заняли свое место в образовательном процессе. В тоже время это выявило множество проблем, требующих незамедлительного разрешения. Об этом свидетельствует значительное число кандидатских и докторских диссертационных исследований педагогической направленности [3-5, 12-15]. Источниками информации для написания работы по теме, объявленной в ее названии, послужили статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, базовая учебная и научная литература, прочие актуальные источники информации. Об эффективности и перспективах развития технических и аудиовизуальных средств в образовательном процессе написано достаточно много как научно-исследовательских, например, [2, 6, 8, 10], так и чисто методических работ, например, [1, 7, 11].
Авторы отмеченных работ рассматривают актуальные проблемы и вопросы современного образования, рассуждают о пользе внедрения в образовательную среду технических и аудиовизуальных средств, а также перспективы этого процесса. Практически всеми исследователями единогласно высказываются положительные мнения относительно использования технических и аудиовизуальных средств в школе. Однако, как и большинство нововведений, рассматриваемое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Именно их выявлению посвящено множество современных исследований в области применения технических и аудиовизуальных технологий в образовательном процессе. Таким образом, исследование возможностей и эффективности применения технических и аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе на сегодняшний день остается актуальной задачей. Лишь на основе всесторонних исследований может быть дан однозначный ответ на вопрос об эффективности и дидактических возможностях использования технических и аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе.
Под эффективностью любого процесса обычно понимаются совокупность некоторых критериев, по которым оценивается эффективность. Поскольку применение современных технических и аудиовизуальных средств обучения является относительно новым явлением в образовательном процессе, то этот вопрос находится в стадии активного научного обсуждения. Эффективность обучения определяется качеством подготовки специалистов при заданном уровне затрат на обеспечение учебного процесса. В свою очередь качество современного специалиста определяется умением использовать вновь приобретенные знания для принятия научно обоснованных решений, подтвержденных нормативной документацией, расчетами или экспериментом [9].
Как показывает практика, технические и аудиовизуальные средства обучения позволяют повысить эффективность учебного процесса не менее, чем на 30%, а объективность контроля знаний учащихся - на 20-25%. Успеваемость в группах, обучающихся с использованием компьютерных технологий, обычно выше в среднем на 0,5 балла [16].
Личный опыт ведения уроков в форме презентаций с применением мультимедийных средств позволяет утверждать, что время предъявления учебного материала можно уменьшить в 1,5-2 раза по сравнению с традиционным способом. К тому же такая форма урока более эффективна в повышении уровня знаний обучающихся.
В ходе нашего исследования был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы студентов 3 курса с приблизительно одинаковой успеваемостью, состоящие из 20 человек каждая.
Сначала в одной из групп был представлен традиционный урок без применения современных технических средств обучения. После проведения урока студентам было предложено пройти тестирование по изученной теме.
Затем был проведен урок по этой же теме с другой такой же группой, но теперь он сопровождался техническими и аудиовизуальными средствами обучения (компьютер, интерактивная доска, проектор). После прослушивания урока студентам вновь было предложено ответить на вопросы теста. Знания студентов оценивались с помощью 5-балльной шкалы. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка уровня знаний студентов
«5» «4» «3» «2»
Без использования ТАТО 5 % 5 % 5 % 5 %
С использованием ТАТО 5 % 5 % 5% %
Из приведенной таблицы видно, что процент студентов, написавших тест на «4» и «5» составил в первом случае - 40 %, а во втором - 80 %. Таким образом, мы можем утверждать, что уровень знаний у студентов значительно повысился в ходе урока, проведенного с помощью технических и аудиовизуальных средств обучения, по сравнению с уровнем знаний, полученных на уроке, проведенном без их использования.
В ходе беседы со студентами и анализа ошибок было выяснено, что материал, подающийся традиционным способом, слабо формирует у обучающихся исторические образы. Студенты невольно отвлекались от однообразной подачи материала, теряли мысль, часто не успевали конспектировать материал.
Иная ситуация сложилась на уроке с использованием мультимедийных средств обучения. Материал, представленный на экране, был изложен четко и ясно, был всем хорошо виден. Аудитория была заинтересована, успевала конспектировать. На задаваемые в ходе урока вопросы студенты отвечали охотно. На этапе рефлексии было видно, что у студентов сформировались визуальные и звуковые образы, касающиеся данной темы.
Такой результат объясняется тем, что учебный материал, представленный в форме презентации, заранее четко выверен и скомпонован: текст, изображения, таблицы, видео- и аудио-фрагменты размещены на экране так, как их проще и быстрее воспринимать обучающимися. При этом обеспечиваются наиболее комфортные условия коммуникативного взаимодействия учителя с обучающимися, что в целом способствует более качественному усвоению учебного материала.
Для сопоставления и подтверждения приведенных выше результатов в ход исследования была привлечена другая категория людей. С этой целью был проведен социологический интернет-опрос среди жителей г.Таганрога. В опросе приняли участие 300 человек. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Каким способом вам удобнее воспринимать большой объем информации?».
Были предложены следующие варианты ответа:
а) в виде текста;
б) в виде образных изображений;
в) на слух.
60% опрошенных (180 человек) комфортно воспринимают большой объем информации в виде образных изображений; 25% (75 человек) - в виде текста; 15% (45 человек) - на слух. Результаты интернет -о проса представлены в виде диаграммы на рисунке 1
Каким способом Вам удобнее воспринимать большой объем информации?
15% 25% в виде текста
60% ■ в виде образных изображений
Рис. 1. Результаты интернет-опроса
Исходя из приведенной диаграммы, можно сделать вывод, что в среднем человек лучше всего воспринимает зрительную информацию, т.е. представленную в виде изображения. Понятно, что не любую информацию можно представить в виде изображения. Значительная ее часть передается в звуковой форме. Технические и аудиовизуальные средства обучения позволяют оптимально использовать в образовательном процессе как зрительную, так и звуковую информацию, делая акцент на формирование у обучаемых конкретных образов.
В процессе исследования были рассмотрены возможности основных офисных программ операционной системы Microsoft Windows: текстовый редактор Word, табличный процессор Excel, программа для создания презентаций PowerPoint, графический редактор Paint. Эти приложения могут быть незаменимыми помощниками учителям истории. Спектр применения данных приложений в учебном процессе достаточно широк. Они могут использоваться для создания наглядности обучающего материала, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.
Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).
Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально-экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.).
Microsoft Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр. В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.
Использование ТАТО на уроках истории
Применяя в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии, учитель может легко перейти от роли информатора к роли учителя-координатора, который организует познавательную деятельность обучающихся, повышая, таким образом, эффективность образовательного процесса. Большую помощь в обучении детей истории оказывают различные видео носители, достоинствами которых является их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра [1].Просмотр различных тематических видеосюжетов создает у обучающихся эффект присутствия. Благодаря этому у обучающихся возникает интерес к истории как к предмету.
Прежде, чем учитель будет использовать тот или иной видеоматериал, его необходимо правильно отобрать, выполнив ряд определенных требований. Видеоматериал должен:
• находиться на высоком эстетическом уровне и оказывать эмоциональное воздействие;
• иметь познавательную значимость;
• обладать фактологической достоверностью;
• иметь связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху.
Отобрав видеоматериал, учитель создает собственную видеотеку и каталог, решая тем самым задачу по накоплению видеоматериалов.
Следующий шаг - подготовка к показу на уроке. Необходимо провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра [7].
Достоинства и недостатки ТАТО
Рассмотрим существенные преимущества использования технических средств обучения.
Во-первых, они способствуют решению проблемы массовости в обучении, например, компьютер в сочетании с интерактивной доской и проектором позволяет учителю объяснять новый материал, осуществлять взаимодействие с обучающимися, сопровождая его различными картами, схемами, таблицами, фильмами на определенную тематику и т.д. Таким образом, учитель может управлять большой аудиторией.
Во-вторых, технические средства способны обеспечить высокую активность обучающихся. Например, при закреплении изученного материала учитель проводит интерактивную игру-викторину, применяя ТАТО. Каждый обучающийся легко втягивается в учебный процесс.
В-третьих, ТАТО лучше, чем какие-либо другие средства обучения способны реализовать дидактические принципы наглядности, поскольку могут сочетать в себе и зрительную, и слуховую наглядность одновременно. Таким образом, процесс обучения становится ярким, наглядным и динамичным.
С другой стороны, использование технических средств без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс. В целом, внедрение в процесс обучения технических средств связано со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками.
Рассмотрим недостатки использования технических средств обучения:
1. Диалог с программой (если это работа за компьютером или просмотр обучающего фильма) обычно лишен эмоциональности;
2. Программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;
3. Практически не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
4. Материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;
5. Следует отметить, что помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются технологические ошибки - ошибки работы с программой;
6. Контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами
7. От учителя целевого предмета требуются специальные знания.
Следует помнить, что слишком частое проведение уроков с использованием технических средств может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка исторический объект или событие могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми схемами. Как отмечается в [7; 4], большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках с помощью карандаша и линейки, самостоятельными построениями и переосмыслением изученного материала.
Однако отказываться от технических и аудиовизуальных средств в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять ими. Аудиовизуальные средства обучения не должны и не могут заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Должно быть оптимальное сочетание традиционной формы ведения уроков с использованием современных аудиовизуальных технологий. Критерии полезности конкретной технологии в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная аудиовизуальная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
В заключение следует отметить перспективы использования ТАТО в образовательном процессе:
Во-первых, это вовлечение учащихся в сознательную деятельность (самостоятельное изготовление презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
Во-вторых, оперативное использование различных программных средств тестового контроля на уроках истории (программы пакета Microsoft Office (тесты в Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов);
В-третьих, рациональное использование Интернет-ресурсов (при выполнении творческих заданий, при поиске необходимой информации, при написании докладов, рефератов и эссе и т.п.) не только педагогом, но и учащимися.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аствацатуров, Г. Технология конструирования мультимедийного урока // Учитель истории. 2002. №2. - С. 2-6.
2. Боголюбов, В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005. №1. - С. 39-58.
3. Володин, A.A. Компьютерное имитационное моделирование при изучении основ цифровой техники будущими учителями технологии: автореф. дис. канд. пед. наук: Воронеж, 2005. - 23 с.
4. Гомулина, H.H. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: дис. канд. пед. наук: М., 2003. - 332 с.
5. Григорьева, С. В. : Условия эффективного применения виртуальных лабораторий при дистанционном образовании в военно-учебных заведениях: дис. канд. пед. наук: СПб., 2008. - 156 с.
6. Дахин, А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность // Школьные технологии. 2007. № 2. - С.18-22.
7. Жерлыгина, С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2005. № 8. - 68 с.
8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2007. - 112 с.
9. Иоффе, А.Н. Основные стратегии преподавания в школе // Преподавание истории в школе. 2005. №7. - С. 25-31.
10. Калуцкая, Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. 2008. № 3. - С. 3-6.
11. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. №1. - С. 3-8.
12. Назаров, А.И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук: СПб. 2005. - 34 с.
13. Оборнева, И.В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров. Канд. дис. Специальность: - «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)». М., 2006. - 165 с.
14. Ходанович, А.И. Концептуально-методические аспекты информатизации общего физического образования на современном этапе: дис. д-ра пед. наук: СПб., 2003. - 353 с.
15. Якимова, Л. Г. Применение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе вузов МЧС России: автореф. дис. канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2012. - 17 с.
16. Сохатюк, Ю. В. Использование виртуальных лабораторий - фактор повышения качества и эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 146-150.
П.П. Грищенко
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация: с позиции голографического подхода в статье предпринята попытка рефлексии гендерных особенностей коллектива современного образовательного учреждения под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, обуславливающих формирование личностных и профессиональных качеств субъекта образования.
Ключевые слова: система образования, социальный лифт, мужская модель устройства школ, гендерная стратификация общества, гендерный паритет.
P.P. Grischenko
GENDER-SPECIFIC GROUP OF MODERN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract: the position of the holographic approach in the article is an attempt of reflection of the gender characteristics of the group of educational institution under the influence of historical, economic, professional qualities of the subject of education.
Keywords: the education system, social mobility, the men's model schools, gender stratification of society, gender parity.
Основоположниками педагогической науки являются такие античные философы как Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан. Все исследователи являются мужчинами, следовательно, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность была уделом мужчин.
В современных образовательных учреждениях большинство работающих - женщины. Причины этого явления формировались под влиянием следующих факторов:
- исторические (войны и революции, спровоцировавшие значительную гибель мужского населе-
ния);
- экономические (низкая заработная плата работников образовательной сферы);
- социальные (незащищенность большинства женщин в вопросах семьи и брака, трудоустройства,
карьерного роста).
Указанные факторы способствовали тому, что появились сугубо «женские» профессии: воспитатель, учитель.
Полное отстранение мужчин от государственного воспитания и образования детей делает его, на наш взгляд, не вполне полноценным. Система образования - это условная модель семьи. Ребенка в благополучной семье нельзя лишить матери или отца. Аналогично должно происходить и в образовании для устранения перекоса в сознании обучающегося.
На основании анализа литературных источников, информационных ресурсов, рефлексии основных научных концепций можно сделать вывод, что женщины отличаются от мужчин не только по биологическим признакам, но и личностными характеристиками, особенностями мышления, речи, воображения. Этот факт, без сомнения, следует учитывать в образовательном процес-