Научная статья на тему 'Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия'

Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТЕНТНАЯ "СЛЕПОТА" ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / HIGH-TECH EDUCATION / CONTENT "BLINDNESS" OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USERS / DIGITAL TECHNOLOGY / EXISTENTIAL PERCEPTION OF INFORMATION BY A USER OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роберт Ирэна Веньяминовна

В статье описано влияние цифровых технологий на развитие информатизации отечественного образования, описаны возможности систем на web-интерфейсе, активно внедряющиеся в сферу образования и создающие определённые позитивные и негативные условия, влияющие на личность обучающегося. Представлены условия интеллектуализации процесса обучения и описаны возможные негативные последствия для личности обучающегося в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий и систематическим информационным взаимодействием с интерактивным сетевым ресурсом. Обоснованы и сформулированы понятия, связанные с негативным влиянием использования информационных и коммуникационных технологий на личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATION INFORMATIZATION BASED ON DIGITAL TECHNOLOGIES: INTELLECTUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS AND POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES

The article touches upon digital technologies influencing development of Russian education informatization, describes the systems possibilities on the web interface being actively introduced into the education sphere and creating some certain positive and negative impact on the learner’s personality. The conditions of the learning process intellectualization are presented and possible negative consequences for the learner's personality in connection with the use of information and communication technologies and systematic information interaction with an interactive network resource are described. The concepts connected with the negative influence on the learner’s personality when using information and communication technologies are substantiated and formulated.

Текст научной работы на тему «Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия»

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.01 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.30.65

И. В. Роберт,

Институт управления образованием Российской академии образования

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В статье описано влияние цифровых технологий на развитие информатизации отечественного образования, описаны возможности систем на web-интерфейсе, активно внедряющиеся в сферу образования и создающие определённые позитивные и негативные условия, влияющие на личность обучающегося. Представлены условия интеллектуализации процесса обучения и описаны возможные негативные последствия для личности обучающегося в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий и систематическим информационным взаимодействием с интерактивным сетевым ресурсом. Обоснованы и сформулированы понятия, связанные с негативным влиянием использования информационных и коммуникационных технологий на личности обучающегося.

Ключевые слова: высокотехнологичное образование, контентная «слепота» пользователя информационных и коммуникационных технологий, цифровая технология, экзистенциальное восприятие информации пользователем информационных и коммуникационных технологий.

Введение. Общество второго десятилетия XXI века характеризует так называемая «Промышленная революция 4.0», основанная на реализации возможностей цифровых технологий (или цифровых информационных технологий) в различных областях науки, образовании, быта, культуры, производства, техники. Иными словами, современной платформой технологического развития становятся цифровые информационные технологии. В настоящее время реализация цифровых технологий базируется на методах кодировки и передачи информации, которые обеспечивают возможность решать большое количество разнообразных технологических задач за малые промежутки времени, что определяет быстродействие, универсальность и, как следствие, их востребованность. При этом слово «цифровой» используется для обозначения любого объекта, который работает с дискретными значениями.

Цифровая технология (от англ. Digital technology) работает с дискретными сигналами (в отличие от аналоговой, которая работает с непрерывными сигналами), как правило, с двумя, но в практике систем (например, учётные системы хранения данных) с тремя значениями (0, 1, NULL -«Ложь», «Истина», «Отсутствие результата»). Преимущество цифровых схем по сравнению с аналоговыми состоит в том, что сигналы могут быть переданы без искажений. Кроме того, цифровые

системы допускают применение сложных алгоритмов; обеспечивают более совершенное хранение и восстановление информации; позволяют осуществлять управление с помощью соответствующего программного обеспечения, предоставляя новые функции без обновления аппаратных средств. Всё это обеспечивает быструю адаптацию системы к изменяющимся технологическим требованиям [14].

Так, в настоящее время «солнечные технологии» как отрасль промышленности реализуют от идеи до внедрения: энергоснабжение «умного дома»; дроны на солнечной батарее вместо спутников для связи или для прогноза погоды; энергоснабжение при минусовой температуре, например, в стратосфере. «Цифровое банковское дело» обеспечивает услуги населению через мобильную связь удалённого доступа, информационную защиту услуг пользователя, различные банковские продукты. «Цифровая экономика» предлагает финансовые продукты, платформу цифровой оплаты «блок-ченч», технологии «бигдата», криптовалюту, управление рисками, инвестиции и пр. Развивается персональная медицинская диагностика, в том числе в режиме удалённого доступа, создаётся высокотехнологичное медицинское оборудование для диагностики, анализа и лечения самых различных заболеваний. Биотехнологии решают проблемы наследственных болезней, предупреждают заболевания. Фармацевтика выводит на персонификацию лекарственных средств. Транспортная логистика коренным образом изменяет транспортировку и доставку любых грузов на любые расстояния. Входит в практику самоуправляемый автомобиль. Космология и астрофизика предлагают новые концепции мироздания и переселения человечества на другие планеты. Цифровые технологии позволяют создавать своеобразную копию физического мира (с помощью специализированных шлема, костюма), вводя пользователя в виртуальный мир, сконструированный с определёнными целями и по некоему концепту, обеспечивая стереоскопическое представление виртуальных экранных объектов, их тактильное ощущение и взаимодействие с ними. Развивается так называемая дополненная реальность, которая допускает совмещение на экране виртуального изображения с отображённым реальным (виртуальные зеркала для примерки одежды, тестирование автомобильного транспорта на улицах городов и т. д.) [13]. В так называемом умном доме (умной школе) каждый объект, подключённый к глобальной сети, находится под полным контролем оператора (владельца) и при этом обеспечивается взаимодействие не только между человеком и объектом, но и между механизмами (оборудованием), а также управление ими. Информационное взаимодействие образования переходит на глобальный уровень, обеспечивая возможность удалённого полноценного обучения с получением документа об образовании, например, на базе MOOC - массовых открытых курсов для бесплатного изучения любого учебного предмета или дисциплины (Udacity. Coursera, Edx). Также широко используются LMS (Learning Management System) системы управления электронным обучением для разработки, управления, распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа (Mirapolis) к любым объёмам информации в режиме онлайн.

Современный этап развития информатизации образования [9; 10], несомненно, связан с использованием информационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий. В связи с этим опишем возможности систем на web-интерфейсе, которые активно внедряются в учебный процесс и инициируют информационное взаимодействие как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и интерактивными информационными ресурсами.

Остановимся на описании педагогических возможностей систем, функционирующих на web-интерфейсе:

- доступность высокого качества, университетского уровня содержания образования любому пользователю, независимо от места его нахождения и времени доставки ему учебно-методических материалов;

- разнообразие форм представления контента или учебно-методического материала (информационные системы образовательного назначения; аудио-, видеоинформация; автоматизированные тесты; видео-лекции в сопровождении с учебно-методическими материалами и проверочными тестами; базы и банки учебной и энциклопедической информации, базы знаний и т. п.);

- обеспечение информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и другими заинтересованными лицами в условиях совместного доступа к информации любого объёма и его представления при обеспечении обратной связи, контроля результатов обучения со статистикой и тестированием в любой момент времени, в том числе в реальном;

- обеспечение систематической методической (тьюторской) поддержкой обучающихся, в том числе в удаленных группах, и в соответствии с уровнем их подготовки и персональными предпочтениями.

Опишем также технологические возможности систем, функционирующих на web-интерфейсе:

- «встраивание» в лекции или практические занятия информации, содержащейся в базах данных, а также динамических фрагментов вебинара и содержательных фрагментов из материалов социальных сетей; их запись, обработка и передача, в том числе удалённым пользователям;

- организация в синхронном и (или) асинхронном режиме информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с любой компьютерной платформы (с любого «гад-жета» пользователя), на базе любых «чатов», сетевых сообществ, разделов форума;

- обеспечение обработки любой информации, регистрации пользователя, его идентификации, контроля результатов его обучения с тестированием, со статистической обработкой.

Вышеописанные возможности активно реализуются в современном образовании. Так, сетевое открытое (online или онлайн) образование основано на организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса в синхронном и (или) асинхронном режиме и на обеспечении удалённого доступа к информационным ресурсам [3], в том числе и в условиях организации образовательной деятельности в социальных сетях. При этом реализуется взаимопомощь участников социальной сети с «коммуноподобной» организацией сетевого информационного взаимодействия и «векипедиаподобной» организацией создания образовательного контента. Реализация сетевого открытого образования возможна в сетевых сообществах студентов, учителей или преподавателей, которые создаются при вузах, при школах как в отдельном регионе, так и на более обширных территориях (по предметному принципу, по принципу решения определённых профессиональных задач, по принципу обмена и экспертизы авторских разработок и пр.).

Технологически сетевое открытое образование основано:

- на реализации популярных МООС-платформ (или МООК-платформ), которые дистанционно обеспечивают пользователя учебными материалами по определенному предмету или курсу, или дисциплине, представленными высшими учебными заведениями (с возможностью получения соответствующего документа);

- информационном взаимодействии участников сетевого сообщества в информационно -образовательной среде как совокупности содержательных и технологических условий осуществления информационного взаимодействия между участниками сетевого сообщества и информационной деятельности с интерактивным информационным ресурсом, который взаимодействует с ними как с субъектом информационного взаимодействия и личностью [9, с. 157-185];

- «векипедиаподобной» организации разработки информационного ресурса или образовательного контента и предоставлении его адекватно принципам организации сообшества, а также его использования в условиях свободного доступа для каждого участника сообщества;

- экспертизе совместно разработанного контента в соответствии с педагогико-эргономическими требованиями к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) [9, с. 253-280].

Реализация высокотехнологичного образования основана на использовании автоматизированных комплексов, организованных на базе высокотехнологичных устройств, представляющих систему, которая распознаёт конкретные учебные ситуации, происходящие в учебных кабинетах образовательного учреждения, и соответствующим образом на них реагирует. При этом одна из систем может управлять поведением других по заранее выработанным алгоритмам. Важной особенностью такого «интеллектуального здания» образовательного учреждения является объединение отдельных подсистем в единый управляемый комплекс, что отличает его от других способов организации информационно-образовательной среды [9]. Это наиболее прогрессивная концепция взаимодействия субъектов образовательного процесса с учебным оборудованием, включающим программно-аппаратные и информационные комплексы образовательного назначения, когда пользователь одной командой задаёт желаемую обстановку (настройка оборудования, рассылка учебно-методических материалов, слежение за климатом в учебном кабинете и пр.). Автоматические и автоматизированные системы в соответствии с внешними и внутренними условиями задают и отслеживают режимы работы всех программно-аппаратных и управляющих систем. В этом случае исключается необходимость пользоваться несколькими управляющими устройствами или элементарными выключателями, например, при приведении в рабочее состояние компьютеров, интерактивной доски, периферийного оборудования для проведения лабораторных работ, для обучения в музыкальных классах и пр. При этом осуществляется управление освещением, вентиляционными и ото-

пительными системами, системами видеонаблюдения и сигнализацией, входными воротами и прочим оборудованием. В таком образовательном учреждении достаточно одним нажатием на настенной клавише (или пульте, сенсорной панели) выбрать один из сценариев оснащения учебного кабинета или системы учебных кабинетов. При этом происходит самонастройка работы всех систем в соответствии с пожеланием администрации или преподавателя, в соответствии с временем суток, погодой, внешней освещённостью для обеспечения комфортного состояния внутри образовательного учреждения. Важным компонентом, обеспечивающим функционирование такого образовательного учреждения является наличие высокотехнологичного оборудования, роботоподобных информационных систем [1] и интеллектуальных информационных систем образовательного назначения [11; 12].

Описанные выше реализации информационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, в настоящее время не в полной мере реализуют интеллектуализацию процесса обучения, под которой будем понимать обеспечение информационного интерактивного взаимодействия между субъектами процесса обучения многовариантным причинно-следственным анализом данных (информации) обо всех аспектах данного процесса с последующей обработкой, визуализацией, получением и сохранением результатов для их предоставления и совместного использования всеми заинтересованными пользователями.

В настоящее время технологический уровень современных информационных систем, реализующих возможности цифровых технологий, может обеспечить функциональное расширение условий интеллектуализации информационного взаимодействия между субъектами процесса обучения:

- обеспечение аудиовизуального (в перспективе сенсорного) контакта обучающегося с объектами изучаемой предметной области (диалог с партнёром/оппонентом при наличии обратной связи; моделирование учебной ситуации или изучаемого объекта, процесса; управление изучаемыми объектами, процессами; сбор, обработка, передача, использование учебной информации);

- предоставление свободы поиска аудиовизуальной информации, включающей обширные «библиотеки опыта», «библиотеки методических решений», «библиотеки фантазий», обеспечивающее многоаспектность (с научно-методической точки зрения) изучения или исследования изучаемого явления, исторической ситуации, учебного сюжета;

- рассмотрение учебной информации в различных аспектах её реализации, с различных точек зрения, на основе различных концептуальных подходов, в различных режимах учебной деятельности, на основе которых обучающийся строит свои предположения, создаёт гипотезы, делает выводы;

- предоставление: инструмента исследования абстрактных образов и понятий; инструмента моделирования изучаемых объектов, явлений как реальной окружающей действительности, так и тех, которые в реальности невоспроизводимы; инструмента имитации реальности (эффект «непосредственного участия» пользователя в процессах, происходящих на экране и влияния на их развитие и функционирование); инструмента проектирования предметного мира, адекватно определённому содержательно-методическому подходу;

- управление различными виртуальными объектами, сюжетами, процессами, представленными на экране, а также обеспечение влияния на их развитие посредством осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия;

- осуществление взаимодействия с объектами или участие в процессах, находящих своё отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;

- создание экранных пространственные конструкций адекватно мысленной абстрактной интерпретации их индивидом, предоставление возможности их визуализировать и преобразовывать;

- конструирование моделей исследуемых и (или) изучаемых объектов, процессов (как реальных, так и виртуальных), создание мысленных пространственных конструкций, включающих созданные модели.

Отдавая дань приоритету технологического прогресса в современном развитии информатизации образования на основе цифровых технологий, следует особо выделить возможные негативные последствия использования современных программно-аппаратных и информационных систем и комплексов, ориентированных на интеллектуализацию процесса обучения. К ним прежде всего следует отнести так называемую «информационную перенасыщенность» обучающегося, возникающую при чрезмерном, бесконтрольном использовании информации, при её хаотичном поиске, без заранее выделенных и зафиксированных признаков (ключевых слов). Такое бессистемное

восприятие и использование информации, особенно представленной в аудиовизуальном виде, порой агрессивно навязывающей пользователю яркие образы, купирует у него возможность анализировать, выявлять структурные связи в содержании информации. Такое состояние пользователя назовём информационной перенасыщенностью пользователя информационными и коммуникационными технологиями и определим как отсутствие у индивида возможности анализировать, выявлять структурные связи в содержании информации при ее восприятии.

Как следствие информационной перенасыщенности пользователя ИКТ у него может возникнуть замедление реакции на понимание содержания получаемой и рассматриваемой информации. Этот эффект зачастую сопровождается «забыванием» индивидом изначально заявленной им цели поиска информации, что влечёт за собой желание с его стороны «путешествовать» по информационным потокам. Этот эффект, проявляющийся особенно у детей и подростков с неокрепшей психикой (по возрастным причинам), назовём информационной энтропией пользователя ИКТ, проявляющейся затуханием смысловой ответной реакции со стороны индивида на понимание содержательной компоненты информации, полученной им.

Более серьёзные негативные последствия бессистемного, длительного и бесцельного поиска и использования информации, т. е. «потребление» информации индивидом без определённой цели, ради самого процесса рассмотрения информационного потока (восприятие информации ради виртуального «путешествия» по информационным потокам) приводит к так называемой контентной «слепоте» пользователя ИКТ, проявляющейся в невозможности осознания индивидом целевого, структурно-содержательного, морально-ценностного компонента (составляющих) информации при её восприятии и использовании.

Переходя на терминологию философии экзистенциализма, рассматривающего все проявления жизни в качестве предмета, а все вещи, исходя из единения объективной и субъективной мысли, определим экзистенциальное восприятие информации пользователем ИКТ как рассмотрение индивидом (субъектом) информации (объекта) в некоем единстве, без чёткого различения себя как субъекта от информации как объекта рассмотрения, что приводит к потере («забыванию») цели поиска информации, к размыванию содержательной составляющей информации, к рассмотрению внешнего облика информации (яркого, виртуального, фантазийного) ради виртуального «путешествия» по информационным потокам.

Таким образом, поиск, рассмотрение и использование информации индивидом из произвольно выбранных источников может привести к тому, что пользователь становится объектом предумышленного манипулирования извне его сознанием. Кроме того, возможность лёгкой замены реального партнёра по информационному взаимодействию (например, в социальных сетях, в различных чатах и форумах Интернета) на «киберпартнёра» с облегчённой «коммуникацией без проблем», что приводит к взаимоотчуждению между современными людьми.

Возможные негативные последствия использования ИКТ в образовательных целях могут проявляться при использовании некачественной педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-эргономическим требованиям [4; 9] со стороны следующих объектов:

- Интернет-реклама, интернет-порталы, предлагающие со стороны нелицензированных организаций образовательную продукцию (электронный образовательный ресурс, различные методики и методические рекомендации) и образовательные услуги (обучение, психологические тренинги и пр.).

- Фирмы, выпускающие педагогическую продукцию, реализованную на базе информационных и коммуникационных технологий, не отвечающую педагогико-эргономическим требованиям.

Также негативным является заимствование извне результатов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, влекущее потерю авторских прав со стороны следующих объектов:

- интернет-издания, публикующие и тиражирующие результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде (электронные издания, электронный образовательный ресурс) без указания первоисточника;

- частные веб-сайты, веб-страницы, тиражирующие информацию, полученную случайным образом, без указания первоисточника;

- сайты образовательных учреждений, публикующие текущие учебно-методические материалы, представленные в электронном виде, без указания авторов.

Вывод. Предотвращение описанных выше возможных негативных последствий использования ИКТ в современных условиях высокотехнологичного открытого образования на основе исполь-

зования современных систем, функционирующих на web-интерфейсе, рассматривается в ряде фундаментальных научных исследований [5; 6; 7; 9], в том числе работ, посвящённых реализации специально организованных многопрофильных мероприятий в различных научных и практико-ориентированных областях.

При этом необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточно большое количество серьёзных научных исследований в области информационной безопасности личности пользователя ИКТ [7], по предотвращению негативных психолого-педагогических [9] и медицинских [5; 6] последствий использования ИКТ в образовании, по экспертизе и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ [4; 9], которые можно рассматривать как рекомендации по предотвращению возможных негативных психолого-педагогических, социальных и медицинских последствий использования ИКТ на современном этапе информатизации образования.

Библиографический список

1. Карпенко М. П., Фокина В. Н., Абрамова А. В. Интеллектуальные роботы для автоматизированного оценивания письменных творческих работ // Инновации в образовании. - 2012. - № 9. - С. 16-25.

2. Карпенко М. П. Современная парадигма высшего образования на основе прогресса информационных и коммуникационных технологий // Информационные технологии и системы в науке, практике и образовании : V Международная научная конференция, 27-29 ноября 2012 года, г. Владикавказ. - Владикавказ: ВНЦ РАН и РСО-А, 2012. - С. 5-30.

3. Карпенко О. М. Распределённый мега-университет в современной образовательной системе : монография ; под ред. И. В. Проскуровой. - М.: СГА, 2011. - 143 с.

4. Касторнова В. А., Андреев А. Е. К вопросу об экспертизе педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий // Ученые записки ИУО РАО. - 2015. - № 56. - С. 80-91.

5. Мухаметзянов И. Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 72 с.

6. Мухаметзянов И. Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с.

7. Поляков В. П. Педагогическое сопровождение аспектов информационной безопасности в информационной подготовке студентов вузов // Педагогическая информатика. - 2016. - № 4. - С. 37-47.

8. Роберт И. В. Развитие информатизации образования в условиях интеллектуализации деятельности и информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Педагогическая информатика. - 2017. - № 2. - С. 12-30.

9. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с.

11. Шихнабиева Т. Ш., Рамазанова И. М., Ахмедов О. К. Использование интеллектуальных методов и моделей для совершенствования информационных систем образовательного назначения // Мониторинг. Наука и технологии. - 2015. - № 2 (23). - С. 71-77.

12. Шихнабиева Т. Ш. Автоматизация процесса обучения и контроля знаний с использованием интеллектуальных моделей образовательного контента // Педагогическая информатика. - 2011. - Вып. 5. - С. 27-31.

13. Цифровые технологии - это будущее человечества [Электронный ресурс] / FB.ru. - Режим доступа: http://fb.ru/article/335698/tsifrovyie-tehnologii—eto-buduschee-chelovechestva

14. Хазбиев А. Игорь Агамирзян: «Возникает вопрос, зачем в такой модели нужен человек...» [Электронный ресурс] / БИЗНЕС Online. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/334149).

I. V. Robert,

doctor of pedagogical Sciences, Professor, academician of Russian

e-mail: [email protected] Institute of Education Management of the Russian Academy of Education 5/16, st. 1B Makarenko, Moscow, 105062, Russian Federation

DEVELOPMENT OF EDUCATION INFORMATIZATION BASED ON DIGITAL TECHNOLOGIES: INTELLECTUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS AND POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES

The article touches upon digital technologies influencing development of Russian education informatization, describes the systems possibilities on the web interface being actively introduced into the

education sphere and creating some certain positive and negative impact on the learner's personality. The conditions of the learning process intellectualization are presented and possible negative consequences for the learner's personality in connection with the use of information and communication technologies and systematic information interaction with an interactive network resource are described. The concepts connected with the negative influence on the learner's personality when using information and communication technologies are substantiated and formulated.

Keywords: high-tech education, content "blindness" of information and communication technologies users, digital technology, existential perception of information by a user of information and communication technologies.

References

1. Karpenko M.P., Fokina V.N., Abramova A.V. Intellectual robots for the automated estimation of written creative works // Innovatsii v obrazovanii. 2012. № 9. pp. 16-25. (In Russ.)

2. Karpenko M.P. The modern paradigm of higher education based on the progress of information and communication technologies // Information Technologies and Systems in Science, Practice and Education. Vladikavkaz. 2012. pp. 5-30. (In Russ.)

3. Karpenko O. M. Raspredelonnyy mega-universitet v sovremennoy obrazovatel'noy sisteme : monografiya [Distributed mega-university in the modern educational system] Ed. by I. V. Proskurova. Moscow ,SGA. 2011. 143 p.

4. Kastornova V.A., Andreev A.E. On the issue of pedagogical products examination realized on the basis of information and communication technologies // Uchenye zapiski IUO RAO. 2015. No. 56. pp. 80-91.

5. Mukhametzyanov I. SH. Meditsinskiye aspekty informatizatsii obrazovaniyayu. [Medical aspects of education informatization]. Moscow. IIO RAO. 2010. 72 p.

6. Mukhametzyanov I. SH. Metodicheskiye rekomendatsii po predotvrashcheniyu negativnykh meditsinskikh posledstviy ispol'zovaniya IKT v obrazovanii. [Methodological recommendations on prevention of negative medical consequences of ICT use in education] Moscow. IIO RAO. 2012. 56 p.

7. Polyakov V.P. Pedagogical support of the information security aspects in the information education of university students. Pedagogicheskaya informatika. 2016. No. 4. pp. 37-47.

8. Robert I.V. Education informatization development in conditions of activities intellectualization and information security of the educational process subjects Pedagogicheskaya informatika. 2017. No. 2. pp. 12-30.

9. Robert I. V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and Methods of Education Informatization]. Moscow. BINOM. Laboratoriya znaniy publ., 2014. 398 p.

10. Tolkovyy slovar' terminov ponyatiynogo apparata informatizatsii obrazovaniya [Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of informatization of education]. comp. I. V. Robert, T. A. Lavina. Moscow. BINOM. Laboratoriya znaniy publ., 2011. 69 p.

11. Shikhnabieva T. Sh., Ramazanova I. M., Akhmedov O. K. Use of intellectual methods and models to improve educational information systems. Monitoring. Nauka i tekhnologii. 2015. Vol. 2 (23). pp. 71-77.

12. Shikhnabieva T. Sh. Automation of the learning process and knowledge control using intellectual models of educational content. Pedagogicheskaya informatika. 2011. Vol.5. pp. 27-31.

13. Tsifrovyye tekhnologii - eto budushcheye chelovechestva [Digital technologies are the future of humanity]. Available at http://fb.ru/article/335698/tsifrovyie-tehnologii—eto-buduschee-chelovechestva.

14. Khazbiyev A. Igor' Agamirzyan: «Voznikayet vopros, zachem v takoy modeli nuzhen chelovek...» [Igor Agamirzyan: "The question arises, why people need such a model ..."] Available at https://www.business-gazeta.ru/article/334149).

Поступила в редакцию 12.11.2017 © И. В. Роберт, 2017

Автор статьи: Ирэна Веньяминовна Роберт, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, стр. 1Б, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

С. А. Бешенков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования». Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.