Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКАМИ СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКАМИ СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ / МЕТОД ЭССЕ / ARTISTIC IMAGE / PRINTED GRAPHICS / TEENAGERS / DIAGNOSTIC TOOLS / METHOD OF CREATIVE TASKS / TEST METHOD / ESSAY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макуева Анастасия Камилевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков способности создавать художественный образ средствами печатной графики, проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Печатная графика служит эффективным средством самовыражения подростков, так как новые изобразительно-выразительные средства позволяют углубленно поработать с художественным образом, по-новому выразить идею творческой работы. На основе уточненного понятия «способность создавать художественный образ средствами печатной графики» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макуева Анастасия Камилевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR RESEARCHING THE LEVEL OF ABILITY TO CREATE AN ARTISTIC IMAGE BY TEENAGERS BY PRINTING GRAPHICS

The article is devoted to the development of diagnostic tools to study the level of development of teenagers ' ability to create an artistic image by means of printed graphics, conducting initial diagnostics of the studied quality of schoolchildren and its analysis. The problem has not been studied enough, and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in secondary schools. Printed graphics serve as an effective means of self-expression for teenagers, as new visual and expressive means allow them to work in depth with the artistic image, to Express the idea of creative work in a new way. Based on the refined concept of "the ability to create an artistic image by means of printed graphics", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for schoolchildren are developed for each indicator. This article will be of interest to teachers in the subject area of art.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКАМИ СРЕДСТВАМИ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ»

7. Яковенко О.В., Дударев В.М., Балобанова А.С. Дифференцированная оценка сниженной работоспособности студентов в период семестрового обучения в медицинском вузе // Материалы XXIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. М.: Издательство Истоки. 2017. - С. 1476-1477.

8. Ljdokova G.M., Talysheva I.A., Gaifullina N.G. Psychophysiological and psychological characteristics of young drivers. Life Science Journal 2014; 11(10): 694-696.

УДК 372.874

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПОДРОСТКАМИ СРЕДСТВАМИ

ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ

студентка Макуева Анастасия Камилевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Современное общество нуждается в творческих личностях, так как именно они имеют более высокий уровень адаптации к новым условиям жизни. В связи с этим внимание педагогической науки к проблеме развития творческого потенциала учащихся в сфере изобразительного искусства системы школьного образования средствами создания соответствующих педагогических условий является оправданным. Участники Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств «Создание творческого потенциала XXI века» рассматривают развитие подрастающего поколения исключительно через художественное образование, поскольку занятия изобразительной деятельностью развивает критическое мышление, эстетический вкус, чувство гармонии и красоты, творчества и самовыражения [1]. Одним из способов самовыражения подростка в изобразительной деятельности является создание художественного образа в творческих работах. Немало деятелей наук в различных сферах работали над изучением исследуемой проблемы (Г.В. Беда, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Тюхтин и др.) [2], [4], [6]. Однако никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему развития образной сферы подростков средствами печатной графики.

Изложение основного материала исследования. Умение выражать свои мысли, а тем более чувства, всегда было проблематично для человека. Существует множество способов и подходов к решению данной проблемы, однако одним из эффективнейших средств является изобразительное искусство, так как оно предоставляет возможность выразить собственное чувство, создать на основе собственных эмоций художественный образ.

Стоит отметить необходимость формирования данного качества у детей подросткового возраста, так как именно в этот период у человека возникает острая необходимость в самовыражении. Особенности исследуемого возраста таковы, что множество присущих ему новообразований способствуют формированию образной сферы ребенка, но некоторые из них (например, такие как эмоциональная нестабильность) будут затруднять этот процесс и гармоничное развитие ребенка в целом.

Однако создание художественного образа средствами печатной графики послужит одним из наиболее эффективных механизмов решения указанной проблемы. Печатная графика является видом изобразительного искусства, представляющим собой печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Именно они позволят подростку найти новые способы самовыражения в творчестве.

Начинать работу по развитию способности создавать художественный образ средствами печатной графики необходимо с уточнения данного понятия, а также с разработки диагностического инструментария по исследованию уровня указанного качества подростков. Обратимся к последовательному рассмотрению понятия. Что же такое «художественный образ»? Философ В.С. Соловьев в своей статье говорит о художественном образе и об искусстве следующее: «Искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник... красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою» [5, с. 379]. А С.А. Белозерцев характеризует художественный образ неким сплавом эмоционального и рационального, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей [3]. Опираясь на эту теорию, а также труды ученых, мы определяем художественный образ как конкретный знак, символ, в котором заключена в единственном ее понимании, как для художника, так и для читателя, идея, обобщенная картина человеческой жизни, выраженная через призму эмоционально-личностного отношения в продукте художественной деятельности с использованием средств художественной выразительности. Можно трактовать художественный образ как инструмент познания мира, ведь он является наглядно-образным воссозданием реальной жизни. Одна из его важнейших особенностей - это диалог между исследователем и предметом, который он изображает.

Однако нет однозначного понятия, потому, формулируя наше определение, мы говорим, что способность создавать художественный образ средствами печатной графики - это умение преобразовать собственный жизненный опыт в эстетически значимый творческий продукт, в котором заключена авторская идея, исполненная при помощи графических средств художественной выразительности и активного использования разных печатных техник для создания наиболее яркого художественного образа в работе.

Необходимо уточнить данное понятие относительно детей подросткового возраста, не являющимися профессиональными художниками и осваивающими изобразительное искусство, в частности печатную графику как средство самовыражения.

Способность подростками создавать художественный образ средствами печатной графики - это последовательное преобразование собственного жизненного опыта в творческий продукт через приобретение

знания о классификации и техниках печатной графики; понимание и преобразование словесного образа произведения в визуальный; через создание художественного образа средствами печатной графики.

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследования уровня способности создавать художественный образ подростками средствами печатной графики. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №70 города Тюмени с учащимися 6 класса, в нем приняли участие 25 учеников.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: знание классификации и техник печатной графики; понимание и преобразование словесного образа произведения в визуальный; создание художественного образа средствами печатной графики.

Для каждого из показателей были определены диагностические методы: тестирование; эссе и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «знание классификации и техник печатной графики»: учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов с вариантами ответа, а также требующих развернутого ответа. Например, подросткам предлагались следующие вопросы:

1. Печатная графика - это...

A). Вид изобразительного искусства, включающийрисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Б). Изображение на плоскости, созданное графическими средствами.

B). Вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий, штрихов и пятен.

2. Какие из терминов не относятся к печатной графике:

A). Эстамп

Б). Этюдник

B). Штрих

Г). Палитра

Для определения качества развития показателей, были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся знает все основные понятия, виды и техники печатной графики, может рассказать механизм работы всех видов печати. Средний уровень (2 балла) - учащийся затрудняется назвать основные понятия, виды и техники печатной графики, механизмы работы всех видов печати. Низкий уровень (1 балл) - учащийся не знает основные понятия, виды и техники печатной графики, не может рассказать механизм работы всех видов печати. В ходе выполнения данного задания у всего класса возникло множество вопросов, большинство учащихся не справились с заданием, так как не имели представления о печатной графике.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «понимание и преобразование словесного образа произведения в визуальный». В этом задании учащимся предлагается написать мини-эссе, в котором они анализируют одну из работ, принадлежащих технике печатной графики (И. Павлов «Старая Москва»). В ходе написания они пишут о своих эмоциях и чувствах, возникших от просмотра произведения, а также сравнивают с работами других произведений искусства (по технике, приемам, языку, цвету и другим выразительным средствам).

Высокий уровень (3 балла) показывает учащийся, который умеет анализировать произведения других художников, понимает замысел, идею произведения; успешно определяет способы художественной интерпретации произведений. Средний уровень (2 балла) показывает учащийся, который умеет анализировать произведения других художников, не совсем точно понимает основную идею произведения; затрудняется в определении способов художественной интерпретации. Низкий уровень (1 балл) определяется, если учащийся не умеет анализировать произведения искусства, не совсем понимает основную идею произведения; не может определить способы художественной интерпретации.

Второе задание школьникам далось так же затруднительно: оно было воспринято буквально и поверхностно, глубокий анализ произведения искусства не смог совершить ни один из подростков. Отмечалась шаблонность эссе, а наводящие вопросы учителя, такие как: «что вы видите на картине?», «что вы чувствуете, глядя на нее?», «каково настроение города» и так далее, не привили к положительному результату. При проверке работ наблюдалось только перечисление отдельных предметов, замеченных на картине, а также негативное впечатление от работы, связанное только лишь с отсутствием в ней цвета.

Третье диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «создание художественного образа средствами печатной графики». Задание посвящено созданию творческой работы в технике «монотипия» на тему «Мой сегодняшний день». По данному показателю также были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (3 балла) выполнения задания предполагает способность передать школьником через средства печатной графики авторский замысел произведения с использованием наиболее сложных средств выразительности и применение знаний на практике; способность применять и преобразовывать графические приемы. На среднем уровне (2 балла) выполнения задания ученик способен передавать через средства печатной графики авторский замысел с помощью минимальных и простых средств изобразительной выразительности, способен применять некоторые знания на практике; у него возникают трудности в способности применять графические приемы. Низкий уровень (1 балл) говорит о том, что у школьника возникают трудности в передаче через средства графики авторского замысла произведения, он применяет некоторые знания на практике; у школьника отсутствует способность применять графические приемы.

Задание выполнялось учащимися с интересом, однако, ребята не понимали, что такое художественный образ и как его создавать, а также у них возникало множество вопросов с освоением самой техники.

Выводы. Анализ начальной диагностики показал следующие результаты.

По первому показателю «знание классификации и техник печатной графики» низкий уровень выявился у 100 % респондентов (25 человек), средний и высокий уровень показателя не проявился.

По второму показателю «понимание и преобразование словесного образа произведения в визуальный» низкий уровень обнаружился у 90% школьников (22 человека), средний - у 10% подростков (3 человека), высокий уровень развитости показателя выявлен не был.

По показателю «создание художественного образа средствами печатной графики в ходе композиционной деятельности» низкий уровень был обнаружен у 80 % респондентов (20 человек), средний - у 20% (5 человек), высокий уровень не проявился.

Можно сделать вывод, что все три показателя «способности создавать художественного образ подростками средствами печатной графики» у подростков на начальном этапе диагностики представлены низким и средним уровнями, что ставит перед нами следующие задачи:

- необходимо дать подросткам основы теории печатной графики, познакомить с историей, а также технологией создания работ печатной графики;

- научить анализировать произведения искусства, видеть основную идею с целью создания более сложных выразительных художественных образов;

- продолжить работу над способностью создавать художественный образ средствами печатной графики, используя различные средства художественной выразительности.

Поставленные задачи будут осуществляться на развивающем этапе урока изобразительного искусства в общеобразовательной школе при условии выполнения необходимых условий, а также рационально подобранных форм и методов работы с подростками, направленных на развитие обозначенного качества.

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков способности создавать художественный образ средствами печатной графики, проведению начальной диагностики изучаемого качества школьников и ее анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Печатная графика служит эффективным средством самовыражения подростков, так как новые изобразительно-выразительные средства позволяют углубленно поработать с художественным образом, по-новому выразить идею творческой работы. На основе уточненного понятия «способность создавать художественный образ средствами печатной графики» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для школьников. Данная статья будет интересна педагогам предметной области искусства.

Ключевые слова: художественный образ, печатная графика, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования, метод эссе.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools to study the level of development of teenagers ' ability to create an artistic image by means of printed graphics, conducting initial diagnostics of the studied quality of schoolchildren and its analysis. The problem has not been studied enough, and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in secondary schools. Printed graphics serve as an effective means of self-expression for teenagers, as new visual and expressive means allow them to work in depth with the artistic image, to Express the idea of creative work in a new way. Based on the refined concept of "the ability to create an artistic image by means of printed graphics", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for schoolchildren are developed for each indicator. This article will be of interest to teachers in the subject area of art.

Keyword: Artistic image, printed graphics, teenagers, diagnostic tools, method of creative tasks, test method, essay method.

Литература:

1. Алексеева Л.Л. Современный информационный социум и художественное образование молодого поколения: потенциал и риски, эффективность и качество Москва - 2016. - С. 7-9.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Москва: Издательство Просвещение, 1989.

3. Белозерцев С.А. Художественный образ в живописи учебных постановок // ШГПУ. - С. 1-2.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство, 1969-1971. - Т. 1.

5. Соловьев В.С. Общий смысл искусства. - Соч.: В 2 т. - М: Правда, 1990. Т. 2. С. 378-415.

6. Тюхтин, В.С. О природе образа (Психич. отражение в свете идей кибернетики). - Москва: Высш. школа, 1963.

УДК 371

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

студентка Моклюк Диана Эдуардовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современной социально-экономической ситуации, которая сложилась в нашем государстве и мире в целом, развитие навыков эффективного взаимодействия и коммуникации выступает залогом формирования успешной и прогрессивной личности, которая владеет умением продуктивного сотрудничества с окружением.

Эффективность такого сотрудничества на прямую зависит от качества обмена информацией, что является залогом формирования необходимого коммуникативного опыта различных субъектов общения. Ранее освоение этого социального опыта обеспечивает широкий спектр коммуникативных средств для успешной реализации продуктивного взаимодействия. Таким образом, уровень самоактуализации личности зависит от сформированности коммуникативных навыков и умений и возникает необходимость методического обеспечения процесса их развития в педагогическом процессе.

Изложение основного материала исследования. Это психолого-педагогическая проблема нашла свое отражение в нормативно-правовых актах Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется внимание формированию у младших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.