Научная статья на тему 'Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи'

Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-творческие способности / китайская живопись / подростки / диагностический инструментарий / метод творческих заданий / тестирование / анализ художественных произведений. / artistic and creative abilities / Chinese painting / adolescents / diagnostic tools / method of creative tasks / testing / analysis of works of art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Овсянникова, Л С. Шастунова

В статье раскрывается важный аспект развития художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи – разработка диагностического инструментария и проведение начальной диагностики изучаемого качества школьников. Данная проблема разработана недостаточно и требует дальнейших исследований в теории и практике художественного образования. Одним из важных средств развития художественно-творческих способностей подростков рассматривается китайская живопись, которая, благодаря своей символичности, интерпретационности одних и тех же образов, располагает большими возможностями для творческого самовыражения и развития художественно-творческих способностей школьников. В статье уточняется понятие «художественно-творческие способности средствами китайской живописи», на основе которого выделяются показатели развития данного качества подростков. Для каждого показателя разработаны авторские диагностические задания. В работе описано практическое применение (в том числе и с помощью цифровых технологий) диагностических методов исследования художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи: метода тестирования, метода анализа художественных произведений, метода творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О А. Овсянникова, Л С. Шастунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT OF DIAGNOSTIC TOOLS TO DEFINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF CHINESE PAINTING

The article reveals an important aspect of the development of the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting – the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of students studied. This problem has not been studied enough and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of developing the artistic and creative abilities of adolescents is considered to be Chinese painting, which, due to its symbolism, interpretation of the same images, has great opportunities for creative expression and development of the artistic and creative abilities of schoolchildren. The article clarifies the concept of “artistic and creative abilities by means of Chinese painting”, on the basis of which development indicators of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the authors’ diagnostic tasks have been developed. The work describes the practical application (including using digital technology) of diagnostic methods for studying the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting: a testing method, a method of analyzing works of art, and a method of creative tasks.

Текст научной работы на тему «Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи»

истинное значение, напротив, выдвинувшись на передний план, они оставили позади ненависть и беспощадность к врагу. Писатель настойчиво подчеркивает значимость данных этических ценностей для сегодняшнего времени, в современной жизни.

В рассказе А. Слепцова «Честь по чести» рассказывается о судьбе фронтовика, чей жизненный путь заканчивается самоубийством. В данном произведении поднята тема «маленького человека», который столкнулся с реалиями современной, послевоенной жизни. Автор кратко и ёмко рассказывает о войне и мире главного героя, человека щедрой души и беззаветной отваги, в полной мере показывая читателям, что даже в мирное время «война» может продолжаться в сознании человека, навсегда оставив след в его жизни.

В рассказе уделяется особое внимание созданию образа обычного рядового солдата, даны описания его экипировки, выполнения его обязанностей на фронте, достоверно раскрывается ход событий военного времени: «попали Яшка с Поликом в наступление, которое шло от Курской дуги», «фронт рвался вперед, хоронить убитых было некогда», «Полик дополз до майора, немцы стали кидать мины» [9].

Также автор использует национальный аспект, а именно якутский язык в диалогах, образные выражения якутов: «Якут?! Земляк!!! Как тебя зовут? Наконец-то встретил родную душу! Ээ, сордоох! Нууччалыы билбэккин бь^ыылаах дуу? Аччыккын дуо? Тур манна, билигин кэлиэм» [9]. В поликультурном образовательном пространстве раскрытие национальной идентичности очень важно, речь народа, показанная в небольших диалогах, способствует формированию этической и эстетической культуры школьников.

Как мы видим, несмотря на все многообразие сюжетов и способов изложения материала, каждому из современных писателей характерно индивидуальное

Библиографический список

использование тех или иных форм психологического изображения внутреннего мира персонажей, определенных средств и приемов, раскрывающих их характеры.

Задание 2. Дать характеристику образов (Майя из рассказа «Винтовка» Г Яхиной, Поликарп из рассказа «Честь по чести» А. Слепцова), обратив внимание на раскрытие тем послевоенной жизни, доброты и нравственного выбора на войне, «маленького человека» (см. табл. 1).

Данная деятельность учит школьников рассматривать изучаемые произведения с разных сторон, анализируя и обобщая информацию. Этот прием является одним из способов обучения школьников критическому осознанному мышлению, он формирует сравнительную систему суждений, способствует приобретению навыка анализа отличительных и схожих признаков объекта.

На основании полученных данных после проведения педагогического эксперимента мы можем сделать вывод, что выбранные формы и приемы проведения уроков внеклассного чтения оказались эффективными на практике. Изучение современной «малой» прозы на военную тему на уроках литературы в старших классах на основе сопоставления русской литературы с родной повышает эффективность усвоения произведений, развивает творческое мышление и аналитическую деятельность обучающихся, формирует читательские интересы.

Современной литературой деятельно разрабатываются «вечные» темы нравственных исканий, морали и патриотизма, но особенно значительными в этом плане являются достижения «малой» прозы о войне. Именно произведения о войне глубоко волнуют читателей разных поколений, заставляя их задуматься о вечных человеческих проблемах.

1. Книги о Великой Отечественной войне е формировании гражданственности и патриотизма: материалы научно-практической конференции работников общедоступных библиотек Нижегородской области. Нижний Новгород: РИО НГОУНБ, 2010.

2. Леонов Б.А. Русская проза второй половины XXвека о Великой Отечественной войне. Москва: Издательство Литературного института имени А.М. Горького, 2008.

3. Ключинская О.В. Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010; № 4: 115 - 120.

4. Попова Н.А., Мазанов С.А. Современная военная проза на уроках литературы: традиции и новаторство. Современная методика преподавания литературы: стратегии развития XXIV. Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Издательство «Экон-Информ», 2017: 121 - 128.

5. Маркова Т.Н. Русская военная проза 1990 - 2000-х годов. Филологический класс. 2015; № 1(39): 12 - 17.

6. Чекашкина Н.И. Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в современной мордовской прозе (80 - 90-е годы XXв.). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Саранск, 2004.

7. Бетуганова Е.Н. Великая Отечественная война в малой прозе кабардино-черкесских авторов: проблематика и художественное своеобразие. Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2018; № 2 (37): 98 - 104.

8. Яхина ГШ. Винтовка. Available at: https://magazines.gorky.media/october/2015/5/vintovka.html

9. Слепцов А.И. Честь по чести. Available at: http://reading-hall.ru/publication.php?id=23440

References

1. Knigi o Velikoj Otechestvennoj vojne v formirovanii grazhdanstvennosti i patriotizma: materialy nauchno-prakiicheskoj konferencii rabotnikov obschedostupnyh bibliotek Nizhegorodskoj oblasti. Nizhnij Novgorod: RIO NGOUNB, 2010.

2. Leonov B.A. Russkaya proza vtorojpoloviny XX veka o Velikoj Otechestvennoj vojne. Moskva: Izdatel'stvo Literaturnogo instituta imeni A.M. Gor'kogo, 2008.

3. Klyuchinskaya O.V. Problemno-tematicheskie aspekty sovremennoj voennoj prozy. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2010; № 4: 115 - 120.

4. Popova N.A., Mazanov S.A. Sovremennaya voennaya proza na urokah literatury: tradicii i novatorstvo. Sovremennaya metodika prepodavaniya literatury: strategiirazvitiya XXIV. Golubkovskie chteniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekon-Inform», 2017: 121 - 128.

5. Markova T.N. Russkaya voennaya proza 1990 - 2000-h godov. Filologicheskijklass. 2015; № 1(39): 12 - 17.

6. Chekashkina N.I. Hudozhestvennoe osmyslenie temy Velikoj Otechestvennoj vojny v sovremennoj mordovskojproze (80 - 90-e gody XX v.). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Saransk, 2004.

7. Betuganova E.N. Velikaya Otechestvennaya vojna v maloj proze kabardino-cherkesskih avtorov: problematika i hudozhestvennoe svoeobrazie. VestnikKabardino-Balkarskogo instituta gumanitarnyh issledovanij. 2018; № 2 (37): 98 - 104.

8. Yahina G.Sh. Vintovka. Available at: https://magazines.gorky.media/october/2015/5/vintovka.html

9. Slepcov A.I. Chest'po chesti. Available at: http://reading-hall.ru/publication.php?id=23440

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 37.032

Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Arts, Tyumen State University (Tyumen, Russia),

E-mail: [email protected]

Shastunova L.S., student, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]

WORKING OUT OF DIAGNOSTIC TOOLS TO DEFINE THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES IN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF CHINESE PAINTING. The article reveals an important aspect of the development of the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting - the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of students studied. This problem has not been studied enough and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of developing the artistic and creative abilities of adolescents is considered to be Chinese painting, which, due to its symbolism, interpretation of the same images, has great opportunities for creative expression and development of the artistic and creative abilities of schoolchildren. The article clarifies the concept of "artistic and creative abilities by means of Chinese painting", on the basis of which development indicators of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the authors' diagnostic tasks have been developed. The work describes the practical application (including using digital technology) of diagnostic methods for studying the artistic and creative abilities of adolescents by means of Chinese painting: a testing method, a method of analyzing works of art, and a method of creative tasks.

Key words: artistic and creative abilities, Chinese painting, adolescents, diagnostic tools, method of creative tasks, testing, analysis of works of art.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств Тюменского государственного университета, г. Тюмень,

E-mail: [email protected]

Л.С. Шастунова, студентка, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

В статье раскрывается важный аспект развития художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи - разработка диагностического инструментария и проведение начальной диагностики изучаемого качества школьников. Данная проблема разработана недостаточно и требует дальнейших исследований в теории и практике художественного образования. Одним из важных средств развития художественно-творческих способностей подростков рассматривается китайская живопись, которая, благодаря своей символичности, интерпретационности одних и тех же образов, располагает большими возможностями для творческого самовыражения и развития художественно-творческих способностей школьников. В статье уточняется понятие «художественно-творческие способности средствами китайской живописи», на основе которого выделяются показатели развития данного качества подростков. Для каждого показателя разработаны авторские диагностические задания. В работе описано практическое применение (в том числе и с помощью цифровых технологий) диагностических методов исследования художественно-творческих способностей подростков средствами китайской живописи: метода тестирования, метода анализа художественных произведений, метода творческих заданий.

Ключевые слова: художественно-творческие способности, китайская живопись, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, тестирование, анализ художественных произведений.

В современных экономических и образовательных условиях предъявляются новые требования к деятельности человека. Во всех жизненных сферах требуются специалисты, творчески мыслящие, способные искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие генерировать и продвигать новые идеи. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ (ред. от 02.12.2019) (ст. 66) говорится о необходимости развития творческих способностей обучающихся [1].

В современной школе востребованы учащиеся, способные адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным и учебным ситуациям, проблемам, искать пути их нестандартного решения (Е.А. Васильева) [2]. К сожалению, развитию художественно-творческих способностей школьников в современных учебных заведениях уделяется недостаточное внимание (М.Ю. Бирюков), а сам процесс обучения в большей степени основан на репродуктивной деятельности обучающихся (А. Олах) [3; 4].

Исследователи с различных позиций рассматривают понятия «художественно-творческие способности», «художественное творчество». С философской точки зрения под художественно-творческим развитием понимается процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей (И. Кант); в изобразительной деятельности художественно-творческие способности трактуются как умения передать сходство натуры, ее форму и характерные особенности строения (Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев); они рассматриваются как способности оценивать пропорции, светлотные отношения, отклонения от вертикального и горизонтального направлений (В.И. Киреенко) [5; 6; 7]. На наш взгляд, такое понимание художественно-творческих способностей имеет узкую направленность, ориентированную на воспитание профессионального художника и не совсем справедливо относительно школьников общеобразовательной школы.

Нам ближе позиция А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской по трактовке художественно-творческих способностей, которая вытекает из понимания сущности самого искусства. По их мнению, главная задача художественного изображения чего-либо состоит не в том, чтобы передать средствами изобразительного искусства его точную копию, а в том, чтобы отобразить через предмет свое отношение к миру, создать художественный образ [8]. Подобной точки зрения придерживается Е.Э. Сидорова, которая рассматривает художественное творчество как самовыражение внутреннего мира ребёнка и понимание им окружающего мира. В результате художественного творчества рождается художественный образ как особый способ понимания, чувствования и отображения действительности, как специфическая форма мышления в искусстве [9].

Любые способности, в том числе и художественно-творческие, по-разному проявляются относительно различной культуры, возраста, принадлежности к профессиональному или любительскому творчеству, поэтому понятие «художественно-творческие способности средствами китайской живописи» относительно детей подросткового возраста, не обучающихся живописи профессионально, требует уточнения.

Ю. Се считает, что для повышения творческой составляющей урока изобразительного искусства необходимо использовать различный методический опыт, сложившийся, в том числе и в рамках других культур [10]. Интересный материал в этом смысле может предоставить художественная культура и искусство Китая. В своих исследованиях Л.В. Жаворонкова делает вывод о том, что обучение китайской живописи позволяет развивать наблюдательность и познание своего внутреннего мира; овладеть навыками изобразительного искусства; развивает творческую фантазию; формирует навыки гармонизации внутреннего состояния; способствует развитию личности [11]. К сожалению, в теории и практике художественного образования уделяется недостаточное внимание выявлению (диагностированию) и развитию у школьников художественно-творческих способностей средствами китайской живописи.

Таким образом, в сфере художественного образования недостаточно разработано определение понятия «художественно-творческие способности», методы и приемы развития данного вида способностей обучающихся средствами

китайской живописи, а также не сформирован диагностический инструментарий по изучению уровня развития данного качества школьников.

Актуальность исследования основана на противоречиях, которые выступают в качестве факторов, сдерживающих развитие художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи: между необходимостью воспитания подрастающего поколения, способного творчески, нестандартно мыслить, и недостаточной реализацией этой проблемы в общеобразовательной школе в связи с опорой в обучении преимущественно на репродуктивную деятельность школьников; между существующими определениями понятия «художественно-творческие способности» и необходимостью его уточнения в художественном образовании относительно развития средствами китайской живописи; между существующими методами и приемами развития художественно-творческих способностей школьников в сфере художественного образования и недостаточно разработанными приемами, методами развития данного качества у школьников средствами китайской живописи, а также недостаточно разработанным диагностическим инструментарием изучения данного качества обучающихся средствами китайской живописи.

Проблема исследования заключается в разработке и апробации диагностического инструментария по изучению уровня развития художественно-творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства средствами китайской живописи.

Научная новизна исследования заключается в разработке диагностического инструментария (показателей и методов) исследования уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «художественно-творческие способности средствами китайской живописи»; в обосновании возможностей китайской живописи в развитии художественно-творческих способностей школьников. Практическая значимость работы заключается в разработке диагностических заданий для школьников (и представлению их с помощью цифровых технологий) для изучения уровня развития художественно-творческих способностей обучающихся.

Обратимся к последовательному рассмотрению проблемы.

Подростковый возраст является важным этапом в процессе становления личности ребенка и подготовки его к взрослой жизни. В этом возрасте у школьников проявляются такие качества, как «активность, целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата, потребность в самовыражении», в творческой самореализации [12, с. 27]. Художественно-изобразительная деятельность является наиболее распространенным способом удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении подростков.

Китайская живопись имеет определенные возможности в развитии художественно-творческих способностей подростков благодаря своей специфике. Она очень символична и требует развития способности «читать» данные символы, чтобы глубже понимать ее смысл. Она тесно связана с каллиграфией и богата интерпретацией одних и тех же образов. Это приводит к выводу о том, что её специфика позволяет развивать образное мышление; целостное восприятие, подросток начинает замечать тонкости и нюансы окружающего мира, а значит, развиваются его воображение и фантазия как основа художественно-творческих способностей. Китайская живопись благодаря тесной связи с каллиграфией позволяет улучшить не только навыки сбалансированности художественных движений, но и способность управления собственными волевыми качествами (самоорганизованность, усидчивость). У школьников развивается способность через рисунок выражать собственную эмоцию, а значит, и свое отношение к окружающему миру (интерпретацию), что также лежит в основе художественно-творческих способностей. Таким образом, китайская живопись предоставляет подросткам возможность реализовать свою потребность в творческом самовыражении, в развитии художественно-творческих способностей.

На основании вышесказанного можно уточнить понятие «художественно-творческие способности средствами китайской живописи», которое тракту-

ется как знание особенностей и специфики китайской живописи, способность «читать» смысл художественных работ китайских художников, способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать.

Опытно-поисковая работа по развитию художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи проводилась на базе МАОУ «СОШ № 7» г Когапыма ХМАО. Она имела поэтапный характер и велась со школьниками в начале 2019 - 2020 учебного года в естественных условиях, которые не нарушают сложившийся педагогический процесс. В исследуемую группу вошли 24 ученика 6А класса МАОУ «СОШ № 7».

Отличительной чертой школы является организация профильного обучения с 2003 года, интеграция общего и дополнительного образования, организация внеурочной и внеучебной деятельности на базе ОУ, индивидуализация обучения, широкий спектр программ дополнительного образования, ранняя профилизация подростков, профессиональное самоопределение учащихся и выпуск мотивированных молодых людей, привлечение ученых, использование современных технологий обучения, информационных ресурсов.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа (констатирующий, развивающий и итоговый). Обратимся к описанию констатирующего этапа опытно-поисковой работы. На констатирующем этапе производилась разработка диагностического инструментария и измерение исходного уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи.

На основе уточненного понятия «художественно-творческие способности школьников средствами китайской живописи» были выделены показатели: знание особенностей и специфики китайской живописи, способность «читать» смысл художественных работ китайских художников, способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать.

Диагностические задания разрабатывались с учетом необходимости измерения показателей развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи и являются авторскими (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели и методы диагностики художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи

В исследовании мы опирались на следующие принципы разработки заданий для диагностики художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи:

1. Учет возрастных особенностей школьников и соответствие содержания задания целям диагностики (разработанные задания для оценки художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи рассчитаны на детей 11 - 13 лет Для оценки художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи в задания включены несколько разноплановых, визуализированных и сравнительно доступных заданий, рассчитанных на школьника со средними возможностями).

2. Значимость проверяемых знаний (в задания включены только те специфические особенности китайской живописи, которые можно отнести к наиболее важным, специфическим особенностям китайской живописи. Отбор значимых элементов проводился с опорой на мнение учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры МАОУ «СОШ № 7» г Когалыма).

3. Использование технических средств при проведении тестирования (с целью поддержания интереса тестируемых к заданию и облегчения обработки результатов тестирования).

Рассмотрим содержание диагностических заданий и результаты их применения.

Диагностика показателя «знание особенностей и специфики китайской живописи» осуществлялась при помощи теста на знание особенностей и специфики китайской живописи. Тест разработан авторами в электронном виде на платформе onlinetestpad (расположен по ссылке https://onlinetestpad.com/ hpma7aeuHaxk).

Тест на знание особенностей и специфики китайской живописи включает в себя пять разноплановых заданий:

- найти из представленного ряда лишнее изображение (1 задание);

- определить, какие из высказываний относятся к китайской живописи, а какие не относятся (2 задание);

- сопоставить жанр китайской живописи с изображением (3 задание);

- определить, какие из символов относятся к китайской живописи, а какие нет (4 задание);

- соотнести картину с описанием ее символов (5 задание).

Приведем пример задания № 3.

3. Какие из символов относятся к китайской живописи (отметь +), а какие не относятся (отметь -)

Символ Вид живописи

Китайская Европейская

3.1. Бамбук как символ стойкости, высоких моральных качеств

3.2. Утки-мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь

3.3. Орхидея как символ весны, чести, чистоты помыслов, благородства

3.4. Лотос как символ совершенства

3.5. Журавль как символ удачи, счастья, верности

3.6. Книги и географические карты, писчее перо как символы наук

3.7. Надкушенное яблоко как символ грехопадения

3.8. Оружие, доспехи как символ власти и могущества

3.9. Череп как символ неизбежности смерти

3.10. Меч и шлем как символ воинской славы

Тестирование проводилось в электронном формате. Детям был предложен планшет для прохождения тестирования. Время тестирования не ограничивалось, среднее время прохождения теста в группе - 12 мин.

Обработка результатов тестирования:

Задание 1: начисляется 1 балл за правильный ответ (min 0, max 1);

Задание 2: начисляется +1 балл за правильный ответ (min 0, max 7);

Задание 3: начисляется +1 балл за правильный ответ (min 0, max 5);

Задание 4: начисляется +1 балл за правильный ответ (min 0, max 4);

Задание 5: начисляется +1 балл за правильный ответ (min 0, max 5).

Минимально возможный результат - 0 баллов, максимальный - 22 балла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерпретация результатов тестирования:

- от 0 до 7 баллов: низкий уровень знаний особенностей и специфики китайской живописи;

- от 8 до 14 баллов: средний уровень знаний особенностей и специфики китайской живописи;

- от 15 до 22 баллов: высокий уровень знаний особенностей и специфики китайской живописи.

Результаты диагностики знаний особенностей и специфики китайской живописи на констатирующем этапе опытно-поисковой работы представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики показателя «знание особенностей и специфики китайской живописи» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Уровень знаний особенностей и специфики китайской живописи Количество детей

чел. %

Низкий (по итогам тестирования дети набрали от 0 до 7 баллов) 16 66,7%

Средний (по итогам тестирования дети набрали от 8 до 14 баллов) 5 20,8%

Высокий (по итогам тестирования дети набрали от 15 до 22 баллов) 3 12,5%

Итого: 24 100,0%

Диагностика знаний особенностей и специфики китайской живописи на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, проведённая в 6-ом классе, показала, что 16 детей обладают низким уровнем знаний особенностей и специфики китайской живописи, что составляет 66,7%, пятеро школьников показали средний уровень знаний (20,8%), при этом высокий уровень знаний продемонстрировали

Показатели развития художественно-творческих способностей Диагностические методы Уровни развития

Знание особенностей и специфики китайской живописи Тестирование знаний особенностей и специфики китайской живописи Высокий Средний Низкий

Способность «читать» смысл художественных работ китайских художников Метод анализа художественных произведений Высокий Средний Низкий

Способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать Творческое задание Высокий Средний Низкий

трое воспитанников, все они учатся (или учились, но не закончили обучение) в художественной школе. Таким образом, на констатирующем этапе опытно-поисковой работы преобладающее большинство учеников в классе демонстрируют низкий уровень знания особенностей и специфики китайской живописи.

Диагностика показателя «способность «читать» смысл художественных работ китайских художников» проведена при помощи метода анализа художественных произведений.

Тест также разработан авторами в электронном виде на платформе onlinetestpad (расположен по ссылке https://onlinetestpad.com/hpma7aeulfaxk). Для анализа школьникам предложена картина китайского художника У. Гуань-чжуна «Лотосы». У. Гуаньчжун (^МФ Wu Guanzhong, 1919 - 2010), он является одним из самых известных современных китайских художников. Лотосы, в свою очередь, считаются достаточно традиционным сюжетом для китайской живописи.

Для диагностики способности «читать» смысл художественных работ китайских художников детям предложен тест Школьникам необходимо было выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов один. Были представлены следующие вопросы:

1. К какому стилю относится картина «Лотосы» китайского живописца У. Гу-аньчжуна?

а) гунби («тщательное писание», или «тщательная кисть»);

б) сеи («передача идеи»).

2. Что больше всего волнует художника при изображении лотосов?

а) передача эмоционального, душевного настроения;

б) точная передача деталей;

в) большой гонорар за картину.

3. Какой материал использует художник для изображения лотосов?

а) масляная краска;

б) тушь;

в) пастель;

г) уголь.

4. Какая особенность китайской живописи нашла отражение в данной картине?

а) четкие линии и формы;

б) монохромность и символичность изображения;

в) объемность изображения;

г) светотень и перспектива.

5. Что символизируют собой лотосы в данной картине и в китайской живописи в целом?

а) духовную силу и мужество;

б) супружеское счастье и верность;

в) совершенство, чистоту;

г) честь, благородство.

6. Что оказало существенное влияние на восприятие лотоса в китайской культуре?

а) лотос был любимым растением правителей династии Мин;

б) редкость растения;

в) буддизм.

7. Какую эмоцию пытался передать автор в картине?

Ключ к тесту:

Ответы: 1 - б, 2 - а, 3 - б, 4 - б, 5 - в, 6 - в.

Тестирование позволило:

1. Облегчить выражение мысли для тестируемых школьников (с учетом того, что тема является для исследуемой возрастной группы незнакомой).

2. Измерить исследуемый показатель.

Тестирование также проводилось в электронном формате. Детям был предложен планшет для прохождения тестирования. Параллельно с тестированием проводилась беседа со школьниками, и фиксировались устные комментарии при наличии.

Если школьник вступал в устное обсуждение картины, то ему начислялось от 1 до 3 дополнительных баллов по результатам тестирования в зависимости от полноты ответов и оригинальности мысли.

Время тестирования не ограничивалось, среднее время прохождения теста в группе - 11 мин.

Обработка результатов тестирования:

начисляется балл за правильный ответ (min 0, max 6).

Интерпретация результатов тестирования:

- от 0 до 2 баллов: низкий уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников;

- от 3 до 4 баллов: средний уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников;

- от 5 до 6 баллов: высокий уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников.

Результаты диагностики показателя «способность «читать» смысл художественных работ китайских художников» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики показателя «способность «читать» смысл художественных работ китайских художников» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников Количество детей

чел. %

Низкий (по итогам тестирования дети набрали от 0 до 2 баллов) 13 54,2%

Средний (по итогам тестирования дети набрали от 3 до 4 баллов) 6 25,0%

Высокий (по итогам тестирования дети набрали от 5 до 6 баллов) 5 20,8%

Итого: 24 100,0%

Из таблицы видно, что 13 человек в классе демонстрируют низкий уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников, что составляет 54,2%. Средний уровень способности «читать» смысл художественных работ китайских художников демонстрируют 6 человек - 25%, Высокий уровень исследуемых способностей показали 5 человек - 20,8%. Из вышесказанного следует, что больше половины детей обладают низким уровнем развития данного показателя.

Диагностика показателя «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать» проводилась с помощью метода творческого задания. Инструменты: кисточка, тушь, бумага.

Школьникам было предложено три задания:

1. Посмотреть видео об основах китайской каллиграфии и порядке написания черт китайских иероглифов (видео расположение на ресурсе Ютуб по ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=azcU-qQ3FLQ&feature=emb_ logo).

2. Написать 10 китайских иероглифов, следуя алгоритму, изложенному на ресурсе Дзен. Яндекс по ссылке https://zen.yandex.ru/media/buyilehu/10-kitaiskih-ieroglifov-dlia-nachinaiuscih-1-5b0b2dde48c85e6e2be8f067.

3. Придумать свой иероглиф (его внешний вид и значение).

Обработка результатов задания:

1) испытуемый написал 10 китайских иероглифов, но при этом допустил множество ошибок (направление штриха, толщина штриха, точность написание иероглифа, пропорции иероглифа) + 1 балл;

2) испытуемый написал 10 китайских иероглифов, при этом проявил старание при написании иероглифов, количество ошибок минимально + 3 балла;

3) испытуемый написал 10 китайских иероглифов в высоком качестве (соблюдено направление штриха, толщина штриха, точность написание иероглифа, пропорции иероглифа) + 5 баллов;

4) испытуемый придумал свой иероглиф, но проработка задания слабая + 1 балл;

5) испытуемый придумал свой иероглиф, степень проработки задания средняя + 3 балла;

6) испытуемый придумал свой иероглиф, степень проработки задания высокая + 4 балла.

Минимально возможный балл - 0, максимально возможный - 9.

Интерпретация результатов задания:

- от 0 до 3 баллов: низкий уровень способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах;

- от 4 до 6 баллов: средний уровень способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах;

- от 7 до 9 баллов: высокий уровень способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах.

Время на выполнение задания не ограничивалось, среднее время прохождения задания в группе - 33 мин.

Результаты диагностики показателя «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы представлены в табл. 4.

На основании полученных результатов, представленных в таблице 4, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся шестого класса демонстрируют низкий уровень способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать - 11 человек (45,8%). Средний уровень показали 9 учеников (37,5 -%), высокий уровень исследуемых способностей выявлен у 4 школьников (16,7%). Таким образом, большая часть учеников обладает низким уровнем способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать.

Резюмируя результаты начальной диагностики уровня развития художественно-творческих способностей школьников средствами китайской живописи, можно сделать следующие выводы:

Таблица 4

Результаты диагностики показателя «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Результаты диагностики способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах Количество детей

чел. %

Низкий (по итогам тестирования дети набрали от 0 до 3 баллов) 11 45,8%

Средний (по итогам тестирования дети набрали от 4 до 6 баллов) 9 37,5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий (по итогам тестирования дети набрали от 7 до 9 баллов) 4 16,7%

Итого: 24 100,0%

- уровень всех диагностируемых показателей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в исследуемом классе преимущественно низкий;

- наибольшее затруднение у школьников вызвало выделение особенностей и специфики китайской живописи, подростки не владеют данными знаниями, за исключением тех детей, которые учатся (или учились) в художественной школе;

- задание на интерпретацию картины китайского художника У. Гуаньчжуна «Лотосы» дети выполнили более успешно, но на многие вопросы они находили ответы интуитивно, основываясь на имеющемся опыте.

Библиографический список

Несмотря на сложность и полученный уровень, наибольший интерес и эмоциональный отклик у школьников вызвало творческое задание, предложенное в процессе диагностики способности учеников использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать.

Школьники использовали в своих работах сочетания различных символов китайской живописи, например, лотос, который олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия; журавль, который в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием, является символом долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе и др.

Подростки активно показывали результаты своего труда, описывали значение собственной картины, при этом большинство детей придумали собственный иероглиф на основе ассоциаций с предметом (например, иероглиф, обозначающий дом, был похож на дом и т.п.). В то же время творческое задание на рисование собственного произведения с использованием элементов китайской живописи показало недостаток техники владения кистью, у обучающихся был слабо выработан навык смены силы нажатия кисти, что оказывало негативное влияние на качество творческого продукта.

Таким образом, в данном классе существует необходимость проведения занятий по развитию художественно-творческих способностей средствами китайской живописи, что позволит школьникам не только узнать особенности и специфику китайской живописи, но и реализовать потребность подростков в творческом самовыражении.

Перспективы исследования заключаются в обосновании форм и методов развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами китайской живописи, а также в разработке занятий по изобразительному искусству, направленных на развитие обозначенного качества школьников.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 (ред. от 02.12.2019). Собрание законодательства Российской Федерации. 2012; Ч. 1, № 53, Ст. 7598.

2. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Молодой ученый. 2015; № 11: 1717 - 1719.

3. Бирюков М.Ю. Формирование художественно-творческих способностей как константа эстетического воспитания младших школьников. Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск: Университетская книга, 2018: 146 - 151.

4. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. Общественные науки за рубежом. Серия: Науковедение. 1968; № 4: 69 - 73.

5. Кант И. Критика способности суждения. Москва: «Искусство», 1994.

6. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1987.

7. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1959.

8. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. Москва: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.

9. Сидорова Е.Э., Ноговицына Н.М. Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-3: 258 - 262.

10. Се Ю. Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России. Наука и школа. 2014; № 2: 188 - 192.

11. Жаворонкова Л.В. «Живопись У-Син - путь к самопознанию» обучение нетрадиционной технике рисования детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Инклюзивное образование - образование для всех: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019.

12. Овсянникова О.А. Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня сформированное™ активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 26 - 30.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 02.12.2019). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012; Ch. 1, № 53, St. 7598.

2. Vasil'eva E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya tvorcheskogo myshleniya v mladshem shkol'nom vozraste. Molodoj uchenyj. 2015; № 11: 1717 - 1719.

3. Biryukov M.Yu. Formirovanie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej kak konstanta 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya rebenka v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kursk: Universitetskaya kniga, 2018: 146 - 151.

4. Olah A. Tvorcheskij potencial i lichnostnye peremeny. Obschestvennye nauki za rubezhom. Seriya: Naukovedenie.1968; № 4: 69 - 73.

5. Kant I. Kritika sposobnostisuzhdeniya. Moskva: «Iskusstvo», 1994.

6. Rostovcev N.N. Razvitie tvorcheskih sposobnostej na zanyatiyah risovaniem: uchebnoe posobie dlya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1987.

7. Kireenko V.I. Psihologiya sposobnostejk izobrazitel'nojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1959.

8. Melik-Pashaev A.A. Stupen'ki k tvorchestvu: Hudozhestvennoe razvitie rebenka v sem'e. Moskva: Redakciya zhurnala «Iskusstvo v shkole», 1995.

9. Sidorova E.'E., Nogovicyna N.M. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya mladshih shkol'nikov posredstvom netradicionnyh tehnik risovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-3: 258 - 262.

10. Se Yu. Obuchenie tradicionnym vidam kitajskoj zhivopisi uchaschihsya dovuzovskih obrazovatel'nyh uchrezhdenij v Rossii. Nauka i shkola. 2014; № 2: 188 - 192.

11. Zhavoronkova L.V. «Zhivopis' U-Sin - put' k samopoznaniyu» obuchenie netradicionnoj tehnike risovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ih roditelej. Inklyuzivnoe obrazovanie - obrazovanie dlya vseh: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: OOO «Direktmedia Pablishing», 2019.

12. Ovsyannikova O.A. Razrabotka diagnosticheskogo instrumentariya po issledovaniyu urovnya sformirovannosti aktivnoj social'noj pozicii podrostkov sredstvami strit-arta Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 26 - 30.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 378

Oorzhak L.Kh., science researcher, State Budget Institution of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tuva "The National School Development Institute" (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

"GRANDMA'S LESSONS" ABOUT THE "WORLD" PICTURE OR A META-SUBJECT APPROACH TO TEACHING NATIVE (TUVAN) LITERATURE. The

article describes the potential of traditional folk pedagogy as an optimal model of training and education, which allows waking children's initiative, individuality and cognitive interest in modern life. The focus is on purposefully providing systematic work in the organization of methods of teaching native literature through a mata-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.