Научная статья на тему 'Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня сформированности активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта'

Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня сформированности активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активная социальная позиция / стрит-арт / подростки / диагностический инструментарий / метод творческих заданий / анкетирование / сравнительный анализ художественных произведений. / active social position / street art / adolescents / diagnostic tools / method of creative tasks / questionnaires / comparative analysis of works of art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Овсянникова

В статье раскрывается важный аспект формирования активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта – разработка диагностического инструментария и проведение начальной диагностики изучаемого качества школьников. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований в теории и практике художественного образования. Одним из важных средств формирования активной социальной позиции подростков рассматривается стрит-арт – уличное искусство, которое, с одной стороны, является привлекательным для школьников в плане творческого самовыражения, с другой, располагает коммуникативными возможностями для выражения собственной социальной позиции автора. В статье формулируется определение понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта», на основе которого выделяются показатели сформированности данного качества подростков. Для каждого показателя разработаны авторские диагностические задания и критерии оценки результатов художественной деятельности подростков, определены уровни сформированности активной социальной позиции школьников средствами стрит-арта. В работе описано практическое применение диагностических методов исследования активной социальной позиции подростков: метода анкетирования, метода сравнительного анализа художественных произведений, метода творческих заданий. Статья будет интересна учителям образовательной области «Искусство», а также преподавателям вузов, занимающихся подготовкой бакалавров в сфере художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF FORMATION OF AN ACTIVE SOCIAL POSITION OF TEENAGERS BY MEANS OF STREET ART.

The article reveals an important aspect of formation of an active social position of adolescents using street art – the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of materials. The problem has been little studied and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of creating an active social position of adolescents is considered to be street art, which, on the one hand, is attractive to students in terms of creative expression, on the other hand, has communicative capabilities to express the author’s own social position. The article formulates the definition of the concept of “active social position using street art”, on the basis of which indicators of the formation of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the author’s diagnostic tasks and criteria for assessing the results of the artistic activity of adolescents have been developed, and the levels of formation of the active social position of schoolchildren by street art have been determined. The paper describes the practical application of diagnostic methods for studying the active social position of adolescents: the questionnaire method, the method of comparative analysis of fiction, and the method of creative tasks. The article will be useful to teachers of the educational field “Art”, as well as university teachers involved in teaching bachelors in the field of art education.

Текст научной работы на тему «Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня сформированности активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта»

Принцип организации рефлексии учащимися полученных знаний, эмоционально-чувственного опыта и нравственного поведения в поликультурной образовательной среде школы. Подростку важно оценивать свою деятельность, свое отношение к окружающим людям, степень развития своих нравственных качеств. Процесс рефлексии необходим для самоопределения личности, поскольку позволяет ребенку изменить не только устоявшуюся модель поведения, но и развить субъектную позицию, на основе которой происходит перевод нравственного воспитания под руководством педагога в процесс самосовершенствования личности в соответствии со своим нравственным идеалом.

Таким образом, на основе теоретического анализа обширного круга научных источников были выявлены следующие закономерности нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы. В частности, было установлено, что чем насыщеннее школьная среда межкультурным общением и взаимодействием, тем активнее подросток осознает себя как неповторимую индивидуальность, у него пробуждается интерес к индивидуальности другого, культивируются нравственные чувства; чем активнее познавательная деятельность подростка по освоению собственной и другой культуры, тем сильнее потребность в коллективной деятельности, способствующей нравственному воспитанию; чем чаще в поликультурной среде подростку создаются условия для познания своей культуры, тем патриотичнее становится воспитанник и тем больший интерес испытывает подросток к другим культурам; чем чаще педагогом учитываются возрастные особенности и

Библиографический список

этносоциокультурную принадлежность воспитанников, тем успешнее процесс формирования нравственных качеств личности; чем чаще педагоги проявляют доброжелательность по отношению к воспитанниками, тем искреннее они выражают свое мнение, интересы, взгляды, что является важным проявлением нравственной воспитанности.

На основе данных закономерностей были сформулированы педагогические принципы нравственного воспитания подростка в поликультурной среде школы: учет возрастных, социокультурных, этнических и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на общечеловеческие и национальные ценности при взаимодействии с представителями разных культур; включение подростка в социально значимую деятельность; коллективный характер воспитания и обучения; предоставление самостоятельности личности в процессе социокультурного самоопределения; трансляция педагогом толерантного отношения к представителям различных культур; создание положительного эмоционального фона воспитательного процесса; постепенное освоение культуры от простого - к сложному; организации рефлексии учащимися полученных знаний, эмоционально-чувственного опыта и нравственного поведения в поликультурной образовательной среде школы.

Опора на данные закономерности и внедрение педагогических принципов нравственного воспитания позволит создать в поликультурной образовательной среде, характерной для большинства российских школ, педагогические условия, обеспечивающие формирование высоконравственной личности выпускника.

1. Подласый И.П. Теория и технологии воспитания: учебник для студентов вузов. Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Коджаспирова ГМ. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Куртвапова В.М., Рачковская Н.А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ, 2018: 88 - 94.

4. Полякова А.А. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва: Учпедгиз, 1955.

6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1982.

7. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога: сущность и структура. Москва: МГОУ, 2009.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.

References

1. Podlasyj I.P. Teoriya i tehnologii vospitaniya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Gumanitar, izd. centr VLADOS, 2007.

2. Kodzhaspirova G.M. Slovar'popedagogike. Moskva: IKC «MarT»; Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «MarT», 2005.

3. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver': TvGU, 2018: 88 - 94.

4. Polyakova A.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v kontekste dialoga kul'tur. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2001.

5. Makarenko A.S. O vospitanii v sem'e. Moskva: Uchpedgiz, 1955.

6. Kapterev P.F. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1982.

7. Rachkovskaya N.A. 'Emocional'naya kultura social'nogo pedagoga: suschnost' i struktura. Moskva: MGOU, 2009.

8. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1988.

Статья поступила в редакцию 22.07.19

УДК 37.032

Ovsyannikova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Arts, Tyumen State University (Tyumen, Russia),

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF FORMATION OF AN ACTIVE SOCIAL POSITION OF TEENAGERS BY MEANS OF STREET ART. The article reveals an important aspect of formation of an active social position of adolescents using street art - the development of diagnostic tools and the initial diagnosis of the quality of materials. The problem has been little studied and requires further research in the theory and practice of art education. One of the important means of creating an active social position of adolescents is considered to be street art, which, on the one hand, is attractive to students in terms of creative expression, on the other hand, has communicative capabilities to express the author's own social position. The article formulates the definition of the concept of "active social position using street art", on the basis of which indicators of the formation of this quality of adolescents are highlighted. For each indicator, the author's diagnostic tasks and criteria for assessing the results of the artistic activity of adolescents have been developed, and the levels of formation of the active social position of schoolchildren by street art have been determined. The paper describes the practical application of diagnostic methods for studying the active social position of adolescents: the questionnaire method, the method of comparative analysis of fiction, and the method of creative tasks. The article will be useful to teachers of the educational field "Art", as well as university teachers involved in teaching bachelors in the field of art education.

Key words: active social position, street art, adolescents, diagnostic tools, method of creative tasks, questionnaires, comparative analysis of works of art.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. искусств Тюменского государственного университета, г. Тюмень,

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СТРИТ-АРТА

В статье раскрывается важный аспект формирования активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта - разработка диагностического инструментария и проведение начальной диагностики изучаемого качества школьников. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований в теории и практике художественного образования. Одним из важных средств формирования активной социальной позиции подростков рассматривается стрит-арт - уличное искусство, которое, с одной стороны, является привлекательным для школьников в плане творческого самовыражения, с другой,

располагает коммуникативными возможностями для выражения собственной социальной позиции автора. В статье формулируется определение понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта», на основе которого выделяются показатели сформированности данного качества подростков. Для каждого показателя разработаны авторские диагностические задания и критерии оценки результатов художественной деятельности подростков, определены уровни сформированности активной социальной позиции школьников средствами стрит-арта. В работе описано практическое применение диагностических методов исследования активной социальной позиции подростков: метода анкетирования, метода сравнительного анализа художественных произведений, метода творческих заданий. Статья будет интересна учителям образовательной области «Искусство», а также преподавателям вузов, занимающихся подготовкой бакалавров в сфере художественного образования.

Ключевые слова: активная социальная позиция, стрит-арт, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, анкетирование, сравнительный анализ художественных произведений.

В современном обществе существует необходимость воспитания подрастающего поколения, реагирующего на социальные вызовы и проблемы, стремящегося решить эти проблемы различными средствами, в том числе и средствами искусства. О необходимости решения такой проблемы писали авторы в различных научных сферах (Белокопытова И.П, Каган М.С., Славницкая О.А., Токарева Е.М.), все они отмечали необходимость формирования активной социальной позиции подрастающего поколения, предлагая решать эту проблему различными средствами (через общественную деятельность, формирование эстетического и художественного сознания и др.) [1 - 4]. К сожалению, практически никто из авторов не упоминал о возможности формирования активной социальной позиции подрастающего поколения средствами стрит-арта. Кроме того, в педагогической науке достаточно широко описаны методы формирования активной социальной позиции подростков различными средствами, не связанными с искусством (Демидова С.А., Сорокина И.Р, Иванова Л.К., Колесов И.В.), и недостаточно разработаны и описаны формы, методы формирования активной социальной позиции подростков в процессе создания стрит-арта в сфере художественного образования на занятиях по изобразительному искусству, не разработан диагностический инструментарий для изучения данного качества средствами стрит-арта [5], [6].

Актуальность исследования основана на противоречиях между существующей в обществе необходимостью воспитания подрастающего поколения с активной социальной позицией и недостаточно применяемых для решения этой проблемы средств стрит-арта; между существующими теоретическими положениями и определениями понятия «активная социальная позиция» в гуманитарных науках и необходимостью уточнения понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта в художественном образовании; между существующим диагностическим инструментарием, формами, методами формирования активной социальной позиции подростков в общей педагогике и недостаточно разработанным диагностическим инструментарием, а также формами, методами формирования активной социальной позиции у подростков в процессе создания стрит-арта на занятиях по изобразительному искусству. Проблема исследования заключается в поиске, разработке и апробировании диагностического инструментария по изучению сформированности активной социальной позиции подростков на уроках изобразительного искусства средствами стрит-арта.

Научная новизна исследования состоит в экстраполяции возможностей уличного искусства стрит-арт в сферу художественного образования для формирования активной социальной позиции у подростков. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении рабочего определения понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта». Практическая значимость работы состоит в разработке диагностического инструментария (критерия, показателей, диагностических методов и заданий) для выявления уровня сформированности активной социальной позиции у подростков средствами стрит-арта.

Особая потребность в формировании данного качества наблюдается у детей подросткового возраста, одной из главных возрастных черт которых является стремление к самовыражению в различных его формах, даже отрицательных (Вотрина С.А., Мухина В.) [7], [8]. Проанализировав возрастные особенности подростков, были выявлены те, которые способствуют либо препятствуют формированию активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта. Активность, целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата, потребность в самовыражении - те особенности, которые, с одной стороны, способствуют формированию активной социальной позиции подростков, но, к сожалению, активность и потребность в самовыражении из-за присутствия таких качеств, как ведомость и конформность приводит подростков к негативному выражению своих потребностей, подражая сверстникам или взрослым. Поэтому существует необходимость направления творческой энергии подростков в позитивное русло с помощью стрит-арта, позволяя им самовыражаться.

Подростки хотят реагировать на социальные проблемы, но порой не знают, как это можно сделать, чтобы быть полезными обществу, и подчас эффект получается прямо противоположный. Так, существует острая проблема вандализма детей подросткового возраста в городской среде. Причина этого кроется в потребности самовыражения подростков в различных сферах деятельности, в том числе и в искусстве. К сожалению, самовыражаются они варварским способом, разрисовывая стены подъездов, домов и объекты городской и частной собственности. Подростки хотят выразить себя или свою позицию по отношению к чему-либо, но не знают, как и какими средствами это сделать.

Определенными возможностями в решении этой проблемы располагает такой вид современного искусства, как «стрит-арт». Уличное искусство, или стрит-арт (англ. Street art) - направление в современном изобразительном искусстве,

носящее ярко выраженный урбанистический характер, на ранней стадии своего развития оно наиболее активно проявлялось в условиях социальной протестной ситуации. С одной стороны, отношение к этому виду искусства неоднозначное, но, с другой стороны, массовость этой культуры вовлекает в себя такую возрастную группу, как подростки, а стрит-арт используется художниками для выражения реакции на различные социальные события, отношения к ним, передачи соответствующего эмоционального настроя зрителю и взаимодействия с ним. Чаще всего современных художников интересуют социальные темы взаимодействия человека с внешним миром, экологические проблемы, а также вечные философские вопросы, например, смысл жизни и бесконечность времени.

Уличное искусство развивает инициативность и творческие способности подростка, а также положительно отражается на его общем развитии. Оно является самостоятельным видом современного визуального искусства и пользуется медиа и техниками, присущими только ему, такими как постер, стикер-арт, спрей-арт, трафаретная техника, городские перформансы и пространственные композиции. Уличное искусство характеризуется контекстуальностью и имеет социокультурную направленность. Направление «стрит-арт» несёт в себе особый язык выражения мысли: сочетание текстов, каллиграфию, смешение красок и композиций. Уличное искусство является средством самовыражения, оно представляет собой огромную палитру возможностей для разнообразных идей художника, которые заставляют зрителя задуматься над различными социальными проблемами.

Вовлекая подростков в такой вид визуальной деятельности, можно направить их энергию в позитивное русло, превратив, в том числе и уличные рисунки в объекты изобразительного искусства, тем самым позволяя подросткам самовыражаться и формировать их социальную позицию. Крылов С.Н. считает, что коммуникативные и социальные функции искусства проявляются в стрит-арте более ярко, чем в других видах визуального искусства, поэтому оно располагает более широкими возможностями в формировании активной социальной позиции у подростков [9].

Начинать работу по формированию указанного качества необходимо с разработки диагностического инструментария. Обратимся к рассмотрению и уточнению понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта».

В различных научных сферах разработаны такие понятия, как «активность», «социальная активность», «социальная позиция». «Активность» в психологии обозначается как деятельность, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект [10]. Как отмечает Мальковская Т.Н., познавательная активность подростков является важным компонентом процесса самопознания, позволяющим трансформировать эти знания в область практической общественно полезной деятельности [11].

Косолапов Н.А считает, что социальная позиция - это комплекс социальных представлений, установок, взглядов индивида, реализация их применительно к конкретному субъекту [12].

Существует также понятие «социальная активность». Мальковская Т.Н., Бехтерев В.П., Токарева Е.М. рассматривают социальную активность как качество личности, проявляющееся в готовности участвовать в различных видах полезной общественной деятельности [11], [13], [4].

Ситаров В.А. считает, что через социальную активность проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность. Важным компонентов социальной активности является инициативность и деятельность [14].

Таким образом, существуют различные определения понятий, связанные с активностью личности, качеством социальности, социальной позицией. Все они подчеркивают инициативность личности, стремление в удовлетворении своих потребностей, выражение ценностного отношения определенной социальной группы, желание внести вклад в развитие общества, реализацию себя в общественно значимой деятельности.

Однако понятие «активная социальная позиция средствами «стрит-арта» не сформулировано в сфере художественного образования.

Формирование активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта тесно связано с понятием «плакатное искусство», воплощение которого может происходить на уроках изобразительного искусства, так как дисциплина позволяет научить подростков преобразовывать стрит-арт, воспринимая шрифт, трафареты и цвет как средства самовыражения и отражения своей социальной позиции на ту или иную проблему современности. К сожалению, проблема формирования активной социальной позиции подростков в процессе создания стрит-арта, особенно в рамках преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах, освещена недостаточно.

На основе анализа понятий «стрит-арт», «активность», «социальная позиция», «социальная активность» было выявлено авторское рабочее определение понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта», которое трактуется как инициативность и способность откликнуться на социальные темы и реализовывать социальные проекты, плакаты, росписи на стенах, перфомансы средствами стрит-арта на основе анализа социальных проблем.

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по формированию активной социальной позиции подростков в процессе создания стрит-арт-постера. Исследование осуществлялось в три этапа и проходило на базе МАОУ СОШ № 94 города Тюмени с учащимися 7 класса (всего в исследовании приняли участие 30 подростков). На констатирующем, опытно-поисковом этапе проводилась начальная диагностика уровня сформированности активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта, на формирующем этапе реали-зовывались занятия с учащимися на занятиях по изобразительному искусству, на последней стадии исследования проводилась итоговая диагностика уровня сформированности активной социальной позиции подростков. Целью данной статьи является описание диагностического инструментария и подведение определенных итогов начальной диагностики. Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы отражены в статье «Формирование активной социальной позиции подростков в процессе создания стрит-арта» [15].

Основой для определения показателей сформированности активной социальной позиции учащихся 7 класса МАОУ СОШ № 94 стала формулировка основного понятия «активная социальная позиция средствами стрит-арта», а также степень получения знаний, художественных умений и навыков, которые соответствуют возрастным особенностям подростков и отражены в программных требованиях по изобразительному искусству.

На основе уточненного понятия «активная социальная позиция» были выделены следующие показатели:

• способность откликаться на социальную проблему;

• умение анализировать социальные проблемы;

• способность обозначить социальную проблему и отобразить её в плакате средствами стрит-арта.

Для каждого показателя были разработаны диагностические задания для учащихся, определены уровни его развития. Показатели и диагностические методы отражены в таблице 1. Обратимся к описанию констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

4. Насколько вы инициативны:

а) я всегда участвую во всех школьных и внешкольных конкурсах и мероприятиях;

б) я иногда участвую во всех школьных и внешкольных конкурсах и мероприятиях;

в) я никогда не участвую во всех школьных и внешкольных конкурсах и мероприятиях.

5. Если есть возможность оказать реальную помощь какому-нибудь человеку, то...

а) оказываю её сразу, особенно не раздумывая;

б) долго взвешиваю (раздумываю, а нужна ли эта помощь вообще);

в) жду момента, когда человек будет нуждаться в этой помощи более всего.

6. Потребностям окружающих людей.

а) не придаю особенного значения, потому что в своих не разобрал-ся(-лась);

б) придаю значение, особенно тем, которые следует исправить;

в) придаю большое значение, потому что это важно для дружбы и сотрудничества.

7. Стараюсь отдавать другому.

а) больше, чем получаю от него сам(-а);

б) меньше, чем получаю от него сам(-а);

в) примерно столько же, сколько получаю от него сам(-а).

8. Как часто у Вас проводятся внеклассные мероприятия:

а) часто;

б) редко;

в) не проводятся.

9. Я хочу помогать другим людям, это утверждение...

а) полностью про меня;

б) частично про меня;

в) не подходит мне вообще.

10. Я хотел бы влиять на социальные проблемы в обществе, это утверждение...

а) полностью про меня;

б) частично про меня;

в) не подходит мне вообще.

Для определения качества сформированности данного показателя нами были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Таблица 1

Критерий, показатели, диагностические методы для исследования уровня сформированности активной социальной позиции подростков

средствами стрит-арта

Критерий

Активная социальная позиция средствами стрит-арта - это инициативность и способность откликнуться на социальные темы и реализовывать социальные про-

екты, плакаты, росписи на стенах, с помощью стрит-арта на основе анализа социальных проблем.

Показатели

Способность откликаться на социальную Умение анализировать социальные проблемы. Способность обозначить социальную проблему и отобра-

проблему. зить её в плакате средствами стрит-арта.

Диагностические методы

Анкетирование. Сравнительный анализ художественных произ- Творческое задание.

ведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся к описанию диагностических заданий.

На занятиях по изобразительному искусству с подростками было осуществлено измерение уровня сформированности всех трех показателей.

Показатель «Способность откликаться на социальную проблему» замерялся с помощью метода анкетирования.

Сущность первого диагностического задания: учащимся предлагается пройти анкетирование и ответить на ряд вопросов. Данное задание проверяет такие качества учащихся, как инициативность и активность относительно социальных проблем и школьных мероприятий.

Ниже представлены вопросы авторской анкеты:

1. Определите Ваше отношение к социальным проблемам:

а) это очень важно для меня;

б) они меня не интересует, я к ним безразличен;

в) я негативно к этому отношусь.

2. Выражаете ли Вы свою активную социальную позицию:

а) да, я считаю, что это необходимо;

б) мне это не интересно;

в) нет, потому что это бессмысленно.

3. Участвуете ли Вы в социальной жизни школы и класса:

а) да, я заинтересован(-а) в этом;

б) я отношусь к этому нейтрально, но если попросят, то поучаствую;

в) нет, максимально избегаю этого.

Процедура оценивания заключалась в том, что все варианты под буквой «а» определялись как инициативность и заинтересованность, вариант «б» - частичная инициативность и заинтересованность, а вариант «в» - безынициативность и незаинтересованность.

Таким образом, подростки, набравшие от 8 до 10 вариантов «а» в анкете, имели высокий уровень (3 балла), от 4 до 7 «а» в анкете - средний уровень (2 балла), а от 1 до 3 «а» - низкий (1 балл).

Высокий уровень (3 балла) - имеется полное и точное представление о понятии «активная социальная позиция», принимается активное участие в социальных мероприятиях класса и школы, а также проявляется заинтересованность в общественной жизни.

Средний уровень (2 балла) - имеется смутное или неточное представление о понятии «активная социальная позиция», редко принимается участие в общественных мероприятиях жизни класса и школы.

Низкий уровень (1 балл) - наблюдается пассивность и незаинтересованность в общественной жизни класса и школы, отсутствуют какие-либо представления о понятии «активная социальная позиция».

Анализ анкет подростков показал, что некоторые ученики неправильно трактовали понятие «активная социальная позиция», незаинтересованно отвечали на вопросы, проявляли пассивное отношение к школьным и общественным мероприятиям.

Показатель «Умение анализировать социальные проблемы» исследовался методом сравнительного анализа художественных произведений.

Сущность второго диагностического задания - сравнительный анализ двух творческих работ разных авторов. Выбор данного материала был обусловлен, прежде всего, социальной проблемой, которую можно было проанализировать и сравнить, пронаблюдать, каким образом можно её выразить, какие средства выразительности при этом использовать.

Для сравнительного анализа были выбраны короткометражный мультипликационный фильм «Пропасть» и социальный плакат компании Innocencein Danger, которая в Германии выпустила социальную рекламу к Международному дню безопасного Интернета - «Вы можете изобразить то, что в телефоне вашего ребенка?». Обе работы поднимают одну социальную проблему - отцов и детей, задача учеников суметь обозначить проблему, вербально обосновать ее и объяснить, какие средства выразительности использовались в обеих работах.

Для этого подросткам был представлен ряд вопросов для анализа:

1. Какая социальная тема объединяет эти два произведения?

2. Что, по вашему мнению, хотели сказать авторы этих произведений?

3. Какие средства выразительности использовались в работах?

Верные ответы:

1. Эти два произведения объединяет актуальная во все времена социальная тема «взрослого и молодого поколения» / противоречия между «отцами и детьми» - (1 балл).

2. Во втором вопросе учащийся выражает свою позицию относительно двух произведений, верным считается ответ, когда подросток чётко формулирует свою мысль и аргументирует её - (1 балл).

3. Композиция, форма, цвет, контраст, тон, ритм - (1 балл).

Уровни сформированности второго показателя также отражены в баллах.

Высокий уровень (3 балла) - даны ответы на все вопросы, верно определены социальная проблема, идея и средства выразительности в произведениях искусства, учащийся четко аргументирует свою позицию.

Средний уровень (2 балла) - верно и обоснованно определены средства выразительности, но не обозначена социальная проблема, установлена только схожесть или только различие двух произведений; учащийся не может четко аргументировать свою позицию.

Низкий уровень (1 балл) - не определенысредстаз выразительности либо даны интуитивно, без обоснования. Не выявлена социальная проблема и основная идея произведений.

Результаты диагностики по показателс«уменре анализдроватрсоц иаль-ные проблемы» показали, что подростки испытывают сложности в определении основной социальной проблемы, отображённой нработе,на авгатзбъяснить, какими средствами она выражена.

Показатель «Способность обозназдтьаоцидланую праблему и отобразить её в плакате средствами стрит-арта» замерялся с помощью метода творческого задания.

Сущность третьего диагностического задания: нарисовать плакат на социальную тему с использованием средств стрит-арта. ^азаквагредлагнеосо самостоятельно выделить одну социальную те му иотобразитьеёвсостертна формате A4 средствами стрит-арта, материалы выбираются по желанию подростков.

Уровни сформированности показателя:

Высокий уровень (3 балла) - учащидзяааЗдттетаамоваояуслант, имеется четкое понимание социальной проблемы, обоснованность основной идеи будущего плаката, гармонично подобрарысре«авваеырадвтзапнести, дааа нз-звание работы, четко отражающее основную идею плаката.

Средний уровень (2 балла) - учащийся работает самостоятельно, имеется четкое понимание социальной проблемы, но плохо обоснована основная идея будущего плаката, недостаточно гармонично подобраны средства выразительности, дано название работы, не оно не полностью отражает основную идею плаката.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся не может самостоятельно сформировать идею, требуется помощь в выборе социальной темы; если название работы не отображает основную тематику, отсюда возникают сложности в подборе средств выразительности.

Третье задание оказалось самым сложным для подростков, многие из них пренебрегали условием формулирования и отражения идеи перед началом работы. Некоторые ученики акцентировали внимание только на изображении. Кроме того, подростки копировали темы и работы друг у друга, не преследуя цели отражения оригинальной социа ьной идеи в своих творческих работах.

Общий уровень сформированности активной социальной позиции у подростков средствами стрит-арта складывался из суммы баллов по трем показателям:

Высокий уровень (7 - 9 баллов) - у учащегося имеется полное и точное представление о понятии «активная социальная позиция», он принимает активное участие в социальных мероприятиях класса и школы, у него проявляется заинтересованность в общественной жизни. Учащийся способен верно определять социальную проблему и средства выразительности, ее отражающие. Подросток способен самостоятельно выполнять плакат на социальную тему, у него имеется четкое понимание социальной проблемы, он четко обосновывает основную идею будущего плаката и умеет гармонично подбирать и воплощать средства выразительности. Название творческой работы, данное школьником, четко отражает основную идею плаката. Учащийся с желанием способен откликнуться на социальную проблему, самостоятельно её обозначить, вербально обосновать и отобразить в плакате, используя различные средства выразительности.

Средний уровень (4 - 6 баллов) - у учащегося имеется смутное или неточное представление о понятии «активная социальная позиция», он редко принимает участие в общественных мероприятиях в жизни класса и школы. Подросток верно и обоснованно определяет средства выразительности, но не умеет обозначать социальную проблему. Учащийся работает самостоятельно при создании плаката на социальную тему, у него имеется четкое понимание социальной проблемы, но он нечетко обосновывает основную идею будущего плаката, подбирает средства выразительности, не всегда адекватно и гармонично сочетающиеся с будущей идеей плаката. Подобранное подростком название плаката не полностью отражает его основную идею. Учащийся неохотно откликается на социальные проблемы, с подсказкой педагога может обозначить социальную проблему и неточно её обосновать, а также изобразить данную проблему в плакате, используя часто только одно средство выразительности.

Низкий уровень (1 - 3 балла) - у учащегося наблюдается пассивность и незаинтересованность в общественной жизни класса и школы, отсутствуют какие-либо представления о понятии «активная социальная позиция». Он не способен определить средства выразительности, отражающие идею социальной проблемы, либо не может их обосновать. Подросток не может самостоятельно сформулировать идею при создании плаката на социальную тему, ему требуется помощь оеовыборе.исогдаеазсонинработыне оноесажант ос» внаюсамат ику социальной проблемы. У школьника возникают сложности при выборе средств худаждствеазейтыразит%ьности прсстоданситлаката.Уча^зятетаонте-ресован в том, чтобы принимать активное участие в социальной жизни школы и класса, не может самостоятельно обозначить социальную проблему, поскольку у него орввнстнуеттораоансеннневимасть длн ебщевнвтнной жтаизтеемина «активная социальная позиция».

боапиздтчалозейдиагносиикн поко— срддхющожсдзувьттаы.

По показателю «Способность откликаться на социальную проблему» ниекай уеованьвыааиаот лЫОб респондентов, средний - у 30% школьников, высокий уровень показателя не проявился.

Попoкттaгeлю«щммонe анвлитс|новнть со^алсны е гфобеемы» низ кий 6й% 1ждльктков, лаеднидлууз% падроснков,оссокий уровень сформированности показателя выявлен не был.

Па гюнaгaт%лщтCтоcoУаoрть 06^6300.ь сециатоаую пробдтмуо отобразить её в плакате средствами стрит-арта» низкий уровень был обнаружен ^р^д«^сзв,с^^ер^1^й^уВС0/д,во^с^кй0 вт^ра ожзаеввулвя. Надаль-ный уровень сформированности активной социальной позиции подростков сред-скв амастаит-эрта по показателям отражен в диаграмме (Рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма начального уровня сформированности активной социальной позиции подростков

cзщкcувaмоc/pзр-артд

Становится очевидным, что все три показателя «активной социальной позиции средствами стрит-арта» у подростков на начальном этапе диагностики представлены низким и средним уровнями, что позволяет сделать следующие выводы:

- необходимо работать с подростками над повышением понимания и значимости для общественной жизни термина «активная социальная позиция» через разработку теоретического содержания занятий;

- учить анализировать и сравнивать произведения искусства с точки зрения отображения в них определенной социальной тематики, выявления в них средств художественной выразительности, отражающих основную социальную идею;

Библиографический список

- продолжить работу над способностью создавать плакат на социальную тему, используя различные средства художественной выразительности.

Выполнение обозначенных задач возможно в рамках разработки формирующих занятий для подростков на уроке «Изобразительное искусство» при использовании адекватных задачам и современных форм и методов работы с учащимися. Перспективы исследования заключаются в обосновании форм и методов формирования активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта, а также в разработке содержания занятий по изобразительному искусству, направленных на формирование обозначенного качества школьников.

1. Белокопытова И.Г. Социальные проблемы и искусство «вне времени». Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-problemy-i-iskusstvo-vne-vremeni

2. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974.

3. Славницкая О.А., Шуваева Н.И. Набережная в системе рекреационных пространств города. Ученые записки экономико-архитектурного факультета ИГ АСА. 1999; Вып. 10: 130 - 131.

4. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. Москва: МИЭМП, 2005.

5. Демидова С.А., Сорокина И.Р Развитие социальной активности подростков в школе. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI международной конференции. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/

6. Иванова Л.К., Колесов И.В. Социальная активность подростков: сущность и содержание. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-podrostkov-suschnost-i-soderzhanie

7. Вотрина С.А. Особенности подросткового возраста. Available at: http://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html

8. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва: Академия, 2006.

9. Крылов С.Н. К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Новосибирск: СибАК, 2015: № 8 (51).

10. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества Национальный психологический журнал. 2018; № 1 (29): 6 - 16.

11. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. Москва, 1978.

12. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи. Высшее образование в России. 2006; № 12: 71 - 74.

13. Бехтерев В.П. Воспитание общественной активности учащихся. Красноярск, 1985.

14. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-urovni-kriterii-tipy-i-puti-ee-razvitiya

15. Казакова О.В., Овсянникова О.А. Формирование активной социальной позиции подростков в процессе создания стрит-арта. Педагогический вестник. 2019; № 8: 34 - 36.

References

1. Belokopytova I.G. Social'nye problemy i iskusstvo «vne vremeni». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-problemy-i-iskusstvo-vne-vremeni

2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost' (Opyt sistemnogo analiza). Moskva: Politizdat, 1974.

3. Slavnickaya O.A., Shuvaeva N.I. Naberezhnaya v sisteme rekreacionnyh prostranstv goroda. Uchenyezapiski'ekonomiko-arhitekturnogofakul'tetaIGASA. 1999; Vyp. 10: 130 - 131.

4. Tokareva E.M. Sociologiya: Konspekt lekcij. Moskva: MI'EMP, 2005.

5. Demidova S.A., Sorokina I.R. Razvitie social'noj aktivnosti podrostkov v shkole. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI mezhdunarodnoj konferencii. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/

6. Ivanova L.K., Kolesov I.V. Social'naya aktivnost' podrostkov: suschnost' i soderzhanie. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-podrostkov-suschnost-i-soderzhanie

7. Votrina S.A. Osobennostipodrostkovogo vozrasta. Available at: http://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html

8. Muhina B. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya. Moskva: Akademiya, 2006.

9. Krylov S.N. K voprosu formirovaniya strit-arta kak napravleniya v iskusstve. Vmire nauki iiskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya ikul'turologii. Novosibirsk: SibAK, 2015: № 8 (51).

10. Dubrovina I.V. Psihologicheskie problemy vospitaniya detej i shkol'nikov v usloviyah informacionnogo obschestva Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal. 2018; № 1 (29): 6 - 16.

11. Mal'kovskaya T.N. Social'naya aktivnost'starsheklassnikov. Moskva, 1978.

12. Farafonova L. Nekotorye aspekty grazhdanskogo obrazovaniya molodezhi. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; № 12: 71 - 74.

13. Behterev V.P. Vospitanie obschestvennoj aktivnosti uchaschihsya. Krasnoyarsk, 1985.

14. Sitarov V.A., Maralov V.G. Social'naya aktivnost'lichnosti (urovni, kriterii, tipy iputi eerazvitiya). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-urovni-kriterii-tipy-i-puti-ee-razvitiya

15. Kazakova O.V., Ovsyannikova O.A. Formirovanie aktivnoj social'noj pozicii podrostkov v processe sozdaniya strit-arta. Pedagogicheskij vestnik. 2019; № 8: 34 - 36.

Статья поступила в редакцию 26.07.19

УДК 378. 147

Ovtov V.A., Cand of Sciences (Engineering), Head of Department, Penza State Agricultural University (Penza, Russia), E-mail: ovtovvlad@mail.ru

THE USE OF CAD AS A TOOL TO FORM THE ENGINEERING-GRAPHIC COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES. The article presents means of forming specified engineering and graphic competencies, using the computer-aided design COMPAS. Innovative methods of teaching the discipline "Computer modeling" with the use of information technology implemented in the educational process to ensure the formation of the necessary competencies defined by the Federal state standards of higher education at the undergraduate level for students learning engineering specialties of an agricultural university.

Key words: computer modeling, engineering education, engineering graphics, teaching methods, bachelor's degree, model.

В.А. Овтов, канд. техн. наук., доц., зав. кафедрой «Основы конструирования механизмов и машин», ФГБОУ ВО Пензенский государственный

аграрный университет, г. Пенза, E-mail: ovtovvlad@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САПР КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье представлено формирование заданных инженерно-графических компетенций при использовании системы автоматизированного проектирования КОМПАС. Рассмотрены инновационные приемы преподавания дисциплины «Компьютерное моделирование» с использованием информационной технологии, реализуемой в учебном процессе, обеспечивающим формирование у студентов, обучающихся на инженерных специальностях аграрного вуза, необходимых компетенций, определяемых Федеральными государственными стандартами высшего образования на уровне бакалавриата.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, инженерное образование, инженерная графика, методика преподавания, бакалавриат, модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.