Научная статья на тему 'Концепция и содержание педагогической технологии "арт-композиция"'

Концепция и содержание педагогической технологии "арт-композиция" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-КОМПОЗИЦИЯ / ART COMPOSITION / ИННОВАЦИОННОЕ ИСКУССТВО / INNOVATIVE ART / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В ОБУЧЕНИИ / CONTEMPORARY MUSIC IN EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / POLYART CREATIVITY OF CHILDREN / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КОМПОЗИЦИЯ В УЧЕБНОМ ТВОРЧЕСТВЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / AESTHETIC TASTES OF TODAY''S STUDENTS / CURRICULUM COMPOSITION IN ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Юрьевна

Статья содержит характеристику педагогической технологии, являющейся продуктом реализации инновационного похода в художественно-эстетическом образовании. Материал практически направлен, предназначен для внедрения арт-композиции в процесс обучения детей осмыслению мира средствами искусства. Ряд вопросов, затронутых в статье, предполагает дальнейшее обсуждение. Так, необходимо найти баланс между приобщением школьников к классическому и современному искусству, уточнить тезаурус предметной области «искусство», рассмотреть возможности технологи «арт-композиция» в выявлении одаренности ребенка. Расхождение между социальным заказом и готовностью педагогов обучать школьников полихудожественному творчеству на современном уровне преодолевается недостаточными темпами. Технология арт-композиции представляет собой междисциплинарный методический ресурс, повышающий эффективность работы педагогов в направлении гармонизации эстетического развития обучающихся, формирования у них целостного и позитивного мировоззрения. Выводы сделаны автором на основе анализа теоретических положений статьи и опыта апробации элементов технологии в модельных условиях. Приведены примеры, иллюстрирующие работу педагога в рамках технологии «арт-композиция», ссылки на актуальные ресурсы. Материалы статьи являются вкладом в изучение более широкой проблемы разработки теоретических основ новых педагогических методов и технологий в сфере художественно-эстетического образования, приобщения школьников к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CONTENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY “ART COMPOSITION”

The article contains a description of educational technology, which is a product innovation hike in artistic and aesthetic education. Material is practically directed, is designed to promote the art of the composition in the children's learning process understanding of the world through art. A number of the issues raised in the article suggest further discussion. So, it is necessary to find a balance between familiarizing students to classical and contemporary art, to clarify the thesaurus domain "art", to consider the possibility of technology "art composition" in the identification of gifted children. The discrepancy between the social order and the willingness of teachers to teach students polyart creativity at the present level is overcome insufficient rates. Technology art composition is an interdisciplinary methodical resource, which increases the efficiency of teachers towards harmonization aesthetic development learners; they form an integral and positive outlook. The conclusions made by the author based on the analysis of theoretical article and experience testing technology elements in the model conditions. The examples illustrate the teacher's work in the "art song" technology, links to relevant resources. Article submissions are a contribution to the study of the wider problem of the development of the theoretical foundations of new teaching methods and technologies in the field of artistic and aesthetic education, familiarizing of schoolboys to creative activity.

Текст научной работы на тему «Концепция и содержание педагогической технологии "арт-композиция"»

УДК 372.87

КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРТ-КОМПОЗИЦИЯ»

© 2017

Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Аннотация. Статья содержит характеристику педагогической технологии, являющейся продуктом реализации инновационного похода в художественно-эстетическом образовании. Материал практически направлен, предназначен для внедрения арт-композиции в процесс обучения детей осмыслению мира средствами искусства. Ряд вопросов, затронутых в статье, предполагает дальнейшее обсуждение. Так, необходимо найти баланс между приобщением школьников к классическому и современному искусству, уточнить тезаурус предметной области «искусство», рассмотреть возможности технологи «арт-композиция» в выявлении одаренности ребенка. Расхождение между социальным заказом и готовностью педагогов обучать школьников полихудожественному творчеству на современном уровне преодолевается недостаточными темпами. Технология арт-композиции представляет собой междисциплинарный методический ресурс, повышающий эффективность работы педагогов в направлении гармонизации эстетического развития обучающихся, формирования у них целостного и позитивного мировоззрения. Выводы сделаны автором на основе анализа теоретических положений статьи и опыта апробации элементов технологии в модельных условиях. Приведены примеры, иллюстрирующие работу педагога в рамках технологии «арт-композиция», ссылки на актуальные ресурсы. Материалы статьи являются вкладом в изучение более широкой проблемы разработки теоретических основ новых педагогических методов и технологий в сфере художественно-эстетического образования, приобщения школьников к творческой деятельности.

Ключевые слова: арт-композиция, инновационное искусство, современная музыка в обучении, художественное образование, полихудожественное творчество детей, педагогические технологии, композиция в учебном творчестве, эстетические вкусы современных школьников.

CONCEPT AND CONTENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "ART COMPOSITION"

© 2017

Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Abstract. The article contains a description of educational technology, which is a product innovation hike in artistic and aesthetic education. Material is practically directed, is designed to promote the art of the composition in the children's learning process understanding of the world through art. A number of the issues raised in the article suggest further discussion. So, it is necessary to find a balance between familiarizing students to classical and contemporary art, to clarify the thesaurus domain "art", to consider the possibility of technology "art composition" in the identification of gifted children. The discrepancy between the social order and the willingness of teachers to teach students polyart creativity at the present level is overcome insufficient rates. Technology art composition is an interdisciplinary methodical resource, which increases the efficiency of teachers towards harmonization aesthetic development learners; they form an integral and positive outlook. The conclusions made by the author based on the analysis of theoretical article and experience testing technology elements in the model conditions. The examples illustrate the teacher's work in the "art song" technology, links to relevant resources. Article submissions are a contribution to the study of the wider problem of the development of the theoretical foundations of new teaching methods and technologies in the field of artistic and aesthetic education, familiarizing of schoolboys to creative activity.

Keywords: art composition, innovative art, contemporary music in education, art education, polyart creativity of children, educational technology, curriculum composition in art, aesthetic tastes of today's students.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Несмотря на то, что Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают необходимость техноло-гизации учебного процесса [1; 2], данный подход в обучении искусству на сегодняшний день затруднен из-за отсутствия достаточного выбора педагогических технологий, отвечающих актуальным критериям:

- учету особенностей мировоззрения школьника XXI века;

- ориентированию на особенности художественного языка современных авторов;

- необходимости отвечать на вызовы действительности и изменившиеся цели обучения и воспитания.

В связи с этим обострилась важность решения проблемы, до сих пор не занимавшей первых позиций в художественно-эстетическом образовании. Речь идет о такой организации учебного полихудожественного творчества детей, которая позволяет им научиться открывать для себя новые смыслы мира средствами искусства. Процесс смыслопостижения становится зримым, слышимым, если начинающий автор следует дорогой, которую открыло искусство последнего столетия, стремясь изобразить окружающий мир не таким, каким он воспринимается, а таким, как понимается.

Технология арт-композиции («АРКО») дополняет, интегрирует и гармонизует содержание программного

материала по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре. В противоположность традиционному мнению о единственно верном пути к творчеству через свободу, интуитивный поиск ребенка, арт-композиция предполагает мудрое педагогическое руководство. Оно необходимо, чтобы учебный «арт-продукт» получался достаточно выразительным и чтобы ученик-автор понял: почему, зачем и как он творит. В результате образовательный потенциал «АРКО» раскрывается и реализуется на высоком уровне.

Содержание технологии направлено на воспитание позитивного отношения школьников к произведениям инновационного содержания и необычной формы. Познакомиться на уроках с творчеством композиторов Дж. Кейджа, А. Шнитке, С. Губайдуллиной, Л. Десятникова, художников В. Кандинского, З. Церетели, С. Бабиоль, автора перформансов А. Капрова, архитектора А. Гауди, а также современных авторов с ярким художественным «почерком» им удается далеко не всегда. Однако если на внеурочных занятиях художественной направленности реализуются программные модули по арт-композиции, дети и подростки увидят многие явления в необычном контексте, получат доступ к целому пласту культуры, богатому информацией, постоянно удивляющему, главное - живому, меняющемуся вместе с действительностью.

В наших недавних публикациях мы рассмотрели те-

оретические аспекты арт-композиционного творчества в контексте художественного образования XXI века. Согласно логике исследования, обратимся к воплощению теории в форме педагогической технологии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В проблемном поле статьи находятся получившие научное признание труды Ф. Гваттари, Ж. Дерриды, Е.Н. Лучинской, В.Г. Маранцмана, И.С. Скоропановой, З.С. Смелковой и др. Главная идея, которая прослеживается в их публикациях: процесс смыслообразования, то есть перехода физической реальности в художественную, осуществляется в преодолении текста как сюжетной системы. Например, итальянский скульптор Ф. Виале в 2007 г. сделал из белого мрамора бюст Джоконды, обработав его таким образом, чтобы фактура напоминала пенопласт. Мысль автора заключатся в следующем: если мы не можем вернуться к подлинному в искусстве, то необходимо хотя бы остановиться на стадии «мрамор», не опускаясь до «пенопласта».

Традиционно занимается поисками ответов на вопросы о смысле произведения, трансформации его восприятия с течением времени, взаимосвязи текста и смысла литература - искусство слова. В работах В.Г. Маранцмана [3], З.С. Смелковой [4] указан вектор полихудожественного воспитания школьников на основе комплексного изучения литературных произведений; их идеи включены в концептуальную основу «АРКО». В арт-композиции, несмотря на значимость музыкального и художественно-изобразительного компонентов, объединяющая роль принадлежит именно литературе, которая выступает в качестве «переводчика» с языка одного вида искусства на другой, приводит в единство их знаковые системы. Самое главное, что следует постоянно иметь в виду педагогу, который приступил к обучению детей арт-композиции: автор только тогда может рассчитывать на понимание и признание, если сам умеет объяснить свои интуитивные творческие акты; поэтому у начинающего «арт-композитора» необходимо вырабатывать навык рефлексии. Пусть ребенок больше говорит о своих произведениях, обнаруживает в них внутренние противоречия, ассоциативные связи, открывает новые смыслы, оценивает перспективу быть или не быть понятым (как Художник) другими.

Так как ученик-автор живет и создает арт-композиции сегодня, сейчас, то само понятие о современности требует рассмотрения учебного творчества в контексте постмодернизма. При этом художественные приемы создателей неклассических произведений своеобразно «форматируют» творческий продукт. Это может быть, как пишет Е.Н. Лучинская, использование цитат (литературных, музыкальных, из сферы изобразительного искусства); создание впечатления творящего хаоса через снятие ограничений в материале; показ творческого процесса в его становлении; закодированность художественного текста в вербальных и невербальных знаках [5]. Характерно для инновационного творчества соединение несоединимого, утверждение своей собственной системы норм и ценностей, стремление бродить «по краям» (стилей, видов искусства, смыслов), нелинейность и многозначность. В процессе свободного творчества появляется, по определению И.С. Скоропановой, «постмодернистская чувствительность» - форма мировосприятия, одним из аспектов которой является ощущение мира как многозначного, требующего самостоятельного поиска критериев ценностей и смыслов [6; с. 17].

Художественный язык арт-композиции - это язык синтеза искусств, полимодальная «система материальных изобразительно-выразительных средств» (А.Л. Золкин [7; с. 262]). Если по замыслу автора в композиции используются стихи, то он применяет интона-158

ционно-мелодические средства (метр / размер, рифму, строфику, фонетические звучания); если композиция включает изображение - колорит, фактуру, линейную конструкцию, способ организации глубины на двухмерной плоскости, линию, штрих, пятно. Появляется ощущение неограниченного выбора в хаосе, который и провозглашен постмодернистами источником творчества.

Чтобы научиться читать и понимать собственные художественные тексты, необходимо сначала освоить метод деконструкции, согласно Ж. Дерриде, применимой к «традиционной структуре или архитектуре основных понятий [...] и предполагающей ее разложение на части, расслоение, дабы понять, «как некий «ансамбль» был сконструирован, реконструировать его для этого» [8]. Два шага деконструкции - переворачивание и реконструкция - должны производиться без перерыва между ними. Повторения частей фраз и отдельных слов, мотив-ная работа в разработочных частях музыкальных произведений, разделение картин на фрагменты-пазлы способствуют деконструкции привычных, «классических», художественных смыслов. На первом этапе творчества автор должен «начать все сначала» в ситуации утраты понимания и заново, незапрограммированно погрузиться в стихию текста. Этому служит тонкий анализ словесной, звуковой, цветовой композиции в разнообразных контекстах, выявляющий движение, смещение смысла.

Теоретическая база технологии создавалась на основе идей выдающихся ученых XX века, но включает и новые положения. Среди мало разработанных вопросов: структурирование творческого процесса по созданию школьниками арт-композиций, масштаб использования возможностей компьютера в качестве художественно-выразительного средства, диагностика результатов полихудожественной творческой деятельности обучающихся.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цели статьи:

- детализация концепции педагогической технологии «арт-композиция»;

- характеристика содержания технологии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Содержание понятия «арт-композиция» мы подробно рассматривали в одной из наших предыдущих публикаций. Она представляет собой творческий процесс, в результате которого автор создает из элементов литературы, музыки, живописи и других видов искусства художественное целое, организованное вокруг смыслового центра, основной идеи [9].

Джазовый музыкант В.П. Тарасов, стремясь объяснить расширяющуюся панораму своего творчества, убежден: «вне культурологического слоя образования заниматься искусством невозможно. Чем больше человек знает, тем лучше он может делать вещи более простые и интересные» [10]. Создавая звуковые инсталляции, в которых есть звуки и визуальный ряд, он, наряду с изображением, включает в нее не только музыку, но и технический шум. Т.е., акцентируется еще один значимый момент в обучении арт-композиции: создать качественное, интересное современным зрителям и слушателям произведение может только высокообразованный автор, с широким кругозором. Творческая игра должна не приводить к дилетантизму, а быть по своей сути серьезным занятием. Очевидной становится необходимость специальной полихудожественной подготовки педагога XXI века (к этой проблеме обращается, например, О.П. Карникова [11]).

Остановимся на структурных составляющих «АРКО»: концептуальной основе, содержательной части (цель, задачи, содержание учебного материала) и процессуальной части (организация учебного материала, методы и формы учебной деятельности школьников и педагога, деятельность педагога по управлению процессом освоения материала, диагностика) [12; с. 29].

Технология основана на концепции синтеза искусств как творческого процесса создания учебных арт-объектов в контексте мировоззрения современного человека. Арт-композиция представляет собой не только связующее звено между учебными предметами, но и компенсирующий элемент в воспитании обучающегося, так как направлена к гармоничному развитию его образного мышления во взаимосвязи с логическим. «АРКО» предназначается для использования в общеобразовательных учебных заведениях, школах искусств, музыкальных и художественных школах; предполагает построение открытого художественного образования, утверждение ценности художественно-творческой деятельности в процессе личностного развития детей.

Для реализации технологии необходимо обращаться к инновационным методам: проектному (включая микроисследования обучающихся в области современного искусства, подготовку и проведение биеннале арт-композиций, перформанса и хепенинга); методу «погружения» в обучении искусству.

Организационная форма технологии «АРКО» - арт-мастерская - комплекс краткосрочных, от 8 до 16 академических часов, учебных модулей, дополняющих содержание основных программ по музыке, изобразительному искусству, МХК, общеразвивающих и пред-профессиональных дополнительных образовательных программ.

Компьютерные технологии в учебных композициях детей не должны преобладать; они являются лишь одним из средств художественной выразительности или фиксации «художественного среза» в непрерывно развивающемся диалоге автора со зрителем-слушателем. Важнее для обучающегося умение погружаться в «полихудожественный хаос», способность непосредственно чувствовать материал. Использование мультимедиа позволяет осуществлять разнообразные опыты в области полистилистики - по мнению А.И. Демченко, важнейшей составляющей художественного процесса современности [13].

Материал для творческих опытов заранее подготавливается педагогом; недостающие элементы «хаоса» дети находят самостоятельно (в лабораторных условиях это все, что доступно ребенку-автору на настоящий момент, включая электронные ресурсы). Зафиксировать состояние творческого процесса на фото, видео, перевести в компьютерный формат предлагается на этапах замысла, наброска, черновика, создания вариантов арт-объекта. Особенно полезно и интересно сравнивать интерпретации одной темы или одного замысла; вовлекать обучающихся в художественную коммуникацию.

Ознакомление учебной группы с коллекцией инновационных произведений - неотъемлемый элемент занятий. Необходимо проиллюстрировать на примерах, что означают «объективизация», «документализм», как используются современные технические материалы, синтезируются значения художественного сознания и практический эксперимент [14]. «Пример: в Рижской галерее современного искусства (2017 г.) представлена интерактивная инсталляция «Эмоции» из дерева и металла, представляющая собой подвижную конструкцию, из частей которой посетитель выставки, вращая ручку, сам составляет объемные скульптуры с разными выражениями лиц [15]. Чтобы создать подобный арт-объект, необходимо владеть искусством резьбы по дереву, конструирования различных материалов, пониманием психологии восприятия; кроме того, без участия зрителя арт-объект «не состоится».

Технология «АРКО» осваивается как четыре взаимосвязанных модуля: «Арт-композиция Музыканта», «Арт-композиция Поэта», «Арт-композиция Художника» и «Арт-композиция Современного Автора». На завершающей стадии каждого модуля проводятся контрольные срезы, позволяющие диагностировать успешность освоения материала обучающимися и вносить необхо-

димые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Для подведения итогов работы предусмотрено итоговое контрольное мероприятие в форме выставки арт-композиций обучающихся (биеннале) или перформанса, хепенинга.

Целью технологии является формирование у школьников полихудожественной компетентности. Данная цель диагностична [16], то есть:

- качество, которое формируется, имеет строгое описание, позволяющее отличить его от других (полихудожественная компетентность, ПХК - обучающийся создает из материалов разных видов искусства целостность, открывающую новый смысл в том или ином явлении);

- для выявления сформированности диагностируемого качества есть инструмент, с помощью которого можно контролировать его сформированность и измерить интенсивность его проявления;

- есть шкала, чтобы оценить измеряемое качество.

Инструментами измерения степени сформированно-

сти ПХК являются: сравнение с эталоном; экспертная оценка деятельности. Полихудожественная компетенция будет сформирована, если, во-первых, при сравнении арт-композиции, созданной обучающимся, с эталоном выявлены совпадения по ключевым позициям (единство общеэстетических явлений в музыкально-ритмической организации полихудожественных «опытов», в применении «золотой пропорции», в целостности цве-то-звукового колорита, движении как организующей основе образа, переносе элементов формы из одного вида искусства в другой).

Примеры эталонов.

Эталон № 1. Ритмическая организация. Орнамент в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве как аналог музыкального орнамента («застывшая музыка») [17].

Эталон № 2. «Золотая пропорция». Точка «золотого сечения» служит ориентиром формообразования. Часто на нее приходится эмоциональная кульминация. Так, романс С.В. Рахманинова на слова Г. Галиной (Г.А. Эйнерлинг) «Здесь хорошо» имеет ярко выраженную кульминацию, которая выделена самой высокой нотой, подходом к ней на крещендо и внезапным пиано, что создает особое напряжение. Общее количество тактов - 21. Первая часть - 13 тактов. Далее следует кульминация. Вторая часть - 8 тактов. 21:13=1,6 13:8 = 1,6. То есть, здесь также присутствует число ф, математически выражающее отношение «золотой пропорции» [18].

Эталон № 3. Опыт переноса элементов формы из одного вида искусства в другой. В композиции картины М.К. Чюрлёниса «Соната пирамид. Часть I. Аллегро» отражено строение музыкальной формы сонатного аллегро: горизонтально расположенные «экспозиция» и «реприза» со схожими «главной» и «побочной» партиями, диагонально развивающаяся «разработка» с признаками движения - дымы над верхушками пирамид, «мотивной работой» над фрагментами «партий сонаты», присутствие живописных аналогов «общих форм движения» (гамм, арпеджио).

Во-вторых, показателем сформированности полихудожественной компетенции является самостоятельный выбор учеником смыслового центра арт-композиции из полихудожественого «хаоса». Если по замыслу юного автора в композиции используются стихи, то он применяет интонационно-мелодические средства (метр / размер, рифма, строфика, фонетические звучания); если композиция включает изображение - выразительными средствами являются колорит, фактура, линейная конструкция, способы организации глубины на двухмерной плоскости, линия, штрих, пятно. В процессе творчества возникает ощущение неограниченного выбора в полихудожественном «творящем хаосе», который провозглашен постмодернистами основой творчества. До тех пор, пока оно не сформировалось у детей, педагог предоставляет им модели хаоса, реальные - наборы вырезок

из газет и журналов, мелких предметов и их деталей, карандашей и фломастеров, фрагментов музыкальных произведений в нотной или аудиозаписи; виртуальные

- изображения разнородных предметов на экране компьютера.

В-третьих, на сформированность ПХК указывает самостоятельный выбор обучающимся материалов, адекватно поставленной задаче создания образа, из «художественного словаря» двух и более видов искусства, а также - соответствующие приемы работы с ними. Например А.А. Вознесенский, автор инсталляции - «видеомы» «Прокофьев» применил для создания образа композитора «разлинованную нотную бумагу» и настоящую кофемолку, чтобы передать игру слов «Прокофьев» -«кофе», а также - особую темпо-ритмическую остроту прокофьевской музыки, напоминающую механическое движение ручки кофемолки.

Четвертый признак того, что ПХК сформирована -создание автором-учеником до начала работы мысленной модели художественного образа. Это проявляется в характере творческой деятельности: работа над арт-композицией начинается не сразу, а после некоторых размышлений, затем совершаются точные и продуманные действия, материал используется рационально, размещаясь практически сразу в соответствии с замыслом.

Назовем также пятый признак сформированно-сти ПХК. Это воплощение учеником этапов работы как открытия новых смыслов в стандартных объектах. Так, Милана К. (8 лет) в арт-вариации на основе хокку И. Косуги о белых хризантемах - смыслового центра

- изобразила в своем творческом дневнике ритм, который сначала прохлопала на столе, а потом передала в виде аппликации, вырезав из газеты кусочки округлых, продолговатых и острых форм, расположив их в соответствии с чередованием ударных и безударных слогов стихотворения [19].

О сформированности ПХК свидетельствует и то, что на завершающей стадии творческого процесса обучающийся создает эстетически значимую целостность. Пример: музыкальный ролик «В поисках клада», на музыку пьесы Э. Грига «Шествие гномов» в исполнении Д. Мацуева. Использованы документальные фото норвежских пейзажей (автор С. Нечаев), поэтическая подтекстовка [20].

В процессе обучения арт-композиции школьники осваивают формы и средства выразительности инновационного искусства, которое представлено:

- авангардом (кубизм, фовизм, футуризм, кубофуту-ризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, реди-мейдс, сюрреализм);

- модернизмом (поп-арт, оп-арт, минимализм, лэнд-арт, концептуализм);

- постмодернизмом (акционизм - хепенинг и перфор-манс, энвайронмент).

Один из инновационных приемов технологии

- арт-вариации, соответствующие предложенным Г.С. Альтшуллером «инструментам творчества» [21]. Арт-вариациям свойственна разомкнутость, отсутствие «точки». Но заканчивать спонтанное высказывание все же необходимо - там, где появляется ощущение, что «сказано достаточно» или что уже «нечего говорить». Поиск смыслов требует, чтобы движение творческой мысли запечатлелось на фотографии, в видеозаписи, на бумаге, стало предметом рефлексии автора.

Структура арт-композиции создается как ризома [22], «из материй, по-разному сформированных, из совершенно различных дат и скоростей». Поэтому заранее о ее тексте известно лишь, что это некая множественность, которую можно условно разделить на части - носители «элементарного смысла». Технология арт-композиции ближе всего не к «выстраиванию» неодушевленного объекта, а к «выращиванию» текста как живого, изменяющегося, противоречивого организма.

Арт-композиция не исключает использования ком-160

пьютерных технологий. Элементом текстообразования становится мультимедийное иллюстрирование. В целом, пространство арт-композиции структурируют, если обратиться к мысли Л. Талми, топологические типы восприятия (круглые, плоские, вытянутые, бесформенные объекты) [23]. Они служат ориентирами для движения мысли автора и человека, воспринимающего его произведение.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, в статье мы детализировали концептуальные положения, составляющие теоретическую базу педагогической технологии «арт-композиция» с учетом материала публикаций современных авторов и охарактеризовали ее содержание.

Перспективу дальнейшей разработки проблемы мы видим в обобщении и анализе результатов внедрения «АРКО» в практику художественно-эстетического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.rU/db/mo/ Data/d_09/m373.html (Дата обращения 31.01.2017)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_10/prm1897-1.pdf (Дата обращения 31.01.2017)

3. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Полонская О.Д. и др. Литература. 5-9 классы: Программы общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2007. 224 с.

4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителей и учащихся 8-9 классов / З.С. Смел-кова. М.: Флинта. Наука, 1997. 288 с.

5. Лучинская Е.Н. Постмодернистский дискурс: дис. ... д-ра филол. наук; 10.02.19. Краснодар, 2002. 329 с.

6. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. 3-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.

7. Золкин А.Л. Эстетика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 447 с.

8. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53-57.

9. Калинина Л.Ю. Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 162-165.

10. Тарасов В. «Импровизация не означат импровизировать со звуками.» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russ.ru (Дата обращения 14.08.2016)

11. Карникова О.П. Формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500 «Народная художественная культура» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 31-37.

12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. 336 с.

13. Демченко А.И. О взаимодействии искусств на примере коллажа и полистилистики // Искусство и культура. 2015. № 2 (18). С. 58-68.

14. Современное искусство и отечественный художественный рынок: Монография / Под ред. Т.Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2005. 176 с.

15. Абелтинс Р. Эмоции: Интерактивная арт-композиция // Личный архив автора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://drive.google.com/ open?id=0B-n7rZXNT0gXSUowRVNYaW5TUTQ (Дата обращения 03.09.2017)

16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

17. Синцов Е. В. Структурно-пространственные со-

ответствия музыки и орнамента [Электронный ресурс] Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru (Дата обращения 14.08.2016)

18. Белянин В., Романова Е. Золотая пропорция: новый взгляд // Наука и жизнь. 2016. № 4 (апрель) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journai-off. info/scientific-joumals/23424-nauka-i-zhizn-4-aprel-2016. html (Дата обращения 14.08.2016)

19. Кухта М. Арт-вариация «Унверсальность» // Личный архив автора [Электронный ресурс] Режим доступа:https://drive.google.com/open?id=0B-n7rZXNT0 gXU0JxME1QZW9QWm8 (Дата обращения 03.09.2017)

20. В поиске клада (норвежская фантасмагория): Музыкальный видеоролик [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kWSty_tuvcs &list=FLWj5wV8FsmDtU0A1gh_epBg&index=20 (Дата обращения 03.09.2017)

21. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио. 1979. 176 с.

22. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Мн.: Беларусь, 1996. С. 10-12.

23. Talmy L. How language structures space // H.L. Pick, Jr., Acredolo (eds.) Spatial Orientation: Theory, Research, and Application. N.Y.: Plenum Press, 1983. P. 225-282.

Статья поступила в редакцию 11.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.