Научная статья на тему 'Условия формирования эстетического мировосприятия подростков в образовательной практике'

Условия формирования эстетического мировосприятия подростков в образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / AESTHETIC WORLD PERCEPTION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / MODEL / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / МЕТОД / METHOD / ПРИЕМ / RECEPTION / ARTISTIC AND VISUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарская Алла Викторовна

Статья посвящена вопросу формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности в общеобразовательной школе. Актуальность работы определяется одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования необходимостью формирования у обучающихся эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, эстетического отношения к явлениям жизни и искусства, устойчивого интереса к творческой деятельности. Представлена модель формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности, выделены педагогические условия, охарактеризованы авторские методы и приемы, способствующие формированию названного качества у подростков в процессе художественно-изобразительной деятельности. Приведены данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждающие результативность условий формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожарская Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMING AESTHETIC WORLDWIDE ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL PRACTICE

The article is devoted to the problem of formation of aesthetic perception of the world in adolescents through artistic and visual activity in the general education school. The relevance of the work is determined by one of the requirements of the Federal State Educational Standard of the basic general education the need for the students to develop an aesthetic, emotional value vision of the surrounding world, an aesthetic attitude to life and art phenomena, a sustainable interest in creative activity. A model for the formation of an aesthetic worldview among adolescents through artistic and visual activity is presented, pedagogical conditions are singled out, author's methods and techniques that contribute to the formation of this quality in adolescents in the process of artistic and visual activity are characterized. The data obtained in the course of experimental work are presented, confirming the effectiveness of the conditions for the formation of an aesthetic world view among adolescents through artistic and visual activity in educational practice.

Текст научной работы на тему «Условия формирования эстетического мировосприятия подростков в образовательной практике»

pedagogical sciences

УДК 372.8:7

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

© 2017

Пожарская Алла Викторовна, соискатель по кафедре методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет

(410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: 89275263167@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности в общеобразовательной школе. Актуальность работы определяется одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - необходимостью формирования у обучающихся эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, эстетического отношения к явлениям жизни и искусства, устойчивого интереса к творческой деятельности. Представлена модель формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности, выделены педагогические условия, охарактеризованы авторские методы и приемы, способствующие формированию названного качества у подростков в процессе художественно-изобразительной деятельности. Приведены данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждающие результативность условий формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности в образовательной практике.

Ключевые слова: эстетическое мировосприятие, подростки, художественно-изобразительная деятельность, модель, условия, метод, прием.

CONDITIONS FOR FORMING AESTHETIC WORLDWIDE ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL PRACTICE

© 2017

Pozharskaya Alla Viktorovna, applicant for the department of methodology of education, Saratov National Research State University

(410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of aesthetic perception of the world in adolescents through artistic and visual activity in the general education school. The relevance of the work is determined by one of the requirements of the Federal State Educational Standard of the basic general education - the need for the students to develop an aesthetic, emotional value vision of the surrounding world, an aesthetic attitude to life and art phenomena, a sustainable interest in creative activity. A model for the formation of an aesthetic worldview among adolescents through artistic and visual activity is presented, pedagogical conditions are singled out, author's methods and techniques that contribute to the formation of this quality in adolescents in the process of artistic and visual activity are characterized. The data obtained in the course of experimental work are presented, confirming the effectiveness of the conditions for the formation of an aesthetic world view among adolescents through artistic and visual activity in educational practice.

Keywords: aesthetic world perception, adolescents, artistic and visual activity, model, conditions, method, reception.

Миссией современного школьного художественного образования является формирование эстетического мировосприятия (далее по тексту ЭМ) у обучающихся. На необходимость решения данной задачи указывается в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (от 17 декабря 2010 г., № 1897) [1]. От решения названной задачи во многом зависит не только творческое, художественное, но и социокультурное развитие подрастающих поколений [2-5].

Вопрос формирования ЭМ приобретает особое значение в подростковый период. На основе проведенного нами анализа особенностей подросткового возраста (Г.М. Андреева, И.А.Баева, С.Л. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, К.Н. Поливанова, А.М. Прихожан, X. Ремшмидт, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), был сделан вывод о том, что: а) подростковый возраст является сенситивным для формирования ЭМ (объясняется наличием психолого-педагогических характеристик, имеющих положительное значение для формирования ЭМ у подростка); б) именно у подростка очень важно сформировать ЭМ (объясняется необходимостью разрешения конфликта между незрелостью представлений подростка о культуре и искусстве и эталонными представлениями взрослых, слабоуправляемостью и неорганизованностью творческого начала, творческого потенциала подростков).

В результате проведенного нами исследования по теме: «Формирование эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности», целью которого была разработка теоретико-методологических оснований и экспериментальная проверка модели формирования ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной де-

ятельности, была разработана и апробирована модель, построенная на основе наших выводов [6]:

- «ЭМ подростка - это способность подростка к созданию, интерпретации, ценностно-смысловому пониманию искусства, направленноая на творческое самовыражение»; - «Сущностными характеристиками ЭМ являются: эмоционально-образное отражение (включает в себя эстетические переживания, ощущения, эмоции, чувства, предчувствия, ассоциации, воспоминания); рационально-логическое приятие (включает в себя «живые» знания, личные смыслы, представления, понятия, идеалы, художественная воля); мотивационно - ценностное отношение (включает в себя художественно-эстетические: потребности, интересы, убеждения, цели, мотивы, стремления, установки, ценности, оценки).

Сущность ЭМ заключается в целостности трех компонентов, каждый из которых детерминирован двумя другими, любой из трех может выступать в качестве первостепенного в зависимости от конкретной ситуации. Ведущим компонентом ЭМ выступает эмоционально-образное отражение»; - «Потенциал художественно-изобразительной деятельности в формировании ЭМ у подростков заключается в художественных позициях: художник-соавтор (уподобление, «вчувство-вание сердцем», «воглубление разумом», со-чувствие, со-переживание, интерпретация, оценка); креативный художник (фантазирование, мечтание, воображение, представление, мысленное преображение, переформатирование, сочинение художественного образа); художник-исполнитель (проба, творение, импровизирование, экспериментирование, сравнение, обобщение, анализ, синтез, выделение, конкретизация, классификация, воплощение)».

Разработанную нами модель формирования ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности представим в виде рисунка (см. рис.1).

Теоретический блок

ЦЕЛЬ: Формирование эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности. Задачи: создание специальных условий, постановка художественных задач, организация художественно-изобразительной деятельност! подростков с позиций креативный художник, художник-исполнитель, художник-соавтор

X

СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКА Эмоционально-образное Рационально-логическое Мотивационно -

отражение

переживания, ощущения, эмоции, чувства, предчувствия, ассоциации, воспоминания, личностные смыслы

приятие

«живые» знания, личные смыслы, представления, понятия, идеалы, художественная воля

ценностное отношение

художественно-эстетические: мотивы, ценности, оценки, потребности, интересы, убеждения, цели, стремления,

Деятельностиый блок

I ЭТАП

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ

II ЭТАП

ОТКРЫТИЙ

III ЭТАП

ГАРМОНИЗИРУЮЩИЙ

Цель-формирование эмоционально-образного отражения

Приоритетная художественная задача -эмоционально-образная (эвристическая, фантазийная, импровизационная), деятельность с позиции креативный художник

Цел ь-формирование рационально-логического

Приоритетная художественная задача -технологическая (живописная, конструктивная композиционная), деятельность с позиции художник-исполнитель

Цел ь-форм ирование мотивационно-ценностного отношения

Приоритетная художественная

задача - «на смысл» (эмоционально-содержательная, интерпретационная, оценочная) деятельность с позиции художник-соавтор

Педагогические условия:

(ситуации: «эмоционально-чувственного открытия», «образо - порождающие», импровизаций, успеха, и др.)

Педагогические условия.

Ситуации: проблемные; поисковые; эксперимент, успеха-неуспеха.

. Педагогические условия.

Ситуации: смысло-поисковые.

Педагогические условия.

социально-значимые отношения между подростком и педагогом; - культурно-сообразное пространство, насыщенное искусством, арт - событиями; - использование современных компьютерных программ, графических редакторов, ЗБ-анимации, нетрадиционных художественных техник и материалов в качестве инструментария художественно-изобразительной деятельности.

Результативно - оценочный блок

Эмоционально-образное отражение

Рационально-логическое приятие

Мотивационно-ценностное отношение

Критерии (по отношению «к себе», изобразительному искусству, миру)

1. Способ восприятия 2. Характер мышления 3. Эмоционально-личностные проявления

1 .Художественное знание

2.Ценностно-смысловые ориентации

3.Характер деятельности

1 .Личностные с 2.0тношения с миром искусства З.Отношения с окружающей действительностью

Уровень сформированное™ эстетического мировосприятия у подростка

Пассивно- Эмоционально- Поисково- Креативно-

поверхностный созерцательный преобразуюший деятельностный

Рисунок 1 - Модель формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности

Представленная на рисунке 1 модель конкретизирует результаты нашего исследования, отражает наглядно-логическое представление о формировании ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности в образовательном процессе. Модель представляет собой связь теоретического, деятельностного и результативно-оценочного блоков, отражает логику процесса формирования ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности, а так же указывает на необходимость использования определенных педагогических условий. В толковых словарях условие означает «обстоятельство от к-рого что-н. зависит», «то, что делает возможным что-л.», «данные, требования, из которых следует исходить» [7]. К условиям формировании ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности мы относим:

1.Соблюдение определенной последовательности прохождения фаз: I фаза — эвристическая (цель - формирование эмоционально-образного отражения), II — открытий (цель - формирование рационально-логического приятия), III — гармонизирующая (цель - формирование мотивационно-ценностного отношения);

2.Использование на каждой фазе приоритетных художественно-изобразительных задач, постепенное усложнение которых необходимо для повышения уровня сформированности компонентов ЭМ подростка, педагогических условий в соответствии с целью фазы.

I фаза — эвристическая, приоритетными художественными задачами являются эмоционально-образные (эвристические, фантазийные, импровизационные), приоритетными педагогическими условиями являются создание ситуаций успеха, «эмоционально-чувственного открытия», «образо-порождающих», игровых.

II фаза — открытий, приоритетными художественными задачами являются технологические (живопис-

ные, композиционные, конструктивные), приоритетными педагогическими условиями являются создание ситуаций успеха-неуспеха, проблемных, поисковых, эксперимента.

III фаза — гармонизирующая, приоритетными художественными задачами являются «на смысл», приоритетными педагогическими условиями являются создание ситуаций «смысло-поисковых».

Общими педагогическими условиями для всех фаз являются:

- социально-значимые отношения между подростком и педагогом;

- использование современных компьютерных программ, графических редакторов, BD-анимации, нетрадиционных художественных техник (в том числе скетчбу-кинг, Зенарт, Дудлинг, Зентангл, Стрит-арт, Боди-арт и т.д.) в качестве инструментария художественно-изобразительной деятельности;

- социально-значимые отношения между подростком и педагогом; - культурно-сообразное пространство, насыщенное искусством, арт - событиями (встречи с профессиональными художниками, виртуальные путешествия, пленеры, индивидуальные, коллективные и групповые арт - проекты, художественный совет, мастер-классы, экскурсии в картинную галерею).

В ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МБОУ СШ №1, г.Камышина, Волгоградской области мы применили разработанную нами модель, в ходе апробации которой были использованы авторские методы и приемы. Метод (от греч. métodos - путь к чему-либо) в образовательном процессе выполняет роль связующего звена между целью и конечным результатом, т.е. метод является способом, который позволяет достичь намеченную цель. Прием — это шаг, одностороннее действие, входящее в состав метода [8]. Авторские методы и приемы: «Этюд», «А что, если?», «Зеркало», «Пигмалион» (превращение), «Метафора», «Окно», «Конструктор», необходимы для того, что бы подростки захотели и смогли стать креативными художниками и художниками-исполнителями, что является условием формирования ЭМ у обучающихся.

Этюд, это педагогический прием, помогающий подростку «увидеть», представить целостный образ. Инструкция. Подростку предлагается помечтать, пофантазировать, например: Представь, что ты можешь превратиться в кого угодно (человека, животное, явление природы, предмет, или др.). Для того, что бы лучше представить, можно закрыть глаза. Представил? Что ты видишь вокруг? Изобрази то, что ты «увидел» любыми художественными материалами (краски, пастель, цветные карандаши и др.). Другой вариант задания: все подростки превратились во что-то одно (луч солнца, птицу, дерево, вазу, кошку, конфету, зайца, облако, муравья, скалу, и др.). Нужно изобразить себя в этом виде и то, что вокруг происходит. Естественно, каждый «видит», представляет разное, поэтому и рисунки получаются интересными. Здесь у подростка нет «жесткой» привязки к пропорциям, цвету, композиции, ведь он рисует «свою» вазу, своё облако, поэтому он не боится придумывать, экспериментировать. Усложненный вариант задания, содержит дополнительное условие: ограничение цветовой палитры (например черный и белый). Или оно должно быть выполнено в определенной технике, например «коллажирование». В конце занятия желательно провести выставку, где подростки должны рассказать, почему они изобразили себя таким, что хотели выразить, что помогло в работе, а что помешало достичь цели.

А что, если? Другой прием, который помогает подростку представить «образ», это неоконченное предложение. Фраза «А что если...», является катализатором, «запускающим» фантазию подростков, при которой традиционное эскизирование превращается в живые, динамичные действия, что обеспечивает достижение изобразительной цели подростком - сочинение вырази-

249

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

pedagogical sciences

тельного художественного образа.

«Зеркало» это игровой метод. Элемент игры служит средством «снятия» психологического барьера «изобразительного неуспеха» подростка, создавая, таким образом, ситуацию, благоприятствующую рождению и воплощению выразительного художественного образа (образопорождающая ситуация). Суть игры в том, что используются «осколки зеркал» добрых и злых троллей (кусочки белой бумаги), на которых написано какое-то настроение (нежность, тихая радость, умиротворение, восторг, скука, злость, печаль, ярость, весеннее настроение, праздничное настроение и т.д.). Условие игры: подросток наугад выбирает «осколок зеркала», «погружается» в определенное настроение в соответствии с которым рисует рисунок, сюжет которого каждый раз меняется: яблоко, букет цветов, облака на небе, море, дерево, дом, человек. В результате получаются: нежный букет, скучный букет, грустный букет, весенний букет, праздничный букет и т.д.

«Пигмалион» (превращение) это метод, который способствует чувственному раскрепощению, формированию образного мышления обучающихся. Изначально подростки знакомятся с легендой о Пигмалионе. Затем им предлагается выбрать любой реально существующий предмет, объект, явление природы и попробовать пофантазировать, «оживить» его, дать ему имя, наделить его характером, настроением, судьбой, придумать историю, приключение, а затем нарисовать любыми художественными материалами. К примеру, мы предложили пофантазировать подросткам, стать Пигмалионом и «оживить» кусочек пластилина. Сначала обучающиеся решали, что они будут лепить, т.е. фантазировали, сочиняли, представляли. Затем попробовали «оживить» пластилин, «вдохнуть» в него жизнь. Здесь подростки решали трудную авторскую задачу - передать дух предмета, внутреннюю сущность, а не только внешнее сходство. Пластилин, как художественный материал был выбран не случайно, поскольку наш опыт работы с подростками свидетельствует о том, что при лепке возможность «перелепить» способствуют снятию страха «изобразительного не успеха» у подростков пассивно-поверхностного уровня, а трехмерность результата создает ощущение реалистичности изображения, создает нужный психологический эффект. После оживления подростки дали вылепленному образу имя, наделили его характером, настроением, придумали жизненную историю. Высказывания подростков в конце занятия: «Мне жалко ломать мою собачку, теперь она для меня как живая, как будто это мой друг», «Правда, ощущение, что я создал живого человека. Мне даже кажется, что моя русалка смотрит на меня и слушает», говорят о том, что «оживление» произошло, подростки смогли почувствовать себя в полной мере авторами, креативными художниками.

«Метафора». Применение метода «Метафора» на занятиях изобразительным искусством пробуждает, активизирует художественную интуицию обучающихся, развивает чувствительность к цвету, формам, линиям.

Метафора (от греч. metaphora - перенос), означает скрытое, образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (толковый словарь Ожегова).

При встрече подростка с реальным предметом, природным явлением, объектом природы (во время экскурсии, на фото, видео), подросткам предлагается описать объект, применяя образное сравнение, в виде метафоры. Подросток ищет ассоциативно, интуитивно, эмоциональные, символические образы в воспринимаемой натуре. Высказывания подростков: «грустный мишка, закончилось детство...», «яростные волны, одновременно ужас и восхищение стихией», «одинокая береза, ей грустно», «искристые волосы, глаза светится счастьем, наверное влюбилась», «ярмарочный цвет, румяный какой-то», «такая нежная весна, листья сирени как крылья бабочки», «ветка дерева как когтистая лапа, аж страшно», «один камень похож на черепашку, а другой

- старик, он темный, весь бугристый, неровный, покрыт мхом, трещинами-морщинами» и т.д.

«Окно». Метод нацелен на пробуждение, активизацию способности подростков мыслить художественный образ, «видеть мир другими глазами» и отражать «увиденное» в рисунке с помощью средств художественной выразительности (цвет, линия, форма, пятно, ритм и т.д). Инструкция. Представьте, что белый альбомный лист - это окно, сквозь которое смотрит на мир какой-то литературный герой, например Гарри Поттер. Вот подошел Гарри Поттер, к окну, смотрит в него, и как вы думаете, что он видит?

Дополнительным эффектом данного метода является снятие у подростка психологического барьера перед белым листом, поскольку теперь это не лист, а «окно». Это «превращение» листа помогает подросткам эмоционально «раскрепоститься», а значит представить мир глазами Гарри Поттера, увидеть цвета, формы, линии, детали, раскрывающие характер героя.

Следующий вопрос: А почему он видит мир таким? (акцент на характер героя). После обсуждения подросток получает задание: Нарисуй в своем «окне» то, что видит ваш герой. Здесь нужно отметить, что педагог может заранее узнать у подростков имена популярных у них героев, например, в нашем случае это оказались герои известного сериала «Игра престолов».

В конце занятия среди подростков проводится опрос: Почему герои .(имена) видят мир по-разному? Анализируются рисунки с точки зрения соответствия используемых средств выразительности и характера героя и его мира: подчеркивают ли характер точка зрения, расположение объектов, пропорции, линии, формы, детали, соответствует ли цвет, декор и др. По завершению работы можно дать следующее задание - рисунок «Мой мир», в котором подросток должен отразить свой мир «своими глазами» (перенос полученных знаний, умений, опыта в другую ситуацию).

Метод «Конструктор» состоит из плоских геометрических форм, разного размера. Манипулируя, передвигая геометрические формы на плоскости листа, «прикладывая» их к объектам (реальным или мысленным) подросток может лучше понять пропорции объекта, конструкцию предмета, обобщить форму, массу форм, составить композицию. Пример на рис.2

Рисунок 2 - Пример использования Конструктора, рисунок справа - Юсова Мария, 14 лет.

Использование представленных выше условий в ходе нашей экспериментальной работы показало не только их необходимость, но и достаточность для успешного формирования ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности. Приведем таблицу данных (см. таблицу 1)

Поясним, что в опытно-экспериментальную работу было вовлечено 102 подростка. Из них была сформирована экспериментальная группа «А», состоящая из 50 подростков, контрольная группа «Б» из 52 подростков. Обучение изобразительному искусству в группе «А» и группе «Б» осуществлялось по одной и той же программе: «Изобразительное искусство, 5—8 классы», автор Б. М. Неменский и др. [6]._

Таблица 1 - Результаты формирования ЭМ у подростков посредством художественно-изобразительной деятельности

уровень Пассивно- Эыоцнонально- Понсково- Креативно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поверхно стныи созерцательныи преооразующии деятельно стныи

Группа исходный 14 2S 8 0 (0 %)

А (28%) <56 %) {16 %)

итоговый 0 (0 %) 9 29 12

18% 58% 24%

разница 14 19 21 12

28% 38% 42% 24%

Группа исходный 15 30 7 0 (0 %)

Б {28.8%) (57,7%) (13,5%)

итоговый 10 30 10 2

19,23% 57,7% 19,23% 3,84%

разница 5 0% 3 2

9,57% 5,73% 3,84%

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что количество подростков креативно - деятель-ностного уровня в группе А повысилось с ноля (0 %) до двенадцати человек (24%), поисково-преобразующего — с восьми (16 %) до двадцати девяти человек (58 %), то есть возросло на 24% и 42 % соответственно. Аналогичные изменения в группе Б составили 3,84 и 5,73 %. Из этого следует, что положительная динамика формирования ЭМ на креативно-деятельностном уровне экспериментальной группы А превосходит изменения контрольной группы Б на 20,2 %, на поисково-преобразующем уровне значительно — на 36,27 %. Стоит отметить повышение уровня сформированности ЭМ у подростков экспериментальной группы А на пассивно-поверхностном уровне. Четырнадцать обучающихся перешли с данного уровня на более высокие, что составило 28 % от общего количества подростков. В контрольной группе Б эти изменения составили 9,57 %. Разница составила 18,43 % или 2,93 раза. Также стоит отметить серьезное повышение уровня сформированности ЭМ у подростков экспериментальной группы А на эмоционально-созерцательном уровне - 38 % подростков перешли на более высокий уровень, в контрольной группе Б изменения составили 0%.

В целом можно констатировать, что положительная динамика на поисково-преобразующем и эмоционально-созерцательном уровнях экспериментальной группы А по сравнению с контрольной группой Б выше в 6 и 7 раз соответственно, что подтверждает факт значительного изменения показателей сформированности ЭМ у подростков, обучающихся экспериментальной группы А, по итогам формирующего эксперимента.

Используя методы статистической обработки данных (поскольку диагностические измерения проводились в порядковой шкале, то целесообразно использование критерия однородности хи-квадрат) эффективность модели была доказана. Ниже приведены результаты оценки достоверности результатов опытно-экспериментального исследования, согласно критерию однородности хи-квадрат (см. рис.3).

подростками более высокого уровня сформированности ЭМ, подтверждая выдвинутую гипотезу исследования. Таким образом, одним из условий формирования ЭМ у подростков в образовательной практике можно считать разработанную нами модель формирования ЭМ у подростков, посредством художественно-изобразительной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/938.

2. Фролова М.И. Поликультурная среда в художественном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. N° 3 (16). С. 203-206.

3. Красовская О.А. Системный подход к моделированию профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области художественного образования средствами инновационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.N 2 (21). С. 87-90.

4. Яковлева Е.Л. Воплощение инклюзивных идей в художественном творчестве // Карельский научный журнал. 2014. N 3. С. 12-15.

5. Калинина Л.Ю. Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 162-165.

6. Пожарская, А.В. Теоретико-методологические основы формирования эстетического мировосприятия у подростков посредством художественно - изобразительной деятельности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2017. №3 (июль). ART 2507. URL:http://emissia.org/ offline/2017/2507.htm

7. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе. [Электронный ресурс]. URL: http:// tolkslovar.ru/u2822.html

8. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учеб.-метод. пособие / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с.

Статья поступила в редакцию 24.06.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

Рисунок 1 - Результаты оценки достоверности результатов опытно-экспериментального исследования, согласно критерию однородности хи-квадрат. Анализ результатов исследования показал, что разработанные нами условия обеспечивают достижение

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.