^ Теория и история культуры
Encyclopedia]. Moscow: ROSSPEN Publ., 2007. Vol. 2, pp. 501—504.
10. Rickert G. Filosofiya zhizni [Philosophy of life]. Kiev, Nika-Tsentr Publ. [Nick Center Publ.], 1998, pp. 267—443. (in Russian)
11. Rousseau J. J. Rassuzhdenie o proiskhozhdenii neravenstva [Discourse on the Origin of Inequality]. Ob obshchestvennom dogovore: Traktaty [The Social Contract: A Treatise]. Moscow, TERRA — Knizhnyy klub Publ. [TERRA — Book Club Publ.], KANON-press-Ts Publ. [CANON Press C Publ.], 2000, pp. 51—150. (in Russian)
12. Sartre J.-P. C. A. Ekzistentsializm — eto gumanizm [Existentialism — humanism]. Toshnota: Izbrannye proizvedeniya [Nausea: Selected Works]. Moscow, Respublika Publ. [The Republic Publ.], 1994, pp. 435—469. (in Russian)
13. Sorokin P. A. Krizis nashego vremeni [The crisis of our time]. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992, pp. 427—504.
14. Teoriya kultury: raznoobrazie podkhodov i vozmozhnostey ikh integratsii [Theory of culture: a variety of approaches and their integration], ed. by M. Resnick. Moscow, Nauchno-politicheskaya kniga Publ. [Scientific and political book Publ.], 2012. 479 p.
15. Cicero M. T. Ob obyazannostyakh [On Duties]. O starosti. O druzhbe. Ob obyazannostyakh [On Old Age. About friendship. On duties]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 199, pp. 58—156. (in Russian)
16. Shibaeva M. M. Kul'tura v «zerkale» russkoy mysli [Culture in the «mirror» of Russian thought]. Moscow, 2001. 249 p.
А
РТ-АКТИВИЗМ КАК АКТУ АЛЬ НАЯ ФОРМА ПРО ТЕСТА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
УДК 316.485.22:7.067.3 Ю. А. Акунина
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению актуальных форм протеста в современном обществе, в частности арт-активизму, который является эффективным средством выражения гражданской позиции и донесения до общества социальных, политических проблем и путей их разрешения. Рассматриваются сущность и специфика протеста, этимология происхождения, технологии современной протестной культуры, причины активизации протестных акций. Охарактеризован феномен арт-активизма как популярной формы протеста в искусстве, находящей отражение в театрализованных протестных акциях (флешпротестмобах, перфомансе, хэппенинге), стрит-арте, музыкальном протестном искусстве, поэтическом акционизме, в социально-документальных комиксах, политическом нет-арте. На основе проведённого анализа социологических исследований протестной активности общества систематизированы художественные акции, прошедшие в течение последних лет в России, сделано описание проводимых акций, в частности место и время, цель проведения мероприятия, содержание, а также реакция властей на осуществлённые действия. Рассматриваются психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на становление протестной культуры, а также пути трансформации арт-активизма, выделены индикаторы протестной активности.
Ключевые слова: протестное искусство, арт-активизм, стрит-арт, нео-арт, флешмоб, перфоманс, хэппенинг, поэтический акционизм, социально-документальные комиксы.
АКУНИНА ЮЛИЯ АРКАДЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
AKUNINA YULIYA ARKAD'EVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: akunina@yandex.ru © Акунина Ю. А., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Yu . A. Akunin a
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
ART ACTIVISM AS ACTUAL FORM OF A PROTEST: SOCIOCULTURAL ANALYSIS
Article is devoted to consideration of actual forms of a protest in modern society, in particular to art activism which is the effective tool for expression of own position and the report to society of social, political problems and ways of their permission. The essence and specifics of a protest, etymology of an origin, technology of modern protest culture of the reason of activization of protest actions are considered. The art activism phenomenon as popular form of a protest in the art is characterized, finding reflection in the dramatized protest actions (the fleshprotestmobakh, performance, a happening), street art, musical protest art, a poetic aktsionizm, in social and documentary comics, political isn't present — an art). On the basis of the carried-out analysis of sociological researches of protest activity of society, the art actions which have taken place in recent years in Russia are systematized, the description of carried-out actions, in particular, a place and time, the carrying out purpose action, the contents, and also reaction of the authorities to the carried-out actions is made. The psychology and pedagogical and social factors influencing formation of protest culture, and also way of transformation of art activism are considered, indicators of protest activity are allocated.
Keywords: protest art, art activism, street art, neo — an art, a flashmob, performance, a happening, a poetic aktsionizm, social and documentary comics.
Протест является своеобразным откликом на модернизационные процессы, происходящие в обществе, который отражает уровень осознания необходимых перемен в базовых и инструментальных ценностях общества. Если культура вообще определяет нормы поведения людей, то протестная культура непосредственно связана с критикой, а иногда и полным отрицанием существующих в обществе норм и ценностей, доминирующих идеалов.
Отвечая на вопрос, что такое протест, западные социологи сходятся на позиции, что протестные акции — это организационная форма, вынужденно возникающая вне обычных политических институтов, то есть это политика, осуществляемая неполитическими средствами [1].
Для объяснения причин протестного поведения чаще всего используется концепция депривации, согласно которой протест порождает недовольство, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В результате, в том случае, когда сравнение
социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворённости, возникает ощу ще ние, что при не ко торых соци альных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок [6].
На наш взгляд, именно реакции людей на условия своей жизни актуализируют те или иные формы протеста, и в последнее время их влияние на социокультурную жизнь россиян усиливается, поскольку они являются эффективным ресурсом для инициирования граж данской активности, при влекающим вни ма ние к соци аль ным про бле мам.
Согласно парадигме А. Адлера, выделяются четыре базовых типа реакций: активно-деструктивный (агрессия) — стремление разру шить те фак торы, ко торые спо соб-ствуют возникновению проблемной ситуации; пассивно-деструктивный (деградация)) — отказ от участия в решении назревших про блем, от сут ст вие по бу ж де ний к ак тив-но сти, страх пе ред но виз ной, ко торые сопровождаются депрессивным состоянием,
^ Теория и история культуры
Ф
активно-конструктивный (инновация) — ак тив ная на прав лен ность на разре шений проблемы без деструктивных последствий для се бя и ок ру жающих, пассивно-кон ст-руктивный — под дер жа ние на лич ного положения дел [3, с. 91].
При этом протестные настроения получают своё воплощение не только в политических акциях, но и в различных формах современного искусства. Так, одним из направлений протестного искусства молено назвать арт-активизм — «...искусство, направленное на прогрессивные общест венные изменения» [2], позволяющее выразить своё отношение к происходящим событиям, отражая действительность в виде художествен ных образов.
Активизм — социальное явление, передаю щее кон крет ное сообще ние, ко торое изменяет существующую реальность с помощью художественных средств. Для арт-ак-тивизма характерны интерактивность, медиа-эффект, которые позволяют создавать свои средства массовой информации для продвижения проектов (это не только интернет-сайты и социальные сети, блоги, но и различные формы медианосителей, в том числе некоммерческая издательская продукция, распространение информации в городской среде).
Рассмотрим более подробно формы арт-активизма в современном искусстве:
1. Стрит-арт — это социальное явление, вид прогрессивного уличного искусства, отражающий общественное настроение, представ ляю щий со бой ри сун ки или над пи си, нанесённые на стены домов, ограждения и другие элементы городских пространств в виде тэгов, определяющих их носителя, объект урбанистической деятельности, доступный для всеобщего восприятия. К стрит-арту относятся граффити, трафаретное граффити, постеры, уличные инсталляции. Одним из ярких представителей данного направления является Вапкэу (скандально извест ный английский ан дерграунд ный ху-дож ник граффити, полити ческий ак ти вист
и режиссёр). Тематика работ Banksy — это протест против войны, капитализма, рекламы, угнетения животных. Своё творчество автор трафаретов искусством не считает. «Искусство — последний из больших картелей. Горстка людей его делает, горстка покупает, горстка показывает. Но миллионам тех, кто приходит на него посмотреть, нечего сказать. Я не стремлюсь законсервировать себя в галереях. У меня прямой диалог с публикой» [5]. Также в технике стрит-ар-та создают произведения такие художники, как JR из США, ОакОак (OakOak) из Франции, Шеппард Фейри (Shepard Fairey) и Дэвид Зинн (David Zinn) из США, Александр Фарто (Alexandre Farto) из Португалии, Ле-вале (Levalet) из Франции, Андрей Сяйлев (Andrey Syaylev) из России.
2. Рэп — протестное искусство, представляющее собой рэп-ритмичный и мелодичный речитатив, которому свойственны критическое отношение к действительности и злободневность. Активным «протестующим» можно считать рэпера Noize MC, в творчестве которого отчётливо прослеживается социальная тема, рассматриваются значительные проблемы, существующие в обществе. По результатам исследовательского проекта журнала «Русский репортёр» — «Самые авторитетные люди России — 2010», рэпер вошёл в десятку лучших деятелей культуры и стал лауреатом премии «Человек дождя» за «публичный протест против произвола власти».
3. Поэтический акционизм — протестное направление, объединяющее поэтов, философов и художников, осуществляющих уличные акции прямого действия, трансформирующие городскую среду путём насыщения городского пространства поэзией. По сло вам од ного из предста ви те лей поэтического акционизма Павла Арсеньева: «... если рассматривать взаимосвязь поэзии и активизма, точнее, акционизма в нашем случае, то поэзия в принципе живёт только своими побегами, за пределами уже привычной формы литературного быта. Кроме
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
политического аффекта, ей может помогать совершать эти побеги искусство, в смысле contemporary art. Мне интереснее всего, как поэзия может существовать за пределами печатной или рукописной страницы — в серии движущихся кадров видеофильма, в не предусмотренном для того публичном пространстве, в языке политической агитации»
[4].
4. Социально-документальные комиксы
— рисованные истории социальной направленности, сочетающие в себе литературный жанр и изобразительное искусство. Одной из ярких предста вительниц дан ного направления является Виктория Ломаско — современный художник, график и комиксист. Она профессионально занимается созданием и исследованием протестной культуры, соци-аль ного и судеб ного комик са и репор та жа. Сущность протестного движения она отразила в «Хронике сопротивления» — постоянно создающемся произведении, в котором она рисует протестующих на митингах, шествиях, уличных акциях, в «оккупай-лаге-рях», а также нацистов-провокаторов и заинтересованных прохожих, феминисток и ски нов, анархистов и ком му ни стов и др.
5. Театрализованные формы протеста:
а) флешпротестмобы — спланированная протестная массовая акция, организованная через Интернет или другие современные средства коммуникации, рассчитанная на случайного зрителя, в которой большое число людей (как правило, незнакомых друг другу) оперативно собираются в общественном месте, выполняют заранее оговорённые дейст вия по сце нарию и затем рас ходят ся, при этом приветствуется широкое информирование общественности, СМИ, поскольку считается, что идея протеста, таким образом, может быть распространена значительно за пределы участников мероприятия (примеры флешпротестмобов: «Белое кольцо», «Повернись к власти спиной», «На мо-ло дёжь за би ли», «Мы не бу дем молчать»), зачастую арт-группы («Война», «Бабушка после похорон», «Pussy Riot») являются
инициаторами такой деятельности, их творческая и политическая активность часто находится на грани нарушения общественных законов;
б) политический перфоманс — одна из форм искусства действия, акционизма, цель которой — привлечь внимание, эпатировать публику, вовлекая её, по возможности, в совместное действие, главным режиссёром выступает сам художник, а все происходящие события фиксируются на видео-, фотоносители для дальнейшего пиара. Собственно, перформанс как таковой является порождением именно восприятия реальности как зрелища: «Общество, базирующееся на современной индустрии, не является зрелищным случайно или поверхностно — в самой своей основе оно является зрительским... Спектакль не стремится ни к чему, кроме себя самого» [5]. Ещё один важный аспект касается общественной реакции на перфоманс и её отражения в интернет-пространстве (известны перфомансы, организованные арт-группой «Война»: «Запрещение Клубов», «Дворцовый переворот», «Поминки по Дмитрию Александровичу Пригову», перфоманс художника-акциониста Петра Пав-ленского на Красной площади др.);
в) хэппенинг — разновидность акционизма, художественное импровизационное событие, лишённое драматургии и цели, не имеющее сценария, его участники активно включаются в предложенную художественную игру, но не знают заранее, как она будет развиваться и когда закончится (в России арт-активистами применяется разновидность хэппенинга — «монстрации», игровые действия без сценария, которые по форме напоминают демонстрации с лозунгами, придуманными самими участниками: известны такие акции, как «Я больше не буду!», «Кто здесь главный?», «Таня, не плачь!» и т.п.).
6. Политический нет-арт — радикальное новомод ное ис кус ст во, со еди нив шее в себе сетевое искусство и политический активизм; среди наиболее ярких «хактивистов»
Ф
^ Теория и история культуры
— группа художников и теоретиков искусства Electronic Disturbance Theater (EDT), проповедующая электронное гражданское неповиновение в Сети, главным проектом которой является — FloodNet — атака наполненной семантическим содержанием цели в Сети (например, интернет-страница Всемирного экономического форума), а также движение «Anonymus», участники которого взломали сайт Хамовнического суда 21 августа 2012 года.
О том, что в России набирает обороты арт-активизм, свидетельствует проводимый ежегодно фестиваль «МедиаУдар», высту пающий откры той платформой для представителей различных политических и идеологических воззрений и объединяю-
щий международное сообщество, изучающее и популяризирующее активистское искусство. Для участников фестиваля важным является включение художественных проектов в реальные социально-политические практики, такие как участие в кампаниях за освобождение политических заключённых, защиту окружающей среды, развитие системы альтернативного здравоохранения, борьбу с цензурой и диффамацией по отношению к деятелям культуры [1].
В конце июля 2012 года на сайте Forbes было опубликовано «12 самых громких художественных акций протеста в России» [7], цель и специфика которых отражена нами в таблице:
Ф
Организатор, Название акции Дата и место проведения Содержание акции
Арт-группа Э.Т.И. («Экспроприация Территории Искусства») «Э.Т.И. - Текст» 18 апреля 1991 года, Москва (Красная площадь) Протест против употребления ненормативной лексики в общественных местах.
Арт-группа «Бомбилы» (при участии арт-группы «Война») «Белая линия» 6 мая 2007 года, Москва (Садовое кольцо) Очищение Москвы от «нечисти», окопавшейся в центре города, установление границ между праведными и неправедными. Арт-группы проведи мелом белую линию по Садовому кольцу.
Арт-группа «Война» (при участии Алексея Плуцера-Сарно) «Акция в государственном биологическом музее» 29 февраля 2008 года, Москва (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева) Высмеивание национального проекта по повышению рождаемости, арт-ритуал вокруг тотема-медведя. Причина — власть «наседает» на народ, а народу это не нравится.
Арт-группа «Война» «Штурм Белого дома» 6—7 ноября 2008 года, Москва (Дом правительства РФ) Предупреждение правительству о том, что русский народ вымирает, в то время как новые буржуи купаются в роскоши, приурочена к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В ночь с 6 на 7 ноября 15 участников арт-группы ворвались на охраняемую территорию Дома правительства РФ и с помощью лазеров изобразили на его фасаде череп с костями.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
Организатор, Название акции Дата и место проведения Содержание акции
Арт-группа «Война» Граффити на Аитейном мосту 14 июня 2010 года, Санкт-Петербург (Литейный мост) В ночь на 14 июня, в день рождения Че Гевары, девять участников группы в течение 23 секунд изобразили на асфальте разводной части Литейного моста фаллос размером 65 на 27 м. После того как мост развели, рисунок оказался обращен к зданию управления ФСБ. Акция получила премию VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация».
Арт-группа «Война» «Дворцовый переворот» 16 сентября 2010 года, Санкт-Петербург (Михайловский замок) Протест против «оборотней в погонах» и наглядная демонстрация того, как именно, по мнению акционистов, должна проводиться реформа МВД. Был перевернут милицейский автомобиль с находившимися в нем сотрудниками.
Группа граждан «Наномитинг » 7 и 14 января 2012 года, Барнаул (сквер напротив Алтайского краевого театра драмы) Протест против результатов парламентских выборов 2011 года и ограничений прав граждан на проведение массовых мероприятий. Организация митинга детских игрушек, «участники которого» держали политические плакаты.
Группа анархистов «Нарисуй митинг» 5 июня 2012 года, Санкт-Петербург Протест против ужесточения законодательства о митингах. Группа активистов на асфальте напротив Законодательного собрания Санкт-Петербурга попыталась мелками нарисовать митинг.
Группа художников «Кочевой музей современного искусства» 19 мая 2012 года, Москва (Бульварное кольцо) Протест против ограничения массовых собраний. Московские художники провезли свои работы на тележках по Бульварному кольцу.
Openspace.ru «Вы нас даже не представляете» 20 февраля 2012 года, Апр1ау Выставка «ВЫ НАС ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ», на которой представлено более 250 плакатов и объектов с протестных митингов зимы 2011—2012 годов.
Ф
Характерную особенность консолидации и еди не ния про тес тую щих вы вел мно го лет тому назад Эмиль Дюркгейм, который ак цен ти ровал вни ма ние на том, что обще-ст вен ная соли дарность создаёт ся людьми, которые собираются в одном месте, совершают одинаковые действия, испытывают эмоции от того, что они находятся вместе, поэтому протест является весьма эффек-
тивным средством социальной адаптации.
В качестве основных индикаторов проте-стной активности можно выделить следующие: осознанность протестных действий; причина и мотивированность участия, часто та участия в ак циях; масштаб проводимых акций (местные, региональные, международные); готовность нести личную ответ ственность; при влечение к протестной
^ Теория и история культуры
Ф
деятельности других; членство в институциональных образованиях; тип акции протес та (конструктивные, деструктивные).
Для протестного активизма в России свойственны экзистенциальность, коллективная драматургия, для которой реальная трансформация ситуации маловероятна. Для представителей арт-активизма периоды неучастия в раз лич ных акци ях воспри ни-ма ют ся как недос таточ ность, которая компенсируется включением в активную протест ную деятельность, способст вующую интеграции в общество. Специфика художественных акций заключается в том, что истинная художественная акция не должна
содержать в себе специфического сообщения, так как основная её задача — фиксация внимания на её контексте [6].
Основная задача протестного искусства, та ким образом, принес ти из менение, а не разрушение, заявить о социальных, политических, экономических проблемах, которые требуют решения.
Протест в искусстве выполняет функцию кон соли да ции, кон цен три руя вокруг проблемы общественное внимание, подталкивая общество на осмысление проблемных моментов, а также способствует самоактуализации личности деятелей данного искус-ст ва.
Примечания
1. Гройс Б. «Думаете, западная публика любит современное искусство» [Электронный ресурс]: [вебсайт]. URL: www.afisha.ru/article/boris-grojs-o-pussy-riotfundamentalistah.
2. Никовская Л. И. Гражданское общество и протесты: что за ними стоит? // ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. 2012. № 4 (110), июль-август.
3. Орлова Э. А. Социология культуры. Москва : Академический проект; Киров : Константа, 2012. 575 с.
4. СПБ собака.ру 18 июля 2012. Павел Арсеньев [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: www.sobaka.
5. Уличное искусство: стенсилы [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: www.interfax.by/article/ 33818.
6. Штейнман М. А. Анатомия маски протеста // www.rbcdaily.ru/2012/08/21/society/562949984559652.
7. Forbes. 12 самых громких художественных акций протеста в России [Электронный ресурс] : [вебсайт]. URL: www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/lyudi/84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii/photo/1.
Ф
References
1. Grojs B. Dumaete, zapadnaja publika ljubit sovremennoe iskusstvo [You think, the western public loves the modern art]. Available at: www.afisha.ru/article/boris-grojs-o-pussy-riotfundamentalistah//
2. Nikovskaja L. I. Grazhdanskoe obshhestvo i protesty: chto za nimi stoit? [Civil society and protests: what behind them stands?]. VTSIOM. Monitoring obshchestvennogo mneniya [VTSIOM. Monitoring of public opinion]. 2012. Number 4 (110), July-August.
3. Orlova Je. A. Sociologija kultury [Sotsiologiya of culture]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], Kirov, Konstanta Publ. [Constant Publ.], 2012. 575 p.
4. SPB sobaka.ru 18 ijulja 2012. Pavel Arsen'ev [SPB sobaka.ru on July 18, 2012. Pavel Arsenyev]. Available at: www.sobaka.ru.
5. Ulichnoe iskusstvo: stensily [Street art]. Available at: www.interfax.by/article/33818.
6. Shtejnman M. A. Anatomija maski protesta [Anatomy of a mask of a protest]. Available at: www.rbcdaily. ru/2012/08/21/society/562949984559652.
7. Forbes 12 samyh gromkih hudozhestvennyh akcij protesta v Rossii [Forbes 12 loudest art protest actions in Russia]. Available at: www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/lyudi/84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii/photo/1.