Таблица 4
Результаты диагностики показателя «способность использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать» на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Результаты диагностики способности использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах Количество детей
чел. %
Низкий (по итогам тестирования дети набрали от 0 до 3 баллов) 11 45,8%
Средний (по итогам тестирования дети набрали от 4 до 6 баллов) 9 37,5%
Высокий (по итогам тестирования дети набрали от 7 до 9 баллов) 4 16,7%
Итого: 24 100,0%
- уровень всех диагностируемых показателей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы в исследуемом классе преимущественно низкий;
- наибольшее затруднение у школьников вызвало выделение особенностей и специфики китайской живописи, подростки не владеют данными знаниями, за исключением тех детей, которые учатся (или учились) в художественной школе;
- задание на интерпретацию картины китайского художника У Гуаньчжуна «Лотосы» дети выполнили более успешно, но на многие вопросы они находили ответы интуитивно, основываясь на имеющемся опыте.
Библиографический список
Несмотря на сложность и полученный уровень, наибольший интерес и эмоциональный отклик у школьников вызвало творческое задание, предложенное в процессе диагностики способности учеников использовать элементы китайской живописи в собственных творческих работах и творчески их интерпретировать.
Школьники использовали в своих работах сочетания различных символов китайской живописи, например, лотос, который олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия; журавль, который в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием, является символом долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе и др.
Подростки активно показывали результаты своего труда, описывали значение собственной картины, при этом большинство детей придумали собственный иероглиф на основе ассоциаций с предметом (например, иероглиф, обозначающий дом, был похож на дом и т.п.). В то же время творческое задание на рисование собственного произведения с использованием элементов китайской живописи показало недостаток техники владения кистью, у обучающихся был слабо выработан навык смены силы нажатия кисти, что оказывало негативное влияние на качество творческого продукта.
Таким образом, в данном классе существует необходимость проведения занятий по развитию художественно-творческих способностей средствами китайской живописи, что позволит школьникам не только узнать особенности и специфику китайской живописи, но и реализовать потребность подростков в творческом самовыражении.
Перспективы исследования заключаются в обосновании форм и методов развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами китайской живописи, а также в разработке занятий по изобразительному искусству, направленных на развитие обозначенного качества школьников.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 (ред. от 02.12.2019). Собрание законодательства Российской Федерации. 2012; Ч. 1, № 53, Ст. 7598.
2. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте. Молодой ученый. 2015; № 11: 1717 - 1719.
3. Бирюков М.Ю. Формирование художественно-творческих способностей как константа эстетического воспитания младших школьников. Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курск: Университетская книга, 2018: 146 - 151.
4. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. Общественные науки за рубежом. Серия: Науковедение. 1968; № 4: 69 - 73.
5. Кант И. Критика способности суждения. Москва: «Искусство», 1994.
6. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1987.
7. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1959.
8. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. Москва: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.
9. Сидорова Е.Э., Ноговицына Н.М. Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-3: 258 - 262.
10. Се Ю. Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России. Наука и школа. 2014; № 2: 188 - 192.
11. Жаворонкова Л.В. «Живопись У-Син - путь к самопознанию» обучение нетрадиционной технике рисования детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Инклюзивное образование - образование для всех: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019.
12. Овсянникова О.А. Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня сформированное™ активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 26 - 30.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 02.12.2019). Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012; Ch. 1, № 53, St. 7598.
2. Vasil'eva E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya tvorcheskogo myshleniya v mladshem shkol'nom vozraste. Molodoj uchenyj. 2015; № 11: 1717 - 1719.
3. Biryukov M.Yu. Formirovanie hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej kak konstanta 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya rebenka v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kursk: Universitetskaya kniga, 2018: 146 - 151.
4. Olah A. Tvorcheskij potencial i lichnostnye peremeny. Obschestvennye nauki za rubezhom. Seriya: Naukovedenie.1968; № 4: 69 - 73.
5. Kant I. Kritika sposobnostisuzhdeniya. Moskva: «Iskusstvo», 1994.
6. Rostovcev N.N. Razvitie tvorcheskih sposobnostej na zanyatiyah risovaniem: uchebnoe posobie dlya studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1987.
7. Kireenko V.I. Psihologiya sposobnostejk izobrazitel'nojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1959.
8. Melik-Pashaev A.A. Stupen'ki k tvorchestvu: Hudozhestvennoe razvitie rebenka v sem'e. Moskva: Redakciya zhurnala «Iskusstvo v shkole», 1995.
9. Sidorova E.'E., Nogovicyna N.M. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya mladshih shkol'nikov posredstvom netradicionnyh tehnik risovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-3: 258 - 262.
10. Se Yu. Obuchenie tradicionnym vidam kitajskoj zhivopisi uchaschihsya dovuzovskih obrazovatel'nyh uchrezhdenij v Rossii. Nauka i shkola. 2014; № 2: 188 - 192.
11. Zhavoronkova L.V. «Zhivopis' U-Sin - put' k samopoznaniyu» obuchenie netradicionnoj tehnike risovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ih roditelej. Inklyuzivnoe obrazovanie - obrazovanie dlya vseh: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: OOO «Direktmedia Pablishing», 2019.
12. Ovsyannikova O.A. Razrabotka diagnosticheskogo instrumentariya po issledovaniyu urovnya sformirovannosti aktivnoj social'noj pozicii podrostkov sredstvami strit-arta Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 26 - 30.
Статья поступила в редакцию 04.04.20
УДК 378
Oorzhak L.Kh., science researcher, State Budget Institution of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tuva "The National School Development Institute" (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
"GRANDMA'S LESSONS" ABOUT THE "WORLD" PICTURE OR A META-SUBJECT APPROACH TO TEACHING NATIVE (TUVAN) LITERATURE. The
article describes the potential of traditional folk pedagogy as an optimal model of training and education, which allows waking children's initiative, individuality and cognitive interest in modern life. The focus is on purposefully providing systematic work in the organization of methods of teaching native literature through a mata-
disciplinary approach to teaching and ethno-cultural perception of the material. The author, using her experience, describes the "grandmother's lessons" - the Tuvan traditional system of education, as one of the possible methods that can become an appropriate response to the solution of non-standard, problematic tasks of the educational process. The study of artistic works in the national-historical context requires a purposeful revision not so much of the content of education, but of existing approaches to increasing student's interest in reading, aimed at forming a child's worldview and civic position. The work studies the development of children's cognitive aspirations, problem presentation of the studied material, critical thinking technologies, search and research methods of teaching. The topic of observing the moral norms of human behavior was also touched upon: the ability to look at people and existing life situations ambiguously and without templates.
Key words: cognitive interest, traditional system of education and training, search and research character of training, role of myths, legends, proverbs, ironic approach to disclosure of image, ability to look ambiguously and without templates at people, life problems, search for meaningful answer to reality.
Л.Х. Ооржак, науч. сотр. Государственного бюджетного научного учреждения Министерства образования и науки Республики Тыва "
Институт развития национальной школы", г. Кызыл, E-mail: [email protected]
БАБУШКИНЫ "УРОКИ" О КАРТИНЕ «МИРА», ИЛИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РОДНОЙ (ТУВИНСКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ
В статье описан потенциал традиционной народной педагогики как оптимальной модели обучения и воспитания, позволяющей пробуждать детскую инициативность, индивидуальность, познавательный интерес в условиях современной жизни. Акцент направлен на целенаправленное обеспечение системной работы в организации методики преподавания родной литературы через матапредметный подход обучения и этнокультурное восприятие материала. Автор, опираясь на свой опыт, описывает бабушкины "уроки" - тувинскую традиционную систему воспитания - как один из возможных методов, способных стать соответствующим ответом на решение нестандартных, проблемных задач образовательного процесса. Изучение художественных произведений в национально-историческом контексте требует целенаправленного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих подходов в повышении у учащихся интереса к чтению, направленных на формирование мировоззрения и гражданской позиции ребенка. Уделяется внимание развитию познавательных стремлений детей, проблемному изложению изучаемого материала, технологиям критического мышления, поисковому и исследовательскому методам обучения. Также затронута тема соблюдения нравственных норм человеческого поведения: умение неоднозначно и без шаблонов смотреть на людей, на существующие жизненные ситуации.
Ключевые слова: познавательный интерес, традиционная система воспитания и обучения, поисковый и исследовательский характер обучения, роль мифов, легенд, пословиц, иронический подход к раскрытию образа, умение неоднозначно и без шаблонов смотреть на людей, на жизненные проблемы, поиск осмысленного варианта ответа.
Однажды прочитанное высказывание из повести «Иениц салым-хуузу» ("Судьба матери") известной в Туве поэтессы Е.Т. Тановой: «У каждого ребёнка есть талант, только его нужно вовремя обнаружить, поддержать и развивать» [1] стало для меня педагогическим девизом на протяжении многих лет Эта книга посвящена судьбе матери талантливой художницы Нади Рушевой, которая "оставила после себя огромное духовное богатство - свыше 10 000 рисунков" [2].
Обнаружить талант ребенка, его познавательные интересы, поддержать навыки самостоятельного самосовершенствования, стимулировать творческие способности - кредо каждого учителя, каждой школы. Учителю необходимо жить в ногу со временем, быть готовым к новым переменам современной науки, иметь четкую цель, направленную на практико-ориентированную деятельность при обучении и воспитании детей. Для полноценного развития ребенка, приобретения хороших манер и самостоятельности семья и школа как одно целое образовательно-культурное пространство являются необходимыми составляющими, опирающимися на этнопедагогический опыт и современные модели воспитания и обучения. Образовательно-культурное пространство, в котором будет развиваться ребенок, должно иметь благоприятные условия для формирования мудрости, нравственного начала, получения метапредметного знания.
Современные дети живут в новой реальности, им интересно сидеть в Интернете, перед телевизором, они имеют гаджеты, телефоны, из которых можно все узнать, почитать. С одной стороны, работа в Интернете, чтение электронных книг - это хорошо, с другой стороны, не каждый имеет такой возможности, таким образом, чтобы дети научилсь самостоятельно добывать навыки и умения, акцент воспитания переносится на "семейные чтения" и на эффективные средства, методы и формы модели обучения.
Общеизвестный факт - вопросы духовного и морально-нравственного воспитания в современном мире наиболее остро стоят перед каждым народом. Также неоспоримым фактом современной гуманитарной мысли являются идеи о том, что данная проблема неразрывно связана с вопросами обращения современной науки к культурным традициям каждого народа, о том, что адекватное понимание всякой культурной традиции возможно только через хорошее знание языка, на котором она выражена.
На наш взгляд, решение проблемы преподавания родного языка и литературы в школе на современном этапе требует поиска, постепенного внедрения и применения целого ряда новых методов и приемов как в самой постановке вопроса о существующей проблеме, так и в непосредственной практической деятельности учителей. Технология критического мышления, которая позволяет реализовать основные концепции ФГОС второго поколения, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Учитель и ученик вместе участвуют в добывании знаний. Учебный предмет должен обеспечивать внутрипредметные, межпредметные связи, позволяющие дополнить знания и успешно адаптироваться в обществе. Отсутствие творческого начала, где требуется решение нестандартных задач, зачастую становится непреодолимым препятствием в жизненных ситуациях, начиная со школьных лет и заканчивая производственной суетой.
Один из возможных методов, способных стать соответствующим ответом на вызов времени, подсказывает нам тувинская традиционная система воспита-
ния и обучения. Характерной особенностью традиционной системы воспитания и обучения у тувинцев, так же, как и у всех восточных народов в целом, является метод преподнесения наставником тех или иных уроков в форме рассказывания притч и загадывания загадок, требующих разгадки, толкования и дальнейшего осмысления. Данный метод в отличие от назидательных способов обучения является наиболее творческим, помогающим сконцентрировать внимание и заинтересованность аудитории, способствующим пробуждению интеллектуальной активности через игровую форму к безотлагательному поиску вариантов решения непосредственно поставленных задач. Такую систему воспитания можно обнаружить в произведении С. Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике».
Прямое информативное обозначение проблемы и предложение возможных путей ее решения, как правило, воспринимается пассивно. Совершенно иначе воспринимается постановка того же вопроса в виде некоторой задачи, проблемы, загадки. Формирование биологических знаний у детей в кочевых тувинских семьях начинается с младенческого возраста. Оно осуществляется через рассказы и притчи взрослых о природе, животных, растениях, через тувинские обычаи и традиции. В современном понимании образовательного процесса данный метод включает в себя элементы проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, метода дискуссии [3].
«Повесть о светлом мальчике» С.А. Сарыг-оола открывает для юных читателей древние представления предков о природных явлениях, которые основаны на мифах и легендах. Так, глава «А почему человек не ест травы?» (рассказ бабушки) начинается с этого вопроса маленького Ангыр-оола. С поиска ответа на него начинается процесс формирования мировоззрения любознательного, наблюдательного мальчика, который впоследствии стал Народным писателем Тувы, так как повесть автобиографическая.
Глава «Чылбыга сыырыпкан» («Проглотила ведьма»), основанная на мифе об узком, примитивном представлении космического пространства, вызывает интерес у детей. «Легенды, предания и сказки о животных в устах бабушки, целые главы олицетворения (о муравьях, о мыши) передают особенности мировоззрения народа: «Бабушка, а почему муравей посередине как переломанный? Но крепкий, бабушка, хоть и переломанный?» [4].
Бабушкины "уроки" пробуждают у маленького Ангыр-оола интерес ко всему живому, к самостоятельной деятельности для приобретения знаний.
"Чтобы заинтересовать детей на уроках биологии, предметом изучения можно использовать отрывки из повести, где простым, понятным языком передана вся красота, особенность, загадочность природы через наблюдения и исследования маленького, неграмотного, но очень умного мальчика" [5]. Бабушкина информация - это еще неполное знание, поэтому для восполнения "упущенного" мальчик проявляет внимание, упорство, волю и приложит все усилия, чтобы иметь представление о картине "мира".
Попытка объяснения межвидовых взаимоотношений, биологических знаний всплывает в рассказе бабушки. "... Однажды я заметил на дереве муравьёв, снующих туда-сюда, и стал наблюдать за ними...". Эта встреча пробудила в мальчике любознательность и она наталкивает его на второй этап решения задачи: более близкое знакомство: "Приглядевшись внимательно, я понял, что крупные рыжие муравьи бегают по двум дорожкам...". Чтобы выяснить причину такого по-
ведения, мальчик применяет метод эксперимента: "Перед одним спускавшимся я поставил палец...Он, не сбавляя ходу, перелез через него...". После наблюдения выясняется, что "муравьи спускались с наполненным туловищем, точно с маслом топленым налитые...". Из своих наблюдений маленький Ацгыр-оол выдвигает гипотезу: "Я тщательно искал место, где они берут это масло, и так ни с чем вернулся домой". И только после диалога со старшим братом Шевер-Сарыг делает вывод: "...Так мне стало ясно, что муравьи не для самих себя набивают свой желудок, а таскают сок домой, чтобы накормить детей и сделать запасы. После этого я больше стал уважать муравьев" [5].
Народные приметы, связанные с пением птиц и голосами животных, мальчик усваивает через бабушкины легенды, чего бы ни коснулся вопрос любознательного Ангыр-оола, все находит свое объяснение в установленной гармонии природы.
Всё, что не поддается логическому объяснению, мудрая бабушка истолковывает с помощью мифа, легенд и пословиц. Так она преподает внуку уроки нравственности, бережного отношения к окружающему миру, дает морально этические установки.
В настоящее время, когда дети больше времени проводят перед компьютерами и телевизорами, изучение произведений в интеграции с предметами естественно-научного цикла повышает у них интерес к чтению, живой природе, его тайнам, красоте, а также воспитывает бережное отношение к окружающему миру, формирует у детей биологические, химические, географические знания.
Далее продолжаются "уроки" бабушки о картине "мира". На вопрос мальчика «А почему он [гром] рассердился на лиственницу, в которую недавно попала молния?» бабушка отвечает, опираясь на древний миф предков о природном явлении: "Нет, не на лиственницу она сердита, а на бурундука. Он сидит на лиственнице и показывает ему язык...". "Если с точки зрения современной химической науки рассмотреть явление молнии, то это физико-химическое явление, которое происходит в природе впоследствии электрических зарядов или при окислении смолы хвойных деревьев. При этом кислород воздуха превращается в озон, который придаёт свежий запах воздуху в хвойных лесах" [6].
Таким образом, через проблемное, развивающее обучение, через традиционное воспитание на уроках литературы осуществляется связь с жизнью, обеспечиваются внутрипредметные (родной язык, народоведение,) и межпредметные связи (история Тувы, география Тувы, астрономия, биология, физика, химия).
Постановка учителем проблемных вопросов, создание дискуссионных ситуаций вызывают не только познавательный интерес, но и совершенствуют речевую деятельность.
Известный этнограф-востоковед, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, доктор исторических наук М.Б. Кенин-Лопсан о необходимости изучения повести С.А. Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" и осваивания народных традиций писал: "... Необходимо организовывать посещение тех мест, где бывал герой "Повести о светлом мальчике" с целью изучения данной местности, составления каталогов гор, рек, степей, растений и животных, а также чабанских и охотничьих стоянок" [7].
Следуя наказу уважаемого, мудрого ученого, писателя М.Б. Кенин-Лопса-на, 95-летие которого 10 апреля 2020 года праздновала вся Тува, творческая группа, куда вошли педагоги, писатели и учащиеся из разных кожуунов Республики Тыва, совершила трехдневный литературный поход в соответствии главы повести "Пеш бажынга" ("На перевале"). После литературного похода ученица автора данной статьи выполнила исследовательскую работу по теме: "По тропе Ацгыр-оола", получила возможность участвовать в финале Всероссийского конкурса научно-исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество". Вот отрывок из работы: "За день было собрано все необходимое: продукты питания, вещи для проживания, рассчитанные на 3 дня. Так как мы собирались на неизвестную местность, до путешествия узнали всю возможную информацию о предполагаемом литературном маршруте: из Интернета сняли карту Торгалыгской местности, на руках единственная пока правильная "карта" - книга Народного писателя Тувы, одного из основоположников тувинской литературы С.А.Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике». ... По предположительному маршруту маленького девятилетнего героя Ангыр-оола отправилась группа путешественников - поклонники таланта великого мастера слова начала 20 века...".
Процесс осмысления человеческого мира, опыт его эмоционально-практического освоения формируют в ребенке человеческий потенциал, гражданскую позицию, которые в годы взросления помогут ему принять правильное решение нестандартных повседневных задач.
Представим следующий урок по роману-эпопее К.-Э.К. Кудажы "Улуг-Хем неугомонный". Многообразие человеческих характеров, в данном случае внутренний мир бедного Саванды и жадного и хитрого бая Мацгыр-Чейзен, на фоне социальных конфликтов эпохи раскрывается при помощи пословицы "Лошади знакомятся через ржание, а люди узнают друг о друге через разговор". Учитель в рамках сюжетно-ролевой игры предлагает разрешить конфликт между героями. При этом игра позволяет учащимся развивать свои коммуникативные способности.
'Безобидный Саванды в рваной шинели несет комическую нагрузку: он пустомеля, неудачник. Однако считает себя самым удалым и умным. Был он "командиром" по сусликам... Без его шуток и злоключений бывшего тракториста -"сам богат и себе рад" - казалась неполной жизнь в Ийи-Тале..." [8].
Чтобы вычислить образ расчётливого, жадного, высокомерного Ман-гыр-Чейзена, ребята инсценируют главу, где описывается обычай народа «бар-дамнаар» (хвалиться своими силами), проникнутый иронией.
"... Саванды бросил вызов чейзену!". Этот слух облетел все зимовья незадолго до Шагаа - тувинского нового года, который справляют в феврале. Не все в этот слух поверили. "Как это мог Саванды самому правителю Барыка вызов бросить, самому Мангыру чейзену? Неправда это!" ... Люди знают, кто и как живёт. Придут в бедную юрту, где ребятишек полным-полно, отведают помаленьку, чем угостят, поблагодарят хозяев и дальше отправятся к другим в гости... А у богачей рты словно пожаром охватило. На шагаа любой и каждый может что ему в голову взбредет говорить про жадность и скаредность состоятельного хозяина. Так тоже принято. И если уж в самом деле поскупится богач, ему это не забудется... Так тоже принято. Четверо парней ухватили за ушки наполненный до краев горячим, как огонь, супом чугунный котёл... "Саванды! Саванды! Саванды!" - гремело вокруг Кто-то жалел Саванды, кто-то ругал, кто-то подбадривал. "Я рад, мой господин, что хоть один раз отведаю пищу моего повелителя" (...расчётливый и скуповатый Мангыр не слишком расходовался на угощение. Обычно у него варили суп из остатков сала заколотых на зиму кобыл и коров. Заветренный и плесневелый жир ни у кого не пробуждал аппетит...), он снял шапку, провёл по кежеге, туго заплетённой на затылке, уселся поудобнее..."Саванды уже заканчивает!"... Котёл был пуст. ...Вот он поднялся, распустил пояс, ослабил ремень на штанах и, подойдя к котлу, снял пальцами со стенок застывший жир и облизал пальцы. После этого он как бы с сожалением вздохнул и развёл руками. Дескать, хорошо, да мало... Такой хохот, такой рёв поднялся!..Ему [Мангыру] казалось, что грохот этот не умещается во всем Барыке..., чудилось, будто тысячи драконов воют в зимнем небе, размахивая огненными хвостами" [9, с. 122].
На данном уроке через образы героев учащиеся обратят внимание не только на идейно-тематическую особенность, но и на морально-этическую сторону произведения, а также на яркий, неповторимый образ Саванды, пути его становления как личности. Пословицы в этом произведении, например, «человек человека хитрее, соболь соболя чернее» или «в одном котле головы двух кош-каров не поместятся» могут оказывать эмоциональное воздействие на юных читателей, вызвать интересную дискуссию, тем самым развивая коммуникативные универсальные действия.
Обращение к фольклорным традициям, древним истокам устного народного творчества своего народа - верное средство обогащения художественными формами, которое помогает писателям в поиске национального характера. Таким писателем, в чьих стихах можно обнаружить национальную специфику, является наш современник - поэт-философ А. Бегзин-оол. "Рождение человека - радостное событие. Начиная с благопожелания, высказанного взрослыми ребенку при его рождении, заканчивая его свадьбой, родители всегда стремятся обеспечить детей благополучием. Детям в первые годы их жизни матери поют колыбельные песенки, потом по мере подрастания — пестушки, которые сопровождают этапы взросления малыша, такие как первые игры, первый шаг и т.д. ... и чем старше становится ребенок, тем сложнее содержание - припевки. «Дылдый-Хоок», «Бееп-Бееп», «Уучак», «Охалаай!» - это магические восклицания - кегудуглер -для поощрения маленьких детей.
...В колыбели с головой архара мать меня качала -
Пряжу пряла, колыбельную пела - дылдый-хоок!
...Чтоб в степи не падал я с коня,
Отец укачивал на колене - дылдый-хоок!
...Первый мой шаг на белом ширтеке
Словно на поле, бесконечной степи - бееп-бееп!
...Мама красивая и молодая
Подзадоривает меня: «Шагай! Шагай!» - бееп-бееп!
...«Храбрый упадет - не заплачет», сынок,
Упадешь - мать земля поднимет - бееп-бееп!
...Принес в подоле халата кизяк
Мать хвалит: «Сын, удалой, подрос!» - уучак!
...«На затылке ямка, значит, скупой», - дразнит брат.
Отдал буурек - молодец, уучак!
В цикле прибауток «Дылдый-Хоок», «Бееп-Бееп», «Уучак», «Охалаай!», связанных с народной педагогикой, каждые звукосимволические слова, использованные автором, имеют свои специальные, идейные функции. Делая анализ каждого стихотворения этого цикла, мы обнаруживаем, что эти возгласы выполняют функции не детского, а философского подхода к вечным жизненным вопросам, усиливают эмоциональную окраску стиха, подчеркивая главную его мысль [10].
На уроках, посвящённых поэме «Саны-Меге» С.А. Сарыг-оола, живой интерес у учащихся может вызвать вопрос о реальном образе и судьбе прототипов её героев. Путём изыскания фактических материалов и даже устных рассказов об исторических личностях можно заинтриговать учащихся образом одного из героев данной поэмы -джалана Кончука. Данный второстепенный персонаж -реальное историческое лицо, о котором сохранились документы и воспоминания людей той эпохи. Его судьба неразрывно связана с атмосферой и событиями эпохи политических репрессий, когда тысячи и тысячи людей были осуждены или преследовались, будучи совершенно невиновными. Пробуждая интерес к этому
персонажу как к историческому лицу, преподаватель достигает главной цели -возрастанию желания лучше понять поэму, а в конечном итоге - изучить литературу и язык в целом.
Вопрос «А отчего люди становятся богатыми?», заданный после изучения повести С.С.Сюрюн-оола "Озалааш хем" ("Глухая речка", где есть сцена -второстепенный герой богатый Даш-Чалац раздает бедным коровы) и романа Е.Т. Тановой "Кара-Бай" (главный герой - Ыцаажык, человек с индивидуальным взглядом на жизнь, достойный для подражания) заставляет учащихся задуматься в поисках осмысленного и наиболее близкого к реальности варианта ответа. В итоге, помимо более глубокого понимания идейного содержания изучаемого произведения, в детях формируется умение неоднозначно и без шаблонов смотреть на жизнь и людей. В результате умелого применения метода проблемного изложения обычный момент обучения превращается в момент живого и заинтересованного сотворчества всех участников данного образовательного общения - учителя и учеников. Преподаватель, применяя данный метод, может добиться не только заинтересованности, но и более успешного усвоения материала урока учащимися, пробуждения логического, самостоятельного, а также эвристического элемента мышления у детей. Затем эта заинтересованность, творческие способности детей поддерживаются и развиваются во внеурочное время в виде кружков и исследовательской деятельности.
Исследовательский подход к изучаемому активизирует учебную деятельность, демонстрирует способности обучающихся к творческому поиску, самостоятельному усвоению сравнительно-сопостовительного анализа поступков героев, явлений природы. Такой подход в обучении представляет собой интересную творческую работу, приобщает детей к коллективной деятельности, формирует
Библиографический список
навыки системной работы, развивает коммуникативную компетенцию. Выступление перед большой аудиторией, необходимость давать ответы на разные вопросы в присутствии незнакомых людей - трудный, но очень полезный для школьников навык общения. Чем раньше ребенок будет развиваться любознательным, эрудированным, образованным, тем легче ему ориентироваться в быстром темпе современной жизни.
Модель воспитания и обучения в национально-историческом контексте решает задачи метапредметного подхода к процессу обучения, так как изучение литературы стоит на стыке с другими науками: с историей, этнологией, географией, биологией, музыкой, театром... Элементы устного народного творчества (мифы, легенды, пословицы...), которые служат раскрытию идеи произведения, художественно-изобразительных средств языка, не только развивают познавательный интерес ко всему, творческие способности, а также формируют научное мировоззрение, нравственные качества детей. Через материнский язык осмысливаются общечеловеческие ценности, традиции, обычаи народа, место человека в обществе и жизни.
Слова и их значения:
Тув. архар - 'снежный баран'.
Тув. ширтек - 'войлочный ковер'.
Тув. кизяк - 'прессованный навоз, который употреблялся для разжигания огня вместо дров'.
Тув. буурек - 'почка мелкого рогатого скота, вид национального блюда, которое в основном давали детям, у которых появились два передних зуба - «сурочьи» зубы.
Тув. уучак - 'магическое восклицание для поощрения маленьких детей'.
1. Танова Е.Д. Иениц салым-хуузу. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1991.
2. Киселев В.М. Месяц в Артеке: Литературная хроника. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987.
3. Ооржак Л.Х. Как учить детей родному языку и литературе. Available at: https://www.tuvaonline.ru/2013/05/16/lidiya-oorzhak-kak-uchit-detey-rodnomu-yazyku-i-literature.html
4. Самдан З.Б. От фольклора к литературе: На материале тувинской прозы 40 - 70-х годов. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987.
5. Кужугет Н.Н. Формирование биологических знаний у тувинских детей в "Повести о светлом мальчике". Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу: материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
6. Хомушку Ш.К. Научное объяснение некоторых природных явлений, описанных в "Повести о светлом мальчике. Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу': материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
7. Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу': материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
8. Хадаханэ М.А. Беседы о тувинской литературе и не только... . Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006.
9. Кудажы К.-Э.К. Улуг-Хем неугомонный. Москва: Современник, 1984.
10. Ооржак Л.Х. Элементы фольклора в поэзии Алексея Бегзин-оола. Новые исследования Тувы. Available at: https://www.tuva.asia/journal/issue_17/5970-oorzhak.html
References
1. Tanova E.D. lenif salym-huuzu. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991.
2. Kiselev V.M. Mesyac v Arteke: Literaturnaya hronika. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.
3. Oorzhak L.H. Kak uchit' detej rodnomu yazyku i literature. Available at: https://www.tuvaonline.ru/2013/05/16/lidiya-oorzhak-kak-uchit-detey-rodnomu-yazyku-i-literature.html
4. Samdan Z.B. Ot fol'klora k literature: Na materiale tuvinskojprozy 40 - 70-h godov. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.
5. Kuzhuget N.N. Formirovanie biologicheskih znanij u tuvinskih detej v "Povesti o svetlom mal'chike". Narodnye tradicii, obychaiiobryady vromane S.A. Saryg-oola "Afgyr-oolduf toozhuzu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
6. Homushku Sh.K. Nauchnoe ob'yasnenie nekotoryh prirodnyh yavlenij, opisannyh v "Povesti o svetlom mal'chike. Narodnye tradicii, obychai i obryady v romane S.A. Saryg-oola "Ahfgyr-oolduhi toozhuzu": materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
7. Narodnye tradicii, obychai i obryady v romane S.A. Saryg-oola "Ahfgyr-oolduhf toozhuzu": materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
8. Hadahan'e M.A. Besedy o tuvinskoj literature i ne tol'ko... . Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006.
9. Kudazhy K.-'E.K. Ulug-Hemneugomonnyj. Moskva: Sovremennik, 1984.
10. Oorzhak L.H. 'Elementy fol'klora v po ezii Alekseya Begzin-oola. Novye issledovaniya Tuvy. Available at: https://www.tuva.asia/journal/issue_17/5970-oorzhak.html
Статья поступила в редакцию 10.05.20
УДК 378
Aliyeva L.M., Cand. of Sciences (Physical and Mathematical), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Pizullayeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bakmayev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF EUMM IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE" BY UNDERGRADUATE STUDENTS. The
article describes the role of electronic educational module (EUMM) in the study of the discipline "Methods of teaching computer science" for undergraduate students on the example of the section "Presentation of information". Examples of EMM web pages executed in the FrontPage software environment are given. The authors conclude that independent work with electronic resources allows the student not only to develop information competence, but also to engage in their own individual pace, activates independent thinking and contributes to more effective learning of educational material. The use of e-learning modules by teachers in the higher education process helps to overcome stereotypes in teaching, develop new approaches to professional situations, and develop students ' creative abilities. Knowledge, skills, and competencies are formed much more effectively by involving students in active educational and cognitive activities.
Key words: electronic educational and methodological module, methods of teaching computer science, undergraduate students, presentation of information.