персонажу как к историческому лицу, преподаватель достигает главной цели -возрастанию желания лучше понять поэму, а в конечном итоге - изучить литературу и язык в целом.
Вопрос «А отчего люди становятся богатыми?», заданный после изучения повести С.С.Сюрюн-оола "Озалааш хем" ("Глухая речка", где есть сцена -второстепенный герой богатый Даш-Чалац раздает бедным коровы) и романа Е.Т. Тановой "Кара-Бай" (главный герой - Ыцаажык, человек с индивидуальным взглядом на жизнь, достойный для подражания) заставляет учащихся задуматься в поисках осмысленного и наиболее близкого к реальности варианта ответа. В итоге, помимо более глубокого понимания идейного содержания изучаемого произведения, в детях формируется умение неоднозначно и без шаблонов смотреть на жизнь и людей. В результате умелого применения метода проблемного изложения обычный момент обучения превращается в момент живого и заинтересованного сотворчества всех участников данного образовательного общения - учителя и учеников. Преподаватель, применяя данный метод, может добиться не только заинтересованности, но и более успешного усвоения материала урока учащимися, пробуждения логического, самостоятельного, а также эвристического элемента мышления у детей. Затем эта заинтересованность, творческие способности детей поддерживаются и развиваются во внеурочное время в виде кружков и исследовательской деятельности.
Исследовательский подход к изучаемому активизирует учебную деятельность, демонстрирует способности обучающихся к творческому поиску, самостоятельному усвоению сравнительно-сопостовительного анализа поступков героев, явлений природы. Такой подход в обучении представляет собой интересную творческую работу, приобщает детей к коллективной деятельности, формирует
Библиографический список
навыки системной работы, развивает коммуникативную компетенцию. Выступление перед большой аудиторией, необходимость давать ответы на разные вопросы в присутствии незнакомых людей - трудный, но очень полезный для школьников навык общения. Чем раньше ребенок будет развиваться любознательным, эрудированным, образованным, тем легче ему ориентироваться в быстром темпе современной жизни.
Модель воспитания и обучения в национально-историческом контексте решает задачи метапредметного подхода к процессу обучения, так как изучение литературы стоит на стыке с другими науками: с историей, этнологией, географией, биологией, музыкой, театром... Элементы устного народного творчества (мифы, легенды, пословицы...), которые служат раскрытию идеи произведения, художественно-изобразительных средств языка, не только развивают познавательный интерес ко всему, творческие способности, а также формируют научное мировоззрение, нравственные качества детей. Через материнский язык осмысливаются общечеловеческие ценности, традиции, обычаи народа, место человека в обществе и жизни.
Слова и их значения:
Тув. архар - 'снежный баран'.
Тув. ширтек - 'войлочный ковер'.
Тув. кизяк - 'прессованный навоз, который употреблялся для разжигания огня вместо дров'.
Тув. буурек - 'почка мелкого рогатого скота, вид национального блюда, которое в основном давали детям, у которых появились два передних зуба - «сурочьи» зубы.
Тув. уучак - 'магическое восклицание для поощрения маленьких детей'.
1. Танова Е.Д. Иениц салым-хуузу. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1991.
2. Киселев В.М. Месяц в Артеке: Литературная хроника. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987.
3. Ооржак Л.Х. Как учить детей родному языку и литературе. Available at: https://www.tuvaonline.ru/2013/05/16/lidiya-oorzhak-kak-uchit-detey-rodnomu-yazyku-i-literature.html
4. Самдан З.Б. От фольклора к литературе: На материале тувинской прозы 40 - 70-х годов. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1987.
5. Кужугет Н.Н. Формирование биологических знаний у тувинских детей в "Повести о светлом мальчике". Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу: материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
6. Хомушку Ш.К. Научное объяснение некоторых природных явлений, описанных в "Повести о светлом мальчике. Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу': материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
7. Народные традиции, обычаи и обряды в романе С.А. Сарыг-оола "Ацгыр-оолдуц тоожузу': материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию со времени издания романа и 45-летию осуществления его перевода на русский язык. Кызыл: КЦО "Аныяк", 2008.
8. Хадаханэ М.А. Беседы о тувинской литературе и не только... . Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006.
9. Кудажы К.-Э.К. Улуг-Хем неугомонный. Москва: Современник, 1984.
10. Ооржак Л.Х. Элементы фольклора в поэзии Алексея Бегзин-оола. Новые исследования Тувы. Available at: https://www.tuva.asia/journal/issue_17/5970-oorzhak.html
References
1. Tanova E.D. lenif salym-huuzu. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991.
2. Kiselev V.M. Mesyac v Arteke: Literaturnaya hronika. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.
3. Oorzhak L.H. Kak uchit' detej rodnomu yazyku i literature. Available at: https://www.tuvaonline.ru/2013/05/16/lidiya-oorzhak-kak-uchit-detey-rodnomu-yazyku-i-literature.html
4. Samdan Z.B. Ot fol'klora k literature: Na materiale tuvinskojprozy 40 - 70-h godov. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.
5. Kuzhuget N.N. Formirovanie biologicheskih znanij u tuvinskih detej v "Povesti o svetlom mal'chike". Narodnye tradicii, obychaiiobryady vromane S.A. Saryg-oola "Afgyr-oolduf toozhuzu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
6. Homushku Sh.K. Nauchnoe ob'yasnenie nekotoryh prirodnyh yavlenij, opisannyh v "Povesti o svetlom mal'chike. Narodnye tradicii, obychai i obryady v romane S.A. Saryg-oola "Ahfgyr-oolduhi toozhuzu": materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
7. Narodnye tradicii, obychai i obryady v romane S.A. Saryg-oola "Ahfgyr-oolduhf toozhuzu": materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu so vremeni izdaniya romana i 45-letiyu osuschestvleniya ego perevoda na russkij yazyk. Kyzyl: KCO "Anyyak", 2008.
8. Hadahan'e M.A. Besedy o tuvinskoj literature i ne tol'ko... . Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006.
9. Kudazhy K.-'E.K. Ulug-Hemneugomonnyj. Moskva: Sovremennik, 1984.
10. Oorzhak L.H. 'Elementy fol'klora v po ezii Alekseya Begzin-oola. Novye issledovaniya Tuvy. Available at: https://www.tuva.asia/journal/issue_17/5970-oorzhak.html
Статья поступила в редакцию 10.05.20
УДК 378
Aliyeva L.M., Cand. of Sciences (Physical and Mathematical), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Pizullayeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bakmayev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF EUMM IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE" BY UNDERGRADUATE STUDENTS. The
article describes the role of electronic educational module (EUMM) in the study of the discipline "Methods of teaching computer science" for undergraduate students on the example of the section "Presentation of information". Examples of EMM web pages executed in the FrontPage software environment are given. The authors conclude that independent work with electronic resources allows the student not only to develop information competence, but also to engage in their own individual pace, activates independent thinking and contributes to more effective learning of educational material. The use of e-learning modules by teachers in the higher education process helps to overcome stereotypes in teaching, develop new approaches to professional situations, and develop students ' creative abilities. Knowledge, skills, and competencies are formed much more effectively by involving students in active educational and cognitive activities.
Key words: electronic educational and methodological module, methods of teaching computer science, undergraduate students, presentation of information.
Л.М. Алиева, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Р.К. Пайзуллаееа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
А.Ш. Бакмаее. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ЭУММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ» СТУДЕНТАМИ БАКАЛАВРИАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье описывается роль электронного учебно-методического модуля (ЭУММ) при изучении дисциплины «Методика обучения информатике» студентами бакалавриата на примере раздела «Представление информации». Приводятся примеры веб-страниц ЭУММ, выполненные в программной среде FrontPage. Делается вывод о том, что самостоятельная работа с электронными ресурсами, на авторский взгляд, позволяет студенту не только развивать информационную компетентность, но и заниматься в своем индивидуальном темпе, активизирует самостоятельное мышление и способствует более эффективному усвоению учебного материала. Использование преподавателями электронных учебно-методических модулей в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Знания, умения, навыки и компетенции формируются гораздо эффективней путем вовлечения обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Ключевые слова: электронный учебно-методический модуль, методика обучения информатике, студенты бакалавриата, представление информации.
В условиях построения информационного общества в современной России одним из важных факторов является информатизация системы образования. Информатизация образования означает радикальное изменение сущности и организации процессов обучения и развития человека, формирование профессионально-компетентной творческой личности.
В нормативных документах Министерства образования и науки РФ появились требования и рекомендации по разработке соответствующего учебно-методического обеспечения для студентов бакалавриата. Основу такого обеспечения составляет электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), или электронный учебно-методический модуль (ЭУММ). Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя содержание лекций и разработки практических, лабораторных занятий, темы рефератов, курсовых работ, программы экзаменов и зачетов, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы [1, с. 151; 4; 5].
ЭУМК является современным средством обучения. Материал в нем представляется в мультимедийной форме, а это значительно повышает интерес обучаемых, развивает их познавательную и творческую активность. Содержание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине определяется содержанием соответствующей рабочей программы. Все учебно-методические и учебные материалы, включаемые в ЭУМК по дисциплине, должны быть направлены на то, чтобы студент мог самостоятельно глубоко изучить учебный материал и научился бы использовать его на практике.
Типовая структура ЭУМК по дисциплине включает учебную программу дисциплины, электронный учебник (учебное пособие), то есть электронный курс лекций, лабораторный практикум, планы и разработки практических занятий, учебные пакеты прикладных программ, систему контроля знаний (включающую совокупность различных видов контрольно-измерительных материалов). ЭуМк может включать и другие типы ЭОР, предназначенные для решения разных дидактических задач [2].
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний [3, с. 454].
Разработать полноценный ЭУМК по дисциплине - задача довольно сложная и трудоемкая. Но в силу важности применения ЭУМК в учебном процессе возможна разработка электронных учебно-методических модулей (ЭУММ) по дисциплине.
В настоящее время уже имеется определенный опыт использования ЭУМК в обучении, подготовке специалистов разного профилей, который обобщен и конкретизирован для изучения разных дисциплин. Однако учебных электронных ресурсов, нацеленных на совершенствование процесса предметной подготовки будущих учителей, в настоящее время существует ограниченное количество, охватывающее лишь часть дисциплин этого цикла. Особенно осуществляется нехватка электронных учебных изданий по дисциплинам, где предусмотрена большая самостоятельная работа студентов. К таким дисциплинам в педагогических вузах можно отнести методику обучения информатике.
«Методика обучения информатике» - одна из важных дисциплин предметной подготовки учителя информатики и ИКТ. Использование только традиционных форм обучения сегодня недостаточно для подготовки современного учителя. Традиционные средства обучения уже не могут обеспечить формирования профессиональных компетенций бакалавров.
Одним из средств достижения эффективности профессиональной подготовки будущих бакалавров, на наш взгляд, является электронный учебно-методический модуль (ЭУММ), разработанный в соответствии с дидактическими и методическими требованиями по определенным разделам. На сегодняшний день остаются недостаточно разработанными вопросы внедрения электронного учебно-методического модуля в процесс обучения методике преподавания информатики студентами бакалавриата, отсутствуют соответствующие методические указания по использованию ЭУММ как на учебных занятиях, так и во время самостоятельной работы студентов.
Таким образом, возникает потребность в научно-методическом обосновании, в разработке и реализации электронных учебно-методических модулей, ориентированных на достижение новых образовательных результатов, поскольку в теории и методике информатизации образования, в дидактике указанные вопросы представлены явно недостаточно, разработанные методические рекомендации носят общий характер. При этом встает необходимость включения электронного учебно-методического модуля в систему методической подготовки студентов бакалавров.
С учетом этого нами был разработан ЭУММ по дисциплине «Методика обучения информатике» по разделу «Представление информации». ЭУММ был разработан в виде веб-сайта в программной среде FrontPage.
Microsoft Office Front Page 2003 - уникальная программа, с помощью которой с легкостью можно создать электронные учебники и электронные учебные материалы, сайты и т.д. Наличие справки, множества простых, можно сказать стандартных программ, делают ее незаменимой помощницей для новичков.
Разработка электронного учебно-методического модуля начинается с проектирования его структуры, которая должна включать такие компоненты, как:
1. Перечень и порядок использования средств обучения для изучения предмета.
2. Рабочую программу дисциплины (РПД).
3. Рекомендации по изучению предмета, организации образовательного процесса и самостоятельной работы.
4. Требования и порядок контроля усвоения материалов.
5. Основной материал.
6. Электронный учебник.
7. Электронное учебное пособие.
8. Электронные презентации.
9. Электронный лабораторный практикум.
10. Дополнительные ЭИР (информационно-справочные системы, словари, хрестоматии, энциклопедии, атласы, научные издания, рефераты и др.).
11. Автоматизированную систему тестирования знаний, обучающихся.
ЭУММ может быть использован как в качестве основного, так и дополнительного средства обучения. Наряду с применением в качестве дистанционного средства обучения.
Предполагается, что электронный учебно-методический модуль будет изучаться по следующей схеме: сначала идет изучение теории, потом переход к практическим и лабораторным работам, далее студент проходит текущий контроль по каждой теме. Но возможен и другой порядок, который становит педагог по ходу учебного процесса. В процессе изучения студент может обратиться при необходимости к глоссарию и списку полезных ссылок.
ЭУММ должен максимально облегчить процесс изучения темы, понимание ее учащимся, вовлекая в процесс обучения иные, нежели в обычном печатном пособии, возможности человеческого мозга, в частности слуховую и эмоциональную память.
СогласноГОСТу,структура электронногоучебно-методического модуля по дисциплине «Методика обучения информатике» представлена следующими блоками:
«Учебно-методическая докумкнсауия» -аодаржбт в сеуегесодичессик материалы, определяющие учебную дисциплину и определяющие порядок изучения темдосциплины,комоетесцри, форьируесыр лрс изуеенаитиоцоилнны.а также порядок организации изучения ее.
Далее будут представлены модули, на которые делится дисциплина:
• мотуль получтния инфармалии (С-тлпр
• модуль практических занятий (П-тип);
• модокьконтэотя (К-оио).
При этом каждый ЭУММ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иоыми слувами, оал ыуЖУММжртасамтстуяоельныНучрРный оррдунт.
Модуль И-типа содержит всю теоретическую и справочную информацию по теме ЭСМ К.
Модуль П-типа содержит практические задания и лабораторные работы, соответствующие данному теоретическому материалу.
Мо (рульконжроля судсржрт консрольные работ ы для иттгооого или ттмо-тического контроля. Он может быть в виде тестов, вопросов, упражнений.
Помимо классических трех блоков ЭУМК мы включили в наш ЭУММ мультимедийны й пртжку (гфеиеоту^язанятияОсодержкщнйосноо^ю трорсФческуж информацию, рисунки, и много другой полезной информации, необходимой для преподавателя при объясееоии аеорр Его ваюоеиио о ЬУСГ обуяловлэео тем,
что использование мультимедийного проекта активизирует один из основных дидактических принципов обучения - наглядность.
В ЭУММ включены программа дисциплины, обширный теоретический материал по данному разделу, руководство к выполнению лабораторных работ, планы проведения практических занятий, интерактивные тесты для самостоятельной проверки знаний обучающихся, задачи ЕГЭ по данной теме, презентация, литература по дисциплине, глоссарий.
Обучение данной дисциплине происходит в разных формах: это и лекции, и практические занятия, и лабораторные занятия. Одним из достоинств ЭУММ является то, что в нем имеется вся необходимая информация для качественного изучения данного раздела. При изучении дисциплины «Методика обучения информатике» студентам постоянно приходиться обращаться к школьным учебникам по информатике и ИКТ. На сегодняшний день большинство учителей используют учебники по информатике и ИКТ автора Босовой Л.В., поэтому во всех модулях имеются соответствующая информация из этого учебника.
Главная веб-страницавыглядитследующим образом (рис.1):
Страница «Теория» содержит подробный теоретический материал по представлению текстовой, числовой, графической и звуковой информации в памяти компьютера.
Теоретическая часть нацелена на формирование у бакалавров понятия о представлении текстовой, числовой, графической и звуковой информации в памяти компьютера. Здесь же можно ознакомиться, как эта информация представлена в школьном учебнике: имеются ссылки на соответствующие главы школьно-гоучебниканастранице «Самостоятельная работа» (рис. 2).
Теория Прлыкн
Лабор. работа
CftMOCT, [' '¡'IU I
Презентации
задачи' i.■
Глосеярм!
ШОРОШЕШЮМЖ
ПРЕДСТАВ ЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
■j з a ■
S Î
h-i'ihi
Рис.1.Главная веб-страница
С © Файл I 0;/магисте|^дийс^.%2О1и^стлэе0ой/ЭУМК/1п(1е)«1.Ийт1
Теория
Практика Лабор.работа Самост. работа Презентации Тесты задачи егэ Глоссарий Литератора
ШШЖ
<г в
Учебники Босовой Л.Л.
___________Опимчии j £ ? i
Глава 3. Обработка графической кнфоркаяии .................106
$3.1. Формирование изображении вя экране мояитора.......106
8.1.1, Пространственное разрешение монитора. ....... 106
3.1.2. Компьютерное представление цвета.............107
3.1.9. Вндроеистоия персонального компьютера........100
$ 3.Z. Компьютерная графика............................112
3.2.1. Сферы применения Компьютерной графики ...... 112
3.2.2. Способы создания цифровых
графических cfrwnTOi...........................................114
3.2.3. Растровая и векторная графика................115
3.2.4. Форматы графических файлов.................118
$ 3.3, Соддыю графических изображений ................. 123
3.3.1. Интерфейс графических редакторов............123
3.3.2. Некоторые прмйм и работы
в растровом графическом редакторе ............126
3.3.3. Особенности солмнч* изображений
в векторных графических редакторах...........120
Задания ддя практических работ......................... 133
Тестовые задания для самоконтроля ...................... 140
Глава 4. Обработка текстовой информации....................143
$ 4.1. Текстовые документы и технологии int создания ....... 143
4.1.1. Текстовый документ и его структура............143
4.1.2. Технологии подготовки текстовых
документов. ................................144
4.1.3. Компьютерные инструменты создания
текстовых документов .......................146
5 4.2. Создание текстовых документов на компьютере........150
4.2.1. Набор (ввод) текста......................... .150
4.2.2.1
Рис.2.Страница«Самостоятельная работа»
Страница «Практика» содержит планы практических занятий по дисциплине, которые включают рассмотрение методических вопросов, типов задач по данной теме, решение задач, в том числе и из школьных учебников. Для этого предусмотрена связь со школьным учебником по информатике и ИКТ.
В разработанном ЭУММ по дисциплине «Методика обучения информатике» по разделу «Представление информации» последовательно рассмотрены все основные вопросы, формирующие профессиональные компетенции бакалавров.
Разработанный ЭУММ может быть использован:
1. При проведении мультимедийной лекции;
2. При проведении лабораторных и практических занятий;
3. Для текущего контроля знаний в виде тестирования.
4. Для проведения итогового тестирования на зачетах и экзаменах.
5. Для самостоятельной работы обучаемых.
Как показывает практика, использование электронного учебно-методического модуля в процессе обучения студентов бакалавриата приводит
Библиографический список
к положительным результатам, прежде всего, вызывают интерес. Самостоятельная работа с электронными ресурсами, на наш взгляд, позволяет студенту не только развивать информационную компетентность, но и заниматься в своем индивидуальном темпе, активизирует самостоятельное мышление и способствует более эффективному усвоению учебного материала.
Использование преподавателями в обучении электронных учебно-методических модулей в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Знания, умения, навыки и компетенции формируются гораздо эффективней путем вовлечения обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебно-методические модули являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
1. Алиева Л.М., Шайхилаева Н.Г Роль электронного учебно-методического комплекса в обучении студентов бакалавриата. Наука и образование. Сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «НАУКА и просвещение», 2018: 151 - 154.
2. Линевич Л.А. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития комплексных умений студентов. Барнаул, 2009.
3. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Под редакцией С.Я. Батышева. Москва: АПО, 2009: 454 - 455.
4. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
References
1. Alieva L.M., Shajhilaeva N.G. Rol' 'elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v obuchenii studentov bakalavriata. Nauka i obrazovanie. Sohranyaya proshloe, sozdaem buduschee: sbornik statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «NAUKA i prosveschenie», 2018: 151 - 154.
2. Linevich L.A. 'Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks kak sredstvo razvitiya kompleksnyh umenij studentov. Barnaul, 2009.
3. 'Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3 t. Pod redakciej S.Ya. Batysheva. Moskva: APO, 2009: 454 - 455.
4. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 37.092.39:51
Babaeva A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Osh State Law Institute (Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: [email protected]
Babaev M.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Osh State University (Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: [email protected]
MODEL OF FORMING LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER. The paper discusses a problem of forming legal competence in future teachers in the process of training in pedagogical higher educational institutions. The definition and comparison of the term "legal competence of the teacher" is given, since it is located on the border of two sciences - pedagogy and jurisprudence. The research defines levels of legal competence of teachers working at the school, at the Osh Regional Institute for the Improvement of Teachers, and conducted a survey among them. The results are reflected in the article. The definition of the model and its main components, criteria are implemented by researchers in the educational process in legal disciplines. According to this model, the formation of the skills necessary for professional activity in the education of students' legal culture is characterized. The material allows to conclude that the formation of the legal competence of future teachers to increase their legal skills, knowledge, moral and legal culture and competencies in professional activities.
Key words: legal competence, teacher, model, professional training, qualification, components.
АД. Бабаева, канд. пед. наук, доц., Ошский государственный юридический институт, г. Ош, E-mail: [email protected]
МД. Бабаев, канд. пед. наук, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В данной статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях. Дается определение и сравнение термину «правовая компетентность учителя», так как она находится на границе двух наук - педагогики и юриспруденции. В научной статье определяются уровни правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей. Среди них проводилось анкетирование, результаты которого отражены в данной статье. Определение модели и ее основных компонентов, критериев реализовано нами в учебном процессе в ходе преподавания правовых дисциплин. По данной модели характеризуется формирование умений, необходимых для профессиональной деятельности при воспитании правовой культуры студентов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что формирование правовой компетентности будущих учителей повысить их правовые умения, знания, нравственно-правовую культуру и компетенции в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: правовая компетентность, учитель, модель, профессиональная подготовка, квалификация, компоненты.
Политические, экономические и социальные изменения в Кыргызской Республике оказывают свое влияние и на систему образования, растет требование к качественной профессиональной подготовке специалистов. Отмечено, что современная экономика требует изменения условий высшего образования для повышения качества образования в вузах, и для улучшения профессиональной подготовки необходимо "разработать и внедрить государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели,
дающей возможность выпускнику быть конкурентоспособными в современном мире, привлекать работодателей к разработке квалифицированных требований к выпускникам. Реализуются определенные меры по созданию условий для защиты прав и свобод граждан, отраженных в Конституции Кыргызской Республики, Законе "Об образовании" Кыргызской Республики, "Концепции укрепления взаимоотношений между народами и этносами в Кыргызской Республике", "Концепции молодежной политики Кыргызстана", "Концепции воспитания детей и молоде-