Научная статья на тему 'ИCCЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ'

ИCCЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Калугина Полина Юрьевна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков способности отражать в творческих работах психологические характеристики личности, а также проведению начальной диагностики по изучаемому качеству у школьников. Проблема, поднимаемая в работе, недостаточно исследована, поэтому необходимо ее изучение и дополнение как в теории, так и в практике художественного образования художественной школы. Важнейшей особенностью в процессе создания портретного образа является отображение психологического состояния изображаемой личности. Разнообразные изобразительно-выразительные средства помогают углубленно поработать с художественным образом, способствуют новому выражению идеи в творческой работе. К таким средствам можно отнести использование тональных, цветовых решений в отношении психологического образа портрета, которые необходимы для передачи свойств и акцентуаций характера портретируемого. На основании определения понятия «способность подростков отражать в творческих работах психологические характеристики личности» выявлены показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны специальные методы и диагностические задания для обучающихся. Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Калугина Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ABILITY TO REFLECT PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY IN CREATIVE WORKS

The article is devoted to the development of diagnostic tools to study the level of development in adolescents of the ability to reflect the psychological characteristics of the individual in creative works, as well as to conduct an initial diagnosis of the studied quality in schoolchildren. The problem raised in the work is not sufficiently investigated, so it is necessary to study it and supplement it both in theory and in practice of art education of an art school. The most important feature in the process of creating a portrait image is the display of the psychological state of the depicted person. A variety of visual and expressive means help to work in depth with the artistic image, contribute to a new expression of the idea in creative work. Such means include the use of tonal, color solutions in relation to the psychological image of the portrait, which are necessary to convey the properties and accentuations of the character of the portrayed. Based on the definition of the concept "the ability of adolescents to reflect the psychological characteristics of the individual in creative works", indicators of this quality of adolescents are identified, for each indicator, special methods and diagnostic tasks for students are developed. This article will be of interest to teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «ИCCЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ»

3. Жирнова Е.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов на основе проектного метода обучения // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках. - Красноярск, Сибирский федеральный университет. - 2020. - С. 178-184.

4. Казанцева А.А. Академическая адаптация иностранных студентов в высшей школе России. - European social science journal - Европейский журнал социальных наук. - 2012. - Т. 2. - №.9. - С. 129-135.

5. Мамылова И.А. Адаптивная педагогическая система вуза в обучении иностранных студентов. -СОВЕТ РЕКТОРОВ. - 2015. - №4. - С. 52-56.

6. Ямбогло И.И., Бочкарева О.В., Снежкина О.В. Некоторые аспекты обучения иностранных студентов в российских вузах. - Вестник магистратуры. - 2014. - №. 1. - С. 25-27.

7. Janette Ryan, Chapter: The student experience: challenges and rewards. Book: Teaching International Students: improving learning for all. Routledge, Published by Taylor & Francis Group: London and New York. 2005

8. Vahid Sohrabpour, Ala Arvidsson, Juan Negreira Teaching and learning adaptation of international students in Sweden, Leuven, Belgium, 2013

УДК 372.874

ИCCЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

студентка Калугина Полина Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Исследователи (Александровский Ю.А, Авсиян О.А.) утверждали важность и необходимость познания человека, в том числе и средствами искусства. Способность чётко передать эмоцию портретируемого является очень важной при написании портрета и довольно широко ценится, но тем не менее, в процессе обучения в художественных школах этому уделяется недостаточно внимания [4], [2].

Авсиян О.А. писал об особенностях написания психологического портрета, о создании образа потретируемого: «Характер, конечно, понятие более ёмкое и сложное, чем просто сходство с моделью. Так, говоря о психологическом портрете, мы подразумеваем, что здесь заложено нечто более глубокое, чем сходство. Это выражение учащимся сущности человека. Наконец, портрет - это мнение художника о человеке. Посильны ли такие задачи для ученика и разумно ли требовать непосильное? Требовать, вероятно, нет, но направлять, настраивать на творческий подход к модели, безусловно, да» [2, с. 45].

Бесчастнова Н.П. и Лушникова Б.В. рассматривают психологический портрет как создание образа, отражающего индивидуальность и характер изображаемого человека [4].

В большинстве случаев в различных работах учёные не достаточно полно раскрывают все аспекты такой проблемы, как отражение в творческих работах психологических характеристик личности. Как правило, в таких исследования не раскрывается совсем понятие «способность отражать в творческих работах психологические характеристик личности», а также нет разработанного диагностического инструментария исследования данного понятия. Следовательно, учитывая всё вышесказанное, указанная проблема является достаточно актуальной.

Изложение основного материала исследования. Для того, чтобы качественно разработать диагностический инструментарий, о котором говорилось выше, первоначально необходимо раскрыть, что вбирают в себя психологические характеристики личности. Так, по мнению Шадрикова В.Д., психологические характеристики представляют собой совокупность компонентов, составляющих структуру личности, которые определяют особенности черт характера, акцентуаций, а также передачу стиля и направленности деятельности человека [3].

Особенности типов характера представляют огромное разнообразие. Проводить анализ характера портретируемого важно, чтобы передать не только внешний образ личности, но и ее внутреннее наполнение, эмоции, смыслы, духовное содержание. По мнению Бычковой П. и Серавина А., к элементам психологического портрета относится комплексное описание внутреннего мира изображенного человека, его ценностей и устремленности, психофизиологических особенностей, акцентуаций характера, которые в свою очередь способствуют прогнозированию его поведения и даже помогают влиять на него [3].

Лушников Б.В. в своих работах отмечает, что важно передать сущность внутреннего мира человека через его внешний облик. Он подчеркивает, что «характер - это не внешний облик человека, не его форма носа или овал лица, в первую очередь, это внутренняя сущность человека, черты характера, указывающие на его индивидуальность. В этом заключается сложность художественного обобщения в портрете» [4, с. 67].

Несомненно, важна точность передачи в психологическом портрете сущности личности, и она напрямую зависит от умения художника сделать акцент на характерности акцентуации жестов и частоте их повторения. Во время написания портрета важно передать его живописность. Для этого необходимо уделить внимание тону и цветовым решениям. Эти средства выразительности помогают передавать и подчеркивать особенности акцентуаций характера, черты лица портретируемого. Чтобы передать своё впечатление о человеке, портрет которого пишется, важно основываться на своих личных наблюдениях и впечатлениях. Но, для того, чтобы верным образом отразить различные акцентуации характера, стоит обращать внимание не только на внешний вид и образ в целом, выражение и черты лица, а также понаблюдать за манерой речи. Иные особенности личности, черты характера можно заметить в характерной позе натуры и для более яркого ее выражение подобрать подходящий ракурс.

Проанализировав изученную литературу, обозначив понимание психологических характеристик личности, проявляющихся в изобразительной деятельности, обратимся к собственной трактовке определения понятия «способность отражать в творческих работах психологические характеристики личности». Данное

определение мы понимаем как способность познавать и воспроизводить особенности акцентуации характера личности в творческих работах по изобразительному искусству, проявляя к ним свое отношение.

На основе данного понятия выделены показатели уровня развития способности отражения в творческих работах психологических характеристик личности у подростков на занятиях по живописи: «знание видов акцентуаций характера и особенности их проявления»; «способность чувствовать эмоциональный посыл художественных работ портретистов», «способность передачи психологических характеристик личности портретируемого в творческих работах и их творческая интерпретация».

В соответствии с целью исследования был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы по исследованию уровня способности подростков отражать в творческих работах психологические характеристики личности. Исследование проводилось на базе МАУ Боровская ДШИ «Фантазия» в п. Боровский Тюменского района с учащимися 6 класса, в нем приняли участие 7 учеников.

Для каждого из показателей были разработаны диагностические методы: тестирование; анализ акцентуаций характера личности в портретах художников и метод творческого здания (написание портрета). Опишем сущность диагностических заданий по показателям. Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «знание видов акцентуаций и особенности их проявления»: учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов с вариантами ответа, а также требующих развернутого ответа.

Тест на понимание типов акцентуаций характера:

1. Как вы понимаете термин« акцентуация характера»?

A. ... - это находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены;

Б. .- это сильный «акцент» в характере;

B. Все ответы верны.

2. Под какой тип акцентуации подходит данная цитата:

«Лидеры подстраивают среду под себя»

A. Тревожный (боязливый);

Б. Гипертимный (жизнерадостный);

B. Эмотивный (чувствительный).

3. Какому типу подходит данное описание:

Мимика: Властная, уверенная.

Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.

A. Тревожный (боязливый);

Б. Паранойяльный (целеустремленный);

B. Истероидный (демонстративный).

4.Подберите на свой взгляд тип акцентуации, которому свойственно быть «не как все». У данной категории людей собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир.

A. Эпилептоидный (возбудимый);

Б. Шизоидный (странный);

B. Гипертимный (жизнерадостный).

5. По описанной ситуации определите взаимодействие двух типов акцентуаций: человеку показалось, что прохожий чувствует себя плохо и захотел помочь ему, но в ответ почувствовал злобный взгляд и сильную агрессию.

A. Паранойяльный (целеустремленный) и истероидный (демонстративный);

Б. Эмотивный (чувствительный) и эпилептоидный (возбудимый);

B. Гипертимный (жизнерадостный) и шизоидный (странный).

6. Соотнесите типы акцентуаций с картинками:

1. Паранойяльный (целеустремленный)

2. Истероидный (демонстративный)

3. Эпилептоидный (возбудимый)

4. Шизоидный (странный)

__I

5. Гипертимный(жизнерадостный)

6. Эмотивный (чувствительный).

7. Тревожный . • __

Картинки намеренно распределены неверно.

Для определения качества развития показателей, были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах. Высокий уровень (3 балла) - учащийся знает, понимает все виды акцентуаций характера.

Средний уровень (2 балла) - учащийся затрудняется определить основные отличительные особенности видов акцентуаций характера.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся не знает, не сумел разобраться и понять виды акцентуаций.

В ходе выполнения данного задания у всего класса возникло затруднение в выявлении основного определения. Не смотря на это, большинство учащихся справились с частью теста, который был направлен на собственный опыт, на среднем уровне.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность чувствовать эмоциональный посыл художественных работ портретистов». В этом задании учащимся предлагается проанализировать предоставленные художественные произведения, опираясь на средства выразительности, определить вид акцентуации каждого портрета. В ходе выполнения они опираются также на свои эмоции и чувства, изображая возникшие от просмотра произведения, а также сравнивают с работами других художников.

Второе задание школьникам далось затруднительно: большинством из учеников оно было воспринято глубоко, дети старались провести анализ произведения искусства, зачастую правильно указывали на акценты в произведении. Но зачастую определяли неверный тип акцентуации в портрете, зацикливались на конкретных деталях и не замечали общего состояния в работе. Это задание выполнено на среднем уровне.

Третье диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «способность передачи психологических характеристик личности в собственных работах и их творческая интерпретация». Задание посвящено изучению ключевых особенностей двух видов акцентуаций, изучению отличительных черт психологических характеристик личности и передаче каждого вида акцентуаций через жесты, эмоциональный посыл, цвет, способ исполнения.

По данному показателю учащимися были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (3 балла) выполнения задания предполагает способность передать учащимся через художественные средства выразительности особенности акцентуаций характера, внося свой способ, язык исполнения, а также замысел.

На среднем уровне (2 балла) выполнения задания ученик способен частично передавать, через художественные средства, вид акцентуации портретируемого с помощью минимальных и простых способах изобразительной выразительности, не внося личных интерпретаций.

Низкий уровень (1 балл) говорит о том, что у учащегося возникли трудности в передаче типа акцентуаций, он применяет некоторые знания на практике, но чаще не может изобразить требующий эффект.

Задание выполнялось учащимися с интересом, однако, ребята не понимали, как через мимику изобразить характер, а также у них возникали затруднения в выражении и сочетании задумки со средствами выразительности. Используемая ими техника не помогала показать требующее состояние в работе. Задание выполнено на низком уровне.

Выводы. Анализ начальной диагностики показал необходимость развития всех трех показателей диагностируемого качества подростков. Важно подобрать способы работы с обучающимися, направленные на понимание характера человека в искусстве и на способность отображать определенные характерные черты личности в портрете.

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков способности отражать в творческих работах психологические характеристики личности, а также проведению начальной диагностики по изучаемому качеству у школьников. Проблема, поднимаемая в работе, недостаточно исследована, поэтому необходимо ее изучение и дополнение как в теории, так и в практике художественного образования художественной школы. Важнейшей особенностью в процессе создания портретного образа является отображение психологического состояния изображаемой личности. Разнообразные изобразительно-выразительные средства помогают углубленно поработать с художественным образом, способствуют новому выражению идеи в творческой работе. К таким средствам можно отнести использование тональных, цветовых решений в отношении психологического образа портрета, которые необходимы для передачи свойств и акцентуаций характера портретируемого. На основании определения понятия «способность подростков отражать в творческих работах психологические характеристики личности» выявлены показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны специальные методы и диагностические задания для обучающихся. Данная статья будет интересна педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: психологические характеристики личности, акцентуации характера, изобразительно-выразительные средства, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools to study the level of development in adolescents of the ability to reflect the psychological characteristics of the individual in creative works, as well as to conduct an initial diagnosis of the studied quality in schoolchildren. The problem raised in the work is not sufficiently investigated, so it is necessary to study it and supplement it both in theory and in practice of art education of an art school. The most important feature in the process of creating a portrait image is the display of the psychological state of the depicted person. A variety of visual and expressive means help to work in depth with the artistic image, contribute to a new expression of the idea in creative work. Such means include the use of tonal, color solutions in relation to the psychological image of the portrait, which are necessary to convey the properties and accentuations of the character of the portrayed. Based on the definition of the concept "the ability of adolescents to reflect the psychological characteristics of the individual in creative works", indicators of this quality of adolescents are identified, for each indicator, special methods and diagnostic tasks for students are developed. This article will be of interest to teachers of additional education.

Keywords: psychological characteristics of personality, character accentuations, pictorial and expressive means, adolescents, diagnostic tools, method of creative tasks, testing method.

Литература:

1. Александровский Ю.А. Познание человека в психиатрии и не только, 2015.

2. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: учеб. пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1985.

3. Бычков П., Серавин А. Психологический портрет публичного политика: примеры и практика на основе открытых данных из интернета. - СПб.: Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2016.

4. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», 2008.

УДК 159.9

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

магистрант кафедры практической психологии Паранюшкина Алёна Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Морозова Людмила Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Волонтёрство - это общественно-полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина [3, с. 45]. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку (А.Н. Мельникова, 2016). Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, которая включает традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, а также официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемая добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом (Р.А. Габдрахманова, 2013).

Стоит заметить, что помимо понятия «волонтёрство», также используется и «добровольчество». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова выделены два значения понятия «доброволец»: человек, который добровольно вступил в действующую армию; тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. В XVIII-XIX веках добровольцами были люди, которые добровольно шли на государственную службу. Волонтером может быть абсолютно любой, кто хочет помочь людям, и владеющий за это ответственностью. Анализ существующих вариантов понимания данного термина позволяет сделать вывод об отсутствии общепризнанного и единого определения добровольчества. Однако исторически понятия «волонтерство» и «добровольчество» схожи в трактовании [10, с. 1883].

Программа Волонтеры ООН оценивает количество добровольцев в мире, с учетом тех людей, которые уделяют волонтерской деятельности по несколько дней в год, до 1 млрд человек. В России же во втором квартале 2020 года насчитывалось около 2,7 миллиона официально зарегистрированных волонтёров старше 15 лет, которые вели деятельность на протяжении последних 12 месяцев.

Волонтёры существовали с начала времён. В каждом обществе находились люди, которые были готовы прийти на помощь, действовать на благо других.

В Европе волонтёрство средних веков основывалась на помощи во время эпидемий чумы и холеры в виде божедома. Также известно, что врачи, путешествующие в разные страны, пытались спасать инфицированных и заражались сами. В 1792 году во Франции во время французской революции стране требовались новые силы для контроля своих границ против Австрии. Большая часть мужского французского населения начала записываться добровольно. С тех пор, мужчин, которые надевали военную форму называли волонтёрами. Первой в современном понимании волонтерской активностью можно назвать время после I мировой войны, когда совместными усилиями немецкая и французская молодёжь восстанавливали различные постройки.

Волонтёрство принято считать на Руси с начала 988 года. После принятия христианства многие люди шли по своей воли работать в монастыри. Во времена допетровской эпохе, история волонтёрства основывалась на помощи храма в военное или мирное время каждому. В конце 1870 года монахини в Москве стали первыми сестрами милосердия в мире, которые по собственной воли, отправились на фронт помогать раненным. Вовремя I мировой войны, движение помощи женщин набирает обороты и создается организация «Красный Крест». Однако в 1917 году волонтёрство в России стало добровольно-принужденным, и уже в 1930-х годах закрывается. Только с 90-х годов отмечается зарождение волонтёрской деятельности [1, с. 73-74]. Стоит отметить, что пик волонтерской деятельности произошел, благодаря участию в крупнейших мероприятиях, таких как Кубок Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, в связи с чем, резко возросла лояльность горожан к явлению волонтерства.

Основными видами волонтёрской деятельности считаются: социальное волонтёрство (помощь детям и пожилым людям; лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, пострадавших в стихийных бедствиях, социальных катастрофах); экологическое волонтёрство (помощь животным, зоопаркам; организация акций по уборке территорий); культурное волонтёрство (помощь библиотекам, театрам, музеям; помощь в реставрации памятников); событийное волонтёрство (участие в проведении культурно-массовых, спортивных, военно-патриотических и иных мероприятий) [2, с. 83].

Однако общество пока не в полной мере представляет, кто такие волонтёры, как устроена их работа, чем они занимаются. В условиях сложного взаимодействия с разными категориями людей, в процессе непосредственной работы часто возникают негативные и стрессовые ситуации, опасные моменты, в которые попадают волонтеры. Иными словами, данная деятельность несет в себе рискованный аспект [8, с. 60]. А также на новой волне пандемии COVID-19, волонтёрская деятельность обретает особую рискованность. Уже известны несколько случаев заражения волонтёров новой коронавирусной инфекцией, его летальные исходы. Проблема волонтёрства в современной психологии занимает одно из важнейших мест. Тем не менее,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.