Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЖИВОПИСНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ЖИВОПИСЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаковцева Екатерина Юрьевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме развития художественного восприятия на занятиях по живописи. Развитие данного качества у обучающихся базируется на проведении диагностики уровня развития художественного восприятия. Изучение и анализ литературы по данной теме позволил уточнить понятие «художественное восприятие на занятиях по живописи», выделить показатели, диагностические методы и задания для обучающихся. Теоретической значимостью данного исследования является уточнение понятия «художественное восприятие на занятиях по живописи». К практической значимости работы относится разработка диагностического инструментария (показателей, диагностических методов и заданий на занятиях по живописи, уровней развития художественного восприятия). Подростки имеют недостаточно развитое художественное восприятие, в связи с этим возникает необходимость в разработке определенного ряда методов развития художественного восприятия на занятиях по живописи. Применение определенных методов на занятиях по живописи позволит развить художественное восприятие обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаковцева Екатерина Юрьевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR STUDYING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION IN PAINTING CLASSES

The article is devoted to the actual problem of the development of artistic perception in painting classes. The development of this quality in students is based on the diagnosis of the level of development of artistic perception. The study and analysis of the literature on this topic made it possible to clarify the concept of "artistic perception in painting classes", to highlight indicators, diagnostic methods and tasks for students. The theoretical significance of this study is the clarification of the concept of "artistic perception in painting classes". The practical significance of the work includes the development of diagnostic tools (indicators, diagnostic methods and tasks in painting classes, levels of development of artistic perception). Teenagers have an insufficiently developed artistic perception, and therefore there is a need to develop a certain number of methods for developing artistic perception in painting classes. The use of certain methods in the classroom for living.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ»

8. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / Н.Н. Демидова [и др.]; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой -Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «БЛАГОВЕСТ», 2019. - 220 с.

9. Психология субъективной семантики: истоки и развитие // Под общей редакцией И.Б. Ханина, Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011.

10. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. - М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997. - 480 с.

11. Belinova, N.V. The Role and Importance of Interactive Technologies for Methodological Support of Teachers in the Integration Mechanisms of the Modern / N.V. Belinova, N.V. Vyalova, T.G. Khanova, L.V. Krasilnikova, A.Y. Vershinina // Economy Development.Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 335-343

12. Samerkhanova, E.K. Preparing Students for Work in the Context of the Digital Integration of the Economy / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bahtiyarova, A.V. Ponachugin // Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - №65. - PP. 231-239

Педагогика

УДК 378.874

студента 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Казаковцева Екатерина Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития художественного восприятия на занятиях по живописи. Развитие данного качества у обучающихся базируется на проведении диагностики уровня развития художественного восприятия. Изучение и анализ литературы по данной теме позволил уточнить понятие «художественное восприятие на занятиях по живописи», выделить показатели, диагностические методы и задания для обучающихся. Теоретической значимостью данного исследования является уточнение понятия «художественное восприятие на занятиях по живописи». К практической значимости работы относится разработка диагностического инструментария (показателей, диагностических методов и заданий на занятиях по живописи, уровней развития художественного восприятия). Подростки имеют недостаточно развитое художественное восприятие, в связи с этим возникает необходимость в разработке определенного ряда методов развития художественного восприятия на занятиях по живописи. Применение определенных методов на занятиях по живописи позволит развить художественное восприятие обучающихся.

Ключевые слова: художественный образ, художественное восприятие, живописные средства выразительности, живопись, диагностический инструментарий.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of the development of artistic perception in painting classes. The development of this quality in students is based on the diagnosis of the level of development of artistic perception. The study and analysis of the literature on this topic made it possible to clarify the concept of "artistic perception in painting classes", to highlight indicators, diagnostic methods and tasks for students. The theoretical significance of this study is the clarification of the concept of "artistic perception in painting classes". The practical significance of the work includes the development of diagnostic tools (indicators, diagnostic methods and tasks in painting classes, levels of development of artistic perception). Teenagers have an insufficiently developed artistic perception, and therefore there is a need to develop a certain number of methods for developing artistic perception in painting classes. The use of certain methods in the classroom for living.

Key words: artistic image, artistic perception, pictorial means of expression, painting, diagnostic tools.

Введение. Для целостного становления профессионального художника, развитие художественного восприятия является его неотъемлемой частью. Многие ученые (Борев Ю.Б., Выготский Л.С., Левин В.Л., Мелик-Пашаев А.А., Рубинштейн Л.С.) изучали художественное восприятие и методы его развития. Борев Ю.Б. дал определение художественному образу и художественному восприятию [1, С. 1], [2, С. 245], [3], [4, С. 35], [10, С. 320]. Выготский Л.С. и Рубинштейн Л. С. рассматривали проблему мышления, что вошло в основу составления ступенчатой системы развития художественного восприятия, автором которой был Левин В.Л. [2, С. 193], [10, С. 681], [3].

В жизни человека подростковый возраст является самым трудным и ответственным. Именно в этом возрасте человек определяется со своими интересами, будущей профессией. Подростковый возраст - это возраст, когда ребенок может узнать много нового и интересного. Но у многих начинающих художников возникают трудности с анализом живописного произведения, с определение смысла и идеи картины, подросток лишь рассматривает и анализирует отдельные части и элементы работы, а не всю композицию целиком. Именно поэтому перед педагогами встает вопрос о том, как правильно и максимально эффективно развивать целостное художественное восприятие.

По мнению исследователей Борева Ю.Б. и Рубинштейна С.А., в современном мире развитие художественного восприятия является одной из наиболее сложных и актуальных проблем художественной педагогики [1, С. 1], [10, С. 347]. Художники-педагоги на самых ранних этапах становления будущего художника должны подбирать наиболее подходящие и эффективные методы диагностики и развития у обучающихся художественного целостного восприятия.

Изложение основного материала статьи. Развитие художественного восприятия на занятиях по живописи должно базироваться на диагностических данных, поэтому важно разработать диагностический инструментарий по исследованию указанного качества на основе изученного и уточненного понятийного аппарата.

Для уточнения термина «художественное восприятие на занятиях по живописи», обратимся к рассмотрению понятий «восприятие», «художественное восприятие», «образ», «художественный образ», «живописные средства выразительности» и «живопись».

Восприятие - это процесс приема и переработки человеком различного рода информации, поступающей в мозг через органы чувств. Рубинштейн Л.С. писал, что художественное восприятие - это способность воспроизведения, воссоздания

содержания, смысла произведения и его выразительности [10, С. 168]. Таким образом, художественное восприятие можно интерпретировать как способность человека совмещать внутренний и внешний мир. По мнению Борева Ю.Б., художественное восприятие - это общение художника и искусства [1, С. 1].

Художественное восприятие напрямую связано с художественным образом, поэтому обратимся к понятию «художественный образ». Образ - это результат и единая форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [12, С. 57]. Художественным образом является отдельная часть или элемент живописного произведения, благодаря которому реципиент сможет определить замысел живописной картины [1, С. 7].

Живопись является одним из главных видов изобразительного искусства, в ней художник использует цвет — именно это и отличает живопись от рисунка и композиции. К живописным средствам выразительности относятся: цвет, мазок, фактура, колорит, форма, линяя, пятно [11, С. 1].

Анализ литературы по теме исследования, обозначенные понятия «восприятие», «образ», «художественный образ», «художественное восприятие», «живописные средства выразительности» и «живопись», позволили уточнить главное понятие «художественное восприятие на занятиях по живописи» - это способность воспринимать живописное произведение целостно, понимать авторскую идею художественного произведения, смысл создания художником живописного образа в творческой работе; способность отображать собственную идею в художественном образе, выражать к ней отношение живописными средствами выразительности: цвет, свет, тон, ритм, линия, пятно, форма, пропорции, фактура материала, пространство.

На основе уточненного понятия выделены показатели исследования развития художественного восприятия на занятиях по живописи: «способность понимать авторскую идею в живописном произведении» и «способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности». Для каждого показателя были определены методы и разработаны диагностические задания (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели и диагностические методы

Показатели

«Способность понимать авторскую идею в живописном произведении». «Способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности».

Диагностические методы

Тестирование. За основу разработки тестирования взят принцип анализа живописного произведения А. Мелик-Пашаева [4, С. 36]. Творческое задание. За основу разработки творческого задания взят материал из учебного пособия Г. И. Панксенова «Живопись. Форма, цвет, изображение» [7, С. 164].

Базой для проведения исследования была выбрана МАУ ДО ДШИ «Гармония» города Тюмени. В диагностике приняли участие десять учеников третьего класса (семь девочек и три мальчика).

Выявленные показатели взяты за основу изучения уровня развития художественного восприятия на занятиях по живописи. Обратимся к описанию диагностических методов: тестирование и творческое задание.

Для выявления уровня первого показателя «способность понимать авторскую идею в живописном произведении» было разработано тестирование, которое состояло из девяти вопросов, учащимся необходимо было дать полный развернутый ответ.

Автором анализируемой живописной работы являлся Аполлинарий Васнецов, произведение носит название «После дождя».

Первый вопрос звучал так: «Как бы Вы назвали эту картину?».

Второе задание было направлено на анализ картины, ученику следует понять, чем живописное произведение ему понравилось, а чем нет и объяснить почему.

В третьем вопросе ученики описывали представленную живописную картину, задание заключалось в том, чтобы рассказать о картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

Четвертый вопрос был нацелен на чувственно-эмоциональную составляющую ученика. Вопрос заключался в описании чувств и настроения вызванные картиной, так же следовало описать, почему именно возникло то или иное чувство.

Пятый вопрос позволяет оценить знания учащегося о художественном образе живописного произведения искусства. Далее шестое задание поможет понять, знакомы ли учащиеся с живописными средствами выразительности.

Седьмое задание звучало следующим образом: «Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?». Это позволит педагогу понять, умеет ли ученик определять авторскую идею написания живописного произведения.

В восьмом вопросе ученикам стоит проанализировать ответ на первый вопрос и написать, решили они оставить предыдущее название для картины или решили его поменять, также необходимо написать, почему приняли такое решение.

Девятое задание нацелено на анализ ответа на второй вопрос: ученику необходимо написать, изменилась ли его оценка картины или осталась прежней. Также нужно написать, почему он так оценивает картину?

Для выявления второго показателя «способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности», разработано авторское диагностическое задание.

Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: вспомните и перечислите, какие бывают живописные средства выразительности, а затем, используя их на обратной стороне листа, изобразите образ осени, каким Вы его себе представляете. Для создания творческой работы Вы можете использовать акварель.

По двум показателям уровни развития художественного восприятия на занятиях по живописи оцениваются по трехбалльной системе.

По показателю «Способность понимать авторскую идею в живописном произведении» определены следующие уровни:

Способность понимать авторскую идею в живописном произведении (высокий уровень - 3 балла) - учащийся способен понимать авторскую идею в живописном произведении, выразить свое отношение к живописной картине, присутствует оригинальное понимание художественного образа, его полнота и глубина.

Способность понимать авторскую идею в живописном произведении (средний уровень - 2 балла) - учащийся способен понимать авторскую идею в живописном произведении, выразить свое отношение к живописной картине, но понимание художественного образа стандартное, широко распространенное.

Способность понимать авторскую идею в живописном произведении (низкий уровень - 1 балл) - учащийся затрудняется в понимании и описании авторской идеи в живописном произведении.

Показатель «Способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности» отражается в следующих уровнях:

Способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности (высокий уровень - 3 балла) - учащийся знает живописные средства выразительности и умет их применять на практике. В работе хорошо читается идея в художественном образе, которую ребенок хотел изобразить, можно понять настроение, отношение к данному образу.

Способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности (средний уровень - 2 балла) - учащийся знает живописные средства выразительности, но затрудняется применять их на практике. Художественный образ не читается, идея не совсем понятна. Или учащийся знает лишь некоторые живописные средства выразительности, имеет сложности с применением их на практике, но художественный образ в творческой работе хорошо читается, идея понятна.

Способность отображать собственную идею и отношение к ней живописными средствами выразительности (низкий уровень - 1 балл) - учащийся знает несколько живописных средств выразительности, но не умеет пользоваться ими на практике, не умеет отображать собственную идею и отношение к ней.

На основе суммы баллов по двум показателям можно дифференцировать подростков по уровням развития художественного восприятия на занятиях по живописи.

Развитие художественного восприятия на занятиях по живописи (6-5 баллов) - учащийся способен понять авторскую идею живописного произведения, может выразить свое отношение к живописной картине, а также присутствует оригинальное понимание художественного образа, его полнота и глубина. Учащийся знает живописные средства выразительности и умет их применять на практике. Способен изобразить свою идею в художественном образе, при анализе ученической работы можно понять настроение, отношение автора к данному образу.

Развитие художественного восприятия на занятиях по живописи (4-3 балла) - учащийся способен понимать авторскую идею в живописном произведении, умеет выражать свое отношение к живописной картине, но понимание художественного образа стандартное, широко распространенное. Обучающийся знает живописные средства выразительности, но затрудняется применять их на практике. Художественный образ не читается, идея не совсем понятна. Возможен вариант, когда ученик не знает живописные средства выразительности, имеет сложности с применением их на практике, но художественный образ в творческой работе хорошо читается, идея понятна.

Развитие художественного восприятия на занятиях по живописи (2-1 балла) - учащийся затрудняется понять и описать авторскую идею в живописном произведении, не знает живописные средства выразительности, не умеет пользоваться ими на практике, также не в силах отобразить собственную идею и отношение к ней.

В результате диагностики было выявлено, что большая часть ребят не смогла ответить на вопросы, так как не имели представления, о чем идет речь в тестировании. Только небольшой процент учеников смог вникнуть в суть вопросов и ответить на них верно.

Второе задание также поставило учеников в затруднительное положение: они не знали, как описать идею их творческой работы, не понимали, что является идеей, поэтому перечисляли то, что изобразили на листе. Также проявилась трудность в выявлении живописных средств выразительности, которые ученики использовали при написании живописной работы, на это задание ни один из обучающихся не дал ответ. Исходя из результатов диагностики возникает потребность в развитии художественного восприятия у обучающихся на занятиях по живописи.

Развитие художественного восприятия закладывается у учащихся на самых ранних этапах и протекает через весь путь обучения и изучения живописи. Развитие должно быть направлено на восприятие образного видения, способность создавать и интерпретировать собственные художественные образы, а также способность понимать авторскую идею в живописном произведении. Также необходимо обращать внимание на освоение живописных средств выразительности, таких как: тон, цвет, колорит, пятно, мазок, фактура и другое [6, С. 121], [8].

На начальных этапах работы над развитием художественного восприятия на занятиях по живописи, педагогу предстоит столкнуться с уже сформированным видением цвета, которое заметно отличается от того, которое должно быть у профессионального художника. Именно поэтому необходимо как можно раньше начинать работать с обучающимися над развитием целостного восприятия живописных работ.

В младшем школьном возрасте ученики на занятиях по живописи знакомятся с понятием «цвет», как правильно его смешивать, какие техники работы с гуашью, акварелью и другими материалами бывают, определят, какой материал больше подходит для них.

Далее наступает младших подростковый возраст. Этот возраст охватывает период от десяти до одиннадцати до пятнадцати лет [5, С. 3]. В подростковом возрасте дети находятся в поиске собственного «Я», у подростков появляются свои интересы, исходя из них обучающиеся определяются с будущей профессией [9, С. 37]. Именно этот возраст подходит для знакомства учащихся с понятием «художественное восприятие» живописных работ. Когда ребенок уже знает основы живописи, можно углубляться в тему художественного (целостного) восприятия, передачи собственной идеи и понимания авторской идеи живописных работ.

Для того, чтобы педагогу-художнику было легче выстроить план работы с учениками по развитию художественного восприятия, ему следует помнить, что процесс мышления у ребят выстраивается поэтапно, этой точки зрения придерживались такие ученые как Выготский Л.С. и Рубинштейн Л.С. [2, С. 57], [10, С. 391].

Левин В.Л. создал собственную ступенчатую систему развития, следуя которой педагог будет способен с самого раннего возраста развивать в детях живописное восприятие [3].

Первая ступень включает в себя игровое творчество, ребенок начинает знакомиться с живописью через игру. На второй ступени ученик знакомится с основными законами живописи (например, цвета должны сочетаться между собой). Начинает писать с натуры, копировать известные произведения искусства, анализировать их, понимать авторскую идею. Третья ступень заключается в открытие у обучающегося автора, который способен передать собственную идею, художественный образ, используя живописные средства выразительности. Благодаря этому открытию ученик может выражать себя, свои чувства и эмоции, способен своей картиной повлиять на чувства другого человека. И переход на четвертую ступень свидетельствует о том, что подросток открыл коммуникативно-оценочные отношения к искусству.

Таким образом, если следовать данной ступенчатой системе развития художественного восприятия, юный художник будет в силах поэтапно узнать искусство и живопись в частности. Также ученик приобретет знания, которые в дальнейшем помогут ему развивать и совершенствовать художественное восприятие на занятиях по живописи.

Выводы. В заключении можно отметить, что разработанный диагностический инструментарий исследования уровня развития художественного восприятия на занятиях по живописи позволит выявить уровень искомого качества у учащихся. Результаты диагностики позволят понять, какие есть пробелы в знаниях, какая тема вызывает наибольшее затруднение у обучающихся. Педагог, используя полученные результаты, сможет наметить верный план развивающих занятий.

Выявленные показатели, разработанные диагностические задания для обучающихся имеют определенную практическую значимость для учителей изобразительного искусства, а также для преподавателей художественных школ и студий.

Литература:

1. Бореев, Ю.Б. Эстетика. / Ю.Б. Бореев. - Сайт. - 2002. - URL: http://www.independent-academy.net/science/library/borev_estetika/vosprijatie.html (дата обращения: 20.11.2022)

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский, В.В. Умрихин. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.

3. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин // Журнал «Дошкольное образование». - №12/2003. - URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200301209 (дата обращения:18.09.2022)

4. Мелик-Пашаев, А.А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»? К проблеме понимания авторского замысла / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 1993. - № 6. - С. 35-37

5. Методы исследования в психологии: сайт. - 2015. - URL: https://www.megapredmet.ru/1-24879.html (дата обращения 20.12.2022)

6. Нестерова, М.А. Живопись академическая: учебное пособие / М.А. Нестерова, А.В. Воронова, М.Н. Макарова. -Санкт-Петербург: СПбГИКиТ, 2020. - 280 с.

7. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.

8. Развитие художественного восприятия школьников. - Педагогическая психология: Сайт. - 2013. - URL: https://studme.org/76583/psihologiya/razvitie_hudozhestvennogo_vospriyatiya_shkolnikov (дата обращения 20.12.2022)

9. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования: Приказ № 190/1512 [принят Министерством просвещения Российской Федерации 07. нояб. 2018 г.: утвержден Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 7 нояб. 2018 г.]. - Москва. - 2018. - 58 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720 с.

11. Словарь специальных терминов в живописи / Беда Г.В.: Сайт. - 2009. - URL: https://kostromka.ru/beda/termin.php (дата обращения: 20.11.2022)

12. Ширшов, Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие / Е.В. Ширшов. - Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 138 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Камакина Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧАСТИЕМ В КОМПЛЕКСНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

Аннотация. В статье представлен опыт исследования удовлетворенности студентов участием в комплексных экзаменах. Описана актуальность и специфика применения комплексных экзаменов для проверки сформированности профессиональных компетенций студентов бакалавриата педагогического вуза. Проанализированы внешние и внутренние ориентиры оценки качества организации образовательного процесса в вузе. Обоснована необходимость применения комплексного экзамена как одного из комплексных оценочных средств с позиций компетентностного и деятельностного подходов в условиях модульного обучения. Комплексный экзамен как форма промежуточной аттестации направлен на выявление степени готовности студента к решению профессиональных задач определенного типа, в связи с чем возникают сложности как с разработкой содержания, так и с организацией проведения. В нашем исследовании были выявлены ведущие проблемы, с которыми сталкиваются студенты бакалавриата при участии в модульных комплексных экзаменах. Удовлетворенность обучающихся участием в комплексных экзаменах проявляется по-разному, а именно: студенты испытывают трудности познавательного, процессуального и личностного характера. Наиболее выраженными трудностями познавательного типа являются недостаточный уровень компетентности по дисциплинам комплексного экзамена, слабая сформированность навыков работы с разными оценочными средствами, неумение структурировать, систематизировать материал. К процессуальным трудностям можно отнести своевременное, полное и четкое получение информации об экзамене в целом, недостаточное знакомство с процедурой экзаменационной ситуации, неумение решать непредсказуемые ситуации. Среди трудностей личностного плана можно отметить повышенный уровень психоэмоционального напряжения, завышенные ожидания и субъективные представления о готовности к экзамену, отсутствие возможности получения поддержки. Разработаны методические рекомендации преподавателям и студентам для улучшения эффективности модульных комплексных экзаменов.

Ключевые слова: комплексный экзамен, студент, удовлетворенность, мониторинг.

Annotation. The article presents the experience of studying student satisfaction with participation in comprehensive exams. The relevance and specifics of the use of complex exams to test the formation of professional competencies of undergraduate students of a pedagogical university are described. The external and internal guidelines for assessing the quality of the organization of the educational process at the university are analyzed. The necessity of using a comprehensive exam as one of the assessment tools from the standpoint of competence-based and activity-based approaches in the context of modular training is substantiated. A comprehensive exam as a form of intermediate certification is aimed at identifying the degree of readiness of a student to solve professional problems of a certain type, in connection with which there are difficulties both with the development of content and with the organization of the conduct. Our study identified the leading problems faced by undergraduate students when participating in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.