Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ НАВЫКИ / ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Мария Владимировна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня формирования композиционных навыков средствами графического портрета, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «композиционные навыки средствами графического портрета» формулируются показатели данного качества, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF COMPOSITIONAL SKILLS IN STUDENTS DURING THE PERFORMANCE OF A GRAPHIC PORTRAIT

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of formation of compositional skills by means of a graphic portrait, the initial diagnosis of the term under study, its analysis. The problem has not been studied enough, needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education. Based on the refined concept of "compositional skills by means of a graphic portrait", indicators of this quality are formulated, methods and diagnostic tasks for students are developed for each indicator.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА»

Исследование уровня формирования композиционных навыков у обучающихся в ходе

выполнения графического портрета

The study of the level of formation of compositional skills in students during the performance

of a graphic portrait

Пьянкова Мария Владимировна

Студент 4 курса Факультет Педагогическое образование Тюменский государственный университет

Тюмень, Россия e-mail: cool.m4r1a@gmail.com

Pyankova Maria Vladimirovna

Student 4 term Faculty of Pedagogical education Tyumen State University Tyumen, Russia e-mail: cool.m4r1a@gmail.com

Научный руководитель Бакиева Ольга Афанасьевна

доцент кафедры изобразительного искусства института педагогики и психологии

Тюменский государственный университет

Тюмень, Россия e-mail: o.a.bakieva@utmn.ru

Scientific adviser Bakieva Olga Afanasyevna

Associate Professor of the Department of Fine Arts of the Institute of Pedagogy and Psychology

Tyumen State University Tyumen, Russia e-mail: o.a.bakieva@utmn.ru

Аннотация.

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня формирования композиционных навыков средствами графического портрета, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования. На основе уточненного понятия «композиционные навыки средствами графического портрета» формулируются показатели данного качества, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся.

Annotation.

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of formation of compositional skills by means of a graphic portrait, the initial diagnosis of the term under study, its analysis. The problem has not been studied enough, needs research and additions not only in theory, but also in the practice of art education. Based on the refined concept of "compositional skills by means of a graphic portrait", indicators of this quality are formulated, methods and diagnostic tasks for students are developed for each indicator.

Ключевые слова: композиционные навыки, графический портрет, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Key words: compositional skills, graphic portrait, diagnostic tools, creative tasks method, testing method.

Введение. В современном художественном образовании первостепенной задачей в деле подготовке обучающихся детских художественных школ стает задача формирования художественных навыков в том числе композиционных.

Педагоги и психологи выделяли разные методы развития композиционных навыков (Иваненко О.П., Адамова Т.А., Серяков А.В., Ударцева А.Н.). Однако, менее их всех рассматривался метод формирования

композиционных навыков средствами графического портрета. Графическому портрету уделяется недостаточно внимания в учреждениях дополнительного образования. Между тем рисование портретов способствует развитию множества навыков и способностей. Также никто из вышеперечисленных ученых не рассматривал проблему разработки диагностического инструментария по изучению уровня формирования композиционных навыков в ходе выполнения графического портрета.

Научная новизна исследования заключается в перенесении методики формирования композиционных навыков у обучающихся в художественном образовании в процесс выполнения графического портрета у обучающихся ДХШ.

Чтобы изучить данную проблему, необходимо дать определение понятию «композиционные навыки». Для этого следует уточнить определение понятий «композиция» и «навыки».

Изложение основного материала исследования. У понятия «композиция» существует множество значений. Нас этот термин интересует в контексте изобразительного искусства. Так, в Толковом словаре Ожегова композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей [1].

В Большой советской энциклопедии композиция трактуется как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Она соподчиняет все элементы друг другу и целому [2].

Известный художник и теоретик методики обучения Н. Н. Волков определяет композицию «замкнутой структурой с фиксированными элементами, которая связана единством смысла». Смысл, идея — один из важнейших принципов композиции [3].

Способность использовать композиционные законы на практике является важным компонентом понятия «композиционные навыки».

Понятие «навыки» с точки зрения педагогики — это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

[4].

Рубинштейн С.Л. трактует навыки как «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения» [5].

Все определения понятию «навыки» сводятся к единому значению: умение, сформированное путем регулярного повторения.

По мнению В. С. Кузина, композиционные навыки развиваются при выполнении упражнений, результатами которых являются действия, доведенные до автоматизма [6].

Л. А. Батаева выделяет следующие критерии развития композиционных навыков:

— целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде — это способность «визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира пятном определенной геометрической формы», а также умение цельно видеть предмет;

— целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства - способность «целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу, и выявления пластического взаимодействия изобразительных пятен внутри группы»;

— композиционное мышление — знание и понимание композиционных законов [7].

Перечисленные критерии наиболее полно передают содержание интересующего нас понятия. Первые два

критерия можно обозначить как способность целостно воспринимать объекты в окружающей среде.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что композиционные навыки — это навык целостно воспринимать объекты в окружающей среде и навык использовать в творческой деятельности законы композиции. Для определения термина «композиционные навыки средствами графического портрета» обратимся к уточнению понятия «графический портрет».

Известно, что портрет — это изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Важным критерием портрета является сходство с натурой, достигаемое как передачей внешнего облика, так и раскрытием его духовной сущности, передачей индивидуальных психологических черт [2].

Графический портретный рисунок - это портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью). [8].

Говоря о графическом портрете, методисты и художники чаще всего рассматривают его как способ развития графических навыков. Однако невозможно представить создание портрета без базовых композиционных знаний. Мы используем их при компоновке головы на бумаге. Также композиционные навыки позволяют гармонично сочетать графические выразительные средства. И наконец, композиция портрета передает его идею, дополняет его психологическими особенностями.

Так, например, при изображении портрета человека в профиль изображение портретируемого смещается в сторону от направления взгляда, изображение в анфас - композиционный центр будет использоваться без этих особенностей и ограничений. Для передачи психологических особенностей портретируемого часто используется композиционный прием фон и форма, где с помощью графических техник можно передать «напряжение», «конфликт», «равновесие» и «гармонию» внешнего и внутреннего состояния человека.

Таким образом, мы установили, что графический портрет является важнейшим средством развития композиционных навыков.

Проанализировав понятия «композиционные навыки» и «графический портрет», а также их признаки и компоненты, можно сформулировать ключевое понятие данной работы.

Композиционные навыки средствами графического портрета — это навык целостно воспринимать объекты в окружающей среде и навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами.

На основе данного понятия были выведены следующие показатели: навык целостно воспринимать объекты в окружающей среде; навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами.

В соответствии с целью исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по изучению методов формирования композиционных навыков в ходе выполнения графического портрета у обучающихся художественной школы. Исследование проходило в Центре дополнительного образования Тюменского государственного Университета. Для участия была выбрана группа в количестве пяти человек.

По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: тестирование и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня навыка целостно воспринимать объекты в окружающей среде. Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирование. Тестирование содержало 3 вопроса с формулировкой собственного развёрнутого ответа по предложенным портретам. Тестирование проводилось в детской художественной школе. Обучающимся были предложены следующие вопросы теста.

1. Какой характер передают портреты?

2. Какие средства выразительности и композиционные приемы использует художник, чтобы передать характер?

3. Как вы думаете, почему на 2 портрете лицо человека расположено таким образом?

Для данного показателя были определены уровни.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся знает законы композиции, может объяснить расположенность объектов в пространстве и относительно друг друга, знает графические средства выразительности, активно формулирует развёрнутый ответ на вопрос.

Средний уровень (2 балла) - учащийся знает некоторые законы композиции, знает несколько графических средств выразительности, проявляет активность в формулировке краткого односложного ответа.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся не знает композиционных законов и графических средств выразительности, не проявляет инициативы в ответе на вопросы. В ходе выполнения данного задания у нескольких учеников возникли вопросы, связанные с заданием, большая часть учащихся выполнила работу на среднем уровне.

При прохождении тестирования некоторые из учащихся испытывали трудности с формулировкой развёрнутого ответа, поэтому давали простые ответы, чаще всего состоящие из одного-двух слов. Большинство учащихся не смогли назвать средства выразительности, используемые художником. В ходе выполнения данного задания большая часть учащихся выполнила работу на среднем уровне.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами». Здесь был применен диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: нарисуйте портрет человека графическими материалами (по желанию: друга, подругу, кого-то из одноклассников). Используйте законы композиции.

По показателю «навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами» были сформулированы следующие уровни.

Высокий уровень (3 балла) - учащийся грамотно работает графическим материалом, использует различные средства выразительности, соблюдает этапы выполнения рисунка. Композиция построена грамотно, есть композиционный центр. Рисунок отличается оригинальностью.

Средний уровень (2 балла) - учащийся демонстрирует базовые знания законов композиции, нарушает этапы выполнения рисунка, есть ошибки в использовании графического материала.

Низкий уровень (1 балл) - учащийся неправильно работает материалом, не соблюдает этапы выполнения рисунка, в работе нет композиционного центра, рисунок не гармоничный.

Результаты диагностики уровня освоения второго показателя - навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами, - показали, что учащиеся испытывают трудности в расположении объекта на листе. Некоторые дети использовали только одно выразительное средство — линию, другие стремились передать каждую деталь на портрете, из-за чего в работе отсутствовала цельность.

В ходе выполнения данного задания у нескольких учеников возникли вопросы, связанные с заданием, примерно половина учащихся справилась с работой на среднем уровне выполнения задания.

В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «навык целостно воспринимать объекты в окружающей среде» высокий уровень выявился у 20%, средний у 40 % и низкий у 40% обучающихся.

По второму показателю «навык использовать законы композиции в процессе выполнения портрета графическими материалами» высокого уровня не было обнаружено, средний уровень выявился у 20%, низкий уровень развитости показателя был выявлен у 80% респондентов.

Вывод. На основании данных результатов, можно сделать вывод, что показатели исследуемого качества учащихся находятся на среднем уровне. В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:

• необходимо дать учащимся основы композиции;

• необходимо научить использовать полученные знания на практике во время работы над графическим портретом;

• формировать композиционные навыки во время занятий по рисунку.

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения заданий на уроках рисунка. Необходимо соблюдение определённых условий, а также верно подобранных форм и методов работы с учащимся, направленных на формирование обозначенного качества.

Список используемой литературы:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1997.

2. Большая Советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/5926/kompoziciya.htm (дата обращения: 10.10.2020)

3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 98 с.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. Энцикл., 2002. - 527 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. 328 с.

6. Кузин В.С., Ломов Б.Ф. Психология, Кузин В.С., Ломов Б.Ф., 1982. [Электронный ресурс] URL: https://obuchalka.org/20190323107860/psihologiya-kuzin-v-s-lomov-b-f-1982.html (дата обращения: 19.11.2020)

7. Батаева Л. А. Критерии оценки развития композиционного мышления учащихся художественной школы в процессе освоения искусства силуэта. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-razvitiya-kompozitsionnogo-myshleniya-uchaschihsya-hudozhestvennoy-shkoly-v-protsesse-osvoeniya-iskusstva-silueta (дата обращения: 19.11.2020)]

8. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2019. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.