Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА С НАТУРЫ'

ЗНАЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА С НАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ЛИНИЯ / ШТРИХ / ТОЧКА / ПЯТНО / ТОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородцев Иван Максимович

Целью изучения рисунка студентами по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» является формирование знаний, умений и навыков в области рисунка. Они необходимы для дальнейшего применения в собственной педагогической и творческой деятельности. Полноценное освоение этой дисциплины невозможно без знания основных графических средств выразительности. Также большое значение имеет понимание всех возможностей их применения при работе над портретом. Статья посвящена основным графическим средствам выразительности. Основной целью является рассмотрение и анализ графических средств выразительности, особенностей их использования при рисовании портрета. Выделяются такие средства, как: линия, штрих, точка, пятно. Анализируется их сочетание в работе над графическим портретом. Вопросы, поднимаемые в статье, изучались многими известными исследователями в области изобразительного искусства. Например, различные аспекты рассматриваемой проблемы можно встретить в работах таких ученых, как Георгий Васильевич Беда, Николай Николаевич Ростовцев, Николай Петрович Бесчастнов и других. Вопросами значения средств выразительности занимались и современные исследователи такие, как Л.В. Желондиевская, Т.В. Ильина, Ю.М. Лотман. Тема является актуальной и значимой для формирования у обучающихся четких и структурированных знаний. Владение теорией в совокупности с практическими навыками ведения рисунка позволяют обучающимся более осознано использовать имеющие средства для передачи желаемого образа, что повышает общий уровень работ и способствует более успешному освоению программы. Статья адресована студентам младших курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов. Также может быть полезна для обучающихся старших классов детских художественных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF GRAPHIC MEANS OF EXPRESSION WHEN DRAWING A PORTRAIT FROM NATURE

The purpose of studying drawing by students in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education, profile "Fine arts and Additional education" is the formation of knowledge, skills and abilities in the field of drawing. They are necessary for further application in their own pedagogical and creative activities. Full-fledged mastering of this discipline is impossible without knowledge of the basic graphic means of expression. It is also of great importance to understand all the possibilities of their application when working on a portrait. The article is devoted to the main graphic means of expression. The main purpose is to consider and analyze graphic means of expression, the features of their use when drawing a portrait. There are such means as: line, stroke, dot, spot. Their combination in the work on the graphic portrait is analyzed. The issues raised in the article have been studied by many well-known researchers in the field of fine arts. For example, various aspects of the problem under consideration can be found in the works of such scientists as Georgy Vasilyevich Beda, Nikolai Nikolaevich Rostovtsev, Nikolai Petrovich Beschastnov and others. Modern researchers such as L.V. Zhelondievskaya, T.V. Ilyina, Yu.M. Lotman also dealt with the meaning of the means of expression. The topic is relevant and significant for the formation of clear and structured knowledge among students. Knowledge of theory in combination with practical drawing skills allow students to more consciously use the available means to convey the desired image, which increases the overall level of work and contributes to a more successful development of the program. The article is addressed to junior students of art and graphic faculties of pedagogical universities. It can also be useful for high school students of children's art schools.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА С НАТУРЫ»

Педагогика

УДК 372.874

студент 2 курса магистратуры художественно-графического факультета Кайгородцев Иван Максимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА С НАТУРЫ

Аннотация. Целью изучения рисунка студентами по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» является формирование знаний, умений и навыков в области рисунка. Они необходимы для дальнейшего применения в собственной педагогической и творческой деятельности. Полноценное освоение этой дисциплины невозможно без знания основных графических средств выразительности. Также большое значение имеет понимание всех возможностей их применения при работе над портретом. Статья посвящена основным графическим средствам выразительности. Основной целью является рассмотрение и анализ графических средств выразительности, особенностей их использования при рисовании портрета. Выделяются такие средства, как: линия, штрих, точка, пятно. Анализируется их сочетание в работе над графическим портретом. Вопросы, поднимаемые в статье, изучались многими известными исследователями в области изобразительного искусства. Например, различные аспекты рассматриваемой проблемы можно встретить в работах таких ученых, как Георгий Васильевич Беда, Николай Николаевич Ростовцев, Николай Петрович Бесчастнов и других. Вопросами значения средств выразительности занимались и современные исследователи такие, как Л.В. Желондиевская, Т.В. Ильина, Ю.М. Лотман. Тема является актуальной и значимой для формирования у обучающихся четких и структурированных знаний. Владение теорией в совокупности с практическими навыками ведения рисунка позволяют обучающимся более осознано использовать имеющие средства для передачи желаемого образа, что повышает общий уровень работ и способствует более успешному освоению программы. Статья адресована студентам младших курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов. Также может быть полезна для обучающихся старших классов детских художественных школ.

Ключевые слова: портрет; средства выразительности; линия; штрих; точка; пятно; тон.

Annotation. The purpose of studying drawing by students in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education, profile "Fine arts and Additional education" is the formation of knowledge, skills and abilities in the field of drawing. They are necessary for further application in their own pedagogical and creative activities. Full-fledged mastering of this discipline is impossible without knowledge of the basic graphic means of expression. It is also of great importance to understand all the possibilities of their application when working on a portrait. The article is devoted to the main graphic means of expression. The main purpose is to consider and analyze graphic means of expression, the features of their use when drawing a portrait. There are such means as: line, stroke, dot, spot. Their combination in the work on the graphic portrait is analyzed. The issues raised in the article have been studied by many well-known researchers in the field of fine arts. For example, various aspects of the problem under consideration can be found in the works of such scientists as Georgy Vasilyevich Beda, Nikolai Nikolaevich Rostovtsev, Nikolai Petrovich Beschastnov and others. Modern researchers such as L.V. Zhelondievskaya, T.V. Ilyina, Yu.M. Lotman also dealt with the meaning of the means of expression. The topic is relevant and significant for the formation of clear and structured knowledge among students. Knowledge of theory in combination with practical drawing skills allow students to more consciously use the available means to convey the desired image, which increases the overall level of work and contributes to a more successful development of the program. The article is addressed to junior students of art and graphic faculties of pedagogical universities. It can also be useful for high school students of children's art schools.

Key words: portrait; means of expression; line; streak; point; spot.

Введение. Целью изучения рисунка студентами по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» является формирование знаний, умений и навыков в области рисунка для дальнейшего их применения в собственной педагогической и творческой деятельности. Полноценное освоение этой дисциплины невозможно без знания основных графических средств выразительности, а также понимания всех возможностей их применения при работе над портретом.

Цель статьи заключается в рассмотрении и анализе графических средств выразительности, особенностей их использования при рисовании портрета.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные средства выразительности;

- проанализировать их особенности и значение при выполнении графического портрета.

Методологической основой статьи являются труды известных ученых, художников-педагогов: Беды Г.В. [1], Ростовцева Н.Н. [8]. Особенности портретной графики рассматривались в исследованиях Бесчастнова Н.П. [2], Зингера Л.С. [5]. Вопросам об основах изобразительного искусства и особенностях выразительных средств были посвящены работы Желондиевской Л.В. [4], Ильиной Т.В. [6], Лотмана Ю.М. [7], технологии и материалам в графике Ваняева В.А. [3].

Теоретическая и практическая значимость работы заключатся в возможности использовать материалы, изложенные в статье, для расширения и систематизации знаний обучающихся старших классов детских художественных школ, студентов младших курсов художественно-графических факультетов педагогических университетов.

Изложение основного материала статьи. Портретная живопись, в той или иной форме, сопровождала человечество на всем пути его развития. Человек стремился оставить свой след в истории, запечатлеть свой облик. Техника рисования портретов и инструментарий художника совершенствовались, позволяя создавать все более реалистичные, сходные с оригиналом, изображения. Живописный портрет играет значительную роль в изобразительном искусстве XVIII-XIX вв. В этот же период в европейском искусстве происходит обособление графических средств выразительности, которые ранее рассматривались лишь как вспомогательный инструмент, скетч, набросок работы [6, C. 175].

Живописные портреты художников Нового времени все больше тяготеют к реалистичности и достоверности изображения, в то время, как графический портрет всегда условен и более всего подходит для передачи ключевых, выделяющихся деталей изображения, что определяет их расхождение в данный период и выделяет графический портрет в отдельный жанр или поджанр. В современном искусстве понятие графического портрета несколько более размыто - так, например, к нему иногда относят изображения, в которых используется акварель, пастель и гуашь.

Рисунок, выполненный в графике, имеет ряд существенных особенностей, связанных, прежде всего, со спецификой используемых техник. Отвлеченность данного художественного языка, в сочетании с характерными для портрета требованиями сходства с оригиналом и раскрытия внутреннего содержания портретируемого, предъявляет новые

требования к графическим средствам выразительности. В первую очередь, это сохранение узнаваемости, т.е. ключевых реалистических черт при использовании графики, для которых характерна высокая степень условности. С другой стороны, некоторая лаконичность и ограничение используемых техник создают эффект недосказанности, оставляют зрителю пространство для воображения.

Выразительные средства графики способны подстраиваться под запросы художника и позволяют создавать как беглые наброски «в моменте», чтобы запечатлеть сиюминутные, актуальные события, так и сложные изображения с тщательно продуманной композицией и содержанием.

В процессе занятий изобразительной деятельностью учащиеся формируют и развивают, в первую очередь, навык анализа содержания и формы увиденного. Но не менее важно обращать внимание на то какими выразительными возможностями графических материалов можно и нужно пользоваться в работе над портретом.

Главными элементами графических выразительных средств, считаются линия, точка, пятно, штрих, тон. Грамотное использование учеником этих средств играет решающую роль в обучении рисованию графического портрета.

Линия является одним из ключевых выразительных средств в графике. Несмотря на кажущуюся простоту, умение применения линий в рисунке можно и нужно совершенствовать. Наиболее распространенная ошибка учеников - попытка просто срисовать границы объектов при помощи линии. В портрете это будут контуры и выразительные черты лица.

В то же время, линия может не только повторять контур изображаемого предмета, она сама по себе несет эмоциональную и смысловую нагрузку. Она может иметь разный характер, идти хаотично, упорядоченно, плавно, быть прерывистой и т.д. На характер линии влияет как степень нажатия, толщина линии относительно других элементов рисунка, так и ее контрастность и форма.

Для художественной выразительности линии крайне важно качество поверхности, на которой она проведена, и соотношение цвета линии с цветом поверхности, так как линия лишь обрамляет пространство, а не заполняет его.

Отличительной особенностью линии является ее способность меняться на протяжении своей длины. Все вышеперечисленные свойства линии не статичны, она не обязана идти одинаково по всему контуру. Также в линии наиболее полно отражается характер самого художника, так как черты ее характера, вроде нажатия и плавности/отрывистости, возникают в результате движения руки, подчиняющегося его воле и чувству.

Учитывая эти особенности и характерные черты линий, их можно условно разделить на три категории:

1) точная, монотонная (с сохранением нажатия, толщины и общего стиля);

2) изменяющаяся (с изменением нажатия, толщины, может быть прерывистой и полностью исчезать, а затем продолжаться вновь);

3) нарочито-небрежная (изменяющаяся, но нанесенная не так выверено, даже торопливо, в попытке запечатлеть момент или передать особенное эмоциональное состояние).

Линия иногда может использоваться как единственное выразительное средство в графическом портрете. Отличительной особенностью подобных изображений являются минимализм, сосредоточенность на форме.

Логическим продолжением линии для передачи светотени, текстуры, фактуры или объема является штрих. Если линия, в первую очередь, очерчивает границы формы, то он ее заполняет. Несмотря на кажущуюся простоту, штрих является одним из сложнейших выразительных средств, используемых в графике, требующим немалой практики.

Штрих может быть неоднородным, утолщение линий и расстояние между ними, могут влиять на визуальное восприятие светотени и объема предмета. Кроме того, линии штриха могут изгибаться, менять направление, при помощи чего в изображении можно передать детали объема или движения. Также штриховка при необходимости может создавать темные пятна на участках изображения.

Таким образом, штрих может варьироваться по:

1) толщине линий, его составляющих;

2) плотности линий (если расстояние между линиями равно нулю, он принимает форму пятна);

3) характеру и направлению линий.

При создании графического портрета обычно используется сразу несколько вариаций штриха. Если стиль линий может быть един для портретного изображения, то штрих, на который возлагается функция по передаче сразу объема, фактуры, текстуры и, иногда, движения должен быть разным на каждом участке, чтобы схематично, условно придавать изображению сходство с изображенными предметами и делать это достаточно узнаваемо. Большинство известных художников, работавших над графическими портретами использовало сразу несколько вариаций штриха в каждой работе [2, С. 143-151]

Штрих может являться единственным выразительным средством, используемым для создания портрета. Обычно это делается для спешных набросков, в которых художнику важно запечатлеть момент, движение, эмоцию, состояние портретируемого, но требует мастерского владения данным средством выразительности.

Точка как выразительное средство графики используется, преимущественно, с теми же целями, что и штрих, но позволяет дополнительно стилизовать изображение. Она почти никогда не используется в одиночном количества, так как ее визуальный объем слишком мал, а наносится сплошной сеткой. Сетка точек способна влиять на восприятие визуального объема и даже создавать иллюзию «глубины» изображения [4, С. 82]. Подобная сетка из точек различной величины, могут выполнять те же функции, что и штрих, а при достаточном уровне мастерства художника, гораздо лучше передавать объем предмета за счет более точного разграничения света и тени внутри формы.

Точка отлично сочетается со штрихом и может использоваться, как его продолжение. Подобный прием может использоваться для передачи различной фактуры материалов на изображении. Более того, сетка из точек может включать в себя области с использованием коротких штрихов для передачи подвижности в этих областях.

Пунктирная штриховка, как и обычный штрих, может варьироваться по толщине и плотности (расстоянию между) точек, но не по направлению линий.

Одним из преимуществ точки перед штрихом является ее точечность, способность более реалистично моделировать светотень на каждом участке изображения, однако штрих более динамичен и лучше передает движение и эмоции.

Как и другие выразительные средства, точка может самостоятельно формировать цельное изображение. Этот стиль называется пунктирной графикой. Портреты, выполненные в данном стиле могут варьироваться от абстрактных до крайне реалистичных, в зависимости от толщины, количества точек и расстояния между ними.

Пятно доводит до абсолюта свойство штриховки заполнять пространство. Однако, в отличие от штриховки, создающей в изображении иллюзию формы за счет перепада светотени, пятно однородно, бесформенно. В некотором роде, его можно назвать антиподом чистого листа.

Наибольшее распространение пятновая графика получила в Европе ХУШ-ХК веков. Среди знати пользовалась популярностью техника, позволявшая очертить силуэт по тени в профиль и залить его однотонным пятном [2, С. 152]. Хотя подобные изображения и не были столь детальны, как классические, парадные портреты, однако их создание было относительно простым, быстрым, и, в то же время, они все еще выполняли все основные функции портрета, то есть были

способны запечатлеть индивидуальность, особенность образа конкретного человека и служить напоминанием о нем.

Таким образом, пятно является самым условным средством выразительности из рассмотренных в данной статье, так как, в своем максимальном выражении является одноцветной плоскостью. Поэтому само по себе пятно в портретной графике используется лишь для создания силуэтных портретов, однако в сочетании с другими средствами выразительности может играть важную роль в построении композиции изображения. Так, например, с помощью контраста темного пятна и светлых участков бумаги можно направлять внимание зрителя или скрывать в его тени несущественные детали окружения и т.д.

Создать пятно на изображении можно как в результате крайне плотной штриховки (крест накрест или вертикально по необходимой форме), так и при использовании краски и других художественных инструментов.

Тон как средство выразительности создается при помощи вышеперечисленных техник, в первую очередь, штриха. Ввиду того, что графическое изображение монохромно, он, по сути, выполняет роль цвета и, таким образом, является одним из ключевых средств выразительности в графике.

Тон, созданный при помощи штриховки или пятен (реже - линий) определяет форму изображаемого предмета и его расположение относительно источников света. Кроме того, ввиду роли тона как цвета он также влияет на эстетическое и эмоциональное восприятия изображения. Оно определяется понятием тональности, в которое входит соотношение светлых и темных тонов, их визуального объема, а также контрастных участков между ними.

Грамотное использование тона критически важно в работе над портретом, так как способно подчеркнуть важные черты внешности и характера портретируемого. В то же время, ошибочный выбор тона может исказить изображение и даже свести на нет работу художника с прочими средствами выразительности. Поэтому одним из важнейших умений, необходимых для написания графического портрета является умение делать тоновую растяжку, то есть сознательно контролировать тон в любой момент работы над изображением.

Несмотря на имеющиеся примеры использований лишь одного средства выразительности (линии, штриха, пятна и точки), в большинстве случаев, все они чаще всего используются в сочетании друг с другом для достижения наилучшего результата.

Самым популярным и часто используемым сочетанием является самое простое, по своей сути - сочетание линии и штриха. В нем роль линии заключается в определении границ, контуров формы, а роль штриха - в ее заполнении и создании объемного изображения за счет симуляции света и тени. По сути, эти два средства выразительности гармонично дополняют друг друга, так как их роли не пересекаются, а их сочетания достаточно для создания цельного изображения. Данная техника написания графического портрета считается классической и достаточно универсальна.

Сочетание линии и точки, по своей сути, почти идентично линии и штриху, так как основывается на дополнении линии, определяющей контур, пунктирной штриховкой, заполняющей объем.

Сочетание линии и пятна до XX века использовалось крайне редко (если не считать японскую художественную традицию), однако в его первой половине завоевало популярность. Пятно в таком случае является продолжением линии, одно перетекает в другое, создавая высококонтрастное изображение, лишенное полутонов. Данный стиль очень точно отражает дух эпохи модерна, прогресса и сопряженных с этим жертв, «железного века». Портреты, созданные с его помощью, как правило, более условны в деталях, приближены к линейной графике и стремятся, в первую очередь, донести идею или передать какое-то сообщение, заложенное в изображение. Не случайно именно такой стиль изображения был очень популярен в рекламе того времени и на пропагандистских плакатах.

Другие сочетания, такие, как «линия - штрих - точка», «линия - штрих - пятно» и «линия - штрих - точка - пятно» распространены в гораздо меньшей степени. Причина этого и в сложности сочетания данных средств выразительности в одном изображении, и в их избыточности. Так, например, штрих и точка выполняют схожие функции. Тем не менее, это не значит, что подобные работы не имели место быть, пусть и в качестве эксперимента, поиска границ возможных средств выразительности графического портрета.

Выводы. Суммируя все вышесказанное, мы можем условно определить следующие средства выразительности и их наиболее частую роль в создании графического портрета:

1) линия (основная роль - определение границ, контуров изображаемого предмета);

2) штрих (основная роль - придание объема изображаемому предмету, передача движения);

3) точка (основная роль - придание объема изображаемому предмету);

4) пятно (основная роль - создание контрастных участков внутри изображения);

Также можно выделить тон - вторичное средство выразительности, которое возникает в результате сочетания четырех основных. Его роль - создание тональности, косвенно заменяющей цветовую гамму в изображении и влияющей на эстетическое восприятие портрета зрителем.

Литература:

1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

2. Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование» / Н.П. Бесчастнов - М.: ВЛАДОС, 2007. - 367 с.

3. Ваняев, В.А. Методико-технологические рекомендации для студентов и слушателей подготовительных отделений по овладению техникой мягких графических материалов в процессе обучения академическому рисунку: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплинам «Академический рисунок», «Рисунок» / Сост.: В. А. Ваняев. - М.: Моск. гос. строит.ун-та, 2020. - 71 с.

4. Желондиевская, Л.В. Формальные изобразительные средства графической композиции / Л.В. Желондиевская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №76. - С. 81-87.

5. Зингер, Л.С. Очерки теории и истории портрета / Л.С. Зингер. - М.: Изобраз. искусство, 1986. - 328 с.

6. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие / под ред. Т.В. Ильина - М.: Высш. шк., 2009. - 547 с.

7. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство, 1998. - 704 с., ил.

8. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. - СПб.: Питер, 2021. - 224 с.: ил.

9. Смекалов, И.В. Живописность и графичность как два способа построения художественного пространства / И.В. Смекалов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №76. - С. 248-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.