Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородцев Иван Максимович

В статье рассматриваются особенности обучения рисованию графического портера учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Акцентируется внимание на важность и необходимость не просто изображения портрета человека, а передачи образа портретируемого, его эмоционального состояния, особенностей внутреннего мира. Для формирования «обогащенного представления» об изображаемом были проанализированы некоторые приемы обучения. Были выделены как наиболее значимые следующие приемы: обсуждение особенностей графических средств выразительности, их значения и применения в рисунке; обсуждение особенностей изображения человека, передачи его внешних портретных данных и передачи его внутреннего мира, эмоциональных состояний, переживаний. В заключении говорится о важности комплексного подхода в процессе обучения. Отмечается, что он направлен на установление четких взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием. Комплексный подход играет важнейшую роль в формировании всестороннее развитой личности обучающихся. В процессе обучения рисованию портрета под ним понимается ситуация, когда одно и то же выразительное средство рассматривается как способ передачи зримых проявлений внешнего мира - человеческого лица и окружающего фона, а также как средство для отражения внутреннего мира изображаемого человека. Тема является актуальной и значимой для развития изобразительных навыков и художественных способностей обучающихся. Комплексный подход в процессе обучения и формирование «обогащенного представления» об изображаемом человеке способствует не только развитию изобразительных навыков, закреплению знаний об особенностях графического портрета, но и помогает развивать чувство уважения к другому человеку, воспитывать наблюдательность, умение анализировать. Вопросы, поднимаемые в статье, изучались многими известными исследователями в области изобразительного искусства. За основу были взяты исследования М.И. Андронниковой, Н.Н. Волкова. Были проанализированы различные аспекты обучению изображения графического портрета и рассмотрены статьи современных художников-педагогов В.А. Ваняева, Д.В. Волкова, А.В. Голосай, Л.Г. Медведевой, Ф.Х. Давидовой, Х.Я. Хаидова. Статья адресована студентам художественно-графических факультетов педагогических университетов. Также может быть полезна для учителей-предметников и читателей, интересующихся вопросами изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайгородцев Иван Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING DRAWING A GRAPHIC PORTRAIT IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article discusses the features of teaching drawing graphic porter to high school students in the system of additional education. Attention is focused on the importance and necessity of not just depicting a portrait of a person, but transmitting the image of the person being portrayed, his emotional state, and features of the inner world. To form an "enriched view" of the depicted, the following teaching methods were analyzed: discussion of the features of graphic means of expression, their meaning and application in drawing; discussion of the features of the image of a person, the transmission of his external portrait data and the transmission of his inner world, emotional states, experiences. In conclusion, it is said about the importance of an integrated approach in the learning process. It is noted that it is aimed at establishing clear relationships between education, upbringing and development. An integrated approach plays a crucial role in the formation of a comprehensively developed personality of students. In the process of learning to draw a portrait, it is understood as a situation when the same expressive means is considered as a way of transmitting visible manifestations of the external world - the human face and the surrounding background, as well as as a means to reflect the inner world of the person depicted. The topic is relevant and significant for the development of visual skills and artistic abilities of students. An integrated approach in the learning process and the formation of an "enriched idea" about the person depicted contributes not only to the development of visual skills, consolidation of knowledge about the features of a graphic portrait, but also helps to develop a sense of respect for another person, to cultivate observation, the ability to analyze. The issues raised in the article have been studied by many well-known researchers in the field of fine arts. The studies of M.I. Andronnikova and N.N. Volkov were taken as a basis. Various aspects of teaching the image of a graphic portrait were analyzed and articles by contemporary artists-teachers V.A. Vanyaev, D.V. Volkov, A.V. Golosai, L.G. Medvedeva, F.H. Davidova, H.Y. Khaidov were considered. The article is addressed to students of art and graphic faculties of pedagogical universities. It can also be useful for subject teachers and readers interested in fine arts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. / Авт-сост. Глебова С.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,

2017. - 111 с.

3. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера,

2018. - 96 с.

4. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями ] / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 144 с.

5. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. - 304 с.

6. Микляева, Н.В. Семейный и родительский клуб в детском саду ] / Н.В. Микляева, Т.Е. Иванова, Н.Ф. Лагутина. -М.: Сфера, 2012. - 128 с.

7. Михайлова-Свирская, Л.В. работа с родителями [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.

8. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014. - 384 с.

9. Попова, В.Р. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования / В.Р. Попова // Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 372-394.

10. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» [Текст] / Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.

11. Приказ № 655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С. Киселева. - М.: АРКТИ, 2016. - 96 с.

13. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2019. - 96 с.

14. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.

Педагогика

УДК 372.874

студент 2 курса магистратуры художественно-графического факультета Кайгородцев Иван Максимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения рисованию графического портера учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Акцентируется внимание на важность и необходимость не просто изображения портрета человека, а передачи образа портретируемого, его эмоционального состояния, особенностей внутреннего мира. Для формирования «обогащенного представления» об изображаемом были проанализированы некоторые приемы обучения. Были выделены как наиболее значимые следующие приемы: обсуждение особенностей графических средств выразительности, их значения и применения в рисунке; обсуждение особенностей изображения человека, передачи его внешних портретных данных и передачи его внутреннего мира, эмоциональных состояний, переживаний. В заключении говорится о важности комплексного подхода в процессе обучения. Отмечается, что он направлен на установление четких взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием. Комплексный подход играет важнейшую роль в формировании всестороннее развитой личности обучающихся. В процессе обучения рисованию портрета под ним понимается ситуация, когда одно и то же выразительное средство рассматривается как способ передачи зримых проявлений внешнего мира -человеческого лица и окружающего фона, а также как средство для отражения внутреннего мира изображаемого человека. Тема является актуальной и значимой для развития изобразительных навыков и художественных способностей обучающихся. Комплексный подход в процессе обучения и формирование «обогащенного представления» об изображаемом человеке способствует не только развитию изобразительных навыков, закреплению знаний об особенностях графического портрета, но и помогает развивать чувство уважения к другому человеку, воспитывать наблюдательность, умение анализировать. Вопросы, поднимаемые в статье, изучались многими известными исследователями в области изобразительного искусства. За основу были взяты исследования М.И. Андронниковой, Н.Н. Волкова. Были проанализированы различные аспекты обучению изображения графического портрета и рассмотрены статьи современных художников-педагогов В.А. Ваняева, Д.В. Волкова, А.В. Голосай, Л.Г. Медведевой, Ф.Х. Давидовой, Х.Я. Хаидова. Статья адресована студентам художественно-графических факультетов педагогических университетов. Также может быть полезна для учителей-предметников и читателей, интересующихся вопросами изобразительного искусства.

Ключевые слова: художественные способности; учащиеся старшего школьного возраста; образ человека; комплексный подход.

Annotation. The article discusses the features of teaching drawing graphic porter to high school students in the system of additional education. Attention is focused on the importance and necessity of not just depicting a portrait of a person, but transmitting the image of the person being portrayed, his emotional state, and features of the inner world. To form an "enriched view" of the depicted, the following teaching methods were analyzed: discussion of the features of graphic means of expression, their meaning and application in drawing; discussion of the features of the image of a person, the transmission of his external portrait data and the transmission of his inner world, emotional states, experiences. In conclusion, it is said about the importance of an integrated approach in the learning process. It is noted that it is aimed at establishing clear relationships between education, upbringing and development. An integrated approach plays a crucial role in the formation of a comprehensively developed personality of students. In the process of learning to draw a portrait, it is understood as a situation when the same expressive means is considered as a way of transmitting visible manifestations of the external world - the human face and the surrounding background, as well as as a means to reflect the inner world of the person depicted. The topic is relevant and significant for the development of visual skills and artistic abilities of students. An integrated approach in the learning process and the formation of an "enriched idea" about the person depicted contributes not only to the development of visual skills, consolidation of knowledge about the features of a graphic portrait, but also

helps to develop a sense of respect for another person, to cultivate observation, the ability to analyze. The issues raised in the article have been studied by many well-known researchers in the field of fine arts. The studies of M.I. Andronnikova and N.N. Volkov were taken as a basis. Various aspects of teaching the image of a graphic portrait were analyzed and articles by contemporary artists-teachers V.A. Vanyaev, D.V. Volkov, A.V. Golosai, L.G. Medvedeva, F.H. Davidova, H.Y. Khaidov were considered. The article is addressed to students of art and graphic faculties of pedagogical universities. It can also be useful for subject teachers and readers interested in fine arts.

Key words: artistic ability; high school students; the image of a man; portrait.

Введение. Обучения рисованию графического портера учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования является сложным и длительным процессом, который имеет очень важное значения для развития изобразительных навыков и художественных способностей детей. Большую роль в этом процессе играет необходимость обучать не просто изображению портрета человека, а при изображении стараться передать образа портретируемого, его эмоциональное состояние, особенности внутреннего мира. Для формирования «обогащенного представления» об изображаемом чаще всего используют следующие приемы обучения: обсуждение особенностей графических средств выразительности, их значения и применения в рисунке; обсуждение особенностей изображения человека, передачи его внешних портретных данных и передачи его внутреннего мира, эмоциональных состояний, переживаний.

Цель статьи рассмотрение особенностей обучения рисованию графического портрета учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Задачи:

- рассмотреть основные особенности процесса обучения рисованию портрета;

- проанализировать приемы обучения рисованию портрета;

- проанализировать значение комплексного подхода в процессе обучения.

Вопросы связанные с изображением графического портрета рассматривались известными исследователями в области изобразительного искусства М.И. Андрониковой [1], Н.Н. Волковым [4]. В настоящее время обучение изображению портрета является актуальным вопросом, что подтверждает наличие достаточно большого количество статей, посвященных этой теме. Особенности процесса обучения рассматривались в статьях современных исследователей А.В. Голосай [5] и Л.Г. Медведева [7, 8]. О значении передачи образности в портрете говорится в статье художников-педагогов Давидовой Ф.Х. и Хаидова Х.Я. [6], о роли передачи психологических характеристик в графическом портрете посвящена статья художника-педагога Д.В. Волкова [3].

Статья адресована студентам художественно-графических факультетов педагогических университетов, учителям-предметникам и читателям, интересующимся вопросами изобразительного искусства.

Изложение основного материала статьи. Изображения человека с использованием различных графических материалов появились еще до нашей эры. Хотя их нельзя назвать полноценным портретом, уже в них прослеживается основная функция такого изображения - передача не только и не столько реальных, видимых черт, сколько содержания, сути того, кем был этот человек в глазах художника - охотником, матерью и т.д.

С тех пор портретный жанр претерпел ряд значительных изменений, совершенствовались художественные инструменты и техника. У художника появилась возможность создавать более реалистичные и приближенные к оригиналу изображения. Вместе с дальнейшим развитием технологий и появлением фотографии стали также возникать споры о целесообразности художественного изображения человека в сравнении с более реалистичным изображением, которое способна дать фотография.

Однако уже в новейшей истории у теоретиков искусства появляется понимание того, в чем особенность художественного портрета, которую фотография не может заменить. Она определяется чаще всего как «образ» изображаемого человека, под которым понимается совокупность его внешности и внутренних качеств, преломленная субъективным восприятием художника [1, С. 295].

Графический портрет своем роде уникален и востребован в современном искусстве, так как позволяет создать «живое», вызывающее эмоциональный отклик изображение, невзирая на относительную простоту техники. Этот эффект достигается не только за счет используемой техники рисования, но и в результате художественного осмысления изображаемой модели, ее личностных качеств, эмоционального состояния или текущего действия и соотнесение их с доступными в графике средствами выразительности.

В отличие от других видов портретного жанра, условная простота исполнения графического портрета требует от художника комплексного понимания того, как передать зримую и эмоциональную (психологическую) составляющую модели при помощи ограниченного набора приемов. Таким образом, особенности обучения рисованию графического портрета заключаются в том, что направлены не только на формирование и закрепление основных для этого вида искусства навыков изображения (штрихование, тушевание, работа линией и пятном), но также должны способствовать развитию у ученика комплексных знаний о художественной интерпретации внутренних черт или состояний модели и отражении их в портрете при помощи графических средств выразительности.

Для портрета, как и для многих других жанров изобразительного искусства, характерно сочетание восприятия и представления художника, выражающиеся в его работе. Под восприятием здесь понимается как восприятие предмета рисования (модели), так и восприятие самого рисунка. Согласно известному исследователю, художнику-педагогу Н.Н. Волкову: «Успешное взаимодействие восприятия предмета и восприятия рисунка в процессе рисования составляет главную методическую проблему обучения рисунку. Совершенно превратна идея, будто достаточно развивать общую наблюдательность ребенка или учащегося, для того чтобы он вырос в рисунке» [4, С. 15].

Представление является более общей категорией, включающей в себя, помимо основных черт предмета, запечатленных восприятием, субъективное отношение художника к модели и своей работе, умственный анализ и другие черты окружающей действительности, в той или иной степени искажающие и/или дополняющие собирательный образ о предмете.

Представление может быть лишь отражением воспринимаемого предмета, но чаще трансформирует его восприятие. Благодаря этому, оно способно дополнять «реалистичное» восприятие предмета новыми деталями, обогащать его субъективным опытом и эмоциональным отношением и состоянием автора, что оказывает существенное влияние на его творение.

Умение сформировать подобное «обогащенное» представление о предмете является, на наш взгляд, одним из ключевых и сложнейших в освоении учениками графического портрета. Так, например, об этом пишет исследователь Медведев Л.Г.: «Именно мысленный выход за пределы воспринимаемого представляет основную трудность для начинающих художников» [7, С. 229]. Эмоциональную значимость рисунку придает четкое и полное представление об изображаемом человеке - о его

характере, особенностях, интересах и т.п. Большую роль в передаче образности играет умелое использование графических средств выразительности.

Для реализации этого аспекта обучения рисованию графического портрета могут различные приемы обучения: обсуждение особенностей графических средств выразительности, их значения и применения в рисунке; обсуждение особенностей изображения человека, передачи его внешних портретных данных и передачи его внутреннего мира, эмоциональных состояний, переживаний. Способствовать формированию «расширенного» представления у ученика в процессе работы над изображением может личное общение с моделью или выбор в качестве художественного образа знакомого ему человека, родственника или друга, в отношении которых такое представление уже естественным образом сформировано.

Также представляется эффективным упражнение по созданию графического портрета одной и той же модели в разных эмоциональных состояниях или действиях, в различных амплуа. Этот ход позволяет ученику сосредоточиться на способах передачи различий и внутренних изменений одного и того же изображаемого человека, найти художественные приемы, которые передавали бы эти изменения, не размывая идентичность оригинальному образу.

Так как не существует никаких правил, согласно которым воспринимаемый художником образ трансформируется в представление, следует всячески поощрять естественную активную познавательную деятельность учащегося в процессе создания изображения. Именно осознанное осмысление предмета лежит в основе «расширенного» представления о нем.

Осмысление и анализ ключевых, выделяющихся черт внутреннего мира портретируемого складываются из представлений художника об эмоциональной, духовной, интеллектуальной, социальной сферах жизни портретируемого и субъективным отношением к ним. В то же время, между представлением, являющимся умозрительной конструкцией, и ее отражением в итоговой работе, в портрете, всегда имеется значительный разрыв, обусловленный используемыми инструментами и мастерством художника.

При использовании графических средств для написания портрета добиться внешнего сходства помогает обобщение, выделение ключевых, наиболее характерных черт лица, мимики. В то же время, «расширенное» представление художника не должно менять эти черты, чтобы не исказить сходство с портретируемым, а лишь дополнить, обогатить его. Эту дуальность портретного образа, на наш взгляд, очень емко формулирует художник-педагог А.В. Голосай: «Отсюда вытекают и основные предпосылки для создания портретного образа, в котором отражается полнота и богатство чувственно-единичного и вместе с тем передается обобщенное представление о портретируемом» [5, С. 168].

В изобразительном искусстве есть разные способы передачи внутренних состояний, сохраняющие реализм изображения, но не все из них применимы к работам, выполненным в графике. Так, например, одной из отличительных особенностей графического портрета является его монохромность, отказ от цветности, которая, в том числе, может способствовать передаче определенного настроения, черт личности или внутреннего состояния портретируемого. Роль цветности, таким образом, в графике переходит к тонам, к соотношению светлых и темных участков изображения.

Из выше сказанного следует, что, при обучению рисованию графического портрета следует уделять внимание способам выражения субъективного представления ученика в его работе, то есть, при изучении базовых для графики умений и навыков, рассматривать также и способы выразить нематериальный аспект представления с их помощью.

Так, например, более хаотичная, неровная штриховка может способствовать передаче неспокойного, даже нервного настроения. И наоборот, преобладание темных пятен в портрете может выражать грусть, озабоченность или даже загадочность, глубину образа, в то время, как преобладание света - эстетическую легкость и непринужденность, открытость характера. Характер линий, их нажатие и толщина также могут служить той или иной художественной задаче, например, более резкие, отрывистые линии могут подчеркивать суровость, мужественность, твердость образа, тонкие - подчеркивать изящество, неуловимость. В то же время, правильное сочетание различных стилистических приемов позволяет выразить и более сложные эмоции и черты характера. Например, портрет с преобладанием темных пятен в сочетании с тонкими непрерывными линиями может символизировать покой, умиротворение и т.п.

Разумеется, это лишь примеры, позволяющие понять вариативность использования подобных приемов и нельзя однозначно утверждать, что использование того или иного приема непременно приведет к созданию соответствующего настроения непосредственно в конкретном портрете. Конечный результат от схожих приемов будет индивидуален для каждой работы, поэтому нет никакого смысла концентрироваться на каждом из них отдельно.

Следовательно, для педагогического процесса важен именно диалог с учеником на эту тему в ходе его работы. Осознание важности незначительных деталей, особенностей техники и выразительных средств в работе над графическим портретом, осознанное их применение в ходе выполнения рисунка, может способствовать формированию и развитию умения выражать свои представления и переживания и «оживлять» изображение.

На практике это означает, что при обсуждении эскизов, работ, преподаватель может попросить ученика рассказать о том, какие художественные приемы он использовал, почему он выбрал именно их, что с их помощью хотел выразить или передать.

Дальнейшее развитие умения рисовать графические портреты у ученика может включать в себя быстрые наброски, эскизы, в которых перед ним ставится задача выразить противоречивые, сложные и неоднозначные стороны внутреннего мира портретируемого. Задачи, для достижения которых недостаточно просто использовать приемы, соответствующие одному настроению и мысли, могут способствовать дальнейшему творческому росту ученика, формировать у него понимание того, как различные приемы, которые он уже использовал, могут взаимодействовать. Например, передать в одном изображении внутреннюю силу портретируемого и охватившее его сомнение или неуверенность в сочетании с надеждой и т.п.

Подобные упражнения не только развивают навыки образного мышления и сокращают разрыв между представлением и его реализацией на бумаге, но также могут способствовать формированию особенностей индивидуального стиля автора.

Еще одной из значимых особенностей графического портрета является потребность в точности исполнения базовых приемов для формирования цельного изображения, передачи сходства с оригиналом и возможности художника сосредоточиться на своем видении, представлении модели, а не о методах изображения. Подобное возможно лишь при значительном объеме практики, в особенности, владения базовыми навыками рисования.

Поэтому само собой разумеется, что на всем протяжении обучения рисованию графических портретов необходимо повторение основных, фундаментальных навыков графики - работы с линией, штриховкой, точкой, пятном, тоном. При этом перед задачами, направленными на раскрытие субъективного образа при помощи базовых выразительных средств графики, представляется целесообразным не только повторять упражнения на исполнение подобных приемов, но и модифицировать их в соответствии с конкретным образом, который собирается передать ученик в своей работе.

Выводы. В заключение следует сказать, что методическая основа обучения рисованию графического портрета заключается в комплексном подходе, когда одно и то же выразительное средство рассматривается как способ передачи зримых проявлений внешнего мира - человеческого лица и окружающего фона, но, в то же время, является и

смыслообразующим для понимания внутреннего мира изображаемого человека. Линия контура лица способна не только передать сходство изображения с оригиналом, но и рассказать зрителю об изображенном человеке.

Особенности графического портрета такие, как ограниченный набор художественных инструментов и выразительных средств, монохромность, сосредоточение на форме и смысловом содержании портретного изображения, создают предпосылки для возникновения соответственных с ними особенностей в обучении рисованию графического портрета. Кроме того, именно ограничение инструментария в ходе обучения данному виду изобразительного искусства позволяет ученику сосредоточиться на решении конкретных творческих задач и способствует формированию умений донести свой замысел при помощи незначительных стилистических особенностей и деталей.

Литература:

1. Андроникова, М.И. Об искусстве портрета / М.И. Андроникова. - М.: Искусство, 1975. - 326 с.

2. Ваняев, В.А. Методико-технологические рекомендации для студентов и слушателей подготовительных отделений по овладению техникой мягких графических материалов в процессе обучения академическому рисунку: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплинам «Академический рисунок», «Рисунок» / Сост.: В.А. Ваняев. - М.: Моск. гос. строит.ун-та, 2020. - 71 с.

3. Волков, Д.В. Исследование передачи психологических особенностей личности средствами портретной графики / Д.В. Волков // Проблемы современного образования. - 2018. - № 4. - С. 69-83.

4. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - М: Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.

5. Голосай, А.В. Научно-теоретические основы развития профессиональных умений рисования портрета / А.В. Голосай // Омский научный вестник. - 2015. - №136. - С. 167-170.

6. Давидова, Ф.Х., Хаидов, Х.Я. Образность в портретной графике / Давидова Ф.Х., Хаидов Х.Я. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2017 № 8(82). - C. 74-77.

7. Медведев, Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования / Л.Г. Медведев. - Омск: Наука, 2008. - 289 с.

8. Медведев, Л.Г. Развитие профессиональных умений рисования портрета / Л.Г. Медведев, А.В. Голосай // Омский научный вестник. - 2012. - № 2. - С. 229-230

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Ирина Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТНОГО

ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Современный учебный процесс характеризуется наличием разнообразных методов и форм организации обучения, которые успешно применяются и продолжают совершенствоваться. К концу XX в. начались реальные исследования эффективности различных форм обучения, включая проектное. В них был собран огромный методический и методологический материал. В статье приводится анализ теоретических основ внедрения педагогических технологий, определяется сущность форм обучения в педагогической и философской науке. Подробно охарактеризована каждая из форм обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Определено место проектного обучения в процессе эволюции форм его организации. Выделен круг должностных обязанностей учителя начальной школы. Кроме того, сделан вывод, что увеличением количества обучающихся и учебных заведений, появилась потребность и возможность в учете возрастных и интеллектуальных навыков, в результате чего сформировалась определенная возможность в объединении обучающихся в группы с целью осуществления проекта, чему способствовали главные идеи проектной деятельности.

Ключевые слова: обучение, начальная школа, эволюция, проектное обучение, обучающиеся, учитель, формы обучения, педагогические технологии.

Annotation. The modern educational process is characterized by the presence of various methods and forms of training organization, which are successfully applied and continue to be improved. By the end of the XX century, real research began on the effectiveness of various forms of education, including project-based. A huge amount of methodological and methodological material was collected in them. The article provides an analysis of the theoretical foundations of the introduction of pedagogical technologies, defines the essence of forms of education in pedagogical and philosophical science. Each of the forms of training is described in detail: individual, pair, group, collective. The place of project-based learning in the process of evolution of its organization forms is determined. The range of job responsibilities of an elementary school teacher is highlighted. In addition, it was concluded that by increasing the number of students and educational institutions, there was a need and an opportunity to take into account age and intellectual skills, as a result of which a certain opportunity was formed in uniting students into groups for the purpose of implementing the project, which was facilitated by the main ideas of project activity.

Key words: education, primary school, evolution, project training, students, teacher, forms of education, pedagogical technologies.

Введение. Развитие педагогики как науки и как практической деятельности необходимо исследовать в процессе исторического развития. Современный учебный процесс характеризуется наличием разнообразных методов и форм организации обучения, которые успешно применяются и продолжают совершенствоваться.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день, проект можно считать одной из главных форм обучения, которая призвана решать проблемы, возникающие в системе образования, и нацелена на их практическое разрешение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.