УДК 378.147:741
А. В. ГОЛОСАИ
Нижневартовский государственный университет
научно-теоретические основы развития профессиональных
умений рисования портрета
В статье раскрывается проблема развития профессиональных умений и навыков в учебном рисунке, в частности, процесс изображения портрета и передачи зрительного образа, изображаемой натуры. Публикация рассматривает научно-методические аспекты подготовки специалистов в высших учебных заведениях художественного профиля.
Ключевые слова: портрет, образ, пространство, форма, выразительность, пропорции.
Постижение портретного образа человека требует достаточно высокого уровня осмысления приобретенных умений и навыков рисования и нахождения выразительных средств изображения, соответствующих новому содержанию образных задач. Все это требует теоретического обоснования методики обучения профессиональному рисованию портрета с учетом выявленных пробелов в сфере образования пространственных представлений о сложных пластических взаимодействиях объемных форм, а также о гармоничности эмоционально-образных технико-аналитических начал в профессиональном рисовании.
Еще в тридцатые годы прошлого века известный советский график П. Я. Павлинов сформулировал психологические особенности процесса рисования, который состоит из нескольких этапов: рассматривания предмета, образования в сознании образа этого предмета, придумывания изобразительной формы этого представления и реализации ее техническими средствами на бумаге. Соответственно этому возможны следующие виды ошибок: ошибки ясного представления качества изобразительной поверхности, ошибки рассматривания предмета и образования представления, ошибки технического овладения средствами изображения [1].
Этот тезис нашел свое дальнейшее развитие у Н. Э. Радлова. В частности, он считал, что, воспринимая трехмерный объемный предмет для рисования на двухмерной плоскости листа бумаги, у художника есть выбор.
1. Мысленно воспринимать натуру как уже расположенной на плоскости, т. е. лишив ее пространственной глубины, и сравнивать тогда эту воображаемую плоскость с фактической плоскостью рисунка.
2. Мысленно представлять нарисованное на бумаге как бы существующим в пространстве, имеющим глубину и рельеф, и, таким образом, сравниваем воображаемое пространственное построение с объективно-пространственной натурой. «Общим признаком в первом случае была плоскость, во втором — пространственность, трехмерность этих двух сличаемых объектов» [2, с. 8]. В целом, автор рассматривает два способа рисования — плоскостное и объемное.
В научных трудах замечательного художника и авторитетного ученого в области изобразительного искусства Н. Н. Волкова теоретически обоснованы
три принципиальных положения о процессе рисования с натуры:
1) в процесс рисования входит не только восприятие модели, но и восприятие рисунка;
2) развитое восприятие рисунка особенно важно для создания реалистического рисунка, важно по смыслу реалистического рисунка;
3)восприятие предмета и восприятие рисунка различны по своей природе, и поэтому нельзя ни восприятие предмета подменять восприятием рисунка, ни восприятие рисунка подменять восприятием предмета. Такая подмена гибельна и для общей теории восприятия, и для практики обучения рисунку» [3, с. 35].
Портретный образ рождается через убедительный показ обобщенных, но совершенно конкретных деталей, где единичное передается во всей сложности, многогранности и подчиненности образному замыслу портретной композиции. Для правдивого портретного образа важен не только портретируемый сам по себе, но и то, насколько он способен удовлетворить потребности художника, в том числе и эстетические. Поэтому портретный образ включает в себя эстетическую оценку, логическое построение, научный расчет, воображение, обобщение.
Обобщение в рисовании представляет собой динамический процесс, складывающийся первоначально в ощущении, восприятии, представлении, воображении. В качестве непосредственного материала для формирования обобщения выступают различные уровни сравнения, сопоставления, типизации явлений действительности, самих изобразительных действий, а также графического материала.
Известно, что любая модель используется для получения таких данных об оригинале, которые либо затруднительно, либо невозможно получить путем непосредственного восприятия натуры. Для того чтобы мысленная модель могла выполнить эту задачу, она должна быть не только сходной с оригиналом, но и отличной от него. Именно первоначальный замысел и отвечает этим требованиям, поэтому формирование пространственного представления у студентов следует рассматривать и как одну из первостепенных целей обучения, и как собственно средство обучения.
Система развивающего обучения включает создание определенного эмоционального настроя с помощью использования наглядных и технических
средств. Важным стимулом изобразительной деятельности рисующих является прямая и косвенная подсказка, которая по своему содержанию может излагаться в форме теоретического знания или указания на конкретные способы изобразительных действий.
В процессе рисования портрета познаются зрительные образы изображаемых людей, расширяется представление о предстоящих изобразительных действиях. Изображая конкретных людей, рисующие переходят к обобщенным представлениям о пространственном строении головы в целом, познают изобразительные и выразительные возможности различных графических материалов, постигают эстетическую ценность диалектического взаимодействия содержания и формы.
Далее встает вопрос о формировании «расширенного» видения студентов, что достигается, например, при использовании в процессе рисования с натуры художественно-образных сопоставлений, сравнений, которые, обладая эмоционально-образными особенностями познавательной деятельности, стимулируют целесообразную деятельность художника.
Известно, что образное сопоставление в процессе формирования замысла обусловливает динамику сопоставляемых элементов, определяет выразительность самого результата сопоставления — становящегося портретного образа. Его собственное направление предполагает движение от сопоставления внешнего качества натуры, явления к внутреннему. В любом сопоставлении предполагается выявление нового представления о портретируемом, его качеств. При этом с развитием восприятия характер ассоциативных сравнений становится более индивидуальным, более утонченным — ясно прочитывающиеся внешние сопоставления качественно переходят во внутренние, психологические. Чем более широким, богатым и многообразным становится отражение индивидуальных качеств портретируемого, тем больше возможностей для выражения оценочного отношения о нем. Отсюда вытекают и основные предпосылки для создания портретного образа, в котором отражается полнота и богатство чувственно-единичного и вместе с тем передается обобщенное представление о портретируемом.
Художественно-образное познание — это особое, творческое познание, когда через изменения, экспериментирование раскрываются сущность и потенциальные возможности натуры. Такое познание характеризуется целенаправленным восприятием натуры, включением поисковой активности и использованием результатов анализа. При этом оно является воплощением специфических изобразительных знаний, умений, навыков, всей творческой деятельности художника, базирующихся на знании научных законов и накопленного изобразительного опыта в портретном искусстве. Для художественно-образного познания в учебном рисовании портрета характерны несколько фаз развития.
Первая, подготовительная фаза направлена на формирование эмоционально-образного восприятия. Художнику необходимо видеть модель через условный язык изобразительного искусства, что позволяет сформировать представления, необходимые для формирования художественного замысла. Это требует особого восприятия, обусловленного конкретной изобразительной задачей и общими закономерностями творческого процесса. Здесь акцентируются художественно-образное восприятие, специальные умения и навыки, а также технические возможности художественных материалов.
Во второй, поисковой фазе установление и образование связей происходит на основе образного осмысления и формирования представления. В отличие от аналитического мышления, направленного на познание объективных закономерных связей, образное осмысление направлено на изменение, преобразование и создание новой, более эмоциональной реальности. Такое мышление базируется на познании и эмоциональной оценке, образуя своеобразный синтез эмоциональных и рациональных начал, интегрирующих работу всех психических и мыслительных процессов в их гармоничном взаимодействии.
В третьей, исполнительной фазе художник определяет в объекте изображения не привычную схему, а индивидуальные возможности раскрытия личностного представления о материальном воплощении умозрительного образа графическими средствами. Рассматривает различные стороны модели, анализирует выразительные качества с позиции их технического воплощения. При этом владение графическим материалом и техникой не только ограничивает восприятие, но и значительно влияет на его характер уже с новых позиций. Художник формирует умозрительный образ исходя из своих возможностей и понимания процесса технического воплощения в конкретном материале. Поэтому проблема переосмысления художниками натурной постановки и перевода ее в область представлений является достаточно сложной.
Формирование представления, достаточного для изображения, включает одновременное развитие таких качеств мыслительного процесса, как широта ассоциативного ряда, нестандартность сопоставляемых единиц, последовательность и целостность восприятия, которые развиваются в том случае, если они включают в себя конкретные способы достижения конечных результатов. В начале работы над портретом, решая задачу выбора точки зрения на модель, художник сопровождает этот этап работы кратковременными набросками и зарисовками, способствующими композиционному решению, а также выявлению пластической характеристики изображаемого.
На этом этапе рисующий еще не имеет дело с собственно аналитическими основами изображения, такими как анатомия, перспектива и т. д., однако представление о натуре и будущем портрете формируется самым активным способом. Все составные элементы композиции (ритм, равновесие, характер и выразительность силуэта, тонового пятна) в конечном итоге подчиняются решению становящегося образа. Художники-практики утверждают, что при работе с натуры надо уметь предвидеть, т. е. предварительно уже знать то, что ты должен увидеть в натуре, тогда увидишь в ней самое главное (П. И. Павлинов).
Как показывают исследования Е. И. Игнатьева по психологии изобразительной деятельности, представление о модели, полученное при ее восприятии, оказывается недостаточно полным без фиксации адекватного образа на изобразительной плоскости [4]. Поэтому становление зрительного образа происходит во взаимодействии с анализом художественных материалов и выбором композиционных форм его реализации на изобразительной плоскости, что представляет собой постепенное приближение к познанию образной сущности изображаемой модели.
Богатство образа модели определяется богатством ощущений, получаемых от его восприятия, и анализа
всей изобразительной системы. Н. Н. Волков установил, что модель, изображенная на листе бумаги, сама не действует на наш взгляд, действует именно изображение модели, т. е. линии и тоновые пятна. Именно поэтому восприятие объема и пространства в работе не может опираться лишь на предметный опыт, ибо образ изображаемой натуры базируется не на полной совокупности ощущений. В связи с этим процесс восприятия должен корректироваться в соответствии с законами изобразительного, графического языка, суть которого заключается в его условности [3]. Таким образом, материализованный образ строится на основе знакового восприятия натуры, эта условность направляет реакцию художника на выявление тоновых характеристик портретируемого для последующего выражения впечатления графическим языком.
Итак, весь процесс учебного рисования портрета слагается из двух взаимосвязанных сторон: формирования художественно-образного представления о сущностных характеристиках портретируемого и развития технико-аналитической грамоты.
Отсюда следует, что, воспринимая сложный образ человека как объект для изображения, художник мысленно упрощает себе «технический» процесс реализации этого образа в материале, вследствие чего у него сохраняется необходимый запас активности для работы над образной характеристикой модели.
Прежде всего, в учебных постановках студенту необходимо видеть смысл композиционной составляющей, в него могут быть включены: задачи постановки, композиционные варианты, ритмический порядок, пластическое решение и т.д. Импульсом к пониманию логики рисования, а также его осмысленного освоения является словесный анализ объекта изображения, а также четкая установка преподавателя. Это вызывает у студентов определенную мысль, идею решения, получающую затем умозрительную характеристику в представлении.
Далее замысел-представление, эстетически оцени-ваясь, оформляется в художественно-конкретную форму. Здесь существенную роль играет выбор материала, сочетание разнообразных графических средств с разнообразием приемов изображения в зависимости от конкретных задач рисования, что предполагает выявление в натуре главного, существенного, характерного. Такой анализ вызывает потребность определенной логической последовательности в учебном рисовании, когда четко представляются общие пропорциональные и тоновые отношения, средства выражения, основные этапы работы. Однако это не исключает в практической работе непосредственно на формате некоторых изменений умозрительных представлений, поскольку «технические» особенности рисования вносят в него свои коррективы.
Несмотря на это, в основе создания портретного образа лежит взаимодействие восприятия модели и восприятия становящегося изображения на листе бумаги, а также соответственно взаимодействие представления о натуре (задаче изображения) с представлением о хорошем рисунке (Н. Н. Волков). Основная задача рисования в каждой учебной постановке будет заключаться в том, чтобы в процессе реализации сформированного представления «открывать» соответствующие ему приемы и методы, способствующие решению поставленной задачи. При этом важно определить меру сложности художественных и технико-аналитических элементов в каждой учебной постановке, обеспечивающих макси-
мальную активность студентов в овладении изобразительной грамотой. Грамотность академического рисунка определяется не только знанием определенных законов, техники изображения, но также и выразительностью рисунка, что предполагает, прежде всего, обобщенное эстетическое представление о модели. Следовательно, процесс рисования портрета включает в себя не только познание технико-аналитических закономерностей, но, прежде всего, формирование у студентов достаточно полного представления как о модели, так и о наиболее целесообразных изобразительных действиях.
В процессе рисования портрета технико-аналитическая сторона изображения рассматривается как необходимое средство для выражения оценочного представления о портретируемом. Именно в творческом процессе художник сознательно преодолевает трудности, связанные с недостаточными техническими умениями. Возможности приобретения изобразительной грамоты здесь значительно расширяются, важно только обеспечить этот процесс проблемными ситуациями познавательного характера, т. е. ситуациями, когда художнику предоставляется возможность стать «сооткрывателем истины» путем собственных умозаключений.
Профессиональные умения рисования предполагают не только последовательное восприятие модели для рисования, образование подвижных пространственных представлений, но и формирование умений и навыков, а также последовательных изобразительных действий. Все зрительные оценки, мыслительные операции, пространственные представления воплощаются в рисунке посредством конкретных изобразительных действий художника, посредством конкретных технических умений и навыков рисования. Именно посредством технических средств рисования художник передает тончайшую нюансировку эмоционального и образного содержания модели. В этом процессе наблюдается взаимодействие пространственных представлений о модели с возможностями материализации этих представлений в процессе практического рисования.
Следует подчеркнуть, что рисование головы человека начинается с поиска композиционных решений, выявления наиболее выразительной точки зрения, наиболее полно раскрывающей характер портретируемого.
В этом процессе действуют все основные закономерности композиции и прежде всего — «контрасты». Как известно, любой элемент рисунка (линия, тень, форма, величина, фактура и др.) имеет противоположные стороны и взаимодействует с ними: линии горизонтальные с вертикальными, тень со светом, объем — с пространственной паузой (плоскостью). В рисунке особо выделяется тоновой контраст, когда на светлом фоне темное пятно смотрится еще темнее и наоборот. Тональные отношения рассматриваются нами как отдельное художественное средство, но одновременно они являются и композиционным элементом.
В академическом рисунке акцентами являются изображения объемности отдельных частей. Эти элементы или части рисунка с акцентом какого-либо качества, например объемности, как бы объединяют вокруг себя элементы с относительно слабым выражением этого качества по убывающей к периферии рисунка и, наоборот, нарастающей к акценту.
Кроме этого, необходимым фактором успешного развития профессиональных умений рисования являются адекватные педагогические условия, спо-
собствующие наиболее благоприятному освоению всех изобразительных компетенций. Педагогические условия определяются конкретной педагогической системой, конкретной организационно-педагогической формой, в которой эти условия будут целенаправленно создаваться. В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются применительно к мотивации творческой самореализации художника.
Важнейшим педагогическим условием успешного развития профессиональных умений является мотивация к обучению, т. е. у студентов необходимо активизировать внутренние побуждения к обучению. Работа в этом направлении определяется взаимодействием систем воспитания и обучения и применяется во всех формах изобразительной деятельности.
Результаты учебной деятельности могут представлять двоякую ценность: как собственная конечная цель деятельности и как средство удовлетворения личных утилитарных и нравственных потребностей. Известно, что качественные изменения личности становятся реальными тогда, когда переход от направленных действий к самостоятельным осуществляется последовательно, когда непосредственная помощь педагога со временем становится более обобщенной, менее детализированной, когда знания, умения и навыки успешно применяются в новых условиях, не сходных с хорошо известными ранее
или вообще отличными от прежних (Т. С. Костюк, Н. А. Менчинская) [5, с. 119].
Библиографический список
1. Павлинов, П. Я. Графическая грамота / П. Я. Павлинов. — 2-е изд. — М. : Учпедгиз, 1953. — 86 с.
2. Психологические исследования представлений и воображения / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. — М. : Академия пед. наук РСФСР, 1956. — 248 с. — (Труды Института психологии).
3. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - М. : Академия пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с.
4. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения / Е. И. Игнатьев // Известия АПН РСФСР. - 1956. - Вып. 76. - С. 3-17.
5. Костюк, Т. С. Избранные педагогические труды / Т. С. Костюк. - М. : Наука, 1988. - 385 с.
6. Голосай, А. В. Развитие профессиональных умений рисования портрета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : защищена 29.11.13 : утв. 19.05.14. / А. В. Голосай. - М., 2014. - 136 с.
ГОЛОСАЙ Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства.
Адрес для переписки: al3745@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.02.2015 г. © А. В. Голосай
Книжная полка
Современные методы преподавания для студентов инженерных направлений : моногр. / А. М. Бабичев [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Долининой. - Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2014. -179 с. - ISBN 978-5-7433-2680-8.
Монография содержит обзор современных методов преподавания в высших учебных заведениях для студентов технического (инженерного) профиля. Проанализированы современные подходы к электронному обучению (e-learning), описаны возможности повышения эффективности преподавания сложных технических дисциплин с помощью организации удаленных лабораторных работ. Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий для преподавания дисциплин в рамках магистерской подготовки по мехатронике. Книга обобщает опыт, полученный в рамках выполнения проекта TEMPUS. Проект финансируется при поддержке Европейской комиссии. Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейской комиссии. Издание предназначено для руководителей образовательного процесса технических университетов, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов.
Бахмутский, А. Е. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Е. Бах-мутский, Н. А. Вершинина, Е. Н. Глубокова. - СПб. : Питер, 2013. - 304. - ISBN 978-5-49600028-4.
Данный учебник написан авторским коллективом кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством доктора педагогических наук, профессора А. П. Тряпицыной. В нем раскрыты основные разделы базовой дисциплины «Педагогика», состоящей из следующих курсов: «История педагогической мысли и образования», «Педагогика школы», «Решение профессиональных задач». В книге дается исчерпывающая информация по основным категориям педагогики: обучению, воспитанию, образованию. Учебник «Педагогика», предназначенный для студентов бакалавриата, полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, в разработке которого принимали участие авторы этого учебника. Допущено учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебника по направлению 050100 «Педагогическое образование».