Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК / КОМПОЗИЦИОННЫЙ НАВЫК / ГРАФИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ / МЕТОДЫ / ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамова Татьяна Александровна, Серяков Алексей Витальевич

В данной статье рассмотрены проблемы формирования композиционных навыков студентов художественного вуза средствами графического пейзажа. Автор проводит исследование по использованию композиционных приемов (передачи пропорций изображаемых объектов в пределах заданного формата, гармоничного использование тона, уравновешенности частей через композиционное построение, правильность перспективы, коллажирование и др.), методов («от частного к общему», «от простого к сложному», «анализ произведений» «эскизирование» будущей композиции пейзажа с заданными плановости, тона и композиции основных обязательных средств и т.д.), для использования в профессиональной подготовке студентов творческих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамова Татьяна Александровна, Серяков Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPOSITIONAL SKILLS OF ART UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF GRAPHIC LANDSCAPE

This article deals with the problems of formation of compositional skills of art University students by means of graphic landscape. The author conducts research on the use of compositional techniques (transfer of proportions of depicted objects within a given format, harmonious use of tone, balance of parts through compositional construction, correct perspective, collaging, etc.), methods ("from particular to General", "from simple to complex", "analysis of works", "sketching" of the future landscape composition with the given planning, tone and composition of the main mandatory means, etc.), for use in professional training of students of creative directions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА»

Таблица 4

Уровень сформированности поликультурной компетентности студентов на контрольном этапе

Уровни Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ 38% 37% 25%

КГ 22% 48% 30%

Статистический анализ и обработка полученных результатов показали, что формирование поликультурной компетентности будущих педагогов, на основе разработанной программы, более эффективно и динамично, чем при традиционном подходе.

Литература:

1. Гущина Н.А. Ценностное самоопределение студентов магистратуры в аксиосфере интернета / В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2019. С. 32-36

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

3. Колобова Л.В. Некоторые аспекты поликультурного образования / Л.В. Колобова. - Вестник ОГУ. -№2 (121). - 2011. С. 188-191.

4. Прокофьева О.Н. Использование историко-биографических знаний в развиии профессионально значимых качеств будущего педагога: ценностный подход. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 422.

5. URL: http: // fgosvo .ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения 27.01.2021).

Педагогика

УДК 730

старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Серяков Алексей Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования композиционных навыков студентов художественного вуза средствами графического пейзажа. Автор проводит исследование по использованию композиционных приемов (передачи пропорций изображаемых объектов в пределах заданного формата, гармоничного использование тона, уравновешенности частей через композиционное построение, правильность перспективы, коллажирование и др.), методов («от частного к общему», «от простого к сложному», «анализ произведений» «эскизирование» будущей композиции пейзажа с заданными плановости, тона и композиции основных обязательных средств и т.д.), для использования в профессиональной подготовке студентов творческих направлений.

Ключевые слова: навык, композиционный навык, графический пейзаж, композиционный прием, методы, основы композиции.

Annotation. This article deals with the problems of formation of compositional skills of art University students by means of graphic landscape. The author conducts research on the use of compositional techniques (transfer of proportions of depicted objects within a given format, harmonious use of tone, balance of parts through compositional construction, correct perspective, collaging, etc.), methods ("from particular to General", "from simple to complex", "analysis of works", "sketching" of the future landscape composition with the given planning, tone and composition of the main mandatory means, etc.), for use in professional training of students of creative directions.

Keywords: skill, compositional skill, graphic landscape, compositional technique, methods, basics of composition.

Введение. На современном этапе развития российского образования, происходят глобальные изменения и в области художественного образования. В сложившихся социокультурных, экономических условиях происходят перманентные поиски новых образовательных парадигм, способствующих формированию компетенций будущих профессионалов в различных направлениях художественной культуры, формированию профессиональных компетенций.

Решением данной проблемы, в ходе диссертационных исследований, занимались специалисты различных направлений науки психологии и педагогики.

Так, например, Ягупова Т.А. кандидат педагогических наук, считает, что профессиональная подготовка бакалавров возможно при условии качественного улучшения содержания, форм и методов обучения в вузе [1].

А, другой исследователь Городецкая С.В. считает, что одной из важнейших проблем формирования профессиональных навыков студентов художественного вуза, является изучение, понимание и осознание ценностей художественной культуры [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования профессиональных навыков не нова.

Так, проблемой развития навыков вообще, занимались многие отечественные психологи. Среди них можно выделить таких ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, В.С. Кузин и др.

С.Л. Рубинштейн подразумевает под навыками «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения [3].

Так, Л.С. Выготский утверждает, что «Навыки - это то, что человек может делать, не затрачивая внимания» [4].

Навыки, считал В.С. Кузин, это сформированные в результате упражнений способы действия [5].

Как видим, в науке сформировалось определенные научные познания в плане раскрытия понятия «навык», которые, прежде всего, связаны с определённым родом деятельности, в нашем исследовании мы будем рассматривать профессиональную художественно - творческую деятельность в образовательном процессе вуза. Известно, что профессиональная подготовка студентов художественного вуза не представляется без знаний композиции.

Таким образом, проанализированная научная литература, показала, что основные положения преподавания «Композиции» в художественном вузе, по законам искусства изложены в педагогических концепциях Е.В. Шорохова [6], [7], Н.Н. Ростовцева [8] и др.

В работах вышеуказанных авторов формированию у студентов художественного вуза композиционных навыков уделяется особое внимание, так как любое художественное произведение, изобразительного или дизайнерского искусства, строится по законам композиции, где расположение и связь частей изображаемого, обусловлено идей, замыслом, определенной функцией изделия, отвечающему эстетическим ожиданиям зрителя, заказчика, потребителя.

На протяжении многих веков теоретические и практические основы композиции в изобразительном искусстве были в центре внимания художников.

Так, например русский живописец В.И. Суриков считал, что основой любого творческого произведения является композиция. "Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который только чутьем можно угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию" [9].

По мнению автора учебного пособия, «Психология живописи» Кузина В.С композиционные навыки формируются при выполнении упражнений, показатели которых действия, доведенные до автоматизма. При систематическом выполнении упражнений по построению композиции студенты обучаются важным художественным навыкам [10].

Существует огромное количество мнений о необходимости обучения законам композиции. Представители реалистического направления, такие художники, как И.Е. Репин, В.А. Серов и другие, уделяли большое внимание построению композиции.

Известный советский художник и теоретик методики обучения Н.Н Волков считает композицию «замкнутой структурой с фиксированными элементами, которая связана единством смысла». Цель, формообразующий принцип композиции - смысл [11].

По его утверждению композиция, как расположение частей целого и их состав, должна включать в себя следующие необходимые условия: первое заключается в том, что без ущерба для цельной картины не может быть убрана или заменена ни одна её часть.

Из этого следует, что любое произведение изобразительного искусства строится по правилам композиции при использовании композиционных приемов, с помощью которого автор воплощает идею и замысел в художественную форму.

Именно при определении понятия композиции возникает её основной закон, который необходимо соблюдать для того, чтобы воспринимать художественную работу как неделимое и единое целое. На основе этого выделяем то, что именно не разделение всех частей изображения - основная черта этого закона. Необходимость взаимосвязи и согласованности каждого элемента изображения также немаловажная черта этого закона. Закон целостности является главным условием построения гармоничной композиции, который коррелирует со всеми остальными законами, в той или иной степени объединяя их в себе. Так, закон подчиненности идейному замыслу имеет в своей основе закон целостности, но дополняет его условием организации всех частей произведения посредством их подчинения идейному содержанию.

Исходя из всего вышесказанного, можно композицию определить, как организационную составляющую, благодаря которой картина получается целой, а элементы изображения соподчиняются друг другу, также композиция требует конкретного и четкого изображения элементов в совокупности и передаёт замысел художника.

Таким образом, в отечественной педагогике художественного образования накоплен ценный методический опыт, направленный на развитие композиционных навыков у обучающихся, этот опыт можно использовать в практике работы со студентами на начальном этапе обучения, в процессе подготовке на занятиях дисциплин профессионального цикла.

Рассмотрим опыт российских педагогов работающих в художественных вузах. Так, например, в практике работы педагога-художника В.И. Лесняка по изучению основ композиции обучение строится на основе общеизвестных методов: «от частного к общему», «от простого к сложному», «анализ произведений» и др. При этом в ходе анализа произведений проводится различные типы анализа, способствующие раскрытию содержания, композиционного построения, структуры организации формы [12].

В методике работы О.В. Чернышева в работе со студентами-дизайнерами используются методы «от общего к частному» и «от сложного к простому», которые направлены на целостное композиционное построение комплексно. Методика практической работы строится на принципе проблемно-методологического подхода и системно-деятельностной ориентации художественно-проектного творчества [12].

Следовательно, из опыта работы по освоению основ композиции со студентами художественных вузов становится очевидным. Рассмотрим методику формирования композиционных навыков студентов художественного вуза на примере выполнения графического пейзажа, в ходе которого необходимо уделить внимание изучению возможностей графики, её выразительным средствам, таких как линия, пятно, в изображении пейзажа контраст передача плановости, перспективы.

Для того чтобы передать графический пейзаж, а также для передачи пространственных отношений объектов, светотени важно использовать основные средства изображения графики: линия, штрих, точка и пятно, фактура.

Изображением пейзажа графическими материалами занимались многие художники. И.И. Шишкин и Рембрандт Харменс Ван Рейн, И.Н. Павлов и др.

Анализ графических пейзажей, позволяет понять, как были исполнены эти и другие произведения с точки зрения техник, графических приемов.

В методике выполнения композиционного построения графического пейзажа, на наш взгляд, более приемлема методика работы «от общего к частного» и «от простого к сложному». Для выявления уровня сформированности композиционных навыков в ходе выполнения графического пейзажа, нам следует уточнить определение понятия «навыки композиционного построения графического пейзажа», которое видится как овладение приемами художественно-изобразительной деятельности, основанное на выразительных средствах графики в соответствии с законами композиции и для передачи воздушно-пространственных отношений в процессе построения графического пейзажа путём повторения композиционных приемов.

Таким образом, процесс формирования композиционных навыков средствами графического пейзажа зависит от стиля выполнения графического пейзажа, правильного видения композиционного построения. Обучение графическому искусству учит использовать всего два тона: тёмный и светлый, при этом грамотно распределять тона, штриховку, пятна линии, фактуру, для полного построения композиционного изображения. Поддержание интереса обучающихся связано, в основном, с использованием различных инструментов для построения пейзажа, композиционных приемов, основных обязательных средств.

Так, например, использование передачи пропорций изображаемых объектов в пределах заданного формата, как композиционного приема. Данный прием показывает, что пропорции каждого изображаемого объекта в композиции, должны соблюдаться в пределах выбранного формата. При удалении вглубь картины объекты должны становиться меньше и, наоборот, при изображении объектов на первом плане должны быть соблюдены их размеры.

Одним из важных этапов работы является сбор материала, анализ произведений художников-графиков, работающих в жанре графического пейзажа, выполнение зарисовок, этюдов. В процессе композиционного построения можно выделить следующие действия: проанализировать передаваемые объекты в композиции в совокупности и отдельно; исключить или включить объекты; ввести контрасты и акценты, выделить главное и подчинить его второстепенному, как общему замыслу произведения.

Одной из проблем в изображении графического пейзажа студентами первых курсов является передача плановости, тона в рисунке. Для решения этих проблем, можно использовать прием коллажирования из бумаги ахроматических оттенков, что позволит получить эскиз будущей композиции пейзажа с заданными плановости, тона и композиции.

При правильном выполнении всех перечисленных действий можно понять передаваемый художником смысл и суть изображения, донести все внутренние мотивы по созданию картины, которая в завершающем этапе будет правильно структурирована.

Таким образом, становится очевидным необходимость формирования композиционных навыков студентов начальных курсов художественного вуза, как одного из важных средств изображения и познания действительности средствами графического пейзажа.

Однако, проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что недостаточно современных методических публикаций рассматривающих проблему формирования навыков композиционного построения в процессе выполнения графического пейзажа.

Выводы. Таким образом, процесс формирования композиционных навыков в ходе выполнения графического пейзажа студентами художественного вуза, предполагает использование методику различных инструментов для построения пейзажа, композиционных приемов (передачи пропорций изображаемых объектов в пределах заданного формата, гармоничного использование тона, уравновешенности частей через композиционное построение, правильность перспективы, коллажирование и др.), методов («от общего к частному» и «от частного к общему», «от простого к сложному», «анализ произведений» «эскизирование» будущей композиции пейзажа с заданными плановости, тона и композиции основных обязательных средств и т.д.) Композиционные навыки помогают студенту-художнику формировать и передавать в своём произведении личное творческое видение, правильно его выражать, соблюдая все законы композиционного построения, а также являются основой творческой деятельности, помогают передавать и понимать смысл изображения и его мотивы, которые художник пытается донести до зрителей.

Литература:

1. Ягупова Т.А. Развитие творческих способностей студентов «Искусство интерьера» на занятиях «основы композиции» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия гуманитарные и социальные науки. Выпуск 3, - Орел, 2009 - с.304 - 308 (0,2 п.л.)

2. Городецкая С.В. Развитие художественно-творческой активности студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов педвузов в процессе изучения орнаментального искусства https://www.dissercat.com/content/razvitie-khudozhestvenno-tvorcheskoi-aktivnosti-studentov-1-3-kursov-khudozhestvenno-grafich

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии https://bookap.info/clasik/rubinshteyn (дата обращения 11.11.2020)

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова http://a-mov.ru/books/vygotskij-pedagogicheskaj a-psihologija.htm

5. Психология, Кузин В.С., Ломов Б.Ф., 1982. https://obuchalka.org/20190323107860/psihologiya-kuzin-v-s-lomov-b-f-1982.html обращения 11.11.2020)

6. Шорохов Е.В. Композиция, Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 153 с.

7. Ростовцева Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 295 с.

8. Методологическая основа создания тематической композиции https://studbooks.net/1798896/pedagogika/metodologicheskaya_osnova_sozdaniya_tematicheskoy_kompozitsii

9. Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство" М.: ОНИКС, 2005. - 303 с.

10. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, - 1977. - 98 с.

11. Шандыбин А.С. Формирование композиционной грамотности у будущих дизайнеров на начальном этапе обучения в вузе https://cyberieшnka.ш/artide/n/formirovaшe-kompozitsюnnoy-gramotaosti-u-buduscЫh-dizaynerov-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-vuze

Педагогика

УДК 37.06:316.614

кандидат педагогических наук, доцент Алешина Светлана Александровна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна Оренбургский институт путей сообщения - филиал

Самарского государственного университета путей сообщения (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Конькина Евгения Владимировна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье представлены проблемы, которые возникли в процессе перехода школы на дистанционное обучение, предпринят анализ подготовки современного педагога к работе в новых условиях, а также способы преодоления проблем подготовки будущих педагогов при переходе к новым формам работы.

Ключевые слова: оффлайн и онлайн обучение, психолого-педагогическая подготовка педагогов, личность учителя, самообразование, преадаптация.

Annotation. The article presents the problems that arose during the school's transition to distance learning, analyzes the preparation of a modern teacher to work in new conditions, as well as ways to overcome the problems of training future teachers in the transition to new forms of work.

bywords: offline and online education, psychological and pedagogical training of teachers, teacher's personality, self-education, pre-adaptation.

Введение. Особенностью организации образовательного пространства в современном мире является оптимальный запросу общества выбор методов, форм, средств, а главное - содержания образования. Актуальность исследования обусловлена возникшими противоречиями, которые:

- с одной стороны востребованность эффективного специалиста - будущего педагога, способного осуществлять профессиональную деятельность в любых сложившихся условиях, с другой стороны неготовность в ряде ситуаций осуществлять образовательный процесс в ситуации дистанционного обучения (программное обеспечение, формы контроля, обратная связь с родителями и др.);

- проблема с качественной подготовкой будущего педагога, который должен быстро адаптироваться сам и создавать условия для адаптации обучающихся, обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками преподавания дисциплины, но и готов адаптироваться к тем обстоятельствам профессиональной деятельности, которые даже спрогнозировать порой сложно. То, что А.Г. Асмолов назвал процессом «преадаптации» [3].

Изложение основного материала статьи. Целью данного исследования явилось выявление проблемных участков подготовки педагога к работе в новых условиях совмещения оффлайн и онлайн обучения; обнаружение наиболее острых проблем психолого-педагогической подготовки педагогов, решать которые необходимо было «здесь и сейчас». Эти проблемы анализировались на предмет возможности их решения в существующих правовых и институциональных рамках современной школы.

В ходе исследования были проанализированы практики, реализуемые образовательными организациями в новых условиях. Для достижения поставленных целей предстояло раскрыть, что требует изменений в образовательном процессе при переходе на дистанционное обучение, и какие изменения наличествуют в образовательном процессе при переходе на дистанционное обучение. Соответственно, целью статьи явилось выявление тех направлений подготовки будущих педагогов, которые помогут адаптироваться к школе со всеми вызовами дистанционного обучения [2]. Инновационный потенциал образования высшей школы сегодня должен учитывать не только процесс обучения в новом формате, но и способы жизни с учетом индивидуализации всех ее сфер: скорость восприятия, способность личности к самоорганизации, высокая самодисциплина и самоконтроль.

Дистанционное обучение как ответ системы образования на пандемию представляет собой новую реальность, анализировать которую необходимо, прежде всего, с помощью качественных методов. Качественный анализ системы дистанционного образования позволяет выявить не только массовые практики, но и единичные решения, которые важны для преодоления проблемных ситуаций.

Качественный анализ основных затруднений в организации дистанционного формата образовательного процесса, отмеченных родителями:

- неравномерность распределения учебной нагрузки;

- наличие неконструктивной обратной связи с педагогом;

- недостаточность или избыточность учебного материала по предметам;

- множественность каналов организации образовательного процесса в дистанционном формате, что требует быстрой переключаемости внимания, а также навыков подключения и действий ученика в различных виртуальных системах [7].

Следует отметить ряд проблемных зон, отмеченных педагогами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.