Научная статья на тему 'Обучение студентов художественно-графических факультетов эскизированию пейзажа-картины на основе этюдного материала и зрительных наблюдений'

Обучение студентов художественно-графических факультетов эскизированию пейзажа-картины на основе этюдного материала и зрительных наблюдений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТЮДНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЭСКИЗ ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ / КОМПОЗИЦИЯ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / ТИПИЗАЦИЯ / ETUDE MATERIAL / SKETCH OF LANDSCAPE-PAINTING / COMPOSITION / OBSERVATION / IMAGINATIVE COMPARISON / TYPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одаряев Денис Валерьевич

Теоретически обоснована последовательность построения эскиза пейзажа-картины в ходе пленэрной практики. Разработано и апробировано содержание теоретической подготовки студентов, обеспечивающей овладение методами работы по памяти и представлению в процессе обучения эскизированию пейзажа-картины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF STUDENTS OF ART AND GRAPHIC FACULTIES OF SKETCHING LANDSCAPE-PICTURE BASED ON ETUDE MATERIAL AND VISUAL OBSERVATIONS

The construct of sequence of sketch of landscapepainting in the plein air practice is theoretically grounded. The contents of the theoretical training of students, ensuring mastery of the methods of work on memory and representation in learning sketching the landscape-painting is developed and tested.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов художественно-графических факультетов эскизированию пейзажа-картины на основе этюдного материала и зрительных наблюдений»

УДК 75. 022. 81

Одаряев Денис Валерьевич

аспирант кафедры живописи Кубанского государственного университета тел.: (918) 043-18-05

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ

ФАКУЛЬТЕТОВ

ЭСКИЗИРОВАНИЮ

ПЕЙЗАЖА-КАРТИНЫ

НА ОСНОВЕ ЭТЮДНОГО МАТЕРИАЛА

И ЗРИТЕЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Odaryaev Denis Valerievich

post-graduate student of the chair of painting, Kuban State University tel.: (918) 043-18-05

TEACHING OF STUDENTS OF ART AND GRAPHIC FACULTIES OF SKETCHING LANDSCAPE-PICTURE BASED ON ETUDE MATERIAL AND VISUAL OBSERVATIONS

Аннотация:

Теоретически обоснована последовательность построения эскиза пейзажа-картины в ходе пленэрной практики. Разработано и апробировано содержание теоретической подготовки студентов, обеспечивающей овладение методами работы по памяти и представлению в процессе обучения эскизированию пейзажа-картины.

Ключевые слова:

этюдный материал, эскиз пейзажа-картины, композиция, наблюдательность, образное сопоставление, типизация.

The summary:

The construct of sequence of sketch of landscape-painting in the plein air practice is theoretically grounded. The contents of the theoretical training of students, ensuring mastery of the methods of work on memory and representation in learning sketching the landscape-painting is developed and tested.

Keywords:

etude material, sketch of landscape-painting, composition, observation, imaginative comparison, typing.

Обучение эскизированию пейзажа-картины на современном этапе развития высшего художественно-педагогического образования является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами художественно-графических факультетов. По этой проблематике имеются отдельные публикации А.А. Васильева, Н.Я. Маслова, Н.Н. Унковского, но специального исследования до настоящего времени проведено не было.

На актуальность поставленной проблемы указывает содержание учебных программ по пленэру, а также низкий уровень дипломных работ, представляющих собой эскиз пейзажа-картины.

Современная программа по пленэру в основном предполагает этюдную работу с натуры. Существующая система заданий формирует и развивает такие качества будущего художника-педагога, как чувство колорита, видение общего тона и общего цвета, целостность восприятия природы. Однако современная методика преподавания пленэрной живописи на старших курсах содержит, на наш взгляд, недостаточное количество заданий, требующих от обучаемого мыслить композиционно. В недостаточной степени разработаны задания на развитие таких процессов, как зрительная память, воображение и представление, которые необходимы в дипломной работе. Программные задания не включают в себя работу по эскизированию пейзажа-картины по собранному этюдному материалу. Следовательно, вопросы обучения эскизированию картины в ходе пленэрной практики в качестве отдельной проблемы мало изучены.

Наиболее перспективным решением этой проблемы может являться организация учебного процесса, направленная на развитие индивидуальных способностей студентов, а также на глубокое изучение теоретических основ и практических навыков пленэрной живописи, повышающая интенсивность обучения всей изобразительной деятельности. Поставленная цель не будет достигнута без выполнения комплекса практических заданий, требующих от обучаемого верного понимания закономерностей колорита, использования различных технических способов передачи натуры в пленэрной живописи, нестандартного композиционного мышления, способности анализировать и обобщать собственные впечатления при создании реалистических образов в процессе работы над пейзажем-картиной.

Обучение эскизированию по разработанной нами методике начинается до выполнения самого эскиза картины. Вначале студентам предлагаются специальные упражнения на развитие зрительной памяти и воображения. Эти упражнения представляют собой живопись по памяти пейзажа, увиденного ранее в природе. Также учащимся предлагается выполнение пейза-

жа по представлению, руководствуясь собственными зрительными впечатлениями. Воображение имеет тесную связь с окружающим миром, а, значит, его развитие напрямую связано со знанием об окружающей действительности. Поэтому критерием развития воображения студента является степень приближенности его изображения к натуре.

Процесс создания эскиза пейзажа-картины не может проходить без участия воображения и представления. «Без развитого воображения художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность копии» [1, с. 233]. Работая над эскизом картины студентам нельзя забывать, что создать его путем копирования натуры практически невозможно. Попытка сделать буквально все с натуры приводит к торможению развития зрительной памяти и воображения. О том, что работа над картиной должна проходить с участием творческого воображения и представления, говорит опыт великих художников прошлого. Невозможно было написать такую пейзажную композицию, как «Золотая осень» И.И. Левитана без включения в деятельность художника воображения и представления.

После выполнения заданий, развивающих зрительную память и воображение, студенты экспериментальной группы приступали к эскизированию картины. Любая творческая деятельность, в том числе и художественная, не может проходить без последовательного решения определенных задач. Несоблюдение этой последовательности ведет к потере выразительности художественного произведения. Так, в экспериментальной группе процесс создания эскиза пейзажа-картины разделялся на несколько этапов:

1. Формирование замысла пейзажа-картины.

2. Сбор подготовительного материала (этюды с натуры).

3. Составление поисковых эскизов композиции пейзажа с использованием собранного материала.

4. Тональное изображение пейзажа средствами рисунка (картон).

5. Проработка эскиза пейзажа-картины средствами живописи.

Замысел пейзажа-картины возникает у студентов в начале в неопределенной форме. В ходе творческого процесса он постоянно меняется, корректируется. Иногда содержание произведения меняется довольно сильно, но общий замысел остается прежним. У некоторых профессиональных художников обдумывание замысла картины занимает месяцы, а то и годы.

При проведении эксперимента замысел у студентов проявлялся в разработке небольших по размеру эскизах. В этих эскизах необходимо было определить различные варианты общего колорита будущего произведения, его тематику, расположение объектов пейзажа на изобразительной плоскости, соотношение высоты и ширины формата картины, общий тон, общий цвет пейзажа, цветотоновые отношения основных объектов пейзажа по отношению друг к другу (земли, неба, воды, крон деревьев и т.д.)

Дальнейшая работа над эскизом картины шла в экспериментальных группах над сбором подготовительного материала. С одной стороны, студентам для полной реализации своего творческого потенциала необходимо было проявлять творческое воображение и фантазию, с другой -тщательно изучать натуру. Именно слияние изучения натуры и творческого воображения художника создает условие для создания полноценного художественного произведения. Как показывают данные проведенного эксперимента, на этом этапе эскизирования пейзажа-картины у студентов не возникало особых затруднений, так как акцент делался на живопись с натуры.

Применение в эскизе картины натурных этюдов, делает пейзаж реалистичным, правдоподобным. Иногда профессиональные художники вносят изменения в замысел картины после выполнения этюдов с натуры. Натура в данном случае как бы подсказывает художнику новое, более гармоничное композиционное решение. О влиянии натурных этюдов на построение художественного произведения говорят многие сохранившиеся этюды русских мастеров пленэрной живописи, например, Сурикова, Иванова, Репина.

После того, как этюдный материал собран, обучающиеся приступали к разработке окончательного варианта композиции. На этом этапе работы необходимо было создать поисковые эскизы композиции, отображающие в себе все основные композиционные особенности будущей картины. Здесь обязательным условием являлось определение композиционного центра эскиза пейзажа-картины. Великий русский художник-педагог Н.П. Крымов отмечал, что в пейзаже главным является определение смыслового (композиционного) центра. Нужно таким образом подобрать окружение к нему, чтобы зритель обратил на него внимание в самом начале просмотра всей картины [2]. Педагогом отмечалось, что весь собранный материал может корректировать изначальный вариант эскиза картины.

Затем студенты приступали к выполнению пейзажа в тоне средствами рисунка (картону). На этом этапе нужно было четко определить общий тон эскиза пейзажа-картины, распределить все части пейзажа по планам, вылепить форму отдельных его деталей с помощью тона.

Приступая к живописной проработке эскиза пейзажа-картины, учащимся экспериментальной группы следовало учитывать тот колорит, который был определен ранее в поисковых эскизах. Начинать живопись эскиза картины рекомендовалось, как и многосеансный этюд, то есть с подмалевка. В целом последовательность ведения эскиза картины мало чем отличается от ведения длительного этюда с натуры. Единственное отличие состоит в том, что, работая над эскизом картины с использованием этюдного материала, мы не имеем перед глазами натуры. Несмотря на то, что студент руководствуется этюдами, сделанными с натуры, все же возникает необходимость представлять себе весь изображаемый пейзажный мотив. Без этого представления начинающий художник просто не сможет связать все части композиции в единое целое, а значит, эскиз картины будет выглядеть лишенной всякой жизни схемой.

Завершение эскиза пейзажа-картины для студентов явился наиболее сложным из всех этапов работы. Вся трудность возникала в необходимости сохранить первое впечатление от натуры. На эту особенность завершения пейзажа указывал Бялыницкий - Бируля: «Здесь очень важно не упустить первого впечатления от натуры, которое всегда ускользает потом от художника, той свежести восприятия, которая не легко сохраняется в картине» [3, с. 38]. Здесь очень важно сохранить пропорциональные отношения между основными объектами пейзажа. А.А. Васильев отмечал, что «если цветовые отношения определены и проложены неверно, не в том контрасте по тону и силе цвета, в котором они выглядят в натуре, то, как бы тщательно ни делалась дальнейшая проработка деталей, выявление рефлексов и цветовых оттенков, грамотного изображения получить не удастся» [4, с. 13]. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что лишь 10 % учащихся контрольной и экспериментальной группы справились с этой задачей.

При окончании эскиза пейзажа-картины необходимо было расставить контрасты по цвету и тону, выявляя тем самым композиционный центр пейзажа, а также обобщить все детали изображаемого мотива, оставив подробно написанными только те, которые помогают в проявлении плановости пейзажа. По мнению Б.В. Иогансона, именно умение обобщать отличает художника от дилетанта: «Если внимательно всматриваться в любой предмет отдельно взятый, то и не художник увидит бесчисленное количество деталей. Чтобы точно написать их, не хватит и жизни. И, тем не менее, художник ухитряется написать десятки, а то и сотни законченных картин» [5, с. 66].

Данная схема действий вовсе не является обязательной при выполнении эскиза пейзажа-картины. Творческий процесс в действительности происходит гораздо сложнее. Многие художники прошлого, обладая исключительно развитым творческим воображением, выполняли свои картины без подготовительных эскизов. Например, картины И.И. Левитана «Март», «Владимирка» написаны целиком с натуры, А.К. Саврасов создавал свои произведения по памяти и представлению. Но в целом процесс работы над эскизом пейзажа-картины достаточно логичен, каждый его этап связан с последующим. Если какой либо из них неоправданно игнорируется студентом, то это негативно сказывается на результате его деятельности. Так, лишь только 15 % учащиеся контрольной группы справились с поставленными перед ними задачами, тогда как высокого уровня добились более 40 % студентов экспериментальной группы. Этот факт подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать вывод о том, что данный комплекс заданий способствует повышению компетенций у студентов художественно-графических факультетов в эскизировании пейзажа-картины.

Ссылки:

1. Кузин В.С. Психология живописи. М., 2005.

2. Крымов Н.П. Художник и педагог. М., 1989.

3. Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963.

4. Васильев А.А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. Краснодар, 2005.

5. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи.

М., 1959.

References (transliterated):

1. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisi. M., 2005.

2. Krymov N.P. Hudozhnik i pedagog. M., 1989.

3. Mastera sovetskogo iskusstva o peyzazhe. M., 1963.

4. Vasil'ev A.A. Plener. Praktika po izobrazitel'nomu iskusstvu. Krasnodar, 2005.

5. Ioganson B.V. Molodym hudozhnikam o zhivopisi. M., 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.