Педагогика
УДК 76026
кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич
Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
ЖАНРОВЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ФАКУЛЬТЕТЕ
Аннотация. Статья посвящена одному из самых сложных и важных компонентов специальной подготовки художника-педагога в вузе. Целью статьи «Жанровый аспект изучения композиции на художественно-педагогическом факультете» является попытка рассмотрения композиционных особенностей выполнения учебных заданий в различных жанрах. Действующие в них законы и правила композиции, а также выразительные средства, имеют схожие и различные черты. Опираясь на исследования теоретиков прошлого и настоящего, художников, искусствоведов и педагогов искусства, автор стремится упорядочить многочисленные и разрозненные сведения, касающиеся трактовки задач и методики ведения композиционного поиска, Характеризуя жанры в той последовательности, в какой они изучаются в вузе, автор полагает основными выразительными средствами композиции формат, пространство и композиционный центр. Особенности их проявления в произведениях приведены в сводной таблице. При этом особое значение в тексте придается идейному осмыслению художественного произведения, которым может стать студенческая творческая работа, а также достижению баланса содержания и формы в художественных произведениях: натюрморте, пейзаже, портрете. Автор видит актуальность исследования в том, что овладение специальными компетенциями является насущной задачей не только высшей художественной школы, но и необходимо для профессиональном становлении будущего художника-педагога. Учебную дисциплину «Композиция» можно транслировать по-разному. Будучи универсальным кодексом теоретических и практических рекомендаций, композиция, однако, вполне доступна для изучения на любом уровне художественного развития. Важно определиться с адресатом и представлять себе конечную цель. Целью изучения предмета «Композиция» на художественно-педагогическом факультете является всестороннее изучение композиции как многозначного художественного феномена, его теоретических и практических аспектов. В этой связи его рассмотрение в аспекте жанровых различий и сходства представляется оправданным и эффективным. Ведь художественное образование должно, в первую очередь, строиться на понятных учащемуся теоретических основаниях, которые в данном случае очевидны
Ключевые слова: изобразительное искусство, композиция, жанр, выразительные средства, пространство, статика, динамика, цельность, компетенции, художественно-педагогический факультет.
Annotation. The article is devoted to one of the most complex and important components of special training of an artist-teacher at a university. The purpose of the article "Genre aspect of studying composition at the Faculty of Art and Pedagogy" is an attempt to consider the compositional features of performing educational tasks in various genres. The laws and rules of composition that apply in them, as well as the means of expression, have similar and different features. based on the research of theorists of the past and present, artists, art historians and art teachers, the author seeks to organize numerous and disparate information concerning the interpretation of tasks and methods of conducting compositional search. Describing genres in the order in which they are studied at the university, the author considers the main expressive means of composition to be format, space and compositional center. The features of their manifestation in the works are given in the summary table. at the same time, the text attaches special importance to the ideological understanding of a work of art, which can be a student's creative work, as well as to achieving a balance of content and form in works of art: still life, landscape, portrait. The author sees the relevance of the research in the fact that mastering special competencies is an urgent task not only of the higher art school, but also necessary for the professional development of the future artist-teacher. The academic discipline "Composition" can be translated in different ways. Being a universal code of theoretical and practical recommendations, composition, however, is quite accessible for study at any level of artistic development. It is important to determine the destination and imagine the final goal. The purpose of studying the subject "composition" at the art and pedagogical faculty is a comprehensive study of composition as a multi-valued artistic phenomenon, its theoretical and practical aspects. In this regard, its consideration in the aspect of genre differences and similarities seems justified and effective. After all, art education should, first of all, be based on the theoretical foundations that are clear to the student, which in this case are obvious.
Keywords: visual art, composition, genre, expressive means, space, static, dynamics, integrity, competences, faculty of art and education.
Введение. Проблема теоретического обоснования необходимости изучения композиции существует давно, и разрабатывается многими авторами, среди которых необходимо отметить имена таких авторитетных экспертов как: Алпатов М.В., Бесчастнов Н.П., Ветрова И.Б., Волков Н.Н., Игнатьев Е.И., Кибрик Е.А., Лебедко В.К., Ростовцев Н.Н., Третьяков Н.Н., Фаворский В.А., Шорохов Е.В. и др. «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, потому что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе живописи, заранее обдумывается», - так писал Дейнека А. [1, С. 166]. В художественно-педагогическом образовании сформулированы компетенции, освоение которых обеспечивает, наряду с другими, учебная дисциплина «Композиция». По завершении учебы в вузе каждый студент должен обладать следующими специальными компетенциями: владеть теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; владеть рисунком и уметь использовать рисунок в практике составления композиции любой сложности, приемлемой для реализации в любых материалах; владеть живописью и уметь ее использовать в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; обладание навыками их живописного решения.
В специальной литературе термин «Композиция» в целом трактуется так:
Единство содержания и формы.
Сосредоточие идейно-творческого начала.
Комплекс выразительных средств.
Художественное произведение.
Учебная дисциплина.
Формат научной статьи не позволяет рассматривать данный феномен столь широко. Поэтому обозначенная тема будет преимущественно связана с категориями «комплекс выразительных средств» и «учебная дисциплина».
Изложение основного материала статьи. Немногие преподаватели способны убедительно трактовать смысл различных аспектов учения о композиции. Только через практику, т.е. работая над живописным произведением или графической серией, можно понять всю их глубину и простоту одновременно. Выполняя выпускную квалификационную или курсовую работу по любой теме, студент неизбежно встречается с композиционными проблемами, вынужден их анализировать и решать, а также описывать в тексте теоретической части (пояснительная записка).
Очевидно, что здесь приходится иметь дело с жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), изучение которых в определенной последовательности оправдано как с психологической, так и с профессиональной точки зрения.
«Жанр (от франц. Genre - род, вид) - в изобразительном искусстве: понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определенным кругом тем» [4, С. 46].
Важно помнить, что, работая над композицией в любом жанре, будущий художник-педагог обязан наряду с общими выразительными средствами и приемами, универсальными для искусства в целом, умело использовать и специфические особенности, присущие отдельному жанру изобразительного искусства.
Натюрморт. Любое художественное образовательное учреждение предлагает своим ученикам натюрморт и на вступительных экзаменах, главная цель которых - определить базовые компетенции абитуриентов. «Принципиальное отличие натюрморта от природы заключается в том, что он сочиняется художником для определенных целей, - пишет Е.В. Шорохов. В хорошо поставленном натюрморте нет ничего случайного, лишнего» [6, С. 26]. Иначе говоря, студент либо самостоятельно, либо выполняя учебную задачу, должен первоначально учитывать именно данные аспекты учебного творчества. И если на младших курсах учащийся в состоянии ставить и решать отдельные композиционные задачи в натюрморте или интерьере, то в дальнейшем - в пейзаже, портрете - ему удается решать большинство задач, делающих работу художественным произведением, т.е. достигать выразительности и цельности.
Важным компонентом учебных заданий по рисунку и живописи должен стать воспитательный, который определяется эстетическими требованиями, существенными на любом этапе учебного процесса. Иногда для выражения идейного замысла может быть поставлена задача: передать устойчивость, надежность, равновесие. Тогда вполне оправданной будет относительно симметричная расстановка предметов - элементов композиции. «В других случаях, когда художник желает выразить ощущение радости жизни, красоту движения, - пишет Е. Шорохов, - целесообразно строить натюрморт асимметрично, ритмически располагая формы по тональным и цветовым сочетаниям предметов, меняя расстояния между ними» [6, С. 27].
Выразительные средства, находящиеся в арсенале художника, широко известны. Это: формат; симметрия или асимметрия; ритм; контраст; пространство; композиционный центр.
Представленные выразительные средства изобразительного искусства являются универсальными для всякого жанра. При этом некоторые из них (выделены), максимально способствуют передаче авторского замысла, их грамотное использование активно содействует восприятию содержательной стороны художественного произведения, которое несет отдельно взятый жанр. В Таблице 1 показаны жанровые особенности применения основных выразительных средств композиции, характерные для натюрморта (живописного и графического).
Пейзаж. Весьма важная роль в искусстве и художественном образовании принадлежит пейзажу как самостоятельному жанру. Наряду с натюрмортом пейзаж является своего рода лабораторией, где художник отрабатывает многие живописные, технические и композиционные находки, усвоенные на начальном этапе обучения.
Этюды - лучшая форма изучения природы и совершенствования себя как художника. С помощью этюдов одного мотива, исполненных в разные времена года, при различных состояниях погоды, можно выявить множество колористических закономерностей, открыть отличительные особенности цвета и тона. Опытный взгляд способен определить и то, как в зависимости от состояния меняется ощущение пространства в мотиве, и как это передать в этюде.
Большую роль в композиции пейзажа играет местоположение горизонта. Высокая точка зрения дает возможность показать природу широкой панорамой. Низкий горизонт подчеркивает монументальность форм переднего плана. Вертикальные предметы переднего плана (деревья, строения, фигуры людей) выразительно вырисовываются на фоне неба. Такое композиционное решение активно применяется художниками, для которых пространство пейзажа - это прекрасный и необходимый фон. Используя в работе над пейзажем различные средства выразительности: масштабность, контраст, обособления, сюжетно-композиционный центр, надо помнить, что усложнение мотива, его наполнение деталями не должны нарушать цельности пространства. Ведь, по словам Делакруа Э. «самый упрямый реалист все же вынужден, передавая природу, прибегать к известным условностям композиции или манеры... Надо вложить в нее идею, дабы представить зрителю что-то большее, чем случайное соединение не связанных между собой частей, без этого не было бы искусства» [2, С. 169].
В учебно-творческом процессе изучение пейзажа происходит с учетом его основных видов: городской, сельский, морской. Тема городского пейзажа, будучи хорошо знакомой и изученной студентами, непроста для них в творческом плане. Как правило, в изображениях городского пейзажа (даже в зачетных заданиях) студенты сосредотачиваются в основном на особенностях архитектуры или тщательном (фотографическом) описании мотива. При этом умение сделать верный композиционный и содержательный отбор - признак определенной зрелости будущего художника, его способности воспринимать природу не как задачу, а как попытку диалога со зрителем на языке искусства.
Кажущаяся композиционная простота морского пейзажа вызвана тем, что учащийся задумывается больше над тем, каким будет его живописное воплощение, сможет ли он передать в картине задуманное состояние. Однако необходимо помнить, что скалы и корабли, облака и морские птицы, люди на берегу и морские животные - все это становятся тем «строительным материалом», при помощи которого художник создает композицию будущего произведения, помогает раскрыться его основной теме.
Студенты-дипломники художественно-педагогического факультета делают свой выбор в пользу графики очень часто. Однако начальный этап такой работы - композиционные поиски- занимает у них очень много времени. «Почему студенты не любят делать композицию? В программу не введена такая замечательная работа, как наброски по воображению... Я не мыслю себе окончившего студента не композитора, не сочинителя, а так просто умеющего ловко писать портреты, натюрморты с натуры (пейзажи - А.В.)», -справедливо полагает Ефанов В. [3, С. 112] (Табл. 1. Пейзаж).
Портрет. Изображению человека в художественно-педагогической школе отводится важнейшее место. Начиная с первого курса, студенты немало времени проводят над набросками и зарисовками человека. Через последовательное изучение обрубовочной модели головы, гипсовых масок, частей головы и античных голов на занятиях закладываются основы академического подхода к рисунку и живописи портретов и фигуры. Для этого предлагается известный арсенал специальных приемов и упражнений, среди которых различные форматы, художественные материалы, хронометраж - лишь малая его часть.
Любое произведение - это акт создания выразительного смыслового целого изобразительными средствами. Путь к достижению цельности в портрете, как и в других жанрах, лежит через подчинение второстепенных элементов главным. При изображении головы человека в живописи или в портретной графике таким центром является лицо. Существует немало учебных упражнений и методик, позволяющих развить не только навыки уверенной зрительной памяти «на лица», но и решающих задачи на передачу пространства, движения, а также создание образа в портрете.
Очевидно, что лицо, являясь симметричной формой, соответственно изображается. Усиление симметричности ведет изображение к состоянию покоя, особой торжественности и значимости момента и достигается размером, тоном или специальным колоритом. Активно используя в портрете асимметрию, автор выражает, тем самым, особенности внутреннего мира человека и свое отношение к портретируемому. Эта тенденция нашла широкое воплощение в искусстве XX века.
Работа над портретом - процесс не только профессионально значимый, но и ответственный. Поэтому поисковому этапу должно отводиться времени больше, чем в других жанрах. Работая над эскизами, автор должен решить немало задач: масштаб фигуры, полуфигуры или бюста к плоскости изображения, формат холста, место композиционного центра, подбор и расположение аксессуаров в подчинении их главному. Важное значение в композиции портрета имеет место линии горизонта, точка зрения, направление источника света и др.
В живописном портрете конца XIX - нач. XX века большое развитие получил композиционный портрет, при этом существенно изменилось значение формата, композиционного центра, пространства. Творческий опыт той эпохи ценен и сегодня (Табл. 1. Портрет).
Учитывая данные таблицы в своей деятельности, молодой художник-педагог сможет преподавать учебный курс «Композиция» более целенаправленно и эффективно. При этом необходимо помнить, что помимо фронтальной, общетеоретической работы, не менее важны индивидуальные творческие контакты со студентами. Они чаще достигают поставленной цели - помочь учащемуся прийти к такому художественному выводу, который студент желал бы реализовать в своей композиции.
Таблица 1
Сводная таблица выразительных средств композиции, проявляющихся в жанрах изобразительного искусства
№ п/п Жанр и виды учебных заданий Формат Пространство Композиционный центр
1. Натюрморт • геометрические тела; • бытовые предметы и драпировки; • гипсовые головы и предметы; • натюрморт в интерьере (пейзаже); • цветы. Горизонтальный -внимание горизонтальным массам; состояние покоя (лежащие драпировки, посуда и др.). вертикальный - внимание вертикальным массам; создает пространственные планы и уровни смотрения; квадратный -используется в заданиях абстрактного или декоративного характера. Передается при помощи: - ближние массы заслоняют собой дальние; - используются перспективные сокращения форм предметов; - цвет ближних объектов показывается активнее (темнее) дальних. Композиционный центр - это, как правило, - самый крупный предмет
(гипс, самовар муз. инструмент, букет и др.); наиболее важный в
содержательном плане; наиболее заметный в живописном (тональном) плане.
2. Пейзаж • городской; • ландшафтный (парковый); • сельский; • марина. Горизонтальный - дает возможность панорамного показа (море, поле облака и др.); вертикальный - обращает внимание на вертикальные объектам (деревья, скалы, башни и др.); создает глубокие пространственные планы; Квадратный -используется в экспериментальных работах, прикладной Достигается при помощи: - линейной и воздушной перспективы; - особого изображения неба; - низкой точки зрения. В пейзаже плоское пространство встречается в работах декоративного характера. Композиционный центр передается через контраст объекта и его фона
(солнце, луна, фонарь и др.).
графике (экслибрис).
3. Портрет • голова с плечевым поясом (бюст); • портрет с руками; • фигура; • группа. Горизонтальный -внимание горизонтальному положению (сидящему, лежащему и др.) человека; либо в группе статичного характера; вертикальный - внимание вертикальным (стоящим) фигурам; либо это традиционный портрет (голова, бюст); Квадратный -используется в экспериментальных работах, картинах абстрактного или декоративного характера. Достигается при помощи: - перспективных изменений и сокращений размеров (ракурсы); - тоновых или цветовых контрастов; - если фигура помещена в интерьер или пейзаж; - разномасштабных фигур (в группе). Передается если: - тзаметно лицо (голова) человека; - через изображение головы и рук; передается через контраст объекта и его фона (по масштабу, тону, цвету).
Выводы. Специфика художественно-педагогического образования предполагает известную свободу в выборе содержания и методик изучения дисциплин данного цикла. Опираясь на труды предшественников, исследовавших феномен композиции и его осмысление в вузовской среде, автор пришел к тому же выводу, что и выдающийся педагог искусства Чистяков П.П., который писал: «Сочинение является главной задачей художника, ибо в нем одном сказывается его душа и все знания его» [5, С. 192]. Профессиональный опыт автора, а также нынешнее положение вещей в художественной педагогике заставляют искать адекватные времени формы и методы взаимодействия с учащимися, выросшими в абсолютно других реалиях. Беря во внимание один только педагогический аспект проблемы, надо сказать об основных трудностях, мешающих обучению художника в вузе, возникновению, развитию и воплощению художественных идей:
• неумение мыслить как художник, то есть погружаться в тему «с карандашом в руках»;
• неразвитая зрительная память; зачем уметь что-то рисовать, если существует интернет, дающий ответы на все вопросы;
• прагматизм мышления современного студента, мешающий «заглянуть за горизонт», то есть фантазировать на заданную тему и рефлексировать по результатам деятельности.
Целью изучения предмета «Композиция» на художественно-педагогическом факультете является всестороннее изучение композиции как многозначного художественного феномена, его теоретических и практических аспектов. В этой связи его рассмотрение в плоскости жанровых различий и сходства представляется оправданным и эффективным. Ведь художественное образование должно, в первую очередь, строиться на понятных учащемуся теоретических основаниях, которые в данном случае очевидны.
Литература:
1. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Академия художеств СССР, 1961. - 239 с.
2. Делакруа Э. Мастера искусства об искусстве. - М.: Искусство, 1967. - Т. 4. - 756 с.
3. Ефанов В.П. Умение сочинять, образно передавать мысль. - Сб-к «Проблемы композиции». - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 с.
4. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1965. - 192 с.
5. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков: теоретик и педагог. - М.: Новая реальность, 2017. - 215 с.
6. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат биологических наук Ворсобина Наталия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ГЕНЕТИЧЕСКИМИ СИНДРОМАМИ
Аннотация. В статье рассматривается значение наследственности, в том числе генетических синдромов в этиологии речевых нарушений. Представлен обзор распространенных генетических синдромов ассоциированных с поражением речевой функции: синдром Мартина-Белл, синдром рото-лице-пальцевой, синдром Вильямса, синдром Дауна, синдром Ретта. При хромосомных синдромах нарушения речи являются вторичными. Речевые дефекты определяются самими особенностями заболевания. В тоже время отмечается роль наследственности в возникновении различных нарушений речи.
Ключевые слова: речевые нарушения, наследственные болезни, генетические синдромы, синдром Мартина-Белл, синдром рото-лице-пальцевой, синдром Вильямса, синдром Дауна, синдром Ретта.
Annotation. The article discusses the significance of heredity, including genetic syndromes in the etiology of speech disorders. A review of common genetic syndromes associated with speech function impairment is presented: Martin-bell syndrome, Roto-face-finger syndrome, Williams syndrome, down syndrome, rett syndrome. In chromosomal syndromes, speech disorders are secondary. Speech defects are determined by the very features of the disease. At the same time, the role of heredity in the occurrence of various speech disorders is noted.