Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ'

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / МЕТОД ЭССЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Костылева Руслана Эдуардовна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию эмоционального состояния обучающихся на уроках по композиции, их способности выражать эмоциональное состояние при помощи художественных материалов. Проблема развития эмоционального состояния подрастающего поколения изучена, но нуждается в дополнении, как в теории, так и в практике художественных школ. Занятия по композиции служат эффективным средством самовыражения обучающихся, так как новые изобразительно-выразительные средства позволяют глубоко прорабатывать передаваемые эмоции, а так же по-новому выражать идеи своих творческих работ. На основе уточненного понятия «Способность выражать эмоциональное состояние на занятиях композиции», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Костылева Руслана Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STATE OF TRAINEES IN CLASSES ON COMPOSITION

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the emotional state of students in composition lessons, their ability to express their emotional state with the help of artistic materials. The problem of developing the emotional state of the younger generation has been studied, but needs to be supplemented, both in theory and in practice, in art schools. Composition classes serve as an effective means of self-expression of students, as new visual and expressive means allow them to deeply study the transmitted emotions, as well as to express the ideas of their creative works in a new way. Based on the refined concept of "The ability to express an emotional state in composition classes", the indicators of this quality in students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ»

Литература:

1. Абобакирова О.Н. Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра // Молодой ученый. - 2018. - №18 - С. 148-150.

2. Баумгартен А.Г. Эстетика / под общей редакцией А.В. Белоусова и Ю.А. Шахова, Москва, 2021. - 760 с.

3. Исмаилова З.К., Байбаева М.Х., Сапаров А.Б. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование. // Молодой ученый, 2015. - №8. - С. 937-940.

4. Королев М.М. Искусство театра кукол. - Л., 1973. - 154 с.

5. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82 %D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 13.05.2021)

6. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. - Т.1. - Москва: Педагогика. -1979. - 558 с.

7. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Костылева Руслана Эдуардовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию эмоционального состояния обучающихся на уроках по композиции, их способности выражать эмоциональное состояние при помощи художественных материалов. Проблема развития эмоционального состояния подрастающего поколения изучена, но нуждается в дополнении, как в теории, так и в практике художественных школ. Занятия по композиции служат эффективным средством самовыражения обучающихся, так как новые изобразительно-выразительные средства позволяют глубоко прорабатывать передаваемые эмоции, а так же по-новому выражать идеи своих творческих работ. На основе уточненного понятия «Способность выражать эмоциональное состояние на занятиях композиции», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, диагностический инструментарий, метод анализа художественных работ, творческое задание, метод эссе.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the emotional state of students in composition lessons, their ability to express their emotional state with the help of artistic materials. The problem of developing the emotional state of the younger generation has been studied, but needs to be supplemented, both in theory and in practice, in art schools. Composition classes serve as an effective means of self-expression of students, as new visual and expressive means allow them to deeply study the transmitted emotions, as well as to express the ideas of their creative works in a new way. Based on the refined concept of "The ability to express an emotional state in composition classes", the indicators of this quality in students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.

Keywords: emotional state, diagnostic tools, method of analysis of works of art, creative task, essay method.

Введение. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии подрастающего поколения. Многие отечественные и зарубежные ученые изучали эмоциональное развитие человека, механизм возникновения, а так же развитие эмоций. Такие ученые как С.Л. Рубинштейн, К.Э. Изард, Л.М. Веккер, М. Якобсон доказали, что развитие эмоциональной сферы происходит именно в детском возрасте [2], [6].

Проблеме развития и выражения эмоционального состояния школьников посвящена тема нашего исследования.

Современный мир - это век цифровых технологий и научно-технического прогресса, что не всегда положительно сказывается на эмоциональной сфере подрастающего поколения. На сегодняшний день для человека его эмоциональные переживания сохраняют свою необходимость, ведь они являются источником обогащения внутреннего мира личности, а так же источником познания окружающей действительности [1].

При изучении литературы на тему исследования прослеживается, что большинство ученых считают человека с развитым эмоциональным и социальным интеллектом более успешным в социуме, что, по их мнению, влияет на успехи в учебе, профессии и способствует творческому развитию [3], [6].

Для человека зачастую именно выражение своих мыслей и чувств является проблематичным. В современном обществе существует уже большое количество способов, подходов и методов, которые способствуют решению этой проблемы, однако одним из самых эффективных средств борьбы с пассивным и узким самовыражением является искусство, в частности изобразительное искусство. Оно предоставляет возможность не только чувствовать, но и анализировать чувства. Искусство помогает человеку выразить собственное «я», свои эмоции и чувства, а также создать на основе собственных эмоций вымышленного персонажа, наделенного своей историей. Таким образом, изобразительное искусство имеет особое значение в развитии эмоционального состояния подрастающего поколения.

Эмоции и чувства насыщают жизнь человека, и искусство является неким передатчиком эмоционального состояния, который нужно научиться выражать и понимать. Л.Н. Толстой писал, что «искусство - есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» [5].

Изобразительное искусство имеет определённые возможности в развитии эмоционального состояния обучающихся. В искусстве вообще, в частности в изобразительном искусстве, художники выражают свое эмоциональное состояние, которое зрители могут понять при восприятии творческих работ по определённым средствам художественной выразительности.

Одним из способов развития эмоционального состояния обучающегося на уроках по композиции является создание собственного вымышленного персонажа, наделенного определенным эмоциональным состоянием. Для решения указанной проблемы необходимо разработать диагностический инструментарий по изучению уровня развития эмоционального состояния обучающихся. Для решения указанной задачи обратимся к рассмотрению понятия «эмоциональное состояние».

Изложение основного материала статьи. Эмоциональное состояние - это состояние, которое объединяет психические, внутренние процессы, эмоции, желания, способствующие мотивации и регулированию деятельности человека [3]. На основании данного определения можно сделать вывод, что эмоциональное состояние - это отражение сознания человека в форме переживаний и ощущений.

В книге «Основы композиции» Н.М. Сокольникова пишет: «композиция означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением» [4]. Относительно детей подросткового возраста, обучающихся в детской художественной школе, необходимо сформулировать понятие «способность выражать эмоциональное состояние на занятиях по композиции».

Способность выражать эмоциональное состояние на занятиях композиции трактуется нами как способность воспринимать и переживать чувства, передаваемые автором, при анализе художественных работ, а так же способность выражать определенное эмоциональное состояние персонажа при создании творческой работы.

Необходимость развития указанного качества у подростков художественных школ - одна из актуальных проблем, ведь именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в самовыражении. Особенности подросткового возраста таковы, что часто встречается эмоциональная нестабильность, которая затрудняет процесс самовыражения и процесс гармоничного развития ребенка в целом.

Однако выражение собственного, а так же понимание эмоционального состояния другого человека в жизни и в искусстве послужит одним из эффективных механизмов решения указанной проблемы. Занятия по композиции способствуют творческому и эмоциональному самовыражению ребенка.

Для того, чтобы осуществлять работу по развитию способности у обучающихся выражать эмоциональное состояние в своих творческих работах необходимо не только сформулировать понятие, но и разработать диагностический инструментарий по исследованию уровня указанного качества подростков.

На основе уточненного нами понятия были выделены следующие показатели: «восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ», «способность выражать определенное эмоциональное состояние персонажа» (Таблица 1).

Для каждого из показателей были определены диагностические методы и задания.

Таблица 1

Критерий

Способность выражать эмоциональное состояние на занятиях по композиции - это способность воспринимать и переживать чувства, передаваемые автором, при анализе художественных работ, а так же _способность выражать определенное эмоциональное состояние персонажа_

Показатели

Восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ

Способность выражать определенное эмоциональное состояние персонажа

Диагностические методы

Анализ художественных работ Творческое задание «Передача эмоции»

Эссе «История о...» Творческое задание «История о ...»

Уровни развития

Высокий Средний Низкий

Высокий Средний Низкий

В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследование уровня развития эмоционального состояния у обучающихся на занятиях по композиции. Исследование проводилось на базе Детской художественной школы им. А.П. Митинского города Тюмени, в нем приняли участие 13 учеников.

Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ». Обучающимся предлагается для восприятия картины художника Перова Василия Григорьевича («Опять двойка» 1952 г., «Тройка», 1866 г.), а так же художника Федота Васильевича Сычкова («Приятели» 1911 г., «У изгороди. Зима.» 1931 г.).

Учащимся предлагается ответить на перечень вопросов, которые способствуют развитию понимания эмоционального состояния героя картины, а так же наводят на мысли о разнообразии эмоций и передачи их через художественные работы. Обучающимся предлагались следующие вопросы:

1. Какие эмоции характеризуют демонстрируемые картины?

2. Выберете 1 работу и опишите то, что транслирует автор через холст. Какая история рассказана вам, что изображено?

3. Какие цвета подбирал каждый художник, чтобы передать эмоциональное состояние? Чем отличаются цветовая палитра художников?

4. Что нравится вам в этих работах, а что отталкивает?

5. Какое настроение объединяет данные картины?

6. Назовите эмоцию для каждой иллюстрации, которая отличает ее от других.

7. Подбери слова, которые подходят к каждой картине (тихий-громкий, грустный веселый, яркий-тусклый, теплый-холодный).

8. Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал, почувствовал? Чтобы ты сказал (ла) «участникам» данной ситуации?

9. Попробуйте дать другое название каждой картине.

Для определения качества развития показателей, были установлены уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.

Высокий уровень (3 балла) - обучающийся наиболее точно определил настроение и эмоциональное состояние, которое изображено в художественных произведениях. Средний уровень (2 балла) - обучающийся чаще верно определял эмоциональное состояние в работах, но в некоторых моментах отвечал шаблонно. Низкий уровень (1 балл) - обучающийся определял эмоциональные состояния, не углубляясь в сюжет и эмоциональное состояние картины, отвечал шаблонно, поверхностно, не проявляя сопереживание и интерес к истории героев, которые были рассказаны автором.

После аналитических вопросов, анализа работ и определение эмоционального состояния героев картин, обучающимся предлагается творческое задание с последующим вопросом: «Определи, работы какого художника, ближе всего описывают твое эмоциональное состояние в данный момент?». Творческое задание направлено на выявление уровня показателя «восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ». Сущность творческого задания заключается в том, что нужно передать в творческой работе собственное эмоциональное состояние, в которое они погрузились после анализа картин с помощью изученных средств выразительности и художественных материалов (Формат А4 или А5). Подросткам были предоставлены примеры работ в графике и цвете, также были даны рекомендации для выполнения творческой работы.

Данная работа оценивалась по уровням (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень (3 балла) - творческая работа выполнена с отражением собственного эмоционального состояния, в которое подростки погрузились после глубокого анализа картин, видна схожесть эмоционального состояния с определенным автором, а так же индивидуальность, сопереживание героям картин и творческий подход. Средний уровень (2 балла) - творческая работа выполнена с отражением собственного эмоционального состояния, в которое подростки погрузились после глубокого анализа картин, но не совсем четко видна схожесть эмоционального состояния с определенным автором. Творческая работа демонстрирует, что автор не глубоко прочувствовал эмоциональное состояние, транслируемое художником. Низкий уровень (1 балл) - творческая работа в выполнена без «эмоционального вложения» и особого сопереживания героям картин, творческий подход не прослеживается.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность выражать эмоциональное состояние персонажа при помощи различных художественных материалов». В этом задании учащимся сначала предлагается написать мини-эссе «История о ...», где им нужно придумать небольшую историю о жизни вымышленного персонажа. В ходе написания эссе они пишут об эмоциях и чувствах, которыми наделяют своего персонажа, затем им дается возможность написать картину «История о.» - в ней также необходимо постараться наделить своего героя эмоциональным состоянием, создать художественный образ этого героя при помощи художественных материалов.

Оцениваются работы по следующим уровням: высокий уровень (3 балла) - эссе насыщенное и наделяет персонажа своей неповторимой и увлекательной историей, эмоциональными красками. Обучающийся выполнил работу гармонично, соблюдал основные законы композиции. Творческая работа привлекает внимание и вызывает мыслительный и эмоциональный процесс. Персонаж получился колоритный, насыщенный и интересный.

Средний уровень (2 балла) - обучающийся выполнил эссе, которое наделено индивидуальностью, но в образе прослеживается шаблонность. Присутствует повторение и надуманность в работах. Персонаж неоднозначный, не продуманный окончательно, но достаточно интересный.

Низкий уровень (1 балл) - эссе написано, но не чувствуется эмоциональное состояние и индивидуальность героя. Персонаж получился неопределенный, нарушены основные правила композиции.

Анализ проведенной начальной диагностики показал следующие результаты. По первому показателю «восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ», низкий уровень выявился у 50% обучающихся художественной школы (6 учеников), средний уровень показателя продемонстрировали 40% обучающихся (5 учеников), и только 10% обучающихся (2 ученика) проявили высокий уровень показателя.

По показателю «способность выражать определенное эмоциональное состояние персонажа», результаты были более положительными: низкий уровень был обнаружен у 40% респондентов (5 человека), средний - у 50% (7 человек), высокий уровень проявился у 10% обучающихся (1 человек).

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что оба показателя «восприятие и переживание чувств героев при анализе художественных работ» и «способность выражать эмоциональное состояние на занятиях по композиции» на начальном этапе диагностики представлены низким и средним уровнями, что доказывает значимость данного исследования и ставит перед нами следующие задачи для повышения уровня данных показателей:

- необходимо дать обучающимся теорию и визуальную практику о существующих средствах, методах и способах выражения определенного эмоционального состояния на занятиях по композиции;

- познакомить с технологией создания собственного эмоционально обогащённого персонажа, а также создания художественного образа в изобразительном искусстве;

- научить анализировать произведения искусства, видеть, чувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние, которые авторы транслируют через свои произведения;

- продолжить работу над способностью создавать художественный образ при помощи выражения эмоционального состояния.

Поставленные задачи будут осуществляться на развивающем этапе опытно-поисковой работы на занятиях по композиции.

Литература:

1. Алексеева Л.Л. Современный информационный социум и художественное образование молодого поколения: потенциал и риски, эффективность и качество. - Москва - 2016. - С. 12-15.

2. Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ» Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-i-razvitie-u-rebenka-umenija-ponimat-yemocionalnye-sostojanija-lyudei.html (Дата обращения 09.01.2021)

3. Кулакова А.Б. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся https://cyberieшnka.ш/artide/n/emotsюnalnoe-sostoyaшe-kak-faktor-uspeshnosti-uchebnoy-i-professionalnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya (Дата обращения 27.12.2020)

4. Сокольникова Н.М. Основы композиции: Учебник для уч. 5-8 кл. - Обнинск - 1996. - С. 7-11.

5. Толстой Л.Н. «Что такое искусство?». - 1897.

6. Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания [Текст] / П.В Яньшин // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 128-138.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Одарюк Ирина Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону), Ростовский филиал Российской таможенной академии (г. Ростов-на-Дону); кандидат филологических наук, доцент Чуриков Михаил Петрович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы самопрезентации обучающихся в учебном сетевом пространстве. Научная новизна исследования заключается в изучении выборов обучающимися никнеймов для работы на учебных Интернет-платформах. Доказано, что выбор обучающихся определяется прагматическими целями, педагогическим воздействием и психологическими качествами личности.

Ключевые слова: социализация, идентичность, учебное сетевое пространство, современное поколение студентов, самопрезентация, прагматический подход, никнейм.

Annotation. The article discusses topical issues of students' self-presentation in the educational network space. Scientific novelty of the research lies in the study of students' choices nicknames for work on educational Internet platforms. It is proved that the choice of students is determined by pragmatic goals, pedagogical impact and psychological qualities of the individual.

Keywords: socialization, identity, learning network space, modern generation of students, self-presentation, pragmatic approach, nickname.

Введение. Причиной для проведения исследования в данном направлении стала необходимость анализа условий организации образовательной деятельности, реализованной вузами в период пандемии и возможность применения удачного опыта в процессе цифровой трансформации образования. Быстрый переход учебных заведений в марте 2020 года на дистанционное обучение потребовал расширения возможностей уже существующей в вузах электронной информационно-образовательной среды (далее -ЭИОС), которая, к сожалению, была не всегда совершенна. Случались перебои в работе интернета, а активная эксплуатация ЭИОС в учебном процессе нередко приводила к перегрузке, зависанию, отключению. В качестве вспомогательных средств активно использовались различные платформы Zoom, Teams и т.д. [11, 12, 13, 15]. В таких условиях было очень сложно организовать эффективное учебное взаимодействие участников образовательного процесса, обучающих и обучающихся.

Кроме того, дистанционное общение между студентами и преподавателем затруднялось неумением сторон презентовать себя, причем, не только со стороны обучающихся, но и обучающих. Этот недостаток усложнял процесс представления учебного материала, объективного оценивания полученных знаний. Большинство студентов несерьезно подошли к вопросу самопрезентации в учебном сетевом пространстве, не принимая во внимание социальные, культурные, профессиональные особенности, которые необходимо учитывать при создании своего сетевого имени. Некоторые преподаватели также не задумывались о последствиях некорректного представления себя в задействованных онлайн-сервисах [7]. Можно предположить, что мотивами таких действий стал элементарный перенос своего именования из соцсетей, компьютерных игр в учебный сетевой дискурс [6]. Необходимость изучения причин неудачной самопрезентации обеих сторон образовательного процесса в дистанционном обучении, поиск взаимосвязей между самономинацией и психологическими характеристиками личности, разработка рекомендаций для научения адекватному самовыражению в виртуальном, в том числе, учебном пространстве - эти вопросы представляют актуальность данного исследования.

Цель исследования состоит в изучении возможностей самопрезентирования личности в образовательном сетевом дискурсе на основе прагматического подхода. Задачами исследования стали: 1) определение оснований для проведения исследования в данном ракурсе; 2) обоснование необходимости самопрезентации личности в процессе социализации и идентичности; 3) изучение существующих способов самонаименования в сетевых ресурсах; 4) выявление причин выбора определенного имени в сетевом пространстве вообще, и в учебном, в частности; 5) проведение опроса студентов по вопросу их личностной самопрезентации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.