Научная статья на тему 'Социальная адаптация подростков средствами искусства: теория и диагностика'

Социальная адаптация подростков средствами искусства: теория и диагностика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ИСКУССТВО / ART / ПОДРОСТКИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMS OF AESTHETIC ACTIVITY / ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / PERCEPTION OF ART / CRITERIA AND INDICATORS / THE CREATION OF AN ARTISTIC AND CREATIVE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Людмила Николаевна, Овсянникова Оксана Александровна

В статье обоснованы возможности социальной адаптации подростков средствами различных видов искусства на основе двух форм эстетической деятельности человека: восприятия искусства и создания художественно-творческого продукта. В связи с тем, что подростковый возраст является кризисным периодом, проблема социальной адаптации проявляется в этом возрасте особенно остро: подростки находятся в поиске самих себя, смысла жизни, испытывают острую потребность в самовыражении. С другой стороны, у подростков проявляются некоторые коммуникативные затруднения, они не всегда могут приспособиться к условиям социальной среды в школе, не владеют средствами и способами позитивного самовыражения. На основе анализа возрастных проблем социальной адаптации подростков определен ряд задач, которые необходимо решить преподавателю при работе с такими подростками: задача самопознания, самоутверждения и самовыражения. Все эти задачи возможно реализовать средствами искусства. Искусство в процессе его восприятия и создания художественно-творческого продукта способно помочь подросткам выразить свои чувства, настроения, оно благоприятствует развитию коммуникационных способностей. В целом искусство способствует развитию эмоционально-коммуникативной сферы человека. Восприятие произведений искусства учит подростков понимать и принимать «Другого» человека в искусстве и в жизни, создание художественного продукта позволяет развивать взаимодействие со сверстниками. Наиболее ценным является то, что искусство способствует расширению социального опыта подростков, знакомству с ценностями, правилами поведения и общения в различные исторические эпохи. Обозначенные задачи позволили сформулировать компоненты (критерии) социальной адаптации подростков средствами искусства -эмоционально-рефлексивный, аналитико-оценочный и творческо-действенный. Определены показатели обозначенных критериев, разработаны диагностические задания на основе восприятия произведений искусства и создания творческого продукта подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS BY MEANS OF ART: THEORY AND DIAGNOSIS

The article substantiates the possibilities of social adaptation of teenagers by means of various types of art on the basis of two forms of aesthetic human activity: the perception of art and the creation of an artistic and creative product. Due to the fact that adolescence is a crisis period, the problem of social adaptation is manifested in this age is particularly acute: teenagers are in search for themselves, the meaning of life, and they have an urgent need for self-expression. On the other hand, adolescents have some communication difficulties, they cannot always adapt to the conditions of the social environment in the school, and do not know the means and ways of positive self-expression. Based on the analysis of age-related problems of teenagers' social adaptation, a number of problems have been identified that must be solved by the teacher when working with such adolescents: the problem of self-knowledge, self-affirmation and self-expression. All these problems can be solved by means of art. Art in the process of its perception and creation of an artistic and creative product can help teenagers to express their feelings; it favors the development of communicative abilities. In general, art contributes to the development of emotional and communicative sphere of a person. The perception of works of art teaches teenagers to understand and accept the "Other" person in art and in life, while creation of an art product allows to develop interaction with peers. The most valuable thing is that art helps to expand the social experience of teenagers, and to get acquainted with the values, rules of behavior and communication in different historical periods. These tasks allowed to formulate the components (criteria) of teenagers' social adaptation by means of art emotionally reflective, analytical and evaluative, and creative-efficient. The indicators of the allocated criteria are determined, diagnostic tasks are developed on the basis of the perception of works of art and the creation of an art product by teenagers.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация подростков средствами искусства: теория и диагностика»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.036.5

ББК Ч420.054.4 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.05

Пичугина Людмила Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620075,

г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; e-mail: [email protected].

Овсянникова Оксана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет; 625003, г. Тюмень, ул. Володарского,

6; e-mail: [email protected].

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА: ТЕОРИЯ И ДИАГНОСТИКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная адаптация; искусство; подростки; эстетическое воспитание; эстетическая деятельность; восприятие искусства.

АННОТАЦИЯ. В статье обоснованы возможности социальной адаптации подростков средствами различных видов искусства на основе двух форм эстетической деятельности человека: восприятия искусства и создания художественно-творческого продукта. В связи с тем, что подростковый возраст является кризисным периодом, проблема социальной адаптации проявляется в этом возрасте особенно остро: подростки находятся в поиске самих себя, смысла жизни, испытывают острую потребность в самовыражении. С другой стороны, у подростков проявляются некоторые коммуникативные затруднения, они не всегда могут приспособиться к условиям социальной среды в школе, не владеют средствами и способами позитивного самовыражения. На основе анализа возрастных проблем социальной адаптации подростков определен ряд задач, которые необходимо решить преподавателю при работе с такими подростками: задача самопознания, самоутверждения и самовыражения. Все эти задачи возможно реализовать средствами искусства. Искусство в процессе его восприятия и создания художественно-творческого продукта способно помочь подросткам выразить свои чувства, настроения, оно благоприятствует развитию коммуникационных способностей. В целом искусство способствует развитию эмоционально-коммуникативной сферы человека. Восприятие произведений искусства учит подростков понимать и принимать «Другого» человека в искусстве и в жизни, создание художественного продукта позволяет развивать взаимодействие со сверстниками. Наиболее ценным является то, что искусство способствует расширению социального опыта подростков, знакомству с ценностями, правилами поведения и общения в различные исторические эпохи. Обозначенные задачи позволили сформулировать компоненты (критерии) социальной адаптации подростков средствами искусства - эмоционально-рефлексивный, аналитико-оценочный и творческо-действенный. Определены показатели обозначенных критериев, разработаны диагностические задания на основе восприятия произведений искусства и создания творческого продукта подростками.

Pichugina Lyudmila Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Ovsyannikova Oksana Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS BY MEANS OF ART: THEORY AND DIAGNOSIS

KEYWORDS: social adaptation; criteria and indicators; art; forms of aesthetic activity; the perception of art; the creation of an artistic and creative product.

ABSTRACT. The article substantiates the possibilities of social adaptation of teenagers by means of various types of art on the basis of two forms of aesthetic human activity: the perception of art and the creation of an artistic and creative product. Due to the fact that adolescence is a crisis period, the problem of social adaptation is manifested in this age is particularly acute: teenagers are in search for themselves, the meaning of life, and they have an urgent need for self-expression. On the other hand, adolescents have some communication difficulties, they cannot always adapt to the conditions of the social environment in the school, and do not know the means and ways of positive self-expression. Based on the analysis of age-related problems of teenagers' social adaptation, a number of problems have been identified that must be solved by the teacher when working with such adolescents: the problem of self-knowledge, self-affirmation and self-expression. All these problems can be solved by means of art. Art in the process of its perception and creation of an artistic and creative product can help teenagers to express their feelings; it favors the development of communicative abilities. In general, art contributes to the development of emotional and communicative sphere of a person. The perception of works of art teaches teenagers to understand and accept the

"Other" person in art and in life, while creation of an art product allows to develop interaction with peers. The most valuable thing is that art helps to expand the social experience of teenagers, and to get acquainted with the values, rules of behavior and communication in different historical periods. These tasks allowed to formulate the components (criteria) of teenagers' social adaptation by means of art - emotionally reflective, analytical and evaluative, and creative-efficient. The indicators of the allocated criteria are determined, diagnostic tasks are developed on the basis of the perception of works of art and the creation of an art product by teenagers.

B1

£

(ведение. Проблема социальной ►адаптации подростков рассматривается исследователями в различных аспектах, решение этой проблемы осуществляется современными учеными разными средствами. Е. В. Милькова, Т. В. Варова предлагают решать проблему социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования, которые могут обеспечить подросткам коммуникацию с другими детьми и включение их в различные виды деятельности [10]. О. А. Кожемякина считает, что решение данной проблемы наиболее целесообразно через включение подростков в культурно-досуговую деятельность. По мнению автора, знание технологий, методов и форм культурно-досуговой деятельности влияет на эффективность социальной адаптации подростков [9]. В. С. Грабельникова изучала социальную адаптацию подростков средствами физкуль-турно-спортивной деятельности на примере школьной спортивной секции [5]. Диагностические аспекты социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья являлись предметом исследования Л. А. Казаковой [8]. А. В. Ящук анализировала Калифорнийский опыт социальной адаптации детей и подростков с де-виантным поведением [18]. Несмотря на глубокий интерес исследователей к обозначенной проблеме, остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах ученых, например, разработка диагностического инструментария социальной адаптации подростков различными средствами, в том числе и средствами искусства.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Адаптация проявляется в отказе индивида от прежних образцов и ценностей и полное принятие новых.

У современных подростков также возникает множество проблем, связанных с адаптацией. У человека, вступающего в самостоятельную жизнь, обычно есть две основные проблемы: как определить свое место в окружающей жизни и как найти

смысл жизни. Социальная адаптация личности отдельных подростков происходит очень трудно: они постоянно задумываются о своем месте в жизни, о цели своего существования, о смысле своего бытия на этой земле. Причем мало кто из взрослых может помочь подростку в решении данных проблем. Е. В. Милькова, Т. В. Варова отмечают, что социальная адаптация подростков включает знание ими норм, принятых в данном обществе, выполнение существующих правил, умение приспосабливаться к условиям социальной среды [10]. Познать эти нормы, примеры их выполнения, способы приспособления к условиям социальной среды подростку как раз и может помочь искусство. По словам Л. С. Выготского, являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [4, с. 33], искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социальной адаптации личности подростка.

В настоящей статье будут представлены критерии и показатели социальной адаптации подростков средствами искусства, а также содержание диагностических заданий для школьников.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социальной адаптации подростков средствами искусства в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы школьника, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность, адаптирующей ее к социуму.

© Пичугина Л. Н., Овсянникова О. А., 2018

Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых социализированных личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла - с другой.

Современные ученые в области психологии и педагогики все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания школьников.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии, в том числе социального характера, указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого: Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи: Л. С. Выготский, А. И. Граборов и др. [14].

Ученые (Л. С. Брусиловский, В. Е. Рож-нова, 3. Матейнова, В. И. Петрушин и др.) утверждают, что занятия искусством помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества, то есть происходит тренировка их эмоциональной сферы. Кроме того, искусство используется как терапевтический фактор, например, музыка применяется как лечебно-коррекцион-ное средство, обеспечивающее гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса [2].

Выделяют несколько направлений использования искусства в профилактической работе с детьми:

- психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений);

- психотерапевтическое (связанное с воздействием на духовную и эмоциональную сферы);

- психологическое (выполняющее ка-тарсическую, регулятивную, коммуникативную функции);

- социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве) [1].

В данном исследовании мы опираемся на социально-педагогическое направление использования искусства в социальной адаптации подростков.

По мнению М. С. Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздействуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой - ребе-

нок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение [6].

Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства [17].

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыке, живописи, художественном слове, театре).

Отечественные специалисты в области художественной, музыкальной педагогики, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. И. Саку-лина и другие, утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства [3; 7; 15]. Н. Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов в своей работе отмечают, что диагностика посредством искусства позволяет замерять различные социальные навыки у школьников. В их статье представлена «диагностическая процедура, способствующая выявлению сформированности коммуникативных

навыков у младших школьников, посещающих скрипичный ансамбль» [16, с. 68].

Все эти ученые утверждают развивающую, воспитывающую, терапевтическую, а также диагностическую роль искусства, вместе с тем в настоящее время существует необходимость в создании диагностического инструментария по изучению социальной адаптации подростков средствами искусства.

Социальная адаптация в рамках данной работы относительно детей подросткового возраста рассматривается как умение анализировать и давать аргументированную оценку событиям и явлениям, умение выдвигать способы решения различных, в том числе социальных проблем, испытывать чувство эмпатии к героям произведения искусства, соотносить «Я-концепцию» с социальными установками.

Процесс социальной адаптации рассматривается на трех уровнях:

• общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) -адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов [14].

В рамках данного исследования нас будет интересовать, прежде всего, внутрилич-ностная адаптация подростков, так как ранее уже упоминалось, что у школьников в этом возрасте существует возрастная проблема самоопределения, самоутверждения и самовыражения в различных его проявлениях. Исходя из обозначенных возрастных особенностей, можно определить ряд задач социальной адаптации подростков:

- понимание себя (самопознание);

- нахождение смысла жизни (самоутверждение);

- возможность реализовать себя в определенной сфере (самовыражение).

Все эти задачи возможно решить средствами искусства. Одна из важных функций искусства - коммуникативная. Искусство позволяет понять «Другого» человека в искусстве и понять самого себя, оно помогает найти смысл жизни через анализ произведений искусства, а также самореализоваться в процессе творческой деятельности. Эмоциональная отзывчивость, способность понять чувства других и умение выразить свои чувства необходимы каждому человеку для общения и адаптации в окружающем мире.

Исходя из обозначенных задач, можно выделить компоненты социальной адаптации подростков средствами искусства: эмоционально-рефлексивный, соответствующий решению задачи самопознания; ана-литико-оценочный, соотносящийся с задачей самоутверждения; и творческо-действенный, отражающий задачу самовыражения подростков. Эти компоненты и будут являться критериями социальной адаптации подростков средствами искусства. Данные критерии конкретизируются следующими показателями: эмоционально-рефлексивный, аналитико-оценочный, творческо-действенный критерии.

Эмоционально-рефлексивный критерий конкретизируется показателями «сопереживание герою произведения искусства, способностью понять его чувства» и «понимание своих чувств при восприятии ис-

кусства и умение их выразить». Для выявления первого показателя «сопереживание герою произведения искусства, способностью понять его чувства» было разработано диагностическое задание:

- подросткам предлагается для восприятия музыкальное произведение (соответствующее восприятию детей подросткового возраста, на выбор преподавателя), им необходимо написать эссе, в котором важно отразить, какие чувства, по их мнению, испытывает герой музыкального произведения; также написать, сопереживает ли он данному герою, почему.

Для выявления второго показателя «понимание своих чувств при восприятии произведения искусства и умение их выразить» разработано следующее диагностическое задание:

- подростки воспринимают произведение изобразительного искусства (пейзаж) и пишут мини-сочинение о том, что они чувствовали при восприятии данного пейзажа, почему.

Аналитико-оценочный критерий конкретизируется показателями «умение находить смысл, основную идею произведения искусства» и «умение оценивать красоту произведения искусства». Для выявления первого показателя «умение находить смысл, основную идею произведения искусства» было разработано диагностическое задание:

- подростки воспринимают фрагмент фильма (или театральной постановки), а затем в письменном виде отражают, какой смысл, какую идею, по их мнению, заложил автор в данном фильме.

Для выявления второго показателя «умение оценивать красоту произведения искусства» разработано следующее диагностическое задание:

на основе восприятия репродукции картины подростки оценивают:

- Понравилась ли им картина или нет? Почему?

- Какие средства выразительности использовал художник для передачи основного смысла, настроения картины?

- В чем проявилась красота данного произведения искусства?

Творческо-действенный критерий конкретизируется показателями «самовыражение при восприятии произведения искусства» и «самовыражение при создании художественно-творческого продукта».

Для диагностики первого показателя «самовыражение при восприятии произведения искусства» разработано следующее задание:

задание по фототерапии - восприятие двух фото картин (различных по эмоциональному содержанию и сюжету) и ответы на вопросы:

- Какая фото картина вам ближе? Почему?

- Что бы вы изменили во второй фото картине?

- Выразите свои чувства при восприятии одной и второй фото картины.

Для выявления второго показателя «самовыражение при создании художественно-творческого продукта» разработано творческое задание:

Задание по фототерапии - создание фотоколлажа из собственных фотографий или фото, найденных в Интернете, на тему «Красота в жизни и в искусстве». Необходимо оформить презентацию и дать устные пояснения, почему они выбрали именно эти фотографии, аргументировать, почему на данную тему получился такой фоторепортаж.

В целом для проведения диагностических мероприятий предусмотрено применение следующих методов: метод рефлексивного эссе, метод мини-сочинения, анализ фрагмента фильма, беседа, метод творческих заданий (создание фотоколлажа и презентации). Кроме того, в основе диагностики лежат две формы эстетической деятельности человека: восприятие искусства и создание художественного продукта (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев) [11].

Апробация диагностики социальной адаптации подростков средствами искусства проходила на базе МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга, где магистранты осуществляли диагностические мероприятия в ходе прохождения практики, а также в МАОУ гимназии № 16 г. Тюмени в процессе преддипломной практики студентов-бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование». Результаты проведенного исследования в данных учебных заведениях подтвердили целесообразность и эффективность разработанного диагностического инструментария, который позволил выявить определенные проблемы в социальной адаптации подростков (в понимании своих чувств при восприятии искусства и в умении их выразить; в самовыражении при создании художественно-творческого продукта; в умении находить смысл, основную идею произведения искусства). С целью

преодоления выявленных проблем у подростков был разработан ряд творческих заданий в процессе восприятия искусства и создания творческого продукта, а также использованы имеющиеся диагностические задания в качестве развивающих. Итоговая диагностика показала положительную динамику социальной адаптации подростков средствами искусства: школьники научились понимать героя произведения искусства и самих себя в искусстве, получили опыт самовыражения в процессе создания творческого продукта (видеоклипа, фотоколлажа и др.), научились творчески общаться с автором или героем произведения искусства, а также со сверстниками в процессе обсуждения искусства.

Заключение. На основе анализа психолого-педагогической, искусствоведческой литературы были выделены компоненты социальной адаптации подростков средствами искусства: эмоционально-рефлексивный, аналитико-оценочный, творческо-действенный. Данные компоненты явились критериями социальной адаптации подростков средствами искусства. Для проведения исследования определены показатели и разработаны диагностические задания для подростков на основе двух форм эстетической деятельности: восприятия искусства и создания художественно-творческого продукта. Проведенное исследование подтвердило эффективность и целесообразность разработанного диагностического инструментария и позволило сделать выводы о том, что искусство, являясь фактором художественного развития, оказывает влияние на эмоционально-коммуникативную сферу личности. Познавая «Другого» человека в искусстве на основе его восприятия, подростки учатся его понимать и принимать, а также понимать самих себя. Участие подростков в художественной деятельности расширяет их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает профилактику, коррекцию дезадаптации. Занятия искусством помогают подросткам выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества, способствуют утверждению социальной значимости личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2011.

2. Артпедагогика и артерапия в специальном и инклюзивном образовании : учеб. для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. - М., 19744. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Искусство, 1968.

5. Грабельникова В. С. Социальная адаптация «трудных» подростков средствами физкультурно-спортивной деятельности // Физическая культура и спорт Верхневолжья. - 2013. - № 6. - С. 69-71.

6. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

S. Казакова Л. А. Диагностика результатов социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: аспекты социальной адаптации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 20l0. - № 4. - С. 77-90.

9. Кожемякина О. А. Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности // Mир науки, культуры, образования. - 20ll. - № l. - С. 271-273.

10. Mилькова Е. В., Варова Т. И. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей // Mир науки, культуры, образования. - 20l0. - № б-2. - С. l85-l9l.

11. Овсянникова О. А., Тагильцева Н. Г. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства [Электронный ресурс] : монография. - M. : Флинта : Наука, 20l7. - Режим доступа: https://eJanbook.com/book/96676http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/ Psihologiya-i-pedagogika/Obschpaya-pedagogika/Formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya_172840 (дата обращения: 12.05.2018).

12. Петрушин В. И. Mузыкальная психология. - M. : ВЛАДОС, 1997.

13. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - M. : Дашков и К, 2011.

14. Скрябина О. А., Mатанцева Т. Н. Арт-терапия как метод психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья - обучающихся высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Концепт. - 20tó. - Т. 2S. - С. l09-lll. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56486.htm (дата обращения: l3.05.20lS).

15. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - M. : Просвещение,

l973.

16. Тагильцева Н. Г., Курлапов M. Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников - участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. - 20l7. -№ 3. - С. 6S-75.

17. Харсеева Н. В., Цветкова И. В. Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 20ll. -№ 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-sredstvo-korrektsionno-razvivayuschey-pomoschi-detyam-s-narusheniyami-v-razvitii-l (дата обращения: l3.05.20lS).

lS. Ящук А. В. Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением: Калифорнийский опыт / / Философия образования. - 2006. - № 3. - С. 70-74.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom obrazovanii : ucheb. dlya vuzov / E. A. Medvedeva, I. Yu. Levchenko, L. N. Komissarova, T. A. Dobrovol'skaya. - M. : Akademiya, 20ll.

2. Artpedagogika i arterapiya v spetsial'nom i inklyuzivnom obrazovanii : ucheb. dlya SPO / pod red. E. A. Medvedevoy. - 2-e izd. ispr. i dop. - M. : Yurayt, 20lS.

3. Vetlugina N. A. Khudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok. - M., l974.

4. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. - M. : Iskusstvo, l96S.

5. Grabel'nikova V. S. Sotsial'naya adaptatsiya «trudnykh» podrostkov sredstvami fizkuTturno-sportivnoy deyatel'nosti // Fizicheskaya kul'tura i sport Verkhnevolzh'ya. - 20l3. - № 6. - S. 69-7!

6. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury. - SPb., l996.

7. Komarova T. S. Deti v mire tvorchestva. - M., l995.

S. Kazakova L. A. Diagnostika rezul'tatov sotsial'nogo vospitaniya detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: aspekty sotsial'noy adaptatsii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. - 20l0. - № 4. - S. 77-90.

9. Kozhemyakina O. A. Sotsial'naya adaptatsiya podrostkov sredstvami kul'turno-dosugovoy deyatel'nos-ti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 20ll. - № 1. - S. 27l-273.

10. Mil'kova E. V., Varova T. I. Sotsial'naya adaptatsiya podrostkov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 20l0. - № 6-2. - S. lS5-l9l.

11. Ovsyannikova O. A., Tagil'tseva N. G. Formirovanie tolerantnogo otnosheniya starshikh doshkol'nikov k sverstnikam sredstvami iskusstva [Elektronnyy resurs] : monografiya. - M. : Flinta : Nauka, 20l7. - Rezhim dostupa: https://e.lanbook.com/book/96676http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Psihologiya-i-pedagogika/Obschpaya-pedagogika/Formirovanie-tolerantnogo-otnosheniya_l72S40 (data obrashcheniya: l2.05.20lS).

12. Petrushin V. I. Muzykal'naya psikhologiya. - M. : VLADOS, l997.

13. Sotsial'naya rabota : ucheb. posobie / pod red. N. F. Basova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Dashkov i K, 20ll.

14. Skryabina O. A., Matantseva T. N. Art-terapiya kak metod psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya - obuchayushchikhsya vysshikh uchebnykh zavedeniy [El-ektronnyy resurs] // Kontsept. - 20l6. - T. 2S. - S. l09-lll. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/20l6/564S6.htm (data obrashcheniya: l3.05.20lS).

15. Sakulina N. P., Komarova T. S. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v detskom sadu. - M. : Prosveshchenie, l973.

16. Tagil'tseva N. G., Kurlapov M. N. Diagnostika razvitosti kommunikativnykh navykov mladshikh shkol'nikov -uchastnikov skripichnogo ansamblya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l7. - № 3. - S. 6S-75.

17. Kharseeva N. V., Tsvetkova I. V. Iskusstvo kak sredstvo korrektsionno-razvivayushchey pomoshchi detyam s narusheniyami v razvitii [Elektronnyy resurs] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -20ll. - № 5. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-sredstvo-korrektsionno-razvivayuschey-pomoschi-detyam-s-narusheniyami-v-razvitii-l (data obrashcheniya: l3.05.20lS).

lS. Yashchuk A. V. Sotsial'naya adaptatsiya detey i podrostkov s deviantnym povedeniem: Kaliforniyskiy opyt // Filosofiya obrazovaniya. - 2006. - № 3. - S. 70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.