Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, что работа по ранней профориентации в дошкольных образовательных организациях является первоначальным этапом в формировании элементарных профессиональных действий в системе непрерывного обучения и воспитания.
Эта работа должна быть целенаправленной, планомерной с учетом принципов работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И только в этом случае, у детей сформируются базовые представления о мире профессий, они научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Литература:
1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. - «ТЦ Сфера», 2014. - С. 38.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
3. Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
4. Комарова Т.С., Куцакова Л.С., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с.
5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Балашов - Изд-во «Николаев», 2014. - С. 36.
6. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
7. Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации об Утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
8. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 28.
9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. // Дошкольное воспитание. - 2018. -№10. - С. 64-69.
10. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? - Издательство ГНОМ и Д, 2011. - С. 45.
Педагогика
УДК 372. 874
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Шишкова Кристина Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
ДИАГНОСТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ
КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по развитию эстетического восприятия обучающихся средствами кукольного театра. Проблема развития эстетического восприятия дошкольников средствами кукольного театра достаточно изучена, но, говоря о школьном возрасте, тема нуждается в дополнении как в теории, так и в практике образования художественных школ. Кукольный театр дает педагогу возможность воспитывать в ребенке эстетическое отношение к миру, развивать его фантазию, эмпатию, способность давать характеристику своим эмоциям и учиться управлять ими. На основе уточненного понятия «эстетическое восприятие мира средствами кукольного театра», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.
Ключевые слова: развитие, кукольный театр, эстетическое восприятие, диагностические методы.
Annоtation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the development of aesthetic perception of students by means of puppet theater. The problem of developing the aesthetic perception of preschoolers by means of puppet theater has been sufficiently studied, but, speaking about school age, the topic needs to be supplemented both in theory and in the practice of art school education. Puppet theater gives the teacher the opportunity to bring up in the child an aesthetic attitude to the world, to develop his imagination, empathy, the ability to characterize his emotions and learn to manage them. On the basis of the refined concept of "aesthetic perception of the world by means of puppet theater", the indicators of this quality in students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.
Keywords: development, puppet theater, aesthetic perception, diagnostic methods.
Введение. Эстетический взгляд на природу и мир в целом влияет на нравственную сторону развития человека, так как отражает умение определять и отличать прекрасное и безобразное, добро от зла. Человек, наделенный чувством прекрасного, стремится преобразовать мир в лучшую сторону, научить окружающих видеть и чувствовать прекрасное.
Многие педагоги писали о взаимосвязи нравственного и эстетического, этического и эстетического, эмоционального и рационального в воспитании подрастающего поколения. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: «...Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [8; 19].
Другой великий советский педагог, В.А. Сухомлинский, считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Он полагал, что его развитие начинается с развития культуры ощущений и восприятия [6]. Таким образом, эстетическое воспитание обучающихся тесно связано с понятием «эстетическое восприятие». Важно развивать у подрастающего поколения эстетическое восприятие окружающего мира и искусства.
Баумгартен А.Г. полагает, что категория «эстетического» - это способность чувственного познания, которое может достигать совершенства только в искусстве, а именно в занятиях творчеством [2].
Эстетическое восприятие - это способность воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве и созидании по законам красоты. Эта сфера духовного развития ребенка охватывает эмоциональную сторону личности и непосредственно само творчество [5], [7].
Осуществлять процесс эстетического восприятия личности можно с помощью таких средств как игра, искусство, наблюдение за окружающим миром, художественно-творческой деятельности [3]. Развитие эстетического восприятия у младших школьников целесообразно осуществлять средствами кукольного театра, так как у детей этого возраста еще сильно влияние игровой деятельности наряду с учением, а кукольный театр предполагает игру актеров, игровое взаимодействие, а также творческое общение всех участников кукольного спектакля.
Говоря о кукольном театре, важно отметить то, что этот вид искусства является синтезом литературы, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи, а также актерского мастерства. При этом на зрителя театральная постановка воздействует следующими средствами: художественной речью, декорациями сцены, музыкальным сопровождением и самими куклами. Эти особенности данного вида искусства являются ярким примером реализации полихудожественного подхода в образовании.
Кукольный театр дает педагогу возможность воспитывать в ребенке эстетическое восприятие, эстетическое отношение к миру, развивать его фантазию, эмпатию, способность давать характеристику своим эмоциям и учиться управлять ими.
Занимаясь кукольной театральной деятельностью, ребенок обогащает свою культурную жизнь, знакомится с литературой, музыкой, историей. Через сказку, на которой часто строится кукольно-театральная постановка, ребенок учиться отличать добро и зло, ценить честность и дружбу, отмечать смелость и усердие, и другие категории этического и эстетического [1]. В процессе восприятия сказки ребенок выбирает себе образцы для подражания, а именно эта способность к подражанию на основе сопереживания героям кукольной постановки, и позволяет педагогу оказывать благоприятное воздействие на развитие личности ребенка [4]. Также она дает возможность учащемуся представить себя на месте другого персонажа, что помогает идентифицировать себя с ним, развить способность к сопереживанию, а также преодолеть робость, стеснение, застенчивость, неуверенность в себе в ходе осуществления кукольной постановки.
Несмотря на актуальность темы исследования, проблема исследования недостаточно изучена, так как остается неразработанным диагностический инструментарий по исследованию уровня развития эстетического восприятия у обучающихся детских школ искусств, а само понятие ««эстетическое восприятие средствами кукольного театра» требует уточнения в теории художественного образования.
Изложение основного материала статьи. Исходя из сущности понятия «эстетическое восприятие», в опоре на специфику кукольного театра, нами было уточнено понятие «эстетическое восприятие средствами кукольного театра» относительно детей младшего школьного возраста, обучающихся в детской школе искусств. «Эстетическое восприятие средствами кукольного театра» трактуется нами как эмоциональное восприятие кукольных спектаклей, способность воспринимать прекрасное в их содержании и художественном оформлении, а также способность создавать художественный образ героя кукольного театра.
В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика исследование уровня развития эстетического восприятия обучающихся средствами кукольного театра. На базе детской школы искусств «Этюд» города Тюмени было проведено исследование, в котором приняли участие 9 учащихся младшего школьного возраста.
На основе содержания определения понятия - «эстетическое восприятие средствами кукольного театра», были выделены следующие показатели: эмоциональное восприятие спектаклей кукольного театра, способность воспринимать прекрасное в содержании и художественном оформлении кукольного театра, способность создавать художественный образ героя кукольного театра.
Для каждого из показателей были определены диагностические методы и разработаны задания. Показатели и соответствующие им диагностические методы отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели и диагностические методы исследования уровня развития эстетического восприятия у обучающихся средствами кукольного театра
Критерий Показатели развития эстетического восприятия средствами кукольного театра
Показатели Эмоциональное восприятие спектаклей кукольного театра Способность воспринимать прекрасное в содержании и художественном оформлении кукольного театра Способность создавать художественный образ героя кукольного театра
Диагностические методы Метод эссе Метод эссе и метод творческого задания Метод творческих заданий
Уровни развития Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
Первое диагностическое занятие направлено на выявление уровня развитости показателя: «эмоциональное восприятие спектаклей кукольного театра». Учащим предлагается посмотреть запись кукольного спектакля «Дюймовочка», а затем письменно ответить на вопросы:
1) Какие эмоции и чувства вызывает восприятие спектакля?
2) Какой герой запомнился больше всех? Почему?
3) Каких похожих героев можете вспомнить? Чем они отличаются?
Для определения уровня развития указанного выше показателя нами были установлены следующие уровни (высокий, средний, низкий), которые оценивались в баллах.
Высокий уровень (3 балла) учащийся четко и ярко описывает свои эмоции посредством эссе, а так же точно воспроизводит героев в памяти, сравнивает и описывает их.
Средний уровень (2 балла) учащийся описывает свои эмоции коротко, в общих чертах. Частично воспроизводит образ героя из спектакля, не воспроизводит похожий образ или сопоставляет их с ошибками.
Низкий уровень (1 балл) учащийся имеет короткий эмоциональный отклик - понравилось/не понравилось. Низкий уровень описания понравившегося героя или его отсутствие, как следствие плохое сопоставление с образом, возникшим в памяти или отсутствие данного образа.
На следующем диагностическом занятии учащимся предлагается посмотреть запись кукольного спектакля «Кот в сапогах», обратить внимание на оформление сцены. Задание к нему делится на 2 части и направлено на выявление уровня показателя: «способность воспринимать прекрасное в содержании и художественном оформлении кукольного спектакля». В первой части ученикам предлагается письменно ответить на вопросы:
1) Какой образ у спектакля? Что автор хотел показать зрителям в этом спектакле? Каков его смысл, замысел? Как он раскрывается в персонажах и декорациях?
2) Выделите главных героев спектакля, обратите внимание какие они по внешности и характеру, как сделаны костюмы, какие использованы материалы, цвета?
3) Как соотносится их внешний вид с их характером, поведением, статусом. Подходит/не подходит. Почему?
Вторая часть задания состоит в том, что ученикам нужно создать иллюстрацию декораций к одной из сцен просмотренного спектакля «Кот в сапогах».
Обе части данного задания оценивались по уровням.
Высокий уровень (3 балла) учащийся верно определил замысел спектакля и смог сказать, как он отражен в его художественном оформлении. Правильно выделил главных героев и верно соотнес их внешний вид с их поведением, характером. Иллюстрация декораций соответствует теме спектакля, является оригинальной и интересной по цветовому решению.
Средний уровень (2 балла) учащийся верно определил замысел спектакля, но не смог сказать, как он отражен в его художественном оформлении. Главных героев ученик выделил верно, но есть ошибки или недочеты в соотнесении описаний внешнего вида и характера/поведения героев. Иллюстрация же соответствует сцене из спектакля, но является не оригинальной, выполнена небрежно, имеет негармоничное цветовое решение.
Низкий уровень (1 балл) учащийся не смог определить основную мысль спектакля, как следствие не описана его передача в художественном оформлении. Главные герои не выделены или выделены неверно, а также неверно определены соотнесения внешнего вида и характера, поведения (статуса героев). Иллюстрация, выполненная учеником, не соответствует сценам спектакля, не оригинальна, выполнена небрежно, имеет негармоничное цветовое решение.
Последнее диагностическое задание было направлено на выявление уровня развитости показателя «способность создавать художественный образ героя кукольного театра». Его сущность заключается в том, что ученикам нужно самостоятельно выбрать любимого героя сказки и представить в образе героя кукольного театра, а затем выполнить творческую работу, изобразив своего героя (Формат А4). Для большего понимания задания ученикам были заданы следующие вопросы и задачи:
1. Как может выглядеть персонаж?
2. Во что он будет одет?
3. Какие черты будут отличать его от других подобных персонажей?
4. Сделать персонажа оригинальным, узнаваемым.
5. Продумать цвет и фактуру, узор.
Работы оцениваются по следующим уровням:
Высокий уровень (3 балла) предполагает создание оригинального узнаваемого образа в соответствии с выбранной темой, наличие у него характерных черт, атрибутов, особенностей характера и др.
Средний уровень (2 балла) предполагает создание узнаваемого, но не оригинального, стереотипного образа, а так же малое количество или полное отсутствие характерных черт, атрибутов и особенностей характера.
Высокий уровень (1 балл) возникают трудности с созданием собственного образа по заданной теме. Образ не узнаваем, персонаж скучный, без продуманных и проработанных деталей, атрибутов одежды и характера.
Выводы. После проведения начальной диагностики были выявлены следующие результаты. По первому показателю «эмоциональное восприятие спектаклей кукольного театра» на высокий уровень и низкий уровень пришлось по 22% учащихся, а на средний уровень - 50%.
По второму показателю «способность воспринимать прекрасное в содержании и художественном оформлении кукольного театра» низкий уровень был выявлен у 37,5% обучающихся, средний - у 50%, а высокий лишь у 12,5% младших школьников.
По показателю «способность создавать художественный образ героя кукольного театра» на высокий и средний уровень пришлось по 0% учащихся, то есть все 100% младших школьников имеют низкий уровень развития данного показателя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели эстетического восприятия средствами кукольного театра на этапе начальной диагностики у большинства учащихся детской школы искусств «Этюд» развиты на низком или среднем уровне, что доказывает значимость данного исследования.
Литература:
1. Абобакирова О.Н. Формирование у старших дошкольников эстетических чувств средствами кукольного театра // Молодой ученый. - 2018. - №18 - С. 148-150.
2. Баумгартен А.Г. Эстетика / под общей редакцией А.В. Белоусова и Ю.А. Шахова, Москва, 2021. - 760 с.
3. Исмаилова З.К., Байбаева М.Х., Сапаров А.Б. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование. // Молодой ученый, 2015. - №8. - С. 937-940.
4. Королев М.М. Искусство театра кукол. - Л., 1973. - 154 с.
5. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_terms/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82 %D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 13.05.2021)
6. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 3-х томах. - Т.1. - Москва: Педагогика. -1979. - 558 с.
7. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
Педагогика
УДК 372.874
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Костылева Руслана Эдуардовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ
Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию эмоционального состояния обучающихся на уроках по композиции, их способности выражать эмоциональное состояние при помощи художественных материалов. Проблема развития эмоционального состояния подрастающего поколения изучена, но нуждается в дополнении, как в теории, так и в практике художественных школ. Занятия по композиции служат эффективным средством самовыражения обучающихся, так как новые изобразительно-выразительные средства позволяют глубоко прорабатывать передаваемые эмоции, а так же по-новому выражать идеи своих творческих работ. На основе уточненного понятия «Способность выражать эмоциональное состояние на занятиях композиции», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.
Ключевые слова: эмоциональное состояние, диагностический инструментарий, метод анализа художественных работ, творческое задание, метод эссе.
Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the emotional state of students in composition lessons, their ability to express their emotional state with the help of artistic materials. The problem of developing the emotional state of the younger generation has been studied, but needs to be supplemented, both in theory and in practice, in art schools. Composition classes serve as an effective means of self-expression of students, as new visual and expressive means allow them to deeply study the transmitted emotions, as well as to express the ideas of their creative works in a new way. Based on the refined concept of "The ability to express an emotional state in composition classes", the indicators of this quality in students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.
Keywords: emotional state, diagnostic tools, method of analysis of works of art, creative task, essay method.
Введение. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии подрастающего поколения. Многие отечественные и зарубежные ученые изучали эмоциональное развитие человека, механизм возникновения, а так же развитие эмоций. Такие ученые как С.Л. Рубинштейн, К.Э. Изард, Л.М. Веккер, М. Якобсон доказали, что развитие эмоциональной сферы происходит именно в детском возрасте [2], [6].
Проблеме развития и выражения эмоционального состояния школьников посвящена тема нашего исследования.
Современный мир - это век цифровых технологий и научно-технического прогресса, что не всегда положительно сказывается на эмоциональной сфере подрастающего поколения. На сегодняшний день для человека его эмоциональные переживания сохраняют свою необходимость, ведь они являются источником обогащения внутреннего мира личности, а так же источником познания окружающей действительности [1].
При изучении литературы на тему исследования прослеживается, что большинство ученых считают человека с развитым эмоциональным и социальным интеллектом более успешным в социуме, что, по их мнению, влияет на успехи в учебе, профессии и способствует творческому развитию [3], [6].
Для человека зачастую именно выражение своих мыслей и чувств является проблематичным. В современном обществе существует уже большое количество способов, подходов и методов, которые способствуют решению этой проблемы, однако одним из самых эффективных средств борьбы с пассивным и узким самовыражением является искусство, в частности изобразительное искусство. Оно предоставляет возможность не только чувствовать, но и анализировать чувства. Искусство помогает человеку выразить собственное «я», свои эмоции и чувства, а также создать на основе собственных эмоций вымышленного персонажа, наделенного своей историей. Таким образом, изобразительное искусство имеет особое значение в развитии эмоционального состояния подрастающего поколения.