Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 507-517
Театральные игры и игрушки в жизни детей раннего
возраста
А.И. Мартынова
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 1468»
109147, г. Москва, Брошевский переулок, д. 21
State budget institution "School № 1468"
Broshevsky side street, 21, Moscow 109147 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: игра, игрушка, кукла, театр, ранний возраст. Key words: game, toy, doll, theater, early age.
Резюме: В статье обосновывается значение театральной игры и игрушки для художественно-эстетического развития личности ребенка раннего возраста. Описывается гипотеза происхождения куклы, взаимодействие человека и куклы - как культурного направления театрального искусства. Рассматриваются виды театральных кукол, их практическое применение. Анализируются театральные игрушки ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в детском саду и игры с ними. Делаются выводы о значении кукольного театра, которые обобщаются в методику «Театр на столе».
Abstract: The article explains the importance of theater games and toys for the artistic and aesthetic development of the personality of the young child. Describes the hypothesis of the origin dolls, puppets and human interaction - as a cultural direction of theatrical art. Consider the types of puppets, their practical application. Analyzes the theatrical toys companies "Elti-Kudits" in kindergarten and play with them. Conclusions about the importance of the puppet theater, which are summarized in the technique of "Theatre on the table". [Martynova A.I Theatrical games and toys in the life of young children]
Художественно-эстетическое развитие является одной из важнейших сторон воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, развитию воображения, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, влияет на психическое развитие ребенка. От первого опыта, который ребёнок приобретёт в дошкольном учреждении, зависит, научится ли он любить и воспринимать красоту окружающего мира, понимать законы общества, красоту человеческих взаимоотношений. Поэтому, задачи дошкольного воспитания направлены на формирование у детей интеллектуального и эстетического к действительности,
художественного вкуса и умений, выразительности речи и чувств, эмоциональных открытий и переживаний, потребности в познании прекрасного и духовного богатства (Антипина, 2009).
Роль художественно-эстетической деятельности в развитии детей дошкольного возраста всегда отмечали зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, А.Н. Островский, К.Д. Ушинский. В советское время: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.С. Станиславский. Художественно-творческая деятельность является универсальной. Она пластична (по В.В. Давыдовой), инициативна, «бескорыстна» (по Н.Н. Поддьякову), «избыточна» (по В.А. Петровскому), синкретична (по Н.А. Ветлугиной, Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой).
Психологи (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Е.А. Флёрина, С.Л. Новоселова) подчеркивают, что в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития художественно-эстетической деятельности имеет практическое экспериментирование, игра. Определение «игра» давали многие ученые. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью. Это игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые,
театрализованные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов театрализованной деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, АД. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).
«Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что
он рисует. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли. Этим общим корнем является игра ребенка, которая служит подготовительной ступенью его художественного творчества. Игра возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам» (Выготский, 1997).
Театрализованная игра с куклами приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Ребенок верит кукле. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры. Большинство исследователей считают, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и называют их «творческими» (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин ).
Театр всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета - куклы. Представления театров кукол в наши дни смотрят преимущественно дети, но еще в позапрошлом веке, он был театром для всех.
Современные теории театра кукол базируются на данных эстетики, культурологии и театральной теории, тем более что анализ значимости и места театра кукол в системе культуры и искусства отчасти является предметом рассмотрения в исследованиях по эстетике и теории культуры (Ю.Б. Борев, Ю.М. Лотман, Н.Б. Маньковская), философии и теории театра (И.М. Андреева, Л.Н. Духанина, С.А. Изволина, А. Павленко).
Отечественная теория и история театра кукол формируется в 10-40-е гг. XX века, когда в общих работах по истории театра и народного фольклора начинают затрагиваться некоторые вопросы становления и развития театра кукол и его выразительного средства - играющей куклы (Н.Д. Бартрам). Тогда же выходят в свет и труды создателей первых
профессиональных школ кукольной игры в России Е.С. Деммени, C.B. Образцова, Н.Я. Симонович-Ефимовой. Будучи не только практиками, но и первыми теоретиками театра кукол они уделяли особое внимание развитию театральной куклы.
Кукла - один из интереснейших образов в культуре, который позволял проиллюстрировать взаимозависимость между творцом и его созданием, осознать человеком свое бытие в культуре, рассмотреть процесс творчества и создания произведения в целом и в театре в частности. Поэтому в основе природы театра кукол лежит диалогичное взаимодействие человека и куклы, игра которых создает единый сценический образ, основанный на соединении живого и неживого в едином пластическом действии.
Интересно наблюдать исторические гипотезы происхождения куклы. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет знакомит нас с французским писателем Жан Шарлем Эммануэлем Нодье, который в 1842 выдвинул гипотезу «детского» происхождения куклы. Согласно Нодье, первую куклу изобрела «Первая Девочка» в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой - прообразом всего театрального искусства. Несколькими годами позже археолог Ш.Маньян выдвинул альтернативную гипотезу: театральная кукла возникла благодаря попыткам человека «оживить», сделать подвижным изображение бога. Обе гипотезы вызвали многочисленные дискуссии и споры. Но лишь в 20 в. развитие культурологии позволило внести в них существенные коррективы и переложить основные акценты на обрядовые корни возникновения куклы, - как и театра в целом.
Рассмотрим некоторые виды театральных кукол. Термин «Верховые куклы» (во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника) введен в оборот русскими народными кукольниками, которые противопоставляли их марионеткам. Верховые куклы подразделяются на несколько видов.
Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Классический образец
перчаточной куклы - русский Петрушка. Аналогами русского Петрушки были: в Англии - Панч. в Италии - Пульчинелла. во Франции - Полишинель, в Германии - Гансвурст, и т.д. Многие исследователи считают, что именно перчаточная кукла возникла раньше всех остальных.
В начале 1920-х годов С. В.Образцов расширил возможности перчаточной куклы, выведя ее из-за ширмы на эстраду. Главным в его методе стал принцип диалога между актером и куклой, в котором они выступают как равноправные партнеры. Эстрадные выступления с куклой-малышом Тяпой на руках у актера пользовались большой популярностью.
Тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями, тоже является верховой. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости (гапита), пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Так, в спектакле С.В. Образцова «Необыкновенный концерт» танцующей цыганкой управляют одновременно шесть актеров.
Кукла марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены.
Интересно, что марионетка оказалась
противопоставлением верховой (и особенно - перчаточной) кукле по многим параметрам, особенно по внешней эстетике. В облике традиционной перчаточной куклы всегда можно выделить обобщение. В традиционной марионетке, напротив, важна скрупулезная скульптурная отделка деталей, изящество. Зачастую марионетки изготавливались из дорогих материалов, для нее принципиальны утонченность и изысканность.
Среди других видов различных театральных кукол еще интересно выделить куклы-автоматы. Это - механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.п. Известны и куклы которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, когда она своей текучестью изменяющей центр тяжести изделия. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Сегодня в современном театре кукол можно наблюдать, как в спектакле «работает» любой предмет, с которым актер строит сценическую роль. Как строится диалог между актером-куклой и зрителем. Особенно это популярно в Московском Детском Сказочном театре, где дети-зрители вступают в разговор с куклой и их диалоги могут выходить за рамки сценария.
Среди актеров-предметов часто встречаются не совсем куклы, а просто игрушки: кегли, мячик, экскаватор или домашняя утварь. Так, в спектакле «Гамлет» (Московский театр «Тень») роль Дон Жуана исполняет старенький плюшевый мишка. Любой современный театр любит экспериментировать и придумывать собственный театральный язык.
Дети раннего дошкольного возраста также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей-кукол и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда различные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (Лыкова, 2013).
Приобщение детей к театрализованной деятельности необходимо начинать как можно раньше, на ранних этапах детства. Наблюдение современной практики работы дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания педагогами уделяется раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта
средствами театрального искусства в игре. В настоящее время существует немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности:
Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр», направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуализации. Программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой создает условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщает детей к театральной культуре, обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе. Таким образом, все представленные программы и технологии направлены на развитие коммуникативных способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала, обеспечивают индивидуальность личности посредством театрализованной деятельности, но опираются они, в основном, на старший дошкольный возраст и здесь не хватает игр с куклами.
Специфика развития детей раннего возраста диктует определенные требования к работе педагога дошкольного учреждения, поэтому театрализованная деятельность часто не организована в достаточном объеме и на профессиональном уровне. В раннем возрасте индивидуальный подход и индивидуальный контакт с ребенком имеют решающее значение. Маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призыва или предложения, обращенного к целой группе. Им необходим взгляд «глаза в глаза», обращение по имени, ласковый голос, прикосновение и, конечно, кукла. С ней можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями.
Кукла выступает идеальным партнером по общению,
является близким другом. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями и чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит ее, передает ей свои знания. То есть выполняет по отношению к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности игр детей раннего возраста с куклами.
Учитывая вышесказанное, автор статьи составила аналитический обзор игрушек и кукол, имеющихся в работе с детьми раннего возраста у воспитателей и педагогов в детских садах, предлагаемых ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» по каталогу 2016 года.
Игровые костюмы для взрослых и детей (или отдельно шапочки). Дети раннего возраста, еще не могут использовать полноценные костюмы по назначению. У маленьких детей доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Они не ассоциируют себя с образом персонажа, не видят героя, которого подразумевает костюм, потому что они не могут увидеть себя со стороны. Маленькому ребенку, одетому в такой костюм или шапочку, необходимо давать подсказку в виде небольших обозримых атрибутов или игрушек. Например, надеть на запястье руки меховой рукавчик или дать в руки игрушку, которая будет постоянно напоминать, что он собачка.
1) Наборы кукол-рукавичек, в виде перчаток из трех отделений для пальцев. Такие комплекты позволяют разнообразить театральные игры с детьми раннего возраста, но использовать их может только педагог. Ребенок принимает участие в игре с взрослым через взаимодействие с такими перчатками. Маленький дошкольник проявляет интерес к куклам-рукавичкам, пока они «оживают» в руках педагога. Если ребенок снимает куклу с руки взрослого, чтобы продолжить с ней игру самостоятельно, интерес к ней быстро пропадает. Однако, в старшем дошкольном возрасте, уже имея опыт владения данным игровым реквизитом, ребенок может самостоятельно режиссировать свои спектакли (придумывать сценарий), артистом (разыгрывать свой сценарий), вести диалог
между разными персонажами, надев их на правую и левую руки одновременно.
2) Пальчиковые куклы театра «Сказки» имеют большой видовой ассортимент. Они выполнены из различных материалов: сшиты из мягких тканей, связаны из мягких ниток, что позволяет малышам получать новые приятные тактильные ощущения от игр. Такие пальчиковые куклы очень нравятся детям раннего возраста, так как они легко надеваются на пальчик, и пальчик превращается в...мишку или зайчика! В отличие от перчаточных кукол, маленького зайчика можно незаметно зажать в кулачке, и, в нужный момент, вязаный актер появляется из ниоткуда и начинает рассказывать сказки. Детям интересно, что на их пальчике сидит игрушка и она подвижна, мягкая, забавная, добрая. Ее можно взять с собой на прогулку -он не доставит неудобств. Зато, когда малыш начинает капризничать и плакать, можно быстро переключить его внимание на действие сказки (пальчик сгибается-разгибается), которая всегда рядом!
3) Большой выбор перчаточных кукол «Би-ба-бо» для игр с детьми раннего возраста может использовать только педагог. Руки маленьких детей не могут удержать большую тяжелую голову игрушки и дети этого возраста не могут ею руководить. «Би-ба-бо», как компонент театрализованной деятельности в образовательном процессе детей раннего возраста, возможен в виде инсценировки небольших спектаклей в группе на маленькой настольной ширме. К неудобствам этого вида театра можно отнести занятость обеих рук педагога. Он не может сопровождать спектакль различными жестами, чтобы украсить сценарий сказки, или передать эмоции героев, чтобы обучить детей необходимым характерным движениям.
Характеристики, обзор и возможности игрового оборудования позволили автору статьи разработать свою методику «Театр на столе» для детей раннего развития, где основным атрибутом игры является кукла.
Методика «Театр на столе» - это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые педагогом с детьми или самостоятельно детьми с актерами-игрушками. Спектакли и композиции по данной
методике развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов) и реализуются на столе, как на сцене, с грамотно подобранными декорациями в форме кукольного театра. Под руководством воспитателя дети играют в куклы, овладевают театральными техниками различных символических средств: мимикой, пластикой, пением и т.п., учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у младших дошкольников.
Совсем не обязательно на занятиях с детьми иметь ширму, разыгрывая какую-либо сказку, достаточно иметь доступные декорации и специально оборудованное место. Игрушки авторского театра отбираются по специальным критериям. Они яркие по цвету, сопоставимы друг другу по размеру, подвижные в руках кукловода, имеют различное происхождение (сшитые или рукотворно-производственные). Созданы из ткани, меха, мягкой резины и прочего тактильно приятного материала и при этом держат устойчивое положение на сценическом пространстве. Маленькие дети любят, чтобы все было по-настоящему, если зайка, то с ушками, если волк, то обязательно зубастый, а если лиса - то рыжая и хитрая!
Результаты работы с детьми раннего возраста во многом зависят от отношения взрослого к происходящему вокруг, от интонации голоса, искренности и неподдельности чувств при общении с детьми.
Вывод. Игрушки кукольного театра должны отражать яркие черты характера персонажа, владеть убедительностью иносказания и образностью. Театральные куклы, используемые на занятиях с детьми должны обладать чарующими для ребенка сценическими возможностями: ходить среди детей, брать их за руки, танцевать с ними, разговаривать с ребенком о трудностях, внимательно наклоняться над рисующим ребёнком и смотреть получается ли у него и т.д. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, разыгрывать много весёлых сценок, чтобы постоянно поддерживая интерес ребят к ним.
Под разные педагогические задачи можно самим создавать театральные куклы и игрушки разнообразных оригинальных форм, размеров и сюжетов. Это поможет педагогам и воспитателям увидеть новые подходы к
организации театрализованной деятельности, научить маленького ребенка игре с куклой через театрализацию, привлечь к творчеству и мотивировать ребенка раннего возраста на творческий путь в большой мир искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Антипина Е.А. 2009. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: «Сфера». 128 с.
Выготский Л.С. 1997. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 96 с.
Выготский Л.С. 1987. Психология искусства. М. Педагогика. 344с.
Лыкова, И.А. 2013. Театр кукол (детское художественное творчество). М.: ИД
«Цветной мир». 16 с. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.:
Педагогика, 1992. 156 с. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада.
Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1995. 328 с. Эльконин, Д.Б. 1989. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 560 с.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 04.10.2016