Научная статья на тему 'Сценография кукольного спектакля'

Сценография кукольного спектакля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
891
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кротов Г. В.

Сценографию кукольного театра невозможно рассматривать в отрыве от самого понятия театра кукол, природы куклы, психологии детского возраста. Театр кукол – это особая форма перевоплощения – главного элемента театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценография кукольного спектакля»

СЦЕНОГРАФИЯ КУКОЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ

© Кротов Г.В.*

Гуманитарный институт профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Сценографию кукольного театра невозможно рассматривать в отрыве от самого понятия театра кукол, природы куклы, психологии детского возраста. Театр кукол - это особая форма перевоплощения -главного элемента театрального искусства.

Художественное произведение формируется на основе и при помощи всех видов материала, выраженных и сформированных по законам композиционных закономерностей конкретного вида искусства. Вся полнота материала спектакля проявляется непосредственно в сюжетно-драматической линии развития, где конкретно -чувственные представления разворачиваются во времени, в звуко-музыкальном строе, где звук реально слышен, в сценографии, где пространство формируется через тяжесть, свет и пластику. Сценография, являясь одним из определяющих моментов такого сложного художественного организма как театр, который синтезирует на своей основе все многообразие искусств, включает в себя всю полноту пространственных видов искусств, не будучи сведенной ни к одному из них. Для раскрытия своего содержания, формирующегося вместе со специфической для него формой, сценография использует полноту колорита живописи, выразительность графики, пластическую законченность скульптуры, геометрическую четкость архитектуры. Являясь одним из определяющих моментов театрального искусства, сценография несет в себе законченность формы и свою специфику содержания. Сценографию кукольного театра невозможно рассматривать в отрыве от самого понятия театра кукол, природы куклы, психологии детского возраста. Театр кукол - это особая форма перевоплощения - главного элемента театрального искусства. Это искусство предметов, оживающих при приведении их в движение актером и вызывающих ассоциации с жизнью людей. Здесь от театрального искусства берется человеческое начало, а от изобразительного - неодушевленное, предметное. Первое - это средство театра, второе - специфическое средство вида.

Театр кукол - это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытые от зрителя ширмой. Он различается устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы - перчаточные, тростевые и другие). Кукла -художественный инструмент актера. На кукольной сцене встречаются два сотворца сценического образа - актер и художник, представитель теат-

* Аспирант, заместитель директора Красноярского краевого театра кукол

рального и изобразительного искусства. В творческом процессе они вступают в сложные взаимоотношения. С одной стороны - живое искусство актера, с другой стороны - неживая природа куклы; динамика актерского мастерства и статистика искусства изобразительного; существо, которое не может проявить себя вне времени, и существо, над которым время не властно; природа и искусственность.

Первые кукольные представления с главным действующим лицом -Петрушкой появились в I половине XIX столетия. На страницах бытовых очерков и лубочных книжек его имя упоминается с 1840-х годов.

Театр кукол конца 1980-1990-х гг. пошел по пути перемен, спектакль должен быть острым, смешным, должен удивлять. Задача театра - дать портрет внутренней жизни, диалектики души, имея на вооружении лицо и слово. Среди отличительных особенностей театра кукол указанного периода - использование средств выразительности смежных территорий: драматического, площадного, поэтического театра. Интерес к крупным планам и интимному общению выразился в создании «домашних» камерных спектаклей. Театр кукол, как и другие элементы культуры, перешел от слова к телу, что выразилось в движении от вербальности к зрительному образу, от интеллектуальности к телесности.

Театр кукол практически всегда выступал в качестве источника информации о мире, о жизни для детской аудитории, передавал социальный опыт от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Театрализованная деятельность (детский кукольный театр) является естественной и привлекательной для дошкольников деятельностью, в которой возникает и развивается позиционное (децентрированное) действие.

Лотман Ю.М. утверждает, что от первой игрушки до театральной сцены человек создает себе «второй мир», в котором он, играя, удваивает свою жизнь, эмоционально, эстетически, познавательно ее осваивает. В этой культурной ориентации стабильные игровые элементы - кукла, маска, амплуа - играют огромную роль. Отсюда - исключительно серьезные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры.

Традиционный сценографический язык театра кукол помогает раскрыть специфическое видение мира, возможное только в условиях формирования у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию.

Особенностью театра кукол является то, что только в театре кукол живая актерская природа соединена с неживым материалом, как специфическим средством выразительности. Тесная связь куклы с их носителем - исполнителем - подтверждает то, что в театре кукол любой из элементов искусства сценографии может выступать, как правило, в каждой из трех основных функций: персонажной, декорационной и игровой. Современные театральные постановки нагружены интеллектуально, в спектаклях присут-

ствует многоплановость и многопластовость, которую необходимо расшифровывать, опираясь на концепцию режиссера. Современный кукольный театр нацелен на развитие уровня субъекта - зрителя, расширение его кругозора, в связи с чем, отмечается качественное изменение театральных представлений. Сценография многих кукольных спектаклей - уже на принципиально новом уровне и под другим углом зрения, привлекая современные технологии, обращается к образно-пластическому миру, к зримому образу народных игр и обрядов. Пример тому - спектакль Красноярского краевого театра кукол «Зайку бросила хозяйка» (режиссер Сергей Иванников). Спектакль объемный, с использованием линейной перспективы, компьютерной графики, динамического изображения. Каждая деталь спектакля здесь проявлена или «уведена» в глубину пространства в зависимости от логики действия театрального представления (движущиеся облака, панорама поля). Интересным является колористическая насыщенность спектакля, которая обусловлена законами распределения света и цветовой палитры сценической атмосферы. Характер свето-цветового взаимодействия зависит в спектакле также и от смысловых нагрузок в ходе развития действия. Это также участие света, световых и цветовых пятен в пространстве сцены, цветовых доминант в игровой стихии сценического представления: свето-цветовые акценты, диалогичность света с актером.

Мизансценический рисунок развивается в динамике действия, каждая деталь его связана с прямой и обратной связью, включена в развитие действия спектакля.

Вместе с тем сценография этого спектакля заключает в себе новый тип динамики - динамику реального движения. Пространство сцены является не только многомерным, но и «нюансируется». Это очевидно и в художественном решении задника сцены, в интерьере, в цветовом оформлении. Отношения главных героев - Зайки, Мишки, Эксковатора, являясь художественной доминантой и вступительным аккордом зрительного образа спектакля, включают всех действующих лиц и зрителей в мир, где возможно предательство, но побеждает Дружба.

Тематика и содержание театральной постановки имеет нравственную направленность, которая заключена в сказке. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.

Это театральное произведение зрелищно, раскрывает художественные образы, динамически развивая их в пространстве и во времени действия спектакля, т. е. в динамике реального движения. Сценографическое творчество - художественное явление, занимающее видное место в практике театра XXI века. В настоящее время перед театром кукол встает новая серьезная задача: инновационные режиссерские идеи, условия работы на пересечении различных видов искусств и проникновение современных технологий в театр, требуют обновления облика спектакля в целом и его сценографического решения в том числе.

Список литературы:

1. Базанов В.В. Театральная техника в образном решении спектакля. -М., 1973.

2. Шеповалов В.М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура: сборник научных трудов. -СПб., 1992.

3. Шеповалов В.М. Сценография в системе искусств, в структуре театра // Империя света. - 2002. - № 9.

4. Королев М.М. Искусство театра кукол. - Издательство «Искусство», 1973.

5. Михайлова А.А. Художник и режиссёр. (О некоторых чертах современной сценографии). - М.: Знание, 1986.

6. Берман В. Л. Социокультурная специфика театрально-кукольной реальности / В. Л. Берман // Омский научный вестник. - 2009. - № 3.

ПРОМЫСЕЛ И ПРОИГРЫШ БОГОВ: ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАГЕДИИ ЕВРИПИДА «ИППОЛИТ»)

© Серебрякова Ю.В.*

Ижевский государственный технический университет, г. Ижевск

Статья посвящена анализу внешней и внутренней красоты человека в трагедии Еврипида «Ипполит» в связи с развитием представлений в последующем русском искусстве о том, что такое «невидимое», «видимое», «видеть», «телесность», «идеал красоты».

Промысел бессмертных богов - «игры» в людей. Так невидимые боги помогают (Ахиллес) или мешают (Одиссей) людям в достижении их целей. Однако еще в античной драматургии описаны случаи, когда сила невидимых богов при видимой их победе оказывалась ничтожной. Человек -герой античной трагедии - мог невидимой страсти богов противопоставить прощение и понимание, красоту внутреннюю.

Трагедия Еврипида - это не только трагедия невинного юноши, несправедливо обвиненного «коварной» женой, в том, что он ее соблазнил. Иванов В.В. [1, с. 443] справедливо замечает, что сюжет этот кочевал по всей Евразии (повесть о жене Потифара, буддийский рассказ о том же, древнеегипетский «Рассказ о двух братьях», пьеса театра Но). Посмотрим на текст с другой точки зрения - точки зрения Тезея, потерявшего в итоге и жену, и сына.

* Доцент кафедры «Философия», кандидат культурологии, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.