УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИГРУШКИ
© Спиридонова Анастасия Александровна
старший преподаватель
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Россия, 432071 г. Ульяновск, площадь Ленина, 4/5 E-mail: [email protected]
© Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор
Ульяновский государственный педагогический университет
им. И. Н. Ульянова
Россия, 432071 г. Ульяновск, площадь Ленина, 4/5 E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования эстетического вкуса у будущих учителей начальных классов посредством создания театральной игрушки. Раскрыт потенциал театральной игрушки как средства формирования эстетического вкуса. Дано понятие «эстетический вкус», выявлены критерии и уровни его сформированности. Охарактеризован процесс диагностики и формирования эстетического вкуса у будущих учителей начальных классов посредством создания и использования театральной игрушки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Представлены результаты исследовательской работы по проблеме, отражающие положительную динамику у испытуемых в экспериментальной группе.
Ключевые слова: эстетический вкус, учитель начальных классов, театральная игрушка, кукольный театр.
Введение. Театральное искусство, зародившееся еще в глубокой древности, несомненно, имеет народные корни. Для получения наиболее точного представления о том, каким был театр в России как вид «народного искусства» («искусства для народа»), необходимо рассмотреть с учетом таких понятий, как «обрядовое поведение», «ритуал», «игрище», «скоморохи-весельчаки», «массовые зрелища» и т. д.
Осмысливая окружающую действительность художественно, человеку необходимо умело запечатлевать волнующие его события и явления в создаваемых им на сцене образах, выразительность которых постигается зрителями посредством внимательного наблюдения за «перерождением» героя, формированием отношения к действительности внутри самого себя.
Рассматривая театр как историческую память народа, ориентирующую людей «заданной современности» на культурно-эстетическое переосмысление причин возникновения того или иного события с его последующим сопоставлением с результатами, становится очевидным педагогический потенциал данного вида искусства. Примером тому, по мнению Т. Д. Цидиной, может служить особое почитание первобытным человеком животного как кормильца
(источник пищи) или как символ опасности, переданных в ритуалах перед началом и концом охоты, а позднее — ритуалы «почитания» растений во время обработки земли, сеяния и т.д. Позднее с развитием, а потому и дальнейшим усложнением межличностных отношений первобытных людей, их объединением в племена, содержание ритуалов было обращено к теме человека, его роли в первобытном обществе. Так, ритуалы отражали и сопровождали такие события, как свадьба, похороны, рождение ребенка, военные действия и
др. [1].
Свидетельством развития цивилизации (действительности), с одной стороны, выступают материальные объекты, а с другой стороны — культурные и духовные потребности общества.
Кукла как атрибут театра имеет огромное значение. Во-первых, это «технический» инструмент, с помощью которого осуществляется действие, т.е. посредством куклы удается как бы «проиграть», пережить вместе с участником реальное событие настоящей или уже состоявшейся действительности. Во-вторых, по мнению А. Федотова, театральная кукла — это художественный инструмент, посредством которого зритель понимает идейное и эмоциональное содержание пьесы [2]. В-третьих, театральная кукла — инструмент, с помощью которого «запускается» фантазия зрителя, т.к. именно она, по мнению Е. С. Деммени, помогает «из «просто зрителя» превратиться в «соучастника спектакля», размышляющего человека, принимающего во внимание любую деталь, способного, «довольствуясь намеком, который оставил художник...», дополнить «недостающие детали», тем самым восстановив действительность, не потеряв главной идеи, преследуемой режиссерским замыслом [3].
Таким образом, театральная игрушка обладает мощным потенциалом психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность, т.к. для детей она является уменьшенной копией действительности, т.е. «мира взрослых». Играя, младший школьник пытается воспроизвести модель окружающего его мира, строящегося на взаимоотношениях между родителями, товарищами ребенка, бытовом общении. Оживляя, озвучивая свои любимые игрушки, проживая за них их настоящую кукольную жизнь, ребенок начинает придумывать ситуации — модель «А давай это будет.» и мимику, движения, внешний вид, реплики, исходя из заданной самим собой ситуации — модель звукоподражания движению, реакции на ответные реплики и др.
Как правило, для младшего школьника не представляет никакого труда «оживить» свою игрушку, но в случае с театральной игрушкой возникают некоторые сложности. Объяснение тому кроется в художественном назначении куклы — «актера», работа которого подчинена законам театрального искусства.
Использование элементов кукольного театра на ступени начального общего образования обладает высоким образовательным и воспитательным потенциалом. Театральная кукла помогает активизировать внимание обучающихся, вызвать интерес, способствует стимуляции к деятельности по решению той или иной практической задачи от имени героя. Тем самым предоставляя «право на ошибку» («ошибся не Я, а герой-игрушка») во время открытия нового знания, отработки и закрепления пройденного материала и т.д.
Театральная игрушка — это, прежде всего, произведение искусства, работа с которым требует развитого образного, символического мышления.
Эстетический вкус как показатель эстетической воспитанности будущих учителей начальных классов строится на объективных нормах действительности и ее (личности) субъективных предпочтениях, передающихся личностью посредством культурно-эстетической оценки на основе сопоставления с культурно-эстетическим идеалом [4].
Проблемой эстетического развития, формирования эстетической культуры занимались такие известные ученые, как А. И. Буров, Л. П. Печко, Т. Г. Русакова, О. В. Стукалова, Б. П. Юсов и др.
В контексте нашего исследования развитый эстетический вкус проявляется в способности будущих учителей начальных классов отбирать подходящую театральную игрушку для решения конкретной дидактической задачи с учетом ее культурно-эстетического потенциала и системно использовать театральную игрушку как средство организации интеллектуально-творческого общения младших школьников как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Таким образом, проблема нашего исследования — выявить потенциальные возможности работы с театральной игрушкой как средством формирования у будущих учителей начальных классов эстетического вкуса, который, по нашему мнению, является их важнейшим профессиональным качеством.
Цель и методы исследования. Для проведения диагностической процедуры уровня сформированности эстетического вкуса у будущих учителей начальных классов, нами были выделены следующие его критерии: знаниево-операционный, творческо-деятельностный и рефлексивно-прогностический.
Знаниево-операционный критерий включает в себя такие компоненты, как знание о том, какие бывают игрушки (игрушка — Петрушка, марионетка и др.), из каких материалов может быть сделана театральная игрушка; представления о принципах работы театральной игрушки, ее возможностях при управлении.
Творческо-деятельностный критерий содержит практическую подготовку студента-будущего учителя начальных классов к разработке и созданию театральной игрушки в соответствии с воспитательной и дидактической задачей; творческую работу по «выпуску» материала для созданной театральной игрушки (миниатюра воспитательного характера; реплики игрушки и упражнения для совместного с ней выполнения на определенном этапе урока; продумывание организации сценического пространства, его гармоничное «встраивание» в структуру урочного и внеурочного занятия посредством декораций, реквизита, бутафории и др.).
Рефлексивно-прогностический критерий основывается на способности будущего учителя начальных классов оценивать свою деятельность с позиции результативности решения задач интеллектуального, культурно-эстетического развития обучающихся; устанавливать взаимосвязь между включением в урочную и внеурочную деятельность элементов кукольного театра; прогнозировать возможные «неудачи», затруднения обучающихся.
Уровень сформированности эстетического вкуса будущих учителей начальных классов определяется на основе комплексной диагностики по каж-
дому критерию. В качестве диагностического материала для знаниево-операционного критерия был разработан авторский опросник «Театральная игрушка как средство интеллектуального и культурно-эстетического развития». В состав опросника входят вопросы:
- Перечислите, какие материалы можно использовать для изготовления кукол-марионеток?
- Как может быть надета на руку кукла Петрушка?
- Какую функцию выполняет театральная игрушка?
- Каковы особенности восприятия детьми младшего школьного возраста театральной игрушки?
- Каким требованиям должна отвечать театральная игрушка для участия в спектакле?
Уровень сформированности творческо-деятельностного критерия определялся посредством выполнения студентами двух упражнений. Первое упражнение носило аналитический характер и требовало от будущих педагогов дать объяснение, с помощью какого героя сказки или мультфильма могла быть решена определенная педагогическая ситуация, а также пояснить, уместен ли выбранный герой, подробнее остановившись на внешнем облике и внутреннем мире выбранного персонажа. В список героев вошли: Карлсон, Попугай Кеша, Шапокляк, Джин, Незнайка и др., в качестве проблемных ситуаций использовались: «введение нового словарного слова», «ябедничество», «получение нового цвета» и т.д. После составления цепочек «герой» — «педагогическая ситуация», студентам было предложено придумать три своих. Второе упражнение заключалось в реализации своей творческой идеи на практике, а именно изготовить свою собственную театральную игрушку, с помощью которой студенту удавалось решить дидактические задачи урока. Обязательной в выполнении данного упражнения явилась публичная презентация игрушки посредством урока мини-спектакля. Критериями для оценки данного задания выступали: уникальность художественного образа (эстетика внешнего вида, оригинальность модели поведения и общения), его непохожесть, педагогическая ценность (решение дидактической задачи), умение управлять театральной куклой, умение создать сценическое пространство в рамках классной комнаты.
Рефлексивно-прогностический критерий подразумевал заполнение студентами специально разработанной анкеты, в которую входили вопросы, ответы на которые строились на основе наблюдения студентами за своей деятельностью.
Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов Ульяновского государственного педагогического университета в количестве 40 человек (21 человек составил экспериментальную группу, 19 человек — контрольную). На начало эксперимента в экспериментальной группе (21 чел.) были получены следующие результаты: низкий уровень сформированности эстетического вкуса был выявлен у 16 человек (76,19%), средний уровень — у 5 человек (23,81%), высокий уровень отсутствует. В контрольной группе (19 чел.) были получены следующие результаты: низкий уровень сформированности эстетического вкуса был выявлен у 12 человек (63,16%), средний уровень — у 6 человек
(31,58%), высокий уровень — у 1 человека (5,26%). Таким образом, было установлено, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает низкий и средний уровень сформированности эстетического вкуса. Данное обстоятельство определило направление нашей работы.
Формирование эстетического вкуса — процесс, успешность которого зависит от разнообразия деятельности, в которую включаются обучающиеся. Таким образом, работа по исследуемому нами процессу, осуществлялась на занятиях по дисциплинам культурно-эстетической направленности.
Так, во время изучения дисциплины «Организация театрализованной деятельности младших школьников» студенты познакомились с понятием «театральное искусство», изучили особенности кукольного театра, принципы работы по созданию спектакля, миниатюры-театрализации, в которой главный актер — театральная игрушка; получили опыт театрально-творческой деятельности (участие в спектакле, уроке-спектакле); изучили принципы организации и создания атмосферы кукольного театра и работы с куклой-актером.
Возможности дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе» позволили построить концепцию образа будущего героя, куклы-актера, разработать эскиз и создать театральную игрушку с последующим включением ее в урок-спектакль по предмету «Изобразительное искусство», выявить психофизические, творческие возможности учащихся начальной школы.
Дисциплина «Декоративно-прикладное искусство» позволила будущим учителям начальных классов освоить техники работы с различными материалами, позволяющие изготовить необходимый реквизит и декорации для будущего выступления; познакомить с видами народного творчества и его ролью в социокультурном развитии населения.
За время работы в рамках формирующего этапа эксперимента студентам было необходимо выбрать отрывок из произведения детской литературы, написать монолог понравившегося героя и изготовить театральную куклу. Данное задание нацеливало студентов работать по методу «копирование с учебной точки зрения». Таким образом, будущие учителя анализировали уже созданный театральный образ (например, всем известный образ Буратино, Кота Леопольда и др.) с точки зрения его выразительности для младших школьников, отвечая на вопросы: Почему этот герой выглядит именно так? Если внести в его образ изменения, не потеряет ли герой от этого свою выразительность? Каковы детали образа героя, в чем их назначение? и др.
На занятиях также применялось задание на творческое перевоплощение в героя на сцене, т.е. сам студент выступал актером, чьей задачей было передать образ героя. Для этого использовались короткие диалоги между Карлсоном и Малышом, Винни-Пухом и Пятачком, Волком и Красной Шапочкой, героями сказок «Морозко» и «Королевство кривых зеркал». Во время выполнения данных заданий студенты овладевали навыками «звучащего слова» как необходимым компонентом в работе с театральной куклой. Участие в творческих проектах «Театральная игрушка — мой помощник на уроке», «Народная игрушка на сцене кукольного театра» также способствовало заинтересованному изучению образовательного и воспитательного потенциала театральной игрушки, как родного края, так и страны, мира.
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса у будущих учителей начальных классов. Таким образом, в экспериментальной группе продемонстрировали низкий уровень — 4 человека (19,05%), средний уровень — 14 человек (66,67%), высокий уровень — 3 человека (14,28%). В контрольной группе тоже произошли изменения: низкий уровень — у 10 человек (52,63%), средний — у 8 человек (42,11%), высокий уровень — у 1 человека (5,26%). Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности эстетического вкуса у студентов экспериментальной группы: количество студентов с низким уровнем этого качества к концу эксперимента снизилось — вместо 16 (76,19%) до 4 человек (19,5%), студентов со средним уровнем стало больше — вместо 5 человек (23,81%) до 14 человек (66,67%), появились студенты с высоким уровнем сформированности эстетического вкуса — 3 человека (14, 28%). Данные результаты позволили утверждать, что предложенные нами методы работы эффективны.
Заключение. Формирование эстетического вкуса у будущих учителей начальных классов является приоритетным, т.к. особенность работы с младшими школьниками заключается в культурно-эстетическом умении учителя знакомить обучающихся с действительностью, учить понимать ее (т.е. ориентироваться в вопросах искусства и культуры как части личного опыта), взаимодействовать с ней (в процессе «живого общения», преобразования). Несомненно, в этом учителю успешно помогают технические средства. При анкетировании и беседе с учителями, тьюторами, студентами мы еще раз убедились в необходимости использовать на уроках и внеурочных занятиях с младшими школьниками «живое общение», под которым понимается интерактивное взаимодействие учителя с обучающимися интеллектуально-творческого содержания.
Отметим, что не каждый ученик, и не каждый учитель обладают готовностью к такому взаимодействию. Проблема обучающихся заключается в стремительно укореняющемся в обществе потребительском отношении к объектам действительности, которое постепенно обесценивает статус человека как Человека Культуры. Проблема будущих учителей начальных классов заключается в недостаточной сформированности эстетического вкуса и, как следствие, в отсутствии способности воспринимать окружающую действительность культурно-эстетически, тем самым вырабатывая для себя рамки внутреннего контроля как важного компонента культурно-эстетического отношения личности к действительности.
Помимо этого, эстетический вкус как профессиональное качество учителя помогает ему отбирать материал и выстраивать учебно-воспитательный процесс с позиции культурно-эстетического полихудожественного образования, интегрирующего в себе ценность культуры, искусства и его предметных областей как объясняющих механизмы существования, причины возникновения, способы сохранения и передачи во времени опыта человеческого общения; потенциал личности, при этом убедительно объясняя значимость каждого из них для окружающей действительности самого человека.
Литература
1. Цидина Т. Д. История русского театра: от истоков до рубежа XVШ-XIX вв.: лекции по дисциплине «История русского театра». Челябинск: ЧГИК, 2017, 183 с.
2. Федотов А. Техника театра кукол. М.: Искусство, 1953, 203 с.
3. Деммени Е. С. Школьный кукольный театр. Л.: Изд-во Детской Литературы, 1960. 71 с.
4. Арябкина И. В. Моделирование и реализация процесса формирования культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы: личностно-ориентированный подход: монография. Ульяновск: УлГПУ, 2010, 228 с.
FORMING OF AESTHETIC TASTE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS BY CREATING A PUPPET AS A MEAN
Anastasia A. Spiridonova Senior Lecturer
Ulyanovsk State Pedagogical University 4/5 area of Lenin, Ulyanovsk, 432071, Russia E-mail: [email protected]
Irina V. Aryabkina
Dr of Sci. (Education), Prof.
Ulyanovsk State Pedagogical University
4/5 area of Lenin, Ulyanovsk, 432071, Russia
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of the formation of aesthetic taste of future primary school teachers by the creation of puppets. The potential of puppets as a mean of creating aesthetic taste is revealed. The concept of "aesthetic taste" is given, the criteria and levels of its formation are also described. The process of diagnosing and formation aesthetic taste of future primary school teachers has been characterized through the creation and use of puppets in the educational process in elementary school. The results of research work on the problem are presented, they reflect the positive dynamics of the subjects in the experimental group. Keywords: aesthetic taste, primary school teacher, puppet, puppet theater.