Научная статья на тему 'Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей'

Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / неискусство / псевдоискусство / Ю. Лотман / эстетический вкус. / art / nonart / pseudoart / Yu. Lotman / aesthetic taste.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н С. Логинова, О П. Пономаренко

В статье анализируется проблема актуальности формирования критериев подлинного искусства у обучающихся из «поколения google» в процессе преподавания им предметов гуманитарного цикла. Рассматриваются сущность и содержание понятий искусство, неискусство, псевдоискусство, эстетический вкус. Подчеркивается структурность, системность, содержательность искусства, его положительное влияние на деятельность мозга, в том числе на память, формирование не только интеллектуальных, но и творческих способностей, а также духовного мира человека. Раскрывается своеобразие эстетического вкуса, его связь с искусством, культурой, а также с такими понятиями, как Красота, Добро, Истина в их неразрывном единстве. Предлагаются способы формирования эстетического вкуса и выработки критериев подлинного искусства у обучающихся негуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMING CRITERIA OF GENUINE ART AND AESTHETIC TASTE AT CULTURAL LESSONS FOR STUDENTS IN HUMANITARIAN SPECIALTIES.

The article analyzes a problem of relevance of the development of criteria for genuine art among students from the google generation in the process of teaching them the Humanities. The meaning and contents of the concepts of art, non-art, pseudo-art, aesthetic taste are considered. The work emphasizes structural, systematic, substantial contents of art, its positive impact on the activity of the brain, including for memory, for the formation of not only intellectual, but also creative abilities, as well as the spiritual world of man. The originality of the aesthetic taste, its connection with art, with culture, as well as with such concepts as Beauty, Good, Truth in their inextricable unity, is revealed. Methods of forming the aesthetic taste and developing criteria for genuine art are offered for students of non-humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования критериев подлинного искусства и эстетического вкуса на занятиях по культурологии у обучающихся негуманитарных специальностей»

5. Лозовская РИ. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Селигеева И.Р Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: на примере подготовки учителя изобразительного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2004.

7. Сыкало А.А. Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Коломна, 2011.

8. Федоринов А.В. Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2001.

9. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. Минск: Ушверсггэцкае, 2001.

10. Мижериков В.А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Москва, 2005.

11. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитания учащихся в условиях реализации школьной формы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.

12. Конев В.А. Социальная философия: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университете», 2006: 108. Available at: https://studfiles.net

13. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования Уровень высшего образования бакалавр направление подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

14. Теплова Н.В. Особенности организации курса «Основы православной культуры для будущих учителей музыки». Научные достижения и открытия современной молодежи: Актуальные вопросы и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017.

15. Грязнова Т.М., Грязнов С.И. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского православия в духовной становлении личности будущего учителя музыки. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

References

1. Medushevskij V.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sredstvami muzykal'nogo iskusstva. Iskusstvo v shkole. 2009; № 1; 50 - 52.

2. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Obrazovatel'no-vospitatel'nyj potencial russkoj duhovnoj muzyki v formirovanii kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 46 - 48.

3. Anisimova T.V. Stanovlenie 'ekologicheskoj kul'tury lichnosti buduschego uchitelya v uchebno-vospitatel'nom processe v VUZe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

4. Zolkina I.G. Razvitie lichnosti buduschego uchitelya kak sub'ekta pedagogicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2002.

5. Lozovskaya R.I. Razvitie duhovnoj kultury uchitelya v processe izucheniya muzykal'no-pedagogicheskih disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.

6. Seligeeva I.R. Formirovanie obschej kul'tury buduschego uchitelya v sisteme professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: na primere podgotovki uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2004.

7. Sykalo A.A. Formirovanie 'eticheskoj kul'tury buduschego uchitelya v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kolomna, 2011.

8. Fedorinov A.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya aksiologicheskoj kul'tury lichnosti buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2001.

9. Zubra A.S. Kul'tura lichnosti kak duhovnaya cennost': posobie dlya pedagogov, vospitatelej, uchitelej, studentov. Minsk: Universit'eckae, 2001.

10. Mizherikov V.A., Yuzefavichus T.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

11. Bondarevskaya E.V. Nravstvennoe vospitaniya uchaschihsya v usloviyah realizacii shkol'noj formy: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: RGPI, 1986.

12. Konev V.A. Social'naya filosofiya: uchebnoe posobie. Samara: Izd-vo «Samarskij universitete», 2006: 108. Available at: https://studfiles.net

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart Vysshego obrazovaniya Uroven' vysshego obrazovaniya bakalavr napravlenie podgotovki 44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

14. Teplova N.V. Osobennosti organizacii kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury dlya buduschih uchitelej muzyki». Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoj molodezhi: Aktual'nye voprosy i innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2017.

15. Gryaznova T.M., Gryaznov S.I. Vospitatel'nyj potencial muzykal'nogo iskusstva russkogo pravoslaviya v duhovnoj stanovlenii lichnosti buduschego uchitelya muzyki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

Статья поступила в редакцию 25.09.19

УДК 378

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University(Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF FORMING CRITERIA OF GENUINE ART AND AESTHETIC TASTE AT CULTURAL LESSONS FOR STUDENTS IN HUMANITARIAN SPECIALTIES. The article analyzes a problem of relevance of the development of criteria for genuine art among students from the google generation in the process of teaching them the Humanities. The meaning and contents of the concepts of art, non-art, pseudo-art, aesthetic taste are considered. The work emphasizes structural, systematic, substantial contents of art, its positive impact on the activity of the brain, including for memory, for the formation of not only intellectual, but also creative abilities, as well as the spiritual world of man. The originality of the aesthetic taste, its connection with art, with culture, as well as with such concepts as Beauty, Good, Truth in their inextricable unity, is revealed. Methods of forming the aesthetic taste and developing criteria for genuine art are offered for students of non-humanitarian specialties.

Key words: art, nonart, pseudoart, Yu. Lotman, aesthetic taste.

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: [email protected]

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, E-mail:[email protected]

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье анализируется проблема актуальности формирования критериев подлинного искусства у обучающихся из «поколения google» в процессе преподавания им предметов гуманитарного цикла. Рассматриваются сущность и содержание понятий искусство, неискусство, псевдоискусство, эстетический вкус. Подчеркивается структурность, системность, содержательность искусства, его положительное влияние на деятельность мозга, в том числе на память, формирование не только интеллектуальных, но и творческих способностей, а также духовного мира человека. Раскрывается своеобразие эстетического вкуса, его связь с искусством, культурой, а также с такими понятиями, как Красота, Добро, Истина в их неразрывном единстве. Предлагаются способы формирования эстетического вкуса и выработки критериев подлинного искусства у обучающихся негуманитарных специальностей.

Ключевые слова: искусство, неискусство, псевдоискусство, Ю. Лотман, эстетический вкус.

Понятия культуры, красоты, искусства, нравственности являлись ключевыми в исследовании мировоззрения человека западноевропейскими и российскими философами. Слово «искусство» в античной философии означало не только

художественное творчество, но и умение, основанное на опыте и знании. Греческое слово «Тёхуп» («техне») было наименованием одновременно науки, ремесла и искусства. А.Ф. Лосев выделил особенность данного термина и определил его

значение для характеристики «чисто эстетической и художественной деятельности» [1, с. 355].

Аристотель писал, что искусство «...есть творческая привычка, следующая истинному разуму» [2]. Этот тезис дополнил греческий ритор I в. до н.э. Дионисий Галикарнакский. Потребности слуха приравнивались данным мыслителем к аналогичным потребностям зрения: «ведь и зрение, взирающее на произведения скульптуры, живописи, резьбы и на прочие создания рук человеческих, испытывает чувство удовлетворения и больше уже ничего не ищет, если находит в этих произведениях приятность и красоту» [3, с. 180]. Немецкий философ И. Кант определял искусство как источник особого способа познания - познания в образах, которое дает огромное духовное наслаждение совершенством форм [4].

Термином «искусство» в Древней Руси обозначались не только художественные произведения, но и художественная деятельность, которая отличалась особой «искусностью», «виртуозностью», «мастерством». При сравнении английского слова «art» и немецкого «Kunst» с русской лексемой «искусство» выяснено, что в последней сочетается, по мнению В.И. Толстых, множество смыслов и оттенков: «... испытание, и соблазн, и прельщение, и навык или опыт (знание вкупе с умением), и все виды художеств в собственном смысле слова (литература, музыка, живопись, танец и пр.)» [5].

Искусство воздействует на человека непосредственно, проникает в бессознательное, непроизвольно вызывает эмоции, определенное отношение к увиденному, услышанному, позволяет пережить, переосмыслить то, что с ним никогда не происходило. Данную особенность в своих статьях, художественных произведениях подробно рассмотрел еще Л.Н. Толстой. В работах об искусстве, культуре XIX века также часто подчеркивается органическое единство Красоты, Добра, Истины.

В исследованиях второй половины XX века вопрос определения искусства сочетался с исследованием проблемы формирования эстетического вкуса. Эстетический вкус в период перехода в стадию цивилизации понимался не только как способность чувствовать красоту, но и как возможность сочетать личностную оценку эстетического объекта с общепринятым в настоящий момент критерием. В философии, эстетике, педагогике ХХ века подчеркивалась значимость не только воспитания вкуса в процессе восприятия произведений искусства, но и важность формирования эстетического вкуса для развития социума. Например, М.С. Каган считал эстетический вкус своеобразным «инструментом культуры», специфическим духовным «механизмом», который соответствующим образом направляет человеческую активность. Необходимо также подчеркнуть, что вкус есть «не врождённая, а благоприобретаемая духовная сила, и формируется вкус в процессе приобщения человека к культуре» [6, с. 188].

В конце ХХ века одной из актуальных проблем стало не только определение искусства, но и отделение подлинного искусство от неискусства, вкуса и красоты от пристрастия к пошлости. Ю.М. Лотман писал, что «язык искусства моделирует наиболее общие аспекты картины мира - ее структурные принципы, в целом ряде случаев именно он и будет основным содержанием произведения», язык искусства не может быть отождествлен с традиционным понятием формы. Более того, используя тот или иной естественный язык, язык искусства делает его формальные стороны содержательными [7, с. 12].

Искусство, по мнению Ю. Лотмана, временами тиражируется, становится эпигонством. Имитируемое приносит пользу только на начальном этапе формирования эстетического вкуса, т. к. служит учебным пособием для зрителей. Следует помнить, что длительное потребление имитации чревато привычкой к легкости усвоения, а понимание подлинного искусства всегда требует от человека усилий, внутренней работы, духовного совершенствования. «С другой стороны, новое искусство не вырастает из старого высокого искусства: выбрасываясь в пошлость, в дешевку, в имитацию, в неискусство, в то, что портит вкус, - вдруг неожиданно оттуда начинает расти! Искусство редко вырастает из рафинированного, хорошего вкуса, обработанной формы искусства, оно растет из сора» [8, с. 433]. При этом следует учитывать, что искусство вызывает у зрителя позитивные эмоции, возвышенные чувства, катарсис, отвращает от увиденного или описанного зла; неискусство производит обратный эффект.

В начале ХХ1 века проблема отделения искусства от неискусства не только не потеряла своей актуальности, но и стала краеугольной в процессе выявления квазиценностей нового мира. М.Ю. Шишин вслед за Ю.М. Лотманом определил искусство как систему, которая «обладает внутренней структурой, требует серьезной работы для своего вписывания в более объемную, внешнюю среду» [9, с. 88]. М.Ю. Лотман также акцентирует внимание на том, что искусство всегда направлено на культивирование добра, истины, красоты, даже если изображена разрушительная сила войны.

Отличительной чертой искусства от псевдоискусства ученый считает «возможность объективно проявиться главному» в художественном произведении, подчеркивает важность духовно-нравственного уровня художника, т.к. одно стремление к изощренной технике «не скроет отсутствия смысла» [10]. Имитация не раскрывает перед зрителем глубинных смыслов, не констатирует каноны красоты, не фиксирует значимые ценности общества, культуры. Псевдоискусство - пустота, изощренная форма без содержания, «отсебятина» неодаренного человека.

Т. В. Черниговская в своих исследованиях также ссылается на работы Ю.М. Лотмана и раскрывает не только особую впечатляющую силу искусства за

счет иного кодирования этого мира, но и показывает его положительное влияние на деятельность мозга, в том числе на память, формирование интеллектуальных, творческих способностей человека [11]. Соглашаясь с ее тезисом, необходимо подчеркнуть, что именно искусство позволяет человеку остаться Человеком, в определенных аспектах быть лучше машины, выжить в новом виртуализованном мире.

К сожалению, в настоящее время исследователями отмечается, что «человек растерянный», пользующийся «интеллектуальной жвачкой», перестает различать границы этического, эстетического. Следует отметить, что «поколение google» все чаще замещает реальный мир виртуальным псевдомиром, где «как бы» живут, «как бы» любят, где подлинное знание не отличается от информационного мусора, где Добро и Зло находятся в одной плоскости, где размыты критерии красоты. Данные процессы ускоряют разрушение целостности систем, приводят к горизонтальному растеканию смыслов, ценностей, идеалов, к распространению псевдонауки, псевдоискусства и даже не-искусства.

Анализ проблемы современной культуры позволяет сделать вывод, что целостность, структурность, гармония, высокий духовно-нравственный уровень творца искусства активно вытесняются хаотичностью, которая, по мнению коммерсантов, должна аномалией, пороком, пошлостью самовыраженца поразить, удивить, вызвать активную эмоцию и запомниться потребителю низкосортной информации. Новые шоу не обладают внутренней структурой, не вписываются в окружающий контекст, не имеют высоких целей (совершенствование человека), они заманивают формой, дезактуализируют желание и способность критически мыслить. Постоянное нахождение в данной среде приводит к формированию иных моральных норм, эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Следует помнить, что основным ресурсом формирования развитого вкуса является Красота. Её объективным источником выступает подлинное искусство. Красота не только созерцается, но и требует развития чувственно-интеллектуальных структур, чтобы открыться в своих качествах субъекту. Проникновение в мир красоты возможно при условии согласованных взаимодействий духовных структур субъекта: способности чувственного восприятия и деятельности ума. Безусловно, в процессе изучения культурологии, межкультурных коммуникаций, культуры речи, философии и пр. педагогу важно приобщить студентов к подлинной культуре, т.е. создать условия для формирования у обучающихся представлений о Добре, Истине и Красоте в их неразрывном единстве.

Формирование эстетического вкуса у обучающихся в медицинском, аграрном университетах осуществляется при ознакомлении с произведениями искусства в процессе организованных посещений музеев, выставок, театральных спектаклей, при работе с иллюстрациями, просмотре слайд-шоу с музыкальным сопровождением на практических занятиях по культурологии. Также на семинарах преподавателю необходимо проработать различные виды осмысления сущности художественной деятельности. Для этого используется системный анализ художественных произведений, а также рассмотрение основных идей, изложенных в текстах и видеофильмах об искусстве, проводятся дискуссии/диспуты о художественном творчестве и пр.

Например, в медицинском и аграрном университетах обучающимся предлагается посмотреть видеофильм Ю.М. Лотмана об искусстве (Юрий Лотман: «Искусство - это мы. Беседы о русской культуре»), а также прочитать статьи по искусству, например, статью М. Шишина «Критерии подлинного искусства: философский анализ» [12]. Данный материал используется для организации дискуссии по обозначенной проблеме либо написания эссе по темам: «Актуальность проблемы отделения искусства от неискусства, псевдоискусства. Роль и значение искусства в профессиональной и личной жизни врача/работника сельского хозяйства», «Роль искусства (музыки, театра, изобразительных искусств) в жизни человека (медицинский аспект)», «Искусство, искусственность, искусительность: история проблемы в художественной культуре России либо Запада (на выбор)».

Для размышления над основной темой эссе/дискуссии обучающимся предлагается решить целый блок задач: во-первых, студенты задумываются над мнением Л.Н. Толстого относительно того, что искусство - это то, что заражает человека, передает переживания творца, его видение мира, искусство может (в зависимости от пропагандируемых идей, чувств, эмоций) быть как созидательным, так и разрушительным для человека, общества; во-вторых, рассуждают о том, что искусство - это форма мышления и одновременно непосредственное, целостное, подлинное, интуитивное, многомерное, объемное познание-переживание, познание-видение человека и мира. В-третьих, студентам предлагается согласиться или опровергнуть мнение Ю.М. Лотмана, что всякое знание, в том числе искусство, должно иметь не только положительную ценность, смысл, но и включать двойственное противоречие, предоставляя возможность зрителю совершить свободный непредсказуемый выбор между двумя полярностями, например, между Добром и Злом, праведным и греховным; в-четвертых, при анализе статьи М.Ю. Шишина обучающимся предлагается выделить свои основания для отделения искусства от псевдоискусства. В-пятых, студентам необходимо объяснить положительные и отрицательные тенденции распространения массового искусства в обществе ХХ - XXI вв.; в-шестых, обучающимся следует определить, что более значимо для подлинного произведения искусства: выявление сущности субъекта/объекта/явления (произведения Пушкина, Рембрандта) или детализация образа/быта (импрессионизм, натурализм) с доказательством своей точки зрения. В-седьмых, студентам следует доказать или опровергнуть имеющуюся

позицию, что именно порядок, внутренняя структура, целостность, основная идея важны для сохранения формы подлинного произведения искусства и привести примеры как отсутствия, так и наличия целостности произведения; в-восьмых, обучающимся необходимо ответить на вопросы: «Насколько важна связь формы произведения с его смыслом?», «Почему в подлинном произведении искусства недопустим самопроизвол, прямой выплеск порочной индивидуальности автора?», «Чем самопроизвол отличается от выражения личностного таланта?», «Каким образом индивидуальность, новаторство художника сочетается с правилами, канонами подлинного искусства?»

Студентам предлагается аргументированно согласиться или опровергнуть следующие тезисы: «Высокий духовно-нравственный уровень развития художника есть основа для создания подлинного произведения искусства», «Зритель должен обладать знаниями, аналитическими интеллектуальными навыками, развитыми способностями к глубокому сопереживанию, интуицией», «Человек живет внутри искусства. Если человек болен, то и искусство больно. Искусство оживляет человека, зеркально отражая действительность». Все вопросы для размышления над темой эссе либо проведения дискуссии в группе, а также методические указания по СРС, в том числе по написанию эссе размещены на платформе Moodle АГМУ.

Также предполагается, что позднее, на итоговом занятии (на круглом столе) обучающиеся обменяются мнениями о современной художественной культуре (просмотренных спектаклях, выставках, концертах). В процессе анализа конкретных примеров художественного творчества обучающимися не только закрепляется ранее изученный теоретический материал об искусстве/неискусстве/ псевдоискусстве, но и более четко обозначаются критерии эстетического вкуса.

При определении искусства студенты опираются не только на словари из сети Интернет, но и на мнения авторитетных для них личностей, таких как Л. Толстой, Р Роллан. Многие считают, что определение искусства и неискусства зависит от личного вкуса и воспитания человека. Не все согласны с мнением Ю. Лотмана, М. Шишина и пр., в том числе любители граффити, аниме, современного кино, рекламы. Многие связывают подлинное искусство с классикой, наиболее известными памятниками культуры. Различие вкусов сами обучающиеся объясняют влиянием «стереотипов, заменой реальности кибер-средой, потоком некачественной информации и расширением границ дозволенного, европейскими/ американскими штампами, глобализацией».

Больше половины студентов четко отделяют искусство от псевдоискусства и неискусства, выделяют критерии подлинного искусства, аргументируют свое

Библиографический список

мнение, приводят адекватные примеры. Многие обучающиеся с сожалением отмечают отсутствие в современной среде синтеза подлинной красоты со смыслом, штамповку однотипного, бессмысленность фильмов и передач, пишут о том, что «музыка и песни перестают быть источником духовного насыщения, становятся фоном, спасающим от скуки». Кроме того, студенты критикуют современную литературу, называют ее «фанфиком без подтекстов и скрытых смыслов». Они пишут о недопустимости «употребления низкокачественной продукции», ее вреде для человека, о том, что человек должен видеть подлинное и стремиться к самосовершенствованию, развитию, что это важно не только для него, но и для его будущих детей и внуков. Студенты отмечают подъем интереса молодежи к подлинному искусству, хотя и пишут о том, что восприятие искусства требует внутренних усилий, но именно это и приводит «к приумножению высших ценностей, к размышлениям, поиску новых путей развития, обогащению личности-творца».

Кроме того, в рассуждениях об искусстве обучающиеся часто затрагивают проблемы массовой культуры. Студенты выделяют как ее положительные качества (общедоступность и демократичность, компенсация эмоционального дефицита), так и отрицательные (формирование массового обезличенного человека без своих мыслей и вкуса, заимствующего чужие образцы поведения, упрощение общества, примитивизация взаимоотношений людей, отсутствие чувств/эмпатии и пр.).

Многие обучающиеся считают, что «задачей современного человека должно являться желание дать своим будущим детям правильные ориентиры в жизни, нацелить их на ответственность за нажитый культурный багаж и не растерять его на кочках европеизации и беспощадного прогресса». Студенты подчеркивают недопустимость «отсебятины», пишут о том, что настоящее искусство целостно, оно есть важное условие человеческой жизни, у него есть важные задачи, одна из которых заключается в том, что подлинное искусство должно созидать и устранять насилие.

Несомненно, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе курса «Культурология», важно знакомиться, анализировать такие произведения искусства, которые не только эмоционально воздействуют на студентов, но и постепенно корректируют критерии эстетического вкуса. Именно увлечение художественным творчеством, проявление интереса к знаниям об искусстве, проработка критериев подлинного искусства, самостоятельность суждений и взглядов по отношению к произведению искусства способствуют, на наш взгляд, формированию разносторонней, гармонично развитой личности.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Москва, 1975: 355 - 423.

2. Античные мыслители об искусстве. Москва, 1938: 402.

3. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах. Античность, Средние Века, Возрождение. Москва, 1962; Т. 1.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. Москва: Мысль. 1990.

5. Философия: Энциклопедический словарь. Москва: Гардарики, 2004.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука, 1997.

7. Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Санкт-Петербург, 1998.

8. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. Москва, 1994: 432 - 438.

9. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул, 2014.

10. Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Философско-аксиологический ракурс анализа. Вестник Алтайской науки. 2014; № 4: 447 - 451.

11. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга. Москва, 2015: 57 - 67.

12. Шишин М.Ю., Фотиева И.В. Критерии подлинного искусства: философский анализ. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XLV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015 № 2 (45).

References

1. Losev A.F. Istoriya antichnoj 'estetiki. Aristotel' i pozdnyaya klassika. Moskva, 1975: 355 - 423.

2. Antichnye mysliteli ob iskusstve. Moskva, 1938: 402.

3. Istoriya 'estetiki. Pamyatniki mirovoj 'esteticheskoj mysli: v 5-ti tomah. Antichnosf, Srednie Veka, Vozrozhdenie. Moskva, 1962; T. 1.

4. Kant I. Osnovy metafizikinravstvennosti. Moskva: Mysl'. 1990.

5. Filosofiya: 'Enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Gardariki, 2004.

6. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka, 1997.

7. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. Struktura hudozhestvennogo teksta. Sankt-Peterburg, 1998.

8. Lotman Yu.M. i tartusko-moskovskaya semioticheskaya shkola. Moskva, 1994: 432 - 438.

9. Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Na putyah knovoj civilizacii (ocherki duhovno-'ekologicheskogo mirovozzreniya). Barnaul, 2014.

10. Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Filosofsko-aksiologicheskij rakurs analiza. VestnikAltajskojnauki. 2014; № 4: 447 - 451.

11. Chernigovskaya T.V. Tvorchestvo kakprednaznachenie mozga. Moskva, 2015: 57 - 67.

12. Shishin M.Yu., Fotieva I.V. Kriterii podlinnogo iskusstva: filosofskij analiz. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii: sbornik statej po materialam XLV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2015 № 2 (45).

Статья поступила в редакцию 26.09.19

УДК 371

Alizhanova Kh.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIALIZED ECONOMIC TRAINING IN INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with a problem of forming economic thinking, market behavior and appropriate economic training of schoolchildren. The author gives different approaches to the organization of economic training of schoolchildren: business-oriented, theorizing, cultural-functional, academic, cultural-functional. The author concludes that the continuity of economic training provides for continuous progress from simple to complex through the implementation of a set of ways, means, methods and forms, the acquisition, deepening and expansion of economic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.