_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 378.22
Поселягина Лариса Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, [email protected], Омск
ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по созданию в вузе социально и эстетически гармонизирующего пространства средствами театра. Выявлены основные компоненты социально и эстетически гармонизирующего пространства в вузе: наполненность пространства вуза образцами искусства, носителями культуры; творческий подход к деятельности студентов и преподавателей; создание эстетически воспитывающей среды в процессе преподавания учебных дисциплин, проведения тренингов, консультаций и т. д. Экспериментально определены наиболее эффективные формы, методы эстетического воспитания средствами театра в условиях интеграции личностного и системного подходов: экскурсия в театр, написание эссе, студенческий театр, организация театрализованной деятельности в условиях учебных дисциплин и внеаудиторных занятий, студенческий клуб, стенгазета, встреча с известными деятелями театра, спецкурсы по театральному искусству, беседы о театре, сочинение пьес, разыгрывание по ролям.
Ключевые слова: социально и эстетически гармонизирующее пространство, культурная деятельность студентов, театрализованная деятельность в вузе.
Одной из важнейших целей высшего образования в России является создание условий для духовного, нравственного развития личности студента. При этом в современном обществе существует острая потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем культуры, образованности, профессиональной компетентности [7; 9; 10]. Особую актуальность приобретает задача формирования духовно и эстетически развитой личности. Результатом высшего образования является приобретенный в процессе обучения уровень культуры [2-4]. Высшее образование - важный источник приобретения социокультурных ценностей [11; 12]. В условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» (подпрограмма «Развитие профессионального образования») значимой становится задача развития воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и в сфере эстетического воспитания студентов. Существующая система профессиональной подготовки в вузе не всегда ориентирована на формирование такого личностного образования, как эстетическая культура личности. Подтверждением тому является снижение культурно-образовательного уровня значительной части молодежи. В ответ на это необходимо задействовать воспитательный потенциал различных форм образовательной и воспитательной деятель-
ности. Необходимо создать условия для целенаправленного развития эстетической культуры личности в новых социально-экономических условиях.
Создание в вузе социально и эстетически гармонизирующей среды стимулирует студентов к творчеству в различных видах деятельности. Приобщение студентов к искусству способствует развитию эстетической культуры, творческого отношения к учебной, художественной, научной, профессиональной деятельности. Рассматривая в предыдущих работах роль различных видов искусства в совершенствовании учебно-воспитательной работы в вузе, в частности архитектуры [6], остановимся на особенностях организации культурной деятельности студентов средствами театра.
Единое образовательное пространство -ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в вузе. Результатом является проектная деятельность вузов в составе пилотных инновационных кластеров. Проектная деятельность в вузе осуществляется в условиях социально и эстетически гармонизирующего пространства. Социально и эстетически гармонизирующее пространство в вузе - это пространство, направленное на развитие эстетической культуры студентов, которое создается на основе использования эстети-
чески выразительных содержания, форм, методов, технологий обучения с учетом индивидуальных траекторий развития студентов. Социально и эстетически гармонизирующее пространство имеет свои признаки: наполненность пространства вуза образцами искусства, носителями культуры; творческий подход к деятельности студентов и преподавателей; создание эстетически воспитывающей среды в процессе преподавания учебных дисциплин, проведения тренингов, консультаций и т. д.; выявление эстетически выразительных традиций вуза и региона; эстетически выразительная атмосфера взаимодействия преподавателей и студентов [1; 5].
Особую роль приобретает владение преподавателями приемами и способами эстетического обогащения пространства занятий, тренингов, консультаций. Эстетически выразительное пространство занятий, тренингов, консультаций является одним из важнейших факторов развития компетентности студентов при постановке преподавателем цели развития эстетической культуры студентов, отборе выразительного содержания, форм, методов обучения и воспитания, системной диагностике и коррекции уровней развития.
Логическим продолжением учебного процесса в вузе является воспитательная работа во внеучебное время.
Искусство театра является важным средством воспитания в целом и эстетического воспитания в частности. Особенностью театра является наличие художественного образа, который воспроизводит в единичной и неповторимой форме наиболее существенные явления жизни. Театр - искусство синтетическое. Он органически сочетает в себе выразительные средства драматургии, режиссуры, актерской игры, художественного оформления спектакля. Часто в театре используется музыка, пение, танец. Театр способствует культурному развитию личности. Он расширяет знания студентов об окружающем мире, развивает культуру речи, содействует формированию самостоятельности в суждениях, развивает чувственно-эмоциональную сферу, повышает общий культурный уровень и заставляет задуматься над серьезными жизненными проблемами.
В истории педагогики ученые, просве-
тители, педагоги уделяли воспитательным возможностям театра, театрализованной деятельности обучающихся огромное значение. Например, великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) в методах преподавания наук и искусств выделял применение театральных представлений, в которых должны принимать участие все юноши: они приучают к наблюдательности и непринужденности в поведении, развивают умение управлять мимикой, телом, голосом.
Одним из достойнейших образцов для подражания является основанный Александром Ниллом (1883-1973) в школе Саммер-хилл театр для воспитанников. Дети сами сочиняли пьесы, иногда готовили костюмы и декорации. Мини-представления, упражнения в театральной технике назывались в Саммерхилле спонтанной игрой, которая была существенной частью школьного театра. Занятиями по искусству руководили талантливые педагоги: художники, композиторы, выдающиеся деятели искусства. Дети осваивали разнообразные виды искусства: на сцене театра ставились пьесы не только Шекспира, Шиллера, Мольера, но и сочиненные самими детьми.
Большое внимание воспитательному значению театра в развитии подрастающего поколения уделял Габдулла Тукай (1886-1913), татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель. Он стремился осуществлять эстетическое воспитание обучающихся с помощью художественного слова. Замечательный поэт высоко ценил народные песни, музыку, изобразительное искусство, театр, сам принимал активное участие в литературно-музыкальных вечерах.
Станислав Теофилович Шацкий (18791934) начал вводить театральную деятельность в воспитательный процесс ещё до революции в обществе «Детский труд и отдых» и в колонии «Бодрая жизнь». После революции этот опыт вырос в глубоко продуманную систему, воплощенную ее создателем в жизнь в условиях Первой опытной станции Наркомпроса (1919-1932). Первая опытная станция по народному опытному образованию представляла собой систему городских и сельских школ, дошкольных и внешкольных учреждений, педагогических курсов, готовивших воспитателей дет-
ских садов, трудовых колоний, учителей школ первой ступени, внешкольных работников, сотрудников педагогического центра. Педагоги и слушатели педагогических курсов принимали непосредственное участие в постановках передвижного театра, показывающего пьесы для сельского населения, руководили разнообразными кружками среди сельской молодежи: литературными, драматическими, музыкальными, пропагандировали революционные песни, классическую и народную музыку. Сам С. Т. Шацкий -блестящий воспитатель и организатор, отличавшийся поэтическими и драматическими способностями, артист и режиссер, певец, музыкант и художник, человек особого педагогического чутья. В репертуаре театра были такие пьесы, как «Гроза» и «На бойком месте» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Русалка» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Скупой», «Проделки Скапена» Мольера, «Конек-горбунок» П. П. Ершова, пьеса К. Пруткова «Фантазия».
Большое место в коллективе Антона Семеновича Макаренко (1888-1939), коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, занимало искусство: литература, музыка, театр. Колонисты много и серьезно читали, обсуждали прочитанное. Репертуар музыкального оркестра удовлетворял воспитанию высокого художественного вкуса. В репертуаре самодеятельного театра были лучшие пьесы мировой русской и советской драматургии. А. С. Макаренко сам писал пьесы, был режиссером и актером театра, вдохновителем театральной деятельности.
В организации педагогического процесса Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) опирался на изучение индивидуальных творческих способностей, умений учителя, создающих личностное своеобразие уроков и внеклассной работы, например, умение руководить театром сказки, литературно-творческим кружком и т. д.
Эмоционально-эстетическое, по мысли Сухомлинского, должно проникать всю учебно-воспитательную деятельность педагога, весь его облик: В. А. Сухомлин-ский рассматривает факторы эстетического воспитания: творческий труд, общение педагогов и учащихся, природу, искусство: художественную литературу, музыку, живо-
пись, театр. В педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского раскрывается система форм и методов эстетического воспитания учащихся и эстетического образования учителя. Эстетическое воспитание учащихся включает следующие мероприятия: экскурсии и праздники природы, неделя сада, украшение школы, праздники песни, беседы об искусстве, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, представления в Театре сказки и кукольном театре и т. д. Эстетическое образование учителя предполагает индивидуальное чтение журналов, газет, обсуждение книг в педагогическом коллективе, ознакомление с проблемами науки, техники, искусства, духовной жизни общества, теоретические лекции и семинары на темы: «Красота в жизни и в искусстве», «Эстетическое воспитание и задачи жизни», «Роль эмоционального фактора в учебно-воспитательном процессе» и т. д. Учителя Павлышской средней школы, под руководством В. А. Сухомлин-ского, принимали участие в экскурсиях на природу, стремясь как можно ярче, выразительнее рассказать о ее красоте. Прежде чем организовывать сочинение сказок детьми, сочиняли сказки сами.
Интерес представляет опыт работы кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета в области эстетического воспитания учащихся, студентов педагогических вузов и работающих учителей. Под руководством заведующего кафедрой Бориса Петровича Рождественского были изданы монографии: «Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе» (1960); «О художественном оформлении школы» (1963); «Формирование интересов учащихся в области искусства» (1970). Эстетическое воспитание в этих работах рассматривается как сложный процесс эстетического осознания действительности, осуществляемый в процессе труда, под влиянием окружающей обстановки (среды), а также средствами искусства. Освещаются вопросы эстетики труда, быта, поведения, эстетического отношения к природе, эстетического воспитания в процессе обучения средствами литературы, музыки, театра, кино, архитектуры, живописи.
Совместно с Татарским институтом усовершенствования учителей (ныне Институт
развития образования Татарстана) кафедра обобщала передовой опыт школ Татарии и создала серию программ и методических рекомендаций для учителей и классных руководителей. Так была создана программа спецкурса для историко-филологического факультета «Основы методики эстетического воспитания в школе». В этой программе рассматривались вопросы организации эстетического воспитания средствами природы, общения, учебной деятельности, искусства.
Занятия по предмету «Основы театрального искусства» вела преподаватель Казанского педагогического института Татьяна Александровна Геллер. Среди тем для обсуждения - «Куклы для всех», «Кого можно назвать культурным человеком?», «Древнегреческий театр», «Что такое хороший вкус?», «Искусство вокруг нас», «Мольер в России» и др.
Развитие эстетической культуры студентов средствами театра происходит в таких формах, как экскурсия в театр, написание эссе по спектаклю, студенческий театр, организация театрализованной деятельности в условиях учебных и внеаудиторных занятий, студенческий клуб, стенгазета, встреча с известными деятелями театра, спецкурсы по театральному искусству, беседы о театре с применением мультимедийной поддержки, сочинение пьес, разыгрывание по ролям и многие другие.
В качестве примера приведем беседу, проведенную со студентами НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия». Тема беседы: «Из истории развития театра. Выразительные средства театрального искусства». Целью беседы являлось расширение знаний студентов о театре, видах театра, выразительных средствах, роли театра в эстетическом воспитании. В начале беседы студенты уточнили, как понимают слово «театр», познакомились с историей возникновения театра.
Театр (греч. 0eaтpov - основное значение - место для зрелищ, затем зрелище, от 0£оюдо1 - смотрю, вижу) - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств (литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др.) и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей
здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актер. Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
С мультимедийной поддержкой студенты увидели, как мог выглядеть Афинский театр, который по вычислениям археологов вмещал 30 000 зрителей. Театр имел важное место в эстетическом воспитании благодаря высокохудожественному репертуару, здесь же в праздничные дни проводились всенародные игры.
Далее студенты обращают внимание на выразительные средства театра. Среди ведущих компонентов театра называют: драматургию (вид литературного творчества, определяющего героев и течение событий на сцене) и актеров, через действие которых зритель узнает об этих событиях. К основным средствам выразительности театрального искусства относят: декорацию, костюм театральный, шумовое оформление, свет на сцене, эффекты сценические, грим, маску.
На слайдах студентам представлены образцы выразительных средств. Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер - представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку для осуществления на ней сценического действия. Обращается внимание студентов на то, что декорация может быть создана с помощью живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.
Затем студенты видят известных актеров в сценических образах, обращают внимание на костюм (от итал. costume - собственно обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа. Костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет историческую, социально-экономическую и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, создает (вместе
с остальными компонентами оформления) зрительный образ спектакля. Грим (франц. grime, от староитал. grimo - морщинистый) позволяет изменить внешность актера, преимущественно его лицо, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и прочего в соответствии с требованиями исполняемой роли. Одним из символов театра является маска (от позднелат. mascus, masca - личина) -специальная накладка с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологического существа и прочее), надеваемая чаще всего на лицо. Маски изготавливаются из бумаги, папье-маше и других материалов.
Значимым является шумовое оформление представления - воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями, бутафорией, освещением шумовое оформление составляет фон, помогающий актерам и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действию пьесы, создает нужное настроение, влияет на ритм и темп спектакля.
Одним из важных художественно-постановочных средств является свет на сцене. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение. При помощи специальных приборов и приспособлений создаются сценические эффекты (от лат. effectus - исполнение) - иллюзии полетов, наводнений, пожаров, взрывов.
Важно обратить внимание студентов на специфику театра: спектакль, как окончательная ценность искусства, складывается из взаимодействия сцены (актеры, декорации и т. д.) и зрителей, на него реагирующих [8].
Так, например, театрализованная деятельность со студентами начинается с выбора пьесы. Здесь большую помощь окажет организатор - преподаватель или специально приглашенный режиссер театра. Выбор пьесы связан во многом с целью деятельности: познавательного или развлекательного, размышляющего о смысле жизни или уже дающего этот смысл как итог размышлений главных героев. Это может быть произведение на современную тему, или взятое из истории драматургии, зарубежной или отечественной. Может быть специально написанное студентами с преподавателем произведение. В любом случае режиссер
и студенты (так будем называть руководителя-преподавателя, потому что в данном случае - это режиссер) внимательно обсуждают все предложения, выбирают произведение для постановки. Далее идет чтение пьесы с комментариями режиссера и студентов. Распределение по ролям с учетом пожеланий самих студентов. Назначение всех ответственных за разные направления работы над постановкой.
Студенты Гуманитарного колледжа выбрали для постановки отрывок из романа Оскара Уайльда (1854-1900) «Портрет Дориана Грея» (1890) сцену последнего объяснения после неудачного выступления в театре Сибилы Вэйн. Перед представлением была подготовлена афиша с названием спектакля. Студенты раздали пригласительные билеты. Перед началом спектакля было небольшое пояснение режиссера о времени создания спектакля, эстетических вкусах той эпохи. После этого на сцену вышли артисты, исполняющие роль танцовщиц вместе с Дорианом Греем. Этим зрителей как бы ввели в мир конца XIX в., эстетику того времени, которая проявлялась в костюмах, танцах, салонных беседах, отношении к жизни в высшем обществе. Сам Дориан Грей уже попал под влияние этой легкой и занимательной жизни. Легкость в общении, в отношениях с женщинами, с искусством, со своей жизнью, отсутствие каких-либо запретов - все это увлекает Дориана и постепенно заслоняет образ милой Сиби-лы. В сцене объяснения студентка, исполняющая роль Сибилы, показала искренность чувств совсем еще юной девушки вдруг внезапно повзрослевшей, увидевшей в чувстве к Дориану весь смысл своей жизни. Она стремится поделиться этим чувством с Дорианом. Раскрыть ему, в чем настоящее искусство, в чем настоящее чувство. Для Сибилы любовь к Дориану - это смысл всей ее жизни. Поэтому так умоляет она, стоя на коленях. Без любви она погибнет. Поэтому так трогательно просит Сибила Дориана не покидать ее, ради Дориана она готова вернуться на сцену. Все напрасно, Дориан произносит свои жестокие слова и уходит. Сколько всего надо показать в этой сцене, что под силу, казалось бы, только профессиональным актерам. Поэтому руководитель работает над каждым движением, над каж-
дым словом, интонацией исполнителей. Как отмечает С. Н. Рягин: «Создание образа происходит от простых физических (психофизических) действий актера в предлагаемых обстоятельствах пьесы к логике действий человека определенной эпохи, социального положения, мировоззрения, возраста, индивидуальных особенностей» [8, с. 22-24].
Таким образом, мотивирование студентов к творческой деятельности способствует развитию эстетической культуры. При этом осуществляется интеграция личностного и системного подхода в обучении и воспитании. Развитие культурной составляющей профессионального образования происходит в условиях социально и эстетически гармонизирующей среды в вузе.
Библиографический список
1. Запесоцкий А. С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 3-15.
2. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика: монография. -Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 364 с.
3. Ларионова М. А. Возможности психолого-педагогической диагностики в изучении профессионального развития преподавателя // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2014. - № 3 (17). - С. 102-106.
4. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное
образование: системный взгляд на проблему. -Казань: Идел-Пресс, 2008. - 608 с.
5. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. -№ 6. - С. 3-14.
6. Поселягина Л. В. Роль архитектуры в совершенствовании учебно-воспитательного процесса профессионально-эстетической подготовки бакалавра // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 6. - С. 108-113.
7. Рягин С. Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях современных системных изменений: монография. -М.: Наука, 2009. - 245 с.
8. Сибиряков Н. Н. Мировое значение. - М.: Искусство, 1988. - 365 с.
9. Чеснокова Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 82-85.
10. ШтейнбергВ. Э., ГуринаР. В. Исследовательские проекты (диссертации): логико-эвристические модели новых педагогических решений // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 4 - С. 15-23.
11. Milton Schwebel Pluralism and Diversity in American Higher Education [Электронный ресурс] // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - URL: http://ann. sagepub.com (дата обращения: 26.11.2012).
12. Wilson Thiede, John Meggers Research and Investigations in Adult Education [Электронный ресурс] // Adult Education Quarterly. - URL: http:// aeq.sagepub.com/ (дата обращения: 26.11.2012).
Poselyagina Larisa Vyacheslavovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of Pedagogy, Omsk Humanitarian Academy, [email protected], Omsk
THEATER AS A MEANS OF EDUCATION OF STUDENTS
Abstract. The article presents the results of a study of the university socially and aesthetically harmonizing space by means of the theater. The basic components of the social and aesthetic harmonizing space in high school are presented. Experimentally the most effective form is defined. We consider methods of aesthetic education: an excursion into the theater, writing an essay on the play, the student theater, student club, newspapers, meetings with famous actors, courses in theater arts, talks about the theater, writing plays, the performance of roles.
Keywords: socially and aesthetically harmonizing space by means of the theater, cultural activities of students in high school.
Поступила в редакцию 03.03.2015