УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ноябрь, № 7
УДК 94(470)’’18
Исторические науки и археология 2015
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ФИЛИМОНЧИК
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) syrsa@yandex. ru
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КАРЕЛИИ В 1918 - НАЧАЛЕ 1920-х ГОДОВ
Охарактеризованы социально-политические и культурные факторы, определившие развитие театрального искусства Карелии в послереволюционную эпоху. Показано, что инициатором создания профессионального театра стал Олонецкий губисполком. Государственное финансирование способствовало знакомству с театральным искусством рабочих, крестьян, красноармейцев и приобщению малообразованных слоев населения к культурному наследию. Раскрыто значение работы в провинции в условиях бедствий Гражданской войны ряда режиссеров и актеров столичных театров, прежде всего Александринского. Их деятельность определила высокий художественный уровень театральных постановок. На материалах Карелии проведен анализ дискуссий о роли театра в революционную эпоху. Представители властных структур видели в театре действенное средство идеологического воздействия, актеры и режиссеры подчеркивали эстетическое начало в театральном творчестве. Театральные диспуты, рецензии, чествования актеров, различные мероприятия просветительского характера с участием театра автор статьи характеризует как определенный опыт общественного диалога, сохранявшегося в условиях военного и политического противостояния.
Ключевые слова: культурная политика, театральное искусство, общественное сознание
История театра в послереволюционную эпоху активно изучалась советскими искусствоведами. В 1960 - первой половине 1980-х годов опубликованы исследования Б. В. Алперса, Д. И. Золотницкого, Г. А. Хайченко, А. З. Юфита [1], [11], [28], [32], обобщающие труды по истории театра [14], [15], [16]. В этих книгах охарактеризованы основные тенденции в развитии театрального искусства, проанализировано творчество выдающихся российских режиссеров и актеров, прослежена история столичных театров. В 1918 году в России действовало 250 театров [10; 208], однако история ряда интересных в творческом отношении коллективов, прежде всего работавших в провинции, в монографическом плане не получила должного освещения, хотя их влияние на культурную и общественную жизнь российских регионов было существенно.
Театральное искусство Карелии в интересующий нас период рассмотрено в работах В. И. Кий-ранен, С. В. Колосенка, П. Е. Никитина, С. Д. То-гатова и др. [17], [18], [21], [26]. Авторами первых работ о театре являлись актеры, режиссеры, а также ответственные работники министерств и ведомств. В центре их внимания находились достижения сценического искусства, творчество ведущих мастеров, постановочная культура. В 19б0-1980-е годы история театра Карелии стала предметом научных исследований историка А. И. Афанасьевой [3], [4], [5]. Ею рассмотрены взаимоотношения театра и властных структур, показано влияние исторического контекста на театральную культуру и воздействие театра на общественное сознание.
Ликвидация цензуры и ослабление идеологического контроля способствовали активизации изучения театра как социокультурного института. В постсоветское время более полно стала характеризоваться культурная политика советского государства. В исследованиях В. С. Жидкова подчеркивается, что с первых послеоктябрьских дней большевистское правительство относилось к театру как к инструменту решения государственных задач - прикладных, лежащих вне сферы искусства [10; 185]. Л. В. Борисова полагает, что стратегия и тактика, избранная большевиками по отношению к театральной интеллигенции, не была столь разрушительна, как в других сферах, и была направлена на сохранение культурного наследия [8; 106].
В последние годы в Карелии ценные исследования по истории театров второй половины XX века опубликовали Ю. Д. Генделева и И. В. Шо-рохова [9], [30], [31]. В то же время остается недостаточно изученным процесс становления профессионального театра в нашем крае. Целью данной работы является изучение социальнополитических факторов и культурной среды, определявших развитие театрального искусства Карелии, воздействие театра на жизнь местного сообщества в 1918 - начале 1920-х годов.
Первая попытка организовать в Петрозаводске профессиональный театр была предпринята в 1906-1910 годах антрепренером И. Ф. Савельевым на сцене Народного дома. Ставились преимущественно развлекательные пьесы. Когда здание Народного дома сгорело, труппа распалась. С 1912 года в общественном саду губернского
© Филимончик С. Н., 2015
Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов
13
города работал Летний театр, на сцене которого эпизодически проходили гастрольные спектакли драматических трупп из Петербурга [13; 130], [24; 176-177].
Формирование профессионального театра в Карелии ускорила революционная эпоха. Восстание большевиков в Петрограде немногочисленная интеллигенция Олонецкого края восприняла настороженно. Те же, кто примкнул к революционерам, стремились, невзирая на усугубляющийся экономический кризис и падение уровня жизни, показать созидательный потенциал новой власти. В январе 1918 года при Олонецком губернском Совете начал активную работу комиссариат просвещения во главе с преподавателем гимназии В. М. Парфеновым. В составе наркомата создан подотдел искусств, включавший три секции: театральную, музыкальную и изобразительных искусств. В 1918 году в Петрозаводске открылся народный университет, начали работу симфонический и духовой оркестры, детская музыкальная школа, опубликован сборник стихов местных поэтов, открылся рабочий клуб [24; 230-238].
В феврале 1918 года, когда были национализированы частные кинотеатры Петрозаводска, Олонецкий губисполком решил передать здание кинотеатра «Триумф» народному театру и обратился в Наркомпрос РСФСР, просветительные учреждения Петрограда с просьбой направить на работу в губернский город артистов и режиссеров [4; 94-95]. Численность населения Петрозаводска в это время не превышала 19 тыс. человек. На призыв олончан откликнулся ряд артистов старейшего государственного театра России -Александринского. На его сцене традиционно с большим успехом шла русская классика, имена Грибоедова, Гоголя, Островского не сходили с афиш. В то же время провал в Александрин-ском театре «Чайки» в 1896 году показал необходимость учета новых веяний в драматургии, важность повышения постановочной культуры. Ориентируясь на МХТ, режиссеры П. П. Гнедич, А. А. Санин стремились усилить психологизм актерской игры, подчеркнуть многогранность характеров сценических героев. В начале XX века в Александринском театре успешно ставились чеховские пьесы, произведения других современных авторов, в том числе западных [25; 135-150].
В 1908-1917 годах главным режиссером этого театра являлся В. Э. Мейерхольд, под руководством которого в Александринском театре был переосмыслен сценический опыт, обновлены художественные приемы, в основе которых лежали метафоричность, образы-маски, пластический гротеск, эксцентрическое заострение игровых моментов, пространственное соединение сцены со зрительным залом. Наиболее полно модель метафорической режиссуры Мейерхольда представил спектакль «Маскарад», вызвавший бурную полемику в печати о современном виде-
нии классической драмы, о реализме и условном театре. В марте 1917 года А. Бенуа писал: «Какой блестящий, расточительный фейерверк этот беззаботный спектакль, который приготовили в бывшем императорском театре точно нарочно к грозным дням переворота!» [20; 358, 497].
Переход власти в руки Советов труппа Государственного театра драмы (так с 1917 года стал называться Александринский театр) встретила десятидневным бойкотом. В ноябре 1917 года представления возобновились. Однако через некоторое время покинула Россию выдающаяся актриса Е. Н. Рощина-Инсарова, ушли из театра корифеи труппы В. Н. Давыдов, Ю. М. Юрьев. Многие молодые актеры не могли продолжать работу в столичном городе из-за голода и материальных лишений и уезжали в провинцию.
Весной 1918 года, спасаясь от бедствий Гражданской войны, группа актеров Алексан-дринского театра под руководством режиссера Н. В. Петрова прибыла в Петрозаводск. Николай Васильевич Петров (1890-1964), окончив режиссерский класс МХТ, руководимый В. И. Немировичем-Данченко, в 1910 году начал работу помощником режиссера в Александринском театре. В 1915 году он дебютировал на императорской сцене как режиссер в новой пьесе Л. Андреева «Тот, кто получает пощечины». В это время Петров сблизился с Мейерхольдом, был его ассистентом в работе над «Маскарадом» [15; 100]. Петров получил преподавательский опыт, работая в драматической школе при Александринском театре. Молодого режиссера хорошо знали в Петрозаводске по успешным гастролям летом 1916 года [23; 22-127].
5 июня 1918 года труппа открыла летний сезон в Петрозаводске спектаклем по драме М. Горького «На дне». Пьеса была «разыграна образцово»1. За лето труппа Петрова поставила 38 пьес, в том числе: «Идиот», «Вишневый сад», «Гроза», «Не все коту масленица», «Месяц в деревне» и др. Как обычно, в летний репертуар включались и мелодрамы - публика была довольна, а губернская газета сетовала: «А все же жаль тратить такие силы на постановку вещей, от которых ничего не остается ни для ума, ни для сердца»2.
Вечерами в «Триумф» спешили, как правило, служащие учреждений, интеллигенция. Перед революцией в Петрозаводске проживало 120 преподавателей средних и средних специальных учебных заведений, 24 врача, несколько десятков инженеров и техников [4; 24]. Неизбалованные петрозаводские зрители были восхищены столичным театром. В газетных отчетах эмоционально описывались «бесконечные овации», «потрясающее впечатление», «безукоризненное исполнение». Рецензенты подчеркивали глубокое проникновение в характер своих героев П. И. Лешкова, артистическую энергию К. Н. Вертышева, силу чувств А. П. Есипович, искренность, лиризм Н. С. Рашевской. С первых
14
С. Н. Филимончик
минут захватывала внимание зрителей своей яркой игрой Е. П. Корчагина-Александровская3.
Сотрудники губернского ОНО убедили Н. В. Петрова взять на себя организацию и руководство зимним театральным сезоном в Петрозаводске. Театр был принят на государственное содержание. В сезон 1918/19 года почти треть, в следующий сезон - половина спектаклей были бесплатными. Значительная часть мест на платные постановки выделялась общественным организациям [4; 98].
Эти меры позволили расширить зрительскую аудиторию за счет рабочих, мелких служащих, подростков-учащихся. Высокий уровень художественных постановок определил популярность театра среди горожан. Спектакли шли с неизменным аншлагом. В газетной заметке читаем: «Редко можно было достать билет в театр накануне спектакля независимо от цены места. В день же спектакля добыть билет нельзя было никакими способами»4. В то же время в газете отмечалась с горечью «крайняя некультурность, проявляемая нечуткой частью зрительного зала»5. Отчасти это было связано с тем, что среди зрителей стали преобладать «пришедшие организованно». Многие зрители не обладали необходимой театральной культурой, не имели должного художественного опыта.
Невзирая на это театр стремился понять нового зрителя. «Жажда деятельности заставляла нас искать новые формы общения со зрителем», -вспоминал Н. В. Петров [23; 173]. Перед спектаклем режиссер представлял свое толкование пьесы, рассказывал о драматурге, историческом контексте. После спектакля зрителям предлагалось заполнить опросные листы, поделиться впечатлениями. Была организована «Школа зрителя»: Н. В. Петров проводил доклады об искусстве театра: «Движение действия в спектакле», «Внутренний диалог на сцене» и др. Во втором отделении артисты исполняли отрывки, пояснявшие тезисы доклада. В духе времени просветительский вечер в «Триумфе» могли назвать митингом. Так, 10 февраля 1919 года на вечернем митинге были заслушаны доклады «Театр и радость», «От театра для себя к футуризму», а после перерыва устроен диспут. Активными участниками этого митинга были не только режиссер Петров, но и местные театралы - врач М. Ф. Леви, учитель Т. Леонтьев и др.6 Статьи Н. Петрова о театре публиковались в бюллетене подотдела искусств.
За первый зимний сезон было поставлено 88 спектаклей. Основу репертуара составила классика. В Петрозаводске шли «Горе от ума», «Ревизор», «Коварство и любовь» и другие знаменитые пьесы. Приоритет отдавался драматургам конца XIX - начала XX века. Зимой 1918/19 года было поставлено 5 пьес Л. Андреева, в репертуар входили пьесы А. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др. С другой стороны, Н. Петров охотно ста-
вил французские комедии, а для своего бенефиса выбрал французский водевиль «Соломенная шляпка».
В газетных рецензиях строго разбирались оплошности, недочеты спектаклей. Так, спектакль «Власть тьмы» по произведению Л. Толстого рецензент Олонь назвал «провинциализмом дурного тона», а из впечатлений после спектакля «Лес» по Островскому выделил чувства досады и скуки7. Однако в печати доминировало общее восхищение мастерством труппы старейшего российского театра, ее слаженностью («работала как стройный ансамбль»). Особенно тепло в этот сезон публика принимала В. А. Македонскую и А. В. Турцевича. Сильное впечатление оставила их игра в «Горе от ума» Грибоедова, «Эльге» Гауптмана, «Савве» Андреева. В рецензиях на эти спектакли подчеркивалась способность передать полутона и нюансы чувств, цельность исполнения8. Характерно, что больше всего ценилась способность артиста передать тонкую гамму душевных переживаний героя.
У известного в Петрозаводске врача Максима Филипповича Леви местные любители искусств нередко устраивали музыкальные вечера, капустники, разыгрывали домашние спектакли. С радостью приняли в этом доме петроградских артистов. Во время дружеских бесед в доме М. Ф. Леви возникла идея создать творческий союз «Таранта». В памяти артистов еще свежи были вечера в «Бродячей собаке» -своеобразном артистическом клубе, созданном мастерами искусства в Петербурге в 1912 году. О создании «Таранты» известили телеграммой наркома просвещения А. В. Луначарского. Членами «Таранты» стали композитор Юрий Шапорин, командующий Онежской флотилией Эдуард Пан-цержанский. У артистического клуба появился свой гимн, своя «Свиная книга», продолжавшие традиции «Бродячей собаки». Был поставлен балет-пантомима «Тарантаниана», написанная гостеприимным хозяином дома М. Ф. Леви. В недрах «Таранты» создана также оперетта «Наука любви» (автор М. Леви), в увертюре которой торжественно звучал гимн Союза. Состоялось несколько театрализованных клубных вечеров: «Рождение Таранты», «Прорезывается зуб», «Первый шаг» [23; 174, 539]. Своей главной целью члены «Таранты» провозгласили борьбу с провинциальной скукой и обывательщиной.
При театре Н. В. Петров создал студию, в которую после конкурсного отбора были приняты 30 юношей и девушек. Студийцам преподавали теорию драмы, технику движения, режиссуру. Занятия вели режиссеры Н. Петров, Е. Сергиев, Ю. Юрьин. Последний возглавил студию после отъезда Петрова. Студийцы участвовали в спектаклях, готовили показательные работы. В сентябре 1921 года состоялся первый выпуск. Спектакль студийцев «В городе» (автор С. Юшкевич) рассказывал о тяготах семьи безработного
Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов
15
Гланка в капиталистическом мире, при этом вселял надежду, что вскоре жизнь бедняков переменится. Главные роли успешно сыграли А. Егоров, А. Корытова, Н. Лузгин, Е. Силаева, Я. Свирский, И. Биневич, Парижская и др. Зрители очень тепло приняли игру Е. Максимовой. «Удивительно сильно провела роль Сони Е. Максимова. Зал был буквально захвачен молодой артисткой», - писала газета9. Через несколько лет, поверив в свое призвание, выпускницы студии Екатерина Максимова, Софья Неелова, Анисья Рыбкина поступили в ленинградский Институт сценических искусств и стали профессиональными актрисами. По окончании учебы в сезон 1925/26 года А. И. Рыбкина играла в Петрозаводском театре [19; 118, 122-131].
Повседневная жизнь большинства горожан зимой 1919 года была полна тягот и лишений, и зрители спешили в «Триумф» в надежде получить заряд радости и энергии. Позже в газете на вопрос «Что дал нам петрозаводский театр?» ответят так: «Среди тяжелых будней, когда в силу необходимости только и говорили: о продовольствии, о ценах на продукты, что можно выменять, как выгодно выменять, какой кто получает паек, в каком из учреждений паек дается больше и т. д., мозг тупел от мучительных забот материального характера... Театр приютил нас как усталых путников и дал погреться у огонька»10.
Трудно жилось не только местным жителям - прибывшим в чужой город актерам было не легче. Горожане худо-бедно выживали за счет артелей Петрозаводского городского потребительского общества. На неосвоенных землях в пределах городской черты повсюду были разделаны огороды [13; 163], и горожане смогли запастись картошкой, овощами. Артисты такого подспорья не имели. Зима 1918/19 года была голодной.
Пытаясь сплотить свой коллектив в тяжелое время, в октябре 1918 года работники Народного театра драмы предприняли попытку создать профсоюз сценических деятелей Петрозаводска. Инициативу взял на себя режиссер Н. В. Петров. Профсоюз поставил перед собой две цели: поднять в городе театральное дело и улучшить условия труда и быта работников сцены. На общем собрании работников театра был утвержден Устав профсоюза. К вступающим предъявлялось единственное требование - наличие стажа работы в театральном предприятии не менее 1 года. Был избран исполком союза в составе Н. В. Петрова (председатель), К. Н. Вертышева и А. И. Смирнова11.
Весной 1919 года интервенты и белые развернули наступление на Петрозаводск. В апреле финские отряды захватили Олонец, Пряжу, подошли к Сулажгоре. Петрозаводск готовился к обороне, началась эвакуация городских учреждений и населения. В мае 1919 года Н. В. Петров и часть труппы вынужденно покинули при-
фронтовой город. В июне 1919 года все попытки финнов штурмовать Петрозаводск были отбиты. В ходе Видлицкой операции Онежская военная флотилия разгромила опорную базу интервентов, части Красной армии развернули общее наступление и к началу июля 1919 года освободили южную Карелию.
Как только линия фронта отодвинулась от Петрозаводска, стали устраиваться любительские театральные спектакли под руководством И. И. Рыбкина (Неволина) [23; 244], а в октябре 1919 года возобновил работу Народный театр драмы. Художественным руководителем театра стал актер Юрий Николаевич Юрьин (18901927). Одновременно он возглавил театральный подотдел губернского ОНО. 12 октября 1919 года пьесой А. Островского «Последняя жертва» начал новый сезон Народный театр драмы. В тот же день десантники Онежской флотилии освободили от белых д. Челмужи и продолжили наступление в Заонежье. Уже были разбиты под Лижмой войска противника, продвигавшиеся вдоль Мурманской железной дороги. 12 октября интервенты покинули Мурманск. Боевые операции в Карелии продолжались до поздней осени [12; 420-422].
Большую часть зрителей в театре стали составлять военнослужащие, выведенные в Петрозаводск из фронтовых районов. В начале 1920 года Народный театр драмы был переименован в Губернский театр драмы - тем самым подчеркивалась обязанность театра обслуживать зрителей не только Петрозаводска, но и других городов, а также отдаленных населенных пунктов. Осенью 1919 года по просьбе командования Онежской военной флотилии театр выезжал в Ло-дейное Поле. В 1920 году побывал на гастролях в Кончезере, Спасской Губе, Повенце, Пудоже [4; 102]. В зимний сезон 1919/20 года было показано 156 спектаклей, обслужено около 78 тыс. зрителей12.
В губернской печати был остро поднят вопрос о том, какие спектакли театр должен предлагать красноармейцам, рабочим и крестьянам. «Островский с его обрисовкой темного царства постепенно уходит из нашего театрального репертуара», - настаивал один из корреспонден-тов13. Воспеванием пессимизма и уныния, «экзаменом на выдержку здоровым нервам» назвала газета спектакль по пьесе Л. Андреева «Савва»14. Неинтересны прибывшим с позиций бойцам пьесы, воспевающие тихое счастье обывателей, -был уверен рецензент спектакля по сказке Диккенса «Сверчок на печи»15.
В разгар военного противостояния сторонники Советов убеждали театр строить репертуар на основе пьес, рассказывающих о борьбе угнетенных и вселяющих веру в торжество социальной справедливости. Но таких пьес театр не имел. Тогда режиссер Ю. Н. Юрьин сам взялся за перо. 13 января 1920 года зрителям была представлена
16
С. Н. Филимончик
драма «Его шаги». В этот вечер Юрьин предстал перед петрозаводчанами не только в привычном качестве (постановщик спектакля, исполнитель одной из ведущих ролей), но и впервые как автор пьесы. В ней рассказывалось о бедной еврейской семье, действие разворачивалось на фоне революции 1905 года. В газетной рецензии на спектакль особо отмечалось агитационное значение пьесы, то, что она «выдержана в бодрых, радостных, свежих, весенних тонах»16.
Успех первой пьесы вдохновил молодого автора. Всего в 1919-1927 годах им было написано 13 пьес, они входили в репертуар столичных театров, издавались большими тиражами [2; 143147], [7; 31], [22; 35-36], [27; 104-111]. Среди них особой популярностью пользовался рассказывающий о движении Степана Разина «Сполошный зык». Для крестьянского самодеятельного театра была написана драма о борьбе старого и нового быта в деревне «Советский черт».
17 июля 1921 года в Летнем театре Петрозаводска торжественно отмечалось 10-летие сценической деятельности Ю. Н. Юрьина. Горожане преподнесли юбиляру цветы, подарки, адреса, желали новых творческих успехов [27; 111]. Осенью 1921 года Ю. Н. Юрьин возглавил в Петрозаводске передвижной театр, находившийся в ведении Мурманской железной дороги, но его работу в этом коллективе прервала болезнь. В 1922 году Юрьин вернулся в Петроград. К несчастью, болезнь не отступала. В самое трудное время пришла поддержка от Е. А. Максимовой, в прошлом учащейся театральной студии в Петрозаводске. В 1927 году режиссер получил разрешение выехать для лечения туберкулеза в Италию, в этой поездке больного и его маленькую дочь Наташу сопровождала Е. А. Максимова, через полгода на Капри она проводила Ю. Н. Юрьина в последний путь [6; 138-145], [29].
В 1920 году на территории части Олонецкой губернии и Кемского уезда Архангельской губернии была создана Карельская Трудовая Коммуна (КТК) - национальная область в составе РСФСР Петрозаводск стал административным центром Олонецкой губернии (до ее упразднения в 1922 году) и КТК. Управление культурой в КТК находилось в ведении отдела народного образования Карисполкома. Организационным центром политико-просветительной и агитационной работы стал Карполитпросвет, созданный весной 1921 года в составе Карельского отдела народного образования. В губернском отделе народного образования продолжала работу театральная секция. В октябре 1920 года она разработала Положение о губернском театре и организовала театральную репертуарную комиссию, в которую вошли не только работники театра, но и представители политических и общественных организаций Петрозаводска. Целью комиссии называлась выработка репертуара, удовлетворяющего запросам пролетариата17.
Театральный сезон 1921/22 года стал одним из самых ярких в истории театра Петрозаводска. В местной печати его называли «чудным», подарившим «много прекрасных минут истинного счастья»18. Главным режиссером театра был назначен Николай Васильевич Смолич (18881968) - талантливый режиссер Александринского театра, широко образованный человек с университетской подготовкой (в 1905-1908 годах он обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета). Сезон 1921/22 года в Петрозаводске открылся драмой «Царь Федор Иоаннович». Постановщиком спектакля и исполнителем главной роли был Н. В. Смолич19. В 1921/22 году на петрозаводской сцене им были созданы также запоминающиеся образы князя Мышкина и барона Скарпиа.
В состав труппы были приглашены видные артисты государственных театров, в том числе Н. П. Шаповаленко, Б. В. Харламов, И. Д. Калугин, М. В. Данилова, Н. А. Усачева, Б. А. Бертельс и др. Зрители высоко оценили исполнительское искусство этой звездной труппы. Театр вдохновлял, призывал к серьезной работе мысли, игра актеров захватывала зрителей20. «Спектаклем высокой духовной ценности» называла местная печать драму по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями». В спектакле были заняты М. В. Данилова, Н. В. Смолич, И. Д. Калугин, И. И. Неволин и др.21
20 марта 1922 года зал театра был переполнен - шел «Лес» Островского. Роль Счастлив-цева в этом спектакле играл юбиляр Николай Петрович Шаповаленко. Он работал в Алексан-дринском театре более 40 лет и принадлежал к той талантливой когорте артистов, которые составили славу театра. По окончании спектакля горожане сердечно поздравили артиста, в течение 5 последних сезонов работавшего в Петрозаводске. Юбиляру были переданы многочисленные адреса, подарки. Любимцу петрозаводской публики устроили овации22. Также тепло и сердечно в марте 1922 года было отмечено 15-летие творческой деятельности актера и режиссера Б. А. Бертельса23.
Зимой 1921/22 года на севере Карелии возобновились военные действия с финскими интервентами и антибольшевистскими силами. Ревком вел призыв добровольцев и сбор средств для Красной армии, широко использовал на производстве трудовые повинности. Бедность и неустроенность жизни привели к росту заболеваемости. Смертность в городе была в два раза выше, чем в сельской округе. Жалованье артистам выдавалось все более обесценивавшимися «совзнаками» и не вовремя. Постоянные задержки зарплаты вынудили работников театра обратиться весной 1922 года с открытым письмом в местную газету. В нем артист Н. П. Юрьев отмечал, что в марте актеры не получили еще январской зарплаты. Напечатано это письмо было
Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов
17
уже посмертно, 22 марта 1922 года 27-летний Н. П. Юрьев скончался от сыпного тифа24.
В условиях хозяйственной разрухи и политического кризиса, когда социальная опора действующей власти была невелика, немногочисленная партийная организация Петрозаводска (ее численность в 1922 году составляла 400 человек) активизировала пропагандистскую работу. В январе 1922 года Карполитпросвет организовал в Петрозаводске три диспута на тему «Театр сегодняшнего дня и его репертуар». 9 января основным докладчиком на диспуте выступил артист И. Д. Калугин. Он убеждал слушателей в том, что основными мотивами театрального спектакля всегда будут любовь и смерть, экзистенциальные идеи и переживания. И. Д. Калугина горячо поддержал режиссер Н. В. Смолич. Главное предназначение театра он видел в том, чтобы поддерживать и воспитывать «просто человека». Рассказав о диспуте, областная печать подвергла критике идеи, высказанные артистами. Газета отмечала, что Калугин «нанизал тяжеловесных витиеватых цитат из буржуазного кладезя премудрости»25, но театр должен идти в ногу с жизнью страны, быть агитпунктом революционного строительства (впрочем, тут же признавалось, что прямолинейно понимать идею агитпункта нет необходимости). В полемику активно включился руководитель Карполитпросвета, член губкома партии Л. Г. Гершанович. Он был убежден, что «идея революционизирования искусства должна заявить о себе и в Петрозаводске»26. В ответ артисты театра прислали в редакцию письмо, в котором утверждали, что «коммунисты выступили с запоздалыми, давно отзвучавшими требованиями», и, как бы они не усердствовали, основной ценностью искусства будет оставаться свобода творчества. В свою очередь редакция газеты заявила, что, пока жива революция, искусство будет служить ей и трудовому народу. На этом редакция сочла полемику законченной27.
На диспуте 16 января И. Д. Калугин добродушно иронизировал над своей первой «туманной» речью, критически отозвался о старом театре, заявил о поддержке театральной реформы, в ходе которой театры были национализированы и стали финансироваться из госбюджета, и даже напомнил о своем участии в деятельности петроградского Пролеткульта. В то же время он вновь высмеял примитивные попытки постановок-агиток для рабочих и красноармейцев. Оратор призвал накапливать опыт революционного творчества, а пока опираться на классику. Обсуждение доклада было бурным, в прениях приняли участие 7 человек. Вновь с яркой речью выступил Н. В. Смолич. Он призывал театр прежде всего помогать развитию эстетического вкуса зрителей, учить их воспринимать, переживать красоту, наслаждаться ею. Театр призван создавать произведения, обладающие высоким эстетическим
качеством. Именно такие произведения способны оказать сильное духовное воздействие, подарить душевную радость, вдохновлять как зрителей, так и их создателей. Театр участвует в преобразовании мира, создавая красоту и тем самым одухотворяя, облагораживая мир. Представители Карполитпросвета такое понимание преобразовательской миссии театра сочли абстрактным и призвали театр более активно участвовать в воспитании трудящихся, в пропаганде среди народа классовых ценностей28. Эти идеи вскоре после диспута раскрыл на страницах официальной печати Л. Гершанович. «Мы не утверждаем, что классический репертуар себя изжил, - писал он. - Классика развивает эстетический вкус, возвышает зрителя нравственно. Но мы хотим, чтобы театр лучше отзывался на те проблемы, которые волнуют народ, пролетариат»29.
Через месяц газета с удовлетворением отмечала, что «артисты пошли навстречу потребностям пролетарской публики». Здание «Триумфа» и прежде постоянно использовалось для проведения съездов, конференций, совещаний. Теперь театр стал более активно участвовать в проведении государственных праздников. Именно в театре собирались в праздничные дни руководители КТК и Олонецкой губернии, партийные активисты. Перед началом представления выступали партийные ораторы, память погибших в боях за революцию зрительный зал чтил минутой молчания. Правда, тематика пьес не всегда соответствовала празднику. Так, в день 5-летия Февральской революции была показана «Свадьба Кречинского». Впрочем, ответственные работники неудовольствия не высказали, «в курилке они оживленно делились впечатлениями от спек-такля»30.
Карполитпросвет попытался воплотить свои идеи о революционном театре в деятельности начинающих театральных коллективов. В мае 1921 года под его эгидой в Карельской Трудовой Коммуне открылся новый театр - Карельский. Художественным руководителем коллектива назначили Виктора Линдена, в административный орган - коллегию - вошли также В. Такала и А. Хямяляйнен. Труппу составили артисты Г. Сальминен, О. Куйттинен, Л. Ниеминен, С. Се-ландер, М. Келлосальми, Т. Лайтинен, Л. Ко-тиярви, Х. Крангольм, Н. Синисало, дирижер О. Тюккюляйнен31. В Петрозаводске впервые появился театр, работающий на финском языке, для тех, кто его не знал, предполагалось печатать содержание пьесы на русском языке. Зрителям были представлены пьесы финских драматургов Т. Паккала «На сплавной реке», К. Хальме «Надломленный» и др. [21]. Большинство пьес имели острую социальную направленность. Так, пьеса «Накануне великого дня» до революции вообще была запрещена в Финляндии32. Летом 1921 года театр побывал с гастролями на севере Карелии.
18
С. Н. Филимончик
14 октября 1921 года открылся передвижной театр Мурманской железной дороги. Художественное руководство его работой осуществляли Ю. Юрьин, Б. Деген-Ковалевский. Основу труппы составила молодежь, привлекались как профессиональные артисты, так и местные любители сцены. Одной из первых постановок стала пьеса М. Горького «На дне». Однако предпочтение, судя по названиям, театр отдавал пьесам развлекательного характера («Шутники», «Сердце не камень» и т. д.). В отличие от 1919 года теперь уже хвалили в печати «Сверчок у огня» Ч. Диккенса: «прекрасный, увлекательный спектакль»33. С самого начала в театре сложилось правило: репертуар утверждал культотдел МЖД.
Помимо театров в Петрозаводске во время Гражданской войны успешно работал драматический театр в Олонце. В его труппу вошли эвакуированные из Петрограда профессиональные актеры Финогенова, Чарская, Сумбатова, Блюменау34.
В начале 1920-х годов в КТК при поддержке уездных Политпросветов работало 18 любительских театров, в том числе 7 в Пудожском уезде. В самом Пудоже действовали два любительских театра - красноармейский и театр при клубе имени Карла Маркса. Клубным театром руководил профессиональный артист А. В. Даманский. Зрительный зал клуба был рассчитан на 340 зрителей, спектакли начинались в 9 часов вечера. Материальные и художественные возможности оставались весьма скромными, поэтому ставились в основном одноактные комедии или драмы. В 1921 году в Пудоже шли «Старики» А. Аверченко, «Горящие письма» П. Гнедича, «Искры пожара» Г. Ге и др. Часть сборов самодеятельные артисты передали в фонд помощи голодающим Поволжья. Любительский театр активно вовлекался в пропагандистскую работу. В 1922 году в клубе Пудожа в театрализованной форме обсуждалось произведение французского писателя О. Мирбо, героем которого являлся аристократ, ставший грабителем. Присяжные заседатели признали оригинального вора виновным в совершении проступка против частной собственности, но заслуживающим снисхождения: «он понял природу буржуазного общества». Суд принял решение послать вора для искупления вины в одну из опаснейших экспедиций35.
В начале нэпа в условиях хозяйственной разрухи и голода было резко сокращено и передано
местным бюджетам финансирование культуры. В связи с прекращением государственного финансирования в 1922 года закрылся Карельский театр, завершили работу уездные театры. Губернский театр драмы решено было сохранить, но перевести его на самоокупаемость. Государство не устранилось полностью от финансовой помощи коллективу. Правительство Карелии неоднократно выдавало театру субсидии. Однако финансовые трудности театра нарастали. В 1923 и 1925 годах в связи с этим театр на несколько месяцев прерывал работу. 27 августа 1926 года СНК АКССР принял решение о закрытии драматического театра. Профессиональный театр в Петрозаводске возобновит свою работу осенью 1929 году в новых исторических условиях.
Таким образом, в 1918-1922 годах в Карелии был накоплен определенный опыт театральной работы в условиях государственного содержания. Власть прозорливо увидела в театре действенное средство политического и идеологического воздействия, поэтому всячески стремилась приобщить к нему широкие слои малообразованных граждан и ввести в репертуар ценные с точки зрения марксистской идеологии постановки. Финансовая, материальная, организационная поддержка государства способствовала тому, что театр стал одним из главных центров культурной жизни Петрозаводска. В значительной мере этому содействовало мастерство работников сцены - прежде всего актеров и режиссеров столичного Александринского театра. Взаимодействие столичной и провинциальной культур оказалось благотворным. Работа в Петрозаводске позволила артистам в период войны продолжить профессиональную деятельность, иметь признание зрителей, развить новые грани таланта. В условиях войны и политического противостояния театр помогал сохранять человечность, даря радость, тепло, веру в жизнь. Театр способствовал воспитанию художественного вкуса зрителей, приобщению их к искусству, являлся действенным средством просвещения. Он стал важным коммуникационным центром, местом встречи с земляками, сослуживцами, единомышленниками. Через театральные диспуты, встречи зрителей, обсуждение спектаклей в печати накапливался опыт диалога людей разных политических взглядов, что было важно в условиях жесткого гражданского и военного противостояния.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Известия Олонецкого губернского Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. 1918. 9 июня.
2 Известия Олонецкого... 1918. 18 июня.
3 Известия Олонецкого. 1918. 19 июля, 25 июля, 14 августа, 15 августа, 21 августа.
4 Олонецкая коммуна. Орган губернского комитета РКП(б), Олонецкого губисполкома, Мурманской железной дороги и политотдела H-ской дивизии. 1919. 8 марта.
5 Известия Олонецкого. 1918. 23 ноября.
6 Олонецкая коммуна. 1919. 10 февраля.
7 Олонецкая коммуна. 1919. 22 января, 25 января.
8 Известия Олонецкого. 24 октября, 2б ноября, 28 ноября.
Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов
19
9 Коммуна. 1921. 21 сентября.
10 Карельская коммуна. 1922. 27 января.
11 Известия Олонецкого... 1918. 19 октября, 19 ноября.
12 Национальный архив Республики Карелия (далее НА РК). Ф. 2150 (Управление по делам искусств при Совете Министров К-ФССР). Оп. 1. Д. 17/207а. Л. 52.
13 Олонецкая коммуна. 1920. 14 апреля.
14 Олонецкая коммуна. 1920. 27 марта.
15 Олонецкая коммуна. 1919. 9 декабря.
16 Олонецкая коммуна. 1920. 15 января.
17 Олонецкая коммуна. 1920. 30 октября.
18 Карельская коммуна. 1922 12 мая.
19 Коммуна. 1921. 25 октября.
20 Карельская Коммуна. 1922. 27 января.
21 Карельская коммуна. 1922. 25 января.
22 Карельская коммуна. 1922. 25 марта.
23 НА РК. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 17/207а. Л. 54-55.
24 Карельская коммуна. 1922. 23 марта, 6 марта.
25 Карельская коммуна. 1922. 11 января.
26 Карельская коммуна. 1922. 14 января.
27 Карельская коммуна. 1922. 16 января.
28 Карельская коммуна. 1922. 18 января.
29 Карельская коммуна. 1922. 7 февраля.
30 Карельская коммуна. 1922. 14 марта, 22 марта.
31 НА РК. Ф. 545 (Продовольственный комитет при Исполкоме КТК). Оп. 1. Д. 13/245. Л. 58-59.
32 Коммуна. 1921. 2 декабря.
33 Коммуна. 1921. 27 октября.
34 НА РК. Ф. 317 (Исполком Олонецкого уездного Совета). Оп. 1. Д. 1/22. Л. 15.
35 НА РК. Ф. 298 (Отдел народного образования Пудожского уездного исполкома). Оп. 1. Д. 30/376. Л. 32.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1977. 566 с.
2. Апушкин Я. Один из первых // Театр. 1957. № 9. С. 143-147.
3. А ф а н а с ь е в а А . И . Массовое театральное движение в Карелии в первые годы Советской власти (1918-1920) // Научная конференция по итогам работ Института за 1963 год. Секция истории, археологии, этнографии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1964. С. 17-20.
4. Афанасьева А. И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии (1918-1927 гг.). Петрозаводск: Карелия, 1983. 238 с.
5. Афанасьева А. И. Культурные преобразования в Советской Карелии. (1928-1940 гг.). Петрозаводск: Карелия, 1989. 279 с.
6. Бацер И. М. Любовь Рамзая // Война у каждого своя. Петрозаводск, 2005. С. 138-145.
7. Б о г у с л а в с к и й А . О . , Д и е в В . А . , К а р п о в А . С . Краткая история русской советской драматургии. М.: Просвещение, 1966. 347 с.
8. Б о р и с о в а Л . В . Театральная интеллигенция и советское государство в 20-е годы // Отечественная история. 1993. № 2. С. 94-106.
9. Генделева Ю. Д. Музыкальный театр Карелии: очерк истории. Петрозаводск: Петропресс, 2009. 238 с.
10. Жидков В. С. Культурная политика и театр. М.: Издат, 1995. 320 с.
11. Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1978. 255 с.
12. История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск: Периодика, 2001. 944 с.
13. История Петрозаводска: власть и горожане. Петрозаводск: КарНЦ РАН, редакционно-издательский отдел, 2008. 373 с.
14. История русского драматического театра: В 7 т. / Под ред. Е. Г. Холодова и др. Т. 7. М.: Искусство, 1987. 585 с.
15. История русского советского драматического театра: В 2 кн. / Под ред. Ю. А. Дмитриева, К. Л. Рудницкого. Кн. I. М.: Просвещение, 1984. 334 с.
16. История советского драматического театра: В 6 т. Т. 2. М.: Наука, 1966. 472 с.
17. Кийранен В. И. Государственный финский драматический театр. Петрозаводск: Карелия, 1972. 111 с.
18. Колосенок С. В. Театр нашего города. Петрозаводск: Карелия, 1972. 64 с.
19. Ларцева Н. В. Театр расстрелянный. Петрозаводск: Петропресс, 1998. 158 с.
20. Мейерхольд в русской театральной критике. 1892-1918. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 527 с.
21. Н и к и т и н П . Е . Театр края Калевалы: Творческий путь Государственного ордена Дружбы народов финского драматического театра. Петрозаводск: Карелия, 1985. 158 с.
22. Очерки истории русской советской драматургии: В 3 т. Т. 1. 1917-1934. М.; Л.: Искусство, 1963. 602 с.
23. Петров Н. В. 50 и 500. М.: Всероссийское театральное общество, 1960. 552 с.
24. Петрозаводск. Хроника трех столетий. Петрозаводск: Периодика, 2002. 512 с.
25. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Кн. 1. М.: Наука, 1968. 442 с.
26. Тогатов С. Д. Рассказы об актерах. Петрозаводск: Карелия, 1973. 100 с.
27. Тогатов С. Актер, режиссер, драматург // Север. 1978. № 1. С. 111.
28. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. М.: Знание, 1982. 239 с.
29. Шлейкин Ю., Лексунова К. Петрозаводская любовь Рихарда Зорге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.rk.karelia.ru/blog/petrozavodskaya-lyubov-riharda-zorge/
30. Шорохова И. В. К вопросу о государственном финансировании театрального искусства в Карелии в конце 1940-х -первой половине 1960-х годов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: «Общественные и гуманитарные науки». 2014. № 1 (138). С. 29-33.
31. Шорохова И. В. «Стирание национальных особенностей» в театральном искусстве Карелии в 1950-е - начале 1960-х годов: (на примере работы Финского драматического театра) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: «Общественные и гуманитарные науки». 2014. № 5 (142). С. 18-22.
32. Юфит А. З. Революция и театр. Л.: Искусство, 1977. 270 с.
20
С. Н. Филимончик
Filimonchik S. N., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
KARELIAN THEATRES IN 1918 - BEGINNING OF THE 1920s
The article characterizes social, political and cultural factors, which determined the trends of theatrical art development in Karelia after the Revolution. It shows that a professional theatre was established by the initiative of Olonets Executive Committee. The state financial support rendered to the theatres of the Republic assisted in popularization of theatrical art among local workers, peasants, and the Red Army soldiers. It also encouraged familiarization of poorly educated people with the cultural heritage of the country. The significance of the work carried out by the directors and actors from numerous well-known theatres in challenging conditions of the Civil war - first of all, Alexandrinskiy theatre - is described. Their professional supervision defined a high artistic level of the theatrical production. The analysis of discussions influencing the role played by the theatre art on the outcome of the Revolution was made based on the materials describing the theatre life in Karelia. The state authorities approached the art of theatrical perfomance as a tool of ideological influence. The actors and directors of Karelian theatres focused on the aesthetic principles of theatrical art. The author of the article characterizes theatrical debates, meetings, and reviews found in the local newspapers as a certain experience of the social dialogue existent in conditions of military and political confrontation.
Key words: cultural politics, theatrical art, public opinion
REFERENCES
1. Alpers B. V. Teatral’nye ocherki [Theater sketches]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 566 p.
2. Apushkin Ya. One of the first [Odin iz pervykh]. Teatr [Theater]. 1957. № 9. P. 143-147.
3. Afanas’eva A. I. Mass theater movement in Karelia in the first years of Soviet power (1918-1920) [Massovoe teatral’noe dvizhenie v Karelii v pervye gody Sovetskoy vlasti (1918-1920)]. Nauchnaya konferentsiyapo itogam rabotInstituta za 1963 g. Sektsiya istorii, arkheologii, etnografii: Tezisy dokladov [Scientific conference on the results of the work of the Institute for the year 1963. Department of history, archeology, ethnography: Theses]. Petrozavodsk, 1964. P. 17-20.
4. Afanas’eva A. I. Velikiy Oktyabr’ i stanovlenie sovetskoy kul’tury v Karelii (1918-1927 gg.) [The Great October and the establishment of the Soviet culture in Karelia in 1918-1927]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1983. 238 p.
5. Afanas’eva A. I. Kul’turnye preobrazovaniya v Sovetskoy Karelii (1928-1940 gg.) [Cultural changes in Soviet Karelia in 1928-1940]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1989. P. 279.
6. Batser I. M. Ramzay’s love [Lyubov’ Ramzaya]. Voyna u kazhdogo svoya [Everyone has his own perception of war]. Petrozavodsk, 2005. P. 138-145.
7. Boguslavskiy A. O., Diev V. A., Karpov A. S . Kratkaya istoriya russkoy sovetskoy dramaturgii [A short story of the Russian Soviet drama]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1966. 347 p.
8. Borisova L. V. Theater intelligentsia and the Soviet state in 1920s [Teatral’naya intelligentsiya i sovetskoe gosudarstvo v 20-e gody]. Otechestvennaya istoriya [Russian history]. 1993. № 2. P. 94-106.
9. Gendeleva Yu. D. Muzykal’nyy teatr Karelii: ocherk istorii [Karelian musical theater: historical sketch]. Petrozavodsk, Petropress Publ., 2009. 238 p.
10. Zhidkov V. S. Kul’turnaya politika i teatr [Cultural policy and theater]. Moscow, Izdat Publ., 1995. 320 p.
11. Zolotnitskiy D. I. Budni i prazdniki teatral’nogo Oktyabrya [Weekdays and holidays of theaterical October]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1978. 255 p.
12. Istoriya Karelii s drevneyshikh vremyn do nashikh dney [History of Karelia from ancient times to present days]. Petrozavodsk, Periodika Publ., 2001. 944 p.
13. IstoriyaPetrozavodska: vlast’igorozhane [History of Petrozavodsk: authorities and citizens]. Petrozavodsk: Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences, printing and publication department Publ., 2008. 373 p.
14. Istoriya russkogo dramaticheskogo teatra [History of the Russian Drama Theater]. In 7 vol. Edited by E. G. Kholodova and others. Vol. 7. Moscow, Iskusstvo Publ., 1987. 585 p.
15. Istoriya russkogo sovetskogo dramaticheskogo teatra [History of Russian Soviet drama theater]. In 2 books / Edited by Yu. A. Dmitrieva, K. L. Rudnitskiy. Book I. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1984. 334 p.
16. Istoriya sovetskogo dramaticheskogo teatra [History of the Soviet drama theater]. In 6 vol. Vol. 2. Moscow, Nauka Publ., 1966. 472 p.
17. Kiyranen V. I .Gosudarstvennyyfinskiydramaticheskiy teatr [State Finnish Drama Theater]. Petrozavodsk, KareliyaPubl., 1972. 111 p.
18. Kolosenok S. V. Teatrnashegogoroda [Theater of our city]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1972. 64 p.
19. Lartseva N. V. Teatrrasstrelyannyy [A shoot dead theater]. Petrozavodsk, Petropress Publ., 1998. 158 p.
20. Meyerkhol’d v russkoy teatral’noy kritike. 1892-1918 [Meyerhold in Russian theater criticism. 1892-1918]. Moscow, Artist. Rezhisser. Teatr Publ., 1997. 527 p.
21. Nikitin P. E. Teatr kraya Kalevaly: Tvorcheskiy put’ Gosudarstvennogo ordena Druzhby narodov finskogo dramaticheskogo teatra [Theater of Kalevala region: Creative development of the Order of Peoples Friendship of the Finnish Drama Theater]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1985. 158 p.
22. Ocherki istorii russkoy sovetskoy dramaturgii [Historical sketches of the Russian Soviet drama]. In 3 vol. Vol. 1. 1917-1934. Moscow, Leningrad, Iskusstvo Publ., 1963. 602 p.
23. Petrov N. V. 50 i 500 [50 and 500]. Moscow, Vserossiyskoe teatral’noe obshchestvo Publ., 1960. 552 p.
24. Petrozavodsk. Khronika trekh stoletiy [Petrozavodsk. Chronicles of three hundred years]. Petrozavodsk, Periodika Publ., 2002. 512 p.
25. Russkaya khudozhestvennaya kul’tura kontsa XIX - nachala XX veka [Russian art culture of the end of the XIX - beginning of the XX century]. Book 1. Moscow, Nauka Publ., 1968. 442 p.
26. Togatov S. D. Rasskazy ob akterakh [Stories about actors]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1973. 100 p.
27. Togatov S. Actor, director, playwright [Akter, rezhisser, dramaturg]. Sever [Nord]. 1978. № 1. P. 111.
28. Khaychenko G. A. Sovetskiy teatr. Puti razvitiya [Soviet theater. Ways of development]. Moscow, Znanie Publ., 1982. 239 p.
29. Shleykin Yu., Leksunova K. Petrozavodskaya lyubov ’ Rikharda Zorge [Richard Sorge’s Petrozavodsk love]. Available at: http://old.rk.karelia.ru/blog/petrozavodskaya-lyubov-riharda-zorge/
30. Shorokhova I. V. State financing of the theater art in Karelia at the end of the 1940s - the first half of the 1960s [K vo-prosu o gosudarstvennom finansirovanii teatral’nogo iskusstva v Karelii v kontse 1940-kh - pervoy polovine 1960-kh godov]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Obshchestvennye i gumanitarnye nauki [Proceedings of Petrozavodsk State University. Social Science and Humanities]. 2014. № 1 (138). P. 29-33.
31. Shorokhova I. V. Disappearance of national peculiarities in the theater art of Karelia in 1950 - the beginning of 1960s: on the example of the work of the Finnish Drama Theater [Stiranie natsional’nykh osobennostey v teatral’nom iskusstve Karelii v 1950-e - nachale 1960-kh godov: na primere raboty Finskogo dramaticheskogo teatra]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: "Obshchestvennye i gumanitarnye nauki" [Proceedings of Petrozavodsk State University. Social Science and Humanities]. 2014. № 5 (142). P. 18-22.
32. Yu fit А. Z. Revolyutsiya i teatr [Revolution and the theater]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1977. 270 p.
Поступила в редакцию 20.05.2015