Научная статья на тему 'Народный театр и кооперация Европейского Севера (по материалам 1910-х годов)'

Народный театр и кооперация Европейского Севера (по материалам 1910-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ТЕАТР / КООПЕРАЦИЯ / СПЕКТАКЛИ / ПЬЕСЫ / РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ КРУЖКИ / FOLK THEATER / COOPERATION / PERFORMANCES / PLAYS / THE REPERTOIRE / MUSICAL AND DRAMA AND CULTURAL AND EDUCATIONAL CLUBS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна

Анализируется роль северной кооперации в развитии театрального дела на Европейском Севере. Рассмотрена деятельность культурно-просветительной комиссии Вологодского общества сельского хозяйства по организации спектаклей силами кооперативов и культурно-просветительных кружков, обеспечению их театральным реквизитом. Также представлена деятельность Архангельского союза кооперативов и Петрозаводского союза кооперативных товариществ по оказанию помощи культурно-просветительным кружкам в постановке спектаклей. Из архивных источников приводятся сведения о репертуаре народных театров в 1910-е годы, наиболее популярных классических пьесах и постановках агитационного характера. Затронут вопрос об использовании театрального искусства в целях кооперативного просвещения и поднятия общего культурного уровня членов кооперативных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK THEATER AND COOPERATION OF THE EUROPEAN NORTH (ON MATERIALS OF THE 1910-s)

This article focuses on participation of northern cooperation in the development of theatrical business in the European North. The author has considered the activities of the cultural and educational commission of the Vologda society of agriculture to organize performances by cooperatives and cultural and educational clubs and to provide them with theatrical requisite. Activities of the Arkhangelsk union of cooperatives and the Petrozavodsk union of cooperative associations to assist cultural and educational clubs through performances staging are also described. Information on the repertoire of folk theaters in the 1910-s, on the most popular classical plays and statements of propaganda character are provided on the basis of archival sources. The issue of theater use for cooperative education and for general cultural level increase of cooperative associations’ members is also considered.

Текст научной работы на тему «Народный театр и кооперация Европейского Севера (по материалам 1910-х годов)»

№ 7-2 (160). С. 24-30 Исторические науки и археология 2016

УДК 792.9

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ДИАНОВА

кандидат исторических наук, доцент (Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]

НАРОДНЫЙ ТЕАТР И КООПЕРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА (ПО МАТЕРИАЛАМ 1910-х ГОДОВ)*

Анализируется роль северной кооперации в развитии театрального дела на Европейском Севере. Рассмотрена деятельность культурно-просветительной комиссии Вологодского общества сельского хозяйства по организации спектаклей силами кооперативов и культурно-просветительных кружков, обеспечению их театральным реквизитом. Также представлена деятельность Архангельского союза кооперативов и Петрозаводского союза кооперативных товариществ по оказанию помощи культурно-просветительным кружкам в постановке спектаклей. Из архивных источников приводятся сведения о репертуаре народных театров в 1910-е годы, наиболее популярных классических пьесах и постановках агитационного характера. Затронут вопрос об использовании театрального искусства в целях кооперативного просвещения и поднятия общего культурного уровня членов кооперативных объединений.

Ключевые слова: народный театр, кооперация, спектакли, пьесы, репертуар, музыкально-драматические и культурно-просветительные кружки

Народные театры являлись значительным явлением русской культуры. Они удачно вписались в социокультурное пространство русской провинции, соединив сценическую деятельность профессиональных актеров с творчеством самодеятельных артистов-любителей, выходцев из простого народа. История и деятельность народных театров, в том числе в Карелии, отражены в работах таких авторов, как А. И. Афанасьева [2], [3], П. Н. Гордеев [4], В. С. Жидков [5], О. И. Родионова [7], В. Л. Соскин [8], [9], С. Н. Филимончик [10], Г. А. Хайченко [11], И. Е. Честнодумов [12], [13].

В первые десятилетия ХХ века в развитии театрального дела принимали участие просветительные и общественные организации, в том числе кооперативные общества и союзы. В этот период появился целый ряд публикаций о сотрудничестве кооперации с народными театрами. Их авторами были известные кооперативные деятели Л. М. Арманд и А. А. Евдокимов [1], А. А. Николаев [6], М. Д. Шишкин [14]. Для кооператоров народный театр являлся «наиболее привлекательной и доступной для самых широких масс формой культурно-просветительной работы, дающей полный простор творчеству и самодеятельности, вносящей праздничность и яркость в народную жизнь»1.

В России народными считались театры с дешевыми билетами, которые посещались преимущественно лицами незнатного происхождения и с невысоким доходом. Для народных театров предназначался особый репертуар, который могли использовать кооперативы для своих постановок. Традиционно театральные представления устраивались на рождественские святки, масленицу и пасхальной неделе. Развлекательные

© Дианова Е. В., 2016

мероприятия не разрешалось устраивать во время длительных постов, после Октября 1917 года стало возможным показывать спектакли в любое время.

На Европейском Севере постановкой спектаклей одними из первых занялись кооперативы Вологодской губернии. Вологодские кооператоры были убеждены, что «народный театр имеет серьезное эстетическое и воспитательно-образовательное значение, а потому организации его должно быть отведено одно из первых мест в общих мероприятиях по внешкольному образованию»2. Так, уже с 1910 года спектакли ставились в Николо-Комьянских кооперативах Грязовецкого уезда3.

Основной ячейкой народного театра выступал театральный или драматический кружок. Кооперативы взялись за создание музыкально-драматических кружков или кружков любителей сцены, оказание помощи по устройству спектаклей. Первые музыкально-драматические кружки были созданы в Говоровских и Мироносицких кооперативах.

Культурно-просветительная комиссия Вологодского общества сельского хозяйства (ВОСХ) взяла на себя работы, связанные с постановкой спектаклей и подбором репертуара. Для театральной библиотеки комиссия получила уставы драматических кружков, выписала 100 русских и переводных пьес для народных театров, что значительно облегчало кружкам выбор репертуара. С целью оказания помощи кружкам культур -но-просветительной комиссией были приобретены передвижные декорации с видами леса, реки, крестьянской избы, господской комнаты, зимним пейзажем; парики, театральные костюмы, гримерные принадлежности. Все эти предметы

выдавались кружкам напрокат за плату, включая путевые расходы инструктора, руководившего постановкой4.

Работа культурно-просветительной комиссии ВОСХ способствовала расширению театральной деятельности вологодских кооператоров. В дни рождественских праздников 1913/14 и 1914/15 годов были устроены спектакли в Николо-Комьян-ских, Говоровских и Стризневских кооперативах Грязовецкого уезда, в районе Больше-Ивановских кооперативов Вологодского уезда. Кооператоры увидели, что спектакли кроме разумного заполнения досуга «дают знания, оживляют и заставляют работать мысль деревни»5.

В 1915 году Говоровские, Стризневские, Христорождественские, Мироносицкие, Нико-ло-Комьянские, Серковские маслодельные артели и потребительные общества Вологодского и Грязовецкого уездов при содействии культурно-просветительной комиссии провели около 30 спектаклей. При этом средняя посещаемость одного спектакля составляла 150-170 человек. В деревнях порой не было специальных помещений для театральных постановок, а полиция запрещала устройство спектаклей в зданиях школ, волостных управлений, в частных домах. Сначала театральные постановки проходили прямо под открытым небом. Затем устроители спектаклей и члены музыкально-драматических кружков все чаще стали приходить к мысли о необходимости иметь свой Народный дом со сценой и залом, артистическими уборными и гримерными комнатами. В 1914 году в Вологодской губернии было всего два кооперативных Народных дома, где ставились спектакли, - Говоровский и Стриз-невский. В 1915 году в губернии имелось уже шесть Народных домов, в которых регулярно шли спектакли6.

Как правило, по случаю открытия Народных домов ставились спектакли. 31 мая 1915 года состоялось торжественное открытие Народного дома Непотяговского кредитного товарищества Вологодского уезда. Устроенный по этому случаю спектакль по поэме «Кулак» И. С. Никитина в обработке кооператора М. Д. Шишкина привлек до 600 зрителей мужчин и женщин из соседних деревень7.

Культурно-просветительная комиссия ВОСХ получила приглашение на Всероссийский съезд деятелей народного театра, который проходил в Москве с 27 декабря 1915 года по 5 января 1916 года. На съезде с докладом «О деятельности культурно-просветительной комиссии при Вологодском Обществе сельского хозяйства» выступил член правления ВОСХ А. И. Швецов. Он рассказал о том, что устройство спектаклей было обусловлено «потребностью в организации разумных развлечений и огромным значением среди них народного театра». Несколько раз ставились пьесы «Не в свои сани не садись»

и «Бедность не порок» А. Н. Островского; «Канитель», «Предложение», «Хирургия», «Трагик поневоле» А. П. Чехова; «Перед весной» и «Кулак» М. Д. Шишкина; «В низинах» А. К. Клепикова. По одному разу прошли спектакли по пьесам «Девушка за стеной» А. С. Серафимовича, «На дне» А. М. Горького, «На чужой каравай рта не раскрывай» С. Т. Семенова, «Тяжкая доля» Е. П. Карпова, «Женитьба» Н. В. Гоголя. Многие из этих пьес были трудны для постановки в деревенском театре, и «потому исполнение их не всегда было удачным»8. Тем не менее богатый опыт вологодских кооператоров по организации деревенских театров подтверждал взаимосвязь театрального дела и кооперативного движения.

В 1916 году любительские спектакли проводились перед Великим постом во время масленицы и на пасхальной неделе во всех Народных домах, в том числе в Народном доме Орловских кооперативов Никольского уезда Вологодской губернии. В Мироносицком Народном доме Грязовецкого уезда на масленицу было устроено несколько детских спектаклей, исполнителями были сами дети. На масленичной неделе 1916 года в Вологодском уезде были показаны спектакли в Говоровском, Непотяговском и Семенковском Народных домах, в районе Христорождественских кооперативов спектакль был поставлен в школе. Во второй день Пасхи 24 апреля 1916 года состоялся спектакль по пьесе А. Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье - лучше» в Говоровском Народном доме Вологодского уезда9.

Во время рождественских праздников 27 декабря 1916 года в помещении Несвойского земского училища кружком местной интеллигенции под руководством инструктора ВОСХ А. И. Грацианского были поставлены комедия «На бойком месте» А. Н. Островского и шутка «Предложение» А. П. Чехова. 10 февраля 1917 года в помещении Несвойского земского училища состоялся любительский спектакль по пьесе А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся». Самодеятельные артисты, «несмотря на трудность исполнения пьесы», справились со своими ролями, а публика, «прибывшая на спектакль в большом количестве, осталась довольна как пьесами, так и исполнением»10.

Член ВОСХ С. С. Маслов в своей книге «Мирской человек» описал впечатление, которое театральные постановки производили на крестьян: «Когда поднимается занавес, народная душа до самой глубины своей раскрывается духовному свету, который льется со сцены, и тогда свет может проникнуть в самые темные глухие углы». Спектакли - это «первая сила для просвещения деревни, и на них должны быть положены главные силы деревенских просветителей»11.

После революции 1917 года сценическая деятельность кооперативов приобрела большой размах благодаря возникавшим повсеместно

культурно-просветительным кружкам. Действительно, «революция породила невиданную тягу простых людей к участию в разного рода театрализованных представлениях, желание непосредственно играть на сцене». В основе этого явления - массового распространения театральных представлений и спектаклей - «лежало не стремление к актерству как профессии; в этом была одна из наиболее доступных форм проявления общественной активности» [9: 14]. С точки зрения кооператоров, интерес народа к театру был «связан с общим пробуждением гражданского сознания и стремлением пользоваться всеми благами культуры»12.

Кружки организовывались по инициативе сельской интеллигенции и молодежи. Нередко кружки создавались при Народных домах. К примеру, во Враговском Народном доме в Шуйской волости Тотемского уезда действовал культурно-просветительный кружок. С момента открытия Народного дома кружок сразу приступил к постановке спектаклей. За первые четыре месяца 1918 года в помещении Враговского Народного дома было устроено четыре спектакля, один из них - в пользу местной начальной школы. На масленицу 1918 года в помещении Народного дома Враговским культурно-просветительным кружком были поставлены комедия «Женитьба» Н. В. Гоголя и пьеса «Заработал» К. Лукашевича, которая была инсценирована силами учащихся местного Флоро-Лаврского начального земского училища под руководством учительниц Е. Андроновой и А. Бубковой13.

В Грязовецком уезде Панфиловским кружком 30 июня 1918 года была поставлена пьеса А. Н. Островского «На бойком месте», а 2 августа - его же пьеса «Не так живи, как хочется, а как Бог велит». Роли исполняли члены кружка, в основном учащиеся местного двухклассного училища14. Сеньговский культурно-просветительный кружок деревни Заломаево Раменской волости Грязовецкого уезда 6 июля 1918 года поставил спектакль по пьесе А. К. Клепикова «В низинах». Организаторы спектакля проявили самодеятельность, почти все было устроено своими руками (сцена, декорации, костюмы, даже парики)15.

Театральным делом занимался неторговый отдел Грязовецкого союза кооперативов: помогал обществам и кружкам в постановке спектаклей, а также сам устраивал театральные представления. 9 февраля 1919 года неторговым отделом и служащими союза был устроен спектакль по комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся»16.

В 1918 году сообщения о деревенских спектаклях постоянно поступали из Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Тотемского уездов. Кружки ставили спектакли по таким произведениям, как: драма В. А. Александрова «Песнь горя»; драма из народного быта А. А. Брян-

чанинова «Бездольная»; драма Л. Н. Толстого «Власть тьмы»; пьеса А. Н. Островского «Две собаки грызутся - чужая не приставай»; пьесы А. П. Чехова «Предложение» и «Юбилей»; пьеса С. С. Юшкевича «Гувернантка». Также зрители могли получить удовольствие, посмотрев комедию Е. П. Карпова «Вольная пташка»; комедии И. И. Мясницкого «Два часа правды» и «Маленькая война»; комедии «Весеннее солнышко», «Шутка», «Приемный день», «Папаша на отдыхе», «Горе от фотографии»; водевиль И. К. Лисен-ко-Коныча «Крыса»17.

Кооперативные работники заботились об организации разумных развлечений и для детей. Весной 1918 года в Тотемском уезде Леденгским культурно-просветительным кружком был подготовлен детский спектакль «Клад в лесу» по пьесе-сказке С. И. Рерберг. Нижнеслободский культурно-просветительный кружок Кадни-ковского уезда показал инсценировку басни А. И. Крылова «Стрекоза и муравей». В Вологодском уезде в Говоровском Народном доме силами местного кружка разумных развлечений были поставлены детские спектакли «Шемякин суд» и «Красная шапочка»18.

Сценическим искусством увлекались культурно-просветительные сельскохозяйственные общества Грязовецкого, Никольского, Тотемского уездов. Культурно-просветительное общество при Сеньговских кооперативах Грязовецкого уезда начало свою работу 12 мая 1918 года, в этот день состоялись спектакли по пьесе М. Д. Шишкина «Перед весной» и драме французского писателя Ф. Коппе «Стачка кузнецов». В селе Черное Никольского уезда культурно-просветительное сельскохозяйственное общество весной 1918 года ставило спектакли по пьесам А. Н. Островско-го19. Средства, получаемые от спектаклей, шли на благотворительные цели, содержание Народных домов, приобретение театрального реквизита.

Театральное дело было одним из направлений работы Архангельского союза кооперативов. Правление союза рекомендовало низовым кооперативам обратить внимание на организацию народного театра, «ибо в театре в наиболее понятной, доступной и очень наглядной форме изображается сама жизнь с ее правдами и неправдами». Призывая кооперативных работников на местах заняться постановкой спектаклей, инструкторы союза напоминали, что «народный театр кроме места культурного развлечения и отдыха является могучим воспитательным сред-ством»20.

Полагая, что у зрителей «представление на сцене действительной жизни, особенно, когда оно выполняется хорошо и задушевно, поднимает немало мыслей и затаенных чувств», архангельские кооператоры стремились совмещать просветительную и воспитательную функции театра. В 1919 году в журнале «Товарищеское дело»,

органе Архангельского союза кооперативов, были напечатаны тексты таких популярных пьес, как: комедия «Сорочинская ярмарка» (по повести Н. В. Гоголя), кооперативная пьеса «В низинах» А. К. Клепикова, комедия «От нее все качества» Л. Н. Толстого21.

На складе инструкторского отдела Архангельского союза кооперативов имелись специальные подборки драматических произведений для народных театров, инструкции по различным вопросам театрального дела, в том числе по устройству сцены и декораций. В репертуаре пьес для народного театра были представлены практически все наиболее известные произведения русских драматургов, писателей и поэтов. Организаторы народных театров могли ставить исторические пьесы «Царская невеста» и «Псковитянка» Л. А. Мея, «Ветеран и новобранец» и «Милославские и Нарышкины» А. Ф. Писемского. Для детей предлагалась пьеса по сказке Н. Новича «Сказание о граде Леденец»22.

Руководители культурно-просветительных кружков Архангельской губернии, обращаясь с различными просьбами в инструкторский отдел Архангельского союза кооперативов, просили оказать помощь в организации сценических постановок, выслать пьесы для деревенского театра. Так, выписывая книги со склада инструкторского отдела, культурно-просветительный кружок «Свет и Знание» Архангельского уезда составил собственную театральную библиотеку, где имелись кооперативные пьесы А. К. Клепикова «В низинах» и А. Флоринского «Две силы»; пособия по организации музыкально-драматического кружка и народного театра; книги «Несколько слов о работе режиссера» А. К. Клепикова и «Новый метод упрощенных постановок (устройство сцены и декораций)» Н. В. Скоро-думова; «Сборник рецензий пьес для народного театра»23.

Архангельский союз кооперативов оказывал действенную помощь в организации народных театров. К примеру, Красногорскому кружку были отправлены тексты пьес, благодаря чему в селе Красная Гора 19 декабря 1918 года был поставлен спектакль «из крестьянской жизни». В Пинежском уезде Карпогорский кружок, получив поддержку кооператоров, 12 марта 1919 года в честь открытия Народного дома, приуроченного ко второй годовщине Февральской революции, поставил спектакль по пьесе А. П. Чехова «Медведь»24. Инструкторский отдел союза также выдавал на прокат декорации, краски и парики, наложенным платежом отправлял прочие театральные принадлежности. Для кружка разумных развлечений «Прогресс» по просьбе его руководителя И. М. Дурова в село Сумский Посад из Архангельска был выслан театральный грим25.

Для кооператоров Олонецкой губернии театр выступал в качестве важной формы культурно-

просветительной работы, поскольку они считали, что спектакли «служат хорошим средством художественного воспитания, отвлекают народ от карт и пьянства», а для безграмотных крестьян «театральные образы заменяют недоступную им книгу»26, поэтому кооперативы на местах должны оказывать всемерное содействие народному театру.

Каждый кооператив должен был создать культурно-просветительную комиссию и поручить ей работу по устройству разумных развлечений. В 1916 году культурно-просветительная комиссия была создана при Ребольском обществе потребителей. 1 августа 1916 года в селе Реболы Повенецкого уезда был устроен спектакль. Исполнителями явилась местная интеллигенция, преимущественно земская, и крестьяне. Для постановки была выбрана пьеса из крестьянской жизни народного писателя С. Т. Семенова «Раз-дор»27.

Культурно-просветительные кружки Олонецкой губернии создавали свои самодеятельные актерские труппы, состоявшие главным образом из деревенской молодежи и школьников. В своей деятельности помимо народных чтений и бесед кружки устраивали театральные постановки, а кооперация оказывала им помощь, предоставляя необходимые для спектаклей костюмы, грим, декорации. Так, в Типиницкой волости Петрозаводского уезда культурно-просветительный кружок, открытый при местном кооперативе в июне 1918 года, показывал спектакли каждую неделю. В ноябре 1918 года культурно-просветительный кружок Надпорожской волости Каргопольского уезда при помощи кооперации и по инициативе местных учителей, активных членов кружка, осуществил постановку пьесы А. М. Горького «На дне». Для постановки были приглашены артисты из Каргополя28. Зимой 1918/19 года кружок в селе Шокша Петрозаводского уезда устраивал театральные постановки по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Н. Некрасова29.

Весной 1919 года на съезде культурно-просветительных кружков Петрозаводского уезда, созванного по инициативе Петрозаводского союза кооперативных товариществ, отмечалось, что в кружках редко проводились лекции и беседы, в основном их деятельность заключалась в постановке спектаклей. Об отношении сельских жителей к кружкам на съезде было сказано, что «пожилое население относилось в большинстве случаев недружелюбно к организации кружков; молодежь же шла охотно навстречу». Такое же неприязненное отношение было и к сценической деятельности кружков, но в дальнейшем пожилые люди охотно смотрели спектакли30.

У крестьян всегда большим успехом пользовались постановки по пьесам А. Н. Островского. В мае 1919 года в Петрозаводском уезде спектакль по пьесе «Не так живи, как хочется, а как

Бог велит» с участием местных учителей поставил Ивинский культурно-просветительный кружок, а в селе Яндомозеро был показан спектакль «В чужом пиру - похмелье»31. В Пудожском уезде театральная секция в Бережно-Дубровском Народном доме весной 1920 года ставила пьесу «На бойком месте» А. Н. Островского, а также комедию «Женитьба» Н. В. Гоголя, спектакли для детей «Снежная королева», «Степка отпетый», «На лесной полянке»32.

В сельских кружках также шли спектакли по пьесам и рассказам А. П. Чехова. К примеру, в селе Остречины Лодейнопольского уезда культурно-просветительный кружок начал свою работу с июля 1918 года, к маю 1919-го поставил 10 спектаклей, в том числе по пьесе А. П. Чехова «Предложение», в которой «деревенские артисты исполнили свои роли довольно удачно». Кружок «сумел возбудить в населении стремление к просвещению и этим положил начало продуктивной работе». В селе Пидьма Олонецкого уезда кружок с участием кооператоров ставил сценки по рассказам А. П. Чехова «Хирургия» и «Злоумышленник». Шокшинский кружок Петрозаводского уезда поставил спектакль по пьесе А. П. Чехова «Медведь»33.

Культурно-просветительные кружки, создававшиеся при обществах потребителей, получали помощь со стороны кооперации, в том числе Петрозаводского уездного союза кооперативных товариществ. В 1919 году неторговый отдел Петрозаводского союза получил 25 комплектов грима, отделом принимались заказы на театральные декорации. В неторговый отдел Петрозаводского союза поступали заявки на предмет снабжения кооперативов и кружков и театральным реквизитом, и пьесами, которые рассматривались инструкторами союза. Так, на заседании 17 апреля 1919 года было решено выполнить просьбу Ял-губского культурно-просветительного кружка выслать тексты пьес34.

Летом 1919 года в некоторых уездах Олонецком губернии театральная деятельность кружков была приостановлена в связи с военными действиями. Многие культурно-просветительные учреждения были эвакуированы. Их работа восстанавливалась по мере возвращения из эвакуации. Так, 9 ноября 1919 года состоялось совещание неторговых отделов Олонецкого краевого кредитно-производительного кооперативного союза и Петрозаводского союза кооперативных товариществ. На совещании было решено «приступить к организации разумных развлечений», прежде всего театральных представлений. Неторговый отдел Олонецкого краевого союза начал вести переговоры с труппой передвижного театра П. П. Гайдебурова и местными артистами о театральных постановках для членов кооперативов и о помощи в сценической деятельности культурно-просветительным кружкам35.

Кооператоры настаивали на том, что сценическое искусство можно широко использовать в просветительных целях в учебных заведениях. В целях повышения культурного уровня курсистов на кооперативных курсах устраивались театральные постановки. В Архангельской губернии на кооперативных курсах в Онеге в 1917 года был организован драматический кружок. К постановке была намечена пьеса А. В. Подсосова «В борьбе». В устройстве спектакля приняли участие все курсисты, «постановка спектакля на курсах и работа драматического кружка была своего рода школой театрального дела в деревне, у многих курсистов появилось желание организовать драматические кружки в родных местах»36.

В Олонецкой губернии в 1918 году слушатели кооперативных курсов в Пудоже не только посещали лекции по истории и практике кооперативного движения в Англии, Германии и России, знакомились с теорией кооперации, кооперативным законодательством, счетоводством, но и организовывали вечера хорового пения, спектакли с инсценировками рассказов А. П. Чехова «Канитель» и «Хирургия»37.

Для многих слушателей, приехавших на кооперативные курсы из деревенской глуши, самодеятельные спектакли порой были первым опытом приобщения к театральному искусству. Во время кооперативных курсов, проходивших в сентябре 1920 года в Повенце, был дан концерт, где выступала группа артистов-любителей из Петрозаводска, приглашенная Олонецким губернским союзом. Как отмечали организаторы курсов, «курсисты, большинство которых прибыло из темных углов Повенецкого уезда, имели возможность - многие первый раз в жизни - получить духовное наслаждение. Остается пожелать, чтобы слушатели, наряду с деловой работой в кооперативах, приняли бы участие в культурно-просветительной работе своих деревенских кружков, освещая темную и однообразную жизнь деревни». Впечатления, полученные курсистами от концерта, должны были стать «для них побудителями к созданию в своих деревнях новой красивой духовной жизни»38.

Во время кооперативных инструкторско-сче-товодных курсов в Вологде 19 октября 1920 года курсисты посетили спектакль «Сверчок на печи», поставленный служащими губернского союза, а 27 октября - литературно-вокальный вечер. Накануне Нового года, 30 декабря 1920 года, в Народном доме села Говорово силами самих учащихся был поставлен спектакль «В чужом пиру похмелье» по пьесе А. Н. Островского39.

Таким образом, северная кооперация внесла определенный вклад в развитие самодеятельного театрального искусства. На этом поприще весьма серьезных успехов достигла вологодская кооперация, получившая признание кооперативных работников всей страны. Широкое развитие

театральной деятельности вологодских кооператоров объяснялось содействием Вологодского общества сельского хозяйства, которое создало культурно-просветительную комиссию, занимавшуюся снабжением кооперативов театральными принадлежностями. Общество имело собственный склад декораций и бутафории, театральную библиотеку, обеспечивая кооперативы пьесами и реквизитом по их заявкам.

Театральными постановками занимались музыкально-драматические и культурно-просветительные кружки, которые рассматривались как особые кооперативные объединения. Вологодское общество сельского хозяйства, Архангельский союз кооперативов и Петрозаводский союз кооперативных товариществ помогали кружкам в постановке спектаклей, предоставляя им тексты пьес,

театральный реквизит, оказывая инструкторскую помощь. Самодеятельные театральные постановки и посещение спектаклей были непременным элементом обучения на кооперативных курсах.

Репертуар народных театров отражал стремление кооператоров сделать театр важным фактором развития культуры, превратить его в средство кооперативного просвещения. В народных театрах с помощью кооперативов ставились классические пьесы и инсценировки по произведениям русских писателей, а также постановки кооперативных пьес агитационного характера. С переходом культурно-просветительных кружков в ведение отделов народного образования кооперативы были оттеснены от театрального дела, но их опыт сотрудничества с народными театрами оказался востребованными в 1920-е годы.

* Статья подготовлена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012-2016 гг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Первый Всероссийский съезд по кооперативному просвещению и культурно-просветительной деятельности кооперации. М.: Центросоюз, 1919. С. 13.

2 Государственный архив Вологодской области (далее - ГАВО). Ф. 653. Оп. 3. Д. 44. Л. 2.

3 Труды первого совещания по внешкольному образованию, состоявшегося при Вологодской губернской управе 2-8 августа 1916 года. Вологда, 1916. С. 99.

4 Северный хозяин. 1914. № 1. С. 7.

5 Северный хозяин. 1915. № 1. С. 16.

6 Труды первого совещания по внешкольному образованию, состоявшегося при Вологодской губернской управе 2-8 августа 1916 года. Вологда, 1916. С. 103.

7 Северный хозяин. 1915. № 11-12. С. 12-13.

8 Труды Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве. 27 декабря 1915 г. - 5 января 1916 г. Пг., 1919. С. 82, 83.

9 Северный хозяин. 1916. № 2. С. 24; № 3-4. С. 29; № 8. С. 22.

10 Северный хозяин. 1917. № 4. С. 21.

11 Маслов С. С. Мирской человек. М., 1916. С. 17.

12 Общее дело. 1918. № 11. С. 10.

13 Северный хозяин. 1918. № 3-4. С. 22; Вольный голос Севера. 1918. 23 апреля. С. 3.

14 Северный хозяин. 1918. № 11-12. С. 19; № 16. С. 20.

15 Вольный голос Севера. 1918. 11 июня. С. 3; 12 июля. С. 3.

16 Северный хозяин. 1919. № 2-3. С. 20.

17 ГАВО. Ф. 653. Оп. 3. Д. 42. Л. 50.

18 Вольный голос Севера. 1918. 30 мая. С. 3.

19 Вольный голос Севера. 1918. 29 июня. С. 4; 30 июля. С. 4.

20 Товарищеское дело. 1917. № 2. С. 5.

21 Товарищеское дело. 1919. № 4-5. С. 37.

22 Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). Ф. 362. Оп. 1. Д. 25. Л. 16.

23 ГААО. Ф. 362. Оп. 1. Д. 32. Л. 2, 3.

24 ГААО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 104. Л. 8.

25 ГААО. Ф. 362. Оп. 1. Д. 30. Л. 13; Д. 25. Л. 19.

26 Олонецкий кооператор. 1918. № 2. С. 12, 13.

27 Вестник Олонецкого губернского земства. 1916. № 17. С. 11.

28 Олонецкий кооператор. 1918. № 2. С. 11, 16; 1919. № 3-4. С. 67.

29 Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 16/210. Л. 67.

30 Народное образование Олонецкой губернии. 1919. № 7-12. С. 77.

31 Олонецкая коммуна. 1919. 10, 24 мая.

32 НА РК. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 35/ 416. Л. 82.

33 Олонецкая коммуна. 1919. 8, 16 мая, 27 июня.

34 НА РК. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 3/50. Л. 73; Олонецкий кооператор. 1919. № 4-5. С. 26.

35 Олонецкий кооператор. 1919. № 15-16. С. 34.

36 Общее дело. 1918. № 11. С. 21.

37 Олонецкий кооператор. 1919. № 1. С. 19.

38 Олонецкий кооператор. 1920. № 7-9. С. 38.

39 ГАВО. Ф. 140. Оп. 1. Д. 158. Л. 8.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арманд Л. М., Евдокимов А. А. Народный театр и кооперация. М., 1917. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Афанасьева А. И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии, 1918-1927. Петрозаводск: Карелия, 1983. 238 с.

3. Афанасьева А. И. Массовое театральное движение в Карелии в первые годы Советской власти (1918-1920) // Научная конференция по итогам работ Института за 1963 год. Секция истории, археологии, этнографии: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1964. С. 17-20.

4. Гордеев П. Н. «Запрещенные» дни в 1917 году // Российская история. 2015. № 5. С. 148-157.

5. Жидков В. С. Театр и власть, 1917-1927: От свободы до «осознанной необходимости». М.: Алетейа, 2003. 655 с.

6. Николаев А. А. Кооперация и театр // Общее дело. 1919. № 1-2. С. 11-14.

7. Родионова О. И. Народное театрально-художественное творчество в российской провинции в конце XIX - начале ХХ в.: (на примере Нижневолжского региона) // Вестник Волгоградского государственного университета. История. Регионоведение. Международные отношения. Сер. 4. 2009. № 1 (15). С. 180-185.

8. Соскин В. Л. Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории. Новосибирск, 2004. 454 с.

9. Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917-1927 гг.): социально-политический аспект. Ч. 1. Художественная культура на сломе эпох: период революции и Гражданской войны. Новосибирск, 2002. 175 с.

10. Филимончик С. Н. Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 7 (152). С. 12-20.

11. Хайченко Г. А. Русский народный театр конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. 365 с.

12. Честнодумов И. Е. Народный театр - как объект социального исследования // Вопросы культурологии. 2008. № 8. С. 49-51.

13. Честнодумов И. Е. Народный театр: культурно-исторический аспект // Вопросы культурологии. 2008. № 7. С. 34-36.

14. Шишкин М. Д. Театр и потребительные общества. М., 1912. 8 с.

Dianova E. V., Petrozavodsk, Russian Federation

FOLK THEATER AND COOPERATION OF THE EUROPEAN NORTH (ON MATERIALS OF THE 1910-s)

This article focuses on participation of northern cooperation in the development of theatrical business in the European North. The author has considered the activities of the cultural and educational commission of the Vologda society of agriculture to organize performances by cooperatives and cultural and educational clubs and to provide them with theatrical requisite. Activities of the Arkhangelsk union of cooperatives and the Petrozavodsk union of cooperative associations to assist cultural and educational clubs through performances staging are also described. Information on the repertoire of folk theaters in the 1910-s, on the most popular classical plays and statements of propaganda character are provided on the basis of archival sources. The issue of theater use for cooperative education and for general cultural level increase of cooperative associations' members is also considered. Key words: folk theater, cooperation, performances, plays, the repertoire, musical and drama and cultural and educational clubs

REFERENCES

1. Armand L. M., Evdokimov A. A. Narodnyy teatr i kooperatsiya [Folk theater and cooperation]. Moscow, 1917. 24 p.

2. Afanas'eva A. I. Velikiy Oktyabr' i stanovlenie sovetskoy kul 'tury v Karelii, 1918-1927 [Great October and formation of the Soviet culture in Karelia, 1918-1927]. Petrozavodsk, Kareliya Publ., 1983. 238 p.

3. Afanas'eva A. I. The mass scale theatrical movement in Karelia in the first years of the Soviet power (1918-1920) [Massovoe teatral'noe dvizhenie v Karelii v pervye gody Sovetskoy vlasti (1918-1920)]. Nauchnaya konferentsiyapo itogam rabot Instituta za 1963 god. Sektsiya istorii, arkheologii, etnografii: Tezisy dokladov. Petrozavodsk, 1964. P. 17-20.

4. Gordeev P. N. The "forbidden" days in 1917 ["Zapreshchennye" dni v 1917 godu]. Rossiyskaya istoriya. 2015. № 5. P. 148-157.

5. Zhidkov V. S. Teatr ivlast', 1917-1927: Otsvobody do "osoznannoy neobkhodimosti" [Theater and power, 1917-1927: From freedom to "conscious need"]. Moscow, Aleteya Publ., 2003. 655 p.

6. Nikolaev A. A. Cooperation and theater [Kooperatsiya i teatr]. Obshchee delo. 1919. № 1-2. P. 11-14.

7. Rodionova O. I. Folk theatrical and art in the Russian province at the end of XIX - the beginning of the 20th century: (on the example of the Lower Volga region) [Narodnoe teatral'no-khudozhestvennoe tvorchestvo v rossiyskoy provintsii v kontse XIX - nachale XX v.: (na primere Nizhnevolzhskogo regiona)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. Ser. 4. 2009. № 1 (15). P. 180-185.

8. Soskin V. L. Rossiyskaya sovetskaya kul'tura (1917-1927 gg.): ocherki sotsial'noy istorii [Russian Soviet culture (19171927): sketches of social history]. Novosibirsk, 2004. 454 p.

9. Soskin V. L. Sovetskaya khudozhestvennaya kul'tura (1917-1927gg.): sotsial'no-politicheskiy aspekt. Ch. 1. Khudozhest-vennaya kul'tura na slome epokh: period revolyutsii i Grazhdanskoy voyny [Soviet art culture (1917-1927): socio-political aspect. P.1. Art culture at the crash of eras: the period of revolution and Civil war]. Novosibirsk, 2002. 175 p.

10. Filimonchik S. N. Theater life of Karelia in 1918 - beginning of the 1920-s [Teatral'naya zhizn' Karelii v 1918 -nachale 1920-kh godov]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University]. 2015. № 7 (152). P. 12-20.

11. Khaychenko G. A. Russkiy narodnyy teatr kontsa XIX - nachala XX veka [The Russian folk theater of the end of XIX -the beginning of the 20th century]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 365 p.

12. Chestnodumov I. E. Folk theater - as the object of social research [Narodnyy teatr - kak ob''ekt sotsial'nogo issledo-vaniya]. Voprosy kul'turologii. 2008. № 8. P. 49-51.

13. Chestnodumov I. E. Folk theater: cultural and historical aspect [Narodnyy teatr: kul'turno-istoricheskiy aspekt]. Voprosy kul'turologii. 2008. № 7. P. 34-36.

14. Shishkin M. D. Teatripotrebitel'nye obshchestva [Theater and cooperative societies]. Moscow, 1912. 8 p.

Поступила в редакцию 24.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.