2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М., 2008.
3. НовиковА.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования. М., 2005.
4. ПанасюкВ.П. Системное управление качеством образования. СПб.; М., 2000.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бурдило Л.П.
Бурдило Людмила Петровна - магистрант, кафедра педагогики и методики начального образования, факультет педагогики и психологии.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь
Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы влияния кукольного театра на младших школьников. А также формирования необходимых качеств школьников для социализации их в классе и в обществе.
Ключевые слова: кукольный театр, творческий потенциал, творческая деятельность, условия творческого развития подростков.
Для современного периода формирования системы образования характерны поиск и исследование новейших технологий преподавания и воспитания ребенка, при этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Один из видов детской деятельности, свободно используемой в процессе обучения и всестороннего развития подростков, считается театрализованная деятельность, что в полной мере дает возможность реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Анализ сегодняшней практики образования дает возможность сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется преподавателями выявлению потенциальных способностей детей, его скрытого таланта средствами театрального искусства. Это дает право утверждать, что использование кукольного театра в образовании и воспитании крайне важно на всех стадиях образовательного и воспитательного процесса.
В связи с этим, обращение к особенностям использования кукольного театра в воспитании является важным с теоретической и практической точки зрения.
Развитие современной медиа-культуры поколения 21 столетия навязывает ребенку общение со средствами технических коммуникаций во вред межличностному общению. Сеть Интернет, компьютерные игры, телевещание - все это не дает возможности ребенку пройти необходимые этапы социализации, что в будущем может стать причиной проблем в общении с ровесниками и причиной трудностей в процессе обучения. Нынешнее поколение значительно реже восторгается и удивляется, возмущается и сопереживает. Всё больше они проявляют безразличие и чёрствость, их круг интересов ограничен, а игры однообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой фантазии у некоторых школьников, психологи зачастую ставят диагноз: «не доиграл», т.е. никак не натренировал собственную фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, ребенок никак не может занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрит без особого интереса, как потребитель, а не как создатель.
В период психологической адаптации ребят к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, медлительность, а у иных напротив, дерзость и суетливость.
Наиболее легкий способ эмоционального раскрепощения детей, устранение зажатости, обучения чувствованию и образному воображению - это путь через игру, импровизация, сочинительство. Все выше перечисленное ребенок может приобрести посредством театральной деятельности.
Особое влияние на формирование индивидуальных качеств ребенка, в том числе и креативных способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее огромными возможностями воспитания у них стремления не только лишь потреблять, но и создавать, смотреть и замечать, образно размышлять, слушать и слышать.
Разностороннее влияние театрализованных игра на индивидуума дает возможность использовать их как эффективное, в то же время, неназойливое педагогическое средство воспитания и обучения.
С помощью кукольного театра преподаватель сумеет воспитать у ребенка желание творить и познавать, закрепит его веру в свои силы, поможет личностному росту.
Кукольный театр - один из наиболее общедоступных форм искусства для ребенка, он дает возможность решать многочисленные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- формированием коммуникативных качеств личности;
- созданием позитивного психологического настроения, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций посредством игры;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, предприимчивости и правильной постановки речи [3].
Под средством кукольного театра ребенок раскрывает свои духовные и творческие возможности, которые ему необходимы для адаптации в социальной среде. Через театр школьник научится без лишнего труда понимать человеческие отношения, по достоинству станет ценить честность, доброту, порядочность и постоянно будет отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр сумеет подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого учащегося.
Сценическая импровизация дает возможность ребятам создать полноценное представления о мире, предоставляет возможность молодому артисту выплеснуть во время репетиций всю свою энергию. Кому в раннем детстве повезло прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот ни в коем случае не очерствеет душой, никак не обеднеет духовно.
Наиболее важное в кукольном спектакле - это момент перевоплощения. Когда любой ученик может на себе примерить роль, образ любого сказочного персонажа, что дает ему возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками спектакля. В момент перевоплощения ребенок узнает повадки, характер героя; предлагаемые обстоятельство влияющие на поведения его героя. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: работа с мимикой, изменения тембра и силы голоса, работа с интонацией, двигательные упражнения.
Игра в кукольном театре помогает развить такие навыки и качества:
1. Творческие способности.
Каждый ребенок во время подготовки к кукольному спектаклю принимает участие в создании кукол, необходимых для спектакля. Самостоятельно выбирает сказку, рассказ для постановки. Оформляет и изготовляет необходимые декорации для спектакля. Подбирает музыкальное оформление для своего персонажа, с учетом его характера и поведения [1, с. 485].
2. Крупную и мелкую моторику.
Мелкая моторика развивается во время примирения ребенком куклы. Изучением и изготовлением каждой детали куклы, а также управление ее во время самого спектакля.
Крупная моторика развивается во время взаимодействия ребенка и куклы. Задача ребенка не просто привести куклу в движение, но и органично влиться в темп спектакля. Для этого необходимо выполнять определенные действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с партнерами спектакля. Все это помогает ребенку более четко координировать свои движения и гармонично управлять необходимыми частями тела.
3. Навыки общения и чувство уважения.
Ребенок во время спектакля, а точнее репетиций, работает со своими партнерами. В ходе этого он учится вести себя тактично; не высмеивать неудачи других участников, а помогать им справляться с ними.
4. Память.
Прочтение необходимого литературного произведения, знакомство с героями, заучивание необходимых реплик или целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребенок учиться, не только запоминать текст, но и выстраивать логическую последовательность слов.
Кукольный театр - наиболее демократичный и наиболее доступный из всех видов искусства для ребенка. Он предоставляет возможность решить огромное количество нынешних проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и нравственным воспитанием, развитием индивидуальных качеств, памяти, фантазии, раскрепощению, воображения и предприимчивости [2, с. 72].
Таким образом, применение кукольного театра в учреждении позволяет создавать условия для реализации творческих способностей учащихся в театрализованной деятельности; обогащать и дополнять знания ребенка об устройстве театра, разновидностей кукол; формировать совместную деятельность между учащихся, а также между учащихся и родителей; мотивировать к импровизации средствами мимики, пантомимы, движений и интонации [4, с. 13-15].
Поиски эффективных путей развития творческого потенциала являются незаменимым средством и важнейшим условием развития личности школьника в процессе проведения театральной деятельности.
Список литературы
1. Бондаренко Т.А., Бондаренко Е.Н., Потанова Г.Я. Развитие творческих способностей ребенка посредством театрального искусства. // Молодой ученый, 2014. № 5. С. 485-488.
2. Деммени Е.С. Школьный кукольный театр. Л.: Детгиз, 1960. 72 с.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.
4. Образцов С.В. Кукла-актер // Игрушка. №4, 1937. 13-15 с.
5. ЩурковаН.Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998.
6. Федотов А.Я. Техника театра кукол. М: Искусство, 1953.