Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ORPHANS / EMOTIONAL SPHERE / COMMUNICATIVE SPHERE / EMOTIONAL-COMMUNICATIVE SPHERE / VISUAL ARTS / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Никитина Алеся Александровна

В статье рассматривается проблема эмоциональной и коммуникативной сферы детей-сирот. На основании взаимосвязи данных сфер, раскрывается и формулируется понятие «эмоционально-коммуникативная сфера» детей-сирот. Обозначаются возможности изобразительного искусства в развитии данной сферы. Разрабатывается диагностический инструментарий исследования уровня эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития указанного качества детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Никитина Алеся Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC INSTRUMENTS FOR STUDYING THE LEVEL OF EMOTIONAL-COMMUNICATIVE SPHERE OF CHILDREN-ORPHANS BY MEANS OF ART

The article considers the problem of the emotional and communicative sphere of orphans. Based on the relationship of these areas, the concept of the “emotional-communicative sphere” of orphans is revealed and formulated. The possibilities of fine art in the development of this sphere are indicated. Diagnostic tools are being developed to study the level of the emotional-communicative sphere of orphans by means of fine art. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, development levels of the indicated quality of orphans are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

6. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М., 2009.

7. Холуева К.А., Мухарлямова А.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01. - ART 13510. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13510.htm.

8. Лебедев С.А. Философия науки: учеб.-метод. пособие для аспирантов / С.А. Лебедев. — М.: Издательство Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2017. — 128 с.

9. Педагогика и психология: актуальные проблемы в тенденции развития: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (21 марта 2012 г.) - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 136 с.

10. Психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие / Авторы-состав. Е.А. Шашенкова, Т.Н. Щербакова / Под общей редакцией Е.А. Шашенковой - М.: УЦ Перспектива, 2010 - 176 с.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

12. Синтез психологии и педагогики - прорыв в образовании. Рекомендации выдающегося психолога в помощь детским педагогам (по труда Л. Выготского); [Сост.: А.А. Леоньтев]. - М.: Амрита, ИД Шалвы Амонашвили, 2019. - 2408 с. (Антология гуманной педагогики)

13. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. — [Электронный ресурс] — М. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru

14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Педагогика

УДК: 376.64

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Никитина Алеся Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоциональной и коммуникативной сферы детей-сирот. На основании взаимосвязи данных сфер, раскрывается и формулируется понятие «эмоционально-коммуникативная сфера» детей-сирот. Обозначаются возможности изобразительного искусства в развитии данной сферы. Разрабатывается диагностический инструментарий исследования уровня эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития указанного качества детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, эмоционально-коммуникативная сфера, изобразительное искусство, диагностический инструментарий.

Annotation. The article considers the problem of the emotional and communicative sphere of orphans. Based on the relationship of these areas, the concept of the "emotional-communicative sphere" of orphans is revealed and formulated. The possibilities of fine art in the development of this sphere are indicated. Diagnostic tools are being developed to study the level of the emotional-communicative sphere of orphans by means of fine art. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, development levels of the indicated quality of orphans are revealed.

Keywords: orphans, emotional sphere, communicative sphere, emotional-communicative sphere, visual arts, diagnostic tools.

Введение. Проблема изучения уровня эмоциональной и коммуникативной сфер детей-сирот рассматривается исследователями в различных аспектах, решение этой проблемы осуществляется современными учеными разными средствами. Специалисты в области отечественной художественной педагогики (Н.А. Ветлугина, Н.И. Сакулина и др.) предлагают решать проблему эмоционально-коммуникативный сферы детей в процессе восприятия искусства. Ученые утверждают, что процесс восприятия искусства сочетает в себе познавательную и эмоциональную сферы, то есть позволяет познавать окружающий мир через искусство и выражать к нему свое эмоциональное отношение [1; 11].

Э. Сурно также отмечает, что искусство способно формировать творческое мышление, влиять на эмоции и чувства ребенка, так как содержанием любого вида искусства и являются чувства, эмоции и настроения, заложенные автором произведения искусства и показанные через призму героя того или иного произведения [13].

Главным условием формирования эмоциональной сферы детей-сирот С.А. Ветошкина называет не столько место их проживания, а социальные и эмоциональные условия взаимодействия с учителями и воспитателями [2]. То есть автор подчеркивает важность и необходимость формирования эмоциональной и социально-коммуникативной сфер детей-сирот и подчеркивает их взаимосвязь. Поэтому считаем возможным выделить единое понятие «эмоционально-коммуникативная сфера».

Искусство, в частности, изобразительное искусство, имеет определенные возможности в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер детей-сирот. К. Юнг говорил, что искусство, художественная деятельность способны положительно повлиять на различные психологические проблемы человека [5].

Ученые (О.А. Конопкин, В.Л. Крюкова, В.И. Панов) отмечают, что вовлечение детей в творческую деятельность будет способствовать развитию и стабилизации эмоционально-образной сферы детей, самовыражению, отражению в искусстве их эмоциональных переживаний [12], [7], [10]. С другой стороны,

совместное детское творчество является условием развития у них умения работать в команде, проявлять сочувствие и взаимопомощь друг другу как важные социальные и коммуникативные качества (Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов) [6], [9].

Несмотря на глубокий интерес исследователей к обозначенной проблеме, остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах ученых: не сформулировано понятие «эмоционально-коммуникативная сфера» детей-сирот, не разработан диагностический инструментарий исследования данного понятия. В связи с этим тема исследования уровня эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства является актуальной.

Изложение основного материала статьи. Для разработки диагностического инструментария необходимо уточнить понятие «эмоционально-коммуникативная сфера».

А.Н. Занковский в понятии «эмоциональная сфера» ключевым моментом считает «субъективное переживание» значимых для себя предметов [3].

Согласно Е.П. Ильину, «эмоциональная сфера» является многогранным образованием, включающим в себя различные эмоциональные состояния, весь спектр переживаний и эмоциональных устойчивых отношений [4].

На основании анализа рассмотренных понятий, под эмоциональной сферой детей-сирот мы понимаем непосредственные переживания по поводу различных событий, их отношение к сверстникам, другим людям, выражающееся в конкретной практической деятельности. Обратимся к рассмотрению понятий «коммуникация», «коммуникативные способности» и «коммуникативная сфера».

Матьяш И.О. считает, что понятие «коммуникация» нацелено на взаимопонимание участников этого процесса при рождении новых смыслов при осмысливании информации [8].

Немов Р.С. соотносит понятие «коммуникативной сферы» с понятием «коммуникативные способности» и определяет их как способности, проявляющиеся в общении, включающие в себя умения слушать и понимать другого человека, взаимодействовать с ним на основе сотрудничества [9].

По нашему мнению, коммуникативная сфера детей-сирот - это обмен информацией между детьми во время деятельности, способность слушать и слышать, понимать друг друга в процессе коллективной работы.

Анализ изученной литературы, обозначенные понятия эмоциональной и коммуникативной сферы, а также специфика изобразительной деятельности позволили выявить рабочее определения понятия «эмоционально-коммуникативная сфера» детей-сирот, которое мы трактуем как понимание эмоционального взаимодействия героев в изобразительном искусстве при его восприятии, понимание сверстника при создании творческого продукта, отображение к ним своего эмоционального отношения; способность слышать, понимать друг друга в процессе коллективной творческой работы.

На основе данного понятия выделены показатели исследования уровня эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот: понимание эмоционального взаимодействия героев в картине при ее восприятии; выражение своего эмоционального отношения к сверстнику в процессе создания его портрета; способность создавать коллективный продукт, отображая свое эмоциональное отношение к нему, способность слышать, понимать друг друга в процессе коллективной работы. Данные показатели и будут исследоваться при изучении уровня эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства. Обратимся к описанию диагностических методов и соответствующих им диагностических заданий.

Для диагностики первого показателя был применен метод анализа художественного произведения.

Первый показатель «понимание эмоционального взаимодействия героев в картине при ее восприятии» было разработано авторское диагностическое задание:

- Детям раздается бланк с заданием, в нем изображена картина Василия Григорьевича Перова «Тройка», на бланке составлено несколько вопросов, касающихся эмоционального взаимодействия между героями. Детям необходимо ответить на вопросы: Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какие эмоции выражают дети, в том числе и относительно друг друга? После того, как дети ответят на вопросы по сюжетной картине, им будет представлена бессюжетная картина французского художника Жоржа Брака, на которой изображены предметы быта. Детям также необходимо ответить на вопросы по картине. Какие эмоции испытываете во время просмотра картины? Что изображено на картине? Как эмоционально взаимодействуют предметы на картине, и какими средствами выразительности это отображено?

Для исследования второго показателя применялся метод творческого задания.

Для выявления второго показателя «выражение своего эмоционального отношения к сверстнику в процессе создания его портрета» разработано следующее авторское диагностическое задание:

- Задание выполняется индивидуально, детям показываются карточки с графическим изображением: 8 эмоций, из которых предлагается выбрать только 1 эмоцию, которую он испытывает при общении со сверстником (который сидит рядом с ним). Дальше выбранную эмоцию в портрете ребенок отображает на листке бумаги гуашью. После изображения эмоционального портрета на обратной стороне ребенок подписывает, какую эмоцию он передал.

Третий показатель диагностировался с помощью метода создания коллективного продукта.

Третий показатель выявляет «способность создавать коллективный продукт, отображая свое эмоциональное отношение к нему, способность слышать, понимать друг друга в процессе коллективной работы», для его изучения разработано авторское задание:

- Детям необходимо разделиться на пары, с помощью жеребьевки вытянуть эмоцию, представленную на карточке (веселый, грустный и тд.), затем в паре договориться друг с другом, как они будут рисовать натюрморт (чайник и кружку), передавая выбранную ими эмоцию, кто из них будет рисовать чайник, а кто кружку.

По трем показателям уровень эмоционально-коммуникативной сферы распределяется по трехбалльной системе: высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл.

Все баллы показателей суммируются по каждому ребенку. Наивысшее число баллов, которое можно набрать - 9 баллов, низшее - 3 балла. На основе получившейся суммы можно дифференцировать детей-сирот по уровню развития эмоционально-коммуникативной сферы средствами изобразительного искусства. Представим полученные уровни.

По показателю «понимание эмоционального взаимодействия героев в картине при ее восприятии» определены следующие уровни:

Высокий уровень (3 балла) - в задании верно даны ответы на все вопросы, определены эмоции героев в картине, отмечены особенности их эмоционального взаимодействия; правильно определены предметы, написанные в картине художника Жоржа Брака, описаны эмоции во время восприятия картины. Описано эмоциональное взаимодействие предметов на картине, указаны средства выразительности, позволяющие определить такое взаимодействие в картине.

Средний уровень (2 балла) - верно определены эмоции героев в картине. Описаны собственные эмоции во время просмотра картины художника Жоржа Брака, указаны предметы, изображенные на ней, но не указаны средства выразительности в картине, позволяющие определить эмоциональное взаимодействие предметов.

Низкий уровень (1 балл) - не даны ответы на вопросы к заданию, задание не выполнено, либо выполнено не верно.

Показатель «выражение своего эмоционального отношения к сверстнику в процессе создания его портрета».

Высокий уровень (3 балла) - адекватно оценивает свое отношение к сверстнику, верно выбрана эмоция, которая достоверно отображена в портрете определенными художественными средствами. Вербально подтверждено свое отношение к сверстнику.

Средний уровень (2 балла) - верно выбрана эмоция, отображающая отношение к сверстнику, но выражена она художественными средствами не достоверно. Ребенок воспользовался одним средством выражения в изображении портрета друга.

Низкий уровень (1 балл) - не смог выразить свое эмоциональное отношение к сверстнику художественными средствами, не получилось создать портрет.

Показатель «способность создавать коллективный продукт, отображая свое эмоциональное отношение к нему, способность слышать, понимать друг друга в процессе коллективной работы».

Высокий уровень (3 балла) - дети-сироты договорились друг с другом о том, какой предмет будет рисовать каждый из них. Сумели выразительно отобразить выбранную эмоцию в предметах (чайнике и кружке). Во время занятия оказывали друг другу помощь, прислушивались к советам друг друга.

Средний уровень (2 балла) - дети-сироты сделали задание верно, сумели отобразить выбранную эмоцию в предметах (чайнике и кружке), но не всегда могли договориться друг с другом, из-за чего возникало соперничество между детьми.

Низкий уровень (1балл) - дети-сироты не смогли договориться о выполнении задания, не смогли передать заданную эмоцию в предметах. Задание было выполнено не верно.

Выводы. Разработанный диагностический инструментарий позволит произвести констатирующий этап опытно-поисковой работы по педагогической коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот и на основе полученных данных разработать корректирующие занятия. Выявленные показатели, разработанные диагностические занятия для детей-сирот имеют определенную практическую значимость для практикующих педагогов в социальных центрах, для педагогов дополнительного образования в сфере изобразительного искусства.

Литература:

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - Москва: Педагогика, 1974. 284 с.

2. Ветошкина С.А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот [Электронный ресурс]. URL: https://psyjoumals.ru/files/76174/jmfp_2015_1_n2_Vetoshkina.pdf (Дата обращения: 20.09.2019).

3. Занковский А.Н. Психология деловых отношений: Учебно-методический комплекс. - Москва: Изд. центр ЕОАИ, 2008. - 384 с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2011. - 175 с.

5. Карварский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 1999.

6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений текст / Я.Л. Коломинский. Минск, 1984.

7. Крившеноко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика. Учебник и практикум [Электронный ресурс].URL:https://books.google.ш/books?id=yc8tDwAAQBAJ&printsec=frontcover&Ы=ш#v=onepage&q&f=fal se (Дата обращения: 20.09.2019).

8. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование [Электронный ресурс] // jarki.ru: эпис-темический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. 2008. URL: http://jarki.ru/wpress/ 2008/10/13/48/ (дата обращения: из статьи https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-ponyatiya-kommunikatsiya-v-nauke-filosofii-metodologii-i-sotsialnom-upravlenii (Дата обращения: 22.09.2019)

9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

10. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию / В.И. Панов // Известия РАО. - 2000. - № 2. - С. 60-69.

11. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва: Просвещение, 1973.

12. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект: учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е.М. Скотарева. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. - 72 с.

13. Харсеева Н.В., Цветкова И.В. Искусство как средство коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями в развитии // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №5. - С. 128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.