Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL STATE / VISUAL ARTS / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Турыгина Юлия Сергеевна

В статье рассматривается проблема изучения и гармонизации эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Для повышения эффективности обучения, педагогическая деятельность должна включать в себя личностно- ориентированный подход, где к каждому обучающемуся будет организован индивидуальный путь развития, обучения. На основании анализа понятия «эмоциональное состояние», специфики и возможностей изобразительного искусства, раскрывается и формулируется понятие «эмоциональное состояние в изобразительном искусстве». Обосновываются возможности изобразительного искусства в изучении и гармонизации эмоционального состояния младших школьников. Разрабатывается диагностический инструментарий исследования уровня эмоционального состояния средствами изобразительного искусства. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Турыгина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR EXAMINATION OF EMOTIONAL STATE OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE BY MEANS OF VISUAL ARTS

The article deals with the problem of studying and harmonizing the emotional state of primary school children in art classes. To increase the effectiveness of training, pedagogical activity should include a person-oriented approach, where each student will be organized an individual path of development and training. Based on the analysis of the concept of "emotional state", the specifics and possibilities of fine art, the concept of "emotional state in fine art"is revealed and formulated. The article substantiates the possibilities of fine art in the study and harmonization of the emotional state of primary school children. Diagnostic tools for studying the level of emotional state by means of visual art are being developed. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, and the levels of development of the emotional state of children of primary school age in visual arts classes are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка направления подготовки

«Педагогическое образование» Турыгина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения и гармонизации эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Для повышения эффективности обучения, педагогическая деятельность должна включать в себя личностно- ориентированный подход, где к каждому обучающемуся будет организован индивидуальный путь развития, обучения. На основании анализа понятия «эмоциональное состояние», специфики и возможностей изобразительного искусства, раскрывается и формулируется понятие «эмоциональное состояние в изобразительном искусстве». Обосновываются возможности изобразительного искусства в изучении и гармонизации эмоционального состояния младших школьников. Разрабатывается диагностический инструментарий исследования уровня эмоционального состояния средствами изобразительного искусства. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни развития эмоционального состояния детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству.

Ключевые слова: младшие школьники, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, изобразительное искусство, диагностический инструментарий.

Annotation. The article deals with the problem of studying and harmonizing the emotional state of primary school children in art classes. To increase the effectiveness of training, pedagogical activity should include a person-oriented approach, where each student will be organized an individual path of development and training. Based on the analysis of the concept of "emotional state", the specifics and possibilities of fine art, the concept of "emotional state in fine art"is revealed and formulated. The article substantiates the possibilities of fine art in the study and harmonization of the emotional state of primary school children. Diagnostic tools for studying the level of emotional state by means of visual art are being developed. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, and the levels of development of the emotional state of children of primary school age in visual arts classes are revealed.

Keywords: primary school children, emotional sphere, emotional state, visual arts, diagnostic tools.

Введение. Проблема изучения и гармонизации эмоционального состояния младших школьников достаточно актуальна, ее исследованием занимались многие ученые (Г.М. Бреслава, А.И. Захаров, В.В. Лебединский, И.И. Мамайчук и др.).

В период младшего школьного возраста у детей формируются первичные установки на социальную успешность и уверенность в своих способностях, происходит процесс социализации [3], [8], [12], [14].

В данном возрастном периоде у ребенка преобладает повышенная чувствительность к событиям, происходящим в его жизни. Л.И Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, считают, что одним из важных образований данного возрастного периода является способность индивида воздействовать на своё эмоциональное состояние с целью изменения его характеристик в желаемом направлении. Младший школьник учится контролировать свое эмоциональное состояние. Учится понимать состояния других людей, снятию эмоционального напряжения, оцениванию своих возможностей, терпению и доброжелательности [2], [4], [7], [18]. Несмотря на новообразования, младшим школьникам сложно регулировать и выражать свое эмоциональное состояние. Например, Т.Б. Пискарева пишет о том, что младшим школьникам сложно выражать свои эмоции средствами вербальной коммуникации [17].

С помощью изобразительного искусства педагог может изучать и развивать эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. К. Юнг считает, что творчество является инструментом важнейшим фактором в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса. Создавая произведение изобразительного искусства, автор показывает своё отношение к окружающему миру, через образы, которые трансформируются в его сознании. В творческой работе ребенка можно увидеть его особенное восприятие мира, отражение его индивидуальности. Изобразительное искусство является инструментом отражения личного и коллективного бессознательного, которые проявляются через художественные образы, возникающие в процессе творческой деятельности [19].

Содержание детских рисунков свидетельствуют о внутренней, личной позиции ребенка, его отношении к окружающей действительности.

Отечественные учёные (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский) подчёркивали возможности изобразительного искусства в изучении, оценке и развитии, гармонизации эмоциональной сферы детей, так как в искусстве, в том числе и изобразительном, обязательно отражается эмоциональная составляющая. Дети, создавая рисунок, непроизвольно отмечают то, что у них вызывает отрицательное или положительное отношение. Л.С. Выготский называл рисование «графической речью» [1], [5].

В данной проблеме изучения и гармонизации эмоционального состояния младших школьников остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах ученых: не сформулировано понятие «эмоциональное состояние в изобразительном искусстве», не разработан диагностический инструментарий исследования данного понятия. В связи с этим тема исследования изучения и в дальнейшем гармонизации уровня эмоционального состояния детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства, является актуальной.

Изложение основного материала статьи. Для разработки диагностического инструментария необходимо уточнить понятие «эмоциональное состояние». Такое состояние включает в себя психологию

эмоций и психологию состояний. Первым, кто ввел понятие «психологическое состояние», является Н.Д. Левитов. Он утверждал, что за определенный период времени, любая деятельность человека характеризуется определённым психическим состоянием, оно определяет целостную характеристику личности [6].

Одним из компонентов психики является эмоциональный компонент [13].

А.Л. Гройсман, Л.В. Куликов, Л. Рубинштейн считают, что эмоциональное состояние - психическая реакция, возникающая в ответ на восприятие жизненных ситуации человеком, которая отражается в форме непосредственного переживания. Эмоции представляют собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [16], [10], [18].

В процессе создания художественного образа ребёнок проецирует свои внутренние переживания. Переживание является результатом эмоционального процесса в виде образа, значимого в сознании человека. Ребёнок изображает то, что он чувствует [15].

С. Левин в исследованиях детского творчества отмечает, что дети вкладывают в процесс рисования свои эмоциональные переживания, чувства [11]. Как отмечают ученые и педагоги В.С. Кузин, Л.С. Рубинштейн, П.М. Якобсон, в процессе творческой деятельности ребёнок испытывает переживания, которые возникают в том случае, если содержание деятельности отвечает его потребностям. Изобразительная деятельность помогает выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Человек через творчество показывает своё видение реальности, в которой отражаются социально- психологические качества творца. Потребность в творчестве удовлетворяется в процессе самой этой деятельности и при получении результата [9], [18], [20].

Творческий процесс является выражением внутренних эмоциональных состояний, считает Е.Л. Яковлева [21].

Эмоциональное состояние в изобразительной деятельности отображается в виде непосредственного переживания. Художественный образ является отражением внутреннего, эмоционального мира личности. Переживание как эмоция, проявляется через восприятие и создание произведений изобразительного искусства как двух форм эстетической деятельности. При восприятии изобразительного искусства, зритель трансформирует на себя то, что дано в произведении художником. Это переживание отношения к миру и к самому себе. Художественный образ - нечто самостоятельное, воссозданное в сознании воспринимающего с учетом его собственных представлений и опыта [5].

Анализ изученной литературы, обозначенные понятия «психологическое и эмоциональное состояние», а также специфика изобразительной деятельности позволили выявить собственное определения понятия «эмоциональное состояние в изобразительном искусстве», которое мы трактуем как переживание отношения к миру и самому себе через восприятие и создание произведений искусства, зависящее от удовлетворения творческих потребностей.

На основе данного понятия выделены показатели исследования уровня эмоционального состояния младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: переживание отношения к миру и самому себе (при восприятии искусства); удовлетворение творческих потребностей в процессе создания творческой работы и при получении результата. На каждый показатель было разработано диагностическое задание и определены методы (они отражены в таблице 1).

Таблица 1

Показатели и диагностические методы

Показатели

«Переживание отношения к миру и самому себе (при восприятии искусства)» «Удовлетворение творческих потребностей в процессе создания творческой работы и при получении результата»

Диагностические методы

Тестирование на основе восприятия произведений изобразительного искусства Творческое задание. Эссе

Данные показатели взяты за основу изучения уровня эмоционального состояния младших школьников средствами изобразительного искусства. Обратимся к описанию диагностических методов: тестирования, творческого задания, эссе и соответствующих им диагностических заданий.

На первый показатель «переживание отношения к миру и самому себе (при восприятии искусства)» было разработано диагностическое задание. Авторское задание разработано и адаптировано на основе методики «Эмотивные ассоциации» Л.Н. Рожина. В своей методике автор с помощью показа картин художников, и в дальнейшем анализа восприятия, выявляет степень понимания различных эмоциональный состояний у обучающихся. Обратимся к описанию диагностического задания.

На экране проектора показываются сюжетные и бессюжетные картины художников, в которых присутствует гармоничное, не гармоничное, нейтральное эмоциональное состояние. Гармоничное состояние присутствует в сюжетной картине художника Федора Павловича Решетникова «Прибыл на каникулы». В бессюжетной картине художника Франтишека Купка «Диски Ньютона, этюд для фуги в двух цветах». Не гармоничное состояние присутствует в сюжетной картине художника Васнецова Виктора Михайловича «Аленушка». В бессюжетной картине художника Фернана Леже «Русский балет». Нейтральное состояние присутствует в сюжетной картине художника Рембрандта ван Рейна «Юная Саския». В бессюжетной картине художника Франсиса Пикабиа «Баланс».

После просмотра сюжетных и бессюжетных картин художников, школьникам предлагается пройти тест. Тестирование направленно на восприятие эмоционального состояния, изображённого в сюжетных и бессюжетных произведениях изобразительного искусства, умение сопереживать, чувствовать эмоциональное состояние изображённого, заложенного художником в произведения изобразительного искусства. В тесте ребятам предлагается ответить на вопросы: нравится ли им произведение изобразительного искусства; какие эмоции вызывает данное произведение изобразительного искусства. Ребятам также предлагается написать цвет и нарисовать линию, которые, по их мнению, соответствуют эмоциональному состоянию изображённого в произведении изобразительного искусства.

Для выявления второго показателя «удовлетворение творческих потребностей в процессе создания творческой работы и при получении результата» на основе метода серийных рисунков и рассказов Никольской И.М., разработано и адаптировано авторское диагностическое задание. Автор методики на занятиях по изобразительному искусству обозначает тему занятия и раскрывает его содержание. Ребятам предлагается изобразить в нескольких рисунках изложенную педагогом тему. На основе рисунка, художественных образов ребенок составляет рассказ, который представляет перед классом.

Обучающимся необходимо изобразить в своих рисунках с помощью художественных средств выразительности тему «Эмоциональное состояние моего города». Каждый ребенок самостоятельно выбирает материалы, которыми он будет рисовать. В начале занятия проводится беседа о том, что такое эмоция. Какие виды эмоции бывают и как художник с помощью художественных средств выразительности изображает свои эмоции на листе бумаги. После завершения творческой деятельности дети должны письменно ответить на вопросы с вариантом ответа:

- Понравилось ли тебе выполнять творческое задание? (да/нет).

- Нравится ли тебе результат творческой работы? (да/нет).

Далее младшие школьники пишут эссе о том, какой город они изобразили. Какие эмоции у них возникли по отношению к изображенному городу в процессе творческой деятельности и при получении результата.

По двум показателям уровень эмоционального состояния распределяется по трехбалльной системе: высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл.

По показателю «переживание отношения к миру и самому себе (при восприятии искусства)» определены следующие уровни:

Высокий (3 балла) - Ребенок наиболее точно определил эмоциональные состояния в сюжетных и бессюжетных произведениях изобразительного искусства.

Средний (2 балла) - Ребенок верно определил эмоциональное состояние в сюжетном произведении изобразительного искусства. Не определил или определил с неточностью эмоциональное состояние в бессюжетном произведении изобразительного искусства.

Низкий (1 балл) - Ребенок не смог определить эмоциональные состояния в сюжетном и бессюжетном произведении изобразительного искусства.

Показатель «удовлетворение творческих потребностей в процессе создания творческой работы и при получении результата».

Высокий (3 балла) - В рисунке города явно отображено эмоциональное состояние города. Ребёнок доволен результатом творческой деятельности. Процесс выполнения творческого задания понравился.

Средний (2 балла) - В процессе творческой деятельности ребёнку было тяжело изображать эмоциональное состояние города. Он не полностью доволен итогом творческой деятельности. Процесс выполнения задания имел сложности, с которыми ребенок старался самостоятельно справиться.

Низкий (1балл) - В процессе творческой деятельности ребёнку было тяжело изображать эмоциональное состояние города. Он не полностью доволен итогом творческой деятельности. Процесс выполнения задания имел сложности, с которыми ребенок старался самостоятельно справиться.

На основе получившейся суммы баллов можно дифференцировать младших школьников по уровню эмоционального состояния средствами изобразительного искусства. Все баллы показателей суммируются по каждому ребенку.

От 5 до 6 баллов - эмоциональное состояние младшего школьника гармоничное.

От 3 до 4 баллов - эмоциональное состояние младшего школьника нейтральное.

От 1 до 2 баллов - эмоциональное состояние младшего школьника не гармоничное.

Гармонизующим заданием по показателю «удовлетворение творческих потребностей в процессе создания творческой работы и при получении результата» является совместное для всех обучающихся творческое задание. Младшие школьники изображают три города, имеющие гармоничное, нейтральные и не гармоничное эмоциональные состояния. Город с гармоничным эмоциональным состоянием изображается с помощью теплых цветов, динамичного, нарастающего ритма. Город с нейтральным эмоциональным состоянием изображается при помощи статичного ритма, где совмещается пятно и штрих. Город с не гармоничным эмоциональным состоянием изображается с помощью холодных цветов, динамичного убывающего ритма. Каждый обучающийся вырезает ножницами изображенное эмоциональное состояние города, который ему ближе всего по своему эмоциональному состоянию. Ребята работают совместно, создают единую работу в технике коллаж «Город эмоции».

Итогом является положительные эмоции, которые младшие школьники получили от удовлетворения творческих потребностей в процессе и при получении результата от совместной и личной творческой работы.

Гармонизующим заданием по показателю «переживание отношения к миру и самому себе (при восприятии искусства)» является изображение гармоничного, не гармоничного и нейтрального эмоционального состояния, которые прослеживаются в музыкальных композициях. Младшим школьникам предлагается послушать музыкальную композицию разных направлений: классическая музыка, рок-музыка, народная музыка. Выбрать на основе восприятия звука, цвет и художественный материал, которые, по их мнению, соответствуют гармоничному, не гармоничному, нейтральному эмоциональному состоянию музыки. На основе прослушивания музыки, с помощью художественных средств выразительности младшие школьники изображают гармоничное, не гармоничное и нейтральное эмоциональное состояния, заложенные автором в музыкальном произведении.

При выполнении данного задания, у младших школьников проявляется способность слышать и переживать музыкальное содержание. При восприятии музыкальных произведений и изображении эмоционального состояния музыки, младшие школьники изучают свои внутренние ощущения, возникающие переживания, которые проецируются на отношение к миру и к самому себе. Итогом является гармоничное эмоциональное состояние.

Выводы. Разработанный диагностический инструментарий исследования уровня эмоционального состояния детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства позволит провести анализ эмоционального состояния младших школьников на занятиях по изобразительному искусству. Выявить динамику развития эмоциональной сферы.

Выявленные показатели, разработанные диагностические и гармонизующие задания для младшего школьного возраста, имеют определенную практическую значимость для педагогов дополнительного и начального образования в сфере изобразительного искусства.

Литература:

1. Бехтерев В.М. Психология и педагогика. Избранные труды / В.М. Бехтерев. - М., Юрайт, 2018. - 383 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович [и др.]. - М.: Питер, 2008. - 398 с.

3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., Смысл, 2004. - 36 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., Смысл, 2004. - 512 с.

5.Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986. - 573 с.

6. Гарбер Е.И. 17 уроков психологии. - М., Москва, 1995. - 81 с.

7.Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. - М., Педагогика, 2002. - 210 с.

8. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., Педагогика, 1995. - 188 с.

9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе - М., Агар, 1998. - 334 с.

10. Куликов Л.В. Психические состояния. - СПб., Питер, 2001. - 512 с.

11. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М., Советский художник, 1979. - 271 с.

12. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский [и др.]. - М.: МГУ, 1990. - 196 с.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., Питер, 2001. - 592 с.

14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., Речь, 2006. - 400 с.

15. Милоградова, Е.Г. Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства / Е.Г. Милоградова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 121-126.

16. Нагаев В.В. Основы клинической психологии. Учебное пособие для студентов вузов - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 463 с.

17. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Тезисы научно-практической конференции. - СПб., Речь,1998. - 200 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., Питер, 2002. - 720 с.

19. Механизмы творчества с точки зрения К.Г. Юнга [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/8_62894_d-mehanizmi-tvorchestva-s-tochki-zreniya-kg-yunga.html (Дата обращения: 04.11.2020).

20. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., Просвещение, 1966. - 113 с.

21. Яковлева Е.Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника // Развитие творческого потенциала личности школьника.М., Московский психолого-социальный институт, 1997. - 224 с.

Педагогика

УДК 371.8.062

преподаватель, аспирант Окунева Полина Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД И МЕТОДЫ КОМАНДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к актуальным проблемам организации профориентационной работы с будущими педагогами-музыкантами, а также к востребованным современной педагогикой методам - творческому подходу и методу командного сотрудничества. Комплекс этих методов рассматривается на примере организации музыкального квеста, который является формой проверки готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности, сформированности у них необходимых умений, знаний и навыков, а также мотивации к дальнейшему обучению. Вместе с тем музыкальный квест позволяет сформировать способность будущих педагогов-музыкантов к работе в команде, приобщая их к традициям образовательного менеджмента.

Ключевые слова: профориентация, мотивация, педагогика, музыкальное образование, образовательный менеджмент, команда, творчество.

Annotation. The authors of the article address the current problems of organizing career guidance work with future teachers-musicians, as well as the methods in demand by modern pedagogy - creative approach and the method of team cooperation. These methods are considered by the example of a musical quest which is a form of readiness of future teachers-musicians to professional activity, formation of the necessary skills, knowledge, and skills and motivation for further learning. At the same time, the music quest allows you to form the ability of future teachers-musicians to work in a team, introducing them to the traditions of educational management.

Keywords: career guidance, motivation, pedagogy, music education, educational management, team, creativity.

Введение. Актуальность обращения к проблемам профориентационной деятельности и методам командной работы, являющимся компонентом образовательного менеджмента, обусловлена тем, что в социуме остро ощущается потребность в педагогах, способных к нестандартным решениям, необходимым для решения задач модернизации образования. Принципы, на которых построен современный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.