Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства'

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Мамкина Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается вопрос организации нравственного воспитания детей. Раскрывается содержание и структура понятия «эмоциональная отзывчивость». Обосновывается актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Определяется роль искусства в качестве средства формирования эмоциональной отзывчивости у обучающихся на занятиях в вокально-хореографическом объединении. Выделяются особенности восприятия детьми произведений музыкально-хореографического искусства в условиях творческого объединения. Осуществляется обзор диагностических методик оценки уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей и школьников. Освещаются содержание и результаты проводимой с детьми и обучающимися младших классов экспериментальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Алена Николаевна, Мамкина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN HILDREN BY MEANS OF ART

The issues of organization of moral upbringing of children are discusssed. The content and structure of the concept «emotional responsiveness» is revealed. The urgency of development of emotional responsiveness in children of the senior preschool and primary school age is substantiated. The role of art as a means of forming emotional responsiveness in students in the classroom in a vocal and choreographic association is dened. Singularities of the perception of children by the children of works of musical and choreographic art in the conditions of creative association are singled out. Diagnostic methods for assessing the level of development of emotional responsiveness in children and schoolchildren are reviewed. The content and results of the experimental work carried out with children and students of the lower grades are covered.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-3-96-102

УДК 372.87 ББК 74.268.5

А.Н. Моисеева, Т.А. Мамкина

(Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

В статье рассматривается вопрос организации нравственного воспитания детей. Раскрывается содержание и структура понятия «эмоциональная отзывчивость». Обосновывается актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Определяется роль искусства в качестве средства формирования эмоциональной отзывчивости у обучающихся на занятиях в вокально-хореографическом объединении. Выделяются особенности восприятия детьми произведений музыкально-хореографического искусства в условиях творческого объединения. Осуществляется обзор диагностических методик оценки уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей и школьников. Освещаются содержание и результаты проводимой с детьми и обучающимися младших классов экспериментальной работы.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональная отзывчивость, искусство, творческий коллектив, музыкально-хореографическая деятельность.

A.N. Moiseeva, T.A. Mamkina

(Orenburg state pedagogical University, Orenburg, Russia)

THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN HILDREN BY MEANS OF ART

The issues of organization of moral upbringing of children are discusssed. The content and structure of the concept «emotional responsiveness» is revealed. The urgency of development of emotional responsiveness in children of the senior preschool and primary school age is substantiated. The role of art as a means offorming emotional responsiveness in students in the classroom in a vocal and choreographic association is defined. Singularities of the perception of children by the children of works of musical and choreographic art in the conditions of creative association are singled out. Diagnostic methods for assessing the level of development of emotional responsiveness in children and schoolchildren are reviewed. The content and results of the experimental work carried out with children and students of the lower grades are covered.

Keywords: emotional development, emotional responsiveness, art, creative team, music and dance activities.

В силу «виртуальности» человеческих отношений дети зачастую страдают от неполноценности эмоциональных переживаний, так необходимых в период детства. Эмоциональное развитие детей связано с формированием их отношения к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи [1].

Данная проблема весьма актуальна в работе с детьми старшего дошкольного и учащимися младшего школьного возраста. В силу психофизиологических особенностей, обучающиеся данной возрастной категории эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыки, литературы, театра.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. В дошкольном возрастном периоде преобладает чувственное познание мира, поэтому именно в этом возрасте необходимо учить ребенка сопереживать чувствам, мыслям, настроениям другого человека. Также весьма важно уделить внимание данному вопросу в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сензитивным для развития способностей детей понимать и принимать особенности эмоционального состояния других людей, ориентируясь на индивидуальный эмоциональный опыт [9].

Эмоциональная отзывчивость является качественной характеристикой эмоционального развития детей и проявлением эмпатических способностей, тесно связанных с воспитанием нравственных качеств личности, таких как доброта, способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Педагогами С.Н. Усмановой, Е.А. Лупандиной эмоциональная отзывчивость детей понимается как умение ребенка откликаться на события, явления; способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить жизненные факты с собственным опытом; эмоциональный отклик ребенка на боль другого человека или живого существа [7; 8].

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства имеет непосредственное отношение к способности эмоционально откликаться на произведение искусства, (хореографическое или музыкальное) и определять его настроение, характер; воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии данного произведения, в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании своего творческого продукта; понимать эмоциональное содержание произведения и определять его настроение [7]. Эмоционально-образное по своей природе, искусство является уникальным средством эмоционального развития детей и способом формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость может проявляться ребенком в различных ситуациях, и при встрече с произведениями искусства и, соответственно, диагностироваться.

В настоящее время для определения уровня эмоциональной отзывчивости детей разработаны различные диагностические методики с использованием произведений разных видов искусства [3]: методика понимания художественного произведения, созданная в лаборатории Психологических проблем художественного развития РАО, описанная А.А. Мелик-Пашаевым и направленная на выявление способности ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения; методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, направленная на выявление самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования в случае необходимости выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного временного периода [2, с. 3940]; методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эйштейна, используемая для исследования эмпатии и позволяющая проанализировать уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания;

го ш н о

о ^

го т н о

ч

ф

О

ф

о о

т ^

Т

ш _0

_0 го

I

о

о ^

т <и

го О.

го

I

го

ш

ф

ф о

I

<

методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, направленная на изучение сформированности понимания эмоциональных состояний людей у ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [6].

В качестве стимульного материала авторы предлагают использовать произведения хореографического и музыкального искусства на занятиях в вокально-хореографическом объединении.

По мнению А.И. Герцена, А.Г. Гого-беридзе, музыка делает более широким «эмоциональное поле» ребенка, формируя эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную отзывчивость личности [3].

Специфика возможностей эмоционального воздействия хореографии отражена в творчестве Н.П. Базарова, А.Я. Ваганова, К.С. Зацепина, Р.В. Захарова и др. [5; 10]. Формирование эмоциональной отзывчивости у детей осуществляется посредством таких произведений хореографического искусства, как хореографический номер, танцевальная сюита, балетный спектакль.

Восприятие детьми произведений музыкально-хореографического искусства отличается рядом особенностей. В частности, специфика работы в творческом вокально-хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Педагог создает условия для творчества через вовлечение детей в художественно-исполнительскую деятельность, организацию учебной работы. Интерес учащихся обязательно поддерживается постоянным изучением нового учебного материала, который вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. В ходе постановочной деятельности педагог эмоционально рассказывает детям об истории, костюмах,

традициях, образах и характерах персонажей, о мотивах их действий [4]. Постановка концертных номеров предполагает встречи со специалистами, изучение учебно-методической литературы, совместный просмотр и обсуждение концертных номеров, участие в конкурсах, фестивалях, изучение репертуара других стран, имеющих сильное эмоциональное воздействие на детей. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая индивидуальные особенности его характера и эмоционального восприятия.

Реакция учащихся может быть различной. Так, при восприятии танцевальных этюдов, музыкальных композиций дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, привлекающие их внимание, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Учащиеся быстро утомляются, не могут долго удерживать внимание на одном и том же объекте. Они быстрее запоминают внешние особенности изучаемых номеров, чем их логическую смысловую сущность и отдельные части. Поэтому дети могут делать много ошибок, не запоминают ранее заученный материал. У них часто нет выдержки, одни цели у них быстро сменяются другими. Специфика занятий в вокально-хореографическом коллективе открывает большие возможности для воспитания и развития у детей всех необходимых волевых качеств, способствует снятию закомплексованности в движениях и поведении, воспитывает ответственность, умение работать в коллективе, ограждает от нездоровой тенденции соперничества.

В основу модифицированной диагностики «Методика определения эмоциональной отзывчивости ребенка на произведения искусства» мы положили диагностику «Методика понимания художественного произведения», разработанную в лаборатории Психологических проблем художественного развития РАО и описанную А.А. Мелик-Пашаевым [3].

В соответствии с модифицированной диагностической методикой мы выделили три показателя эмоциональной отзывчивости ребенка на произведения искусства [11]:

1) способность эмоционально откликаться на произведение искусства и определять его настроение, характер. Критерии: проявление эмоционально-двигательной активности, адекватной характеру произведения (наличие движений, мимических реакций); подбор слов-определений, выражающих настроение, характер произведения; степень выраженности эмоционального отношения (эмпатии) при ответе (выражение сопереживания, сочувствия в голосе при ответе);

2) способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии произведения искусства, в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании или попытке создания своего творческого продукта. Критерии: самостоятельность нахождения способов воплощения переживания, адекватность найденных ребенком способов к выявленному настроению воспринятого произведения, их разнообразие; самостоятельность нахождения идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта;

3) способность понимать эмоциональное содержание хореографического произведения и определять его настроение. Критерии: в дошкольном возрасте -понимание эмоционального содержания хореографического произведения и вербальное его определение; в младшем школьном возрасте - установление связи между настроением и содержанием произведения, наличие личностного смысла в высказывании

по произведению, установление ребенком аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения с собственными переживаниями. Сформированные уровни отражают четыре основных показателя эмоциональной отзывчивости ребенка на произведения хореографического искусства: Высокий - эмоционально-двигательная активность ребенка всегда адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно; ребенок постоянно использует большое количество слов-определений (больше 2), выражающих настроение, характер произведения; всегда присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений. Показывает полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению произведения. Создание творческого продукта происходит самостоятельно. Всегда верно определяет эмоционально-образное содержание произведения, способен соотнести с аналогичными событиями собственного жизненного опыта.

Выше среднего - эмоционально-двигательная активность ребенка адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно; учащийся использует большое количество слов-определений (больше 2), выражающих настроение, характер произведения; присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений. Показывает полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению произведения. Создание творческого продукта происходит самостоятельно. Верно определяет эмоционально-образное содержание произведения, способен соотнести с аналогичными событиями собственного жизненного опыта.

Средний - эмоционально-двигательная активность ребенка адекватна произ-

го ш н о

о ^

го ш н о

ч

ф

о

ф

о о

со ^

т ш _0

0

1 _0

го

о

ф

го о.

ведению, носит однообразный характер; слов-определений выражающих настроение, характер хореографического произведения подбирает немного (1-2 слова). При определении основного настроения ребенок проявляет эмпатию в интонации голоса, а при определении его составляющих эмпатия отсутствует. Относительно самостоятелен, выбор способа воплощения эмоционального отклика происходит с помощью взрослого. Проявляется адекватность между воплощением переживания и характером произведения. Способы воплощения переживания однообразны. Создание творческого продукта происходит с помощью взрослого. Способен самостоятельно определить связь настроения и эмоционально-образного содержания произведения

Низкий уровень - ребенок затрудняется в определении основного настроения произведения, его характера; эмоционально-двигательные проявления носят эпизодичный характер; ребенок затрудняется действовать самостоятельно, воплощение переживания происходит в общей со взрослым деятельности, способы воплощения переживания не адекватны характеру произведения; отсутствует разнообразие способов воплощения переживания, движения скованны; не способен к созданию творческого продукта; не способен самостоятельно установить связь между выявленным настроением произведения и его содержанием или эмоция переживания жизненной ситуации не совпадает с содержанием произведения.

Уровни развития каждого показателя эмоциональной отзывчивости на произведения хореографического искусства х оцениваются по следующей шкале: вы-| сокий уровень - 4 балла; выше средне-2 го - 3 балла; средний уровень - 2 балла; ^ низкий уровень - 1 балла. я Предлагаемую диагностическую ме-ф тодику мы апробировали в Областном § дворце творчества детей и молодежи г. ^ Оренбурга. В исследовании участвовало < 12 дошкольников и 10 учащихся перво-

го класса начальной школы, которые занимаются в вокально-хореографическом коллективе ООДТДМ им. В.П. Полянич-ко. Для выявления влияния занятий в вокально-хореографическом коллективе на эмоциональную отзывчивость нами была проведена сравнительная диагностика на начало и конец года.

Как показало исследование учащихся в начале года, параметры эмоциональной отзывчивости у большинства из испытуемых находятся на среднем и низком уровнях. Так, по параметру «способность эмоционально откликаться на произведение искусства и определять его настроение характер» у 16,7% испытуемых -уровень выше среднего, у 50% - средний, у 33,3% - низкий. В конце года произошли существенные изменения: появились учащиеся с высоким уровнем (16,7%), с уровнем выше среднего (58,3%), средним уровнем (25%).

Значительные изменения произошли и по параметру «способность понимать эмоциональное содержание произведения искусства и определять его настроение». В исходной диагностике у 8,3% испытуемых - уровень выше среднего, у 41,7% - средний, у 33,3% низкий уровни. В итоговой диагностике с высоким уровнем - 25% испытуемых, выше среднего - 50%, со средним - 33,3% учащихся. Аналогичные изменения произошли по параметру «способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии произведения искусства, в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании или попытке создания своего творческого продукта». В исходной диагностике у 9% испытуемых - уровень выше среднего, у 59,2% -средний, у 31,8% - низкий уровни. В итоговой диагностике с высоким уровнем -27,2% испытуемых, выше среднего -45,6%, со средним - 27,2% учащихся.

Диагностические задания построены на основе показа детьми хореографических этюдов с музыкальным сопровождением, подбираемых совместно с музыкальным руководителем. Содержа-

тельная линия музыкального материала обязательно включается репертуар, насыщенный образно-эмоциональными произведениями русской и зарубежной классики, образцами современной музыки, отрывками из балетов и симфоний, произведениями малой формы (прелюдиями, скерцо, этюдами, галопами, вальсами, маршами), джазовой, народной музыкой, произведениями из кинофильмов. При проведении диагностики учащимся предлагаются задания в следующей последовательности: просмотр произведения; определение характера, настроения произведения (например, определить форму хореографического произведения хореографии: игровые хороводы, пляски, образные и сольные композиции); определение эмоционально-образного содержания произведения через подбор слов-определений, слов-описаний к произведению; воплощение своего переживания в разной художественно-творческой деятельности, попытка создания своего творческого продукта через создание собственных танцевальных этюдов и композиций, импровизаций на заданную тему. Выявление исходного уровня развитости эмоциональной отзывчивости у детей можно осуществлять на основе таких методов педагогического исследования как опрос, беседа, наблюдение за детьми в ходе занятий [8].

Таким образом, взаимодействие учащихся с искусством на занятиях в творческом вокально-хореографическом объединении способствует эмоциональному развитию детей и позволяет творчески себя реализовывать. Восприятие произведений музыкального и хореографического искусства способствует формированию эмоциональной отзывчивости учащихся, непосредственному выражению эмоций.

Библиографический список:

1. Возрастная и педагогическая психология: детство, отрочество, юность / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 624 с.

2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: ЭКС-МО, 2007. - 416 с.

3. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А., Кудина Г.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Психологические основы художественного развития. - М.: МГППУ, 2006. - 160 с.

4. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Квет-ная О.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

5. Тарасов Н.И. Классический танец. -СПб.: Лань, 2005. - 496 с.

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.

7. Усманова С.Н., Русакова Т.Г. Формирование эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. -С. 122-125.

8. Усманова С.Н., Лупандина Е.А., Русакова Т.Г. Формирование эмоциональной отзывчивости на занятиях по хореографии // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т.4. -№10. С. 106-108.

9. Ухтомский А. Общая психология: учебник. - М.: Просвещение. 1970. -117 с.

10. Янаева Н.Н. Хореография: учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз, 2004. - 340 с.

11. Ясинских Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

Поступила 07.09.2017

го

CG

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н о о

го

CG

н о

ч

ф

о

ф

о о ш

S

т ш _0

0

1 _0

го

о

(О ф

го Q_

Об авторах:

Моисеева Алена Николаевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург, Россия), кандидат педагогических наук, alena.m.56@gmail.com

Мамкина Татьяна Анатольевна, магистрант кафедры художественно-эстетического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург, Россия), mamkina.t@mail.ru

Для цитирования: Моисеева А.Н., Мамкина Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 96-102. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-96-102

References:

1. Developmental educational psychology: childhood, adolescence, youth. M.: ITS «Akademiya», 2001. - 624 p. [in Russian]

2. Karelin A.A large encyclopedia of psychological tests. M.: EKSMO, 2007. - 416 p.

3. Novlyanskaya Z.N., Melik-Pashaev A.A., Kudina G.N., Adaskina A.A., Chubuk N.F. Psychological foundations of artistic development. M.: Moscow State Pedagogical University, 2006. - 160 p. [in Russian]

4. Purturova T.V., Belikova A.N., Kvetnaya O.V. Teach children to dance: a textbook for students of institutions of secondary vocational education. M.: VLADOS, 2003. - 256 p.

5. Tarasov N.I. Classical dance. St. Petersburg: Lan, 2005. - 496 p. [in Russian]

6. Uruntayev G.A., Afonkina G.A. Workshop on Child Psychology. M.: VLADOS, 1995.

7. Usmanova S.N., Rusakova T.G. The formation of the emotional responsiveness of the child of the senior preschool age as a scientific and pedagogical problem // Scientific research: from theory to practice: materials II Intern. Scientific-practical. Conf. (Cheboksary, February 12, 2015) / Ed: O.N. Shirokov et al. Cheboksary: CNS «Interactive Plus», 2015. - P. 122-125.

8. Usmanova S.N. Lupandina E.A., Rusakova F.G. Formation of emotional responsiveness in choreography classes // Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovania. - 2016. - T.4. - №10. P. 106-108. [in Russian]

9. Ukhtomsky A. General psychology. M.: Prosveshchenie. 1970. - 117 p. [in Russian]

10. Yanaeva N.N. Choreography: a textbook for the primary choreographic school. M.: Release, 2004. - 340 p. [in Russian]

11. Yasinskikh L.V. Methods of developing emotional response to works of art in senior preschool students at complex classes at pre-school educational institutions. Author's transcript. Diss. cand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2005. - 22 p. [in Russian]

About the authors:

Moiseeva Alena Nikolaevna, Associate professor, Department of Preschool, Remedial and Further Education and Problems of Education, Orenburg state pedagogical University (Orenburg, Russia), Candidate of Sciences (Education), alena.m.56@gmail.com

Mamkina Tatiana Anatolievna, Master student, Department of Art and Aesthetic Education, Orenburg state pedagogical University (Orenburg, Russia), mamkina.t@mail.ru

For citation: Moiseeva A.N., Mamkina T.A. The development of emotional responsiveness in hildren by means of art // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. -Vol. 9. - No. 3. P. 96-102. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-96-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.