Библиографический список
1. Кавато, А. Японская экономика: прошлое, настоящее, будущее // Япония сегодня. - 2006. - № 2.
2. Taut, В. Nippon - Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. - Tokyo, 1961. - T. 4.
es -тем гit шш. Г21цней>#г itfrñ. : mmmtziüLj
Статья поступила в редакцию 03.01.10 УДК 82-1 /-1
А.С. Чочиева, аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: chochieva-1977@ mail.ru РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.
В работе описаны виды художественного времени в хакасской поэме. В ходе анализа выделены хроникально-бытовой, прерывистый и настоящий виды, не освоенные поэтами предыдущего периода. Наряду с традиционной структурой поэмы, выявлена индивидуальная черта в построении художественного текста в лице М. Баинова. Поэма проанализирована в четырехфазной модели фабульной организации текста: обособления, партнерства, лиминальной и преображения.
Ключевые слова: поэма, вид, художественное время, фазы, обособления, партнерства, лиминальная, преображения.
Хакасская поэма 1950-60-х годов отличается от поэм предыдущего периода еще и тем, что поэтами активно и эффективно используются различные средства художественной выразительности. Одно из них художественное время. Согласно исследованиям М. М. Бахтина, отметим о наличии множества видов художественного времени. Исследовав и проанализировав их, М. Мещерякова выводит следующий строй: соотнесенное с историческим / не соотнесенное с историческим, мифологическое / утопическое / историческое, «внешнее» / «внутреннее», «замкнутое» / «бесконечное», прерывистое / непрерывное, «чистое» настоящее / соотнесенное с прошлым и будущим [1, с. 50].
Раскрытие видов художественного времени в хакасской поэме изобразим через раскрытие фаз, представленных исследователем В.И. Тюпой. Он считает, что «можно выявить некую общую четырехфазную модель фабульной организации текста», где выделяет следующие фазы - «фаза обособления уход «в себя», томление, разочарование, ожесточение, предполагающей разрыв или существенное ослабление прежних связей. Вторая фаза - партнерства «установление новых межсубьектных связей, в частности обретение героем «помощников» и / или «вредителей». Третья - лиминальная фаза «утрата близкого существа или зрелище чужой смерти», четвертая фаза - преображения «символическое «новое рождение» сопровождается возвращением героя к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей» [2, с. 39-40]. Подобные фазы выявлены в хакасской поэме.
Целью данной статьи является рассмотрение структуры хакасской поэмы в разнообразии видов художественного времени. Хакасская поэма 1950-1960-х гг. представлена творчеством Н. Доможакова «Ах Тигей» (1940-1958), М. Чебодаева «Всего хорошего» (1958) и М. Баинова «Путешествие во времени» (1964).
В хакасской литературе 1950-60-х гг. совершенствуется жанр поэмы. На данном этапе количество поэм ограниченно, но художники поэтического слова улучшили качественное содержание поэм. Мастерство поэтов улучшается в результате сотрудничества с русскими поэтами. Н. Доможаков продолжает развивать традиции, сформированные поэтами старшего поколения. Новую волну в хакасскую литературу вносят молодые поэты М. Чебодаев и М. Баинов, выпускники Литературного института им. М. Горького.
Первой поэмой 1950-60-ых годов является драматическая поэма Н. Доможакова «Ах Тигей» [3], раскрывающаяся через хроникально - бытовой вид художественного времени. Хроникально-бытовой, бесконечный вид представлен «как фрагмент определенной исторической эпохи» [1, с. 50]. Данный вид художественного времени поэтом стал разрабатываться еще в поэмах периода Великой Отечественной войны «Галина» и «Тыттыг таг». В поэмах 1940-х годов Н. Доможа-ковым основная тема раскрывается в течение одного дня, а в
поэме «Ах Тигей» представлено историческое событие, вмещающее большой отрезок времени. В поэме «Ах Тигей» Н. Доможаков описывает события XVIII века, произошедшие на хакасской земле. Основная тема поэмы - событие значимое для всех, процесс присоединения Хакасии к России. Красочно, образно и эмоционально показаны все четыре фазы структуры художественного произведения.
Фаза обособления начинается с описания позиций отца и сына, становящихся на разные пути. Поэтом показывается бедное население, пастухи, не желающие оставлять свою землю. Богатые слои уходят с родной земли, а своих подчиненных угоняют силой. Образ героя Солбанаха изображается как заступник своего народа. Во всей этой ситуации Солбанах в первую очередь желает остаться на родной земле со своим народом и возлюбленной Кун Сузы. Он уверен в том, что можно дружно и спокойно жить с соседними племенами и народами. Юноша выступает против войн и распрей, от которых устали все. Он разочаровывается в отце, который не придерживается заповедей, испокон веков существовавших в народе, любит лесть и подобострастие, что не свойственно их роду. Солбанах с детства соблюдает, придерживается и чтит обычаи и традиции хакасского народа. Так, например, он с большим почитанием относится к старшему поколению: Старших уважай, а молодых не обижай. И ему не понятно неуважительное отношение отца к старику Поролу: Мучает старых тот, кто потерял рассудок, валит стариков тот, кто лишился рассудка [3, с. 40] (подстрочный перевод наш -Ч.А.). Хакаса с раннего детства приучали уважать человека, не взирая на его возраст.
Итак, завязка поэмы связана с первой фазой «фабульную задачу данной фаза способна решить...достаточно подробная характеристика персонажа, выделяющая его из общей картины мира» [2, с. 39]. Главный герой отличается от окружения отца, тем, что он человек, думающий и способный анализировать сложившуюся ситуацию, чем и вызывает симпатию.
Для решения нелегкой задачи, стоящей перед народом и правителем, автор переходит к описанию второй фазы, фазы партнерства, где и происходит развитие действия поэмы.
Здесь Солбанах обретает «помощников» и «вредителей». «Помощниками» выступают мать и ссыльный русский солдат Богданов. Встреча Солбанаха с Богдановым происходит в весьма сложных обстоятельствах. Ссыльный, сбежав от охраны, находит поддержку и помощь в хакасском аале. Усталого и измученного Богданова Солбанах с матерью Ызырга накормили, напоили, дали с собой еды (тулупха сух пирерге). Автор в течение всей поэмы показывает гостеприимство хакасского народа. У хакасов полагается накормить, напоить каждого кто, вошел в дом, юрту. После того, как путник насытился только, тогда можно было задавать вопросы, расспрашивать его. А когда он покидал дом, обязательно давали что-нибудь с собой поесть: Сладких коржиков немного / поло-
жить бы на дорогу, / Чтобы силы не угасли - / в толстую кишку овечью / нацеди побольше масла.../Проводи по-человечьи [3, с. 136-137]. Умение принять гостя подрастающему поколению прививалось с детства. Поэтому Солбанах показан хозяином, который с достоинством может принять у себя любого гостя независимо от его вероисповедания, национальности и положения. Раскрывая в поэме «Ах Тигей» главную тему, Н. Доможаков показал внутренний мир главного героя.
«Вредители» Солбанаха, зайсаны, полностью подчинены своему повелителю, поэтому они не желают жить с русскими, пытаются увести народ на чужбину: Эй! Мои зайсаны! Где вы? / Становитеся стеной. / Эй вы, слуги! Все ли девять / У меня вы за спиной? / Затаив дыханье, ждите, / что скажу вам я, Умай: / скот и весь народ гоните / вдоль реки в киргизский край [3, с. 155]. Солбанаху при помощи «помощников» удается оставить хакасов на своей родине.
Следующая фаза - «фаза испытания смертью. может заостряться до смертельного риска, а может редуцироваться до легкого повреждения или до встречи со смертью в той или иной форме» [2, с. 39]. После того, как Солбанаха и Кун Сузы нашли слуги отца, молодоженов приговорили к смерти. Сол-банаха решили утопить в реке, но волею судьбы он остается живым. Много испытаний пришлось испытать и Кун Сузы. Ее закрыли в пещере, выбравшись, она отправляется на поиски еды для детей. Здесь поэт использует традиционный фольклорный прием олицетворения - обращение матери к силам природы. Этот прием является весьма характерным для творчества Н. Доможакова. Поэт в своих произведениях часто использует олицетворение, например, герои его поэм, стихотворений обращаются к горе, дереву, тайге, воде. Кун Сузы обращается к лиственнице, чтобы она присмотрела в ее отсутствии за детьми. Царь густой тайги - лиственница,/ присмотри за двоими, / глава непроходимой тайги - лиственница, / крепко смотри за сыном и дочкой [3, с. 60] (подстрочный перевод наш - Ч.А.). Вернувшись и не обнаружив детей, мать обращается к дереву: Ветвистая лиственница, / Куда спрятала, / Дитя моё /Ветвистая лиственница? / Кривая лиственница, / Куда спрятала, / Дитя моё / Кривая лиственница? [3, с. 60] (подстрочный перевод наш - Ч.А.). Она уверена, что дерево ее слышит. Хакасы считали, что горы, реки, деревья -все, что окружает человека, имеет душу, и они верили, что силы природы способны защитить и помочь им в трудную минуту, в свою очередь, их нужно задабривать - поить, кормить.
Спасти Кун Сузы Солбанах не успевает. Таким образом, перейдя в данную фазу, герой теряет близких и родных для него людей - мать и жену.
Четвертая фаза - «перемена статуса героя» [2, с. 40]. Солбанах показан как человек, умеющий постоять за свой народ. Он в составе представителей хакасских племен отправляется к царю с прошением о присоединении Хакасии в состав России: Напиши, что наши ханы / убежали навсегда, / что Джунгар идет к Агбану - / нам от этого беда. / Напиши еще ты хану, / чтоб он нам в беде помог, / чтобы хан у Усть-Агбана / построил острог [3, с. 158]. В результате упорной борьбы с окружением отца, Солбанах с хакасским народом остается на своей земле.
Каждая представленная фаза поэмы Н. Доможакова «Ах Тигей» богата событиями. Процесс присоединения Хакасии к России рассматривается через хроникально - бытовой вид художественного времени, который прослеживается с начала произведения до финального конца. Описывающиеся в поэме события занимают довольно продолжительное время, но они проходят быстро и стремительно, в данном случае автор не отмечает реальной границы между давними и недавними временами. Все события в поэме происходят друг за другом, редко в лирическом произведении можно наблюдать хронологическую последовательность, без «забеганий» вперед, без возвращения в прошлое.
Следующей яркой художественно - выразительной поэмой периода 1950-1960-х годов в хакасской литературе является лирическая поэма М. Чебодаева «Всего хорошего» [4].
Основная тема поэмы, раскрывающая суть этого произведения - историческая - новая счастливая жизнь народа в результате социальных преобразований, а также выявляются темы -любовная и тема родины. Главная тема поэмы раскрывается через анализ прерывистого вида художественного времени, представленного наиболее ярко. Время здесь показано как движение «в хронологии внутренних душевных процессов персонажей» [1, с. 50], характерное лирическому произведению. В произведении большое внимание уделено внутреннему состоянию героя. В поэме «Всего хорошего» М. Чебо-даев, как и Н. Доможаков, рассматривает все названные фазы в хронологической последовательности. Сюжет поэмы представляет собой описание жизни лирического героя с рождения до поры возмужания. В этом виде художественного времени «автор-создатель свободно движется в своем времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии». Время автора может то обгонять повествование, то отставать от повествования [5, с. 212]. Но все это не дает ощущения недосказанности, недоговоренности, оно осмыслено автором, героем и читателем. Прерывистый вид художественного времени один из ярких видов, обогащающих хакасскую поэму.
Фазы обособления, партнерства, лиминальная и преображения четко просматриваются в произведении. Фабула поэмы раскрывается через описание исторических событий в Хакасии, совпавшие с детством героя: Детство, детство!.. / В июньские жаркие дни /До тайги докатилось призывное эхо. [4, c. 199].
Фаза партнерства, как и фаза обособления, описывается через воспоминания лирического героя о детстве. В отличие от фазы обособления поэт большое внимание уделяет фазе партнерства, тесно связанного с образом матери. В поэме образ матери ассоциируется с самым важным человеком поэта, помогающей найти себя в жизни. Она - первый помощник во всех делах. Мать лирического героя одна вырастила, воспитала и выучила сына в тяжелое послевоенное время. Она выступает в образе всех женщин страны вынесших на своих хрупких плечах все тяготы военного и послевоенного времени.
Повзрослев, он не желает огорчать друга. Как бы ни была тяжела душевная рана, он не раскрывает матери чувства неразделенной первой любви: Мать вздыхает: / - Ты болен? - / Эх, все рассказать бы! / Рассказать бы о ней, о болезни своей! / - Все пройдет - заживет, все забудем до свадьбы /И сквозь слезы слегка улыбаешься ей [4, c. 202].
М. Чебодаев один из первых хакасских поэтов, который пишет о безответной любви. Подруга лирического героя выступает в образе белого платья. С эти образом автор нас знакомит на выпускном вечере, и он преследует лирического героя на протяжении большого отрезка времени. Это время отражено в фазе утраты, описывающей безответность чувств. Герой замыкается, отступает, не предпринимает ни каких действий: Проклиная свой шаг, проклиная себя. / Ты уходишь... / Сюда тебе не возвратиться. / Но уходишь не просто, как прежде - любя! [4, c. 201]. Образ белого платья описывает потерю любви, покорность судьбе: Ну, всего тебе доброго! В солнечный день я / Оставляю тебя, в белом платье виденье [4, c. 204].
Итак, постоянное обращение к образу белого платья в поэме М. Чебодаева выражает несбывшуюся мечту героя.
В поэме наблюдаются прерывание, представленное поэтом в двух видах. Во-первых, при описании состояния первой любви. Возвращение к образу любимой. Он говорит о ней как о девушке: В белом платье виденье! Во-вторых, будучи московским студентом, вновь обращается к образу белого платья. Юношеские чувства не остыли. В белом платье виденье! / С отбой она рядом [4, c. 20З]. Но никаких шагов к сближению с возлюбленной со стороны героя не наблюдается. Таким образом, можно отметить, что прерывистый тип в поэме является главенствующим.
Последняя фаза в поэме М. Чебодаева «Всего хорошего» «акцентирует на новое жизненное качество» героя. Лирический герой возвращается в Хакасию и здесь начинается его качественно новое назначение: - Если здраво глядеть, наши дни хороши. / Мы шагаем уверенным шагом по жизни. / Все порывы души, все порывы души. / Как поэт завещал, посвятим мы Отчизне. / Здравствуй, наша пора возмужанья! Теперь / Мы к тебе подошли. /Мы стучим в твою дверь [4, с. 205].
Итак, основная отличительная черта прерывистого вида художественного времени, представленная автором в поэме «Всего хорошего», проявляется в постоянном возвращении к событиям детства, тесно связанные с образами матери, белого платья, неразделенной любви лирического героя. Прерывистость также усиливается путем обращения автора к читателю, например: Помнишь, бредил о море он в детстве когда-то? [4, с. 204], или Помнишь деда ли ты? [4, с. 196].
Одним из самых талантливых поэтов данного периода является М. Баинов. В начале 1960-ых годов выходит в свет его лиро-эпическая поэма «Путешествие во времени» [6]. Поэма представляет исторические события 1950-1960-ых годов время восстановления страны после военной разрухи. Новаторство поэмы состоит в изображении прошлого и настоящего времени.
Поэтом представлен широкий аспект видов художественного времени. В поэме выделяются замкнутый, современный и непрерывный виды художественного времен. Художественное время, описывающее современность становится новым видом в хакасской поэме, которое удалось на данном этапе представить только М. Баинову. Доминирующим элементом является «внешнее» время, описываемое «в хронологии событий» [1, с. 50].
В поэме «сюжетное время может убыстряться и замедляться. Убыстрение действия может быть также использовано как своего рода подытоживание [5, с. 215]. Время в художественном произведении - это не только и не столько календарные отсчеты, сколько соотнесенность событий. В литературе есть свой «принцип относительности». События в сюжете выстраиваются в сложный ряд, и благодаря этому читатель способен замечать время в художественном произведении, даже если о времени в нем ничего специально не говорится. Где нет событий - нет и времени [5, с. 213].
Эпичность поэм М. Баинова проявляется в стремлении отразить связь человека с историей, которая строится на реальных жизненных событиях. Сжатость времени помогает раскрыть основные положения истории. В поэмах эпического склада лирическое мироощущение героя, сочетается обеспокоенностью судьбой родины.
Все эти наблюдения подводят к выводу, что богатство идейного и философского содержания поэм М. Баинова органически связано с теми художественно-выразительными средствами, которые были найдены и применены им в процессе создания этих поэм. Мастерски пользуясь поэтическими средствами, М. Баинов в поэме «Путешествие во времени» сумел ярко воссоздать дух исторической эпохи, показать человека творцом новой жизни.
Фабульная организация поэмы М. Баинова, существенно отличаются от фаз, представленных Н. Доможаковым и М. Чебодаевым. Традиционно первой фазой выступает фаза обособления. В поэме М. Баинова «Путешествие во времени» первой фазой выступает фаза партнерства, в котором главное место занимает образ бабушки. Она выступает не только как мудрый человек, но и как помощник, помогающий преодолевать трудности, встретившиеся маленькому герою на пути. Именно бабушкой прививается любовь к героическим сказа-
Библиографический список
ниям хакасского народа, которые он с трепетом слушал долгими ночами. С годами все чаще он вспоминал наставления старцев, помогавшие ему преодолеть нелегкие годы в течение всей жизни. Они взрастили в нем любовь к устному народному творчеству своего народа, поэтому так часто он вкрапляет в свои произведения элементы фольклора. И то, что он стал поэтом, он считает это заслуга бабушки, которая знала и передала внуку обычаи, предания, поверья, традиции народа. Бабушка - это тот человек, который помог найти себя в жизни, помог найти свою тропу в творчестве как поэта лироэпического склада. Именно любовь близкого человека помогает лирическому герою не чувствовать себя полным сиротой, она помогает ему не разочароваться в жизни, в людях, любить жизнь, свою землю, родину. Фаза партнерства занимает достаточно продолжительное время в поэме.
Второй фазой выступает лиминальная фаза, тогда как у Н. Доможакова и М. Чебодаева это фаза партнерства. Лими-нальная фаза представлена весьма кратко и сухо, в которой описывает потерю близких людей. С войны не возвращается отец. Труженики тыла выполняли всю работу. От непосильного труда тяжело заболела мать лирического героя и после непродолжительной болезни она умирает. Была бы матушка живая - / Сегодня стала бы она, / Совсем как прежде, молодая, / Смущаясь, / выпила б вина... Мы б дверь оставили открытой... / Стряхнув с шинели пыль дорог, / Быть может, / наш отец убитый /Живым ступил бы на порог... [6, с. З1-З2]. Все тяготы послевоенных лет лирическому герою помогает пройти его бабушка.
Третьей фазой выступает фаза обособления. У вышеназванных поэтов это лиминальная фаза. М. Баиновым лими-нальная фаза представлена как поиск индивидуальной черты в творчестве. Талант поэта определяется его неповторимостью, уникальностью творческого наследия. Руде подобные, / томятся / Слова неясные в душе. / Порою - в странном сне приснятся / И рифмы требуют уже. / И я ищу исток упорно, / Откуда бьют слова ключом. / Я не всезнайка и затворник, / Скорей - бродяга-звездочет [6, с.З7]. Фаза обособления колоритно представляет его поиск в литературном творчестве.
Последняя четвертая фаза - фаза преображения. Из школьника он превращается в студента, а затем и поэта. Наблюдаем изменения не только в жизни лирического героя, но и всей страны. С преобразованиями в стране меняется и жизнь лирического героя, а значит, меняется жизнь всего населения. Именно последняя фаза уделяет большое внимание раскрытию современного вида художественного времени. Поэтом достоверно описана реальная действительность 1960-х годов ХХ века.
Таким образом, хакасские поэты придерживаются традиционной четырехфазной фабульной организации текста. Н. Доможаков и М. Чебодаев придерживаются общепринятой структуры фаз: обособления, партнерства, лиминальная и преображения. Фазы, представленные М. Баиновым имеют несколько иной строй, отличающий его от хакасских поэтов -партнерства, лиминальная, обособления и преображения.
В заключение отметим, что хакасская поэма периода 1950-1960-х годов отличается тем, что в ее композицию внедряются различные виды художественного времени, и при этом она выдерживает классическую структуру художественного произведения. Характерной чертой поэм М. Баинова 60-х годов является не стройность хронологической последовательности, и эта не стройность поэмы нисколько не ухудшает сюжет и структуру поэмы. Изменение фабульной организации поэмы «Путешествие во времени» М. Баинова можно определить как новаторство поэта при раскрытии видов художественного времени.
1. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История: Словарь. - изд.3-е. - М.: Айрис - Пресс, 2002.
2. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста. - изд. 2-е. - М.: Академия, 2008.
3. Доможаков, Н. «Ах Тигей» // Людям о человеке. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1960.
4. Чебодаев, М. «Всего хорошего» // Антология хакасской поэзии. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1961.
5. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - изд. 3-е, доп. - М.: «Наука», 1979.
6. Баинов, М. «Путешествие во времени» // Текущие реки. - М.: Современник, 1976.
Статья поступила в редакцию 03.01.10