Научная статья на тему 'РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.'

РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭМА / ВИД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ФАЗЫ / ОБОСОБЛЕНИЯ / ПАРТНЕРСТВА / ЛИМИНАЛЬНАЯ / ПРЕОБРАЖЕНИЯ / POEM / ART TIME / VARIET / PHASE / SETLINGS APART / PARTNERSHIP / LIMINARY / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чочиева А. С.

В работе описаны виды художественного времени в хакасской поэме. В ходе анализа выделены хроникально-бытовой, прерывистый и настоящий виды, не освоенные поэтами предыдущего периода. Наряду с традиционной структурой поэмы, выявлена индивидуальная черта в построении художественного текста в лице М. Баинова. Поэма проанализирована в четырехфазной модели фабульной организации текста: обособления, партнерства, лиминальной и преображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETIES OF ART TIME IN THE KHAKAS POEM OF 1950-1960 s XX CENTUARY

Form of art time in the Khakas poem are described in the work. In the conrse of analysis chronicle and every day life, broken and present forms are traditional structure of the poem the author reveals an individual teature in the construction of art text in M. Bainov's person. The роеm of the way is analysed in four-phase model of plot organization of the text: setlings apart, partnership, liminary one and transformation.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.»

Библиографический список

1. Кавато, А. Японская экономика: прошлое, настоящее, будущее // Япония сегодня. - 2006. - № 2.

2. Taut, В. Nippon - Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. - Tokyo, 1961. - T. 4.

es -тем гit шш. Г21цней>#г itfrñ. : mmmtziüLj

Статья поступила в редакцию 03.01.10 УДК 82-1 /-1

А.С. Чочиева, аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: chochieva-1977@ mail.ru РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.

В работе описаны виды художественного времени в хакасской поэме. В ходе анализа выделены хроникально-бытовой, прерывистый и настоящий виды, не освоенные поэтами предыдущего периода. Наряду с традиционной структурой поэмы, выявлена индивидуальная черта в построении художественного текста в лице М. Баинова. Поэма проанализирована в четырехфазной модели фабульной организации текста: обособления, партнерства, лиминальной и преображения.

Ключевые слова: поэма, вид, художественное время, фазы, обособления, партнерства, лиминальная, преображения.

Хакасская поэма 1950-60-х годов отличается от поэм предыдущего периода еще и тем, что поэтами активно и эффективно используются различные средства художественной выразительности. Одно из них художественное время. Согласно исследованиям М. М. Бахтина, отметим о наличии множества видов художественного времени. Исследовав и проанализировав их, М. Мещерякова выводит следующий строй: соотнесенное с историческим / не соотнесенное с историческим, мифологическое / утопическое / историческое, «внешнее» / «внутреннее», «замкнутое» / «бесконечное», прерывистое / непрерывное, «чистое» настоящее / соотнесенное с прошлым и будущим [1, с. 50].

Раскрытие видов художественного времени в хакасской поэме изобразим через раскрытие фаз, представленных исследователем В.И. Тюпой. Он считает, что «можно выявить некую общую четырехфазную модель фабульной организации текста», где выделяет следующие фазы - «фаза обособления уход «в себя», томление, разочарование, ожесточение, предполагающей разрыв или существенное ослабление прежних связей. Вторая фаза - партнерства «установление новых межсубьектных связей, в частности обретение героем «помощников» и / или «вредителей». Третья - лиминальная фаза «утрата близкого существа или зрелище чужой смерти», четвертая фаза - преображения «символическое «новое рождение» сопровождается возвращением героя к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей» [2, с. 39-40]. Подобные фазы выявлены в хакасской поэме.

Целью данной статьи является рассмотрение структуры хакасской поэмы в разнообразии видов художественного времени. Хакасская поэма 1950-1960-х гг. представлена творчеством Н. Доможакова «Ах Тигей» (1940-1958), М. Чебодаева «Всего хорошего» (1958) и М. Баинова «Путешествие во времени» (1964).

В хакасской литературе 1950-60-х гг. совершенствуется жанр поэмы. На данном этапе количество поэм ограниченно, но художники поэтического слова улучшили качественное содержание поэм. Мастерство поэтов улучшается в результате сотрудничества с русскими поэтами. Н. Доможаков продолжает развивать традиции, сформированные поэтами старшего поколения. Новую волну в хакасскую литературу вносят молодые поэты М. Чебодаев и М. Баинов, выпускники Литературного института им. М. Горького.

Первой поэмой 1950-60-ых годов является драматическая поэма Н. Доможакова «Ах Тигей» [3], раскрывающаяся через хроникально - бытовой вид художественного времени. Хроникально-бытовой, бесконечный вид представлен «как фрагмент определенной исторической эпохи» [1, с. 50]. Данный вид художественного времени поэтом стал разрабатываться еще в поэмах периода Великой Отечественной войны «Галина» и «Тыттыг таг». В поэмах 1940-х годов Н. Доможа-ковым основная тема раскрывается в течение одного дня, а в

поэме «Ах Тигей» представлено историческое событие, вмещающее большой отрезок времени. В поэме «Ах Тигей» Н. Доможаков описывает события XVIII века, произошедшие на хакасской земле. Основная тема поэмы - событие значимое для всех, процесс присоединения Хакасии к России. Красочно, образно и эмоционально показаны все четыре фазы структуры художественного произведения.

Фаза обособления начинается с описания позиций отца и сына, становящихся на разные пути. Поэтом показывается бедное население, пастухи, не желающие оставлять свою землю. Богатые слои уходят с родной земли, а своих подчиненных угоняют силой. Образ героя Солбанаха изображается как заступник своего народа. Во всей этой ситуации Солбанах в первую очередь желает остаться на родной земле со своим народом и возлюбленной Кун Сузы. Он уверен в том, что можно дружно и спокойно жить с соседними племенами и народами. Юноша выступает против войн и распрей, от которых устали все. Он разочаровывается в отце, который не придерживается заповедей, испокон веков существовавших в народе, любит лесть и подобострастие, что не свойственно их роду. Солбанах с детства соблюдает, придерживается и чтит обычаи и традиции хакасского народа. Так, например, он с большим почитанием относится к старшему поколению: Старших уважай, а молодых не обижай. И ему не понятно неуважительное отношение отца к старику Поролу: Мучает старых тот, кто потерял рассудок, валит стариков тот, кто лишился рассудка [3, с. 40] (подстрочный перевод наш -Ч.А.). Хакаса с раннего детства приучали уважать человека, не взирая на его возраст.

Итак, завязка поэмы связана с первой фазой «фабульную задачу данной фаза способна решить...достаточно подробная характеристика персонажа, выделяющая его из общей картины мира» [2, с. 39]. Главный герой отличается от окружения отца, тем, что он человек, думающий и способный анализировать сложившуюся ситуацию, чем и вызывает симпатию.

Для решения нелегкой задачи, стоящей перед народом и правителем, автор переходит к описанию второй фазы, фазы партнерства, где и происходит развитие действия поэмы.

Здесь Солбанах обретает «помощников» и «вредителей». «Помощниками» выступают мать и ссыльный русский солдат Богданов. Встреча Солбанаха с Богдановым происходит в весьма сложных обстоятельствах. Ссыльный, сбежав от охраны, находит поддержку и помощь в хакасском аале. Усталого и измученного Богданова Солбанах с матерью Ызырга накормили, напоили, дали с собой еды (тулупха сух пирерге). Автор в течение всей поэмы показывает гостеприимство хакасского народа. У хакасов полагается накормить, напоить каждого кто, вошел в дом, юрту. После того, как путник насытился только, тогда можно было задавать вопросы, расспрашивать его. А когда он покидал дом, обязательно давали что-нибудь с собой поесть: Сладких коржиков немного / поло-

жить бы на дорогу, / Чтобы силы не угасли - / в толстую кишку овечью / нацеди побольше масла.../Проводи по-человечьи [3, с. 136-137]. Умение принять гостя подрастающему поколению прививалось с детства. Поэтому Солбанах показан хозяином, который с достоинством может принять у себя любого гостя независимо от его вероисповедания, национальности и положения. Раскрывая в поэме «Ах Тигей» главную тему, Н. Доможаков показал внутренний мир главного героя.

«Вредители» Солбанаха, зайсаны, полностью подчинены своему повелителю, поэтому они не желают жить с русскими, пытаются увести народ на чужбину: Эй! Мои зайсаны! Где вы? / Становитеся стеной. / Эй вы, слуги! Все ли девять / У меня вы за спиной? / Затаив дыханье, ждите, / что скажу вам я, Умай: / скот и весь народ гоните / вдоль реки в киргизский край [3, с. 155]. Солбанаху при помощи «помощников» удается оставить хакасов на своей родине.

Следующая фаза - «фаза испытания смертью. может заостряться до смертельного риска, а может редуцироваться до легкого повреждения или до встречи со смертью в той или иной форме» [2, с. 39]. После того, как Солбанаха и Кун Сузы нашли слуги отца, молодоженов приговорили к смерти. Сол-банаха решили утопить в реке, но волею судьбы он остается живым. Много испытаний пришлось испытать и Кун Сузы. Ее закрыли в пещере, выбравшись, она отправляется на поиски еды для детей. Здесь поэт использует традиционный фольклорный прием олицетворения - обращение матери к силам природы. Этот прием является весьма характерным для творчества Н. Доможакова. Поэт в своих произведениях часто использует олицетворение, например, герои его поэм, стихотворений обращаются к горе, дереву, тайге, воде. Кун Сузы обращается к лиственнице, чтобы она присмотрела в ее отсутствии за детьми. Царь густой тайги - лиственница,/ присмотри за двоими, / глава непроходимой тайги - лиственница, / крепко смотри за сыном и дочкой [3, с. 60] (подстрочный перевод наш - Ч.А.). Вернувшись и не обнаружив детей, мать обращается к дереву: Ветвистая лиственница, / Куда спрятала, / Дитя моё /Ветвистая лиственница? / Кривая лиственница, / Куда спрятала, / Дитя моё / Кривая лиственница? [3, с. 60] (подстрочный перевод наш - Ч.А.). Она уверена, что дерево ее слышит. Хакасы считали, что горы, реки, деревья -все, что окружает человека, имеет душу, и они верили, что силы природы способны защитить и помочь им в трудную минуту, в свою очередь, их нужно задабривать - поить, кормить.

Спасти Кун Сузы Солбанах не успевает. Таким образом, перейдя в данную фазу, герой теряет близких и родных для него людей - мать и жену.

Четвертая фаза - «перемена статуса героя» [2, с. 40]. Солбанах показан как человек, умеющий постоять за свой народ. Он в составе представителей хакасских племен отправляется к царю с прошением о присоединении Хакасии в состав России: Напиши, что наши ханы / убежали навсегда, / что Джунгар идет к Агбану - / нам от этого беда. / Напиши еще ты хану, / чтоб он нам в беде помог, / чтобы хан у Усть-Агбана / построил острог [3, с. 158]. В результате упорной борьбы с окружением отца, Солбанах с хакасским народом остается на своей земле.

Каждая представленная фаза поэмы Н. Доможакова «Ах Тигей» богата событиями. Процесс присоединения Хакасии к России рассматривается через хроникально - бытовой вид художественного времени, который прослеживается с начала произведения до финального конца. Описывающиеся в поэме события занимают довольно продолжительное время, но они проходят быстро и стремительно, в данном случае автор не отмечает реальной границы между давними и недавними временами. Все события в поэме происходят друг за другом, редко в лирическом произведении можно наблюдать хронологическую последовательность, без «забеганий» вперед, без возвращения в прошлое.

Следующей яркой художественно - выразительной поэмой периода 1950-1960-х годов в хакасской литературе является лирическая поэма М. Чебодаева «Всего хорошего» [4].

Основная тема поэмы, раскрывающая суть этого произведения - историческая - новая счастливая жизнь народа в результате социальных преобразований, а также выявляются темы -любовная и тема родины. Главная тема поэмы раскрывается через анализ прерывистого вида художественного времени, представленного наиболее ярко. Время здесь показано как движение «в хронологии внутренних душевных процессов персонажей» [1, с. 50], характерное лирическому произведению. В произведении большое внимание уделено внутреннему состоянию героя. В поэме «Всего хорошего» М. Чебо-даев, как и Н. Доможаков, рассматривает все названные фазы в хронологической последовательности. Сюжет поэмы представляет собой описание жизни лирического героя с рождения до поры возмужания. В этом виде художественного времени «автор-создатель свободно движется в своем времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии». Время автора может то обгонять повествование, то отставать от повествования [5, с. 212]. Но все это не дает ощущения недосказанности, недоговоренности, оно осмыслено автором, героем и читателем. Прерывистый вид художественного времени один из ярких видов, обогащающих хакасскую поэму.

Фазы обособления, партнерства, лиминальная и преображения четко просматриваются в произведении. Фабула поэмы раскрывается через описание исторических событий в Хакасии, совпавшие с детством героя: Детство, детство!.. / В июньские жаркие дни /До тайги докатилось призывное эхо. [4, c. 199].

Фаза партнерства, как и фаза обособления, описывается через воспоминания лирического героя о детстве. В отличие от фазы обособления поэт большое внимание уделяет фазе партнерства, тесно связанного с образом матери. В поэме образ матери ассоциируется с самым важным человеком поэта, помогающей найти себя в жизни. Она - первый помощник во всех делах. Мать лирического героя одна вырастила, воспитала и выучила сына в тяжелое послевоенное время. Она выступает в образе всех женщин страны вынесших на своих хрупких плечах все тяготы военного и послевоенного времени.

Повзрослев, он не желает огорчать друга. Как бы ни была тяжела душевная рана, он не раскрывает матери чувства неразделенной первой любви: Мать вздыхает: / - Ты болен? - / Эх, все рассказать бы! / Рассказать бы о ней, о болезни своей! / - Все пройдет - заживет, все забудем до свадьбы /И сквозь слезы слегка улыбаешься ей [4, c. 202].

М. Чебодаев один из первых хакасских поэтов, который пишет о безответной любви. Подруга лирического героя выступает в образе белого платья. С эти образом автор нас знакомит на выпускном вечере, и он преследует лирического героя на протяжении большого отрезка времени. Это время отражено в фазе утраты, описывающей безответность чувств. Герой замыкается, отступает, не предпринимает ни каких действий: Проклиная свой шаг, проклиная себя. / Ты уходишь... / Сюда тебе не возвратиться. / Но уходишь не просто, как прежде - любя! [4, c. 201]. Образ белого платья описывает потерю любви, покорность судьбе: Ну, всего тебе доброго! В солнечный день я / Оставляю тебя, в белом платье виденье [4, c. 204].

Итак, постоянное обращение к образу белого платья в поэме М. Чебодаева выражает несбывшуюся мечту героя.

В поэме наблюдаются прерывание, представленное поэтом в двух видах. Во-первых, при описании состояния первой любви. Возвращение к образу любимой. Он говорит о ней как о девушке: В белом платье виденье! Во-вторых, будучи московским студентом, вновь обращается к образу белого платья. Юношеские чувства не остыли. В белом платье виденье! / С отбой она рядом [4, c. 20З]. Но никаких шагов к сближению с возлюбленной со стороны героя не наблюдается. Таким образом, можно отметить, что прерывистый тип в поэме является главенствующим.

Последняя фаза в поэме М. Чебодаева «Всего хорошего» «акцентирует на новое жизненное качество» героя. Лирический герой возвращается в Хакасию и здесь начинается его качественно новое назначение: - Если здраво глядеть, наши дни хороши. / Мы шагаем уверенным шагом по жизни. / Все порывы души, все порывы души. / Как поэт завещал, посвятим мы Отчизне. / Здравствуй, наша пора возмужанья! Теперь / Мы к тебе подошли. /Мы стучим в твою дверь [4, с. 205].

Итак, основная отличительная черта прерывистого вида художественного времени, представленная автором в поэме «Всего хорошего», проявляется в постоянном возвращении к событиям детства, тесно связанные с образами матери, белого платья, неразделенной любви лирического героя. Прерывистость также усиливается путем обращения автора к читателю, например: Помнишь, бредил о море он в детстве когда-то? [4, с. 204], или Помнишь деда ли ты? [4, с. 196].

Одним из самых талантливых поэтов данного периода является М. Баинов. В начале 1960-ых годов выходит в свет его лиро-эпическая поэма «Путешествие во времени» [6]. Поэма представляет исторические события 1950-1960-ых годов время восстановления страны после военной разрухи. Новаторство поэмы состоит в изображении прошлого и настоящего времени.

Поэтом представлен широкий аспект видов художественного времени. В поэме выделяются замкнутый, современный и непрерывный виды художественного времен. Художественное время, описывающее современность становится новым видом в хакасской поэме, которое удалось на данном этапе представить только М. Баинову. Доминирующим элементом является «внешнее» время, описываемое «в хронологии событий» [1, с. 50].

В поэме «сюжетное время может убыстряться и замедляться. Убыстрение действия может быть также использовано как своего рода подытоживание [5, с. 215]. Время в художественном произведении - это не только и не столько календарные отсчеты, сколько соотнесенность событий. В литературе есть свой «принцип относительности». События в сюжете выстраиваются в сложный ряд, и благодаря этому читатель способен замечать время в художественном произведении, даже если о времени в нем ничего специально не говорится. Где нет событий - нет и времени [5, с. 213].

Эпичность поэм М. Баинова проявляется в стремлении отразить связь человека с историей, которая строится на реальных жизненных событиях. Сжатость времени помогает раскрыть основные положения истории. В поэмах эпического склада лирическое мироощущение героя, сочетается обеспокоенностью судьбой родины.

Все эти наблюдения подводят к выводу, что богатство идейного и философского содержания поэм М. Баинова органически связано с теми художественно-выразительными средствами, которые были найдены и применены им в процессе создания этих поэм. Мастерски пользуясь поэтическими средствами, М. Баинов в поэме «Путешествие во времени» сумел ярко воссоздать дух исторической эпохи, показать человека творцом новой жизни.

Фабульная организация поэмы М. Баинова, существенно отличаются от фаз, представленных Н. Доможаковым и М. Чебодаевым. Традиционно первой фазой выступает фаза обособления. В поэме М. Баинова «Путешествие во времени» первой фазой выступает фаза партнерства, в котором главное место занимает образ бабушки. Она выступает не только как мудрый человек, но и как помощник, помогающий преодолевать трудности, встретившиеся маленькому герою на пути. Именно бабушкой прививается любовь к героическим сказа-

Библиографический список

ниям хакасского народа, которые он с трепетом слушал долгими ночами. С годами все чаще он вспоминал наставления старцев, помогавшие ему преодолеть нелегкие годы в течение всей жизни. Они взрастили в нем любовь к устному народному творчеству своего народа, поэтому так часто он вкрапляет в свои произведения элементы фольклора. И то, что он стал поэтом, он считает это заслуга бабушки, которая знала и передала внуку обычаи, предания, поверья, традиции народа. Бабушка - это тот человек, который помог найти себя в жизни, помог найти свою тропу в творчестве как поэта лироэпического склада. Именно любовь близкого человека помогает лирическому герою не чувствовать себя полным сиротой, она помогает ему не разочароваться в жизни, в людях, любить жизнь, свою землю, родину. Фаза партнерства занимает достаточно продолжительное время в поэме.

Второй фазой выступает лиминальная фаза, тогда как у Н. Доможакова и М. Чебодаева это фаза партнерства. Лими-нальная фаза представлена весьма кратко и сухо, в которой описывает потерю близких людей. С войны не возвращается отец. Труженики тыла выполняли всю работу. От непосильного труда тяжело заболела мать лирического героя и после непродолжительной болезни она умирает. Была бы матушка живая - / Сегодня стала бы она, / Совсем как прежде, молодая, / Смущаясь, / выпила б вина... Мы б дверь оставили открытой... / Стряхнув с шинели пыль дорог, / Быть может, / наш отец убитый /Живым ступил бы на порог... [6, с. З1-З2]. Все тяготы послевоенных лет лирическому герою помогает пройти его бабушка.

Третьей фазой выступает фаза обособления. У вышеназванных поэтов это лиминальная фаза. М. Баиновым лими-нальная фаза представлена как поиск индивидуальной черты в творчестве. Талант поэта определяется его неповторимостью, уникальностью творческого наследия. Руде подобные, / томятся / Слова неясные в душе. / Порою - в странном сне приснятся / И рифмы требуют уже. / И я ищу исток упорно, / Откуда бьют слова ключом. / Я не всезнайка и затворник, / Скорей - бродяга-звездочет [6, с.З7]. Фаза обособления колоритно представляет его поиск в литературном творчестве.

Последняя четвертая фаза - фаза преображения. Из школьника он превращается в студента, а затем и поэта. Наблюдаем изменения не только в жизни лирического героя, но и всей страны. С преобразованиями в стране меняется и жизнь лирического героя, а значит, меняется жизнь всего населения. Именно последняя фаза уделяет большое внимание раскрытию современного вида художественного времени. Поэтом достоверно описана реальная действительность 1960-х годов ХХ века.

Таким образом, хакасские поэты придерживаются традиционной четырехфазной фабульной организации текста. Н. Доможаков и М. Чебодаев придерживаются общепринятой структуры фаз: обособления, партнерства, лиминальная и преображения. Фазы, представленные М. Баиновым имеют несколько иной строй, отличающий его от хакасских поэтов -партнерства, лиминальная, обособления и преображения.

В заключение отметим, что хакасская поэма периода 1950-1960-х годов отличается тем, что в ее композицию внедряются различные виды художественного времени, и при этом она выдерживает классическую структуру художественного произведения. Характерной чертой поэм М. Баинова 60-х годов является не стройность хронологической последовательности, и эта не стройность поэмы нисколько не ухудшает сюжет и структуру поэмы. Изменение фабульной организации поэмы «Путешествие во времени» М. Баинова можно определить как новаторство поэта при раскрытии видов художественного времени.

1. Мещерякова, М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История: Словарь. - изд.3-е. - М.: Айрис - Пресс, 2002.

2. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста. - изд. 2-е. - М.: Академия, 2008.

3. Доможаков, Н. «Ах Тигей» // Людям о человеке. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1960.

4. Чебодаев, М. «Всего хорошего» // Антология хакасской поэзии. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1961.

5. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - изд. 3-е, доп. - М.: «Наука», 1979.

6. Баинов, М. «Путешествие во времени» // Текущие реки. - М.: Современник, 1976.

Статья поступила в редакцию 03.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.