Научная статья на тему 'Художественное пространство в поэмах А. Твардовского «За далью даль» и М. Баинова «Путешествие во времени»'

Художественное пространство в поэмах А. Твардовского «За далью даль» и М. Баинова «Путешествие во времени» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1332
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭМА / ПРОСТРАНСТВО / СОПОСТАВЛЕНИЕ / ЗАМКНУТОЕ / ОТКРЫТОЕ / ЛОКУС / ОБРАЗ / ОКНО / ДОМ / ПОРОГ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФУНКЦИЯ / КУЛЬТУРА / POEM / SPACE / COMPARISON / CLOSED / OPEN / LOCUS / FIGURE / WINDOW / THRESHOLD / WORLD OUTLOOK / HOME / FUNCTION / CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чочиева А. С.

Целью данной статьи является анализ замкнутого и открытого пространственного отношения в поэмах. В сопоставительном плане рассматриваются типы, локусы и образы художественного пространства. Выявлены общие и индивидуальные черты в мировоззрении русского и хакасского народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC SPACE IN THE POEMS OF A. TVARDOVSKY «ZA DALYU DAL» AND M. BAINOV «PUTESHESTVIE VO VREMENI

The aim of this article is the analysis of open and closed space relations in the poems. The anthor considers types, locus and figures of artistic space in comparative plan. Common and individual features in world outlook of Russian and Khakas peoples are brought to light

Текст научной работы на тему «Художественное пространство в поэмах А. Твардовского «За далью даль» и М. Баинова «Путешествие во времени»»

требуют дополнительного, более тщательного исследования, так как их изучение позволит не только пролить свет на действующие принципы процесса понимания, но и поможет создателям мюзиклов избежать тех ошибок, которые влияют на качество художественного образа спектакля.

Bibliography

1. Tsunsky, I.V. Theatrical hermeneutics and the analysis of theatrical texts / / Social Sciences and the present. - 2000. - № З.

2. Nazarov, M.M. Mass Communication and Society. Introduction to the Theory and research DOC. - M.: Avanti Plus, 2003.

3. Levada, Y. Game structure in the systems of social action / / System study. - M.: Nauka, 1984.

4. Vygotsky, L.S. Psychology of Art. - Moscow: Art, 1986.

5. Bakhtin, M.M. Aesthetics of verbal creativity. - Moscow: Art, 1979.

6. Armond, F., Fields, L.M. From the Bowery to Broadway: Lew Fields and the Roots of American Theatre / F. Armond & L. Marc Fields. - New York-Oxford: Cambridge University Press, 199З.

7. Shklovsky, V.B. Art as technique. On the theory of prose. - M: Art, 198З.

8. Stanislavski, K.S. My life in art. - M: Art, 1972.

9. Mond, O.-L. The system of values as the foundation of social ideal of society in the musical and its identification of the viewing audience: Proceedings of the XIV International scientific-practical conference "The value system of modern society", Oct. 5. 2010. - Novosibirsk: TSRNS, 2010.

10. Wikipedia - The Free Encyclopedia [E / p]. - Electron. text, graph., Sv. data. / URL: http://ru.wikipedia.org/.

11. Rozik, E. The Language of the Theatre. - Great Britain, Glasgow: Harper Collins, 1992.

12. Mond, O.-L. The study of psychological characteristics of perception of the musical audience and its practical significance: Proceedings of the XVI International scientific conference "Psychology and Pedagogy: methods and problems of practical application, 20 November. 2010. - Novosibirsk: TSRNS, 2010.

13. Ricoeur P. Hermeneutics and social science [E / p] / URL: http://sprach-insel.com/index.php

14. Mond, O.-L. Are there differences in the perception of musical Catholics and Orthodox: to the question: Proceedings of the International Scientific Conference "The Church in the history and culture of Russia, 22-23 October. 2010 [Conf. Memory teachers. Tryphon of Vyatka (1546-1612)]. -Kirov (Vyatka), 2010.

15. Mond, O.-L. Prospects for the development of schools as a basic element of the musical system of additional vocational training singers. Continuing professional education: tradition and innovation: monograph / ed. prof. VV Cucumbers. - Krasnoyarsk: SibGTU, 2010.

16. Deer J., Del Vera R. Acting in Musical Theatre. A Comprehensive Course / J. Deer and R. Dal Vera / With a Foreword by L. Ahrens. - London; New York: Routledge, Naylor and Franch Group, 2008.

Article Submitted 14.12.10

1 В основу работы легли результаты анкетирования 208 московских и 218 нью-йоркских зрителей, посетивших постановки мюзиклов в 2010 году.

УДК 82-1 /-1

А. С. Чочиева, аспирант ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОЭМАХ А. ТВАРДОВСКОГО «ЗА ДАЛЬЮ ДАЛЬ» И М. БАИНОВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ»

Целью данной статьи является анализ замкнутого и открытого пространственного отношения в поэмах. В сопоставительном плане рассматриваются типы, локусы и образы художественного пространства. Выявлены общие и индивидуальные черты в мировоззрении русского и хакасского народов.

Ключевые слова: поэма, пространство, сопоставление, замкнутое, открытое, локус, образ, окно, дом, порог, мировоззрение, функция, культура.

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос художественного пространства в литературном произведении. Любое художественное произведение всегда содержит временную категорию. Особое место при рассмотрении данной проблемы занимают работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др. Еще М.М. Бахтиным намечены следующие типы художественного пространства: реальное / условное; сжатое / объемное; ограниченное / безграничное; замкнутое / разомкнутое. Он отмечает «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1, с. 122]. Другой исследователь Л.О. Чернейко подчеркивает, что «пространство воспринимаемо... Показать, изобразить пространство в художественном произведении можно, описав вещи, предметы, субстанцию» [2, с. 59].

Целью данной статьи является выявление сходства и общности мировоззрения русского и хакасского народов, через анализ замкнутого и открытого пространственного отношения в поэмах А.Твардовского «За далью даль» [3] (1950 -1960) и М. Баинова «Путешествие во времени» [4] (1964), созданных в ХХ веке, составляющих сердцевину национальной самобытности, оригинальности, неповторимости народов.

Как и всякая национальная литература, хакасская литература развивалась под воздействием русской, которая имела свои устоявшиеся традиции. М. Баинов вносит в поэму «Путешествие во времени» свою индивидуальность, своеобразие и неповторимость, опираясь на традиции, выработанные А. Твардовским.

Выявляя сходства и общности мировоззрения русского и хакасского народов в анализируемых поэмах, есть общее и частное. Каждый из разделов творческой деятельности А. Твардовского по-своему значителен и ценен, а их совокупность определяет оригинальность и неповторимость его таланта, занимающей значительное место в истории русской литературы. М. Баинов один из крупнейших поэтов хакасской литературы, оставивший о себе память как блестящий знаток хакасского устного народного творчества, которая представлена широкой символикой философских обобщений.

Наиболее интересен анализ художественного пространства в сопоставительном аспекте. Сопоставление поэм обосновано тем, что они объединены принадлежностью к жанру путешествия и общностью философской основы творчества поэтов.

Пространство художественного произведения рассмотрим при помощи закрытого и открытого типов художествен-

ного пространства, основных пространственных локусов и образов, выражающих пространственные отношения.

Замкнутое художественное пространство раскрывается в виде локуса. Под локусом в литературоведении традиционно понимается «тип замкнутого художественного пространства, в котором действуют единые временные, причинноследственные и прочие характеристики» [5, 585]. Весьма интересно представлено замкнутое художественное пространство в образе Дома. Дом - это граница, отделяющая и защищающая лирического героя от внешнего мира. Здесь находятся близкие по крови и духу люди, которых объединяет общность интересов и дел. Локусами Дома в поэмах выступают предметы, открывающие горизонт. На наш взгляд, яркими локусами при рассмотрении замкнутого пространства являются порог и окно. При рассмотрении локуса окна остановимся на анализе наиболее частотных и ярких оттенках пространства, к которым относятся мимолетность, собирательность и одиночество.

Находясь в дороге, лирический герой А. Твардовского нигде надолго не останавливается. Такое чувство можно испытать, когда войдя почти сразу же выходишь. В следующем примере мы наблюдаем оттенок мимолетного пространства: А там еще другая даль, / Что обернется далью новой. / А та, неведомая мне, /Еще с иной, большой, суровой, / Сомкнется и пройдет в окне... (с.278). Мимолетность, изображенная М. Баиновым, связана с полетом мысли в пространстве, где рождение стиха, сравнимо с мигом, озарением: Лишь буря мглой покроет, -/ Твой стих согреет сердце мне; / Придет смятение порою -/Он будет словно свет в окне (с.43).

В поэме «За далью даль» выразительно представлен оттенок собирательности, сгущения пространства. Собираются по поводу окончания строительства и открытия моста: Тот час уже в окне стучался / Не без торжественных затей: / Съезжались гости и начальство / Различных рангов и статей (с.339). Оттенок собирательности в «Путешествии во времени» приобретает несколько иную характеристику, оно представлено желанием бабушки лирического героя собрать в одном доме родных по крови ей людей. Вырастив внука, пожилая женщина надеется увидеть и подержать на руках правнука. Это обещание лирического героя бабушке передается в следующем примере: И ты споешь над колыбелью / Те песни, что певала мне. / И детский плачь сквозь вой метельный / Затеплится, / как луч в окне» (с.21). Окно сравнимо с лучами солнца, которые приносят тепло и свет всему живому на земле. А в данном примере звучит надежда и на возрождение рода, о котором так обеспокоена бабушка лирического героя.

В ходе сопоставления русской и хакасской поэм выяснилось, что оттенок одиночества у поэтов совпадает. Желание лирического героя А. Твардовского побыть одному, представляется как ограждение от внешнего мира гардинами. Этот пример у поэта связан со смертью: Сломилась ночь, в окне синея / Из - под задернутых гардин. / И он один остался с нею, / Один - / Со смертью - на один... (с.368). Болезненное состояние лирического героя М. Баинова, требующее тишины и желания остаться одному, показано как: Зеленый поезд санитарный. / На окнах шторки. / Тишина - / Как мерный звук струны гитарной... / Туман черемухи... / Весна... (с.29). Лирический герой ограждается от чужих глаз, закрыв окна шторами.

В поэмах локус окна осуществляет различные функции пространства, но все представленное связано с периодом ожидания лучшего. Общими чертами в творчестве А. Твардовского и М. Баинова является раскрытие окна как мимолетность и сгущение пространства. Особо хотелось бы отметить, что у А. Твардовского локус окна символизирует выход в пространство, оно связано с простором лирического героя: Бежал, размеченный столбами, / как бы кружась в окне, простор. / И расстоянье между нами /Росло на запад и восток... (с.320).

Таким образом, локус окна М. Баиновым не так ярко представлено как у А. Твардовского. Вероятно, оно связано с тем, что поэт все-таки, обращаясь к быту народа, представлял юрту, традиционное жилище хакасов, бытовавшее вплоть до начала ХХ века, которое не имело окон. Окно олицетворяет веру в будущее, лучшее в жизни, которую так желают авторы своим героям.

Порог. Следующим выразительным локусом закрытого пространства является порог, переступив который, лирический герой переходит в открытое художественное пространство. Имеет смысл, как и в случае с локусом окна, перечислить оттенки локуса порога: граница между людьми, переход из одного пространства в другое и место рождения лирического героя.

Весьма самобытно представлен порог, являющийся и границей, и в то же время связующим звеном между домом и пространством, так, например, порог является границей между мирами, между людьми. В поэме «За далью даль» лирический герой А. Твардовского на одной из остановок встречается с другом детства: - Старик!- / Взаимной давней клички / Пустое, в сущности, словцо / Явилось вдруг по той привычке, / А я смотрю ему в лицо: /Все то же в нем, что прежде было, /Но седина, усталость глаз, / Зубов казенных блеск унылый - / Словцо-то ныне в самый раз, /Ровесник друг. А я-то что же? / Хоть не ступал за тот порог, / И я, конечно, не моложе, / Одно, что зубы уберег. / -Старик (с.319). Оттенок, представляющий границу между пространствами имеет некоторые отличия. Твардовский показал границу между людьми, а Баи-нов - границу между юностью и взрослой жизнью. С отчего, родного порога лирический герой М. Баинова вступает в иную, взрослую жизнь. Хоть и придется ему нелегко, его не покидает чувство надежды на лучшее. Переход через порог равнозначно переходу в другую, взрослую жизнь, периода выбора будущего в жизни героя. Жизнь, где будет достаточно и радостных, и грустных минут: В кармане - / Аттестат хрустящий / Да фотография отца. / Для взрослой жизни настоящей / Не так уж мало! / От крыльца / В грядущее / мой путь суровый / И мой нелегкий к песне путь...(с.35). Здесь крыльцо тесно связано с порогом.

В следующем примере попутчик лирического героя переходит в другое пространство: И пусть с тобой он даже спички / Не разделил за этот срок, / Но вот уже свои вещички / Он выдвигает за порог. / Вот сел у двери отрешенно - / Уже на убыль стук колес,- / Вот встал и вышел из вагона, / И жизни часть твоей унес... (с.332).

В данных примерах порог предстает как движение из одного пространства в другое, но ее функция неоднородна, порог в поэме «За далью даль» А. Твардовского означает и остановку, конечный результат: И только в полдень, в лад со сроком, / что был назначен неспроста, / Как над невидимым порогом, /Вода забилась у моста (с. 346).

В поэме «Путешествие во времени» М. Баинова функция порога, представляет малую родину, место рождения: Уносит зимние дороги / На реках тронувшийся лед. / Летит апрель золоторогий, / И первенец - ручей поет. / И я представил . /

Мою старушку - бабку. / Утро, / В сосульках полог и порог / Старинной юрты закопченной, / В морщинах доброе лицо. / В глазах, весною ослепленных, / Улыбка с мудрой хитрецой, -/ Видать, привиделся на льдинах / Ей детский след моих конь-ков!...(с.19). Порог дома, где родился лирический герой, ждет его бабушка - единственный родной и любимый человека героя. В этом примере для лирического героя порог - это граница между прошлым и будущим. Он олицетворяет спокойное и беззаботное прошлое - детство героя и одновременно будущее - тревожность, ожидание выбора жизненного пути, неизвестности. Такие чувства переживает каждый человек, когда выходит из дома в дорогу.

Итак, данные примеры служат границей, этапом между отрезками жизненного пути лирического героя. Во всех слу-

чаях порог обозначает тяжелую долю, выпавшую лирическому герою, связанную со временем ожидания и неизвестности. Общие черты порога в поэмах выявляются в переходе из одного пространства в другое.

Если в творчестве А. Твардовского порог указывает на разницу между людьми и несет функцию разделения, то у М. Баинова описывается место рождения и родина героя. Таким образом, во всех представленных примерах существует определенная художественная задача, которая решается с помощью указания на порог. Порог несет собой переживание лирического героя, принятие важных решений. С ним связаны приметы хакасского народа, которые несут определенные запреты, например «не здороваться через порог, не запинаться, не хлопать дверью, не открывать ее ногой, не сидеть и не стоять на пороге» [6, с. 53]. В поэмах М. Баинова данный ло-кус представлен весьма ярко, и в его раскрытии показана большая роль порога в мировоззрении народа. Представленные примеры локусов окна и порога как бы трудно не было героям поэм, олицетворяют любовь, уважение, понимание и взаимоподдержку. Все эти образы «достигают высот символа, становятся организующими центрами, определяя широту и масштабность, социальную значимость поставленных в этих произведениях проблем» [7, с. 15]. Образ Дома характеризует доброе отношение среди людей, теплую обстановку, понимание и доброжелательность обитателей этого жилища. Этот образ олицетворяет благополучные времена для героев.

Кроме замкнутого художественного пространства ярко и полно представлено открытое художественное пространство. Данное пространство рассматривает большой отрезок пространства, который предстоит пройти герою. Для лирического произведения особенно характерна безграничность пространства. Представленный тип пространства охватывает названные поэмы, где ни лирический герой, ни читатель не замечают реальных границ, свободно перемещаясь в пространстве. Ее характеристика полно отражается лирическим героем, где бы он ни находился и место действия находится в постоянном изменении.

В поэмах подразумевают действительно существующие, не воображаемые поэтами местности. «Писатель отражает в создаваемом им произведении реальные пространственновременные связи, выстраивая параллельно реальному ряду свой, перцептуальный, творит и новое - концептуальное пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи» [8, с. 147]. Читатель догадывается, а иногда даже знает где «происходят действительные события в действительном географическом пространстве с реальными городами и селами» [9, с. 338]. Один из актуальных признаков художественного пространства - это географическое пространство, которое наблюдается в поэмах «За далью даль» А. Твардовского и «Путешествие во времени» М. Баинова.

Рассмотрим ряд отрытого пространства у А. Твардовского: город - купе вагона - перрон - город. События поэм - это «главным образом перемещения в пространстве., охватывающие огромные географические пространства. Жизнь -это проявление себя в пространстве» [10, с. 344]. Лирическим героем А. Твардовского пространство преодолевается на поезде, которое характеризуется быстрой сменой мест действия. Город подразумевает Москву: Тот край, тот мир иной - до срока / Он не вступал еще в права. / И от Москвы, как ни далеко, / то все еще была Москва (с.336).

Во время путешествия долгое время лирический герой проводит в купе вагона, где попутчики становятся друзьями: Еще сквозь сон на верхней полке / Расслышал я под стук колес, / Как слово первое о Волге / Негромко кто-то произнес. / Встаю - вагон с рассвета в сборе, / Теснясь у каждого окна, / Уже толпится в коридоре, -/ Уже вблизи была она (с.287).

Останавливаясь на станциях, лирический герой выходит на перрон, где идет своя жизнь: Я вышел в людный шум пер-

ронный, / В минутный вторгнулся поток / Газетой запастись районной, / Весенней клюквы взять кулек (с. 318).

Как бы долго не продолжалось путешествие, лирический герой возвращается к концу путешествия: Конца пути мы вместе ждали, / Но прохлаждаться недосуг. / Итак, прощай. / До новой дали. / До скорой встречи, / Старый друг! (с.378).

Таким образом, художественное пространство А. Твардовского для читателя достаточно узнаваемо и точно. Лирический герой вместе с читателем находится в непосредственном движении, которому характерна мимолетность. За окном пробегает березовая роща, бескрайняя степь, «стожок, подщипанный сенца» - все это приводит к мысли о родине поэта. Если у А. Твардовского - это путешествие на поезде, то у М. Баино-ва, скорее всего, это взгляд с птичьего полета, где происходит быстрая смена мест действия, как и в поэме А. Твардовского.

Проанализируем пространственную характеристику «Путешествия во времени» М. Баинова представленную следующим рядом: село - перрон - село - город.

Художественное пространство в поэме «Путешествие во времени» характеризуется местностями, встречающимся на пути лирическому герою, они представлены селом, где проходит детство и юность героя: Бредет, / как вол неспешный, / Лето, / Подсолнух, / голову склоняя, / На травы сыплет желтым цветом...(с.32) Ярко представлено село, где родился лирический герой, но оно нигде не называется в отличие от лирического героя А. Твардовского.

Описание проводов на войну мужчин на перроне, не заметно для читателя, происходит смена сюжетного ряда: Но вот сильнее закричали / Старухи./ Пыль из-под колес / Взлетела./ И теперь отец мой / Дороге весь принадлежит, / Да страху в материнском сердце, / Да горизонту, / что закрыт / Угрюмой грозовою тучей, / Подобно штормовой волне. (с.29).

После окончания учебы герой возвращается в родные места: На енисейский берег снова / Вернулся полон новостей. / И вновь твержу привета слово: / - Живи и здравствуй, / Енисей! (с.41). Пространство, представленное М. Баиновым, содержит испытания, которые пришлось пройти герою вне отчего дома, на чужбине: Покой короткий и желанный / Под лязг колес, /Под шорох шин (с.36).

Как бы ни было дорого родное село, лирический герой отправляется учиться в город Абакан. Стихи М. Баинова печатали с 1956г. в местной газете «Хызыл аал» и в альманахе «Ах тасхыл». После окончания школы поэт учится в Москве Литературном институте им. М. Горького: Россия! /Кланяюсь тебе я, / Твоим полям / и городам. / Цветы любви, / лицом светлея, /Кладу к березовым корням (с.38).

Итак, отталкиваясь от конкретного жизненного факта, повествуется судьба лирического героя А. Твардовского и М. Баинова, тесно переплетенная с самой жизнью поэтов. Это время активных действий и событий, которыми богата жизнь лирического героя, время работы над собой, поиска места в жизни. Как правило, оно насыщенно судьбоносными событиями. В художественном пространстве запечатлен образ страны, государства, а М. Баиновым создано пространство Хакасии, но есть и выход на страну. Поэты уделяют много внимания городу, но образ деревни преобладает на всем протяжении пути лирического героя и читателя.

Авторами интенсивно и динамично, незаметно ни для читателя, ни для лирического героя, меняется обстановка в жизни героя. В результате пространство может сжиматься, уменьшаться, увеличиваться, но на качество или идейное содержание поэм не влияет.

Таким образом, в статье проанализированы лишь немногие приемы выражения художественного пространства. Распространенными типами в поэмах являются замкнутое и открытое художественные пространства, которые даны в сопоставлении русской и хакасской поэм, весьма самобытно представленными А. Твардовским и М. Баиновым. Каждый тип

художественного пространства характеризуется различными локусами и образами, которые могут иметь общие черты в представлении народа, и носить строго индивидуальный характер. Анализируя закрытое художественное пространство, нами выделен образ Дома, локусы которого выполняют раз-

личную функцию при изображении поставленной задачи. Рассмотренные поэмы А. Твардовского «За далью даль» и М. Баинова «Путешествие во времени» раскрывают уникальную историю и культуру народа.

Bibliography

1. Bakhtin, M.M. Literary-critical essays / Comp. S. Bocharov and V. Kozhinov / M.M. Bakhtin. - M.: Hood. lit. ", 1986.

2. Cherneiko, L.O. Ways of representing space and time in a literary text / Philology. - 1994. - № 2.

3. Twardowski, A.T. Selected works. In 3t. T.2. Poems / Comp. and preparatory. Text M. Twardowski, annotated. A. Turkova. - M., "Hood. lit. ", 1990.

4. Bainov, M.R. Current River / M.R. Bainov. Poems. Trans. Khakas with Medvedev. - M., "Contemporary, 1976.

5. Russian literature of the twentieth century: schools, trends, methods of creative work / V.N. Alfonso, V.E. Vasiliev, A.A. Kobrin et al, Ed. SI

Thymine. - St.: Izdatel'stvo «Logos»; M.: Vyssh. shk., 2002.

6. Anzhiganova, L.V. Traditional world of Khakassia. Experience in reconstruction / L.V. Anzhiganova. - Abakan: Department IzdAT. Worker Tee Khripkov and ABM "Rosa", 1997.

7. Kireeva, L.R. Structural features of the modern Bashkir poem. SUMMARY ... Candidate of Philology-logical sciences. - Ufa, 2004.

8. Nikolina, N.A. Philological analysis of the text: text. allowance for students. Higher. Ped. Textbook. institutions / N.A. Nikolina. - 2 ed., Corr. and

add. - Moscow: Publishing House Academia, 2007.

9. Likhachev, D.S. The Poetics of Old Russian literature / D.S. Likhachev. - Ed. Third, ext. - M.: Nauka, 1979.

10. Likhachev, D.S. The Poetics of Old Russian literature / D.S. Likhachev. - Ed. Third, ext. - M.: Nauka, 1979.

Article Submitted 14.12.10

УДК 809.1-321.6

И.Ю. Калганникова, соискательМГПУ, г. Москва, E-mail: kalgannikova@yandex.ru

«МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И ЛИТЕРАТУРОЙ»: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ПОЭТИКИ РОМАНИЗОВАННОЙ БИОГРАФИИ «ЖУКОВСКИЙ» Б.К. ЗАЙЦЕВА

В центре внимания автора статьи - особенности жанровой поэтики беллетризованной биографии Б.К. Зайцева «Жуковский». Специфика жанрового мышления Зайцева-биографа обусловлена доминирующим в литературе неореализма процессом художественного синтеза. Им обусловлено появление в рамках романизованной биографии «Жуковский» композиционно-стилистических элементов жанров, входящих в состав так называемой малой документальной прозы. Так, включение художественных элементов дневника или эпистолярного жанра не только психологически нюансирует документальное повествование, но и способствует реализации основной сюжетной коллизии биографии, в центре которой - развитие «сердечной» темы, духовной драмы Жуковского.

Ключевые слова: дневник, эпистолярный жанр, историческая реконструкция, документализм, художественность, амбивалентность, исповедальность, биографическое время.

Единство жанрового мышления Зайцева-биографа складывалось под влиянием современных ему художественных процессов. Несомненно, доминантным среди них был процесс «художественного синтеза», в рамках которого беллетризо-ванная биография «Жуковский» может быть рассмотрена как динамическая система, синтезирующая черты разных локальных жанров с близкой документальной основой.

В частности, в рамках биографии можно дифференцировать структурные элементы таких жанров малой документальной прозы, как дневник и письмо. Основанием для их взаимодействия становится мемуарное начало, историческая память, или, по словам А.М. Любомудрова, «молитвенное памятование» [1, с. 84]. Необходимо признать, что Зайцев, используя художественные ресурсы перечисленных жанров, разрешает самые разные творческие задачи. Но ведущей, безусловно, является задача исторической реконструкции, поиска документальных свидетельств эпохи, воссоздание ее культурной атмосферы.

По выражению Л.Я. Гинзбург, дневник - «пограничный» [2], документальный жанр, занимающий срединное положение между жизнью и литературой. Он характеризуется установкой на подлинность, а также мерой и способом эстетической организации материала. В силу первой особенности дневник становится документом самопознания личности, ведущей его. Эстетическое начало, присутствуя в дневнике с большей или меньшей степенью осознанности, обнаруживается в ориентации на определенный тип культуры, то есть на тип эстетического сознания, на художественные нормы и каноны и даже на тип речевого этикета. Однако главным факто-

ром, формирующим эстетическое качество дневника, является тип личности, который складывается в сознании данной эпохи и уже входит в литературу.

Дневник начала XIX века, как отмечает А.И. Тургенев, -«зеркало души». Он отразил тот этап духовного развития общества, когда личность впервые начала «рассматривать» самое себя. «Обратить глаза на самого себя», «разобрать свой собственный характер», «истолковать самого себя» - типичные высказывания из дневника молодого В.А. Жуковского. «Знакомясь» с собой, личность с удивлением обнаруживает неоднозначность и противоречивость своего внутреннего мира. Эта противоречивость в дневнике Жуковского 1804 г. не без некоторой наивности будет выражена в форме воображаемого диалога между А и Б, где А - лицо исповедующееся, автор дневника, а Б - некий взгляд со стороны, лицо поучающее и наставляющее. Как справедливо заметил А.С. Янушкевич, «Традицию этой формы можно обнаружить в диалогах Цицерона, особенно в его «Тускуламских беседах», которыми Жуковский увлекался в это время. Цицероновский принцип проверки того или иного положения нравственной философии в восприятии слушателя получает у Жуковского свое конкретное преломление. Диалог А и Б - обнажение приема ежедневного самоконтроля [3, с. 34]. Это еще не то развитое рефлектирующее сознание, которое отразится в дневниках 30-х гг. Но уже наметившаяся, постепенно усиливающаяся раздвоенность станет характерной чертой мироощущения людей первых десятилетий XIX века. «Точно во мне два человека: один - высокий, чистый, другой - мелочный, слабый», - признается Жуковский (2 декабря 1817 года) [4, с. 61]. Открытие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.