Научная статья на тему 'Влияние традиционного японского жилища на аспекты градостроительного подхода'

Влияние традиционного японского жилища на аспекты градостроительного подхода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЯПОНСКИЕ ЖИЛИЩА / КАНОН-КУЛЬТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / TRADITIONAL JAPANESE HOUSES / CANON-CULTURE / CITY PLANNING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидоров В. А.

Показаны актуальные варианты традиционного жилища со специфичными каноническими особенностями, выражающими японскую канон-культуру и определяющими аспекты градостроительного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE TRADITIONAL JAPANESE DWELLING TO ASPECTS OF CITY PLANNING APPROACH

Looking actual unities of the traditional houses with specific canon peculiarities, saying about local canon-culture and determining aspects of city planning.

Текст научной работы на тему «Влияние традиционного японского жилища на аспекты градостроительного подхода»

Раздел 1 ФИЛОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ведущие эксперты раздела:

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ЛУКАШЕВИЧ - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой языка массовых коммуникаций и редактирования Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА ШАСТИНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 728.1 (520)

В.А. Сидоров, канд. арх., проф. АГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ЯПОНСКОГО ЖИЛИЩА НА АСПЕКТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

Показаны актуальные варианты традиционного жилища со специфичными каноническими особенностями, выражающими японскую канон-культуру и определяющими аспекты градостроительного подхода.

Ключевые слова: традиционные японские жилища, канон-культура, градостроительство.

Использование типов традиционного жилища в нижнем городе, на примере Токио, происходит на участках, где еще существует образное, стилевое, ландшафтное и композиционное состояние высокого архитектурного уровня как гармоничного традиционного ансамбля.

Показатели этого уровня отражают наличие структурных канонических модульных элементов и определенных социальных, функционально-пространственных и других аспектов, при которых сами жители предпочли бы формирование зон жилища с ощущением полноценности архитектурной среды -в районах нижнего города Токио.

Определение мест расположения зон традиционных жилищных ансамблей в нижнем городе Токио производилось на выборочной основе с учетом мнений экспертов, интересов муниципалитетов, жителей и заинтересованных компаний. Стихийно они складывались в ряде жилых зон: Токивадай, Ден эн Чёфу, Сейджио, Хикаригаока, Янака, Хиро-Азабу, Цукишима и других.

Основные особенности традиционных жилищных ансамблей, как и других выдающихся произведений японской архитектуры:

- отсутствие симметрии, наличие нескольких или системы основных и второстепенных осей;

- климатическая и рельефная обусловленность;

- выявление малых частей, деталей, форм, соразмерных масштабу человека, и создание еще более мелкого масштаба -миниатюризация;

- показ фактуры обработанных поверхностей натуральных камня, черепицы, древесины, ткани, бумаги;

- создание мини-композиций знаменитых природных образных видов.

Поиск зон и подхода к обновлению депрессирующей ситуации нижнего города, по мнению японских архитекторов, важно на перспективу, поскольку

традиционное жилище по экономической и эстетической оценке остается и будет самым востребованным. Самым большим спросом по прогнозам будет пользоваться перестройка жилья в городах [1]. Масштабы жилищного строительства с сопутствующими отраслями в 1998 году оценивались в более чем 400 млрд. долларов.

В традиционной жилой застройке по природно-климатическим, социальным, архитектурным, градостроительным, экологическим аспектам, отмечаются сохраняемые и ставшие каноническими особенности:

- мини-дворики растительные, песчаные, водные в домах;

- озелененные проходы;

- общие малые сады (pocket garden);

- мини-дворики с озеленением на крышах домов;

- миниатюризация природы - бонсай, подражание картинам укиё-э;

- отражение сезонов различными раздвижными перегородками;

- использование рельефа для сада и дома, образность Фудзиямы;

- природные материалы и колорит;

- социализация окружения, масштабность человеку;

- духовно-культурное историческое наполнение;

- наложение и смешение функций, соседское примирение и уважение;

- глубокая древность, чистота форм, простота и свобода в жилище.

Даже при высокой плотности, эти важнейшие качества гибкости жизнедеятельности и формирования свободного пространства воплощаются на участке и в доме, при ограниченном внешнем виде. По той же причине высокой плотности отсутствует регулирование расстояний между зданиями по визуальной изоляции. Нормы регулирования принятые только

в 1968 году по некоторым показателям: баланс застройки, ширина улиц, инсоляция пока не совершенны, поскольку приводят к «срезанию» экранов, мини-двориков, частей фасадов.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование типов традиционного жилища в плотной застройке, а так же гибких норм регулирования при обновлении традиционного жилища, которые обеспечивали бы неизменность его внешнего вида и структуры блоков застройки при восстановительном или новом строительстве.

Указанные канонические модульные элементы сделали пространственное устройство независящим от даты строительства и внешних формальных признаков за счет постоянных перестроений. Это вызвало переход от преимущественно реалистического к абстрактно каноническому основанию формирования типологии. Благодаря выявленным основам показан устойчивый образ жизни - источник канонических элементов. Это стало основанием для того, чтобы включить в типологию показатели жизнедеятельности, предпочитаемого образа, стиля, изменения дома, характера взаимодействия в семье.

Ценными будут являться научные данные о структуре построения архитектурных объектов на примере традиционных типов жилищ, имеющих канонические элементы, и по предложенным образным, социальным и другим вариантам. Выявлено свойство универсальности модульных канонических элементов, поэтому закономерно их использование для множества архитектурных объектов. На примере японского традиционно канонического жилища это татами, ниши то-конома, осиирэ, перегородки фусума, сёдзи, веранда энгава, каркас, кратный татами и другие, что позволяет жилищу становиться храмами, залами выставок и собраний, офисами, мелкими производственными зданиями, это же обеспечивает бесконечную смену их преобразований, продлевая их полезное существование. Универсальность канонических элементов, форм и объемов способствовала глубокому влиянию на развитие современной архитектуры жилища в Европе и мире [21.

Предполагая, что стремление к индивидуальности сохраняется в перспективе, как важнейшая основа, градостроительный подход японские архитекторы формируют от ведущего значения типов жилища (рисунок 1).

Отсюда определяющее направление перспективных проектных разработок с участием населения - проектирование квартир (жилых ячеек) и традиционного жилища. Это главное направление быстро изменяется, совершенствуется, осовременивается. Происходит новое утверждение традиций, их места и роли в современной жизни (рисунок 2). Повторяя прототипы сёин, тясицу, минка современные жилища канонического типа уже строятся из новейших материалов - стали, бетона, стекла, а не как раньше из дерева и бумаги. Предпочтение большинством семей традиционного жилища и обладание им до половины семей из 42,3 млн большого Токио показывает тенденцию и масштаб потребности сохранения и влияния традиционного жилища.

К этому добавляются жилища многоэтажных домов из бетона и стали, которые по внешнему виду далеки от традиционного образа, но имеют квартиры с каноническими элементами. Практика строительства жилых многоэтажных домов и микрорайонов не велика, исключения составляют в Токио: районы Тама нью таун, Хикаригаока, Томия, Водный фронт [3]. Но даже в многоэтажном жилище японцы используют канонические основы и элементы традиционного жилища. Традиционное жилище успешно применяется в отдельных градостроительных разработках, экспериментальных комплексах и жилых группах. Принципы взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание мини-садов в жилище и общих мини-двориков для релаксации и любования красотой природы, свойственные традиционному жилищу, найдут свое место при неординарных градостроительных решениях.

Аспекты определяющие градостроительный подход

Функциональный аспект учитывается на основе функционального зонирования с уётом образа жизни (типов жизнедеятельности), процесс проектирования максимально приближен к потребностям семей

Планировоочный и пространственный аспект соответственно функциональным схемам точно отвечает жизнедеятельности, формам взаимодействия. Достижение максимальной гибкости новых вариантов жилища

Социальный аспект учитывает образные и социальные особенности вне зависимости от числа комнат, количества площади и т_д. В новых типах с развитием и трансформациями

Психологический оспект учитывается формированием лучшего комфорта проживания, создания условий адекватных специфике домашнего поведения семей

Юшмй фосад рфіиммиии с«мвйспо lo«k«6« МУН*

Рис. 1. Современное выражение традиционного японского жилища от сёин до перспективного проектирования и градостроительные аспект

I этаж 103.20м 2 этаж 69.97м' 3 этаж 173.17м

Рис. 2. Проекты фирмы Misawa, построенный дом фирмы Sekyu home

Библиографический список

1. Кавато, А. Японская экономика: прошлое, настоящее, будущее // Япония сегодня. - 2006. - № 2.

2. Taut, В. Nippon - Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. - Tokyo, 1961. - T. 4.

es -тем гit шш. Г21цней>#г itfrñ. : mmmtziüLj

Статья поступила в редакцию 03.01.10 УДК 82-1 /-1

А.С. Чочиева, аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: chochieva-1977@ mail.ru РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.

В работе описаны виды художественного времени в хакасской поэме. В ходе анализа выделены хроникально-бытовой, прерывистый и настоящий виды, не освоенные поэтами предыдущего периода. Наряду с традиционной структурой поэмы, выявлена индивидуальная черта в построении художественного текста в лице М. Баинова. Поэма проанализирована в четырехфазной модели фабульной организации текста: обособления, партнерства, лиминальной и преображения.

Ключевые слова: поэма, вид, художественное время, фазы, обособления, партнерства, лиминальная, преображения.

Хакасская поэма 1950-60-х годов отличается от поэм предыдущего периода еще и тем, что поэтами активно и эффективно используются различные средства художественной выразительности. Одно из них художественное время. Согласно исследованиям М. М. Бахтина, отметим о наличии множества видов художественного времени. Исследовав и проанализировав их, М. Мещерякова выводит следующий строй: соотнесенное с историческим / не соотнесенное с историческим, мифологическое / утопическое / историческое, «внешнее» / «внутреннее», «замкнутое» / «бесконечное», прерывистое / непрерывное, «чистое» настоящее / соотнесенное с прошлым и будущим [1, с. 50].

Раскрытие видов художественного времени в хакасской поэме изобразим через раскрытие фаз, представленных исследователем В.И. Тюпой. Он считает, что «можно выявить некую общую четырехфазную модель фабульной организации текста», где выделяет следующие фазы - «фаза обособления уход «в себя», томление, разочарование, ожесточение, предполагающей разрыв или существенное ослабление прежних связей. Вторая фаза - партнерства «установление новых межсубьектных связей, в частности обретение героем «помощников» и / или «вредителей». Третья - лиминальная фаза «утрата близкого существа или зрелище чужой смерти», четвертая фаза - преображения «символическое «новое рождение» сопровождается возвращением героя к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей» [2, с. 39-40]. Подобные фазы выявлены в хакасской поэме.

Целью данной статьи является рассмотрение структуры хакасской поэмы в разнообразии видов художественного времени. Хакасская поэма 1950-1960-х гг. представлена творчеством Н. Доможакова «Ах Тигей» (1940-1958), М. Чебодаева «Всего хорошего» (1958) и М. Баинова «Путешествие во времени» (1964).

В хакасской литературе 1950-60-х гг. совершенствуется жанр поэмы. На данном этапе количество поэм ограниченно, но художники поэтического слова улучшили качественное содержание поэм. Мастерство поэтов улучшается в результате сотрудничества с русскими поэтами. Н. Доможаков продолжает развивать традиции, сформированные поэтами старшего поколения. Новую волну в хакасскую литературу вносят молодые поэты М. Чебодаев и М. Баинов, выпускники Литературного института им. М. Горького.

Первой поэмой 1950-60-ых годов является драматическая поэма Н. Доможакова «Ах Тигей» [3], раскрывающаяся через хроникально - бытовой вид художественного времени. Хроникально-бытовой, бесконечный вид представлен «как фрагмент определенной исторической эпохи» [1, с. 50]. Данный вид художественного времени поэтом стал разрабатываться еще в поэмах периода Великой Отечественной войны «Галина» и «Тыттыг таг». В поэмах 1940-х годов Н. Доможа-ковым основная тема раскрывается в течение одного дня, а в

поэме «Ах Тигей» представлено историческое событие, вмещающее большой отрезок времени. В поэме «Ах Тигей» Н. Доможаков описывает события XVIII века, произошедшие на хакасской земле. Основная тема поэмы - событие значимое для всех, процесс присоединения Хакасии к России. Красочно, образно и эмоционально показаны все четыре фазы структуры художественного произведения.

Фаза обособления начинается с описания позиций отца и сына, становящихся на разные пути. Поэтом показывается бедное население, пастухи, не желающие оставлять свою землю. Богатые слои уходят с родной земли, а своих подчиненных угоняют силой. Образ героя Солбанаха изображается как заступник своего народа. Во всей этой ситуации Солбанах в первую очередь желает остаться на родной земле со своим народом и возлюбленной Кун Сузы. Он уверен в том, что можно дружно и спокойно жить с соседними племенами и народами. Юноша выступает против войн и распрей, от которых устали все. Он разочаровывается в отце, который не придерживается заповедей, испокон веков существовавших в народе, любит лесть и подобострастие, что не свойственно их роду. Солбанах с детства соблюдает, придерживается и чтит обычаи и традиции хакасского народа. Так, например, он с большим почитанием относится к старшему поколению: Старших уважай, а молодых не обижай. И ему не понятно неуважительное отношение отца к старику Поролу: Мучает старых тот, кто потерял рассудок, валит стариков тот, кто лишился рассудка [3, с. 40] (подстрочный перевод наш -Ч.А.). Хакаса с раннего детства приучали уважать человека, не взирая на его возраст.

Итак, завязка поэмы связана с первой фазой «фабульную задачу данной фаза способна решить...достаточно подробная характеристика персонажа, выделяющая его из общей картины мира» [2, с. 39]. Главный герой отличается от окружения отца, тем, что он человек, думающий и способный анализировать сложившуюся ситуацию, чем и вызывает симпатию.

Для решения нелегкой задачи, стоящей перед народом и правителем, автор переходит к описанию второй фазы, фазы партнерства, где и происходит развитие действия поэмы.

Здесь Солбанах обретает «помощников» и «вредителей». «Помощниками» выступают мать и ссыльный русский солдат Богданов. Встреча Солбанаха с Богдановым происходит в весьма сложных обстоятельствах. Ссыльный, сбежав от охраны, находит поддержку и помощь в хакасском аале. Усталого и измученного Богданова Солбанах с матерью Ызырга накормили, напоили, дали с собой еды (тулупха сух пирерге). Автор в течение всей поэмы показывает гостеприимство хакасского народа. У хакасов полагается накормить, напоить каждого кто, вошел в дом, юрту. После того, как путник насытился только, тогда можно было задавать вопросы, расспрашивать его. А когда он покидал дом, обязательно давали что-нибудь с собой поесть: Сладких коржиков немного / поло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.