Раздел 1 ФИЛОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Ведущие эксперты раздела:
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ЛУКАШЕВИЧ - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой языка массовых коммуникаций и редактирования Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА ШАСТИНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
УДК 728.1 (520)
В.А. Сидоров, канд. арх., проф. АГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ЯПОНСКОГО ЖИЛИЩА НА АСПЕКТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА
Показаны актуальные варианты традиционного жилища со специфичными каноническими особенностями, выражающими японскую канон-культуру и определяющими аспекты градостроительного подхода.
Ключевые слова: традиционные японские жилища, канон-культура, градостроительство.
Использование типов традиционного жилища в нижнем городе, на примере Токио, происходит на участках, где еще существует образное, стилевое, ландшафтное и композиционное состояние высокого архитектурного уровня как гармоничного традиционного ансамбля.
Показатели этого уровня отражают наличие структурных канонических модульных элементов и определенных социальных, функционально-пространственных и других аспектов, при которых сами жители предпочли бы формирование зон жилища с ощущением полноценности архитектурной среды -в районах нижнего города Токио.
Определение мест расположения зон традиционных жилищных ансамблей в нижнем городе Токио производилось на выборочной основе с учетом мнений экспертов, интересов муниципалитетов, жителей и заинтересованных компаний. Стихийно они складывались в ряде жилых зон: Токивадай, Ден эн Чёфу, Сейджио, Хикаригаока, Янака, Хиро-Азабу, Цукишима и других.
Основные особенности традиционных жилищных ансамблей, как и других выдающихся произведений японской архитектуры:
- отсутствие симметрии, наличие нескольких или системы основных и второстепенных осей;
- климатическая и рельефная обусловленность;
- выявление малых частей, деталей, форм, соразмерных масштабу человека, и создание еще более мелкого масштаба -миниатюризация;
- показ фактуры обработанных поверхностей натуральных камня, черепицы, древесины, ткани, бумаги;
- создание мини-композиций знаменитых природных образных видов.
Поиск зон и подхода к обновлению депрессирующей ситуации нижнего города, по мнению японских архитекторов, важно на перспективу, поскольку
традиционное жилище по экономической и эстетической оценке остается и будет самым востребованным. Самым большим спросом по прогнозам будет пользоваться перестройка жилья в городах [1]. Масштабы жилищного строительства с сопутствующими отраслями в 1998 году оценивались в более чем 400 млрд. долларов.
В традиционной жилой застройке по природно-климатическим, социальным, архитектурным, градостроительным, экологическим аспектам, отмечаются сохраняемые и ставшие каноническими особенности:
- мини-дворики растительные, песчаные, водные в домах;
- озелененные проходы;
- общие малые сады (pocket garden);
- мини-дворики с озеленением на крышах домов;
- миниатюризация природы - бонсай, подражание картинам укиё-э;
- отражение сезонов различными раздвижными перегородками;
- использование рельефа для сада и дома, образность Фудзиямы;
- природные материалы и колорит;
- социализация окружения, масштабность человеку;
- духовно-культурное историческое наполнение;
- наложение и смешение функций, соседское примирение и уважение;
- глубокая древность, чистота форм, простота и свобода в жилище.
Даже при высокой плотности, эти важнейшие качества гибкости жизнедеятельности и формирования свободного пространства воплощаются на участке и в доме, при ограниченном внешнем виде. По той же причине высокой плотности отсутствует регулирование расстояний между зданиями по визуальной изоляции. Нормы регулирования принятые только
в 1968 году по некоторым показателям: баланс застройки, ширина улиц, инсоляция пока не совершенны, поскольку приводят к «срезанию» экранов, мини-двориков, частей фасадов.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование типов традиционного жилища в плотной застройке, а так же гибких норм регулирования при обновлении традиционного жилища, которые обеспечивали бы неизменность его внешнего вида и структуры блоков застройки при восстановительном или новом строительстве.
Указанные канонические модульные элементы сделали пространственное устройство независящим от даты строительства и внешних формальных признаков за счет постоянных перестроений. Это вызвало переход от преимущественно реалистического к абстрактно каноническому основанию формирования типологии. Благодаря выявленным основам показан устойчивый образ жизни - источник канонических элементов. Это стало основанием для того, чтобы включить в типологию показатели жизнедеятельности, предпочитаемого образа, стиля, изменения дома, характера взаимодействия в семье.
Ценными будут являться научные данные о структуре построения архитектурных объектов на примере традиционных типов жилищ, имеющих канонические элементы, и по предложенным образным, социальным и другим вариантам. Выявлено свойство универсальности модульных канонических элементов, поэтому закономерно их использование для множества архитектурных объектов. На примере японского традиционно канонического жилища это татами, ниши то-конома, осиирэ, перегородки фусума, сёдзи, веранда энгава, каркас, кратный татами и другие, что позволяет жилищу становиться храмами, залами выставок и собраний, офисами, мелкими производственными зданиями, это же обеспечивает бесконечную смену их преобразований, продлевая их полезное существование. Универсальность канонических элементов, форм и объемов способствовала глубокому влиянию на развитие современной архитектуры жилища в Европе и мире [21.
Предполагая, что стремление к индивидуальности сохраняется в перспективе, как важнейшая основа, градостроительный подход японские архитекторы формируют от ведущего значения типов жилища (рисунок 1).
Отсюда определяющее направление перспективных проектных разработок с участием населения - проектирование квартир (жилых ячеек) и традиционного жилища. Это главное направление быстро изменяется, совершенствуется, осовременивается. Происходит новое утверждение традиций, их места и роли в современной жизни (рисунок 2). Повторяя прототипы сёин, тясицу, минка современные жилища канонического типа уже строятся из новейших материалов - стали, бетона, стекла, а не как раньше из дерева и бумаги. Предпочтение большинством семей традиционного жилища и обладание им до половины семей из 42,3 млн большого Токио показывает тенденцию и масштаб потребности сохранения и влияния традиционного жилища.
К этому добавляются жилища многоэтажных домов из бетона и стали, которые по внешнему виду далеки от традиционного образа, но имеют квартиры с каноническими элементами. Практика строительства жилых многоэтажных домов и микрорайонов не велика, исключения составляют в Токио: районы Тама нью таун, Хикаригаока, Томия, Водный фронт [3]. Но даже в многоэтажном жилище японцы используют канонические основы и элементы традиционного жилища. Традиционное жилище успешно применяется в отдельных градостроительных разработках, экспериментальных комплексах и жилых группах. Принципы взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание мини-садов в жилище и общих мини-двориков для релаксации и любования красотой природы, свойственные традиционному жилищу, найдут свое место при неординарных градостроительных решениях.
Аспекты определяющие градостроительный подход
Функциональный аспект учитывается на основе функционального зонирования с уётом образа жизни (типов жизнедеятельности), процесс проектирования максимально приближен к потребностям семей
Планировоочный и пространственный аспект соответственно функциональным схемам точно отвечает жизнедеятельности, формам взаимодействия. Достижение максимальной гибкости новых вариантов жилища
Социальный аспект учитывает образные и социальные особенности вне зависимости от числа комнат, количества площади и т_д. В новых типах с развитием и трансформациями
Психологический оспект учитывается формированием лучшего комфорта проживания, создания условий адекватных специфике домашнего поведения семей
Юшмй фосад рфіиммиии с«мвйспо lo«k«6« МУН*
Рис. 1. Современное выражение традиционного японского жилища от сёин до перспективного проектирования и градостроительные аспект
I этаж 103.20м 2 этаж 69.97м' 3 этаж 173.17м
Рис. 2. Проекты фирмы Misawa, построенный дом фирмы Sekyu home
Библиографический список
1. Кавато, А. Японская экономика: прошлое, настоящее, будущее // Япония сегодня. - 2006. - № 2.
2. Taut, В. Nippon - Gaikokudzin-no mita Nippon / В. Taut. - Tokyo, 1961. - T. 4.
es -тем гit шш. Г21цней>#г itfrñ. : mmmtziüLj
Статья поступила в редакцию 03.01.10 УДК 82-1 /-1
А.С. Чочиева, аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: chochieva-1977@ mail.ru РАЗНОВИДНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ХАКАССКОЙ ПОЭМЕ 1950-1960-х гг. ХХ в.
В работе описаны виды художественного времени в хакасской поэме. В ходе анализа выделены хроникально-бытовой, прерывистый и настоящий виды, не освоенные поэтами предыдущего периода. Наряду с традиционной структурой поэмы, выявлена индивидуальная черта в построении художественного текста в лице М. Баинова. Поэма проанализирована в четырехфазной модели фабульной организации текста: обособления, партнерства, лиминальной и преображения.
Ключевые слова: поэма, вид, художественное время, фазы, обособления, партнерства, лиминальная, преображения.
Хакасская поэма 1950-60-х годов отличается от поэм предыдущего периода еще и тем, что поэтами активно и эффективно используются различные средства художественной выразительности. Одно из них художественное время. Согласно исследованиям М. М. Бахтина, отметим о наличии множества видов художественного времени. Исследовав и проанализировав их, М. Мещерякова выводит следующий строй: соотнесенное с историческим / не соотнесенное с историческим, мифологическое / утопическое / историческое, «внешнее» / «внутреннее», «замкнутое» / «бесконечное», прерывистое / непрерывное, «чистое» настоящее / соотнесенное с прошлым и будущим [1, с. 50].
Раскрытие видов художественного времени в хакасской поэме изобразим через раскрытие фаз, представленных исследователем В.И. Тюпой. Он считает, что «можно выявить некую общую четырехфазную модель фабульной организации текста», где выделяет следующие фазы - «фаза обособления уход «в себя», томление, разочарование, ожесточение, предполагающей разрыв или существенное ослабление прежних связей. Вторая фаза - партнерства «установление новых межсубьектных связей, в частности обретение героем «помощников» и / или «вредителей». Третья - лиминальная фаза «утрата близкого существа или зрелище чужой смерти», четвертая фаза - преображения «символическое «новое рождение» сопровождается возвращением героя к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей» [2, с. 39-40]. Подобные фазы выявлены в хакасской поэме.
Целью данной статьи является рассмотрение структуры хакасской поэмы в разнообразии видов художественного времени. Хакасская поэма 1950-1960-х гг. представлена творчеством Н. Доможакова «Ах Тигей» (1940-1958), М. Чебодаева «Всего хорошего» (1958) и М. Баинова «Путешествие во времени» (1964).
В хакасской литературе 1950-60-х гг. совершенствуется жанр поэмы. На данном этапе количество поэм ограниченно, но художники поэтического слова улучшили качественное содержание поэм. Мастерство поэтов улучшается в результате сотрудничества с русскими поэтами. Н. Доможаков продолжает развивать традиции, сформированные поэтами старшего поколения. Новую волну в хакасскую литературу вносят молодые поэты М. Чебодаев и М. Баинов, выпускники Литературного института им. М. Горького.
Первой поэмой 1950-60-ых годов является драматическая поэма Н. Доможакова «Ах Тигей» [3], раскрывающаяся через хроникально - бытовой вид художественного времени. Хроникально-бытовой, бесконечный вид представлен «как фрагмент определенной исторической эпохи» [1, с. 50]. Данный вид художественного времени поэтом стал разрабатываться еще в поэмах периода Великой Отечественной войны «Галина» и «Тыттыг таг». В поэмах 1940-х годов Н. Доможа-ковым основная тема раскрывается в течение одного дня, а в
поэме «Ах Тигей» представлено историческое событие, вмещающее большой отрезок времени. В поэме «Ах Тигей» Н. Доможаков описывает события XVIII века, произошедшие на хакасской земле. Основная тема поэмы - событие значимое для всех, процесс присоединения Хакасии к России. Красочно, образно и эмоционально показаны все четыре фазы структуры художественного произведения.
Фаза обособления начинается с описания позиций отца и сына, становящихся на разные пути. Поэтом показывается бедное население, пастухи, не желающие оставлять свою землю. Богатые слои уходят с родной земли, а своих подчиненных угоняют силой. Образ героя Солбанаха изображается как заступник своего народа. Во всей этой ситуации Солбанах в первую очередь желает остаться на родной земле со своим народом и возлюбленной Кун Сузы. Он уверен в том, что можно дружно и спокойно жить с соседними племенами и народами. Юноша выступает против войн и распрей, от которых устали все. Он разочаровывается в отце, который не придерживается заповедей, испокон веков существовавших в народе, любит лесть и подобострастие, что не свойственно их роду. Солбанах с детства соблюдает, придерживается и чтит обычаи и традиции хакасского народа. Так, например, он с большим почитанием относится к старшему поколению: Старших уважай, а молодых не обижай. И ему не понятно неуважительное отношение отца к старику Поролу: Мучает старых тот, кто потерял рассудок, валит стариков тот, кто лишился рассудка [3, с. 40] (подстрочный перевод наш -Ч.А.). Хакаса с раннего детства приучали уважать человека, не взирая на его возраст.
Итак, завязка поэмы связана с первой фазой «фабульную задачу данной фаза способна решить...достаточно подробная характеристика персонажа, выделяющая его из общей картины мира» [2, с. 39]. Главный герой отличается от окружения отца, тем, что он человек, думающий и способный анализировать сложившуюся ситуацию, чем и вызывает симпатию.
Для решения нелегкой задачи, стоящей перед народом и правителем, автор переходит к описанию второй фазы, фазы партнерства, где и происходит развитие действия поэмы.
Здесь Солбанах обретает «помощников» и «вредителей». «Помощниками» выступают мать и ссыльный русский солдат Богданов. Встреча Солбанаха с Богдановым происходит в весьма сложных обстоятельствах. Ссыльный, сбежав от охраны, находит поддержку и помощь в хакасском аале. Усталого и измученного Богданова Солбанах с матерью Ызырга накормили, напоили, дали с собой еды (тулупха сух пирерге). Автор в течение всей поэмы показывает гостеприимство хакасского народа. У хакасов полагается накормить, напоить каждого кто, вошел в дом, юрту. После того, как путник насытился только, тогда можно было задавать вопросы, расспрашивать его. А когда он покидал дом, обязательно давали что-нибудь с собой поесть: Сладких коржиков немного / поло-