Научная статья на тему 'Литературно-художественная интеллигенция Хакасии в 1960-е годы'

Литературно-художественная интеллигенция Хакасии в 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
462
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СЪЕЗДЫ ПИСАТЕЛЕЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАКАСИЯ / LITERARY AND ARTS’ INTELLIGENTSIA / CONGRESS OF WRITERS / CREATIVE ACTIVITY / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

Исследован исторический опыт формирования и развития литературно-художественной интеллигенции Хакасии в 1960-1970-е гг. Раскрыта творческая деятельность хакасских писателей. Рассмотрены биографии отдельных писателей, чье творчество наиболее активно проявилось в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY AND ARTS’ INTELLIGENTSIA IN KHAKASSIA IN THE 1960-ies

The study of historical experience of establishment and development of literary and arts’ intelligentsia in Khakassia in the 1960-ies and 1970-ies has been carried out. Creative activity of writers of Khakass origin has been presented, as well as biographies of some writers whose creativity was the most actively manifested in that period.

Текст научной работы на тему «Литературно-художественная интеллигенция Хакасии в 1960-е годы»

УДК [73/76]:94(571.52)

ТрояковаЮлия Константиновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова t royackova.julia@yandex. ги

ЛИТЕРАТУР НО-ХУДОЖ ЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ХАКАСИИ В 1960-е гг. Исследован исторический опыт формирования и развития литературно-художественной интеллигенции Хакасии в 1960-1970-е гг. Раскрыта творческая деятельность хакасских писателей. Рассмотрены биографии отдельных писателей, чье творчество наиболее активно проявилось в данный период.

Ключевые слова: литературно-художественная интеллигенция, съезды писателей, творческая деятельность, Хакасия

Troyakova Yuliya Konstantinovna,

PhD in History, Associate Professor of the Chair of History and Theory of State and Law, Khakass State University after N. F. Katanov t royackova.julia@yandex. ru

LITERARY AND ARTS’ INTELLIGENTSIA IN KHAKASSIA IN THE 1960-ies The study of historical experience of establishment and development of literary and arts’ intelligentsia in Khakassia in the 1960-ies and 1970-ies has been carried out. Creative activity of writers of Khakass origin has been presented, as well as biographies of some writers whose creativity was the most actively manifested in that period.

Key words: literary and arts’ intelligentsia, congress of writers, creative activity, Khakassia.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №13-11-1900/13 по теме «Человек и его время в истории Хакасии и сопредельных территорий (ХХ-ХХ1 вв.)».

Заметное влияние на развитие духовной культуры в 1960-е гг. оказала интеллигенция сибирской провинции. В Хакасии, одном из национальных районов Южной Сибири, после ХХ съезда партии активизировалась творческая деятельность писателей, наряду с освоением литературой новых жизненных сфер, характеров и явлений. Ведущее положение в литературе автономий Южной Сибири по-прежнему занимает поэзия, также развивается проза, ощущается тяготение к эпическим жанрам.

ХХ съезда ЦК КПСС явился тем историческим рубежом общественно-политической и культурной жизни страны, который предопределил наступление нового этапа в развитии молодых национальных литератур Южной Сибири. Период «оттепели» отмечался небывалым увеличением художественности произведений в сравнении с военным и послевоенным временем. В этот период завершается формирование основных жанров поэзии, окончательно определяется жанр поэмы, повышенный интерес по сравнению с предшествующими периодами вызывает лирика.

Младописьменная литература, тесно связанная с фольклорными традициями, развивалась уже на социалистической основе. По мнению Е. М. Раскатовой, общественные функции, предложенные тоталитарной властью художественной интеллигенции, «предопределили не только содержание, но и форму создаваемых произведений» [1, с. 238]. Метод социалистического реализма был объявлен единственно верным и общеобязательным [2, с. 238].

В конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. в русле существовавших программных установок партии писателям рекомендовалось воплощать образ людей новой эпохи - эпохи развернутого строительства коммунизма. В связи с этим необходим был современный герой, которого в жизни не было, но писатели должны были раскрывать в своем творчестве такой идеал нового человека - строителя коммунизма. В ноябре 1959 г. прошел III Пленум правления союза писателей РСФСР по докладу секретариата «Об усилении общественных форм работы в писательских организациях» [3]. Пленум подвел итоги творческой работы после II Всероссийского съезда писателей (1959 г.) и принял резолюцию, в соответствии с которой советские писатели не должны оставаться в стороне от всенародной созидательной деятельности, а обязаны отдать свой талант, свою энергию делу строительства коммунизма. В соответствии с рекомендациями партии стали постоянными творческие встречи с читателями, которые проводились в школах, библиотеках, колхозах и районах области. Стали традиционными и творческие вечера и беседы писателей с читателями, ежегодно проводившиеся в период открытия летнего сезона в Абаканском городском парке культуры и отдыха им. В. И. Ленина [4].

В начале 50-х гг. ХХ в. в хакасскую поэзию наряду с такими профессионалами, как А.

Топанов, Н. Доможаков, М. Одаев, А. Кулемеев, Е. Чебодаев, И. Капчигашев, буквально «ворвались» выпускники Литературного института им. А. М. Горького: М. Кильчичаков, М. Чебодаев, М. Баинов. Об ускоренном развитии национальной поэзии свидетельствует тот факт, что в эти годы в Хакасии и в Москве массовыми тиражами на русском и хакасском языках стали издаваться коллективные поэтические сборники «Степные зарницы» и «Поэзия Хакасии» [5]. Благодаря сборникам произведения молодых начинающих поэтов, таких как П. Мухин, И. Капчигашев, М. Демин, Н. Пичугин, Г. Покормяко, С. Чарков, Н. Крещук и другие, стали известны широкой общественности [6]. В их числе А. Чмыхало, П. Мухин, Г. Сысолятин, произведения которых получили широкое признание. Развивалось творчество молодых поэтов, проживающих и в районах области. Это Л. Ангарский, Л. Потемкин, Н. Рухлядев, А. Артоболетская, Е. Турухан, Э. Денисов, М. Чаленко, М. Ващенко и др.

В 1961 г. появился новый сборник «Антология хакасской поэзии» со стихами: «Наши нивы», «Мать», «Степь», «Пожар», «Ленин» Н. Тинникова; «Я сибиряк», «Знакомый голос», «Сердце Данко», «Молодые деревья», «Мой дом», «Хозяин гор», «Мое желание» В. Угдыжеко-ва и др., а также книги ведущих хакасских поэтов Н. Доможакова, И. Котюшева, И. Костикова, М. Кильчичакова, М. Чебодаева. Тогда же в литературном альманахе «Абакан» была опубликована пьеса М. Е. Кильчичакова «Отчего желтеют листья?». С начала 1960-х гг. регулярно появляются в печати поэтические сборники М. Кильчичакова: «Ливень» (1960), «Живая кровь» (1962), «Следы на сердце» (1964) и другие. Не без помощи М. Е. Кильчичакова как ответственного секретаря хакасской писательской организации начали свой творческий путь молодые писатели Алексей Шеметов, Михаил Демин, Майя Борисова, Михаил Кузькин и др. В газете «Советская Хакасия», в альманахе «Абакан», «Огни Хакасии» («Хакасия оттары») зачастую можно было встретить полные произведения названных авторов.

Михаил Еремеевич Кильчичаков известен не только как профессиональный драматург, но и как самобытный и интересный поэт. Прекрасное знание устного народного творчества, умение глубоко чувствовать неповторимость и своеобразие поэтического мышления хакасов и передать это в ярких образах - все эти качества свойственны ему как писателю своего народа. Его стихи пронизаны чувством глубокой любви к Хакасии, национального самосознания, патриотизма, интернационализма (например, в стихотворении «Живая кровь»). Творчеству хакасских поэтов не чужды и проблемы философской лирики. Это нашло отражение в так называемых «коротких стихах» («хысха стихтар»), в которых ставились вечные вопросы: в чем смысл жизни человека, какое место он занимает в обществе, вопросы жизни и смерти. Такой жанр стихов первым из хакасских поэтов использовал М. Кильчичаков в 1950-е гг. [7, с. 50].

Для хакасской литературы 50-х - начала 60-х гг. ХХ в. характерно рождение лироэпического жанра. В эти годы художественно совершенствуется жанр поэмы, приобретает новое наполнение лирика. Полнее всего черты новаторства проявились в лирике М. Чебодаева, лиро-эпических произведениях М. Баинова. После окончания Литинститута в 1955 г. М. Чебода-ев возвратился в г. Абакан и стал работать корреспондентом в газете «Хызыл аал», редактором Хакасского книжного издательства. К этому времени он уже имел богатый жизненный и творческий опыт, в 1954 г. появился его первый поэтический сборник «Улуг чолзар» на хакасском языке («К большой дороге»). В 1959 г. вышла его книга рассказов «Крепин», а в 1960 г. в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», был издан сборник стихов М. Чебодаева на русском языке «Всего хорошего». Многие стихи этой книги написаны по горячим следам событий («К большой дороге», «Южсиб», «Кара таг», «Из Московской тетради»). Несмотря на то, что все стихи олицетворяли политический заказ, они были талантливы, красочны. М. Чебодаев писал не только собственные произведения, но редактировал и составлял сборники стихов и рассказов хакасских писателей. На страницах местной периодики иногда под псевдонимом «Одаев» регулярно появлялись либо его стихи, либо критические заметки о хакасской поэзии.

Особый вес и значимость в эти годы приобретает творчество Моисея Романовича Баинова, поэта, по преимуществу, эпического склада. После окончания Литинститута в г. Москве, в 1959 г. вышла его первая книга стихов на родном языке «Стихтар» («Стихи») о тружениках Хакасии. Ведущие профессора Литинститута им. А. М. Горького (фольклорист и литературовед В. М. Сидельников, поэт В. Журавлев, ставший позже переводчиком стихов М. Баинова) едино-

душно отметили склонность молодого автора к лиро-эпическому повествованию, его способность одинаково талантливо говорить «о времени и о себе» [8, с. 101]. В Абакан М. Баинов вернулся в начале 1960-х гг. Здесь он работал в редакциях местных газет, переводил на хакасский язык различные произведения классиков русской литературы, советских писателей и продолжал писать стихи. В 1966 г. вышел сборник его стихов «Я пришел к тебе», изданный в Москве на русском языке в переводе С. Поликарпова.

Период 1960-х гг. в истории хакасской литературы - это годы становления всех ее жанров и родов на позициях социалистического реализма. В прозе Хакасии он был ознаменован рождением первого крупного эпического произведения - романа Н. Доможакова «В далеком аале» (1960). До конца своей жизни писатель продолжал работу над второй книгой романа «В далеком аале», первая часть которой была издана тиражом в два миллиона экземпляров и увидела свет, как и его стихи, на хакасском, русском, украинском, киргизском, тувинском и других языках народов СССР.

Содержательную основу романа составляет один из самых драматических, переломных моментов истории Отечества - окончание гражданской войны, приход к власти большевиков, поражение царизма. На примере истории взаимоотношений семьи Полынцевых с жителями аала Н. Г. Доможаков на протяжении романа исследует тему дружбы между народами - русским и хакасским [9, с. 60]. Национальный характер в литературе - это тип человеческого поведения, присущий представителям данной нации, преображенный в соответствии с национальными особенностями художественного мышления писателя. Подтверждение этому - образ старика Хоортая. Этот человек восприимчив ко всему положительному, что несет в себе новое время, поэтому многие события, отраженные в романе, даны через его восприятие. Обаятельный и глубоко реалистичный образ Хоортая имеет большое познавательное значение, помогает понять лучшие черты хакасского народа. По мнению профессора В. А. Карамашевой, роман «в определенном смысле стал для национальной прозы итоговой литературой, результатом всего развития письменнолитературного художественного творчества» [10, с. 103].

Значимой для читающей публики стала неделя писателей Сибири, которая прошла в 1961 г. в Москве. Из Хакасии на этом мероприятии присутствовали Н. Г. Доможаков, А. И. Ше-метов, М. Г. Кузькин. Одним из вопросов «недели» было обсуждение журнала «Сибирские огни» за весь период его работы. Н. Г. Доможакову, принимавшему активное участие во всех мероприятиях «недели», в первую очередь, в обсуждении и рецензировании новых произведений, Постановлением секретариата правления СП РСФСР от 15 марта 1961 г. ему была объявлена благодарность [11, с. 103].

К началу 1960-х гг. журнал «Сибирские огни» становится журналом не только русских писателей Сибири, но и журналом писателей народов Сибири - якутов, тувинцев, хакасов, алтайцев и т. д. Это способствовало развитию поэзии в автономных республиках и областях, созданию своей прозы на национальных языках, переводческой деятельности. Издание профессионального журнала писателей для коренных народов Южной Сибири стало большим открытием, так как в создании поэзии, т.е. стихов и поэм, ранее шли от фольклора, а для создания прозы не было образцов.

Таким образом, изменения в политической и культурной жизни страны оказали влияние на развитие литературы и искусства в сибирской провинции, в том числе Хакасии. Поворотным пунктом в формировании литературно-художественной интеллигенции национальных районов Южной Сибири стали ХХ!, ХХЛ съезды КПСС. Однако, несмотря на демократические тенденции, проявления разного рода критических настроений, свободомыслия литературнохудожественной интеллигенции в Хакасии в большинстве своем еще не отходила от официальной государственной политики. В период 1960-х гг., как и прежде, ведущим жанром в хакасской литературе оставалась поэзия. В творчестве хакасских писателей совершенствовались традиционные жанры и формировались новые. Итогом развития хакасской поэзии стало издание массовыми тиражами на хакасском и русском языках коллективных поэтических сборников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. РаскатоваЕ.М. Художественная интеллигенция и социалистические преобразования: трагедия ответствен-

ности // Интеллигенция России в истории ХХ века: неоконченные споры. - Екатеринбург, 1998.

2. Там же.

3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 1401. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.

4. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив »). Ф. 577. Оп. 1. Д. 52. Л. 55.

5. Степные зарницы. Сборник стихов. Абакан, 1954; Поэзия Хакасии. Перевод под ред. А. Ойслендера. - М., 1955.

6. Сысолятин Г. Больше внимания литературной молодежи // Советская Хакасия. 1954. 15 декабря.

7. Таскаракова Н.Н. Развитие в хакасской поэзии жанра «хысха стихтар» // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии. Вып. IV. - Абакан, 1994.

8. Кошелева А.Н. Хакасская поэзия 1920-90-х годов: типология и закономерности развития. - Абакан, 2001.

9. Карамашева В. Творчество хакасских писателей в школе. - Абакан, 1995.

10. Она же. Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер. - Абакан, 1996.

11. Там же.

12. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1467. Д. 1284. Л. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.