Теория и методика физического воспитания
139
- точное соответствие продолжительности с намеченным планом: все участники стартуют в короткий период (общий или групповые старты) и приходят к финишу в определенное организаторами игры время (имеется и контрольное время);
- каждый имеет возможность выбора пути движения соответственно своим приобретенным знаниям, умениям и способностям;
- наличие гарантии безопасности: в первую очередь в командах и гонках патрулей (имеющих опыт в индивидуальном старте).
В студенческих организациях (ВУЗы, колледжи).
- для проверки умений и знаний, и для закрепления полученных знаний по ориентированию на местности;
- для подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию;
- на занятиях по ОБЖ, БЖД в учебных заведениях для закрепления приобретенных умений и навыков в прогулках и походах выходного дня.
Список литературы:
1. Былева Л.В. и др. Подвижные игры: учеб. пособие для институтов физич. культуры. - 4-е, перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. -208 с.
2. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: уч.-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 328 с.
3. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: учеб. пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 72 с.
РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
© Рыбкина В.Н.*, Зайцев Е.П.*
Московский филиал Российской международной академии туризма,
г. Москва
В данной статье речь идет о том, что с включением предмета «Физическая культура» в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин была поставлена задача - повысить уровень образованности будущего специалиста.
* Доцент кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Мастер спорта СССР.
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Заслуженный путешественник России.
140
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Целью физического воспитания стало формирование физической культуры личности и использование разнообразных средств физической культуры, для сохранения и укрепления здоровья.
Для этого была выбрана Профессионально-Прикладная Физическая Подготовка (ППФП).
Была поставлена задача внедрения в учебный процесс и обучения студентов таким дисциплинам ППФП как: спортивно-оздоровительный туризм и туристское спортивное многоборье, ориентирование, топография и спортивное ориентирование, с закреплением полученных знаний и умений участием в массовых спортивных праздниках и соревнованиях, походах и путешествиях.
Полигоном для практических занятий стали лесопарки г. Москвы.
Образовательный стандарт предмета «Физическая культура», под названием ППФП внедрен в учебные программы студентов Московского филиала РМАТ.
Ключевые слова: Профессионально-Прикладная Физическая Подготовка (ППФП), игры, спортивные карты, оздоровительный туризм, спортивное ориентирование.
С включением предмета «Физическая культура» в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин была поставлена задача -повысить уровень образованности будущего специалиста как важнейшее условие его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности.
Вклад физической культуры должен был состоять в обеспечении студентов знаниями о жизнедеятельности человека и здоровом образе жизни. Научить студента владеть всем арсеналом знаний, практических умений и навыков, сохраняющих и укрепляющих здоровье, развить его психофизические способности и качества личности.
Целью физического воспитания стало формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Преподавание физической культуры в Московском филиале Российской Международной Академии Туризма (РМАТ) должно было не только приспособиться к изменениям образовательного стандарта, но при адаптировании программ иметь общую профессиональную направленность, обеспечивающую возможность, выпускнику и будущему специалисту, включиться в профессиональную деятельность без больших моральных и психофизических издержек. Другими словами, важным условием подготовки специалистов была выбрана Профессионально-Прикладная Физическая Подготовка (ППФП).
Так эти четыре буквы стали символом общей концепции преподавания предмета «Физической культуры» в Московском филиале РМАТ, которая действует и сегодня.
Теория и методика физического воспитания
141
Проект перехода на новый образовательный стандарт ставил задачу о его внедрении в учебный процесс и обучении студентов таким дисциплинам ППФП как: спортивно-оздоровительный туризм и туристское спортивное многоборье, ориентирование, топография и спортивное ориентирование, с закреплением полученных знаний и умений участием в массовых спортивных праздниках и соревнованиях, походах и путешествиях.
Острой необходимостью стало укрепление кафедры преподавателями не только владеющих знаниями физической культуры, но и профильными дисциплинами ППФП. Была проведена определенная работа по закреплению персонала, сейчас там работают два мастера спорта СССР и Заслуженный путешественник России.
Именно эти специалисты внедряли государственный образовательный стандарт - предмет «Физическая культура» в практику. Так родилась многолетняя программа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) - как средство адаптации к профессиональной деятельности студентов.
Отсутствие у Московского филиала РМАТ собственной спортивной базы тормозило внедрение программ, методик и всего проекта. Решение об интенсивном использовании природных ландшафтов для проведения занятий по дисциплинам ППФП компенсировало отсутствие спорткомплекса.
Помогла близость к известному Измайловскому лесопарку Москвы, который стал для студентов не только местом для отдыха, но и огромным лесным стадионом - полигоном для практических занятий по освоению дисциплин ППФП, и местом занятий физической культурой.
Теперь там проводятся походы выходного дня и ежегодный массовый эко-познавательный поход «Майская прогулка». Измайловский лесопарк один из любимых спортсменами-ориентировщиками Москвы и на его территории проводятся множество соревнований по спортивному ориентированию. Естественно, что и на другие парки всегда имеются качественные спортивные карты. Так у нас появились полигоны и карты, которые были удачно освоены преподавателями и студентами.
Очень сложно было разыскать в центре Москвы подходящие скверы -бульвары для проведения занятий. Нашли выход и для занятий со студентами факультета, который располагался около «Третьяковской галереи». Для них полигоном послужила территория бульвара «Болотная площадь», набережная Москвы реки и территория у гостиницы «Россия»! (ныне не существующей). Была использована спортивная карта уникального старта спорт-сменов-ориентировщиков «У стен Кремля» (1999 г).
Нашелся всего в нескольких станций метро небольшой исторический парк «Нескучный сад» и спортивная карта. Для нас это был не просто участок лесопарка, а крутой берег реки Москвы, дающий возможность не только тренироваться на рельефе, но и проводить занятия со студентами.
142
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
И если лесные стадионы служат полигонами индивидуального обучения в основном связанного с соревновательным процессом, то поход - это коллективное мероприятие со своими целями и задачами спортивнооздоровительного туризма.
В Московском филиале РМАТ уже сложилась традиция весной проводить массовый поход «Майская прогулка». Так в первой прогулке в 2005 г., которая проходила в окрестностях г. Сходня Московской области, участвовало 400 студентов! Прогулка прошла успешно и носила эколого-оздоровительный характер. На привале студенты сдавали полевой зачет по ориентированию на искусственных предметах - «Лабиринт».
Спортивно-познавательные и эколого-образовательные походы, под руководством преподавателей, совершали студенты все эти годы и к известному водопаду «Гремячий» на р. Вондиге Сергиево-Посадского района Московской области, а с 2008 года к ним примкнули и студенты колледжа «Гостиничного сервиса».
Чуть не вслепую, с ошибками и успехом были внедрены и государственный стандарт и вариативная программа по физической культуре дающая возможность осваивать дисциплины ППФП: спортивно - оздоровительный туризм и туристское спортивное многоборье, ориентирование, топографию и спортивное ориентирование.
Со временем мы разработали систему оценки дисциплин ППФП - промежуточные зачеты. Это диктовалось не только сеткой часов, но временами года и погодными условиями, с которыми приходится считаться. Самыми эффективными промежуточными зачетами служат соревнования и походы. Контрольным тестом и для преподавателей и студентов служил «Лабиринт». Так через «Лабиринт» на «Майской прогулке» сдали зачет 400 чел., и только 10 ошиблись в определении контрольных пунктов!
На массовых соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут», проходивший по всей России, который прошел и под Москвой на склонах р. Сходня, на популярном у москвичей спорткомплексе «Планерное», где участвовало 6000 человек. В том числе наши 520 студентов, которые закончили дистанции, несмотря на дождливую погоду! Группа студентов - волонтеров помогала в судействе соревнований и другим службам.
Охватывая такое количество студентов в массовых мероприятиях, мы проверяем то, чему не один год их обучали, именно на стартах, в личном контакте со студентами и под контролем самого жесткого «преподавателя» -секундомера.
Никому, и даже в наше время интернета, еще не удалось придумать какие-либо методики для замены соревновательной деятельности! Лучшего контрольного теста мы не знаем!
За достаточно длительное время внедрения дисциплины ППФП мы обнаружили тенденции, к внедрению индивидуального и коллективного обу-
Теория и методика физического воспитания
143
чения в учебный процесс. К индивидуальным дисциплинам мы в основном отнесли дисциплины связанные с ориентированием, а к коллективным - с туризмом.
В довузовское обучение мы успешно включили одну из дисциплин ППФП - ориентирование на местности. В активе довузовского обучения функционировали 70 профильных классов - учащихся образовательных школ 8-11 классов расположенных в Москве. Внедряя программу ППФП в образовательные школы, мы столкнулись с дилеммой - как уложиться в мизерное количество часов отведенных для обучения, и иметь выход на лесной стадион - спортивную карту? Проделав определенную работу, мы обеспечили все 70 профильных классов качественными спортивными картами и сегодня убеждаемся в правильности выбранного пути, встречая на первом курсе Московского филиала РМАТ ребят, прошедших обучение, еще учась в школе, и естественно с ними, уже студентами, нам легко работать.
Вписавшись в государственный образовательный стандарт предмет «Физическая культура», и обкатав его на практике, мы перешли к совершенствованию программ, методов преподавания, повышению организации учебного процесса и юстированию традиционных направлений обучения в Московском филиале РМАТ.
Необходимо отметить, что совершенствование физической и технической подготовки, повышение своей спортивной квалификации, подготовки к выступлениям на слетах и соревнованиях, к походам и путешествиям студенты могут осуществлять, посещая секции. Секции предоставляют возможность совершенствоваться в избранном виде спорта. Выступать в составе сборных команд Московского филиала РМАТ на слётах и соревнованиях, осуществлять дальние походы и путешествия.
За этот период мы обнаружили удачную сопутствующую тенденцию.
Внедряя дисциплины ППФП, и проводя занятия на природных ландшафтах и в лесопарках, мы попутно обучали студентов и одной из дисциплин ОБЖ - «Выживание человека в природной среде в экстремальных ситуациях», очень важной в жизни и в профессии. В дальнейшем обучении мы намерены развивать это направление.
Сегодня можно констатировать: образовательный стандарт предмета «Физическая культура», под названием ППФП внедрен в учебные программы студентов Московского филиала РМАТ.
За все годы внедрения стандартных, вариативных и адаптированных программ преподавания основ «Теории и практики физической культуры», прививая студентам ежедневную потребность к совершенству своего тела и духа, мы стремились к гармоничному развитию личности.
За эти годы интенсивной организационной работы, небольшой коллектив преподавателей физической культуры, пройдя все ступени внедрения созданных ими программ обучения студентов, и особенно дисциплин ППФП,
144
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
на практике пришли к выводу, что в экспериментальном порядке следует создать «Концепцию единой, непрерывной, многолетней учебной программы по внедрению и обучению дисциплинами ППФП, от школьников и студентов колледжа, до студентов высшего образования и аспирантов».
Список литературы:
1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб.-методич. пособие - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 600 с., с ил.
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-МАУНТИНБАЙКЕРОВ 9-10 ЛЕТ
© Рябов Ф.М.
Детско-юношеская спортивная школа № 2, г. Тобольск
В статье рассказывается о разработанной методике позволяющей эффективно развивать координационные способности у начинающих велосипедистов-маунтинбайкеров (детей 9-10 лет) о важности развития координационных способностей в таком виде спорта как олимпийское кросс кантри. Представлен комплекс упражнений, а также сравнительные результаты по внедрению этой методики в учебно-тренировочный процесс.
Ключевые слова: велоспорт, олимпийский кросс-кантри, маунтин-байк, координация, подготовка, юные спортсмены.
Кросс-кантри (маунтинбайк) сочетает в себе максимально высокие требования к физической работоспособности и искусному владению спортивным велосипедом и способами преодоления наиболее сложных участков трассы [1]. Во время сложного спуска (длительность которого может составлять от нескольких секунд до нескольких минут) велосипедист-маун-тинбайкер должен постоянно контролировать минимум 10 параметров (скорость, центр тяжести, траектории движения, центробежную силу, инерцию и многое другое). На протяжении всей трассы спортсменам на высокой скорости приходится преодолевать сложные препятствия в виде корней деревьев, узких скоростных тропинок, контруклонов, каменистых спусков, опасных трамплинов. Всё это необходимо делать на фоне высокой физической нагрузки [2].
Естественным следствием относительной молодости маунтинбайка является недостаточная научная разработанность теоретических и методических основ спортивной подготовки в данном виде спорта. Решая задачи повышения спортивного мастерства, тренеры, полагаются на свой педагогиче-