Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА филиала спбу ГПС МЧС России'

Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА филиала спбу ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / РАСПОРЯДОК ДНЯ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УТРЕННЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА / ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА / КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокин Дмитрий Андреевич

В научной статье рассматривается сущность профессионально-прикладной физической подготовки (далее ППФП), ее основное назначение,задачи и методики для курсантов факультета инженеров пожарной безопасности (далее ФИПБ), раскрываются ее основные элементы: утренняя физическая зарядка, учебные занятия по физической культуре, учебно-тренировочные занятия по разнообразным видам спорта, дополнительные и индивидуальные занятия под руководством преподавателя, самостоятельная физическая подготовка, спортивно-массовые мероприятия, вечерняя прогулка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из основных предметов обеспечивающих формирование необходимых навыков и умений курсантов СПСА филиала спбу ГПС МЧС России»

-т

SCIENCE TIME

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДИН

ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ КУРСАНТОВ СПСА - ФИЛИАЛА СПБУ ГПС МЧС РОССИИ

Осокин Дмитрий Андреевич, Сибирская пожарно-спасателъная академия (филиал) Санкт - Петербургского университета ГПС МЧС России, Красноярский Край г. Красноярск

E-mail: dmitri_oso@mail.ru

Аннотация. В научной статье рассматривается сущность профессионально -прикладной физической подготовки (далее ППФП), ее основное назначение, задачи и методики для курсантов факультета инженеров пожарной безопасности (далее ФИПБ), раскрываются ее основные элементы: утренняя физическая зарядка, учебные занятия по физической культуре, учебно-тренировочные занятия по разнообразным видам спорта, дополнительные и индивидуальные занятия под руководством преподавателя, самостоятельная физическая подготовка, спортивно-массовые мероприятия, вечерняя прогулка.

Ключевые слова: курсанты, распорядок дня, общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, утренняя физическая зарядка, вечерняя прогулка, культурно-массовые мероприятия, учебные занятия.

Актуальность

Физическая подготовка и спорт всегда рассматривались как одно из важнейших средств для подготовки личного состава к овладению профессиональными навыками. В последние десятилетия наблюдается устойчивая негативная тенденция увеличения количества чрезвычайных ситуаций(далее ЧС), рост материального ущерба, смертей и вред здоровью людей, именно природные и техногенные катастрофы являются глобальными проблемами для общества, а обеспечение безопасности жизнедеятельности -

одной из важнейших для всего человечества.

Многообразие и специфичность ЧС и условий работы по их ликвидации предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки, поскольку эффективность их действий напрямую зависит от наличия у них специальных знаний, профессиональных качеств, умений и навыков сотрудников системы МЧС России.

Введение

Физическая подготовка является процессом достижения необходимого уровня физической тренированности, и формирования высоких морально-психологических качеств. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности.[3]

Анализ системы физической подготовки курсантов в СПСА (далее академия) дает основание утверждать, что сложившаяся система в достаточной мере обеспечивает решение поставленных перед ней задач. Однако, имеются допущения, которые требуют доработки ,создания и внедрения более эффективных методов и средств ,способных не только совершенствовать физические качества курсанта, но и развивать его психическую устойчивость, адаптацию к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает проблема необходимости изучения аспектов Профессионально-прикладной физической подготовки у курсантов академии.

Цель исследования - изучить ППФП курсантов академии с учетом исходного уровня физического здоровья и требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью.

Объект исследования - общая физическая подготовка курсантов СПСА -фСПБУ ГПС МЧС России.

Предмет исследования - деятельность постоянного личного состава (офицеров и преподавателей) по формированию ППФП.

Гипотеза исследования - предполагалось, что ППФП будет сформировано у курсантов успешно если:

- учитываются особенности физического развития у курсантов;

- учебно-воспитательная работа осуществляется строго в соответствии с требованиями, предъявляемым к занятиям по физической подготовке, утренней физической зарядке и вечерней прогулке;

- применяется коллективный метод при проведении занятий у курсантов.

Для достижения выполнения цели исследования необходимо было решить

следующие задачи:

- изучить структуру распорядка дня академии;

- получить статистически - достоверное мнение курсантов об эффективности существующей системы формирования физической подготовки;

- выявить особенности формирования ППФП у курсантов академии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- педагогические наблюдения;

- анкетирование;

- беседы;

- анализ информации по теме исследования из известных доступных литературных источников [1-5].

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда

Следует обратить внимание на то, что общая физическая подготовка(далее ОФП) создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы, мышечной выносливости и др. Поэтому, ОФП служит основой ППФП [6].

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:

- направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

- воспитание профессионально важных для данной деятельности морально - психологических качеств;

- формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

- повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности;

- закрепление специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности;

- всестороннее развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость;

- формирование осознанной необходимости в регулярных самостоятельных занятиях по физической культуре [7].

Основным документом, регламентирующим жизнедеятельность курсантов в академии, является распорядок дня (табл.1).

Таблица 1

Распорядок дня

№ п/п Элементы распорядка дня мероприятия Всего Время

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Подъём старшин курсов и командиров групп - 06.20 06.20 06.20 06.20 -

2 Общий подъём - 06.30 06.30 06.30 06.30 -

3 Утренняя физическая зарядка 30 06.4007.10 06.4007.10 06.4007.10 06.4007.10 -

4 Утренний туалет, заправка постелей 20 07.1007.30 07.1007.30 07.1007.30 07.1007.30 -

5 Утренний осмотр 10 07.5008.00 07.3007.40 07.3007.40 07.3007.40 08.1508.25

6 Подготовка к занятиям 20 08.0008.20 08.0008.20 07.4007.50 08.1008.20 07.4008.00 08.5009.00

7 Завтрак 20 07.3007.50 07.4008.00 07.5008.10 08.0008.20

8 Тренажи и информирование 40 08.2009.00 08.2009.00 08.2009.00 08.2009.00 08.2508.50

9 Развод на занятия 10 09.0009.10 09.0009.10 09.0009.10 09.0009.10 09.0009.10

10 Учебные занятия:

- 1 пара 90 09.1010.40 09.1010.40 09.1010.40 09.1010.40 09.1010.40

- 2 пара 90 10.5012.20 10.5012.20 10.5012.20 10.5012.20 10.5012.20

- 3 пара 90 12.3014.00 12.3014.00 12.3014.00 12.3014.00 12.3014.00

11 Время для личных потребностей 30 14.4015.10 14.0014.10 14.5015.10 14.0014.20 15.0015.10 14.0014.30

12 Чистка обуви, мытье рук 10 14.0014.10 14.1014.20 14.2014.30 14.3014.40

продолжение таблицы 1

13 Обед 30 14.1014.40 14.2014.50 14.3015.00 14.4015.10 14.0014.45

14 Развод на самостоятельную подготовку 10 15.1015.20 15.1015.20 15.1015.20 15.1015.20 15.1015.20

15 Самостоятельная подготовка:

- 1 час 45 15.2016.05 15.2016.05 15.2016.05 15.2016.05 15.2016.05

-2 час 45 16.1016.55 16.1016.55 16.1016.55 16.1016.55 16.1016.55

- Зчас 45 17.0017.45 17.0017.45 17.0017.45 17.0017.45 17.0017.45

- уборка помещений 15 17.4518.00 17.4518.00 17.4518.00 17.4518.00 17.4518.00

16 Воспитательная и спортивно-массовая работа 50 18.0018.50 18.0018.50 18.0018.50 18.0018.50 18.0018.50

17 Подведение итогов за день 10 18.5019.00 18.5019.00 18.5019.00 18.5019.00 18.5019.00

18 Чистка обуви, мытье рук 10 19.0019.10 19.1019.20 19.2019.30 19.3019.40

19 Время для личных потребностей просмотр телепередач 140 19.3021.50 19.0019.10 19.4021.50 19.0019.20 19.5021.50 19.0019.30 20.0021.50

20 Ужин 20 19.1019.30 19.2019.40 19.3019.50 19.4020.00

21 Вечерняя прогулка 15 21.5022.05 21.5022.05 21.5022.05 21.5022.05

22 Вечерняя поверка 15 22.0522.20 22.0522.20 22.0522.20 22.0522.20

23 Вечерний туалет 10 22.2022.30 22.2022.30 22.2022.30 22.2022.30

24 Отбой - 22.30 22.30 22.30 22.30

Также, в этой статье указано место и время основных элементов ППФП. Предлагаемая ППФП включает в себя следующие составляющие:

- утренняя физическая зарядка;

- учебные занятия по физической культуре;

- учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта;

- самостоятельные занятия;

- физкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия;

- вечерняя прогулка.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов.

1. Утренняя физическая зарядка (далее УФЗ). Многочисленными исследованиями давно доказано, что физические упражнения улучшают и стимулируют работу всех систем организма. Утренняя физическая зарядка, являясь одной из форм двигательной активности человека, призвана пробудить организм, привести его в бодрое состояние и подготовить к нагрузкам предстоящего дня. Она «включает» тело, сокращая время перехода от сна к активной деятельности, улучшая соотношение процессов возбуждения и торможения

Зарядка является обязательным элементом распорядка дня, начинается через 10 минут после подъема и проводится ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Выделяемое на УФЗ время(30 минут) вполне достаточно, но порядок ее проведения, по мнению автора, требует определенной корректировки. Учитывая профессионально-тренировочную направленность предлагаемой для обсуждения системы, была разработана методика выполнения УФЗ на основе существующей системы УФЗ с учетом особенной проведения в различных погодных условиях и уровня физической подготовленности курсантов.

Всего предлагаются 3 составляющих УФЗ:

- общеразвивающие упражнения;

- пробежка;

- комплексная тренировка.

Автор предлагает, чтобы курсанты академии, имеющие первый спортивный разряд и выше или входящие в состав сборных команд, могли заниматься утренней физической зарядкой самостоятельно.

2. Учебные занятия по физической культуре. Учебные занятия в вузах МЧС России являются основой всей системы ППФП. На каждый учебный год учебной программой предусмотрено 86 часов на занятия по физической культуре (из них 36 ч в первом семестре и 50 ч во втором). Автор полагает что, этого времени не достаточно для успешной подготовки специалиста, а комплекс программ не соответствуют полностью целям и задачам сотрудника МЧС России. В соответствии с этим, считаю целесообразным представить свою точку зрения по данному вопросу:

Учебные занятия должны проводиться на основе составленной и утвержденной программы, включающей в себя нижеследующее.

SCIENCE TIME

Таблица 2

Программа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды занятии Семестры Все-г о ч а -сов

1 2 3 4 5 6 7 8

Аудиторные занятия 50 70 50 70 40 60 30 50 420

Из них:

Лекции 2 - 2 - 2 - - - 6

Практические занятия 48 70 48 70 38 60 30 50 414

Из них:

- лёгкая атлетика 24 20 20 30 20 28 10 20 172

- гимнастика - 10 - - 10 - 4 6 30

- рукопашный бой 6 10 - 12 - - 10 - 38

- лыжи - 10 - 8 - 6 - 10 34

- плавание - 20 - 14 - 14 - 14 62

- туризм 10 - 10 - 8 - 6 - 34

- волейбол - - 8 6 - 6 - - 20

- футбол 8 - 10 - - 6 - - 24

Итого по учебному плану 50 70 50 70 40 60 30 50 420

Этого времени достаточно для обеспечения оптимального уровня двигательной активности курсантов и ОФП

3. Учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта.

Учебно - тренировочные занятия проводятся в группах( кружках) по следующим направлениям: Пожарно-прикладной спорт, самбо, плавание, легкая атлетика, лыжи, волейбол, футбол, гиревой спорт, тяжелая атлетика, хоккей.

Учебно-тренировочный процесс в вышеупомянутых секциях направлен на достижение высоких спортивных результатов в определенном виде спорта. Занятия проводят во время отведенное распорядком дня. Сборные команды академии формируются путем проведения внутренних соревнований и выбора лучших из лучших. В академии многие имеют разряды, есть кандидаты в мастера спорта и мастера спорта.

4. Самостоятельные занятия. Проводятся когда:

-преподаватель уверен в том, что курсант может самостоятельно выполнять физические упражнения без чьей-либо помощи.

-курсант демонстрирует сознательную потребность в регулярных, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются наиболее оптимальной формой физической подготовки, как для курсантов, так и для сотрудников ГПС МЧС России и говорят о том, что они целенаправленно занимаются физическими упражнениями с целью развития, укрепления физических качеств, поддержания наилучшей работоспособности и профессиональной дееспособности.[1]

5. Фнзкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий и распорядка дня Физкультурно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия проводятся в выходные и праздничные дни для привлечения наибольшего количества личного состава с целью популяризации определенного вида спорта, отбора кандидатов в сборную команду академии для участия в соревнованиях разного масштаба, морально-психологической разгрузки и повышения слаженности коллектива посредством групповых соревнований [4].

6. Вечерняя прогулка. Проводится с целью оздоровительного эффекта, насыщения организма кислородом, способствующего крепкому и здоровому сну. Вечерняя прогулка включает в себя медленную ходьбу в составе подразделения в течении 20 мин с пением песен.

Заключение

По результатам исследования можно констатировать, что реализация разработанной методики ППФП курсантов академии с учетом требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью, будет способствовать более эффективному освоению курсантами физической подготовки, оптимизацию двигательной активности курсантов, создание положительной мотивации к обучению, укреплению межличностного климата в подразделениях, формированию личностной физической культуры.

Литература:

1. Кузнецов Б.В. : Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке - методические рекомендации - ВИ ГПС МЧС РОССИИ 2009, с 5-26.

2. Научно-теоретический журнал : Теория и практика физической культуры.

SCIENCE TIME

Москва 2014, с 10-26.

3. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова , И.: Юнити, 2011: Физическая культура и физическая подготовка 2011 г, с 20.

4. B.K. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санников : Теория и практика физической культуры. 2004. - № 12, с 5-10.

5. Железняк Ю.Д. Петров П.К. : Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие / Академия - 2008, с 8-10.

6. Профессионально-прикладная физическая подготовка студента [Электронный ресурс]. —URL: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema8/p7_1.htm

7. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) [Электронный ресурс]. — URL: http://big-archive.ru/medicine/hygiene/87.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.