сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук I Шленков А.В. ; СПб ун-т гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2010. - 43 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Марина Александровна Давыдова, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье представлены структура и содержание инновационной технологии обучающего тестирования, а также разработаны примерные программы и практические рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочных занятий на основе технологии обучающего тестирования для студентов вузов физической культуры, специализирующихся в спортивнооздоровительном туризме.
Ключевые слова: технология обучающего тестирования, спортивно-оздоровительный туризм.
STRUCTURE AND CONTENT OF THE TRAINING TESTS INNOVATION TECHNOLOGY FOR THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Marina Aleksandrovna Davydova, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Annotation
The article presents the structure and content of the training tests innovation technology as well as the newly developed exemplary programs and practical recommendation for organization and conducting the instructional classes based on the training tests technology for the students of physical culture educational institutions, specializing in sporting tourism.
Keywords: training tests technology, sporting tourism.
Анализ актуальных проблем построения учебного процесса у будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму показал необходимость разработки инновационной технологии обучающего тестирования, обеспечивающей актуализацию потребности студентов в постоянном профессиональном самосовершенствовании в современных условиях перехода на стандарты третьего поколения [1,4].
Педагогическая технология обучающего тестирования разработана нами на основе интеграции наиболее прогрессивных подходов к обучению и включает следующие основные блоки: а) информационно-познавательный, б) операционно-деятельностный, в) критериально-оценочный, г) информационно-поисковый, д) внеурочно-практический, е) материально-технического обеспечения, ж) глоссарий, з) литература, и) тренинги (рис. 1).
На основе данных, полученных в результате комплексных исследований [2,3] и анализа требований Государственного образовательного стандарта к выпускнику вуза физической культуры [1] нами были разработаны примерные программы и практические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий на основе технологии обучающего тестирования. В процессе построения алгоритма действий, в качестве примера, были выделены наиболее актуальные темы, входящие в общетуристскую и специальную
туристскую подготовку: конструирование «Маршрута категорийного спортивно-
туристского похода» и «Соревновательных дистанций туристского ориентирования в рамках туристского многоборья», разработка «Паспорта трассы туристского автомобильного путешествия» и т.п. (табл. 1-2).
Профессиональные компетенции в педагогической деятельности: ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК -9, ПК-10, ПК-13, ПК-14
Профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности: ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31
Блок «Литература»
Информационно-
познавательный
блок
Блок «Г лоссарий»
ПЕДОГАГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Блок материально - Ґ
технического Операционно-
обеспечения Ч деятельностный
блок
Блок
«Тренинги»
1 г
✓
Критериально-
оценочный
блок
Внеурочнопрактический блок
Информационнопоисковый блок
Профессиональные компетенции в организ ационно- управ ленческой деятельности: ПК-15 ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК -21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-24, ПК-26
Общекультурные компетенции: ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-14, ОК-15
Рис. 1. Содержание технологии обучающего тестирования в спортивно-оздоровительном
туризме
Таким образом, в результате проведённого исследования можно заключить, что разработанная нами, и экспериментально апробированная технология обучающего тестирования имеет следующие преимущества:
а) при её применении не нарушается естественный ход учебного процесса, что обеспечивает достаточно высокий уровень подготовленности будущих специалистов к деятельности, направленной на непрерывный профессиональный рост;
б) даёт возможность каждому студенту в полной мере проявить свои профессиональные способности;
в) способствует созданию на учебных занятиях творческой атмосферы, качественно нового уровня педагогического общения, основанного на взаимной заинтересованности и доверии;
г) создаёт условия для творческого саморазвития преподавателя вуза и самореали-
зации в профессиональной деятельности.
Таблица 1
Структура и содержание технологии формирования профессионально значимых компетенций на примере конструирования «Маршрута категорийного спортивно_____________________________туристского похода»_____________________________
Тема занятия: «Технология конструирования маршрута категорийного спортивно-туристского похода» Количество часов - 6
Блоки Содержание занятий Компетенции специалиста по Р и СОТ
Инфомационно- познавательный Виды спортивного туризма, особенности организации спортивно-туристских походов, категории сложности маршрутов, основные документы для проведения категорийных спортивных походов, техника безопасности ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-18
Глоссарий Определения: спортивный туризм, плановый и самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм, естественные препятствия, маршрутная книжка, маршрутный лист, протяжённые и локальные препятствия и т.п. ОК-3, ПК-1
Литература Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов, Правила проведения соревнований, туристских походов, путешествий и организация спортивных туров, «Кодекс путешественника», Регламент соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта «Спортивный туризм» ОК-9, ПК-15, ПК-22
Операционно- деятельностный Разработать маршрут категорийного спортивно-туристского похода, составить график передвижения группы по маршруту ОК-14, ПК-13, ПК-14, ПК-26, ПК-27, ПК-28
Тренинги Нахождение способов решения чрезвычайных ситуаций в спортивно-туристском походе, доврачебная медицинская помощь в турпоходе ОК-6, ОК-8, ОК-14, ПК-16
Внеурочно- практический Оформление технической информации категорийного спортивно-туристского похода в электронном виде, составление маршрутной книжки ОК-15, ПК-9, ПК-10, ПК-31
Информационно- поисковый Собрать сведения о районе похода, а также найти в сети Интернет крупномасштабную карту или схему выбранной местности ОК-15, ПК-29
Материально- технического обеспечения Методическая литература, курвиметры, калькуляторы, спортивно-топографические карты, чертёжные принадлежности и т.п.
Критериально- оценочный Полнота содержания, красочность, креативность, аккуратность, логичность, соответствие нормативным документам, достоверность используемой информации в практической работе ОК-11, ПК-21, ПК-23, ПК-24, ПК-25
Таблица 2
Структура и содержание технологии формирования профессионально значимых компетенций на примере конструирования «Соревновательных дистанций турист_________ского ориентирования в рамках туристского многоборья (ТМ)»_______
Тема занятия: «Технология конструирования соревновательных дистанций туристского ориентирования в рамках туристского многоборья» Количество часов - 6
Блоки Содержание занятий Компетенции специалиста по Р и СОТ
Инфомационно- познавательный Организация туристских соревнований, виды соревнований по туристскому спортивному ориентированию, технологические требования к дистанции по спортивному ориентированию в зависимости от класса соревнований, возраста и квалифика- ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-18
Тема занятия: «Технология конструирования соревновательных дистанций туристского ориентирования в рамках туристского многоборья» Количество часов - 6
Блоки Содержание занятий Компетенции специалиста по Р и СОТ
ции участников
Глоссарий Определения: спортивное и туристское ориентирование, ориентирование в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору, контрольное время, параметры дистанций и т.п. ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-15
Литература Правила соревнований по спортивному ориентированию, Регламент соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта «спортивный туризм» ОК-9, ПК-15, ПК-22
Операционно- деятельностный Сконструировать соревновательную дистанцию по туристскому ориентированию для конкретной возрастной или квалификационной группы ОК-14, ПК-13, ПК-14, ПК-26, ПД-27
Тренинги Альтернативные подходы к планированию соревновательных дистанций в туристском ориентировании ОК-6, ОК-8, ОК-14, ПК-16
Внеурочно- практический Оформление соревновательных дистанций в электронном виде (на основе использования программы ОСЛБ 9) ОК-15, ПК-9, ПК-10, ПК-31
Информационно- поисковый Найти с сети Интернет топографическую карту района, в котором планируется проведение соревнований по туристскому ориентированию ОК-15, ПК-29
Материально- технического обеспечения Методическая литература, спортивные карты, курвиметры, калькуляторы, цветные карандаши, чертёжные принадлежности и т.п.
Критериально- оценочный Соответствие параметров дистанций нормативным требованиям (правилам соревнований), аккуратность внесения дистанций в карту, гармоничность дистанции ОК-11, ПК-21, ПК-24, ПК-25
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки - 034600 «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм» : введён 2011-01-24 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : [б.и.], 2011. - 31 с.
2. Давыдова, М.А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме, на основе учёта уровня их интеллектуальной подготовленности / М.А. Давыдова // Материалы международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современном обществе», посвящённой 60-летию образования Смоленской государсвтенной академии физической культуры, спорта и туризма : сб. науч. ст. Ч. 1 / под общ. ред. Г.Н. Греца. - Смоленск, 2010. - С. 98-101.
3. Давыдова, М.А. Особенности организации учебного процесса студентов специализации «Туризм» в высших учебных заведениях / М.А. Давыдова // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях : межвуз. сб. науч. тр. / Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма - Смоленск, 2010. - Вып. 2. - С. 44-49.
4. Ермаков, С.Н. Профориентационная поддержка учащихся С(К)ОУ в рамках реализации компетентстного подхода в специальном образовании / С.Н. Ермаков // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 3. - С. 11-14.
Контактная информация: [email protected]