подготовленности позволила спортсменам экспериментальной группы без увеличения объема общей беговой нагрузки добиться более высоких спортивных результатов. Оценка динамики спортивных результатов в течение двух месяцев зимнего соревновательного периода позволило установить, что спринтеры контрольной группы сумели улучшить результаты бега на соревновательной дистанции в среднем на 0,89% (с 49,87±0,31сек до 49,43±0,39сек). В экспериментальной группе прирост результатов был равен 1,87% (с 49,9±0,29сек до 48,97±0,21сек), что вдвое превышает темпы прироста результатов в контрольной группе.
Анализ динамики структурных компонентов специальной беговой подготовленности показал, что бегуны контрольной группы повысили уровень максимальных скоростных возможностей в среднем на 1,1%, улучшили степень реализации скоростно-силовых качеств на 2,2%, силовой выносливости на 1,1%, скоростной выносливости на 2,07%.
Спринтеры экспериментальной группы повысили максимальную скорость бега в среднем на 2,28%, улучшили степень реализации скоростно-силовых качеств на 3,4%, силовую выносливости соответственно на 4,4% и скоростную выносливости на 3,4%.
Расчет Х-критерия Ван-дер-Вардена для попарно сопряженных величин выявил значимые различия (р<0,05) в темпах прироста спортивных результатов и отдельных компонентах структуры их специальной беговой подготовленности в контрольной и экспериментальной группах.
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что необходимым условием интенсификации системы специальной подготовки квалифицированных бегунов на 400 м является возможность использования методики управления реализацией их двигательных возможностей.
2. Экспериментальное исследование показало, что выявление количественных показателей реализации двигательных возможностей в условиях соревновательного упражнения, позволяет косвенно оценить взаимосвязь изменения отдельных параметров, существенно упрощает подбор индивидуализированных программ, обеспечивающих оптимизацию структуры специальной беговой подготовленности квалифицированных спортсменов.
3. Методика индивидуализированного варьирования режимов бега в обычных, облегченных и затрудненных условиях, основанная на оценки реализации двигательных возможностей позволяет без увеличения общего объема нагрузки повысить темпы прироста спортивных результатов квалифицированных бегунов.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ
Марина Александровна Давыдова, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье представлены экспериментальные материалы по обоснованию эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс студентов вузов, специализирующихся в спортивнооздоровительном туризме, технологии обучающего тестирования. Рассматривается методика оценки качества знаний на основе формализованного подхода. Предлагаемая технология позволяет значительно повысить уровень сформированности профессиональных и общекультурных компетен-
ций. Основные требования к технологии обучающего тестирования с использованием невербального картографического материала состоят в следующем: занятия должны обеспечивать: передачу теоретического материала на основе принципа наглядности, что способствует развитию визуального мышления; сбор первичной, то есть самостоятельно полученной, информации; формирование профессиональных компетенций посредством выполнения контрольного задания, предусматривающего не только алгоритмизацию действий, но и нахождение альтернативных путей решения проблемы.
Ключевые слова: технология обучающего тестирования, спортивно-оздоровительный туризм, оценка качества знаний, кодификатор понятий, картографический материал.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p58-63
EXPERIMENTAL FOUNDATION OF THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF
TRAINING TESTS IN EDUCATIONAL PROCESS FOR THE STUDENTS SPECIALIZING IN SPORTING TOURISM
Marina Aleksandrovna Davydova, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Annotation
The article presents experimental materials on foundation of effectiveness of introduction of training tests technology in educational process of university students specializing in sporting tourism. The method of assessing the quality of knowledge based on a formalized approach is considered. The proposed technology allows significantly increasing the level of formation of professional and general cultural competences. The basic requirements to technology of training testing with application of nonverbal maps and charts consist from the following: employment should provide: transfer of a theoretical material on the basis of presentation principle that promotes development of visual thinking; gathering of primary, that is independently received, information; formation of professional competences by means of performance of the control task, providing not only the algorithm of actions, but also the finding of alternative ways of the problem solution.
Keywords: training tests technology, sporting tourism, knowledge-quality assessment, concept codifier, cartographic materials.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющим фактором развития общества. Поэтому высшим учебным заведениям необходимо дать своим студентам максимум возможностей для получения качественных знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе как теоретической, так и практической подготовки. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают поступательное формирование профессиональных компетенций. Одной из таких технологий является обучающее тестирование.
МЕТОДИКА
С целью обоснования эффективности применения инновационной технологии обучающего тестирования, основанной на использовании невербального картографического материала, нами был проведён формирующий педагогический эксперимент. В комплексной оценке продуктивности учебно-тренировочного процесса приняли участие 13 студентов экспериментальной группы и 36 студентов контрольной группы, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме. Тестирование проводилось в октябре-ноябре 2011 года.
Уровень эффективности обучения оценивался по методике, разработанной профессором В.В. Музыченко [2]. При определении успешности обучения оценивались (в баллах): а) полезность предмета, б) наличие деятельностного подхода к обучению, в)
проявление интереса к занятиям, г) профессиональный потенциал преподавателя.
Оценка проводилась при помощи специального тестового бланка. Баллы, полученные по каждой шкале, умножались на коэффициенты значимости (весовые множители) и суммировались. Результаты оценивания отражались на профиле (диаграмме).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования было установлено, что у студентов контрольной группы фактические показатели распределились следующим образом: а) средний балл по шкале №1 «Полезность предмета» составил 0,60; б) по шкале №2 «Наличие деятельностного подхода к обучению» - 0,57 балла; в) по результатам шкалы №3, можно заключить, что интерес к занятиям учащиеся практически не проявляют (0,06 балла), несмотря на то, что профессиональный потенциал преподавателя оценивают достаточно высоко (1,31 балла).
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что традиционная методика обучения основам спортивно-оздоровительного туризма недостаточно продуктивна. В этой связи переход на стандарты третьего поколения требует существенных коррекции педагогических технологий обучения, что и определяет актуальность исследования.
В нашем случае применение инновационной педагогической технологии в профессиональной подготовке выражает технологический подход к процессу применения невербального картографического материала. При этом профессионально-педагогическая технология представляет собой комплексную интегрированную систему, направленную на усвоение знаний и приобретение профессиональных компетенций.
На основании выявленных особенностей организации учебно-тренировочного процесса нами были сформулированы основные требования к технологии обучающего тестирования с использованием невербального картографического материала. Такие занятия должны обеспечивать: а) передачу теоретического материала на основе принципа наглядности, что способствует развитию визуального мышления; б) сбор первичной, то есть самостоятельно полученной, информации; в) формирование профессиональных компетенций посредством выполнения контрольного задания, предусматривающего не только алгоритмизацию действий, но и нахождение альтернативных путей решения проблемы [1].
В соответствии с разработанными требованиями учебно-тренировочные занятия со студентами экспериментальной группы в рамках соответствующего курса были построены по схеме, которая представлена 9 блоками (рис. 1).
С целью проверки эффективности разработанной нами технологии обучающего тестирования был проведён формирующий эксперимент. В нём приняли участие 13 студентов 3 курса СГАФКСТ, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме.
На первом этапе формирующего педагогического эксперимента осуществлялось освоение теоретического материала, сопровождающееся показом рисунков (структурнологических схем, диаграмм и т.п.) с помощью мультимедийного оборудования. Полученная теоретическая база позволила студентам проецировать теоретические знания на практическое их применение, т.е. технология обучающего тестирования даёт возможность самостоятельно получать новые знания и осуществлять их проверку.
На втором этапе формирующего эксперимента проводились учебнотренировочные занятия по специальной туристской подготовке. Студенты разрабатывали маршрут категорийного спортивно-туристского похода IV категории сложности (КС).
На третьем этапе формирующего эксперимента был определён уровень сформиро-ванности профессиональных компетенций посредством выявления максимального соответствия между выполненным заданием и оценочными критериями, разработанными на основе эволюционного подхода (критериально-оценочный блок, рис.1).
Рис. 1. Содержание технологии обучающего тестирования в спортивно-оздоровительном
туризме
Для количественной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций мы применили формализованный способ оценки знаний. На основе анализа логических межпредметных связей между учебными дисциплинами по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» нами был разработан кодификатор понятий для практического занятия «Категорирование спортивно-туристского похода» (табл. 1).
Таблица 1
Кодификатор для образовательной области «Категорирование спортивно-туристского похода»____________________
№ блока Системы понятий Структурные элементы
1 Спортивнотопографическая карта 1. Условные знаки топографических карт 2. Масштаб топографических карт 3. Высота сечения рельефа 4. Линейная схема спортивно-туристского маршрута
2 Естественные препятствия на местности 1. Локальные препятствия 2. Протяжённые препятствия 3. Коэффициент перепада высот
3 Категорийные показатели спортивно-туристского маршрута 1. Географический показатель района проведения похода 2. Автономность спортивно-туристского маршрута 3. Район проведения похода 4. Протяжённость спортивно-туристского маршрута 5. Определение категории сложности маршрута
В кодификатор понятий, представляющий собой таблицу, включены компетенции, подлежащие обязательному усвоению в процессе изучения определённой дисциплины специализации.
На основе проведённых исследований М.К. Топуновой с соавторами [3] было установлено, что при применении формализованного способа оценки качества знаний, кодификатор должен включать 3-5 блоков. Для каждого блока определяется ряд дидак-
тических единиц, знание которых необходимо проверить в результате тестирования.
Студенты, специализирующиеся в спортивно-оздоровительном туризме, должны уметь воспроизводить заданные в кодификаторе предметно-специфические действия и оперировать системой выделенных понятий. Суть формализованного метода оценки знаний заключается в сравнении достигнутого уровня овладения компетенциями с эталонной мерой, определяемой для каждой конкретной дисциплины.
Таким образом, шкала оценки строится в соответствии с разработанным кодификатором. В зависимости от числа понятий в каждом блоке рассчитываются модельные показатели коэффициента эффективности обучения (табл. 2).
Таблица 2
Модельные распределения коэффициента эффективности обучения основам
категорирования спортивно-туристского похода
Модельные показатели Распределение понятий в блоках Среднее значение
1 блок 2 блок 3 блок
Эталонный 1,00 1,00 1,00 1,00
1-го класса точности 0,75 0,67 0,80 0,74
2-го класса точности 0,50 0,33 0,60 0,47
3-го класса точности 0,25 0,33 0,40 0,32
4-го класса точности 0,25 0,33 0,20 0,26
Затем, на основе модельных показателей коэффициента эффективности обучения, мы разработали шкалы оценки сформированности профессиональных компетенций по изучаемой теме. В результате была экспериментально обоснована система количественной оценки эффективности обучения, имеющая нормированные метрологические характеристики (табл. 3).
Таблица 3
Оценочные нормы__________________________________
Среднее значение Интервалы оценки «100» бальная шкала оценки «5» бальная шкала оценки
0,74 1,0-0,74 100-75 5
0,47 0,73-0,47 74-50 4
0,32 0,46-0,32 49-34 3
0,26 0,31-0 33-0 2
После оценки результатов выполнения тестового задания на каждого студента заполняется тестовая матрица и сравнивается с модельными показателями. Затем выводим итоговую оценку испытуемому: по «100» бальной шкале он получает 91 балл, а по «5» бальной шкале - 4 балла. В этом случае, формализованный способ оценки результативности обучения даёт возможность стандартизировать систему аттестации и снизить субъективность оценивания.
По завершению эксперимента нами была проведена оценка эффективности инновационной технологии обучающего тестирования, которая опиралась на преимущества использования картографического материала. Анализ полученных данных позволил заключить, что продуктивность обучения студентов заметно повысилась. Установлено, что средний балл по шкале №1 «Полезность предмета» составил 0,96, по шкале №2 «Наличие деятельностного подхода к обучению» - 1,23 балла, по шкале №3 «Проявление интереса к занятиям» - 0,81, по шкале №4 «Оценка профессионального потенциала преподавателя» - 1,31 балла.
Несмотря на то, что учебно-тренировочный процесс в обеих группах проводился в одинаковых условиях, эффективность обучения у студентов экспериментальной группы оказалась выше, чем контрольной. Эти различия носили достоверный характер (Р<0,01
при tрасчёт — 4,63).
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что разработанная технология обучающего тестирования для студентов, специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме, способствовала более качественному усвоению как теоретического, так и практического материала. Установлено, что внедрение данной технологии в учебно-тренировочный процесс позволило значительно повысить уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы (Р<0,01). Всё это говорит о том, что инновационная технология обучающего тестирования, основанная на применении невербального картографического материала, более эффективна по сравнению с традиционной, в которой делается упор на теоретическое усвоение учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова, М. А. Структура и содержание инновационной технологии обучающего тестирования для студентов вузов физической культуры спорта и туризма I М.А. Давыдова II Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 53-56.
2. Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции : учебник для студентов высших учебных заведений I В.В. Музыченко. - М. : Академия, 2003. - 528 с.
3. Топунова, М.К. Формализованный способ оценки качества знаний I М.К. То-пунова, О.В Уханова, О.В. Наумова II Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 164-168.
REFERERENCES
1. Davydova M.A. (2011), "Structure and content of the training tests innovation technology for the students of physical culture, sports and tourism educational institutions",
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.77 No. 7, pp. 53-56.
2. Muzychenko, V.V. (2003), Human resource management. Lectures: the textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow, Russian Federation.
3. Topunova, M.K., Ukhanova, O.V. and Naumova, O.V. "Formalized method of knowledge-quality assessment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.76 No. 6, pp. 164-168.
Контактная информация: [email protected]
УДК 616.89-008.434.3-053.4+615.825
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИФАКТОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ АФК
Юлия Анатольевна Добрынина, соискатель,
«Реабилитационный центр для детей, подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями «Вишенки», Смоленск,
Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, негативно отражающихся па всех сторонах жизни и деятельности ребенка. К наиболее часто встречающимся тяжёлым нарушениям речи относится дизартрия, основными симптомами которой являются дефекты звукопроизношения и голоса в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики, речевого дыхания. В статье