Научная статья на тему 'Применение картографического материала в игровом методе при обучении студентов РМАТ'

Применение картографического материала в игровом методе при обучении студентов РМАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбкина В.Н., Зайцев Е.П.

В данной статье речь идет о применении на занятиях по физической культуре спортивных играм, а также одной из основных дисциплин профессионально прикладной физической подготовки, а так же о топографических и спортивных картах, как основного снаряда для ориентирования на местности. Игры и игровые учебно-тренировочные занятия являются одним из резервов формирования учебно-познавательной деятельности в изучении студентами начальной топографии, ориентирования на местности и туризма. В процессе игровой деятельности студенты осваивают и накапливают опыт работы с картографическом материалом, закрепляют свои представления о различных объектах местности их изображения на топографических и спортивных картах, познают мир ориентиров, приобретают практические навыки работы с картой и компасом. Занятия с использованием игр содействуют развитию у студентов внимания и наблюдательности, пространственного воображения, творческого мышления и фантазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбкина В.Н., Зайцев Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение картографического материала в игровом методе при обучении студентов РМАТ»

Теория и методика физического воспитания

133

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ИГРОВОМ МЕТОДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РМАТ

© Рыбкина В.Н.* *, Зайцев Е.П.*

Московский филиал Российской международной академии туризма,

г. Москва

В данной статье речь идет о применении на занятиях по физической культуре спортивных играм, а также одной из основных дисциплин профессионально прикладной физической подготовки, а так же о топографических и спортивных картах, как основного снаряда для ориентирования на местности.

Игры и игровые учебно-тренировочные занятия являются одним из резервов формирования учебно-познавательной деятельности в изучении студентами начальной топографии, ориентирования на местности и туризма. В процессе игровой деятельности студенты осваивают и накапливают опыт работы с картографическом материалом, закрепляют свои представления о различных объектах местности их изображения на топографических и спортивных картах, познают мир ориентиров, приобретают практические навыки работы с картой и компасом. Занятия с использованием игр содействуют развитию у студентов внимания и наблюдательности, пространственного воображения, творческого мышления и фантазии.

Ключевые слова: спортивные игры, спортивное ориентирование профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП).

Каких только игр нет в XXI веке, начиная от древних городков и кончая покером, трансляция которого часами длится по центральному телевидению! Сегодня не составит труда выбрать игру и по интересам и по душе, и даже с учетом прагматизма. Развлекательные и деловые, подвижные и спортивные, за столом и в парках, от шахмат и до домино, и т.д. Но есть великие ИГРЫ, объединяющие все человечество - «Олимпийские»! И все же, не стали ли мы заложниками игр? В таком случае, на наш взгляд необходимо тщательно подбирать игры, вписывая их в педагогический процесс, но памятуя вечное - «Не навреди».

В представленной работе мы пытались систематизировать игры, и нащупать систему в соответствии с педагогическими задачами. Но, все же будучи специалистами физической культуры, мы естественно уделили внимание подвижным и спортивным играм, а также одной из основных дисцип-

* Доцент кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Мастер спорта СССР.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Заслуженный путешественник России.

134

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

лин профессионально прикладной физической подготовки - спортивному ориентированию, которое имеет, выражаясь языком кроссворда, спортивный снаряд для занятий - КАРТУ.

А карта тем и хороша, что таит в себе несметное количество задачек и упражнений, выполняемых как за столом, так и на полевых практиках. Именно игровой учебно -тренировочный метод и лежит в основе освоения навыков и умений чтения карт. На базе игрового метода в спортивном ориентировании рождаются новые дисциплины, которые включаются в соревновательный процесс.

В помощь преподавателям и участникам игр издается специальная литература: сборники задач и упражнений, контрольные тесты и брошюры, методические разработки, которые печатаются в журнале Федерации спортивного ориентирования России «Азимут» более 15 лет. Ориентирование и карта, обладающие огромным потенциалом, входят в профессиональноприкладную физическую подготовку как основная дисциплина обучения студентов Московского филиала РМАТ. Последние 6 лет она с успехом применяется преподавателями физической культуры. Известно, что студенты Московского филиала РМАТ успешно справляются с поставленными задачами в массовых стартах, как например «Российский азимут» и «Московский лабиринт». Для этого необходимо иметь спортивную карту. Создание таких карт достаточно трудоемкий процесс и имеет многовековую историю, но это уже тема для другой работы.

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Известны, например, выражения: «игра цен», «игра сил». Различный смысл приобретает слово «игра», когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх», о «спортивных играх».

Игра как элемент культуры - исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Развиваясь со всей культурой общества, игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей (в отдыхе, развлечении, в развитии духовных и физических сил).

Игровая деятельность представляет определенный интерес для общества и отдельных лиц. Она характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. Строгая регламентация заданий, выполняемых по необходимости, исключается. Однако относительная свобода и самостоятельность действий в игре сочетаются с обязательностью следования ряду условных требований. В процессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются блага природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны

Теория и методика физического воспитания

135

творческие активные двигательные действия, мотивированные её сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленные преподавателем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей («препятствий») по пути и достижению поставленной цели (выиграть, победить, овладеть определенными приемами).

Препятствиями в игре могут быть механические преграды (например, веревочка, через которую надо перепрыгнуть), приёмами движений (которыми надо овладеть), тактические замыслы и действия водящих или команды противника (которым по ходу игры приходится противоборствовать).

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности, за исключением игр, проводимых в регламентированных календарных соревнованиях. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим количеством участников, по различным правилам. Существуют много наименований и правил подвижных игр. Они применяются со специальной направленностью (в помощь спортивной тренировке, для организации активного отдыха, в лечебных целях) в юношеском возрасте, и особенно среди молодежи.

Игры и игровые учебно-тренировочные занятия являются одним из резервов формирования учебно-познавательной деятельности в изучении студентами начальной топографии, ориентирования на местности и туризма. В процессе игровой деятельности студенты осваивают и накапливают опыт работы с картографическом материалом, закрепляют свои представления о различных объектах местности их изображения на топографических и спортивных картах, познают мир ориентиров, приобретают практические навыки работы с картой и компасом. У них вырабатываются такие качества, как настойчивость, пытливость, любознательность, трудолюбие, и чем интереснее и увлекательнее занятия, чем больше отвечают они запросам студентов, тем успешнее будут изучены и закреплены темы учебной программы.

При подборе игр для использования в учебно-тренировочном процессе нужно учитывать, что одна и та же игра в одном случае может вызвать живой интерес у студентов, а в другом - восприниматься вяло, равнодушно, без увлечения. Включая игру в занятия, надо учитывать условия, в которых одним из важных практических вопросов, стоящих перед организаторами игровых занятий со студентами, является вопрос воспитания не только учебно-познавательных, но и трудовых навыков, навыков самообслуживания по принципы - «учись делая». Больше того, речь здесь идет не только о трудовых навыках, но и форме их применения. Все использованные в учебно-тренировочных занятиях игры должны быть сделаны студентами самостоятельно или при помощи преподавателя. Студентов желательно обучать не только азам топографии, ориентирования и работе с картографическом материалом, но и самим изготавливать учебные пособия (настольные карты -тренажеры, макеты и т.п.) для обучения.

136

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Необходимо всегда исходить из интересов студентов, желающих принять в ней участие, стремиться к тому, чтобы каждый получил возможность участвовать в ней не формально, пребывая в качестве наблюдателя, а действовать активно или же находиться в постоянной готовности к действию. Надо стремиться в каждом отдельном случае выбирать такие игры, для проведения которых имеются благоприятные условия.

Успех изготовления и использования предложенных разработок в учебно-познавательных играх зависит от того, насколько хорошо они освоены самим преподавателем. Нужно всегда помнить, что его неподготовленность порождает неорганизованность и часто превращает содержательную, полезную игру в пустую забаву.

Преподаватель должен тщательно разрабатывать план - конспект учебнотренировочных занятий с использованием той или иной игры. В плане следует предусмотреть способ доведения содержания и правил игры до всех студентов, расстановку играющих и водящего, необходимое количество игрового материала, расчёт времени на проведение игры и подведению её результатов.

Перед тем как выбрать какую-либо игру для включения в учебно-тренировочные занятия, необходимо иметь четкое представление о педагогической задаче, решению которой должна сопутствовать намеченная игра. Иными словами, игра должна быть педагогически оценена прежде, чем окончательна выбрана. Примером тому может служить игра-аттракцион «Московский лабиринт», который состоит из искусственных предметов создающих всего на 20 метровой площадке увлекательную игру с ориентированием. Где студенты пребывают не более 2-ух минут, и получают навыки работы с картой и компасом.

Познания секретов ориентирования начинается именно с изучения и запоминания условных знаков спортивных карт. Условные знаки - своеобразная «азбука» состоящих из символов, с помощью которых составлена карта. Условные знаки спортивных карт составлены на основе топографических, но они имеют ряд различий, связанных со спецификой их назначения.

Ориентирование - международный вид спорта, поэтому карты составляются по единым, принятым во всем мире условным знакам и требованиям с учетом национальных особенностей. Как говорится - «Условные знаки и в Африке условные знаки». В доказательство тому аспирантка РМАТ Татьяна Мендель, одна из сильнейших в мире ориентировщиц, в составе сборной команды России, побывавшая в Австралии и завоевавшая серебреную медаль, подтвердила это.

С помощью условных знаков спортивная карта точно и достоверно передает информацию о характере местности: степени проходимости лесных массивов, направление и качество дорог; наличие непреодолимых препятствий и других объектов, затрудняющих или облегчающих бег. Эта информация позволяет спортсменам вовремя соревнований принимать правильные решения при отыскивании контрольных пунктов, выборе вариантов

Теория и методика физического воспитания

137

движения, а также читать т.н. «зеленую книгу» - спортивную карту, и таким образом получать и перерабатывать информацию.

Для удобства понимания и запоминания условные знаки делятся на группы. Каждая из них на спортивной карте изображается определенным цветом. Совсем небольшие спортивные карты территорий, где расположены администрация РМАТ и парк А.А. Величко составлены именно в таких международных условных знаках. Изучив и освоив условные знаки, студенты без особого труда овладевают топографическим языком - чтением карты.

На карту обязательно наносят линии магнитного меридиана, помогающие при помощи компаса правильно ориентировать карту по странам света. Эти линии так и называются - линии магнитного меридиана. Естественно, что туристские компаса сослужившие хорошую службу, сегодня не могут удовлетворить спортсменов-ориентировщиков. Современные спортивные компаса залиты специальной жидкостью и стрелка останавливается, чуть ли не мгновенно. Всего три крупнейшие фирмы мира выпускают компаса высокого качества: российская - «Московский компас»; финская и шведская.

Размер карты, тем более для спортсменов держащих её в руке зависит масштаб карты, и применение уловных знаков строится в соответствии с масштабом. Чем масштаб крупнее, тем карта подробнее и полезнее. Карта тогда хороша, когда её можно читать на ходу!

Скучная карта в руках студентов оживает и увлекает, если грамотно, методически происходит обучения. Но учебный процесс, посвященный приобретению навыков и умений в этой сфере не прост, как кажется на первый взгляд. Сюда очень подходит - «Упорство и труд, все перетрут».

Так, если в процессе учебно-тренировочных занятий запланировано изучение и закрепление знаний о топографических знаках нужно включить в игры учебные пособия, отвечающие требованиям программы. Теперь появились и электронные игры, которые таят в себе революционные изменения в обучению студентов.

Занятия с использованием игр содействуют развитию у студентов внимания и наблюдательности, пространственного воображения, творческого мышления и фантазии. Каждая игра должна быть посильной для студентов и увлекательной, но в то же время требующей от них определенного напряжения. Нельзя допускать, чтобы задача в игре решалась очень легко. В таком случае надо усложнить условия игры или перейти к более трудному игровому заданию.

Как и основные учебно-тренировочные занятия, игры и игровые занятия должны проводиться не эпизодически, а регулярно. Это поможет более быстрому освоению топографических навыков и умений по приобретению опыта работы с картографическим материалом, и переходу к освоению спортивных карт.

Игровой метод является одним из методов упражнений. Здесь повторение физических упражнений производится при помощи игр. Перед тем как

138

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

пользоваться этим методом, студентов следует обучить соответствующим элементам техники и тактики, а затем закрепить изученное соответствующими играми. Игровой метод позволяет преподавателю проверить техническую и тактическую подготовленность студентов, как по отдельным элементам, так и в целом. Большим преимуществом игрового метода является то обстоятельство, что значительно повышает эмоциональность учебной работы и общую нагрузку. Эмоциональная учебная работа увлекает студентов и заметно повышает эффективность работы.

Поскольку при пользовании игровым методом повторяется и закрепляется изученное именно в условиях, очень близких к соревнованиям по ориентированию на местности. Параллельно с этим у обучающихся развивается общие физические и моральные - волевые качества (воля, честность, чувство товарищества, дисциплинированность и т.п.).

Игровой метод занимает подобающее место в деле развития специальных физических качеств. Поэтому он оправдывает себя не только в учебнотренировочной работе со студентами. Его можно применять для исправления технических и тактических недочетов, выявленных на соревнованиях.

Игровой метод приносит студентам удовлетворение своим острым соревновательным моментом, преодолением трудностей, встречающихся в ходе игры (нахождение КП, потеря ориентировки, правильного выбора пути и т.д.), дарит радость побед и успехов. Все это позволяет воспитывать уверенность в себе. Непреложным условием является здесь посильность игры. Слишком трудная игра может привести к совершенно противоположному эффекту.

Игровой метод близок к соревновательному методу. Различие состоит в том, что при соревновательном методе применяют основное упражнение (т.е. бег с ориентированием согласно правил соревнований), а при игровом методе - подводящие упражнения.

Участие в играх и соревнованиях по ориентированию на местности посильно юношам начиная с 8-9 летнего возраста, а студентам колледжа тем более...

Игры по ориентированию целесообразно использовать следующим образом.

1. Физкультура и спорт.

- на занятиях физической культуры для развития выносливости;

- на тренировочных занятиях секций туризма и спортивного ориентирования - для обучения ориентированию, развития физических качеств и выполнения нормативов;

- для проведения массовых физкультурных мероприятий и праздников в парках и на пригородных ландшафтах (день здоровья, туристский слет, день туризма и т.д.).

Лучше всего для этого подходят игры, по следующим причинам:

- возможность занятия всех участников одновременной и интенсивной деятельностью;

Теория и методика физического воспитания

139

- точное соответствие продолжительности с намеченным планом: все участники стартуют в короткий период (общий или групповые старты) и приходят к финишу в определенное организаторами игры время (имеется и контрольное время);

- каждый имеет возможность выбора пути движения соответственно своим приобретенным знаниям, умениям и способностям;

- наличие гарантии безопасности: в первую очередь в командах и гонках патрулей (имеющих опыт в индивидуальном старте).

В студенческих организациях (ВУЗы, колледжи).

- для проверки умений и знаний, и для закрепления полученных знаний по ориентированию на местности;

- для подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию;

- на занятиях по ОБЖ, БЖД в учебных заведениях для закрепления приобретенных умений и навыков в прогулках и походах выходного дня.

Список литературы:

1. Былева Л.В. и др. Подвижные игры: учеб. пособие для институтов физич. культуры. - 4-е, перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. -208 с.

2. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: уч.-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 328 с.

3. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии: учеб. пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 72 с.

РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

© Рыбкина В.Н.* *, Зайцев Е.П.*

Московский филиал Российской международной академии туризма,

г. Москва

В данной статье речь идет о том, что с включением предмета «Физическая культура» в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин была поставлена задача - повысить уровень образованности будущего специалиста.

* Доцент кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Мастер спорта СССР.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков и гуманитарных дисциплин, Заслуженный путешественник России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.