Важными по значению для специалиста есть формирование информационно-коммуникационных компетенций, таких как свободный обмен информацией, организация документальных потоков, образование и эффективное использование документоведческих сайтов. Обеспечение мотивации к таким компетенциям предвидит изучение широкого круга тем и разделов: «Коммуникационный процесс как общественная функция информационноаналитической деятельности», «Виды коммуникаций, их взаимодействие в коммуникационном пространстве», «Управление коммуникационными процессами», «Организационные аспекты управления информационными ресурсами», «Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития информационного общества» и др.
Как видим, формирование профессиональных компетенций документове-дов является не только актуальной проблемой, но и имеет широкое поле реализации на примере преподавания дисциплин документоведческого направления, в частности, «Информационно-аналитической деятельности». Считаем, что компетентностный подход в преподавании таких дисциплин значительно улучшит профессиональную подготовку будущих документоведов и аналитиков, ответит на острую социальную потребность общества в универсальных специалистах, документоведах-управленцах.
М. П. Звидрина
Разнообразие специализаций аналитиков и профессиональных требований к ним
Раскрывается многообразие специализаций внутри данной сферы деятельности. Приводится подробное описание профессиональных, технических и персональных требований рынка вакансий к аналитику. Выявлены профессиональные компетенции, востребованные работодателями на рынке труд, общие для всех аналитиков, а также специализированные требования на примере аналитика компьютерных технологий.
Ключевые слова: аналитик, профессия, дифференциация, рынок вакансий, компетенции, должностные обязанности.
Должность «аналитик» сегодня широко распространена, поскольку осознана необходимость не просто принимать информацию как должное, но и отбирать, обрабатывать, анализировать и синтезировать ее для дальнейшего практического использования.
Основные ступени развития профессии. Чтобы рассматривать современное состояние профессии «аналитик», важно увидеть основные этапы ее становления. Рождение аналитики подробно рассмотрено в книге
Г. Ф. Гордукаловой, где установлена хронологическая точка ее методического рождения - написание Аристотелем книг «Первая аналитика», «Вторая анали-
тика»1. В названных и других работах Органона Аристотель предложил наименование области деятельности, отделил ее от собственно исследовательской работы, от творческого процесса размышления или умосозерцания человеком внешнего мира.
Аристотель писал об аналитике как отдельной методике получения истинных выводов, закладывая основы получения выводного знания на основе анализа предшествующего. С тех пор приемы количественные и содержательные приемы анализа совершенствовались, усложнялись и дифференцировались в зависимости от сферы применения аналитического подхода - классификационные, библиографические, библиометрические, формальнологические. В данном случае важны не столько исторические этапы, сколько те методологические ступени, благодаря которым постепенно аналитика «взрослела», чтобы стать самостоятельным, профессионально обособленным и общепринятым явлением.
На основе изучения истории информационно-аналитической деятельности был сделан вывод о трех ключевых точках в развитии профессии аналитика:
1. Формирование основных постулатов получения выводного знания с последующим длительным накоплением отраслевого и общенаучного опыта анализа информации об объекте.
2. Профессиональное обособление аналитической деятельности в 19601980-е гг. с формированием в мире более 200 серий обзорно-аналических журналов, появлением аналитических центров.
3. Превращение информационной аналитики в наиболее эффективный способ семантического свертывания информации в последующие два десятилетия.
Современное состояние профессии. Для текущего этапа развития аналитической деятельности характерны качественно новые профессиональные требования к аналитику - разумное сочетание компьютеризированной и интеллектуальной обработки данных, строгое проектирование технологических схем анализа, наличие практических рекомендаций, реальный переход от анализа к анализу и синтезу информации.
Слово «анализ» происходит от древнегреческого ауаХши;, что означает вычленение из целого его отдельных составляющих. Ориентация только на анализ была бы явно недостаточной в современных условиях. В этой связи и появился в 1960-е гг. в нашей профессиональной лексике сложный термин «аналитико-синтетическая переработка информации», но широкое практическое освоение методик анализа-синтеза следует связывать с современным разнообразием аналитической продукции и глубоким проникновением аналитики в сферы образования, управления, бизнес-процессы. Именно этот фактор спо-
1 Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация: учеб.-практ. пособие. СПб.: Профессия, 2009. С. 8-14.
собствовал резкому наращиванию спроса на аналитиков разной специализации на рынке труда.
Для того, чтобы видеть профессиональные компетенции информационного аналитика - аналитика универсального профиля, важно проследить многообразие специализаций в профессии в целом. В этой связи на кафедре информационной аналитики СПбГУКИ была создана в 2011 г. и поддерживается студентами третьего курса в актуальном состоянии база данных «Вакансии аналитика в Санкт-Петербурге».
Основная задача ведения базы данных - мониторинг рынка труда для учебного процесса, для конкретизации профессиональных компетенций аналитиков разной специализации и паспортизации профессии. Она позволяет своевременно реагировать на появление новых требований рынка труда к аналитику, прослеживать бурный процесс дифференциации профессии.
Например, в период до 2005 г. ежемесячное число вакансий в открыто размещенных рекламных сообщениях исчислялось в Санкт-Петербурге единицами, а вариации были незначительными - аналитик, биржевой аналитик, аналитик-маркетолог.
После 2005 г. появились вакансии на весьма экзотические специализации и должности, например, спам-аналитик, товаровед-аналитик, кредитный аналитик, РЯ аналитик и др.
По состоянию на сентябрь 2011г. фиксировалось для петербургского рынка труда до 16 вакансий еженедельно. Их анализ показал, что профессия «аналитик» в этот уже кризисный год была наиболее востребована в двух масштабных областях хозяйственной деятельности - в сфере бизнеса и для задач информационных технологий.
Бизнес-аналитика стала необходимой при анализе деятельности конкретной компании, ее сегмента рынка, потенциальных клиентов и др. Уже отчетливые требования работодатели предъявляли к маркетологу-аналитику, финансовому аналитику, инвестиционному аналитику.
В области компьютерных технологий также сложился широкий набор специализаций этой профессии - «системный аналитик», «ГГ аналитик», «вирусный аналитик», «аналитик информационной безопасности». Ранее фиксировались вакансии на весьма неожиданные специализации - «спам-аналитик», аналитик портала, аналитик технологий управления знаниями и даже «лаборант-аналитик». Главное отличие приведенных специализаций в профессии заключается в методах и технологиях, которые применяются для анализа профильной информации об объекте.
Ожидалось, что в сентябре 2012 г. поток рекламных сообщений о вакансиях резко снизится на фоне кризисных ситуаций или признаков снижающихся темпов развития во многих странах, включая Японию и Китай. Кроме того, постоянно подвергаются обсуждению несбывшиеся прогнозы аналитиков о развитии макроэкономического кризиса. Оказалось, что микроэкономика реагирует иначе на ситуацию: в сентябре 2012 г. выявлено более 200 объявлений
о вакансиях для аналитиков разной специализации. Это явление следует еще всесторонне осмыслить.
Различия профессиональных компетенций для аналитиков разной специализации. С 2003 г. на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ в рамках образовательного стандарта студентов готовят по квалификации «аналитик информационных ресурсов». Данное направление подготовки сохранилось и в новом образовательном стандарте для бакалавров. В связи с этим остро стоит вопрос определения круга профессиональных компетенций аналитика универсального профиля. Чтобы решить эту задачу важно сопоставить основные компетенции аналитиков разной отраслевой направленности. В данном случае мы исходим исключительно из требований работодателей в объявленных ими вакансиях.
Для выполнения этой задачи избраны те названные области, в которых наиболее востребована профессия аналитика. Собранный студентами кафедры массив объявлений о вакансиях за один месяц и оформленный в виде книги Microsoft Excel, которая позволяет фильтровать данные по разным признакам. Тексты рекламных объявлений исследованы по выбранным индикаторам: требования к образованию; необходимый опыт работы; предлагаемые обязанности; необходимые профессиональные компетенции. По этим индикаторам были составлены таблицы, позволяющие выделить универсальные и специализированные требования к аналитикам разной отраслевой принадлежности. На этой основе были получены следующие результаты:
1. Необходимое образование
Поскольку профессия аналитика предполагает значительную меру ответственности за результаты анализа и синтеза информации, во всех рассмотренных вакансиях обязательным требованием является высшее образование в области аналитики, статистики, маркетинга, финансов или математики. Это связано с тем, что кандидат на должность аналитика должен иметь представление о специфике этой работы, а также должен быть знаком с методами мониторинга, анализа, расчета и прогнозирования, чему и должны обучать студентов на соответствующих факультетах. В некоторых специализированных областях на первый план выступают знания математики, бухгалтерии, химии, поэтому приоритет отдается высшему образованию в этих областях. Тем не менее, такое требование как «аналитический склад ума» упоминается в каждой вакансии.
2. Необходимый опыт работы
Во всех рассмотренных вакансиях главным требованием к кандидатам на должность аналитика является наличие опыта работы на аналогичной должности. Минимальный опыт работы - от 1 до 4 лет в зависимости от работодателя, в среднем требуемый опыт работы по специальности - 2 года. Соответственно, молодой специалист, только что окончивший институт, пусть и по специальности, имеет меньше шансов получить желаемую вакансию. Однако в сети были объявления на вакансию «аналитик-стажер». Интересно, что некоторые
компании ожидают кандидата не только с опытом работы на аналогичной должности, но и с опытом работы в определенных компаниях.
3. Обязанности
Все разнообразие должностных обязанностей аналитиков можно подразделить на несколько общих групп:
- разработка и внедрение системы показателей, отражающих и позволяющих проанализировать работу организации в целом либо одной из ее функциональных структур;
- мониторинг данных параметров с различной периодичностью (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) с представлением результатов (иногда графическим) в виде отчетов руководству;
- выявление причин неуспеха в работе компании в целом либо одной из ее функциональных структур, разработка системы мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем;
- выполнение прогнозов по отдельным показателям деятельности компаний, а также прогнозирование результатов работы компании в целом.
Соответственно, аналитик должен уметь оперативно находить необходимую информацию об анализируемом объекте, знать и выбирать наилучшие приемы ее структурирования, знать методы и технологии анализа и синтеза информации, формулы расчета необходимых параметров на основе полученных данных об объекте.
4. Необходимые профессиональные компетенции
Разнообразие сфер, в которых требуется специалист-аналитик, обуславливает разнообразие знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на данной должности. Итогом изучения требований к соискателям на должность аналитика в разных фирмах, а также изучения заявленных обязанностей, присущих такой должности, были определены две группы профессиональных компетенций аналитика: общие и специализированные по отраслям. Общими профессиональными компетенциями аналитика должны обладать аналитики любой сферы деятельности. Компетенции, специализированные по отраслям, востребованы только в узкой области.
Две данных группы делятся на три подгруппы: профессиональные компетенции (например, знание техник составления прогнозов - для общих, а умение составлять бизнес план - для специализированных компетенций); технические компетенции (знание ПК - для общих, знание 1С - для специализированных); персональные компетенции (аналитический склад ума - для общих, умение выступать перед публикой - для специализированных).
Таким образом, общая схема профессиональных компетенций, которые востребованы на сегодняшний день в профессии аналитика, может быть представлена в следующем виде:
Общие
профессиональные
технические
персональные
Профессиональные компетенции аналитика
Специализированные по отраслям
профессиональные
технические
персональные
На основе данной схемы и приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что аналитики какой-либо сферы деятельности компании должны обладать всеми общими профессиональными компетенциями аналитика, но помимо этого также должны обладать некоторыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для работы конкретно в этой сфере деятельности компании. В этой связи рассмотрим профессиональные компетенции аналитика компьютерных технологий:
1. Необходимое образование
Все вакансии, предлагающие должность аналитика информационных технологий, имеют одним из главных требований высшее техническое образование только в области компьютерных технологий или математики, что обусловлено узкой спецификой данной профессии.
2. Необходимый опыт работы
Большинство из изученных объявлений о вакансиях аналитиков компьютерных технологий не содержит описания о требуемом опыте работы, что скорее всего, компенсируется большим списком требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям соискателя. В тех вакансиях, где необходимый опыт работы был указан, он составляет минимум 1 год.
3. Обязанности
Все обязанности аналитиков компьютерных технологий можно обобщенно представить следующим образом:
1. Мониторинг состояния информационных технологий компании, выявление возможностей их модернизации в зависимости от нужд пользователей.
2. Модернизация информационных технологий компании, поддержка пользователей по вопросам использования модернизированной системы.
3. Анализ сбоев работы системы, принятие превентивных мер во избежание подобных сбоев в будущем.
В некоторых случаях необходимо составление описаний и сопроводительной документации для новых информационных систем (или их частей), созданных аналитиком.
4. Профессиональные компетенции
Общими требованиями для всех соискателей на вакансии группы аналитиков в области компьютерных технологий являются:
- Знание программирования;
- Знание технического английского языка.
- Знание государственных и отраслевых стандартов в области информационных технологий.
Все остальные требования сугубо специфичны и зависят от того, с какой целью компания-работодатель приглашает аналитика компьютерных технологий:
а. Для поддержания работы компьютерной сети внутри компании (например, знание ОС Windows)
б. Для разработки информационных продуктов для продажи (например, знание ОЕО, ЦМЪ, ИРМЫ, ГОЕР1, 8рЬ)
На основе приведенных и формализованных сведений можно сделать вывод о том, что аналитики в области компьютерных технологий должны обладать рядом специфических профессиональных компетенций, не присущих профессии аналитика в целом (программирование, технический английский, умение подготовки технической документации по проектам и др.). В целом же, задачи аналитика компьютерных технологий сводятся к тем же основным обязанностям, что и задачи аналитика универсального профиля:
1. Мониторинг состояния определенной области.
2. Поиск полезных практик.
3. Предложение по совершенствованию данной области.
4. Информационный контроль за выполнением рекомендаций.
5. Анализ неуспешной реализации рекомендаций и принятие превентивных мер.
6. Экспресс-анализ объекта по текущим запросам.
Соответственно, в какой бы области не работал аналитик, ему понадобятся:
- знание о тематической структуре и специфике избранной сферы деятельности,
- знание информационных ресурсов отрасли,
- аналитический склад ума, самостоятельное и изобретательное мышление,
- способность нести ответственность за свои технологические решения (выбор методов анализа, алгоритмизация аналитической технологии под определенный тип запросов),
- ответственность за конечные рекомендации заказчикам и пользователям обзорно-аналитической продукции.
Помимо этого для соискательства должности аналитика необходимы качественное высшее образование по специальности и опыт работы, что в целом определяет специфику данной профессии как высокоинтеллектуальной, а также активно востребованной на рынке вакансий.