Научная статья на тему '«Бизнес-аналитик» как современный востребованный профессиональный стандарт на рынке труда'

«Бизнес-аналитик» как современный востребованный профессиональный стандарт на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3034
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бизнес-аналитика / инновации / финансовый анализ / стандарты высшего образования / профессиональные компетенции / business-analytics / innovation / financial analysis / standards of the higher professional training / professional skills and competence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Наталия Александровна

В мировой экономике наблюдаются общие закономерности и тенденции, в том числе проблемы и предпочтения на рынке труда и соответственно в сфере образовательных услуг. В условиях роста конкуренции и усиления влияния международных факторов на экономику ведущая роль в инновационном подъеме государств отводится системе профессионального образования. Его целью является подготовка высококвалифицированных, востребованных экономикой кадров, способных воплощать лучшие идеи в научные проекты и практику бизнеса. Автор рассматривает бизнес-анализ как современный тренд высшего профессионального экономического образования нового поколения, обосновывает инновационные аспекты магистерской программы по бизнес-анализу, формирующие важнейшие квалификационные характеристики современных востребованных профессий финансового аналитика и бизнес-аналитика. В этой связи автор отражает основные конкурентные преимущества профессии бизнес-аналитика, а также объективную потребность в формировании профессионального стандарта «Бизнес-аналитик».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казакова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Analyst as a Modern Professional Standard which is in Demand in the Labour Market

In the global economy, there are common patterns and trends, including problems and preferences in the labour market and in the area of educational services accordingly. In the light of growing competition and the increase of infl uence of international factors on the economy, the leading role in the innovational rise of states is played by a system of vocational education. Its purpose is to prepare highly skilled staff who are in-demand in the economy and who are capable of implementing the best ideas in scientifi c projects and business practices. The author considers business-analysis as the contemporary trend of higher professional economic education of the new generation. The innovative aspects of the master program for the business analysis which are forming the most important qualifi cation characteristics of modern demanded professions of the fi nancial analyst and business analyst are proved in the article. In this respect, the author justifi es and refl ects the main competitive advantages of the profession of a business analyst, as well as an objective need for the formation of a professional standard which is “business analyst”.

Текст научной работы на тему ««Бизнес-аналитик» как современный востребованный профессиональный стандарт на рынке труда»

УДК 658.1

«Бизнес-аналитик» как современный востребованный профессиональный стандарт на рынке труда

КАЗАКОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия E-mail: axd_audit@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В мировой экономике наблюдаются общие закономерности и тенденции, в том числе проблемы и предпочтения на рынке труда и соответственно в сфере образовательных услуг. В условиях роста конкуренции и усиления влияния международных факторов на экономику ведущая роль в инновационном подъеме государств отводится системе профессионального образования. Его целью является подготовка высококвалифицированных, востребованных экономикой кадров, способных воплощать лучшие идеи в научные проекты и практику бизнеса. Автор рассматривает бизнес-анализ как современный тренд высшего профессионального экономического образования нового поколения, обосновывает инновационные аспекты магистерской программы по бизнес-анализу формирующие важнейшие квалификационные характеристики современных востребованных профессий финансового аналитика и бизнес-аналитика. В этой связи автор отражает основные конкурентные преимущества профессии бизнес-аналитика, а также объективную потребность в формировании профессионального стандарта «Бизнес-аналитик».

Ключевые слова: бизнес-аналитика, инновации, финансовый анализ, стандарты высшего образования, профессиональные компетенции.

Business Analyst as a Modern Professional Standard which is in Demand in the Labour Market

NATALIYA А. KAZAKOVA,

Doctor of Economics, Professor, the Head of the Business Analysis Department, Plehanov's Russian Economic University, Moscow, Russia E-mail: axd_audit@mail.ru

ABSTRACT

In the global economy, there are common patterns and trends, including problems and preferences in the labour market and in the area of educational services accordingly. In the light of growing competition and the increase of influence of international factors on the economy, the leading role in the innovational rise of states is played by a system of vocational education. Its purpose is to prepare highly skilled staff who are in-demand in the economy and who are capable of implementing the best ideas in scientific projects and business practices. The author considers business-analysis as the contemporary trend of higher professional economic education of the new generation. The innovative aspects of the master program for the business analysis which are forming the most important qualification characteristics of modern demanded professions of the financial analyst and business analyst are proved in the article. In this respect, the author justifies and reflects the main competitive advantages of the

profession of a business analyst, as well as an objective need for the formation of a professional standard which is "business analyst".

Keywords: business-analytics, innovation, financial analysis, standards of the higher professional training, professional skills and competence.

ВХХ1 в. социально-экономическое пространство постепенно превращается в глобальную мировую экономику, что ведет к усилению влияния «мегарисков» на финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Влияние глобальных экономических процессов проявляется в интернационализации бизнесов, рынков труда и капитала, внедрении единых международных стандартов качества продукции, информации, учета, финансового контроля, аудита, системы оценочных микро- и макроэкономических показателей-индикаторов.

Сегодня международная экономика и бизнес испытывают проблемы, связанные с проявлением общих закономерностей и тенденций, в том числе с изменением потребностей работодателей на рынке труда и соответственно в сфере образования и подготовки кадров.

Усиление конкуренции и влияния международных факторов на экономику требуют объединения усилий ведущих мировых образовательных центров для повышения качества профессионального академического и прикладного образования. В сложных экономических условиях наша общая задача — обеспечить выпуск высококвалифицированных кадров, востребованных не только национальной, но и мировой экономикой, способных воплощать лучшие идеи в научные проекты и практику бизнеса.

В России на рынке труда на фоне постоянного роста вакансий наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что вызвано произошедшими за годы реформ глобальными деформациями профессиональной структуры трудовых ресурсов. Чтобы сократить создавшийся дисбаланс, прежде всего необходимо повысить уровень «креативности» современных кадров. Этого можно достичь формированием у студентов аналитического мышления и востребованных профессиональных компетенций на основе освоения разнообразных

дисциплин экономического анализа, включающих финансовую и управленческую бизнес-аналитику [1].

Информация по праву считается специфическим товаром и уникальным нематериальным активом, определяющим конкурентоспособность компании. Ее наличие или отсутствие бывает решающим в ходе деловых переговоров или сделки. Но приобретение информации является только первым шагом, за которым следует ее анализ и извлечение необходимых данных. Именно поэтому сегодня анализ превратился в креативный вид управленческой деятельности. Его функции распространяются на все сферы и бизнес-процессы: маркетинг, систему управления качеством, ассортиментные программы, инвестиции, управление персоналом, производственный и финансовый менеджмент. Российская экономика, бизнес, наука, государственное управление нуждаются в современных кадрах финансовых и бизнес-аналитиков, занимающихся информационно-аналитической поддержкой и обоснованием принятия управленческих решений [2, 3].

Должность аналитика становится все более престижной и денежной в банковском секторе, холдингах, департаментах стратегического развития, государственных корпорациях. Развивающаяся сфера консалтинговых услуг, в том числе оценочный бизнес, различные виды аудита, саморегулируемые организации нуждаются в специалистах по финансовому анализу [4, 5].

Результаты проведенных исследований ведущих экономических журналов показывают высокую востребованность аналитических кадров (см. рисунок). По данным рейтинга профессий, проводимого аналитиками журнала «Абитуриент»1, в число редакторов и авторов которого входят российские управленцы и журналисты, профессия «финансовый аналитик»

1 Абитуриент. URL: http://edunews.ru/magazine/ (дата обраще-

ния: 05.03.2016).

Компании, планирующие взять в штат бизнес-аналитика; 39% г

Крупный бизнес, 20% компаний имеют в штате должность

Малый и средний бизнес —компании,

применяющие программный анализ 9%

Востребованность и перспективность профессии бизнес-аналитика по результатам обследования российских компаний

заняла 6-е место из 20 самых высокооплачиваемых и востребованных в России.

По оценкам экспертов кадрового агентства «Юнити»2, за прошлый год произошло удвоение числа вакансий бизнес-аналитиков. Уровень заработной платы их колеблется в пределах от 45 до 150 тыс. руб. в месяц, а специалисты с 5-летним стажем претендуют на 150-200 тыс. руб. в месяц. При этом рынок кандидатов очень узок и сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно здесь находятся головные структуры большинства компаний3.

По мнению экспертов хедхантинговых компаний, бизнес-аналитики наиболее востребованы в банковском и инвестиционном секторах, в финансовых корпорациях и топливно-энергетическом комплексе. Кроме того, высокая востребованность данных специалистов имеется в компаниях-интеграторах, занимающихся полным циклом автоматизации и модернизации процессов компаний-заказчиков. «Бизнес-аналитики становятся принимающими на себя многообразные роли в организации, по мере того, как руководители признают важность

2 Кадровое агентство «Юнити». URL: http://www.uniti.mfo/ (дата обращения: 05.03.2016).

3 Зарплатомер. 2014. № 4(64). Апр. URL: http://www. zarplatomer.ru/?id=67 (дата обращения: 05.03.2016).

управления бизнес-процессами», — сказал Марк Башрум (Mark Bashrum), вице-президент по маркетингу и стратегической разведке в компании ESI International4 (мировой лидер, одним из направлений подготовки специалистов которого является бизнес-анализ).

Если говорить о тенденциях развития профессии бизнес-аналитика, то можно привести мнение профессионала в этой области. Аарон Виттенбергер (Aaron Whittenberger), бизнес-аналитик из Цинциннати (штат Огайо, США), консультант в области бизнес-анализа, имеющий 27-летний опыт в сфере бизнеса, один из ведущих специалистов по бизнес-анализу и сертификации профессионалов в области бизнес-анализа в Международном институте бизнес-анализа (IIBA®)5 выделил несколько ключевых тенденций:

1. В перспективе востребованность бизнес-аналитиков будет возрастать, так как управление бизнесом становится все более сложным.

2. Бизнес-анализ продолжает превращаться в профессию с быстрым карьерным ростом.

4 Компания ESI International. URL: http://www.esi-intl.com/ (дата обращения: 05.03.2016).

5 IIBA® — International Institute of Business Analysis. URL: http://www.iiba.org/ (дата обращения: 05.03.2016).

3. Происходит все большее сближение профессий бизнес-аналитика, системного аналитика, организатора и контролера бизнес-процессов.

4. В малых и средних организациях бизнес-аналитики выполняют функции руководителей проектов.

5. Бизнес-аналитики будут играть решающую роль в обосновании решений и реализации инвестиционных проектов.

В ответ на эти вызовы современной экономики система высшего образования стимулирует университеты к созданию востребованных магистерских программ, обеспечивающих формирование у будущих кадров необходимых профессиональных компетенций — способность отбирать и консолидировать информацию, выполнять всесторонний экономический анализ проблемы, позволяющие обосновывать тактические и стратегические действия ком-пании6 [6].

Американский экономист, профессор Чикагского университета, член Национальной академии наук США, нобелевский лауреат 2013 г. Ларс Питер Хансен (Lars Peter Hansen), выступая на конференции в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации 25.03.2015, посвятил целую лекцию о значимости экономического анализа в современных исследованиях в области экономики и финансов, включая необходимость использования комплексных подходов в финансовых прогнозах для формирования достоверных оценок в условиях неопределенности, в том числе математико-статистических, качественных, эвристических методов поведенческой экономики.

Безусловно, любой анализ является субъективным, но он основывается на определенной доказательной научно-методической базе, а количественные расчеты должны дополняться результатами экспертных оценок, поскольку в условиях неопределенности и рисков значительно повышается роль личности и эмоционального интеллекта в обосновании принятия правильных решений [7, 8].

6 См.: Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики». URL: http: www.hse.ru (дата обращения: 05.03.2016); Парижская школа экономики. URL: http://www. parisschoolofeconomics.eu (дата обращения: 05.03.2016).

Современная система подготовки кадров с высшим образованием предполагает три уровня формирования профессиональных аналитических компетенций.

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (далее — РЭУ) первый уровень формируется в рамках бакалавриата, обеспечивая формирование базовых аналитических компетенций на основе изучения таких дисциплин, как «Экономический анализ», «Финансовый анализ», «Управленческий анализ».

Второй, более высокий, уровень подготовки аналитических кадров реализуется на магистерской программе «Финансовая и управ -ленческая бизнес-аналитика», целью которой является овладение методикой и методологией проведения научных исследований по актуальным направлениям экономического анализа, навыками самостоятельной исследовательской работы, микроэкономического и макроэкономического анализа и моделирования с применением современных инструментальных средств, формирования прогнозов развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне.

Актуальность дисциплин финансовой бизнес-аналитики связана с тем, что в условиях глобальной интеграции мировых экономик финансовый анализ становится международным языком бизнеса. Он является необходимым условием цивилизованных отношений между компаниями-партнерами, служит обоснованием принимаемых решений на различных уровнях управления. Способность принимать экономически обоснованные решения очень важна как для частного бизнеса — предпринимателей, руководителей предприятий и организаций, так и для государственных служащих, от которых зависит эффективность использования бюджетных средств. Для того чтобы повысить экономическую устойчивость бизнеса и эффективность управления, необходимо анализировать и оценивать свою работу в перспективе, решать финансовые вопросы и принимать управленческие решения с точки зрения значимости их влияния на возможные изменения в будущем.

Обучение студентов универсальным подходам к формированию и использованию в аналитической практике информационных

систем учетно-отчетных данных, навыкам выбора аналитического инструментария должно способствовать как развитию бизнеса, так и возрождению экономической культуры российских компаний. Особое внимание уделяется практическому анализу с целью приобретения умения правильно интерпретировать результаты и их значение для повышения эффективности управления экономикой и конкретным бизнесом. Этому способствует включение в программу специального курса практического компьютерного анализа.

Наличие степени магистра за рубежом считается необходимым минимальным требованием к образовательному уровню большинства сотрудников в крупном бизнесе, учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и консалтинговых агентствах, а также на руководящих должностях в правительственных организациях.

Основными конкурентными преимуществами магистерской программы «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика» можно назвать то,что:

1) она ориентирована на потребности новой экономики и современной кадровой политики в области бизнес-анализа: профессия бизнес-аналитика — одна из самых высокооплачиваемых и востребованных профессий в мире;

2) она востребована на российском рынке образовательных услуг в силу актуальности, новизны и недостаточности образовательных программ по подготовке финансовых и управленческих бизнес-аналитиков;

3) профессиональный цикл дисциплин имеет настраиваемый блок по выбору магистрантов, что максимально учитывает их интересы к определенным направлениям аналитической деятельности;

4) программа обеспечивает стартовый интеллектуальный капитал для академической и научной карьеры;

5) программа дает возможность участия в международных проектах и стажировках в университетах Европы и США, получения двойного и тройного диплома.

В настоящее время по магистерской программе «Финансовая и управленческая бизнес-аналитика» обучаются 48 человек.

На протяжении 3 лет наблюдается положительная динамика спроса на программу. Среди контингента обучающихся, поступивших для получения знаний по этой программе, 50% составляют выпускники РЭУ, в том числе выпускники факультетов бизнеса, маркетинга, финансового. Остальные магистранты — выпускники других более 20 вузов, в том числе конкурентов РЭУ, имеющие не только финансовое образование (30%), но и техническое, в основном по информационным технологиям (выпускники МГТУ им. Н. Э. Баумана и ряда региональных вузов). Все магистранты в настоящее время либо уже работают, либо в перспективе связывают свою профессиональную карьеру с бизнес-аналитикой. Магистранты работают в банковской сфере, в аудиторских компаниях, в консалтинговых компаниях, в подразделениях государственных корпораций, связанных с маркетингом, разработкой и обоснованием инвестиционных проектов, стратегическим анализом и т.п. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, имеют публикации в научных изданиях, в том числе в Сборнике научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов кафедры анализа хозяйственной деятельности «Синергия учета, анализа и аудита — основа эффективного управления мировой экономикой», выступают на Плехановских чтениях, многие из них планируют поступать в аспирантуру.

Все дисциплины профессионального цикла магистерской программы являются авторскими специальными курсами, обеспеченными учебной литературой, прошедшей рецензирование и получившей рекомендации учебно-методических объединений и профессионально-общественных организаций, а также специалистов-практиков. Кроме того, специальные дисциплины профессионального цикла прошли первоначальную апробацию в рамках программ повышения квалификации руководителей и специалистов Федеральной таможенной службы, аудиторов и др.

Магистерская программа обеспечивает профессиональную и кадровую поддержку инновационного, корпоративного бизнеса, государственного управления и российской науки,

поэтому ее вполне можно назвать инновационной на российском рынке образовательных услуг. Она формирует научно-теоретическую и практическую базу знаний у будущих финансовых и бизнес-аналитиков, необходимую для успешной аналитической работы в управлении бизнесом и государством. Наши научно-педагогические кадры — доктора и кандидаты наук, высококлассные специалисты-практики — обеспечивают востребованность магистров в крупном и корпоративном бизнесе, государственном управлении, органах налогового и финансового контроля, контрольно-счетных палатах, на рынке ценных бумаг, а также в многочисленных компаниях, оказывающих консалтинговые услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, финансовому анализу, налоговому консультированию, оценке стоимости бизнеса [4, 5].

Третий уровень подготовки аналитиков — это образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации в рамках аспирантуры по направлению «Экономика», научной специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика», разд. 2 «Экономический анализ». Кафедра анализа хозяйственной деятельности РЭУ готовит кандидатов и докторов экономических наук, в том числе иностранных. Научные исследования соответствуют приоритетным направлениям научной деятельности университета:

1. Стратегический и ситуационный (оперативный) анализ деятельности экономических субъектов с учетом их специфики.

2. Развитие концептуальных основ финансового анализа, финансовый анализ по российским и международным стандартам, повышение качества и релевантности финансовой отчетности как информационной базы анализа и контроля бизнес-процессов.

3. Инструментарий аналитического обоснования, информационно-методическое обеспечение анализа и контроллинга эффективности функционирования и развития хозяйствующих субъектов с учетом их специфики [холдингов, приоритетных видов деятельности, государственных (муниципальных) учреждений], а также использования бюджетных средств.

В рамках учебного плана подготовки аспирантов кафедра анализа хозяйственной деятельности РЭУ читает две дисциплины: «Сов-

ременные концепции и прикладные исследования в области экономического анализа и контроля» (для всех программ по направлению «Экономика») и дисциплину специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» в части разд. 2 «Экономический анализ» и разд. 3 «Аудит, контроль, ревизия» Паспорта специальностей ВАК при Минобрнауки России.

Таким образом, мы полностью поддерживаем мнение наших коллег из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации профессора В. И. Бариленко и профессора М.В. Мельник в том, что объективно назрела потребность в формировании профессионального стандарта «Бизнес-аналитик». Для этого сегодня существуют безусловные предпосылки, обоснованные в работах [8-10].

Во-первых, для повышения креативности современных кадров информационно-аналитический вид деятельности включен как обязательный в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» для всех трех уровней подготовки кадров.

Во-вторых, на рынке труда продолжает сохраняться высокая востребованность кадров, получивших диплом по комплексной специальности/профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»7. Спрос на эту профессию стабилен на протяжении более 20 лет ее существования и не сокращается в период кризиса. Поэтому утверждение в 2015 г. профессиональных стандартов бухгалтера, контролера и аудитора подтверждает объективно назревшую необходимость разработки последнего, «связующего» стандарта аналитика в цепочке подготовки комплексного профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В-третьих, потребность в профессиональном стандарте доказывает высокий рейтинг профессии аналитика, которая сегодня, по данным ведущих кадровых агентств, является одной из наиболее перспективных и высокооплачиваемых в мире.

В-четвертых, в Паспорте специальностей ВАК при Минобрнауки России по направлению

7 Кадровое агентство «Юнити». URL: http://www.uniti.info/ (дата обращения: 05.03.2016).

«Экономика» в рамках научной специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» имеется самостоятельный разд. 2 «Экономический анализ», представленный обширной тематикой исследований более чем по 20 направлениям. Количество подготовленных кадров высшей квалификации по данному направлению с каждым годом растет.

В-пятых, бесспорно, актуальным является включение нового стандарта «Анализ финансовой отчетности» в состав новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, что обусловлено возросшей необходимостью формирования единой нормативно-методологической базы для унификации процедур анализа основных показателей финансово-хозяйственной

деятельности всех экономических субъектов. Это обеспечит повышение качества оценки и сопоставимость результатов анализа для всех заинтересованных пользователей, и прежде всего, эффективности государственного управления экономикой.

Современные образовательные программы, соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, а также соответствующим профессиональным стандартам, сегодня, бесспорно, будут определять конкурентоспособность российской системы высшего образования в рыночной среде и способствуют ее становлению в международном научном и образовательном пространстве.

Литература

1. Казакова Н.А. Проблемы реформирования высшего экономического образования и востребованность аналитических кадров в российской экономике в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 23. С. 15-19.

2. Казакова Н.А. Становление школы экономического анализа им. В.И. Петровой в стенах РЭУ им. Г.В. Плеханова // Лизинг. Технологии бизнеса. 2015. № 7. С. 58-64.

3. Казакова Н.А. О перспективных направлениях в экономическом образовании // Дизайн и технологии. 2010. № 18 (60). С. 73-79.

4. Донцова Л.В. О магистерских программах подготовки профессиональных аналитиков нового поколения // Журнал исследований по управлению. 2015. Т. 1. № 1. C. 31-48.

5. Казакова Н.А. Финансовая и управленческая бизнес-аналитика в программах высшего образования нового поколения // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 9. С. 30-35.

6. Климова Н.В. Экономический анализ: история и перспективы развития // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 23. С. 2-8.

7. Бариленко В.И. Подготовка бизнес-аналитиков // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 33. С. 42-47.

8. КазаковаН.А. Финансовый аналитик: есть должность, нет диплома // БухСтиль. 2008. № 1. С. 71-73.

9. Казакова Н.А. Предпосылки становления новой экономической специальности — аналитика // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7. С. 56-59.

10. Казакова Н. А. Бизнес-аналитика как мировой тренд на рынке труда в условиях глобализации экономических рисков // Международная экономика. 2015. № 7. С. 72-77.

References

1. Kazakova N. A. Problemy reformirovaniia vysshego ekonomicheskogo obrazovaniia i vostrebovannost' analiticheskikh kadrov v rossiiskoi ekonomike v usloviiakh krizisa [The problems of the reforms of higher professional economic education and the demand for the analytical personnel in the Russian economy under the conditions of crisis]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 23, pp. 15-19 (in Russ.).

2. Kazakova N. A. Stanovlenie shkoly ekonomicheskogo analiza im. V.I. Petrovoi v stenakh REU im. G. V. Plekhanova [The formation of the school of economic analysis by V.I. Petrova under the aegis of Plekhanov's Russian Economic University]. Lizing. Tekhnologii biznesa — Leasing. Technologies of business, 2015, no. 7, pp. 58-64 (in Russ.).

3.

4.

5.

6.

7.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.

Kazakova N.A. O perspektivnykh napravleniiakh v ekonomicheskom obrazovanii [On the promising trends in the economic education]. Dizain i tekhnologii — Design and technology, 2010, no. 18 (60), pp. 73-79 (in Russ.).

Dontsova L. V. O magisterskikh programmakh podgotovki professional'nykh analitikov novogo pokoleniia [On master programs dedicated to training professional analysts of the new generation]. Zhurnal issledovanii po upravleniiu — Management research magazine, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 31-48 (in Russ.).

Kazakova N.A. Finansovaia i upravlencheskaia biznes-analitika v programmakh vysshego obrazovaniia novogo pokoleniia [Financial and administrative business-analytics in the programs of professional higher education of the new generation]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 9, pp. 30-35 (in Russ.).

KlimovaN. V. Ekonomicheskii analiz: istoriia i perspektivy razvitiia [Economic analysis: history and the prospects for development]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 23, pp. 2-8 (in Russ.).

Barilenko V.I. Podgotovka biznes-analitikov [Training business-analysts]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 33, pp. 42-47 (in Russ.). Kazakova N.A. Finansovyi analitik: est' dolzhnost', net diploma [Financial analyst: there is a position, but there is no diploma]. BukhStil' — BuhStyle, 2008, no. 1, pp. 71-73 (in Russ.).

Kazakova N.A. Predposylki stanovleniia novoi ekonomicheskoi spetsial'nosti — analitika [The prerequisites of the formation of the new economic position — an analyst]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2008, no. 7, pp. 56-59 (in Russ.). Kazakova N.A. Biznes-analitika kak mirovoi trend na rynke truda v usloviiakh globalizatsii ekonomicheskikh riskov [Business-analyst as the world trend in the labor market under the conditions of the globalization of economic risks]. Mezhdunarodnaia ekonomika — International economics, 2015, no. 7, pp. 72-77 (in Russ.).

m КНИЖНАЯ ПОЛКА

Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю., Лосева О.В.

Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособие. М.: Финансовый университет, 2015. 633 с.

ISBN 978-5-7942-1279-2

Материал учебного пособия охватывает основные разделы дисциплин, определяющих базовый уровень компетенций выпускника вуза в сфере бухгалтерского учета, анализа и аудита. Здесь раскрываются экономические и правовые аспекты этой сферы, а также научно-прикладные исследования, разработки и направления по ее совершенствованию. Пособие предназначено для подготовки к итоговой государственной аттестации студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Экономика», представляет собой пакет материалов учебных курсов: «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Анализ финансовой отчетности», «Аудит». В основном тексте и приложениях пособия содержится материал, необходимый студентам и их дипломным руководителям при выполнении выпускных квалификационных работ. Каждая глава проиллюстрирована примерами и сопровождается подборкой рекомендаций.

Издается в авторской редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.