Научная статья на тему 'Исследование профессиональных требований рынка к аналитикам различных специализаций'

Исследование профессиональных требований рынка к аналитикам различных специализаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИК / ВАКАНСИИ / РЫНОК ТРУДА / МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / VACANCIES / LABOUR MARKET MONITORING / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Мария Павловна

Профессия аналитика информационных ресурсов востребована во всех отраслях рыночной экономики. Данная сфера профессиональной деятельности предполагает освоение широкого спектра знаний, умений и навыков, а также наличие определенного набора личных качеств. Требования к аналитикам варьируются в зависимости от сферы их деятельности. В данной статье выявляются требования рынка труда к специалистам-аналитикам на основе изучения массива рекламных сообщений о вакансиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the professional requirements of the market to the analysts of various specializations

The profession of an analyst of information resources is demand in all sectors of the market economy. The scope of professional activity involves the development of a wide range of knowledge, abilities and skills, as well as the existence of a specific set of personal qualities. Requirements analysts vary depending on the scope of their activities. In this article established the requirements of the labour market to the experts-analysts on the basis of the array of advertisements for job vacancies are.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных требований рынка к аналитикам различных специализаций»

УДК 331.5:004

М. П. Иванова

Исследование профессиональных требований рынка к аналитикам различных специализаций

Профессия аналитика информационных ресурсов востребована во всех отраслях рыночной экономики. Данная сфера профессиональной деятельности предполагает освоение широкого спектра знаний, умений и навыков, а также наличие определенного набора личных качеств. Требования к аналитикам варьируются в зависимости от сферы их деятельности. В данной статье выявляются требования рынка труда к специали-стам-аналитикам на основе изучения массива рекламных сообщений о вакансиях.

Ключевые слова: аналитик, вакансии, рынок труда, мониторинг, профессиональная компетенция, информация, информационные ресурсы

Maria P. Ivanova

Study of the professional requirements of the market to the analysts of various specializations

The profession of an analyst of information resources is demand in all sectors of the market economy. The scope of professional activity involves the development of a wide range of knowledge, abilities and skills, as well as the existence of a specific set of personal qualities. Requirements analysts vary depending on the scope of their activities. In this article established the requirements of the labour market to the experts-analysts on the basis of the array of advertisements for job vacancies are.

Keywords: analyst, vacancies, labour market monitoring, professional competence, information, information resources

Профессия «аналитик» приобретает широкое распространение в связи с переходом к информационной экономике и с многократным увеличением объема информации. Она востребована во всех областях научной и хозяйственной деятельности. В последнее десятилетие профессия аналитика существенно усложнилась и дифференцировалась.

С 2003 г. на библиотечно-информационном факультете в рамках образовательного стандарта студентов готовят по квалификации «аналитик информационных ресурсов»1. Данное направление подготовки реализуется и в новом образовательном стандарте для бакалавров. Для разработки паспорта компетенций важно сопоставить основные компетенции аналитиков разной отраслевой направленности. Задача данной статьи - выявить перечень профессиональных требований к аналитикам разных специализаций, которые уже сейчас предъявляют работодатели в объявленных ими вакансиях.

В исходный массив рекламных объявлений включены объявления о вакансиях для аналитиков любой специализации от всех учреждений города, размещенных в сети за сентябрь 2011 г.2 Для характеристики профессиональных требований к аналитикам разной специализации была создана база данных «Вакансии аналитика в Санкт-Петербурге» в виде книги Microsoft Excel,

позволяющая фильтровать данные по различным признакам в рамках следующих полей -наименование должности, обязанности аналитика, требования работодателя. Результаты представлены в таблице.

Частотный анализ названий вакансий и перечня должностных обязанностей, заявленных в объявлениях о работе, показывает, что профессия аналитика наиболее востребована в двух масштабных областях - в сфере бизнеса и экономики и в сфере информационных технологий. В первой группе вакансий выделяются такие специальности как маркетолог-аналитик, финансовый аналитик, бизнес-аналитик, товаровед-аналитик и т. п. В области компьютерных технологий также имеется широкий набор специализаций аналитика, например: системный аналитик, 1Т аналитик, «вирусный аналитик». Ранее фиксировались вакансии на весьма неожиданные специализации - «спам-аналитик», аналитик портала, аналитик технологий управления знаниями и даже «лаборант-аналитик». Главное отличие приведенных специализаций в профессии заключается в методах и технологиях, которые применяются для анализа профильной информации об объекте.

Для выявления требований рынка труда избраны области, в которых наиболее востребована профессия аналитика. Тексты рекламных

объявлений исследованы по выбранным индикаторам: требования к образованию; необходимый опыт работы; предлагаемые обязанности; необходимые профессиональные компетенции. По этим индикаторам были составлены таблицы, позволяющие выделить универсальные и специализированные требования к аналитикам разной отраслевой принадлежности. Кроме того, полученные данные сравнивались с выводами аналитического отчета, который был размещен в сети исследовательским центром «Аналитик» (Екатеринбург) под названием «Профессиограм-ма специалиста информационно-аналитической службы органа власти». Исследование проведено на основе опроса экспертов. В обобщающем обзоре А. В. Мозолиным и И. А. Разумовой определяется необходимый набор компетенций аналитиков для конкретной разновидности ин-формационно-аналических служб - созданных и активно работающих в региональных органах власти3. Предпринятое нами исследование охватывает те специализации аналитика, которые представлены в виде вакансий на региональном рынке труда (Санкт-Петербург). Получены следующие результаты:

Необходимое образование. Поскольку профессия аналитика предполагает значительную меру ответственности за результаты анализа и синтеза информации, во всех рассмотренных вакансиях обязательным требованием является высшее образование. Это требование уточняется в ряде объявлений, например, «высшее образование (аналитика, статистика, экономика либо в сфере, в которой работает компания)». Востребовано также высшее образование в области маркетинга, финансов, математики. Это связано с тем, что кандидат на должность аналитика должен иметь представление о специфике этой работы, а также должен быть знаком с методами мониторинга, анализа, расчета и прогнозирования, чему и должны обучать студентов на соответствующих факультетах. В некоторых специализированных областях на первый план выступают знания математики, бухгалтерии, химии, поэтому приоритет отдается высшему образованию в этих областях. Тем не менее такое требование, как «аналитический склад ума», упоминается в каждой вакансии. Интересно, что в «Профессиограмме...» главным качеством аналитика является не аналитический склад ума, а оперативность и креативность мышления.

Необходимый опыт работы. Во всех рассмотренных вакансиях главным требованием к кандидатам на должность аналитика является наличие опыта работы на аналогичной должности. Минимальный опыт работы - от 1 до 4 лет в

зависимости от работодателя. В среднем требуемый опыт работы по специальности - 2 года. Соответственно, молодой специалист, только что окончивший институт, пусть и по специальности, имеет меньше шансов получить желаемую вакансию. Однако в сети были объявления на вакансию «аналитик-стажер». Некоторые организации ожидают кандидата не только с опытом работы на аналогичной должности, но и с опытом работы в определенных компаниях.

Должностные обязанности. Набор обязанностей предельно широк:

1. Анализ товаров:

- сбор и анализ данных о продажах товара (выполнение плана, товарооборачиваемость);

- аналитика товарного запаса;

- анализ торгового ассортимента в разрезе клиентов, регионов, менеджеров;

- аудит товарного учета.

2. Анализ поставщиков товара:

- анализ закупок;

- анализ потенциальных поставщиков;

- анализ графиков поставок и требований производства.

3. Анализ клиентов и партнеров:

- анализ заявок покупателей, коммерческих предложений;

- контроль выполнения договорных обязательств;

- изучение целевой аудитории;

- составление адресных списков под конкретную цель с применением различных критериев отбора потенциальных клиентов;

- АВС-анализ.

4. Анализ цен и качества:

- изменение цен на товары;

- сравнение цен;

- сравнение оборудования.

5. Анализ работы предприятий:

- анализ неуспехов компании и разработка корректирующих действий;

- внедрение технологических изменений для эффективного производства изделий;

- разработка и анализ показателей эффективности работы персонала;

- анализ результатов инвентаризации;

- регулирование уровня инвентарных запасов и выпуска заказов.

6. Анализ внешней среды - аудит работы объектов компании.

7. Работа с источниками информации об объекте:

- работа с информационными системами;

- создание и ведение БД;

- ведение документооборота;

- ведение деловой корреспонденции с поставщиками.

8. Подготовка отчетов, внедрение рекомендаций:

- разработка форм отчетности для сбора и предоставления информации;

- подготовка отчетов (ежедневных и еженедельных);

- подготовка отчетов типа «План-Фактор»;

- работа с консолидированной отчетностью и подготовка информации для внутренних пользователей;

- оценка эффективности проведения промо-мероприятий;

- формирование адресной базы для рассылки коммерческих предложений;

- формирование пакета документации для участия в тендерах;

- подготовка документов для сертификации продуктов;

- проверка истинности и корректности данных, использующихся для формирования отчетов;

- прогнозирование продаж;

- разработка бизнес-планов.

Требования к претендентам на должности

«аналитик, аналитик-ассистент»:

1. Высшее образование - аналитика, статистика, экономика либо в сфере, в которой работает компания.

2. Знание:

- статистики;

- законодательных актов (Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующего госзаказ, региональных актов);

- грамматики и стилистики;

- английского языка (Intermediate, UpperIntermediate);

3. Понимание основных принципов МСФО.

4. Умения:

- вести переговоры;

- работать с программным обеспечением (1С, ТиС, реляционных БД).

5. Опыт работы:

- на должности аналитика от 1до 4 лет;

- опыт работы с БД;

- опыт формирования функциональных требований к информационным системам;

- опыт описания бизнес-процессов;

- опыт по формированию конкурсных заявок.

9. Личностные качества: аналитический склад ума.

Текст рекламных объявлений краток, но позволяет выделить основные профессиональные требования к аналитику универсальной подготовки.

В сравнении с частными специализациями профессии аналитика, приведенный список

дополняется широким спектром специализированных задач. Так, для инвестиционного аналитика перечень должностных обязанностей предполагает анализ информации, поступающей с финансовых рынков, консультирование клиентов.

Бизнес-аналитик ориентируется работодателями на анализ и документирование бизнес-процессов компании, визуальное представление бизнес-процессов компании (схемы, таблицы), разработку планов по изменению бизнес-процессов. Он принимает участие в реализации изменений бизнес-процессов. За ним закрепляется работа с аналитическим программным обеспечением, внесение изменений с точки зрения аналитики, а также создание пользовательских инструкций по работе с программным продуктом. Работающий на предприятии бизнес-аналитик включатся в непрерывный процесс по составлению и оптимизации отчетов по закрытию каждого периода, подготовку прогнозов и бюджетов. Он участвует в планировании бюджетов проектов.

Широко востребована на рынке труда специализация «маркетолог-аналитик», который обеспечивает мониторинг цен, анализ продаж, состава клиентской базы и целевой аудитории конкретной продукции. Для предприятия он осуществляет оценку доли рынка, выявляет тенденции развития рынка, емкость его сегментов. К числу специфических задач следует отнести аналитику запуска новых продуктов, анализ внутренней среды компании, позиционирование предприятия и товарной марки продукции. Если аналитик работает на сбыт товара, то осуществляет разработку предложений по ценовому позиционированию брендов, анализ ассортимента по категориям, продуктам, каналам сбыта. В этом случае в должностную инструкцию входит оценка динамики и тенденций продаж, мониторинг конкурентов (SWOT-анализ), оперативное планирование продаж службы сбыта (DFM и SOP). Так как маркетолог-аналитик не может поддерживать собственные многоаспектные базы данных о развитии рынка, то за ним закрепляется функ-циия «обработка результатов исследовательских кампаний (GfK, ACNielsen)», а также обработка данных по результатам собственного опроса потребителей. Специализация «PR-аналитик» ограничена сбором и первичной обработкой информации из СМИ и сети Интернет, ведением БД публикаций и подготовкой отчетов по каждому запросу от корпоративных клиентов.

Среди разнообразных обязанностей аналитиков из рекламных объявлений о вакансиях можно выделить несколько типовых групп профессиональных задач:

- разработка и внедрение системы показателей, отражающих и позволяющих проанализировать работу организации в целом либо одной из ее функциональных структур;

- мониторинг данных параметров с различной периодичностью (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) с представлением результатов (иногда графическим) в виде отчетов руководству;

- выявление причин неуспеха в работе компании в целом либо одной из ее функциональных структур, разработка системы мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем;

- выполнение прогнозов по отдельным показателям деятельности компаний, а также прогнозирование результатов работы компании в целом.

Соответственно, аналитик должен уметь оперативно находить необходимую информацию об анализируемом объекте, знать и выбирать наиболее приемлемые приемы ее структурирования, знать методы и технологии анализа и синтеза информации, формулы расчета необходимых параметров на основе полученных данных об объекте.

Необходимые профессиональные компетенции. Разнообразие сфер, в которых требуется специалист-аналитик, обусловливает разнообразие знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на данной должности. Итогом изучения требований к соискателям на должность аналитика в разных фирмах, а также изучения заявленных обязанностей, присущих такой должности, были определены две группы профессиональных компетенций аналитика: общие и специализированные по отраслям. Общими профессиональными компетенциями аналитика должны обладать аналитики любой сферы деятельности. Компетенции, специализированные по отраслям, востребованы только в узкой области.

В рамках каждой группы компетенции делятся на три подгруппы: профессиональные компетенции (например, знание техник составления прогнозов - для общих, а умение составлять бизнес-план - для специализированных компетенций); технические компетенции (знание ПК - для общих, знание 1С - для специализированных); персональные компетенции (аналитический склад ума - для общих, умение выступать перед публикой - для специализированных).

Таким образом, общая схема типизации профессиональных компетенций, которые востребованы на сегодняшний день в профессии аналитика, может быть представлена в следующем виде:

Общие Специализированные

(универсальные) по отраслям

профессиональные профессиональные

технические технические

персональные персональные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По этой схеме можно формировать паспорт компетенций аналитиков любой отраслевой специализации. Таким образом, аналитики должны обладать всеми общими профессиональными компетенциями профессии, но помимо этого также должны обладать некоторыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для работы конкретно в данной сфере деятельности компании. Этот вывод позволяет формировать систему подготовки и переподготовки аналитиков в двух вариантах: базовое высшее образование формирует либо универсальные, либо специальные компетенции. Аналитик восполняет вторую группу компетенций в системе повышения квалификации, через самообразование и накопленный опыт решения конкретных аналитических задач.

Для подтверждения данного вывода рассмотрим профессиональные компетенции аналитика компьютерных технологий:

Необходимое образование. Все вакансии, предлагающие должность аналитика информационных технологий, имеют одним из главных требований высшее техническое образование только в области компьютерных технологий или математики, что обусловлено узкой спецификой данной профессии.

Необходимый опыт работы. Большинство из изученных объявлений о вакансиях аналитиков компьютерных технологий не содержит описания о требуемом опыте работы, что, скорее всего, компенсируется большим списком требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям соискателя. В тех вакансиях, где необходимый опыт работы был указан, он составляет минимум 1 год.

Обязанности. Все обязанности аналитиков в области компьютерных технологий можно обобщенно представить следующим образом:

1. Мониторинг состояния информационных технологий компании, выявление возможностей их модернизации в зависимости от нужд пользователей.

2. Проведение модернизации информационных технологий компании, поддержка пользователей по вопросам использования модернизированной системы.

3. Анализ сбоев работы системы, принятие превентивных мер во избежание подобных сбоев в будущем.

4. В некоторых случаях необходимо состав-

ление описаний и сопроводительной документации для новых информационных систем (или их частей), созданных аналитиком.

Профессиональные компетенции. Общими требованиями для всех соискателей на вакансии группы аналитиков в области компьютерных технологий являются: знание программирования, знание технического английского языка, знание государственных и отраслевых стандартов в области информационных технологий.

Все остальные требования сугубо специфичны и зависят от того, с какой целью компания-работодатель приглашает аналитика компьютерных технологий:

- для поддержания работы компьютерной сети внутри компании (например, знание ОС W¡ndows);

- для разработки информационных продуктов для продажи (например, знание DFD, UML, ВРМ1Ч, IDEFI, SQL).

На основе приведенных и формализованных сведений можно сделать вывод о том, что аналитики в области компьютерных технологий должны обладать рядом специфических профессиональных компетенций, не присущих профессии аналитика в целом (программирование, технический английский, умение подготовки технической документации по проектам и др.). В целом же задачи аналитика компьютерных технологий сводятся к тем же основным обязанностям, что и задачи аналитика универсального профиля:

1. Мониторинг состояния определенной области.

2. Поиск полезных практик.

3. Предложение по совершенствованию данной области.

4. Информационный контроль за выполнением рекомендаций.

5. Анализ неуспешной реализации рекомендаций и принятие превентивных мер.

6. Экспресс-анализ объекта по текущим запросам.

7. Прогнозирование развития объекта анализа.

Соответственно, в любой области, в какой

бы ни работал аналитик, ему понадобятся знание тематической структуры и специфики избранной сферы деятельности, аналитический склад ума, самостоятельное и изобретательное мышление, а также способность нести ответственность за свои технологические решения (выбор методов анализа, алгоритмизация аналитической технологии под определенный тип запросов), за конечные рекомендации заказчикам и пользователям обзорно-аналитической продукции.

Необходимо отметить, что в требованиях

к изученным вакансиям совершенно не упоминаются такие компетенции аналитика, как взаимодействие с представителями общественных организаций и взаимодействие со СМИ, выявленные в «Профессиограмме...». Это связано с тем, что цитируемое исследование направлено на специалистов информационно-аналитического отдела органов власти, а подобной вакансии в рассмотренном массиве объявлений о работе не имеется. Тем не менее это значимые компетенции и для аналитика информационных ресурсов. В его практике они реализуются в двух аспектах: библиотеки и информационные центры часто выполняют запросы муниципальных органов власти, общественных организаций и редакций СМИ; аналитик использует их печатные и электронные документы в процессе выполнения широкого круга запросов.

В целом выявленные компетенции, сложные должностные обязанности аналитиков, частота сообщений о вакансиях и уровень зарплат определяют профессию в целом как высокоинтеллектуальную, активно востребованную на рынке вакансий.

В заключение имеет смысл отметить, что, несмотря на сжатость текстов рекламных сообщений о вакансиях на должность аналитика, они позволяют выявить основные требования к профессии, на основе которых можно составить паспорт компетенций для квалификации «аналитик информационных ресурсов», необходимый с вводом компетентностно-ориентированной системы обучения в высших учебных заведениях.

Примечания

1 Основные компетенции аналитика заложены в опубликованные программы дисциплин специализации. В их числе: Аналитика текста: программа курса / сост. Г. Ф. Горду-калова, Е. В. Мартынова // Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: гос. образов. стандарт, пример. программы, учеб. планы: сб. нормат. док. и учеб.-метод. обеспечения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Учеб.-метод. об-ние по образованию в обл. нар. художеств. культуры, соц.-культур. деятельности и информ. ресурсов. М.: Гранд: Фаир Пресс, 2005. С. 756-770; Информационно-аналитические технологии: программа курса / сост. Г. Ф. Гордукалова // Там же. С. 727-754; и др.

2 Исходный массив рекламных объявлений сформирован студентами 314-й группы библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

3 Мозолин А. В., Разумова И. А. Профессиограмма специалиста информационно-аналитической службы органа власти // Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина: электрон. арх. URL: http: // elar. usu. ru (дата обращения: 21. 12. 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.