Information About the Authors:
Lee Marina V. - post-graduated student of Epidemiology Department; Martynova Alina V. - MD, PhD, professor of Epidemiology Department of Pacific State Medical University, 690002, Vladivostok, Ostryakova, 2, Pacific State Medical University,
tel. (423) 456353, e-mail: [email protected]
© КАРАБИНСКАЯ O.A., ИЗАТУЛИН В.Г., МАКАРОВ O.A., КАЛЯГИН А.Н. - 2014 УДК: 616.891.6-003.96-053.7: 159.922
уровень тревожности как основной фактор в адаптации студентов различных этнических групп к образовательной среде вуза
Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, курс психологии и педагогики, зав. - к.м.н., доц. А.Б. Атаманюк, кафедра общей гигиены, зав. - д.м.н., проф., акад. РАН М.Ф. Савченков, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н. А.Н. Калягин)
Резюме. Исследованы индивидуально-психологические особенности личности студентов и их влияние на процесс адаптации к образовательной среде вуза. Установлено, что реактивная (РТ) и личностная (ЛТ) тревожность, а также уровень нейротизма и тип темперамента выступают в качестве факторов, определяющих уровень адаптации. Так же выявлено, что у студентов русской и этнической групп наблюдаются высокий уровень тревожности и эмоциональная нестабильность.
Ключевые слова: адаптация, уровень тревожности, нейротизм, этнические особенности, студенты.
LEVEL OF ANXIETY AS A MAJOR FACTOR IN ADAPTATION OF STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS TO HIGHER EDUCATIONAL ENVIRONMENT
O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. Individual and psychological features of the identity of students and their influence on process of adaptation to the educational environment of higher education institution are investigated. It has been established that reactive (RT) and personal (LT) uneasiness as well as level of neurotism and type of temperament act as the factors defining adaptation level. It also has been revealed that in students of the Russian and ethnic groups the level of uneasiness and emotional instability are high.
Key words: adaptation, anxiety, neuroticism, ethnic characteristics, students.
Проблема адаптации студентов к образовательной среде вуза вызывает глубокий интерес к факторам, влияющим на процесс активного приспособления к новым социальным условиям.
Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть не только от факторов внешней среды, но и от личностных особенностей данного индивида, а так же от его целей и способов их достижения. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в основе процесса адаптации организма лежат индивидуально-психологические особенности данного субъекта [1]. Высокий уровень тревожности, играет отрицательную роль в регуляции поведения и деятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах и ухудшает его адаптацию к ряду жизненных ситуаций [2].
Именно в процессе адаптации проявляются личностные особенности индивида, в том числе и особенности характерные для той или иной этнической общности. В результате осуществляется обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии.
Россия многонациональное государство, где давно и успешно в разных вузах, в том числе и в медицинских, обучаются представители разных этносов (иностранные студенты в медицинских вузах РФ). Они привносят свои образы здоровья и болезни, но результат их обучения один - диплом врача, независимо от этнического стереотипа здоровьесох-раняющего поведения, навыков народного целительства, вероисповедания и т.п.
Цель настоящего исследования определить влияние уровня тревожности на процесс адаптации студентов с учётом этнических особенностей.
Материалы и методы
Были исследованы 167 студентов первых курсов трёх фа-
культетов, в возрасте 17-23 лет. Сформированы группы по гендерному и этническому признакам: этническую группу составили 59 студентов из них 39 девушек и 20 юношей бурятской национальности, русскую группу составили 108 студентов из них 77 девушек и 31 юношей.
Для изучения психосоциальной адаптации использовали оценку реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности по тесту Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина [4,7]. Этот тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Уровень нейротизма и типы темперамента определяли по тесту Г. Айзенка [3].
Результаты и обсуждение
Психические состояния тревожности, нейротизма и темперамента выступают в качестве важнейших факторов, определяющих успешность человека в различных сферах деятельности, оказывают существенное влияние на эффективность и качество его обучения [1]. Полученные показатели личной тревожности (ЛТ) и показатели реактивной тревожности (РТ) студентов с учётом гендерных и этнических различий представлены в таблице 1.
Анализируя результаты тестирования, полученные в группах, сформированных по гендерному признаку, выявили: девушек с низкой реактивной тревожностью статистически значимо больше 63% (р<0,05), чем юношей 48%, но со средней и высокой реактивной тревожностью значимых различий не выявлено (табл. 1). При оценке личной тревожности необходимо помнить что, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Но при этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги".
Полученные результаты исследования по шкале личная
Сравнительная характеристика показателей личной и реактивной тревожности у русской и этнической групп по гендерному признаку
Таблица 1 РТ могут вызывать нарушения внимания и тонкую
Изучаемое явление Девушки (П=116) Юноши (П=51) P
< 30 31-45 >46 < 30 31-45 >46
Реактивная тревожность абс. 55 32 29 20 17 14
% 63 21 16 48* 33 19 p<0,05
Личная тревожность абс. 34 40 42 13 21 17
% 25 36 39 53* 33 14* p<0,05 p<0,05
тревожность, показали, что девушек с низкои личнои тревожностью значительно меньше - 25%, по сравнению с юно-
Рис. 1. Показателей личной и реактивной тревожности у русской и этнической групп по гендерному признаку.
шами - 53% (р<0,05). Значимые различия так же выявлены у студентов с высоким уровнем личной тревожности. У девушек этот показатель равен 39%, у юношей он в 2,8 раза ниже и составляет 14% (р<0,05) (рис. 1).
Многие исследователи считают, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой [5]. Результаты исследования уровней личной и реактивной тревожности с учётом национальных особенностей в изучаемых группах представлены в таблице 2.
Результаты исследования показали, что количество юношей со средним уровнем реактивной тревожности в изучаемых группах имеют значимые различия: в русской группе они составляют 50%, тогда как в этнической группе - 20% (р<0,05) (табл. 2).
Высокий уровень РТ характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, а в некоторых случаях очень высокие результаты по шкале
координацию. Анализируя полученные данные, выявлено 10% юношей в русской группе с высоким уровнем РТ, тогда как в этнической группе юношей с высоким уровнем РТ статистически значимо больше и он составляет 25% (р<0,05). Значимых различий с низким уровнем РТ, между студентами изучаемых групп не выявлено (рис. 2).
С низким уровнем личной тревожности юношей в этнической группе выявлено в 3,25 раза больше (65%), чем юношей в русской группе (20% р<0,05). Со средним уровнем ЛТ в этнической группе выявлено 25% юношей, что статистически значимо меньше, чем юношей в русской группе 40% р <0,05. С высоким уровнем ЛТ в этнической группе выявлено 10%, что значительно меньше чем юношей в русской группе (20% р<0,05) (табл. 2).
Результаты исследования показали, что количество девушек с низким уровнем реактивной тревожности в русской и этнической группах статистически значимых различий не имеют и составляют 66% и 55% соответственно (табл. 2). Тогда как со средним уровнем РТ в русской группе выявлено 17% девушек, что статистически значимо меньше, чем в этнической группе 30% (р<0,05). С высоким уровнем РТ девушек в русской и этнической группах статистически значимых различий не выявлено (17% и 15% соответственно) (рис. 2).
Реактивная тревожность формируется под действием неблагоприятных средовых факторов и характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью, тогда как личная тревожность является устойчивой характеристикой человека.
Количество девушек с высокой личной тревожностью выявлено в русской группе - 42%, что
Рис. 2. Сравнительная характеристика показателей личной и реактивной тревожности у юношей различных этнических групп.
Таблица 2
Сравнительная характеристика показателей личной и реактивной тревожности у юношей и девушек различных этнических групп
Группы Реактивная тревожность Личная тревожность
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Русские юноши абс. 12 15 3 6 13 13
(П=31) % 40 50 10 20 40 40
Бурятские юноши абс. 6 13 13 13 5 2
(П=20) % 55 20* 25* 65* 25* 10*
Русские девушки абс. 51 13 13 19 26 33
(П=77) % 66 17 17 25 33 42
Бурятские девушки абс. 22 12 6 11 15 13
(П=39) % 55 30* 15 28 39 33*
Примечание: ' тами одного пола.
р<0,05 статистически значимые отличия между русскими и бурятскими студен-
статистически значимо больше, чем в этнической группе -
33% (р<0,05) (рис. 3).
В современной психологии термином «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание [1].
Г. Айзенк использовал ней-ротизм как показатель одного из основных свойств личности. Нейротизм генетически детерминирован, его выраженность связана с балансом процессов возбуждения и торможения, а так же со скоростью и прочно-
Рис. 3. Сравнительная характеристика показателей личной и реактивной тревожности у девушек различных этнических групп.
стью выработки условных рефлексов в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.
Нейротизму соответствует импульсивность, эмоциональность, а так же неуверенность в себе, склонность к раздражительности и выраженная чувствительность. В таблице 3 представлены показатели нейротизма у студентов изучаемых групп.
Результаты средне группового нейротизма у девушек русской и этнической групп повышены (более 12 баллов), это указывает на эмоциональную нестабильность студенток (русские девушки - 12,5; бурятские девушки - 13,5), тогда как у юношей показатель нейротизма соответствует эмо-
циональной стабильности (русские юноши - 9,3; бурятские юноши - 10,3), что свидетельствует о резистентности мужского организма к воздействию психоэмоциональных факторов.
Наибольшее количество эмоционально нестабильных студентов выявлено у юношей русской группы (50%), что статистически значимо больше чем у юношей этнической группы (11% р<0,05). У девушек наибольшее количество эмоционально нестабильных студенток выявлено в этнической группе (50%), что статистически значимых больше, чем у девушек в русской группе (23% р<0,05). Эмоциональная неустойчивость, нейротизм выражается в лабильности, рассеянности внимания, депрессивных реакциях, неустойчивости в стрессовых ситуациях, низким уровнем процесса адаптации.
Таким образом, проведённое исследование показало, что для студентов русской и этнической групп характерны определённые трудности в психосоциальной адаптации. Это обусловлены более высоким уровнем тревожности и эмоциональной нестабильности (особенно у девушек).
Таблица 3
Сравнительная характеристика показателей нейротизма личности у юношей и девушек изучаемых групп
Группа Уровень нейротизма (баллы) M±m Доля эмоционально нестабильных студентов (%) M±m
Русские юноши 9,3±0,5 50±7,9
Бурятские юноши 10,3±0,8 11±9,2
Русские девушки 12,5±0,5 23±5,1
Бурятские девушки 13,5±0,5 50±5,1
ЛИТЕРАТУРА
1. Будук-оол Л.К. Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Вып. 6 (108). - С.176-180.
2. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
3. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Т. 1. - 312 с.
4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С.12-13.
5. Степанова О.К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2002. -110 с.
6. Тутушкина М.К. Практическая психология. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.
7. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. - 1978. - №6. - С.94-106.
REFERENCES
1. Budukool L.K. Ethical features of psychosocial and social adaptation of students to studying at university // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. -2011. - Is. 6 (108). - P.176-180. (in Russian)
2. Parishioners A.M. Anxiety in children and adolescents: the psychological dynamics of nature and age. - Moscow: Moscow psycho-social institution; Voronezh: MODEK, 2000. - 304 p. (in Russian)
3. Psychological tests / Ed. A.A. Karelin. - Moscow: VLADOS 2002. - Is. 1. - 312 p. (in Russian)
4. Spielberger B.H. Conceptual and methodological problems in the study of anxiety. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1983. - P.12-13. (in Russian)
5. Stepanova O.K. Features ethnic stereotypes students Buryatia. - Ulan-Ude: Buryat Publ. University Press, 2002. -110 p. (in Russian)
6. Tutushkina M.K. Practical psychology. - St. Petersburg: Didaktika Plus, 2001. - 368 p. (in Russian)
7. Hanin Y.L. The study of anxiety in sport // Voprosy psikhologii. - 1978. - №6. - P.94-106. (in Russian)
Информация об авторах:
Карабинская Ольга Арнольдовна - ассистент, 6640о3, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ; Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Макаров Олег Александрович - профессор, д.м.н.; Калягин Алексей Николаевич -заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Karabinskaya Olga Arnoldovna - assistant; Izatulin Vladimir G. - Professor, PhD, MD; Makarov Oleg - Professor, MD, PhD; Kalyagin Alexey - Head of Department, Professor, PhD, MD, 664046, Russia, Irkutsk, post box 62, e-mail: [email protected]